Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Социальный десинхроноз в семьях профессионалов работающих вахтовым методом

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?Федеральное агентство по обрАЗОВАНИЮ РФ
ГОУ ВПО «ПОМОРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИМЕНИ М.В.ЛОМОНОСОВА»
 
 
КАФЕДРА ПСИХОЛОГИИ
 
 
 
Курсовая работа
 
«Социальный десинхроноз в семьях профессионалов работающих вахтовым методом»
 
 
 
Выполнила:
Студентка 2 курса 21 группы
факультета психологии
Васильева Н.В.
 
Научный руководитель:
доцент кафедры психологии
Симонова Н.Н.
 
 
 
 
 
АРХАНГЕЛЬСК, 2010
                            ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СЕМЬИ И ЕЁ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ.
1.1. Определение понятия семья
1.2. Психологический климат в семье
1.3. Классификации видов семьи
1.4. Распределение ролей в семье
1.5. Функции семьи
ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВАХТОВОГО МЕТОДА РАБОТЫ
2.1. Понятие вахтового метода работы
2.1. Режимы труда и отдыха при работе вахтовым методом
2.3. Психологические особенности работы вахтовым методом
ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЙ ДЕСИНХРОНОЗ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ
3.1. Временная организация профессиональной деятельности
3.2. Социальный десинхроноз
ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
ГЛАВА 4. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ДЕСИНХРОНОЗА В СЕМЬЯХ ПРОФЕССИОНАЛОВ РАБОТАЮЩИХ ВАХТОВЫМ МЕТОДОМ
4.1. Дизайн исследования
4.2. Общие характеристики семей вахтовиков и семей, где супруги работают при традиционном режиме труда
4.3. Сравнительный анализ показателей семей вахтовиков и семей, где супруги работают при традиционном режиме труда
ВЫВОДЫ ПО ЭМПИРИЧЕСКОЙ ЧАСТИ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
ПРИЛОЖЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ
 
Существует целый ряд профессий, характеризующихся сменным графиком работы (медицинский персонал больниц и станций скорой помощи, авиадиспетчеры, операто­ры электростанций, работники коммунальных служб, военнос­лужащие, сотрудники милиции и МЧС, пожарные, охранники и т. д.). Такой график работы изменяет привычный распоря­док жизнедеятельности специалиста, что приводит к непригод­ности прежней модели организации времени и способствует появлению новых способов организации времени жизни. [4]
В деятельности специалистов, работающих в режиме смен­ного графика, сталкиваются и приходят в противоречие естественные, природные ритмы человека и социально задан­ные требования к времени труда. Особые временные условия трудовой деятельности оказывают значительное влияние на физиологическое состояние специалиста, что выражается в рассогласовании циркадианных ритмов организма — физио­логическом десинхронозе. [2,4] Но сменный график работы ока­зывает влияние не только на биологически обусловленные рит­мы жизнедеятельности, но и на организацию и осу­ществление полноценного взаимодействия специалистов с личностно значимым социальным окружением. [4]
Социальный десинхроноз переживается специа­листами, работающими вахтовым методом, не только как несовпадение общесоциальной временной концепции с индиви­дуальной, обусловленной особенностями рабочего графика («внутренний» десинхроноз), но и проявляется в рассогласо­вании времени жизни самого специалиста с временем жизни других людей (значимых других), работающих в обычном гра­фике («внешний» десинхроноз). Социальный десинхроноз оказывает большое влияние на семейные отношение, проведение досуга и общение с близкими людьми специалистов. Это проявляется в возрастании неудовлетворенности качеством семейной жизни, сужением круга друзей, проблемами в планировании совместной деятельности и невозможностью проведением отдыха по своему желанию. Вследствие ухудшения эмоционального состояния, происходит повышение конфликтности в семье и на работе. [4,16,17]
Понятие «социальный десинхроноз» появилось совсем недавно: в 2006 году данное понятие было введено О.А.Гараниной. Зарубежные авторы, такие как Дж.Левис, Э.Вайгерт, Colligan и Rosa и др., уделяют большое внимание исследованиям психологических проблем, связанных с последствиями вахтового метода работы. К сожалению, проблема влияния сменной работы специалиста на его социальные взаимодействия со значимыми людьми в отечественной психологии практически не изучена.
Все исследователи, работающие над данной проблемой, утверждают, что сменная работа оказывает большое влияние на социальные взаимодействия и семейную жизнь вахтовых работников. [4]
Итак, в связи с тем, что проблема социального десинхроноза малоизученна, перед исследователями раскрывается обширное поле для дальнейших экспериментов и разработок в данной области. Очень важно знать не только, как правильно справляться с проявлениями социального десинхроноза, но и как предотвратить его негативные последствия. Именно поэтому дальнейшее изучение социального десинхроноза является актуальным в наши дни  в целях профессионального обучения и подготовки профессионалов к работе в особом временном режиме, профилактической и консультационной работы со специалистами; консультационной работы с членами семей профессионалов, работающих вахтовым методом.
В соответствии с этим ЦЕЛЬ нашей исследовательской работы заключается в изучении социального десинхроноза в семьях профессионалов, работающих вахтовым методом.
Для достижения этой цели необходимо решить ряд ЗАДАЧ:
1. Рассмотреть понятие семьи;
2. Провести теоретический анализ понятия вахтового метода работы;
3. Раскрыть понятие социальный десинхроноз;
4. Провести эмпирическое исследование социального десинхроноза в семьях вахтовиков (ключевым направлением в исследовании является изучение супружеских отношений в семье).
ОБЪЕКТ исследования: влияние социального десинхроноза на семейные отношения.
ПРЕДМЕТ исследования: социальный десинхроноз в семьях профессионалов, работающих вахтовым методом (ключевым направлением в исследовании является изучение супружеских отношений в семье).
Нами были выдвинуты следующие ГИПОТЕЗЫ:
1. Психологический климат в семьях специалистов, работающих вахтовым методом, оценивается как менее благоприятный, чем в семьях, где супруги работают при традиционном режиме труда.
2. Степень удовлетворенности браком в семьях профессионалов, работающих вахтовым методом, ниже, чем в семьях, где супруги работают при традиционном режиме труда.
3. Существуют различия в ролевых ожиданиях и притязаниях между супругами в семьях профессионалов, работающих вахтовым методом, и в семьях, где супруги работают при традиционном режиме труда.


ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ СЕМЬИ И ЕЁ ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ.

 

1.1. Определение понятия семья

 
Как и все социальные институты, семья представляет собой систему действий и отношений, необходимых для существования и развития общества. Существует множество различных подходов к определению понятия «семья», однако, мы выделим лишь некоторые из них. Семья – малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью.[5] Семья - это совокупность лиц, связанных между собою узами родства или брака. [26] Через семью наиболее полно выражается единство социального и природного в человеке, социальной и биологической наследственности. По своей сущности, семья является первичным связующим звеном между природой и обществом, материальной и духовной сторонами жизнедеятельности людей.

1.2. Психологический климат в семье

 
В научной литературе синонимами понятия «психологический климат семьи» являются «психологическая атмосфера семьи», «эмоциональный климат семьи», «социально-психологический климат семьи». Следует отметить, что строгого определения этих понятий нет. О. А. Добрынина под социально-психологическим климатом семьи понимает её обобщённую, интегративную характеристику, которая отражает степень удовлетворённости супругов основными аспектами жизнедеятельности семьи, общим тоном и стилем общения. [7]
Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Он не является чем-то неизменным, данным раз и навсегда. Его создают члены каждой семьи, и от их усилий зависит, каким он будет, благоприятным или неблагоприятным и как долго продлится брак. Так для благоприятного психологического климата характерны следующие признаки: сплочённость, возможность всестороннего развития личности каждого её члена, высокая доброжелательная требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости и эмоциональной удовлетворённости, гордость за принадлежность к своей семье, ответственность. В семье с благоприятным психологическим климатом каждый её член относится к остальным с любовью, уважением и доверием, к родителям — ещё и с почитанием, к более слабому — с готовностью помочь в любую минуту. Важными показателями благоприятного психологического климата семьи являются стремление её членов проводить свободное время в домашнем кругу, беседовать на интересующие всех темы, вместе выполнять домашнюю работу, подчёркивать достоинства и добрые дела каждого. Такой климат способствует гармонии, снижению остроты возникающих конфликтов, снятию стрессовых состояний, повышению оценки собственной социальной значимости и реализации личностного потенциала каждого члена семьи. Исходной основой благоприятного климата семьи являются супружеские отношения. Совместная жизнь требует от супругов готовности к компромиссу, умения считаться с потребностями партнёра, уступать друг другу, развивать в себе такие качества, как взаимное уважение, доверие, взаимопонимание.
Когда члены семьи испытывают тревожность, эмоциональный дискомфорт, отчуждение, в этом случае говорят о неблагоприятном психологическом климате в семье. Всё это препятствует выполнению семьёй одной из главных своих функций — психотерапевтической, снятия стресса и усталости, а также ведёт к депрессиям, ссорам, психической напряжённости, дефициту в положительных эмоциях.
В. С. Торохтий говорит о психологическом здоровье семьи— это состояние душевного психологического благополучия семьи, обеспечивающее адекватную их жизненным условиям регуляцию поведения и деятельности всех членов семьи. К основным критериям психологического здоровья семьи B.C. Торохтий относит сходство семейных ценностей, функционально-ролевую согласованность, социально-ролевую адекватность в семье, эмоциональную удовлетворённость, адаптивность в микросоциальных отношениях, устремлённость на семейное долголетие. Эти критерии психологического здоровья семьи создают общий психологический портрет современной семьи и прежде всего, характеризуют степень её благополучия. [22]
 

1.3. Классификации видов семьи

 
Существуют различные классификации типов семьи. В нашей работе мы рассмотрим лишь основные из них.
Выделяют два главных типа семьи – расширенную (или многопоколенную), она же называется традиционной (классической), и современную нуклеарную (двухпоколенную) семью. Семья называется нуклеарной, потому что демографическим ядром семьи, отвечающим за воспроизводство новых поколений, являются родители и их дети. Они составляют биологический, социальный и экономический центр любой семьи. Все остальные родственники относятся к периферии семьи. Если все они живут вместе, то семья называется  расширенной. Она расширяется за счет 3-4 поколений прямых родственников. Нуклеарная семья может быть полной и неполной. Полной семьей называется такая семья, в которой есть два супруга, неполной – семья, в которой нет одного из супругов. Следует отметить, что нуклеарная семья возможна в тех обществах, где взрослые дети имеют возможность после брака жить отдельно от родительской семьи.
Различают также родительскую семью, или семью происхождения, и прокреационную, или новообразованную (она создается взрослыми детьми).
По числу детей различают бездетную, однодетную и многодетную семьи. По критерию господства в семье мужа или жены выделяют патриархальную и матриархальную семьи, а по критерию лидерства – патернальную (глава семьи мужчина), материальную (глава семьи женщина) и  эквалитарную (оба супруга в равной степени считаются главой семьи).
Также современные семьи различаются и по другим признакам: по числу занятых членов семьи, по числу детей моложе 18 лет, по типам жилищных помещений, размеру жилой площади, по типу поселения, по национальному составу и т. д. [8,22]
 

1.4. Распределение ролей в семье

 
Еще в период ухаживания партнеров друг за другом начинается процесс распределения ролей в семьи. Активно этот процесс продолжается при вступлении в брак. Семейное благополучие во многом зависит от того, насколько согласованно действуют супруги, насколько каждый из партнеров согласен и готов исполнять определенные роли в семье.
К. Киркпатрик выделяет три вида супружеских ролей: традиционные, товарищеские и партнерские. [10]
1. Традиционные роли предполагают со стороны жены: рождение и воспитание детей, создание и поддержание дома, обслуживание семьи, преданное подчинение собственных интересов интересам мужа, приспособленность к зависимости, терпимость к ограничению сферы деятельности. Со стороны мужа: преданность матери своих детей, экономическая безопасность и защита семьи,· поддержание семейной власти и контроля,· принятие основных решений,· благодарность жене за ее умение быть зависимой, подчиненной,· обеспечение алиментов при разводе.
2. Товарищеские роли требуют от жены: сохранение внешней привлекательности, обеспечение моральной поддержки и сексуального удовлетворения супруга, поддержание полезных для мужа социальных контактов, живого и интересного духовного общения с мужем и гостями, обеспечение разнообразия жизни и устранения скуки. От мужа: восхищение женой, рыцарское отношение к ней, ответная романтическая любовь и нежность, обеспечение средств для нарядов, развлечений, социальных контактов, проведение досуга с женой.
3. Роли партнеров требуют и от мужа и от жены: экономического вклада в семью в соответствии с заработком, общей ответственности за детей, участия в домашней работе, распределение правовой ответственности. Кроме того, от жены требуется: отказ от рыцарства супруга, поскольку супруги равны, равной ответственности за поддержание статуса семьи, в случае развода и отсутствия детей - отказ от материальной помощи мужа. А от мужа: принятие равного статуса жены и согласия с его равным участием в принятии любых решений.
Семья может чувствовать себя спокойно и стабильно, когда исполняемые мужем и женой роли согласованны. [10]
Часто между супругами возникают конфликты и не согласия по поводу распределения ролей в семье. По распределению власти семейные роли могут быть трех типов:
1. Централистический или авторитарный, с оттенками патриархальности, когда во главе стоит один из супругов, в нашей стране роль лидера часто принадлежит жене. Глава или лидер принимает решения по всем основным семейным вопросам, является инициатором, генератором идей.
2. Автономный - муж и жена распределяют роли и не вмешиваются в сферу влияния другого.
3. Демократический - управление семьей лежит на плечах обоих супругов примерно в равной степени. [6]
 

1.5. Функции семьи

 
Социальные функции семьи имеют два основных источни­ка их возникновения: потребности общества и потребности са­мой семейной организации. Как тот, так и другой фактор исторически изменяются, поэтому каждый этап в развитии семьи связан с отмиранием одних и формированием других функций, с изменением, как масштабов, так и характера ее социальной деятельности.
Итак, семья может рассматриваться как социальный ин­ститут, и как семейная группа, выполняющая определенную соци­альную задачу. Можно выделить следующие основные функ­ции семьи, способствующие реализации этой задачи:
1)  Репродуктивная функция выполняет две основных задачи: общественную – биологическое воспроизводство населения, и индивидуальную – удовлетворение потребности в детях. В ее основе лежит удовлетворение физиологических и сексуальных потребностей, побуждающих людей противоположных полов объединяться в семейный союз.
2)  Воспитательная функция семьи имеет три аспекта. Первый – формирование личности ребенка, развитие его способностей и интересов, передача детям взрослыми членами семьи (матерью, отцом, дедушкой, ба­бушкой и др.) накопленного обществом социального опы­та, обогащение их интеллекта, эстетическое развитие, содействие их фи­зическому совершенствованию, укреплению здоровья и выработке навыков санитарно-гигиенической культуры. Второй аспект – семья оказывает огромное влияние на развитие личности каждого ее члена в течение всей его жизни. Аспект третий – постоян­ное влияние детей на родителей (и других взрослых чле­нов семьи), побуждающее их активно заниматься само­воспитанием.
3)  Выполняя хозяйственно-экономическую функцию, семья обеспечивает прочные экономические связи между своими членами, поддерживает материально несовершеннолетних  и нетрудоспособных ее членов общества, оказывает помощь и поддержку тем членам семьи, у которых возникают материальные, финансовые трудности.
4)  Восстановительная функция направлена на восстановление и укрепление физических, психоло­гических, эмоциональных и духовных сил человека после трудового рабочего дня.
5)  Назначение регулятивной функции состоит в том, чтобы регулировать и упорядочивать отношения между полами, поддерживать семейный организм в стабильном состоянии, обеспечивать оптимальный ритм его функционирования и развития, осуществлять первичный контроль за соблюдением членами семьи общественных норм личной, групповой и общественной жизни.
6)  Социализация личности. Данная функция способствует выполнению детьми определенных социальных ролей в обществе, их интеграции в различные социальные структуры.
7)  Коммуникативная функция семьи: посредничество се­мьи в контакте своих членов со средствами массовой ин­формации (телевидение, радио, периодическая печать), с ли­тературой и искусством; влияние семьи на многообразные связи своих членов с окружающей природной средой и на характер ее восприятия; организация внутрисемейного об­ъединения.
8)  Досуговая функция осуществляет организацию рацио­нального досуга и осуществляет контроль в сфере досуга, кроме того, удовлетворяет определенные потребности инди­вида в проведении досуга.
9)  Социально-статусная функция связана с воспроизвод­ством социальной структуры общества, так как предоставля­ет (передает) определенный социальный статус членам семьи.
10)   Эмоциональная функция предполагает получение эмоциональной поддержки, психологической защиты, а также эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия.
11)   Функция духовного общения предполагает развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение.
12)   Сексуальная функция семьи осуществляет сексуальный контроль и направлена на удовлетворение сексуальных пот­ребностей супругов.
13)   Благодаря психотерапевтической функции челны семьи снимают стресса и усталость через общение с близкими им людьми. [8]
 
 

ГЛАВА 2. ОСОБЕННОСТИ ВАХТОВОГО МЕТОДА РАБОТЫ

 

2.1. Понятие вахтового метода работы

 
Вахтовый метод - особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.
Вахтовый метод применяется при значительном удалении места работы от места постоянного проживания работников или места нахождения работодателя в целях сокращения сроков строительства, ремонта или реконструкции объектов производственного, социального и иного назначения в необжитых, отдаленных районах или районах с особыми природными условиями, а также в целях осуществления иной производственной деятельности.
Работники, привлекаемые к работам вахтовым методом, в период нахождения на объекте производства работ проживают в специально создаваемых работодателем вахтовых поселках, представляющих собой комплекс зданий и сооружений, предназначенных для обеспечения жизнедеятельности указанных работников во время выполнения ими работ и междусменного отдыха, либо в приспособленных для этих целей и оплачиваемых за счет работодателя общежитиях, иных жилых помещениях.
Вахтой считается общий период, включающий время выполнения работ на объекте и время междусменного отдыха. 
Продолжительность вахты не должна превышать одного месяца. В исключительных случаях на отдельных объектах продолжительность вахты может быть увеличена работодателем до трех месяцев с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации. [23]
Основные отличия вахтовой организации труда от других видов организации труда являются:
1. Вахтовый период жизнедеятельности профессионала состоит из двух частей: интенсивного и длительного рабочего периода (период вахты) и времени, за которое работник восстанавливает свои силы (межвахтовый период)
2. Человек работает, живет и отдыхает с одними и теми же людьми в течение всего периода вахты. Выбор партнеров по общению минимален, и, чем меньше количество сотрудников, тем меньше эта вариативность.
3. В течение всего периода вахты неизменна картина окружающей среды. Обычно она характеризуется однообразным ландшафтом и гомогенной рабочей средой.
4. На вахте наряду с рабочим, организуется так же и свободное от работы время. Специфичным является сам момент отдыха в условиях, заданных предприятиях.
5. Человек в течение своей жизни вынужден постоянно адаптироваться к изменяющимся условиям. Приехав на вахту – он адаптируется к тем условиям (климатическим, режимным, ролевым, социально-психологическим), возвращаясь домой – адаптируется к другим условиям. И так всё время работы вахтовым методом. [17]
 

2.1. Режимы труда и отдыха при работе вахтовым методом

 
Рабочее время и время отдыха в пределах учетного периода регламентируются графиком работы на вахте, который утверждается работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной и доводится до сведения работников не позднее, чем за два месяца до введения его в действие.
В указанном графике предусматривается время, необходимое для доставки работников на вахту и обратно. Дни нахождения в пути к месту работы и обратно в рабочее время не включаются и могут приходиться на дни междувахтового отдыха. Часы переработки рабочего времени в пределах графика работы на вахте, не кратные целому рабочему дню, могут накапливаться в течение календарного года и суммироваться до целых рабочих дней с последующим предоставлением дополнительных дней междувахтового отдыха. [23]
 

2.3. Психологические особенности работы вахтовым методом

 
Рабочий день (смена) – это установленная законодательством продолжительность (в часах) работы в течение суток. Нормальная продолжительность рабочего дня составляет восемь часов. Продолжительность рабочего времени в неделю не должна превышать 40 часов. [19] Применяемые на практике графики сменности предусматривают работу в две, три либо четыре смены продолжительностью соответственно двенадцать, восемь или шесть часов. Также возможен график работы, предполагающий суточную смену. Назначение работника на работу в течение двух смен подряд запрещается, так как минимальная продолжительность отдыха между сменами должна составлять не менее двойной продолжительности работы в предшествующей отдыху смене. [25]
Работая в круглосуточном режиме, специалист вынужден по условиям производственного процесса мобилизовать внутренние резервы для выполнения необходимого объема работы не только в дневные, но и вечерние и ночные часы. Специфика суточной работы такова, что на протяжении значительного времени организм человека находится в состоянии постоянного бодрствования и готовности к активным действиям. Для нормального функционирования организма период бодрствования должен сменяться периодом сна. Бодрствуя в ночное время суток, специалист «отсыпается» днем. Таким образом, нормальный, биологически заданный ритм цикла «сон-бодрствование» изменяется.
Биологический ритм можно определить как повторение некоторого события в биологической системе через более или менее регулярные промежутки времени [1]. Различают экзогенные ритмы, отражающие реакцию на периодическое воздействие, внешнее по отношению к данной биологической системе, и эндогенные ритмы, порождающиеся внутри самой системы. Суточные, приливные, лунные и годовые ритмы образуют особый класс циркадианных ритмов. В нормальных условиях циркадианные ритмы физиологических и психических функций человека соответствуют циклическим изменениям внешней среды. Суточный стереотип человеческого организма характеризуется высокой интенсивностью его функционирования в дневное время и низкой – в ночное время суток.  Систематическое и длительное нарушение временной координации функциональных систем организма может привести к особой форме хронопатологии – десинхронозу. [1,2,3,26]
Десинхроноз можно определить как состояние организма в период рассогласования циркадианных ритмов, их взаимной десинхронизации.[2] Основной причиной десинхроноза является утомление адаптационных механизмов вследствие часто изменяющихся условий существования организма.
К факторам, обладающим десинхронизирующим эффектом, относят: длительное лишение сна, быстрое перемещение из одного часового пояса в другой и нерациональную организацию распорядка деятельности. [2,3,11] Основными проявлениями нерациональной организации распорядка деятельности, по мнению В.И. Мясникова и С.И. Степановой, являются:
1)     ночная работа с частичной или полной занятостью ночных часов и сдвигом периода сна к дневным часам;
2)     сверхнормативная продолжительность рабочего дня;
3)     занятость работой выходных дней;
4)     нерегулярное питание. [14]
Таким образом, работа в режиме сменного графика нарушает работу «биологических часов», то есть провоцирует взаимное рассогласование суточных ритмических процессов организма и ведет к возникновению десинхроноза, что негативно влияет на физиологическое и психическое состояние человека. Измененная временная структура трудовой деятельности выступает как психогенный фактор, детерминирующий жизнедеятельность субъекта. [2,4,25]
 

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНЫЙ ДЕСИНХРОНОЗ КАК ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ ПОНЯТИЕ

 

3.1. Временная организация профессиональной деятельности

 
Организуя своё время, человек пытается связать объективное (социальное) и субъективное (психологическое) время. Вся совокупность отношений личности находит своё отражение во временной организации жизни.
Социальное время – это время существования, функционирования и развития общества как совокупности социальных систем; время общественного бытия людей, их материальной деятельности и отношений. [16] Рабочее время является одним из ключевых компонентов социального времени. В связи с развитием производства, с появлением необходимости круглосуточного функционирования ряда производственных отраслей в последние годы появляется большое количество новых социальных институтов, которые создают свои собственные временные распорядки и правила. [13] Наиболее значимое различие состоит в том, что общекультурные структуры, такие, как день, неделя, времена года относятся к циклическому времени, а большинство организаций действуют в линейном времени. В связи с этим стоит различать социальное и институциональное время.
Выделяют три цикла социального времени: дневной цикл, недельный и годовой. Основой для ежедневного цикла деятельности человека является физический день с его сменной дня и ночи, градациями рассвета, утра, полдня, сумерек и ночи.
Недельный цикл характеризуется пятью рабочими днями и двумя выходными. Конец недели является временем, свободным от повседневной деятельности. В зависимости от того или иного дня недели меняется соотношение рабочего и свободного времени – времени, которое человек тратит на свою семью и на себя.
Времена года также отличаются по своему социальному значению. Так, лето традиционно считается временем отдыха, в то время как остальные три сезона являются временем, в течение которого специалист занят на своем рабочем месте. Кроме этого, в зависимости от времени года меняются способы проведения свободного времени. Наконец, каждый сезон отличается от других своими праздниками, что также накладывает отпечаток на соотношение рабочего и свободного времени специалистов.
Социальное время индивида отличается от времени биологического. Более того, эти виды времени могут вступать в противоречие. «Биологические часы» контролируют протекание физиологических процессов в организме, физическую жизнь человека; социальное время, в свою очередь, регулирует социальную жизнь. Но в современном обществе человек придерживаться жесткого распорядка именно социального времени.[4]
Проблема временной организации жизнедеятельности субъекта может быть рассмотрена с позиций хронобиологии и хрономедицины, где важнейшей категорией является категория биологического времени. Хронобиология, или биоритмология,  - это наука, изучающая циклические биологические процессы, имеющиеся на всех уровнях организации живой системы. Ключевыми понятиями для хронобиологии выступают понятия ритма, цикла, фазы. [2,4,25]
Биологический ритм можно определить как повторение некоторого события в биологической системе через более или менее регулярные промежутки времени. Различают экзогенные ритмы, отражающие реакцию на периодическое воздействие, внешнее по отношению к данной биологической системе, и эндогенные ритмы, порождающиеся внутри самой системы. Суточные, приливные, лунные и годовые ритмы образуют особый класс циркадианных ритмов. [26]
Циркадианной системе человека свойственна четкая временная упорядоченность ее компонентов. Внешние периодические факторы, оказывающие на организм сигнальное действие и синхронизирующие его ритмы, обозначаются как «времязадатели» или датчики времени. Основным времязадателем периодов активности и покоя организма выступает смена дня и ночи в течение суток. В нормальных условиях циркадианные ритмы физиологических и психических функций человека соответствуют циклическим изменениям внешней среды. Суточный стереотип человеческого организма характеризуется высокой интенсивностью его функционирования в дневное время и низкой – в ночное время суток.  Систематическое и длительное нарушение временной координации функциональных систем организма может привести к особой форме хронопатологии – десинхронозу. [2,26] Как уже говорилось, десинхроноз можно определить как состояние организма в период рассогласования циркадианных ритмов, их взаимной десинхронизации.
Таким образом, работа в режиме сменного графика нарушает работу «биологических часов», то есть провоцирует взаимное рассогласование суточных ритмических процессов организма и ведет к возникновению десинхроноза, что негативно влияет на физиологическое и психическое состояние человека. Измененная временная структура трудовой деятельности выступает как психогенный фактор, детерминирующий жизнедеятельность субъекта.
 

3.2. Социальный десинхроноз

 
Своеобразная временная концепция – система обобщенных временных представлений [5], формируется у человека еще в детском возрасте в процессе социализации. Ребенок бодрствует (активно осваивает окружающий мир, взаимодействует с другими) и спит сообразно биологическим ритмам. Этот распорядок с течением времени подкрепляется и функционированием различных социальных учреждений – детским садом, школой и т.д. Как и все структуры деятельности, социальные ритмы интериоризируются человеком, становятся собственными ритмами его повседневной жизнедеятельности, образа жизни, и ложатся в основу временных представлений, составляющих временную концепцию. Человек живет и взаимодействует с другими людьми в социальном (объективном, «внешнем») времени, и характеристики социального времени в процессе интериоризации становятся характеристиками психологического (субъективного, «внутреннего») времени человека, основой его временных представлений. [4, 5]
Жизнь современного человека жестко детерминирована не столько природным, сколько социальным временем. Для обеспечения нормальной жизнедеятельности общества личность как субъект труда подчиняется не природным ритмам, а ритмам функционирования предприятия и отрасли. Профессиональная деятельность занимает ведущее положение в жизни индивида, он вынужден организовывать свое время, исходя из особенностей своей профессиональной деятельности, в частности, графика работы. Круглосуточное функционирование предприятия обеспечивается сменным графиком работы специалистов этой организации, которые оказываются в ситуации измененного рабочего и социального времени. Под влиянием новых социальных ритмов изменяется образ жизни специалиста, его временные аспекты. Постепенно специалист не только адаптируется к новым временным параметрам образа жизни, но и интериоризирует их в качестве новых временных представлений, составляющих основу специфической временной концепции специалиста, так как общепринятая («общесоциальная») временная концепция оказывается неприменимой в новых, изменившихся условиях профессиональной деятельности. Таким образом, специалист, работающий в режиме сменного графика, обладает двумя интериоризированными временными концепциями – общесоциальной и специфической индивидуальной, обусловленной особенностями рабочего графика. В качестве приоритетной концепции выступает общесоциальная, так как она была усвоена еще с некритичного возраста и связана с естественными биологическими ритмами. Индивидуальная специфическая временная концепция, принимается как необходимая, но вынужденная, второстепенная и «не на всю жизнь». [4, 27]
Таким образом, можно говорить не только о физиологическом десинхронозе как явлении взаимного рассогласования ритмов организма, их десинхронизации, но и о социальном десинхронозе как явлении взаимного рассогласования ритмов субъективного (психологического) времени специалиста с ритмами социального времени. Под социальным десинхронозом понимается явление взаимного рассогласования ритмов субъективного (психологического) времени специалиста с ритмами социального времени. Понятие социального десинхроноза было введено О.А. Гараниной в 2006 году. 
Социальный десинхроноз не только переживается специа­листами, работающими в режиме сменного графика, как несовпадение общесоциальной временной концепции с индиви­дуальной, обусловленной особенностями рабочего графика («внутренний» десинхроноз), но и проявляется в рассогласо­вании времени жизни самого специалиста с временем жизни других людей (значимых других), работающих в обычном гра­фике («внешний» десинхроноз). Все исследователи, работающие над данной проблемой, утверждают, что сменная работа оказывает большое влияние на социальные взаимодействия и семейную жизнь сменных работников.
Проведенные исследования показывают, что сменные работники меньше удовлетворены качеством своей семейной жизни, чем специалисты, работающие в обычном, дневном, графике. Физиологические эффекты вахтовой работы, к числу которых относятся нарушениях сна, режима питания и общего самочувствия, рассматриваются самими работниками как второстепенные. Наибольшее негативное влияние сменная работа оказывает на возможность отдыха в выходные и праздничные дни, полноценную семейную жизнь, участие в общественных мероприятиях, планирование совместной деятельности и т.д.[4]


ВЫВОДЫ ПО ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

 
1. Семья – малая социальная группа, члены которой соединены браком или кровным родством, общностью быта, взаимопомощью, и взаимной и моральной ответственностью. Психологический климат в семье определяет устойчивость внутрисемейных отношений, оказывает решительное влияние на развитие, как детей, так и взрослых. Наиболее главными функциями семьи с точки зрения психологии являются следующие функции: восстановительная, регулятивная, эмоциональная и психотерапевтическая.
2. Вахтовый метод работы - особая форма осуществления трудового процесса вне места постоянного проживания работников, когда не может быть обеспечено ежедневное их возвращение к месту постоянного проживания.
3. Систематическое и длительное нарушение временной координации функциональных систем организма может привести к особой форме хронопатологии – десинхронозу. Десинхроноз можно определить как состояние организма в период рассогласования циркадианных ритмов, их взаимной десинхронизации.
4. Социальное время – это время существования, функционирования и развития общества как совокупности социальных систем; время общественного бытия людей, их материальной деятельности и отношений. Своеобразная временная концепция – система обобщенных временных представлений, формируется у человека еще в детском возрасте в процессе социализации.
5. Специалист, работающий в режиме сменного графика, обладает двумя интериоризированными временными концепциями – общесоциальной и специфической индивидуальной, обусловленной особенностями рабочего графика. В качестве приоритетной концепции выступает общесоциальная.
6. Под социальным десинхронозом понимается явление взаимного рассогласования ритмов субъективного (психологического) времени специалиста с ритмами социального времени. [4]Сменная работа оказывает большое влияние на социальные взаимодействия и семейную жизнь сменных работников.

ГЛАВА 4. ЭМПЕРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО ДЕСИНХРОНОЗА В СЕМЬЯХ ПРОФЕССИОНАЛОВ РАБОТАЮЩИХ ВАХТОВЫМ МЕТОДОМ

 

4.1. Дизайн исследования

 
Социальный десинхроноз оказывает влияние на семейные отношения, проведение досуга и общение с близкими людьми специалистов. Наиболее значимыми людьми для профессионала являются члены его семья. В первую очередь социальный десинхроноз сказывается на отношениях с супругом или супругой. Именно поэтому в нашем исследовании мы поставили перед собой цель исследовать взаимоотношения между супругами в семьях профессионалов, работающих вахтовым методом, посредством сравнения их с семьями, где супруги работают при традиционном режиме труда.
В исследовании приняли участие  35 полных семей (есть мать и отец): 20 семей профессионалов работающих вахтовым методом и 15 семей, где супруги работают при традиционном режиме труда. Возраст респондентов варьируется от 29 до 54 лет. Респонденты являются жителями городов Архангельск, Новодвинск, Саратов и села Холмогоры Архангельской области. 
Основные методы исследования – это анкетирование.
Для проверки гипотезы и решения поставленных задач исследования применялись следующие методики: опросник «Шкала семейного окружения» [20],  опросник удовлетворенности браком [20],   методика выявления представлений супругов о ролевой структуре их семьи [24].
Обработка полученных данных проводилась посредством  методов статистической обработки данных с использованием критерия t-Стьюдента и критерия U-Манна-Уитни. Для вычислений использовалась статистическая программа SPSS 11.0 (for Windows, русскоязычная версия).
 
 

4.2. Общие характеристики семей вахтовиков и семей, где супруги работают при традиционном режиме труда

 
Таблица 1.
показатель
среднее значение
возраст
42,909
удовлетворенность
34,725
воспитание детей
3,108
эмоциональный климат
2,954
материальное обеспечение
2,120
организация развлечений
3,246
роль хозяина-хозяйки
2,559
сексуальный партнер
2,490
организация семейной субкультуры
3,271
сплоченность
6,992
экспрессивность
5,675
конфликт
4,959
независимость
5,150
ориентация на достижение
3,975
интеллектуально-культурная ориентация
4,509
ориентация на активный отдых
4,450
морально-нравственные аспекты
5,254
организация
5,396
контроль
4,571

 
Средний возраст респондентов приблизительно равен 43 годам. (Табл.1) Выборки характеризуются средним уровнем удовлетворенности браком и благополучными взаимоотношениями в семье. Такие функции как воспитание детей, установление эмоционального климата в семье (т.е. выполнение психотерапевтической функции), организация развлечений, организация семейной субкультуры в семьях выполняет жена, в то время как муж обеспечивает материальное обеспечение семьи. Для выборок характерна традиционная ролевая структура - роль «хозяина» и «хозяйки» распределяется поровну между супругами. Сексуальная функция семьи в равной степени зависит как от мужа, так и от жены. Для выборок свойственна достаточно высокая степень сплоченности, т.е. степень, в которой члены семьи заботятся друг о друге, помогают друг другу. Выборки характеризуются повышенным уровнем экспрессивности (степень, в которой в данной семье разрешается открыто действовать и выражать свои чувства) и независимости (степень, в которой члены семьи поощряются к самоутверждению, независимости, к самостоятельности в обдумывании проблем и принятии решений). Так же повышенный уровень наблюдается в организации семейного порядка и организованности в плане структурирования семейной активности, финансового планирования, определенности семейных правил и безопасностей. Степень семейного уважения к этническим и нравственным ценностям и положениям находится чуть выше среднего уровня. Конфликт (степень, в которой открытое выражение гнева, агрессии и конфликтных взаимоотношений в целом характерно для семьи), интеллектуально-нравственная ориентация и ориентация на активный отдых - на среднем уровне. Степень, в которой разным видам деятельности (учебе, работе и пр.) придается характер достижения и соревнования, т.е. ориентация на достижения находится на достаточно низком уровне.
 

4.3. Сравнительный анализ показателей семей вахтовиков и семей, где супруги работают при традиционном режиме труда

 
4.3.1. Анализ данных, полученных в результате анкетирования жен.
 
 
 
Таблица 2.

и т.д.................


Параметр
Среднее значение
(традиционный метод работы)
Среднее значение
(вахтовый метод работы)
Используемый критерий
р-уровень
возраст
42,53±2,115
41,70±1,549
t-Стьюдент

Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.