Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Промышленная политика и структурные изменения в российской экономике

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 05.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
РЕФЕРАТ
ПО  МАКРОЭКОНОМИКЕ 
 

Тема: Промышленная политика и структурные
  изменения в российской  экономике 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Выполнила: студентка 3 курса
ФСУиЭА,
344 группы, 

Научный руководитель: 
 
 
 
 
 
 
 
 

Санкт-Петербург
2009 
 
 
 
 
 
 
 
 

     План 
 

     Введение  …………………………………………………………………..3 

     Глава 1. Концептуальные направления и основные проблемы
       функционирования промышленности в РФ…………………………….5 

     Глава 2. Динамика основных показателей в промышленности РФ…...9 

     Глава 3. Возможности и пути развития промышленной
     политики в России…………………………………………………………17 

     Заключение…………………………………………………………………20 

     Список  литературы………………………………………………………...22
 

     Введение 
 

     В последнее время все более  актуальной, и это подтверждается дискурсом, в котором участвуют промышленная, научная, политическая общественность, федеральные промышленные министерства, становится проблема разработки осмысленной промышленной политики в Российской Федерации. После событий августа 1998г. все взоры устремились на реальный сектор для его всемерной поддержки. Одним из основных условий выхода из затяжного экономического кризиса, стабилизации и промышленного роста было признано оживление реального сектора экономики и, в первую очередь, его важнейшего звена – промышленности. Таким образом, встает вопрос о необходимости государственного регулирования пусть даже и либеральной рыночной экономики, поскольку, при всех плюсах рынка, у него есть большой минус – субъекты рыночных отношений нацелены, в основном, на текущие интересы. Между тем ситуация в России такая, что существование некоторых весьма важных отраслей промышленности может прекратиться в ближайшем будущем, поскольку на данный момент они находятся вне конъюнктурных интересов финансового капитала и не снабжаются столь необходимыми инвестициями, и к тому моменту, когда эти отрасли станут востребованными, их попросту уже не будет. Поэтому именно в этой ситуации необходимо продуманное и эффективное государственное регулирование структуры производства именно в долгосрочном плане. Таким образом, государству необходимо взять под свою опеку определение, прогнозирование и реализацию механизмов развития и совершенствования структуры общественного производства, разработать совокупность мероприятий долговременного характера, направленных на стратегическое регулирование экономических процессов для развития приоритетных отраслей. Именно на решение этих задач и направлен такой инструмент государственного воздействия на экономику, как промышленная политика.
      Последние 10 лет экономических реформ государством ставилась практически единственная задача финансовой стабилизации, как условия массированного притока в экономику России иностранного и частного капитала. Задач экономического роста, активной промышленной политики как таковых не ставилось. Они являлись даже не второстепенными. В значительной степени перечисленные проблемы в той или иной мере за прошедшее время решены. Однако ни правительство, ни бизнес, ни население не могут быть удовлетворены темпами и перспективами экономического роста.
      В эпоху глобализации каждая страна соизмеряет свои достижения и позиции в мировой экономике с другими государствами. Конкуренция становится все более жесткой, требуется правильный выбор приоритетов и инструментов их реализации, чтобы не остаться на обочине мирового прогресса. Главный показатель при этом - эффективное участие страны в международном разделении труда. Сегодня международная торговля, обеспечивая ускоренный рост экономики любой страны и ее структурную оптимизацию, на 80% состоит из продукции обрабатывающей промышленности, в первую очередь наукоемкой, реализуемой преимущественно на базе устойчивых связей специализации и производственного кооперирования. В последние десятилетия к процессу международной кооперации успешно подключились многие развивающиеся страны.
      Все более резким диссонансом такому развитию выступает Россия, до 90% экспорта которой составляют энергоносители, сырье и полуфабрикаты, а доля в мировой торговле не превышает 1, 5%. Именно поэтому вопрос разработки эффективной промышленной политики требует тщательного изучения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава 1.Концептуальные направления и основные проблемы функционирования промышленности в РФ 
 

       При рассмотрении понятия «промышленная политика» в последнее время ведется немало дискуссий, и определилось несколько направлений. Главное среди них связано с развитием инновационной экономики (основанной на энерго- и материалосберегающих технологиях с использованием информационных и сетевых ресурсов), с подъемом обрабатывающей промышленности. Суть ее изложена в правительственной среднесрочной программе социально-экономического развития.
     В качестве второго направления можно  выделить программу Торгово-промышленной палаты РФ. В ней промышленная политика рассматривается ”как система мер, направленных на развитие национальной экономики с использованием новейших технологий и продуктов с высокой степенью обработки, современных информационных и других услуг”. Главная роль отводится частному сектору и предпринимательской деятельности. Но при этом предлагается принять программу государственных регулирующих мер в сфере промышленной политики, направленных в том числе на увеличение налогообложения естественных монополий, создание специального ссудного фонда для инновационной деятельности, сокращению вывоза отечественного капитала и т.д. Программа ТПП ориентируется прежде всего на интересы бизнеса: в ней не упоминается о необходимости обеспечить эффективное использование и расширенное воспроизводство рабочей силы, накопление человеческого капитала.
     В научно-профессиональном сообществе сформировалось представление по поводу системы приоритетов государственной промышленной политики. Немало тех, кто убежден, что она должна отличаться от приоритетов компаний и инвестиционных банков, для которых максимизация прибыли является, по сути, основной задачей. Роль государства не следует сводить лишь к предоставлению кредитов для реализации перспективных проектов: расширение его участия в развитии всех отраслей народного хозяйства должно включать и меры по формированию, воспитанию нового поколения промышленных рабочих и специалистов с опережающим уровнем знаний.
     Сторонники  ”территориального” подхода к промышленной политике считают, что в ближайшее время необходимо сосредоточить усилия на преодолении неравномерности в промышленном развитии регионов, вовлечении в промышленное развитие всех субъектов Федерации. Речь идет о формировании ”замкнутых” технологических производств, не зависящих от иностранных конкурентов и ориентированных на внутренний рынок.
     Есть  и совсем координальные предложения. Так, В.Мау считает, что на современном этапе в ”условиях экономической неопределенности следует отказаться от промышленной политики в традиционном смысле этого слова”. Приоритетом государства, по его мнению, должны стать вложения в человека, а именно - в образование и здравоохранение. Реальный спрос этих отраслей способен стимулировать развитие новых производств в смежных секторах.
     При всех различиях в определении  сути промышленной политики следует  иметь в виду, что она не может  обойтись без мер государственного регулирования в трех основных областях: обновление технологий, использование финансовых ресурсов и формирование нового поколения специалистов и промышленных рабочих. При выработке основных направлений промышленной политики должны быть увязаны интересы человека, промышленных предприятий и государства. Только тогда можно рассчитывать на развитие человеческого капитала и его эффективную отдачу, возрастающую в благоприятной социальной среде, которая, помимо производственного комфорта, включает и климат доверия, уверенность во взаимной выгоде социального партнерства. Недоучет социальной составляющей в модернизации производства, управлении и в трудовых отношениях может свести на нет все усилия по внедрению технических инноваций.
     Проблема номер один функционирования промышленности в России – это неотлаженность в новых условиях механизма воспроизводства. Межсекторальный перелив капитала из банковского в промышленный сектор неэффективен и не работает. Недостаточно так называемых длинных денег, учетные ставки кредитования на финансовом рынке существенно выше, чем реальная рентабельность в промышленности. Не вовлекаются накопления населения. Не решая вопрос о механизме воспроизводства, невозможно говорить о дальнейшем управляемом развитии отраслевых пропорций и промышленности в целом. Это и есть задача номер один.
     При разработке промышленной политики следует  принимать во внимание то, что субъектами промышленной политики выступают уже не только органы государственного управления. Но и крупный бизнес, у которого есть достаточно мощные корпоративные интересы, возникает ответственность за целые регионы и обстановку в них, есть потребность в выходе на мировые рынки и в поддержке собственным государством этой деятельности, есть интеллектуальные ресурсы. В качестве субъектов промышленной политики очень активно начинают выступать регионы. Можно сказать, что они даже опережают федеральное правительство в изменении своих управленческих ориентиров. В десятках субъектов Российской Федерации, таких, как, например, Свердловская, Тульская, Пермская области, Башкортостан и других, уже разработаны стратегии и программы промышленной политики соответствующего региона, и в тех пределах и с теми ресурсами, которыми эти регионы располагают, они пытаются поменять вектор развития на устойчивый промышленный рост. Очень важным субъектом промышленной политики выступают крупные промышленные ассоциации и союзы, такие, как Российский союз промышленников и предпринимателей, Торгово-промышленная палата, отраслевые объединения. В связи с этим частью предмета промышленной политики является диалог федерального правительства и субъектов промышленной политики, их партнерство.
     Есть  вторая, не менее важная и принципиальная проблема промышленной политики. Созданный в 90-е годы в стране государственный правовой и экономико-управленческий механизм по факту не включает в себя набора эффективных инструментов управления и реализации промышленной политики, т.е. осуществляется  переход от узкой постановки проблемы промышленной политики к более масштабной задаче восстановления, точнее реконституирования государственного правового механизма регулирования проблем промышленной политики. Речь идет о методах, с помощью которых можно решать перечисленные проблемы промышленной политики в рыночных условиях. Это экономические и финансовые методы, включая лизинг, кредитование, гарантирование, валютное и инвестиционное регулирование, механизмы субсидирования. Это налоговые методы, в основном специальные, стимулирующие налоговые режимы, вопросы амортизационной политики, целевых отчислений на поддержку науки, недропользования, подготовки кадров, решения сопутствующих социальных проблем. Это таможенные тарифные и нетарифные методы регулирования. Вопросы тарифной политики по услугам естественных монополий. Вопросы банковского регулирования, стимулирующего межсекторальный перелив капитала. Существует и возможность институциональных подходов. Таких, как создание новых инвестиционных инструментов при использовании пенсионных, страховых фондов, целевых бюджетных фондов, стимулирующих развитие промышленности. Могут получить развитие специальные операции на фондовых рынках, позволяющие через эмиссию ценных бумаг, выпуски облигационных займов заимствовать финансовые ресурсы для промышленности. Это методы эффективного управления государственным имуществом в промышленности. Оно будет всегда в сфере обороны, специальных задач государства, для казенных и государственных унитарных предприятий, равно как и для предприятий смешанного капитала. Это бюджетно-законодательные методы, которые включают в себя федеральные и региональные целевые программы, целевые адресные федеральные законы. Наконец, это и административные методы, такие, как государственное управление, деятельность специально уполномоченных органов регулирования, координации, консалтинга.
     Помимо  уже названных важных проблем, которые лежат на повестке дня российской промышленной политики, есть и ряд более частных. Изношенность основных фондов, низкое качество продукции и производительность труда, неприемлемая фондоемкость, технологическая отсталость. Они ведут к низкой конкурентоспособности российской промышленной продукции и на внутреннем, и на внешнем рынках. В российском экспорте низка доля продукции обрабатывающих отраслей, слаб и не имеет стимулирующего характера спрос на внутреннем рынке. Структура российской промышленности утяжелена, недостаточна доля производства продукции конечного потребления, доминируют топливно-сырьевые сектора, добывающая промышленность. Отсутствуют государственно-правовые и экономические механизмы поддержки экспорта, решения региональных проблем, сопутствующих промышленным социальных проблем, механизмов гармонизации структурных отраслевых пропорций.
     Основа  российского экспорта, как и в  целом российской экономики, - сырьедобывающие  отрасли, к сожалению, перешли в  режим невоспроизводимого по разведанным запасам основных месторождений полезных ископаемых недропользования.
     Слабо развита инфраструктура, отсутствуют  современные навыки сбыта и сервиса. Слабы менеджмент и финансовая дисциплина, неоптимальна структура промышленности по величине предприятий - крупных, крупнейших и малых, средних. Несбалансирована с промышленной экономикой тарифная политика естественных монополий. Российская промышленность все больше теряет инновационный характер, утрачивается научно-технический потенциал ее воспроизводства.
     Основополагающим  документом, которым руководствуются  денежные власти и финансово-экономический  блок российского правительства, является стратегия развития Российской Федерации до 2010 года. В этом масштабном документе, состоящем из более чем 350 страниц, вопросу промышленной политики посвящен подраздел объемом 5 страниц. Наверное, неслучайны те проблемы в экономическом развитии страны, с которыми она сейчас сталкивается. Лишь на высоких сырьевых ценах невозможно иметь устойчивый экономический рост и стабильное положение экономики. Здесь необходима консолидация практических, интеллектуальных, государственных, управленческих и творческих ресурсов крупного бизнеса, промышленных ассоциаций и союзов для того, чтобы совместными усилиями выработать эффективную промышленную политику России.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Глава 2. Динамика основных показателей  в  промышленности РФ. 

     'Постдефолтный'  период (с 1999 г.) характеризуется  существенным улучшением макроэкономической ситуации в стране. После беспрецедентного в истории России ХХ века экономического кризиса высокими темпами увеличиваются валовые показатели экономического роста. Среднегодовые темпы прироста ВВП в период 1999 - 2006 г.г.г составили 6,7 %, объема промышленного производства - 6,1 %, сельскохозяйственного производства - 3,8 %, инвестиций в основной капитал - 10, 5 % [9-11] . И есть все основания рассчитывать на сохранение этих темпов в среднесрочной перспективе (как минимум до 2010 г.). На этой базе достигнуто восстановление докризисного (1991 г.) уровня среднедушевых реально располагаемых доходов населения.
     Вместе  с тем, не может не обратить на себя внимание тот факт, что восстановление докризисного объема ВВП и прогнозирование его дальнейшего роста происходят при существенном отставании роста объемов ведущих отраслей материального производства и, самое важное, инвестиций в основной капитал, восстановление которых прогнозируется лишь за пределами 2010г.(табл. 1).  

Таблица 1 

Динамика  основных социально-экономических  показателей, в % к базовому году* (100%) 

 

* Последний  год роста. 
**   Год максимального падения.
***   по ОКВЭД.  

Российский  статистический ежегодник. 2001. Стат. сб./Госкомстат России. М., 2001. С. 279, 396; Российский статистический ежегодник. 2005: Стат. сб. С. 323, 438, 659; Вопросы статистики. 2006, С.57; Прогноз социально-экономического развития РФ на 2008 г., параметры прогноза на период до 2010 г. и предельные уровни цен (тарифов) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий. М.: Минэкономразвития России, апрель 2007 г. (вариант 2)
        Более того, темпы прироста промышленного производства в последние два года упали в 2 раза по сравнению с предшествующем двухлетием (с 8,9 % в 2003 г. и 8,3 % в 2004 г. до 4,0 [10] и 3,9 [4] процентов в 2005 и 2006 годах соответственно). Прогноз их среднегодовой величины на 2007 - 2010 г.г. (5,1 % [7]) предполагает всего лишь недопущение дальнейшего падения.
     Причины сложившейся динамики известны - экономический  рост страны в существенной мере опирается  не на внутренние источники, а на сложившуюся внешнеэкономическую конъюнктуру, прежде всего, сырой нефти, природного газа и металлопродукции первых переделов. Одновременно наблюдаются довольно устойчивые тенденции ухудшения качественных показателей роста. В этой связи нынешний экономический рост не может быть признан ни устойчивым, ни перспективным для России - 'рост без развития', при котором страна остается с примитивной сырьевой экономикой с низкотехнологичной индустрией, неэффективным для современных динамичных условий государственным аппаратом.
     За  форсированное формирование основ  рыночного хозяйства России пришлось 'заплатить' деградацией её научно-технологического и производственного потенциала. Если ВВП страны к 1998 г. сократился на 44,2 % к уровню 1989 г., то объем промышленного производства - на 56,6 %, а сельскохозяйственного - на 46 %. [8-11]   Наиболее   глубокий спад охватил высокотехнологичные отрасли обрабатывающей промышленности и военно-промышленный комплекс с его наукоемкими производствами   мирового класса, в том числе уникальными, технологиями и высококвалифицированным кадровым корпусом.
     'Восстановительный' (постдевальвационный) рост не  принёс качественных перемен,  не остановил процессы   примитивизации  национального   промышленного производства, о чем свидетельствует таблица 2. Динамика удельного веса отдельных отраслей в структуре промышленности характеризуется увеличением удельного веса (в стоимостном выражении) продукции ТЭК и металлургии, происходившим на фоне сокращения удельного веса всех остальных отраслей промышленности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.