Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Особенности финансов некоммерческих организаций в РФ

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 05.06.13. Сдан: 2013. Страниц: 44. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНОБРНАУКИ РОССИИ
 
Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
«Челябинский государственный  университет»
(ГОУВПО «ЧелГУ»)
Институт  Непрерывного Профессионального Образования
 
 
 
ОСОБЕННОСТИ ФИНАНСОВ НЕКОММЕРЧЕСКИХ ОРГАНИЗАЦИЙ  В РФ
 
КУРСОВАЯ  РАБОТА
 
по дисциплине «Финансы»
 
 
 
 
Работу  выполнил:  Цесарский  
 
Андрей Владимирович   
          (фамилия, имя,  отчество – полностью)
Группа    31Ф301  
            (номер группы)
        
 
Работу  проверил:  Клейман  
 
Анна Владимировна   
          (фамилия, имя,  отчество – полностью)
к.э.н., доцент кафедры учёта и финансов 
    (ученая степень,  ученое звание, должность )
 
 
 
 
 
 
 
ЧЕЛЯБИНСК 
2012
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ                                                                                                          3
    Теоретические основы финансов                                                                    6
    Сущность и функции финансов                                                               6
    Финансовая система                                                                                   14
    Роль финансов некоммерческих организаций в финансовой системе    22
    Особенности организации финансов некоммерческих организаций          27
    Содержание и организация финансов некоммерческих организаций 27     
    Финансовые отношения некоммерческих организаций                       32
    Источники финансирования организаций некоммерческой
деятельности                                                                                           36
    Расходы некоммерческих организаций                                                41
    Современное состояние и тенденции развития финансов некоммерческих организаций в Российской Федерации                                                               47
    Оценка современного состояния финансов некоммерческих организаций в Российской Федерации                                                 47
    Перспективы развития финансов некоммерческих организаций в Российской Федерации                                                                          52                      
ЗАКЛЮЧЕНИЕ                                                                                                  57                 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ                                          61
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Развитие  гражданского общества в России в  первую очередь связано с деятельностью некоммерческих организаций. Именно данные общественные структуры обеспечивают право граждан на диалог с властью, обращают внимание органов государственного и муниципального управления на проблемы населения в целом и отдельных его групп, развивают демократические принципы организации общества, помогают в решении социально-значимых проблем, оказывают населению общественные социальные услуги.
Некоммерческие  организации, как следует из их названия, создаются ни в целях извлечения прибыли, а для достижения благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также для иных целей, направленных на достижение общественных благ.
Несмотря  на свой социальный статус, некоммерческие организации являются хозяйствующими субъектами. Они имеют в своем  распоряжении и в собственности  имущество и денежные средства. Совершают  гражданско-правовые сделки, принимают  на работу наемных работников. Открывают  счета в коммерческих банках, участвуют  в перераспределении финансов. То есть ведут активную экономическую  и финансовую деятельность.
Несмотря  на то, что в нашей стране все  больше и больше возникает и регистрируется некоммерческих организаций, степень  разработанности темы их финансов и  источников формирования остается не разработанной в достаточной  степени. Недостаточное количество статей написано, выпущено мало научной  литературы, монографий и пр.
Актуальность  данного вопроса обосновывает выбор  темы курсовой работы «Особенности финансов некоммерческих организаций в РФ».
Объект работы - финансы некоммерческих организаций.
Предмет работы - особенности финансовых отношений некоммерческих организаций.
Цель данной работы - рассмотреть особенности и современное состояние финансов некоммерческих организаций, определить проблемы и перспективы их развития. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
    Рассмотреть теоретические основы финансов.
    Охарактеризовать финансы некоммерческих организаций.
    Оценить современное состояние развития финансов некоммерческих организаций в Российской Федерации.
    Определить перспективы развития финансов некоммерческих организаций в Российской Федерации.
При написании  данной работы использовались такие  методы исследования, как  анализ, синтез, сравнение, абстрагирование, конкретизация, обобщение, формализация, индукция, дедукция, моделирование.
Теоретической и методологической основой проведения исследования явились законодательные акты, нормативные документы.
Источниками информации для написания работы послужили учебная литература, фундаментальные  теоретические труды, результаты практических исследований таких авторов, как Грязнова, Малиновская, Кузьмин, Трошин, статьи и обзоры в специализированных и периодических изданиях, посвященных тематике выбранной темы, справочная литература, прочие актуальные источники информации.
Данная  работа состоит из 3 глав: первая глава  раскрывает теоретические основы финансов; во второй главе даётся общая характеристика финансов некоммерческих организаций; в третьей главе: состояние финансового положения некоммерческих организаций в Российской Федерации и перспективы его улучшения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 Теоретические основы финансов
 
1.1 Сущность и функции финансов
 
Налоговые и неналоговые платежи в бюджет; выплаты пенсий, пособий, стипендий; размещение средств в ценные бумаги, банковские депозиты; получение доходов  по ним; привлечение коммерческими  организациями на долевых и долговых началах средств для осуществления  их деятельности; получение средств  некоммерческими организациями  для оказания услуг; формирование и  использование прибыли организации  — все это принято называть финансовыми операциями. Возникает вопрос о том, какие общие черты объединяют их многообразие.
 Во-первых, все названные операции происходят  в денежной форме. Это позволяет  выделить первый признак финансовых  операций — их денежный характер, при этом существует некоторая  обособленность движения денежных  средств от движения товаров.  Функция денег как средства  платежа, с которой связаны финансовые операции, предполагает некоторую оторванность денежных средств во времени от движения товаров. Тем не менее нельзя говорить о полной безэквивалентности финансовых операций, поскольку деньги — это всеобщий эквивалент[20, с. 6].
 Во-вторых, все финансовые операции предполагают  перемещение средств от одних  экономических субъектов к другим: от организаций и домохозяйств к государству и наоборот; между организациями; между организациями и домохозяйствами и т.п. С помощью такого перемещения происходит распределение стоимости валового внутреннего продукта, а также доходов от внешнеэкономической деятельности. Следовательно, можно говорить о распределительном характере финансовых операций.
Распределение — это процесс формирования и  использования денежных доходов[19, с. 14]. В результате распределения стоимости произведенных товаров и услуг происходит формирование денежных доходов у экономических субъектов: домохозяйств, организаций и государства. У первых основными формами доходов выступают заработная плата и/или доходы от собственности (для индивидуальных предпринимателей или участников производственного кооператива можно говорить о смешанном доходе, сочетающем трудовые доходы и доходы от собственности); у организаций — прибыль; у государства - налоги. Формирование денежных доходов экономических субъектов происходит не только за счет распределения стоимости произведенных товаров и услуг (она, как правило, выражается таким макроэкономическим показателем, как валовой внутренний продукт), но и за счет доходов от внешнеэкономической деятельности (поступления по внешнеторговым операциям, внешние заимствования и др.).
 В  процесс распределения могут  быть также вовлечены накопления  прошлых лет, осуществляемые в  денежной форме (амортизационные  отчисления, нераспределенная прибыль  прошлых лет, остатки средств  на счетах соответствующего бюджета  на начало года, сбережения домохозяйств  и т.п.). Формирование и использование  денежных накоплений означает, что  финансовые операции опосредуют  не только распределение валового  внутреннего продукта, произведенного  в текущем периоде, но также  и часть национального богатства.  Кроме того, формирование доходов  у различных экономических субъектов  осуществляется и в порядке  перераспределения, связанного с  денежными поступлениями от одного  субъекта к другому (например, государственные субсидии).
 Таким  образом, у экономических субъектов  в процессе распределения формируются  денежные доходы, поступления и  накопления, обеспечивающие их функционирование, использующиеся для решения экономических  и социальных задач, направляющиеся в конечном счете на потребление и дальнейшее накопление (теперь уже не только в денежной форме), которые принято называть финансовыми ресурсами [12, с. 7].
 Процесс  распределения является стадией  общественного воспроизводства,  связывающей производство, обмен  и потребление. Каждая стадия общественного воспроизводства отражает движение стоимости, смену собственников, т. е. экономические отношения между отдельными субъектами. Финансовые операции, участвуя в распределении стоимости, являются внешним проявлением некой совокупности экономических отношений, называемой финансами, появление и функционирование которых определяются объективными тенденциями общественного, в том числе экономического, развития.
 Все  сказанное позволяет определить  финансы как совокупность денежных  отношений по поводу распределения  стоимости валового внутреннего  продукта, доходов от внешнеэкономической  деятельности и части национального  богатства, в результате которого  формируются денежные доходы, поступления  и накопления у отдельных субъектов  хозяйствования, государства, используемые  в дальнейшем для решения экономических и социальных задач [13, с.8].
 История  термина «финансы» прошла несколько  этапов. По мнению проф. Б.М. Сабанти, сегодня трудно назвать автора, который ввел в обиход этот термин. Первоначально в XIII—XV вв. он обозначал денежный платеж. Несколько позднее в научной литературе (с XVI по XIX в.) финансы стали связывать с формированием государственных доходов и их расходованием. В России на рубеже XIX—XX вв. наука о финансах преподавалась как правовая дисциплина, изучающая правовые нормы в области государственных доходов и расходов. В результате традиция ограничивать круг финансовых отношений операциями, при которых одной из сторон обязательно выступает государство, сохранилась и в более позднее время. Так, Э. А. Вознесенский в качестве отличительной черты финансовых отношений выделил признак императивности, утверждая, что финансовые отношения формируются государством в государственно-властном порядке.
 И  в настоящее время многими  авторами (Б.М. Сабанти, Т.В. Брайчевой, А.М. Ковалевой и др.) используется признак императивности при характеристике финансовых отношений, хотя он входит в некоторое противоречие с признаваемым этими же авторами объективным характером появления и развития финансов. Безусловно, в практике организации финансовых отношений они принимают конкретные организационно-правовые формы, но если финансы — это объективно существующие экономические отношения, то их функционирование определяется в первую очередь закономерностями развития экономической системы, а не волевыми субъективными решениями органов государственной власти, установленными правовыми актами.
 С  XIX в. в экономической литературе понятие «финансы» распространяется на денежные операции отдельных компаний, фирм, банков, а не только на государственные доходы и расходы. При этом нередко отождествляются термины «банковский капитал» и «финансовый капитал». В частности, Дж. М. Кейнс финансы также рассматривал как денежную форму капитала. Такое толкование финансов встречается и у современных авторов, специализирующихся на проблемах финансового рынка.
 Возникновение  большинства зарубежных научных  экономических школ было связано  с необходимостью решения конкретной  экономической проблемы. Прикладной  характер разработки экономических  теорий предопределил рассмотрение  финансов в зарубежной литературе  в качестве средства решения  задач на макро- и микроуровне. Поэтому и в учебной литературе, и во многих современных зарубежных экономических словарях финансы определяются как наука по управлению денежными потоками или рассматриваются как один из экономических инструментов государственного регулирования. Определение финансов как метода управления денежными средствами встречается и в советской научной, а также справочной литературе в 1920-1930-е гг.
 С  1940-х гг. отечественные экономисты  начинают рассматривать финансы  как экономическую категорию.  Впервые финансы как систему  экономических (производственных) отношений  определил В.П. Дьяченко в монографии  «К вопросу о сущности и  функциях советских финансов».  С этого времени в советской литературе возникла дискуссия об области появления и действия финансовых отношений и их специфических чертах, позволяющих выделить финансы как самостоятельную категорию из многообразия экономических отношений. Так, в рамках трудовой теории стоимости сформировались две основные концепции сущности финансов: распределительная и воспроизводственная, представленные и в современной российской учебной литературе.[13, с. 8-9]
 Сторонники  первой из них (В. М. Родионова,  Л. А. Дробозина, С. И. Лушин и др.) связывают возникновение и функционирование финансов только со стадией распределения, не отрицая взаимообусловленности последней и процессов производства, обмена и потребления. В рамках второй концепции (Д. С. Моляков, Е. И. Шохин, Н. Г. Сычев и др.) финансы рассматриваются как категория, связанная со всеми стадиями общественного производства, в том числе обменом. Следствием этих противоположных позиций является разный состав финансовых ресурсов. В рамках воспроизводственной концепции денежные операции фактически совпадают с финансовыми, а финансовые ресурсы — с денежными средствами. Но в этом случае, видимо, неверно говорить о самостоятельной категории, отличной от денег. С другой стороны, приверженцы воспроизводственной концепции ближе к некоторым современным подходам рассмотрения финансов как денежных потоков или как процессов создания фондов и капиталов для осуществления различных расходов, при которых не ставится задача разделения сущности явления и его внешних форм проявления.
 Таким  образом, финансы — термин, в  определении которого на сегодняшний  день нет единой точки зрения. Разнообразие толкования финансов  объясняется разными задачами  использования этого понятия  (академический или прикладной  подход), различными философскими и экономическими школами.
 Не отрицая возможности существования иных точек зрения, Грязнова А.Г. и Маркина Е.В. считают, что приведенное выше определение финансов, которое отражает их распределительный характер путем формирования и использования денежных доходов, поступлений и накоплений субъектов хозяйствования, государства и муниципальных образований, позволяет наиболее системно рассматривать финансовые отношения, возникающие между различными экономическими субъектами [13, с. 10].
 Признавая  финансы совокупностью объективно  существующих экономических отношений,  следует рассмотреть их функции  — специфические способы выражения присущих финансам свойств. В публикациях российских экономистов наблюдается большое разнообразие в определении количества и названий этих функций. В частности, ряд авторов (В. В. Иванов, Л. А. Дробозина, А. М. Бабич и Л. Н. Павлова) называют регулирующую, стабилизационную функции, функции планирования, организации, воспроизводства. Нередко они рассматриваются, как частный случай распределения, но чаще речь идет не о функциях финансов как абстрактного понятия, а о функциях государства, связанных с использованием финансов. А. М. Александров и Э. А. Вознесенский разделяли распределительную функцию финансов на две: формирование денежных фондов (процесс перераспределения) и их использование (процесс, опосредованный актами купли-продажи). Тем не менее большинство российских ученых полагают, что сущность финансов выражается через распределительную и контрольную функции.
 Одной  из отличительных черт финансов  является их участие в процессе  распределения. Распределительную  функцию выделяют не только  российские, но и многие зарубежные (применительно к государственным финансам) авторы.
 Стоимость  валового внутреннего продукта, как результат валового производства без учета промежуточного потребления распадается на первичные доходы (прибыль, доходы от собственности, косвенные налоги, заработная плата, смешанные доходы) и амортизацию, которые в первую очередь образуют финансовые ресурсы организаций, государства и домохозяйств.
В формировании денежных доходов экономических  субъектов участвуют также поступления, связанные с внешнеэкономической  деятельностью (от внешней торговли и внешних заимствований, дивиденды  по ценным бумагам иностранных эмитентов, пенсии и другие поступления).
 Процесс  перераспределения затрагивает  движение средств между экономическими субъектами. Перераспределение происходит: во-первых, через бюджетную систему — поступление в бюджет прямых налогов с прибыли организаций, доходов физических лиц; государственные и муниципальные заимствования; денежные перечисления организациям, домохозяйствам в порядке расходования бюджетных средств (ассигнования, субсидии, субвенции, пенсии и т.п.); во-вторых, через финансовый рынок — привлечение средств путем выпуска ценных бумаг, размещения долей и паев, кредитных договоров и займов одними экономическими субъектами и одновременное размещение временно свободных денежных средств в соответствующие активы другими субъектами; поступление дивидендов, процентов; страховые взносы и страховые возмещения (выплаты).
 В  процессе распределения и перераспределения  участвует и часть национального  богатства (накопления прошлых  лет: сбережения, амортизационные  отчисления, выручка и поступления  от продажи имущества и т.п.).
 Сформированные  доходы и накопления экономические  субъекты используют в целях  потребления (например, расходы организаций  социальной сферы), а также направляются  для дальнейшего накопления (инвестиции и сбережения).
 Таким образом, можно сделать вывод о том, что участие финансов в распределении и перераспределении вновь созданной стоимости и частично стоимости прошлых лет — это весьма сложный процесс, характеризующийся большой мобильностью создаваемых и расходуемых денежных доходов [13, с. 12].
 Этот  процесс охватывает не только  распределение и перераспределение  стоимости в денежной форме  между организациями, государством  и домохозяйствами, но и между  уровнями государственной власти  и местного самоуправления, между  организациями разных сфер и  видов деятельности, между отдельными  социальными группами, между территориями  и отраслями, внутри отраслей  и даже хозяйств. Наконец, механизм  денежных накоплений позволяет  говорить о распределении во  времени (в частности, создание  резервов в благоприятные периоды  и их расходование при наступлении неблагоприятных событий).
 При  характеристике распределительной  функции финансов важно иметь  в виду, что хотя процесс распределения  стоимости является производным  от процесса ее создания, тем  не менее, от того, как будет  распределена стоимость, зависит  новый производственный цикл. Игнорирование  объективных экономических закономерностей  при организации финансовых отношений  чревато негативными последствиями  для экономической системы в  целом. Поскольку в распределении  участвуют все хозяйствующие  субъекты, возможно, изменяя его  количественные пропорции, воздействовать  на экономические и социальные процессы. Тем не менее, данный факт не дает оснований выделять регулирующую функцию финансов, поскольку само регулирование осуществляет государство, используя свойства распределительной функции финансов.
 Тесно  связана с распределительной контрольная функция. По мнению В. М. Родионовой, финансы обладают свойством количественно отображать воспроизводственный процесс в целом и различные его фазы, благодаря чему способны постоянно «сигнализировать» о том, как складываются распределительные пропорции, обеспечивается ли непрерывность воспроизводственного процесса. Информацию о возможных неблагоприятных экономических событиях можно получить через такие финансовые показатели, как индексы фондовых бирж, динамика рентабельности хозяйств, бюджетных доходов, в том числе налоговых, государственного долга, бюджетного дефицита и многие другие. Правильный выбор финансовых показателей для оценки экономического состояния позволяет принимать эффективные управленческие решения. При этом не следует отождествлять контрольную функцию финансов и финансовый контроль, поскольку осуществление финансового контроля — это функции соответствующих органов (институтов), а не абстрактного понятия, под которым понимаются финансы.
Итак, финансы  – это денежно-экономические  отношения, связанные с распределением и перераспределением национального  дохода, формированием центролизованных и децентролизованных фондов общественного назначения с целью расширенного воспроизводства и выполнение государства своих функций. Финансы выполняют две функции: распределительную и контрольную.
 
1.2 Финансовая  система
 
Функции и роль финансов реализуются через  финансовую систему, с помощью которой  осуществляется распределение и  перераспределение денежных средств  в экономике страны. Финансовая система  представляет собой встроенный элемент  экономической системы, обслуживающий  субъекты экономики, обладающие избытком или недостатком денежных средств.
Финансовые  отношения характеризуются общими чертами, а именно все они:
    осуществляют перераспределение валового внутреннего продукта и национального дохода;
    участвуют в формировании фондов денежных средств и их использовании;
    контролируют и регулируют распределительный процесс;
    выступают преимущественно в денежной форме [14, с. 19].
Пройдя  длительный эволюционный путь развития, финансовые отношения приобретают  разнообразные формы проявления. Это обусловлено усложнением хозяйственных связей, расширением рынка, функций и задач государства. Из общей совокупности финансов постепенно выделяются отдельные финансовые отношения со своими специфическими особенностями, образуя конкретную финансовую категорию.
Финансовые  категории обладают определенными  признаками: функциями, задачами, ролью, целью функционирования. Например, налоги в отличие от финансовых отношений  имеют четыре основные функции, выступают  важнейшим элементом воздействия  на экономические и социальные процессы страны и др.
Расширение  взаимосвязей между главными экономическими агентами национальной системы (хозяйствующими субъектами, населением, государством) создает условия для появления  финансовых звеньев.
Финансовые  звенья – это группировка отдельных  финансовых категорий с общими признаками. К ним, к примеру, относятся бюджет, финансы домашнего хозяйства. Бюджет, как финансовое звено объединяет такие финансовые категории, как  налоги, государственный кредит, государственные расходы [14, с. 20].
Наличие звеньев финансовой системы определяется существованием самостоятельных экономических  субъектов, участвующих в хозяйственной  жизни. Экономический субъект –  это юридическое или физическое лицо, являющееся носителем прав и  обязанностей. В современных рыночных отношениях участвуют четыре экономических  субъекта: государство, регион, хозяйствующий  субъект, гражданин (физическое лицо).
Следовательно, финансовая система в экономическом  аспекте – это внутреннее строение финансов, совокупность входящих в  них взаимосвязанных звеньев (институтов), каждое из которых представляет специфическую  группу финансовых отношений. В литературе, помимо рассмотренного, встречается  применение термина «финансовая  система» и в другом смысле –  как системы финансовых органов. Однако такая подмена понятий  ведет к размыванию понятия предмета изучения.
Итак, финансовая система в целом представляет собой совокупность финансовых отношений, выступающих в виде взаимосвязанных  и взаимодействующих категорий, звеньев, сфер, которые распределяют и используют фонды денежных средств  хозяйствующих субъектов, домохозяйств, государства, а также специальных финансовых институтов [14, с. 20].
В рамках финансовой системы осуществляется разнообразная деятельность, в том  числе планирование, финансирование, инвестирование, налогообложение, страхование, финансово-бухгалтерская деятельность, аудит, финансовое инспектирование  и др.
Вопрос  о структуре финансовой системы  РФ является дискуссионным, и наиболее часто выделяют от 2 до 5 звеньев.
Финансовая  система РФ претерпела кардинальные изменения с распадом Советского Союза. До 1991 г. Она включала финансы  материального производства, финансы  непроизводственной сферы и общегосударственные  финансы (государственный бюджет СССР, имущественное, личное и иностранное  страхование, государственный кредит).
Государственный бюджет СССР объединял союзный бюджет, государственные бюджеты союзных  республик и государственный  бюджет социального страхования. В  союзном бюджете в 1970-1990 гг. концентрировалось 50-52% общего объема ресурсов государственного бюджета. На бюджеты союзных республик  приходилось 48-50%, из которых 35% находилось в распоряжении республиканских  бюджетов республик и 15% - в местных  бюджетах.
На современном  этапе в состав финансовой системы  Российской Федерации входят:
    бюджетная система, состоящая из государственных и местных муниципальных образований, внебюджетные целевые государственные и муниципальные фонды;
    финансы предприятий, организаций, учреждений;
    кредит (государственный, муниципальный и банковский).
Подобное  мнение о содержании финансовой системы  широко распространено среди представителей финансово-правовой науки [11, с. 16].
Вместе  с тем в экономической финансовой литературе высказано суждение о  более узком составе финансовой системы, исключающее из нее кредит в связи с присущими ему  особенностями. Однако ссылка на наличие  особенностей у кредита при обособлении  его от финансов представляется не убедительной, поскольку и каждое другое из названных звеньев финансовой системы обладает своей спецификой, одновременно взаимодействуя между  собой в качестве составных частей единой системы. Взаимодействует с  ними и кредит. Другие представители  финансовой науки, не упоминая среди  звеньев финансовой системы банковский кредит, государственный кредит в  него включают.
При этом в современной литературе отмечается целесообразность расширительного  толкования финансов, включения в  них и банковского кредита.
Вся система  финансов России в целом состоит  из двух укрупненных подсистем:
    государственных и муниципальных финансов.
    финансов хозяйствующих субъектов.
Эти укрупненные  подсистемы в зависимости от конкретных форм и методов формирования доходов  и денежных фондов в свою очередь  делятся на более частные подсистемы (звенья).
Как уже  говорилось выше, вопрос о структуре  финансовой системы России разными  авторами видится по-разному. В данной работе мы рассмотрим модель финансовой системы, предложенную авторами М.В. Романовским и О.В. Врублевской.
Система финансов России делится на:
    Финансы хозяйствующих субъектов.
    Коммерческие предприятия и организации;
    Некоммерческие организации
    Финансовые посредники;
    Государственные и муниципальные финансы;
    Бюджетная система;
    Государственный кредит.
В литературе финансовая система, её состав и структура  представлены по-разному.
Не смотря на то, что все авторы выделяют один основной критерий, по которому происходит разделение финансовой системы на сферы  и звенья (роль субъекта в общественном воспроизводстве), мы видим всё же расхождения в структуре.
Основным  из дискуссионных вопросов является выделение страхования как самостоятельной  сферы финансовой системы. Например, такие авторы как Галицкая С.В., Вавилов  Ю.Я., Родионова В.М. выделили три  сферы финансовой системы: финансы  экономических (хозяйствующих) субъектов, страхование, государственные и  муниципальные финансы. Причем структура  этих сфер тоже различна у разных авторов.[13, с. 16]
Автор Вавилов  Ю.Я. в сфере страхования выделяет два звена:
    Некоммерческое (государственное страхование);
    Коммерческое страхование.
Автор Родионова  В.М. выделяет 5 звеньев 
    Социальное страхование;
    Личное страхование;
    Имущественное страхование;
    Страхование ответственности;
    Страхование предпринимательских рисков.
Автор Галицкая С.В. также выделяет 5 звеньев:
    социальное;
    личное;
    имущественное;
    ответственности;
    предпринимательских рисков.
Другое  мнение можно увидеть в работах  Поляка Г.Б., который не включает страхование  в состав финансовой системы.
Значит  перед нами встает еще один вопрос: если всё же ряд авторов выделяют страхование как отдельную сферу, то каков же её состав? На этот вопрос пока нет однозначного ответа.
Все авторы выделяют как отдельную сферу  финансы субъектов хозяйствования, хотя можно увидеть, что интерпретация  этого названия у авторов разная. Отчего зависит такое расхождение  и как всё-таки правильно называть эту подсистему, вот еще один вопрос.
Автор Романовский  М.В. выделяет сферу финансы субъектов  хозяйствования и делит её на:
    Коммерческие предприятие и организации;
    Некоммерческие организации;
    Финансовые посредники.
Родионова В.М. выделяет сферу финансы предприятий, учреждений, организаций и выделяет в ней следующие звенья:
    финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах;
    финансы учреждений и организаций, осуществляющих коммерческую деятельность;
    финансы общественных объединений.
По Вавилову Ю.Я. финансы экономических (хозяйствующих) субъектов делятся на:
    финансы коммерческих организаций;
    финансы некоммерческих организаций;
    финансы ПБОЮЛ;
    финансы домохозяйств.
Ковалёва  А.М. выделяет финансы хозяйствующих  субъектов:
    государственных;
    муниципальных;
    частных;
    акционерных;
    арендных;
    общественных.
Поляк Г.Б. выделяет сферу децентрализованные финансы и делит их на:
    финансы предприятий, организаций (коммерческих и некоммерческих);
    финансы домашнего хозяйства.
Таким образом, еще одним важным вопросом является состав сферы финансов субъектов  хозяйствования.
Аналогичные расхождения происходят в сфере  государственные и муниципальные  финансы.
Поляк Г.Б. выделил сферу централизованные финансы и в ее составе [22, с. 26]:
    федеральный бюджет;
    территориальные финансы;
    специальные внебюджетные фонды.
По Вавилову в состав сферы государственные  и муниципальные финансы входят:
    Федеральные финансы;
    Финансы Субъектов Федерации;
    Местные финансы.
Родионова в составе государственных финансов выделила:
    Государственный бюджет;
    Внебюджетные фонды;
    Государственный кредит.
Ковалёва  выделила сферу общегосударственные  финансы и в её составе:
    государственный бюджет;
    внебюджетные фонды;
    государственный кредит;
    фонды страхования;
    фондовый рынок.
По системе  Романовского сфера государственные  и муниципальные финансы включает в себя бюджетную систему и  государственный кредит. В свою очередь бюджетная система делится: на федеральный бюджет, территориальные бюджеты субъектов Российской Федерации, бюджеты муниципальных образований (местные бюджеты), бюджеты Пенсионного фонда, фонда социального страхования РФ, Федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.
Подводя итоги, можно сказать, что финансовая система – это совокупность различных  сфер финансовых отношений, в процессе которых образуются и используются фонды денежных средств.
 Финансовая  система любого государства включает  в себя несколько взаимосвязанных  звеньев (институтов) и органов.  Наличие различных институтов  внутри финансовой системы объясняется  тем, что финансы обслуживают  многообразные потребности общества, охватывают своим воздействием  всю экономику страны и всю  сферу социальной деятельности  в целом. Исходя из этого,  под финансовой системой Российской  Федерации следует понимать:
    совокупность финансовых институтов, каждый из которых способствует образованию и использованию соответствующих денежных фондов;
    совокупность государственных органов и учреждений, осуществляющих в пределах своей компетенции финансовую деятельность.
 Совокупность  финансовых институтов, регулирующих  создание, перераспределение и использование  фондов денежных средств, образует  финансовую систему, которая отражает  особенности развития государства  в условиях перехода к рынку.
 Роль  финансовой системы сводится  к правовому регулированию финансовых  отношений, т.е. с помощью финансовой  системы можно контролировать  эффективность и соответствие  правовой формы экономическому содержанию.
 
1.3. Роль  финансов некоммерческих организаций  в финансовой системе
 
Именно  некоммерческие организации обуславливают  конструктивное взаимодействие между  тремя силами: государственными структурами, бизнесом и обществом, представляя  в этом взаимодействии общество и  отражая интересы различных, в том  числе незащищенных, групп населения.
В России имеют государственную регистрацию  около 200 тысяч некоммерческих организаций. Некоммерческие организации – это  организации, не имеющие в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли. Общественный характер деятельности – главная особенность некоммерческих организаций, отличающая их от других хозяйствующих субъектов. Некоммерческие организации создаются для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных целей  для охраны здоровья, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания гражданам  юридической помощи. При достижении этих целей некоммерческие организации  выполняют свою социальную функцию, являясь каналом коммуникации, связью между обществом, бизнесом и государством.
Деятельность  некоммерческих организаций сопровождается формированием и расходованием  финансовых ресурсов, что обуславливает  наличие финансов. Финансы некоммерческих организаций – это социально - экономические отношения, возникающие  по поводу формирования, распределения  и использования финансовых ресурсов, необходимых для достижения целей, ради которых некоммерческие организации создаются [28, с. 21].
Вот ещё 2 определения финансов некоммерческих организаций разных авторв.
 Финансы некоммерческих организаций — это отношения, связанные с формированием и использованием финансовых ресурсов организаций для достижения целей деятельности, предусмотренных в уставе организации [13, с. 36]
Финансы некоммерческих организаций – это  социально-экономические отношения, имеющие денежный характер, возникающие  по поводу формирования, распределения  и использования фондов денежных средств, связанных с осуществлением общественной деятельности некоммерческих организаций [24, с. 22].
Особое  место финансов некоммерческих организаций  в финансовой системе определяется тем положением, которое они занимают в системе: государство – бизнес – общество. Именно за счет некоммерческого  сектора создается и поддерживается социальное равновесие, формируется  ответственное гражданское общество и оказывается широкий спектр социальных услуг. Вместе с государственными финансами финансы некоммерческих организаций образуют сферу публичных  финансов, то есть финансов, открытых для  общественного контроля.
Поскольку некоммерческие организации создаются  для решения проблем, которые  невозможно решить только коммерческим структурам и органам власти, но в то же время находятся в тесной взаимосвязи с этими секторами  экономики, стоит выделить следующие  особенности в организации их финансов:
1. Некоммерческие  организации не ставят в основу  своей деятельности получение  прибыли, а работают для реализации  целей, направленных на достижение  общественных благ, которые закреплены  в уставе некоммерческих организаций  и называются уставными целями. Данная особенность проявляется  в возможности осуществить общественную  деятельность с минимальными  финансовыми затратами или без  них, опираясь на энтузиазм  и личные убеждения сторонников  некоммерческой организации. Приобретение  товарно-материальных ценностей  и трудовых ресурсов, необходимых  для реализации целей некоммерческих организаций, основывается на сделках благотворительности, пожертвованиях, дарениях, безвозмездной передачи имущества, волонтерстве.
2. Некоммерческие  организации могут осуществлять  и осуществляют предпринимательскую  деятельность, формируя часть своих  финансовых ресурсов за счет  самостоятельно заработанных средств,  которые могут быть потрачены  исключительно для реализации  уставных целей некоммерческой  организации. Внешние условия  способствуют возникновению потребности  некоммерческих организаций в  денежных средствах. Использование  денег в хозяйственном обороте  позволяет некоммерческим организациям  ускорить достижение своих целей,  обеспечить стабильность работы, приобрести нужные ресурсы. 
Указанные особенности определяют место финансов некоммерческих организаций как  промежуточное между государственными финансами и финансами коммерческих структур. Сектор некоммерческих организаций  включает в себя все институциональные  единицы, занятые оказанием нерыночных услуг, предназначенных для коллективного  потребления. Институциональная единица  – это структура, которая сама владеет своими активами, сама и  от своего имени принимает обязательства, сама занимается экономической деятельностью  и сама ведет операции с другими  секторами экономики. Основные ресурсы  некоммерческих организаций прямо  или косвенно поступают из платежей, осуществляемых единицами других секторов экономики.
Специфическое местоположение финансов некоммерческих организаций подтверждается и принципами организации их финансов [29, с. 19]:
1. Принцип  хозяйственной самостоятельности  предполагает, что некоммерческие  организации самостоятельно определяют  направления своей деятельности  в соответствии с целями, ради  которых они созданы и которые  отражены в уставе.
2. Принцип  самофинансирования означает, что  некоммерческие организации должны  полностью окупать свою деятельность  за счет собственных средств.
3. Принцип  целевого использования означает, что все поступающие в организацию  средства тратятся строго на  уставные цели некоммерческой  организации согласно утвержденному  заранее финансовому плану (бюджету).
4. Принцип  раздельного учета предполагает, что есть разграничение средств  целевого финансирования и самостоятельно  заработанных средств. 
5. Принцип  обеспечения финансовых резервов, который обусловлен понятием  целевого капитала, – это сформированная  за счет пожертвований, внесенных  жертвователем (жертвователями) в  виде денежных средств, часть  имущества некоммерческой организации,  переданная некоммерческой организацией  в доверительное управление управляющей  компании для получения дохода, используемого для финансирования  уставной деятельности некоммерческой  организации.
6.   Принцип государственного контроля, который проявляется в создании специальных структур, осуществляющих контроль за целевым использованием средств и деятельностью некоммерческих организаций.
У таких  авторов, как Шубина Т.В., Сухоруких  Л.Н. Финансы некоммерческих организаций строятся на таких принципах, как [30, с. 29]:
    внешнее финансирование (образование денежных фондов за счет членских взносов, пожертвований, грантов, благотворительной помощи, бюджетных ассигнований);
    целевой характер расходования денежных фондов на основе утвержденной сметы (бюджета доходов и расходов);
    затратность, убыточность деятельности (отсутствие получения прибыли, отсутствие самоокупаемости);
    открытость финансов, общественный контроль, отсутствие коммерческой тайны в деятельности некоммерческой организации;
    подотчетность лицу - источнику финансирования;
    реализация общественных интересов, ведение деятельности, предусмотренной исключительно учредительными документами;
    моральная и социальная ответственность участников некоммерческой организации за результаты ее деятельности.
Сотрудничество  коммерческого и некоммерческого  секторов носит взаимовыгодный характер: первому оно приносит не только улучшение  имиджа и формирование лояльности потребителей, но и повышение стабильности среды  для ведения бизнеса; второму  – ресурсы для выполнения общественной миссии и организационного развития. Например, выступая спонсорами или  благотворителями, корпорации используют позитивный образ НКО в своих  рекламных и маркетинговых программах, в отношениях с общественностью. Некоммерческий сектор предоставляет  корпорациям и отдельным состоятельным  людям специфическую услугу –  возможность удовлетворять их потребность  творить добро, которая реализуется  в виде благотворительных проектов и программ. Предприниматели заботятся  об увеличении доходов, преумножают  совокупные финансовые ресурсы, некоммерческий сектор – обеспечивает их рациональное перераспределение.
Таким образом, некоммерческий сектор вносит свой вклад  не только в удовлетворение потребностей населения, но и в создание благоприятного делового климата, стабильность экономического развития и развития политической системы, основанной на принципах демократии, прозрачности и ответственности, способствуя  развитию полноценного гражданского общества.
 
 
 
 
 
 
 
 
      Особенности организации финансов некоммерческих организаций
 
       Содержание и организация финансов некоммерческих организаций    
 
Деятельность  некоммерческих организаций определяют следующие основные нормативные документы:
    Гражданский кодекс РФ;
    Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях";
    Федеральный закон от 19 мая 1995 г. N 82-ФЗ "Об общественных объединениях".
Деятельность  каждого из видов некоммерческих организаций дополнительно регулируется специальным законодательством [24, с. 4].
Некоммерческая  деятельность представлена разнообразными ее видами, которые можно объединить по следующим направлениям:
    государственное управление и государственные услуги общего характера;
    оборона;
    охрана внутреннего правопорядка и безопасности;
    предупреждение и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций, связанных с неблагоприятными природными явлениями, катастрофами, авариями и другими бедствиями;
    образование;
    здравоохранение;
    социальная защита населения;
    фундаментальная наука;
    культура и искусство;
    защита окружающей среды;
    общественно-бытовое благоустройство городов и населенных пунктов (освещение, озеленение, дороги, мосты, тротуары и др.);
    общественные объединения и организации;
    благотворительные и гуманитарные организации и фонды.
Таким образом, к данной деятельности относятся  многие отрасли непроизводственной сферы, хотя в ее составе могут  функционировать обеспечивающие структуры, присущие материальному производству.
Общей особенностью упомянутых направлений деятельности является то, что основным мотивом  функционирования организаций или  учреждений не является извлечение прибыли  или дохода от результатов такой  деятельности, удовлетворение общественных потребностей, который частный сектор не желает или не в состоянии обеспечить. Кроме того, по соображениям стратегического  общественного развития определенный вид деятельности необходимо сосредоточить  в централизованном порядке у  государства.
В основном некоммерческая деятельность определяется необходимостью производства и обеспечения  общественными товарами, благами  и услугами. Производство определенных видов общественных товаров государство  принимает на себя в связи со значительными  выгодами переливов.
Некоммерческие  виды деятельности (исключая государственный  сектор) получили значительное развитие в странах с налаженной рыночной экономикой. Некоммерческая форма организации  библиотек, музеев, больниц, учебных  заведений, театров, разнообразных  благотворительных фондов, профессиональных объединений позволяет сочетать частную инициативу с общественно-полезной деятельностью. Подобное развитие объясняется  не только налоговыми льготами, которыми пользуются производители общественных благ. При льготировании государство  дифференцированно подходит к разного рода организациям, главный критерий здесь - степень общественной полезности оказываемых услуг. Государство также субсидирует определенные организации для оказания услуг населению. Действия государства по финансированию общественных потребностей через некоммерческие организации объясняются большей их гибкостью и оперативностью по оказанию услуг населению. Финансовый механизм использования возможных прибыли или дохода от некоммерческих видов деятельности, например в США, устанавливает, что они не распределяются среди членов организации, либо лиц, причастных к контролю над ней. Прибыль или доход направляются или на развитие организации, или лицам, пользующимся ее услугами (больными, учащимися, нуждающимися гражданами и т.д.) [16, с. 9].
Особенности организации финансов некоммерческих организаций как самостоятельных  хозяйствующих субъектов определяются целевой направленностью уставной деятельности, порядком и источниками  ее финансирования. Взносы участников в некоммерческую организацию являются добровольными. Возможность ведения  предпринимательской деятельности в некоммерческих организациях оговаривается  в уставных документах и подчинена  достижению целей их создания с учетом того, что основная цель таких юридических  лиц – удовлетворение материальных и нематериальных потребностей, ведение  общественно полезной деятельности, защита общественных интересов. Планирование финансовой деятельности осуществляется на основе составления органом управления некоммерческой организации годовых  или квартальных бюджетов доходов  и расходов, которые утверждаются в соответствии с уставом общим  собранием учредителей, участников, членов или высшим органом управления некоммерческой организации.
Некоммерческая  организация не выплачивает вознаграждение членам высшего органа управления за выполнение возложенных на них функций  кроме компенсации расходов, непосредственно  связанных с участием в работе высшего органа управления.
Как и  другие хозяйствующие субъекты, некоммерческая организация ведет бухгалтерский (финансовый) учет, составляет бухгалтерскую и финансовую отчетность, производит налоговые платежи и другие отчисления, предусмотренные законодательством. По окончании финансового года высший орган управления некоммерческой организации отчитывается перед общим собранием учредителей, участников или членов о проделанной работе за год и исполнении бюджета доходов и расходов.
Размеры и структура дохода некоммерческой организации, а также сведения о  размерах и составе ее имущества, о расходах, численности и составе  работников, об оплате их труда, об использовании  безвозмездного труда граждан в  деятельности некоммерческой организации, в отличие от коммерческих организаций, не могут быть предметом коммерческой тайны [26, с. 16].
Методами  ведения хозяйственной деятельности некоммерческой деятельности является сметное финансирование - при безвозмездности  оказываемых услуг и благ, а  при возмездности - на началах хозрасчета и самоокупаемости. В условиях рынка все больше организаций переходят на начало коммерческого расчета - реализуют оказываемые услуги по ценам спроса с образованием достаточных накоплений для саморазвития.
Финансы некоммерческих и коммерческих организаций  имеют различия по следующим направлениям:
1) формирование  первоначального капитала (имущества  и денежных средств);
2) процедура  создания юридического лица;
3) порядок  осуществления хозяйственной деятельности;
4) реализация  права собственности на имущество;
5) порядок  распределения прибыли;
6) порядок  управления юридическим лицом;
7) объем и порядок ответственности по своим обязательствам перед третьими лицами; 
8) порядок ликвидации юридического лица [25, с. 26].
Финансы разных видов некоммерческих организаций  имеют ряд отличий.
Особенности финансов различных видов некоммерческих организаций представлены в таблице 2.1
 
Таблица 2.1 - Особенности финансов различных видов некоммерческих организаций [25, с. 31].
 
Вид некоммер-ческой организации
Ведение предпринима-тельской деятельности
Наличие субсидиарной финансовой ответственности
1. Общест-венные объединения:
физические лица
Самостоятельно, либо через учреждение коммерческих предприятий
Отсутствует
Нет
1.1 Общест-венные организации;
физические лица
     
1.2 Общест-венные движение;
  Как правило не ведется
Отсутствует
Нет
1.3 Общест-венный фонд;
физические лица и юридические  лица
через учреждение коммерческих предприятий
Отсутствует
Нет
1.4 Общест-венное учреждение.
Государст-венные и муниципаль-ные органы, общественные объединения
Осуществляет
Несут
Да
2. Некоммер-ческое партнерство
физические лица и юридические  лица
Осуществляет
Отсутствует
Да
3. Автоном-ная некоммер-ческая организация;
физические лица и юридические  лица
Осуществляет
Отсутствует
Нет
4. Ассоциа-ции и союзы.
физические лица
Осуществляет
Отсутствует
Нет

 
Подводя итоги можно сделать  вывод, что некоммерческие организации имеют существенные отличия от коммерческих организаций. Особенности некоммерческих организаций состоят прежде всего в целях их деятельности и формировании денежных ресурсов. Некоммерческой является организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками.
 
       Финансовые отношения некоммерческих организаций
 
Финансовые отношения - это  экономические отношения между  субъектами, которые связаны с  формированием, распределением и использованием денежных средств с целью обеспечения потребностей государства, предприятий (организаций, учреждений) и граждан [10, с. 18].
Любые финансовые отношения являются объективными по своей природе и возникают  в связи с необходимостью обеспечения  потребностей общественного производства. Все виды финансовых отношений опосредуются финансовым механизмом.
Формы и виды финансовых отношений  на данном этапе развития общества характеризуются довольно большим  разнообразием, что объясняется  постоянным усложнением хозяйственных  связей и усилением влияния государства  на ход экономического процесса.
Управление  финансами является целенаправленным воздействием на них со стороны субъектов  управления. При этом объектами управления выступают различные виды финансовых отношений, образующих финансовую систему. Субъектами управления являются органы финансового управления (так называемый финансовый аппарат).
Управление  финансовыми отношениями производится на основе финансовой политики, которая  многогранна по содержанию и напрямую связана с деятельностью субъектов  хозяйствования при реализации их хозяйственных  интересов.
Финансы в системе денежных отношений  связаны с кредитной, ценовой  и прочими сферами. Главная задача в развитии финансовых отношений в РФ связана с необходимостью упрочения основ экономики, укрепления демократических принципов в социальной сфере и усиления государства в управлении финансовыми процессами.
Финансовые отношения складываются во всех секторах хозяйственной жизни  общества на этапе распределения  стоимости. Разные виды финансовых отношений  существуют, прежде всего, между гражданами и экономически самостоятельными единицами  хозяйствования с государством (платежи  в бюджет и внебюджетные фонды, бюджетное  финансирование). Кроме того, финансовые отношения существуют между государством и выступающими в качестве его кредиторов на внутреннем и внешнем финансовых рынках организациями. Отношения органов госуправления и самоуправления при оказании взаимной финансовой помощи также являются финансовыми отношениями. К данной категории относятся и отношения хозяйствующих субъектов по поводу уплаты штрафов, неустоек, пени, между предприятиями и наемными работниками при выплате зарплат, материальной помощи и т.п.
Все виды финансовых отношений образуют единую систему финансов страны. Поскольку  финансовые отношения опосредуют движение капиталов, доходов и других денежных средств предприятий, то по этому признаку их можно разделить на несколько групп. Это отношения предприятий с государством, другими предприятиями (контрагентами), финансовыми посредниками (валютные, фондовые биржи, банки, страховые компании и т.д.). Внутри самого предприятия (между структурными подразделениями и персоналом), внутри отдельных объединений, организаций, между предприятиями и инвесторами (участниками, акционерами, собственниками).
Государство во многом способствует многообразию отношений в сфере финансов, разрабатывая новые формы их использования. Они  устанавливаются в соответствии с основными задачами по развитию экономики страны на данном историческом этапе.
Финансовые  отношения необходимы для объективного развития экономических отношений  и являются основным инструментом реализации государственной политики сферы  финансовых отношений.
Для всех видов финансовых отношений характерны некоторые общие свойства, позволяющие относить их к отдельным группам в зависимости от того участвуют ли они в общественном воспроизводстве, осуществляют его страховую защиту или обеспечивают проведение государственного регулирования экономики и социальной сферы. Под такими группами понимают сферы отношений, опосредующие функционирование хозяйствующих субъектов, муниципальное и государственное управление, страхование [15, с. 14].
Финансовые  отношения некоммерческих организаций - это экономические отношения между некоммерческой организацией с другими субъектами, которые связаны с формированием, распределением и использованием денежных средств с целью обеспечения потребностей организации.
Финансовые  отношения некоммерческих организаций  с другими субъектами экономических  отношений возникают по следующим основаниям:
    между некоммерческой организацией и ее учредителями, членами, участниками по поводу создания и осуществления деятельности, внесения членских взносов;
    между некоммерческой организацией и грантодателями, пожертвователями, благотворителями, спонсорами по поводу получения финансовой помощи и целевого финансирования;
    между некоммерческой организацией и бюджетом по поводу уплаты налогов и сборов;
    между некоммерческой организацией и бюджетом по поводу предоставления бюджетных ассигнований, размещения социального заказа;
    между некоммерческой организацией и ее сотрудниками по поводу выплаты заработной платы и социального обеспечения;
    между некоммерческой организацией и коммерческим банком по поводу расчетно-кассового обслуживания и кредитования;
    отношения некоммерческих организаций между собой и с коммерческими организациями: финансовые санкции за невыполнение договорных обязательств; покупка корпоративных ценных бумаг; внесение вкладов в хозяйственные общества и товарищества на вере; благотворительные взносы и пожертвования;
    между некоммерческой организацией и их объединением: по поводу внесения вкладов при его создании и несения субсидиарной ответственности по его обязательствам;
    между некоммерческой организации или их объединений со сферой государственных финансов;
    между некоммерческой организации и сферой страхования: личное, имущественное страхование, страхование ответственности (по закону и договору со страховой компанией);
    между некоммерческой организации и международными организациями, правительствами и прочими по поводу получения и распределения гуманитарной помощи [8, с. 12].
Финансовый  механизм некоммерческой организации  – это совокупность различных  форм, видов финансовых отношений  и способа их количественного  выражения, соединенных в единое целое и направленных на реализацию уставных целей некоммерческой организации. Формируется под влиянием нормативных  актов государства, положений учредительных  документов и договоров.
Формы финансовых отношений представлены различными финансовыми фондами внутреннего  назначения. Виды финансовых отношений  представлены различными доходами и  поступлениями, расходами и отчислениями: вклады, взносы, пожертвования, бюджетные ассигнования, бюджетные субсидии, платежи в государственные внебюджетные фонды, расходы на развитие и проч.
Способы количественного выражения могут  быть определены законом (налоги, платежи  во внебюджетные фонды); учредительными документами (по вкладам, взносам и  проч.); договором (санкции и проч.).
Финансовые отношения некоммерческих организаций выражают формирование, распределение и использование денежных фондов, которые можно объединять в следующие основные группы: фонды, обеспечивающие эксплуатационную деятельность организаций и учреждений; фонды капитальных вложений; фонды поощрительного и стимулирующего характера; фонды, связанные с удовлетворением материальных, социально-культурных и бытовых нужд работников и обслуживаемых контингентов (например, учащихся в учебных заведениях, больных в лечебных учреждениях); фонды развития основной деятельности.
 
2.3 Источники финансирования организаций  некоммерческой деятельности
 
Финансирование  происходит от английского слова  Funding и имеет два значения. Первое, это снабжение финансами, денежными средствами. А второе, это выделение финансов, денежных средств на что-нибудь.
Финансирование  бывает следующих видов: платное (возмездное) и бесплатное (безвозмездное). К платному виду финансирования, т.е. возмездному, относят кредит и заем. К бесплатному, т.е. безвозмездному – субсидию, пожертвование, дарение, субвенцию, грант, дотацию и ссуду.
Целью финансирования служит выделение ресурсов или средств для достижения поставленной цели. Если цель финансирования – это получение прибыли, то финансирование автоматически становится инвестированием. Если прибыль не является целью — тогда это уже не инвестирование.
То есть, получать прибыль – это инвестирование, а не получать прибыль (просто достижение поставленной цели) – это финансирование.
Финансирование  осуществляется благодаря собственным  средствам государства, предприятия, заемным, привлеченным и другим средствам. Объектом финансирования являются предприятия, граждане, предприниматели, а также  разнообразные виды деятельности в  сфере экономики и экономические  программы [9, с. 36-37].
Поскольку производство любых товаров, услуг, благ связано с издержками, перечисленные  виды деятельности должны финансироваться  для обеспечения процесса их воспроизводства. Источники финансирования деятельности некоммерческих организаций и учреждений также разнообразны.
Каждое  из направлений некоммерческой деятельности характеризуется своей спецификой, включает структуры, выполняющие функции, свойственные материальной сфере и  коммерческой деятельности. Например, большинство из них располагает  собственными предприятиями, работа которых  организуется на общих принципах  функционирования финансов предприятий. Однако, реализация продукции таких предприятий регулируется не рыночными критериями спроса и предложения, а внутренними потребностями самой организации. Такая продукция реализуется по ценам, покрывающим издержки производства и формирующим прибыль (чистый доход) на нормируемом уровне - для обеспечения приемлемого самофинансирования и обеспечения уставной деятельности организации - владельца предприятия. Таким образом, продукция не выходит, как правило, на конкурентный рынок, а предназначается для внутреннего применения некоммерческой организации (продукция военно-промышленного комплекса, предприятий по производству медицинской техники и инструментов, другие виды специализированной продукции).
Однако, рыночная система хозяйствования не определяет четких границ в сферах производства, обращения, и происходящие преобразования в экономике отражаются на мотивации деятельности ряда некоммерческих отраслей. Все большее число их структур выходит со своей продукцией и услугами на открытый рынок, тем самым обеспечивая лучшее развитие своей структуре и в целом системе данной отрасли. Например, платные услуги учреждений образования, здравоохранения, культуры получают все большее распространение. А такие отрасли, как бытовое обслуживание населения и жилищно-коммунальное хозяйство, ранее занимавшие промежуточные положение по критериям классификации и фина
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.