Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Зонирование

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 05.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


1.Кадастровое  зонирование земель в РК
       Функциональные  особенности использования земли  определили ее место среди природных  ресурсов. Она является исходной материальной основой благосостояния членов общества, пространственным базисом для размещения производительных сил и расселения людей, основой для нормального  протекания воспроизводственных процессов  всех факторов экономического роста  – трудовых, материально-технических  и природных. Она также обладает стоимостью, оценка которой представляет собой одно из важнейших условий  нормального функционирования и  развития экономики.
       Необходимость в получении достоверной оценки стоимости земельных участков испытывают как государственные и муниципальные  органы исполнительной власти при управлении земельными ресурсами, осуществлении  перспективного развития населенных пунктов, проведении рациональной земельной  и налоговой политики, так и  частные субъекты земельного права  при совершении разного рода сделок с землей. Среди земель разных категорий  городские представляют наибольший интерес.
       Необходимость создания и ведения государственных  кадастров, в том числе введение кадастровой оценки городских земель, как одного из самых важных мероприятий  в составе кадастра,  диктуется  ориентацией нашей экономики  на рыночные отношения между государством и его гражданами. Достоверная  кадастровая информация позволяет  принимать решения более эффективно, а также воздействовать на рынок  земли и недвижимости, обеспечивать надежность операций с землей.

  

 

1 название раздела(общие положения зонирования территории)

      название  подраздела
 
       Зонирование земель в Республике Казахстан осуществляется в соответствии с Земельным кодексом Республики Казахстан. Определение  территории земель с установлением  их целевого режима использования основывается на принципах законодательства Республики Казахстан, регулирующих отношения  по использованию и охране земли, недр, лесных и водных ресурсов, растительного  покрова и животного мира, а  также архитектурно-градостроительной  деятельности.
       Зонирование - определение территории земель с установлением их целевого назначения и режима использования. Термин «зонирование» происходит от слова «зона». Земли, леса воды, недра и другие природные объекты делятся на конкретные участки, территории, зоны; выделяются зоны в атмосфере и даже в космосе. Зонирование необходимо для введения соответствующих мониторингов и кадастров, учета природных объектов, правильного рационального их использования, надлежащей охраны. Организацию зонирования земель на уровне областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения) осуществляют соответствующие уполномоченные органы областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения). Проект (схема) зонирования земель утверждается соответствующими представительными органами областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения). Классификатор целевого назначения земель разрабатывается на основе проектов (схем) зонирования земель и утверждается местными исполнительными органами областей (города республиканского значения, столицы), районов (городов областного значения). Целевой режим использования территории, определенный при зонировании земель является для субъектов земельных правоотношений обязательным. Зонирование земель проводится по решению местных исполнительных органов и осуществляется за счет бюджетных средств.

2.Оформление, согласование и утверждение схемы зонирования земель

 
      Материалы районной схемы зонирования земель для целей налогообложения содержат краткую пояснительную записку  с расчетными таблицами и графические  материалы.
      В пояснительной записке излагаются основные принципы зонирования земель, обоснование необходимости применения тех или иных коэффициентов на природные и социально-экономические  условия и порядок расчета  рекомендуемых поправочных коэффициентов  к базовым ставкам земельного налога.
      На  графическом материале отображаются границы, номера и названия кадастровых  кварталов; населенные пункты, их наименование и административный уровень; основные массивы орошаемой и неорошаемой пашни (для земледельческой зоны); обводнение и культурно-техническое состояние кормовых угодий (для пустынных и полупустынных зон); дорожная сеть с отображением ее качества; пригородная зона и зоны с особыми условиями пользования землей; другие основные элементы плана; границы зон для целей налогообложения с указанием рекомендуемых поправочных коэффициентов к базовым ставкам земельного налога.
      Схема зонирования земель для целей  налогообложения по району согласовывается  с районным исполнительным органом, уполномоченным органом по земельным  отношениям, налоговым органом и  утверждается районным представительным органом. 
 

      1.1 Этапы развития законодательства о зонировании земель в Республике Казахстан. 

      Повышенное  внимание вопросам правового  регулирования отношений, касающихся зонирования территорий, вызвано тем, что действующая на протяжении многих десятилетий система определения правового режима земель перестала отвечать современным требованиям экономического и социального развития государства.
      Отдельные элементы зонирования территории складывались еще в недрах советского законодательства, для которого было характерно деление  земель на категории и установление правового режима  в зависимости  от роли земли как средства производства либо операционного базиса хозяйственной  деятельности. Заметным достижением  советского земельного законодательства можно рассматривать классификацию  земель сельскохозяйственного назначения по угодьям. Они подразделились на пашню, залежь, сенокосы, пастбища и многолетние  насаждения, что имело правовое значение, так как по отношению к каждому угодью устанавливались определенные права и обязанности землепользователей по производственному их использованию. Законодательно оговаривалось, что уменьшение площадей орошаемых и осушенных земель, пашен, ценных многолетних плодовых насаждений и виноградников, а также высокопродуктивных угодий, в том числе и перевод их в менее продуктивные угодья, не допускается, за исключением случаев особой необходимости. Попытка установления правового режима земель сельскохозяйственного назначения в зависимости от видовых особенностей сельскохозяйственных угодий составили основу преемственности земельного законодательства советского периода независимого развития Казахстана. Потеря чисто административных рычагов обеспечения установления правового режима в зависимости от видовых особенностей сельскохозяйственных угодий отнюдь не отрицает важной роли сложившейся в советское время солидной научной базы, используемой в практике современного зонирования земель сельскохозяйственного назначения.
      В советский период наибольшее развитие элементы зонирования получили применительно  к землям населенных пунктов. Необходимость  комплексного использования городской  территории обнаружило недостаточность деления городских земель на земли городской застройки; земли общего пользования; земли сельскохозяйственного использования, земли, занятые городскими лесами, земли железнодорожного, водного воздушного, трубопроводного транспорта, горной промышленности. На землях городской застройки необходимо было определить порядок и сроки застройки важнейших жилых и промышленных жилых и промышленных районов, кварталов, главных улиц и площадей, которые решались на основе Генерального плана развития города, проектов детальной планировки и застройки. Одним из элементов проектов детальной планировки являлись планы красных линий, определяющих границы между улицами, площадями, проездами, с их помощью земли городской застройки отделялись от земель общего пользования. Большое влияние на формирование необходимых организационно-правовых предпосылок зонирования оказало внедрение на уровне подзаконных нормативных и плановых актов элементов функционального зонирования при установлении правового режима земель населенных пунктов.
      Таким образом, большое влияние на формирование необходимых организационно-правовых предпосылок зонирования оказали  внедрение зон с особыми условиями  землепользования на землях несельскохозяйственного  назначения и элементов функционального  зонирования при установлении правового  режима земель населенных пунктов, которое можно отнести к первому этапу становления правовых основ зонирования земель в Казахстане. Функциональные зоны и зоны с особыми условиями землепользования сыграли важную роль в экологизации правового режима земель, заложили основы преемственности, в развитии земельных отношений, содействуя правильному определению социальных приоритетов  земельного законодательства суверенного Казахстана.
      На  начальных этапах независимого развития дальнейшее развитие функциональные зоны и зоны с особыми условиями  землепользования получили в градостроительном и природоохранительном законодательстве. Таким образом, второй этап формирования нормативно-правовых основ зонирования характеризуется широким применением функционального зонирования на землях населенных пунктов, выделением земель заповедников и заказников  в самостоятельную категорию земель особо охраняемых природных территорий, правовой режим которых определялся особенностями их функциональных зон, что нашло отражение в Земельном кодексе Республики Казахстан.
      Земельный кодекс Республики Казахстан определил  общие подходы и принципы правового  регулирования зонирования, закрепив его общеобязательный, комплексный характер и доминирующее значение в установлении правового режима земель, что имеет важное значение для формирования института зонирования как структурной части земельного права, что можно рассматривать как начало третьего этапа развития правовой базы зонирования земель. Создание полноценной нормативно-правовой базы зонирования имеет важное значение для правильного определения категориальной принадлежности земель с учетом их функционально-качественных характеристик, порядка изменения целевого назначения земель, перевода земель из одной категории в другую, планирования и финансирования землеохранных и восстановительных мероприятий, способствует тем самым улучшению структуры и качества всего земельного фонда страны.
      При зонировании земель учитываются  природные и экономические условия; целевое назначение; качественное состояние  земель, их продуктивность и оценка; экологическое состояние земель; особый или специальный  режим  использования земель различных  категорий и другие.
      При зонировании земель сельскохозяйственного  назначения учитываются: агроклиматические  условия; почвы и растительность; качественное состояние сельскохозяйственных угодий; специализация сельскохозяйственного  производства; особые условия пользования  землей. Основой зонирования земель сельскохозяйственного назначения является природно-сельскохозяйственное зонирование с выделением природных  зон, подзон и округов.
      Зонирование земель городов, поселков, сельских населенных пунктов определяется: использованием земель городов, поселков, сельских населенных пунктов в соответствии с их генеральными планами земельно-хозяйственного устройства территории, с учетом природоохранных мероприятий; выделением за пределами городской черты пригородных зон с установленным режимом их использования.
      В составе земель пригородных зон  могут включаться земли за  пределами  городской черты, составляющие с  городом единую социальную, природную  и хозяйственную территорию. Действующее  законодательство предусматривает  проведение функционального зонирования  всей территории населенного пункта.
      В пригородной зоне осуществляется зонирование  территории с выделением зон интенсивного развития пригородного сельскохозяйственного  производства, особого градостроительного регулирования (резервных территорий для развития города, размещения и  строительства сооружений, необходимых  для нормального функционирования инженерной и транспортной инфраструктур), зеленых зон, занятых лесами, лесопарками  и другими зелеными насаждениями, выполняющими защитные и санитарно-гигиенические функции, являющихся местом отдыха населения.
      Таким образом, функциональным зонированием охвачены и земли других категорий, расположенные на территории населенных пунктов и за ее пределами.
      Не  вызывает сомнения, что внедрение  функционального зонирования в  отношении других категорий земель представляет собой одну из важных тенденций развития земельного законодательства республики.
      Зонирование земель промышленности, транспорта, связи, обороны иного несельскохозяйственного назначения осуществляется с учетом обеспечения рационального, комплексного и безопасного использования земли недр, охраны окружающей природной среды.
      В ходе зонирования земель вокруг промышленных, транспортных, линейных и других объектов выявляются и устанавливаются зоны с особыми условиями пользования  землей, в пределах которых ограничиваются или запрещаются те виды деятельности, которые несовместимы с целями установленных  зон.
      Зонирование земель особо охраняемых природных  территорий, земель оздоровительного, рекреационного и историко-культурного  назначения осуществляется в целях  обеспечения целевого использования  и охраны этих земель.
      Приводится  состав земель этой категории, назначение, режим охраны территорий либо регулируемый режим хозяйственной деятельности.
      В соответствии с Концепцией развития и размещения, особо охраняемых природных территорий Республики Казахстан до 2030 года, утвержденной правительством Республики Казахстан, а также утвержденными в установленном порядке другими программами и проектами, затрагивающими земли особо охраняемых природных территорий, земли оздоровительного и историко-культурного назначения, определяются перспективные объекты этой категории земель и выделяются резервные территории для их организации.
      Зонирование земель лесного фонда производится с учетом обеспечения условий  для повышения экологического ресурсного потенциалов лесов, их охраны, защиты и воспроизводства.
      Выделяются  защитные лесные полосы и защитные насаждения различного целевого назначения в зависимости от приоритетности выполняемых лесами функций.
      Зонирование земель водного фонда содержит оценку использования земель с учетом обеспечения  рационального использования водных ресурсов для нужд населения, отраслей экономики, охраны окружающей среды.
      В целях предотвращения загрязнения, засорения и истощения поверхностных  вод, поддержания водных объектов водохозяйственных  сооружений в состоянии, соответствующем  санитарно-гигиеническим и экологическим требованиям, а также сохранения животного и растительного мира устанавливаются водоохранные зоны и полосы с особыми условиями пользования, в пределах которых ограничиваются или запрещаются те виды деятельности, которые несовместимы с целями установления зон.
      Зонирование земель запаса осуществляется в целях  перспективного определения целевого режима использования земель, не предоставленных  в собственность или землепользование, для нужд сельского хозяйства, промышленности и иных целей.
      Зонирование земель республики, прежде всего, связано  с общегосударственными интересами рационального использования и  охраны земельного фонда страны.
      В земельном законодательстве находят  отражение публичные интересы общества по обеспечению рационального использования и охраны земли как условия его существования и основы материального благополучия, что объективно обуславливает не только необходимость ограничения прав частных собственников в установленных законом пределах, но и введения нормативных правил использования земель в зависимости от зоны их нахождения.
      Название  зоны или вида земель отражает, прежде всего, приоритеты в области землепользования и охраны земель с учетом их категориальной принадлежности.
      За  счет применения института зонирования  органы местного управления получают возможность более эффективно осуществлять политику обустройства территории и  реализовать местные социальные программы.
      В современных условиях практические вопросы зонирования земель регулируются инструктивными материалами Агентства по управлению земельными ресурсами, которые нацелены на комплексное решение поблеем многоцелевого использования земель с учетом их природных связей и особенностей. Вместе с тем вопросы зонирования земель наряду с Земельным кодексом Республики Казахстан регулируются Экологическим, Водным, Лесным кодексами, Законами об особо охраняемых природных территориях, об архитектуре и градостроительстве, об автомобильном транспорте, о радиационной безопасности населения, о промышленной безопасности на опасных производственных объектах, которые в иерархии нормативно-правовых актов стоят выше, чем подзаконно нормативно-правовые акты о зонировании.
      К тому же нормы о зонировании нормативных правовых актов одного иерархического уровня и различной отраслевой принадлежности слабо увязаны и противоречивы. Так, нормы Земельного кодекса допускают отнесение земель особо охраняемых природных территорий, и землям водного фонда. В соответствии с лесным законодательством земли государственных заповедников, где преобладают лесные массивы, относятся к землям лесного фонда, а в соответствии с Земельным кодексом - к землям особо охраняемых природных территорий. Представляется, что неопределенность и противоречивость подходов в определении соотношений правовых режимов определенных территорий и отдельных категорий земель, межотраслевой характер проблемы зонирования территории ставит на повестку дня необходимость разработки и принятия специального Закона Республики Казахстан «О зонировании территорий» с систематизацией на качественно новом уровне норм о зонировании территории различных отраслей законодательства с четким определением нормативной природы, параметров, социальных приоритетов зонирования территории. В нем необходимо устранить разночтения в отношении основных категорий, понятий, терминологии, применяемых в различных отраслях законодательства.
      В частности, в теоретической литературе нет единства взглядов в понимании юридической природы, функционального назначения, комплексного характера зонирования. Зачастую в качестве видов зонирования рассматриваются функциональное зонирование, правовое зонирование, финансовое зонирование, экологическое зонирование. Представляется, что классификация зонирования на различные виды допустима для учета различных аспектов зонирования и не должна подрывать единства юридической природы зонирования как функции государственного управления земельным фондом и основного института земельного законодательства. Все акты зонирования являются общеобязательными и носят нормативно-правовой характер, что не отрицает их иерархического построения и снимает вопросы об их соотношении.

3.Виды зонирования территорий в Казахстане

 
       Природное зонирование имеет исключительное важное значение при
реализации  государственных программ и прогнозов  рационального использования земель, развития сельских территорий и других программ и мероприятий по использованию  и охране земель каждого региона  страны. Природно-климатические условия  играют важную роль в использовании  земель, в формировании плодородного слоя почв, а следовательно, и качестве земельных угодий. Они непосредственно  влияют на установление целевого назначения и режима использования земель.
       Зонирование является основой при решении  важнейших вопросов организации  рационального природопользования, развития и размещения отраслей экономики  и видов производств, специализации  производства  в аграрном секторе, а так же при разработке мероприятий  по рациональному использованию  и охране земельных ресурсов.
       Казахстан находится в центре Евразийского материка, на почти равном расстоянии от Атлантического и Тихого океанов, а также значительно удален от Индийского океана. Такое глубокое материковое расположение в значительной мере определяет его природное условия
      Представляется  целесообразным рассмотреть все  существующие виды зонирования территорий. В Казахстане зачастую в качестве видов  зонирования выделяют:
      - функциональное зонирование
      - правовое зонирование
      - градостроительное зонирование
      - ценовое экономическое зонирование
      - экологическое зонирование
      - кадастровое зонирование
      Рассмотрим  каждый вид зонирования в отдельности.
1.Функциональное зонирование отводит каждому из основных видов деятельности территорию, достаточную по размеру и отвечающую требованиям данной функции.
     Районы, отводимые для тяжелой промышленности, отделяются от районов, предназначенных  для торговли. Жилые районы охраняются от вторжения торговли и промышленности; районы, отводимые для жилой застройки  одного типа, отделяются от районов  с другим типом застройки. Для  каждой из этих зон необходим специфический  экологический и транспортный режим. Смешение этих зон недопустимо.
     Основная  цель функционального зонирования - выделение в пределах города относительно однородных по природным особенностям и техногенной нагрузке участков на предмет рационального хозяйственного использования земель с учетом геоэкологической ситуации.
     Основными задачами данной работы являются:
     - обоснование в соответствии с природными условиями территории регламентов деятельности на отдельных участках с качественной оценкой геоэкологической ситуации и разработкой рекомендаций по ее улучшению;
     - оценка соответствия функциональной принадлежности территории и ее статуса и режима природоохранной и хозяйственной деятельности;
     - выявление участков, в пределах которых, элементы природного комплекса подвергаются негативному техногенному воздействию в наибольшей степени.
     2. Правовое зонирование применяется в противовес функциональному зонированию, под которым понимается деление типов пользования на различные категории в соответствии с генеральным планом. В свою очередь, правовое зонирование рассматривается как процесс подразделения городской территории на определенное число зон с установленными границами, где в отношении к каждому земельному участку, расположенных в них, определяются правила использования и строительного изменения недвижимости. При этом ссылаются на то, что правовое зонирование осуществляется органами местного самоуправления, а его результаты оформляются в виде местных нормативных правовых актов, например, как «Правила землепользования и застройки» соответствующего города, поселения. Эти акты имеют обязательную юридическую силу и подлежат исполнению всеми субъектами, осуществляющими изменения объектов недвижимости или причастными к этому процессу, - административными органами надзора и контроля, владельцами недвижимости, инвесторами, застройщиками, подрядчиками. Правила являются основанием для разрешения споров в судебном порядке.
      3. Зонирование территорий для осуществления градостроительной деятельности предусмотрено в Градостроительном кодексе РК.
      Данный  вид зонирования проводится для  обеспечения благоприятной среды  жизнедеятельности людей, защиты территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предотвращения чрезмерной концентрации населения и производства, загрязнения  окружающей среды, сохранения особо  охраняемых природных территорий, в  том числе природных ландшафтов, охраны памятников истории и культуры, сельскохозяйственных и лесных угодий.
      В указанных целях при градостроительном  планировании осуществляется деление  территорий на следующие территориальные  зоны:
    зоны охраны памятников истории и культуры;
    зоны особо охраняемых природных территорий
    санитарные, защитные и санитарно-защитные зоны
    водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы
    зоны санитарной охраны источников водоснабжения водопроводов питьевого назначения;
    зоны залегания полезных ископаемых;
    территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    зоны  чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия;
    зоны  с экстремальными природно-климатическими условиями;
    иные зоны, установленные в соответствии с законодательством РК и законодательством субъектов РК.
      Территориальные зоны, их границы и правовой режим  определяются в схемах зонирования, которые разрабатываются при  подготовке градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений  и об их застройке. Данные о правовом режиме территориальных зон, в том  числе виды разрешенного использования  и иные ограничения, включаются в  правила застройки.
     4. Ценовое экономическое зонирование, представляющее собой определение зон с одинаковым шагом уровня рыночных цен за единицу площади земель, отвечает задачам территориального планирования, которое заключается в определении назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения интересов граждан, юридических лиц, интересов государства и муниципальных образований.
     При этом в составе и содержании документов территориального планирования отсутствуют  требования по проведению экономического зонирования, хотя и не исключается  представление и отображение  данной информации в составе материалов по обоснованию проектов схем территориального планирования в виде информации о состоянии соответствующих территорий и возможных направлениях ее развития.
     Применение  ценового экономического зонирования  в полной мере позволит обеспечить решение насущных задач государственного и муниципального управления по обеспечению  рационального управления земельными ресурсами не только с точки зрения экономически эффективного использования земельного потенциала для пополнения бюджетов территорий за счет рыночной реализации и других финансовых операций с недвижимостью, но и в контексте общественного полезного решения задач градостроительного, социального, экологически безопасного развития среды обитания.
     5. Экологическое зонирование территорий  - предусмотренная законодательством система мероприятий по наиболее точному и четкому установлению границ территорий, акваторий, воздушного пространства, природных объектов и ресурсов в целях обеспечения рационального их использования и охраны. Экологическое зонирование территорий  непосредственно взаимно связано с природопользованием и охраной окружающей среды.
     Экологическое зонирование территорий   можно  различать: как связанное с территориальным  делением; как региональное и межрегиональное  экологическое зонирование; как зонирование по экономическим зонам, при котором учитываются размещение производственных сил, производственных объектов, которое в своей деятельности оказывают вредное экологическое воздействие; как картографическое и геодезическое зонирование.
     6.
Кадастровое зонирование территории представляет собой деление территории на кадастровые  единицы в целях организации  системы государственного кадастрового учета объектов недвижимости.  
Кадастровое зонирование территории непосредственно связано с процедурой государственной регистрации земельных участков и связанных с ними объектов недвижимого имущества. В связи с этим, в основу кадастрового зонирования территории положен принцип цельности и неделимости объекта недвижимости или имущественного комплекса.  
Результаты кадастрового зонирования отражаются на схеме кадастрового зонирования территории.  
Схема кадастрового зонирования территории муниципального образования предназначена для графического отображения системы элементов кадастра, местоположения, формирования кадастровых участков.  
Основными кадастровыми единицами являются кадастровые округа, зоны, блоки, массивы, кварталы, участки.  
На стадии кадастрового зонирования рассмотрены объекты до уровня кадастрового квартала.  
Кадастровое зонирование - процесс, в результате которого земли делятся на определенные участки, которые принято называть кадастровыми единицами. Границы данных участков-единиц наносятся на специализированные карты.  

Кадастровое зонирование используется в качестве наиболее удобного способа построения единой и цельной системы, позволяющей  осуществлять управление землями. В  соответствии с законодательством, все земельные участки, права  собственности на которые подлежат оформлению, должны быть оформлены  единым образом с внесением их в документы кадастрового учета.   

Кадастровое зонирование и его результаты отражаются в специализированных документах-схемах. Далее данные, представленные в этих схемах отражаются на кадастровых картах и позволяют более четко следить  за территориями.  
 
 
 
 

Земельное законодательство является в российской правовой системе одной из наиболее динамично развивающихся отраслей законодательства. Только в течение  последних 3 лет по земельной тематике было принято 6 федеральных законов. В настоящее время продолжается интенсивная законопроектная работа в части урегулирования земельных  отношений.
Правительство РФ в планах своей законопроектной  деятельности (распоряжение Правительства  РФ от 29.03.02 № 378-р) наметило подготовку ряда федеральных законов в развитие положений Земельного кодекса РФ (ЗК РФ) и ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации". В указанных планах особое значение отводится подготовке проекта федерального закона о зонировании территорий.
Правовой  режим земель
Повышенное  внимание вопросам правового регулирования  отношений, касающихся зонирования  территорий, вызвано тем, что действующая  на протяжении многих десятилетий система  определения правового режима земель перестала отвечать современным  требованиям.
До принятия ЗК РФ считалось, что для установления правового режима земель достаточно лишь провести по целевому назначению деление земель на определенные категории. Зонирование территорий рассматривалось  как вспомогательный инструмент для уточнения правового режима отдельных территорий.
В настоящее  время, если учитывать новые тенденции  в развитии правового регулирования  земельных отношений, совокупность норм о зонировании территорий целесообразно  оценивать в качестве самостоятельного правового института. Правовой режим  земель теперь должен определяться с  учетом как деления земель на категории, так и зонирования территорий (подп. 8 п. 1 ст. 1 и п. 2 ст. 7 ЗК РФ).
Вместе  с тем анализ действующего законодательства дает основания говорить о том, что  правовые проблемы, возникающие в  области зонирования территорий, решаются с трудом. Закрепленный ЗК РФ способ определения правового  режима земель заставляет серьезно задуматься о том, насколько совместимы новые  и старые подходы к регулированию  соответствующих отношений.
В современном  земельном законодательстве причудливо сплетаются подходы к регулированию  земельных отношений, свойственные рыночной и планово-административной экономике. В частности, это проявляется  в одновременном применении норм о делении земель на категории  и о зонировании территорий.
По своей  структуре ЗК РФ принципиально не отличается от одноименных кодексов, ранее принятых в нашей стране. В соответствии со сложившимися еще  в Советском Союзе представлениями  о регулировании земельных отношений  в ЗК РФ выделяется общая часть, касающаяся всех категорий земель (первые 13 глав) и специальная часть, которая  посвящена каждой категории земель в отдельности (последние 5 глав). Можно  утверждать, что в определенном смысле ЗК РФ является модернизированным вариантом  советских земельных кодексов.
Сохраняя  деление земель на категории, ЗК РФ не смог отойти от ряда подходов к регулированию  земельных отношений, которые использовались в советском земельном праве  и предназначались для решения  проблем в стране с иным, чем  сейчас, политическим и социально-экономическим  устройством. Составителей ЗК РФ можно  понять -- отказ от деления земель на категории потребовал бы проведения адекватной замены. Соответствующие  специалисты оказались не готовы в сжатые сроки подготовить необходимые  предложения. Не составляет секрета  тот факт, что проект ЗК РФ был  разработан в течение всего нескольких месяцев. Также как не держится в  тайне и тот факт, что его  основной целью являлось утверждение  частной земельной собственности.
Вместе  с тем, в ЗК РФ предпринимается  попытка, хотя и не всегда последовательно, посмотреть на проблему определения  правового режима земель с учетом опыта правового регулирования  соответствующих отношений в  странах с развитой экономикой. Прежде всего это выражается в том, что  в земельное законодательство включены нормы о зонировании территорий.
Вопросы, касающиеся правового режима земель, теперь потребуется решать в соответствии с нормами о зонировании территорий, содержащихся как в ЗК РФ, так  и в специальных федеральных  законах. Нормы о зонировании  территорий имеют ключевое значение при определении правового режима земель, который, в свою очередь, играет решающую роль в вопросе об ограничениях прав на земельные участки.
Не вдаваясь в дискуссию о целесообразности сохранения деления земель на категории, следует отметить, что в законодательстве стран с развитой рыночной экономикой отсутствует понятие "категория  земель". Единственной страной с рыночной экономикой, где осуществляется деление земель на категории, является Россия.
Законодательство  о зонировании  территорий
Законодательство  о зонировании территорий в Российской Федераций находится в стадии становления. Законодательные акты, непосредственно посвященные зонированию территорий, предстоит еще только принять.
Министерство  имущественных отношений РФ по поручению  Правительства РФ с начала 2003 г. осуществляет подготовку проекта федерального закона о зонировании территорий. Предполагается в этом законопроекте решить проблемы зонирования территорий с учетом опыта правового регулирования  соответствующих отношений в  зарубежных странах. Насколько удачной  окажется данная работа, покажет время.
На сегодняшний  момент зонирование территорий осуществляется в соответствии с плохо увязанными между собой нормами, содержащимися  в ЗК РФ, Градостроительном кодексе  РФ, ФЗ "Об особо охраняемых природных  территориях", "О железнодорожном  транспорте в Российской Федерации", "О связи" и др.
Из действующего законодательства следует, что сейчас должно проводиться:
    зонирование территорий для осуществления градостроительной деятельности;
    зонирование территорий поселений;
    зонирование отдельных территориальных зон.
Зонирование территорий представляет собой два  взаимосвязанных процесса. Один из них состоит в делении территорий на зоны с установлением границ каждой зоны. Другой - в определении в пределах каждой из данных зон правового режима земельных участков, равно как и всего, что находится над и под их поверхностью. Соответствующие зоны в современном земельном законодательстве принято называть территориальными зонами.
В соответствии со ст. 1 ФЗ "О государственном  земельном кадастре" под территориальной  зоной следует понимать часть  территории, которая характеризуется  особым правовым режимом использования  земельных участков, и границы которой определены при зонировании земель в соответствии с земельным законодательством, градостроительным законодательством, лесным законодательством, водным законодательством, законодательством о налогах и сборах, законодательством об охране окружающей среды и иным законодательством РФ и законодательством субъектов РФ. Территориальная зона признается объектом землеустройства.
Зонирование территорий в РФ - дело специфическое  и непростое. Формирование территориальных  зон часто отличается особым своеобразием.
На решение  проблем зонирования территорий в нашей стране негативно влияют два тесно связанных между  собой фактора:
    отсутствие в теории и практике более или менее устоявшихся взглядов на зонирование территорий;
    отсутствие полноценного и согласованного законодательства о зонировании территорий.
Иногда  создается впечатление, и небезосновательное, что зонирование территорий проводится бессистемно. На землях поселений предусматривается  зонирование всей территории, а на землях других категорий территориальными зонами признаются лишь отдельные земельные  массивы. Территориальная зона может  включать в себя земельные массивы, относящиеся к разным категориям земель, либо территориальная зона может относиться сразу к землям 2 и более категорий. В некоторых  случаях сама территориальная зона является территорией, подлежащей зонированию. Например, территория национального  парка, будучи территориальной зоной, делится на функциональные зоны, которые  сами признаются территориальными зонами.
Порой бывает затруднительно различить между  собой нормы о категориях земель и нормы о зонировании территорий. Приходилось слышать о том, что  нет необходимости вводить в  РФ зонирование территорий, поскольку  у нас уже давно осуществляется деление земель на категории. По существу, проводилась мысль, что деление  земель на категории и есть зонирование  территорий.
Нельзя  не отметить, что единственной категорией земель, границы которой можно  четко установить на основании закона, являются земли поселений. Вопрос о  границах остальных категорий земель до сих пор остается открытым. Доказать принадлежность земельного участка  к той или иной категории нередко  бывает сложно. В таких условиях решающую роль приобретает позиция  государственных и муниципальных  структур, в зависимости от которой  земельные участки признаются землями  определенной категории. В условиях рыночной экономики подобного рода неясности не способствуют прозрачности государственного и муниципального управления земельными ресурсами.
ЗК РФ, провозглашая самостоятельное значение норм о зонировании территорий, в  то же время пытается связать их реализацию с выполнением норм о  составе земель каждой категории.
В соответствии с п. 2 ст. 83 ЗК РФ на землях промышленности и иного специального назначения при проведении зонирования территорий должно в обязательном порядке учитываться  их деление на следующие виды:
    земли промышленности;
    земли энергетики;
    земли транспорта;
    земли связи, радиовещания, телевидения, информатики;
    земли для обеспечения космической деятельности;
    земли обороны и безопасности;
    земли иного специального назначения.
Иногда  деление земель определенной категории  на виды по существу означает выделение  территориальных зон.
Например, земли особо охраняемых природных  территорий и объектов делятся на:
    земли особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
    земли природоохранного назначения;
    земли рекреационного назначения;
    земли историко-культурного назначения;
    иные особо ценные земли.
Все особо  охраняемые территории, в том числе  территории государственных природных  заповедников, национальных парков и  т.д., обладают всеми признаками территориальной  зоны.
Понятия "зонирование территорий" и "территориальная  зона" пока не принято использовать применительно к землям большинства  категорий земель. Однако существо отношений, возникающих при делении  земель определенных категорий (выделение  конкретных территорий, установление их границ и определение особого  правового режима этих территорий) позволяет утверждать, что нормы  о видах земель являются, по существу, нормами о зонировании территорий. Так, нормы о делении земель лесного  фонда на группы лесов, категориях защитности лесов первой группы и особо защитных участков лесов вполне можно расценить как нормы о зонировании территорий.
ЗК РФ нередко включает в состав земель определенных категорий собственно территориальные зоны. В состав земель промышленности и иного специального назначения включены охранные, санитарно-защитные и иные зоны с особыми условиями  использования земель (п. 2 ст. 83 ЗК РФ). В состав земель особо охраняемых территорий и объектов включены охранные зоны или округа с регулируемым режимом  хозяйственной деятельности, а также  водоохраные зоны и зоны охраны памятников истории и культуры (п. 4 ст. 95, п. 1 ст. 97, п. 4 ст. 99 ЗК РФ). В состав земель водного фонда включены водоохранные зоны водных объектов, зоны санитарной охраны источников питьевого и хозяйственно-бытового водоснабжения, полосы отвода и зоны охраны водохозяйственных объектов (п. 1 и 3 ст. 102 Водного кодекса РФ).
Таким образом, в ЗК РФ сочетаются два подхода  к регулированию вопросов к зонированию  территорий. С одной стороны, нормы  о зонировании территорий рассматриваются  как отдельная группа норм, которая  должна применяться параллельно  с нормами о делении земель на категории. С другой стороны, нормы  о зонировании рассматриваются  как часть норм о категориях земель, определяющих их состав.
Подобного рода дуализм заставляет задуматься о соотношении норм о делении  земель на категории и норм о зонировании  территорий.
Ранее уже упоминалось, что в соответствии с ЗК РФ и федеральными законами одни и те же территориальные зоны могут быть признаны землями разных категорий.
Статьи 97 и 102 ЗК РФ допускают отнесение  земель водоохранных зон к землям особо охраняемых территорий и объектов и к землям водного фонда. В  соответствии с Лесным кодексом РФ (ст. 124-127) земли государственных  природных заповедников, национальных парков и природных парков должны считаться землями лесного фонда. В то же время ЗК РФ (ст. 95) объявляет  эти земли землями особо охраняемых территорий и объектов. Перечень подобных примеров может быть продолжен.
Следует учитывать, что к какой бы категории  ни относились соответствующие земли, их правовой режим един, поскольку  он определяется не столько нормами  ЗК РФ о делении земель на категории, сколько нормами о зонировании  территорий, содержащимися в Водном кодексе РФ, ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" и других специальных законодательных актах.
Очень важно помнить, что правовой режим  земель нельзя определять, основываясь  исключительно на нормах о категориях земель. Ведущая роль норм о зонировании  территорий представляется очевидной, поскольку они определяют правовой режим территориальных зон независимо от их принадлежности к той или  иной категории земель. Правовой режим  земель каждой категории определен  в ЗК РФ, а правовой режим территориальных  зон - в специальных федеральных  законах.
Не имеет  принципиального значения вопрос о  том, находится ли национальный парк на землях поселений, землях лесного  фонда или землях особо охраняемых территорий. Также как не имеет  решающего значения вопрос о принадлежности земель водоохранных зон к определенным категориям. Понятно, что ФЗ "Об особо  охраняемых природных территориях" и Водный кодекс РФ устанавливают  правовой режим соответствующих  территориальных зон, невзирая на то, к какой категории земель отнес  их ЗК РФ.
В сложившейся  на сегодняшний день системе зонирования  территорий бывает сложно разобраться  даже специалистам. Представляется, что  именно по этой причине Правительство  РФ поручило Министерству имущественных  отношений РФ совместно с другими  федеральными органами исполнительной власти разработать отдельный законодательный  акт о зонировании территорий.
В зарубежных странах проводится зонирование  территорий муниципальных образований. Если есть необходимость в пределах зоны установить особый правовой режим  земель, в их составе могут выделяться подзоны. Зонирование, как правило, отнесено к ведению муниципальных  образований. По-видимому, со временем так же будет решаться вопрос с  зонированием территорий в РФ.
В ФЗ от 06.10.03 № 131-ФЗ "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации" (ст. 14-16) предусматривается необходимость  проведения территориального зонирования:
    земель поселений;
    земель межселенных территорий;
    земель городских округов.
В названном  законе подчеркивается, что зонирование  земель поселений, межселенных территорий и городских округов относится  к вопросам местного значения соответствующих  муниципальных образований.
К сожалению, указанные положения законодательства о местном самоуправлении, явно основанные на опыте правового регулирования  вопросов зонирования территорий в экономически развитых странах, пока не могут быть реализованы на практике. Земельное, градостроительное и иное специальное законодательство предусматривает возможность зонирования только территорий поселений. Зонирование территории иных муниципальных образований в таком законодательстве не предусматривается.
Границы муниципальных образований и  придание им статуса городского, сельского  поселения, городского округа, муниципального района предполагается осуществить  до 01.01.05 (ст. 85 ФЗ "Об общих принципах  организации местного самоуправления в Российской Федерации"). При  таких обстоятельствах проведения зонирования земель в пределах границ муниципальных образований, за исключением  земель поселений, не следует ожидать  в ближайшей перспективе.
Тем не менее признание необходимости  проведения зонирования территорий муниципальных образований, а также  отнесение этого вопроса к  ведению местного самоуправления, позволяет  судить об общем векторе развития правового регулирования соответствующих  отношений в РФ.
Виды  зонирования территорий в России
Представляется  целесообразным рассмотреть все  существующие сейчас в России виды зонирования территорий. Зонирование  территорий для осуществления градостроительной  деятельности предусмотрено в Градостроительном  кодексе РФ (ст. 37 и др.).
Данный  вид зонирования проводится для  обеспечения благоприятной среды  жизнедеятельности людей, защиты территорий от воздействия чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, предотвращения чрезмерной концентрации населения и производства, загрязнения  окружающей среды, сохранения особо  охраняемых природных территорий, в  том числе природных ландшафтов, охраны памятников истории и культуры, сельскохозяйственных и лесных угодий.
В указанных  целях при градостроительном  планировании осуществляется деление  территорий на следующие территориальные  зоны:
    зоны охраны памятников истории и культуры;
    зоны особо охраняемых природных территорий;
    санитарные, защитные и санитарно-защитные зоны;
    водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы;
    зоны санитарной охраны источников водоснабжения водопроводов питьевого назначения;
    зоны залегания полезных ископаемых;
    территории, подверженные воздействию чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
    зоны чрезвычайных экологических ситуаций и экологического бедствия;
    зоны с экстремальными природно-климатическими условиями;
    иные зоны, установленные в соответствии с законодательством РФ и законодательством субъектов РФ.
Территориальные зоны, их границы и правовой режим  определяются в схемах зонирования, которые разрабатываются при  подготовке градостроительной документации о градостроительном планировании развития территорий и поселений  и об их застройке. Данные о правовом режиме территориальных зон, в том  числе виды разрешенного использования  и иные ограничения, включаются в  правила застройки.
Вопросы зонирования территорий поселений  регулируются в ЗК РФ (ст. 85 и др.) и в Градостроительном кодексе  РФ (ст. 40 и др.). Земли поселений  являются единственными землями  в РФ, состав которых устанавливается  нормами о зонировании территорий. Земли поселений делятся на территориальные  зоны, на которые разбивается вся  территория городских и сельских поселений.
В соответствии с ЗК РФ и Градостроительным кодексом РФ территория поселения в пределах его административных границ может  делиться на следующие территориальные  зоны:
    жилые зоны;
    общественно-деловые зоны;
    производственные зоны;
    зоны инженерных и транспортных инфраструктур;
    рекреационные зоны;
    зоны особо охраняемых территорий;
    зоны сельскохозяйственного использования;
    зоны специального назначения;
    зоны военных объектов;
    иные территориальные зоны.
Каждая  территориальная зона обладает специфическим  правовым режимом, обусловленным ее назначением.
Границы и правовой режим территориальных  зон фиксируются в документах зонирования территорий. Согласно п. 2 ст. 39 Градостроительного кодекса  РФ к документам зонирования относятся  схемы зонирования (графический  материал, определяющий границы территориальных  зон) и текстовые материалы (градостроительные  регламенты для каждой территориальной зоны). Документы зонирования территорий утверждаются и изменяются нормативно-правовыми актами органов местного самоуправления (правилами землепользования и застройки).
Правила землепользования и застройки городов  федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга утверждаются и изменяются законами этих субъектов РФ.
Основным  среди документов зонирования является устанавливаемый для каждой территориальной  зоны градостроительный регламент.
В градостроительных  регламентах предусматриваются  особенности использования и  охраны находящихся в границах территориальных  зон земельных участков, равно  как всего, что находится над  и под их поверхностью и используется в процессе застройки и последующей  эксплуатации зданий, строений, сооружений.
В градостроительном  регламенте территориальной зоны должны содержаться перечень видов разрешенного использования, параметры застройки  и другие ограничения в использовании  земельных участков и иных объектов недвижимости.
      В заключение необходимо сказать о  том, что острота, сложность и  комплексность вопросов зонирования  территорий требуют осторожно подходить  к правовой регламентации соответствующих  отношений. Однако это обстоятельство не должно расцениваться как оправдание "законодательного долгостроя". От того, насколько оперативно и грамотно в РФ будут внедрены современные  подходы к определению правового  режима земель, прямо зависит проблема формирования цивилизованных механизмов управления земельными ресурсами. Мировая  практика показывает, что на современном  этапе лучше зонирования территорий нет способа обеспечить рациональное использование и охрану земель
Анисимов  А.П.
Зонирование территорий городских  и сельских поселений:
  виды и правовое  значение
    Зонирование территорий можно рассматривать  в трех аспектах: как правовую меру или инструмент регулирования хозяйственной  и иной деятельности, как правовой институт и как функцию управления. В настоящий момент для достижения различных целей зонирование  широко применяется в рамках нескольких отраслей законодательства. Так, Постановление Правительства РФ от 26 июня 1999 г. № 694 «О Федеральной целевой программе «Развитие земельной реформы в Российской Федерации на 1999-2002 годы» упоминает ценовое зонирование, экономическое зонирование, правовое зонирование земель (в том числе населенных пунктов), кадастровое зонирование, территориальное оценочное зонирование.
    В других нормативно-правовых актах упоминается  строительное зонирование,  функциональное зонирование, экологическое зонирование  нескольких видов (например, зонирование  Байкальской природной территории или функциональное зонирование  в национальных парках), зонирование территории для размещения садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений и ряд иных разновидностей. Получила
    поддержку и теория районирования, связанная, например, с выделением экологических  районов (регионов).1
    Наличие столь значительного количества инструментов регулирования хозяйственной  и иной деятельности порождает вопросы  об их соотношении и применении на территории городских и сельских поселений, а также разрешении возможных  коллизий между устанавливаемыми в  результате такого зонирования различными правовыми режимами. Указанные вопросы разрешаются в ходе проведения градостроительного зонирования территорий поселений, которое носит комплексный и межотраслевой характер.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.