На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Планирование и финансирование расходов государственных и муниципальных учреждений здравоохранения

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 05.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 24. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


КР.10041020029
Содержание
Введение              3
    Необходимость и показатели функционирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения        5
    Состав и динамика источников финансирования государственных и муниципальных учреждений здравоохранения      18
    Планирование и финансирование расходов государственных и муниципальных учреждений здравоохранения       28
Заключение            33
Список  использованных источников        35
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение 
Здоровье  населения и экономика тесно  связаны друг с другом. Здравоохранение потребляет часть валового национального продукта. Экономические достижения в обществе, уровень экономического развития, благосостояния существенно отражаются на состоянии здоровья населения. Здоровье населения является критерием качества народонаселения, с которым связаны оценка уровня образования и культуры, профессиональной подготовки, производительности труда. Здоровье нации – это способность к воспроизводству трудового потенциала, трудовых ресурсов, с чем связано увеличение производительных сил. В этом заключается непреходящая экономическая ценность для общества. Старение населения, распространение острых и хронических заболеваний, инвалидизация, наносят ущерб производительным силам общества, сказываются на экономическом развитии стран.
Охрана  и укрепление здоровья населения  представляет собой многогранную систему государственных, общественных, социально-экономических и медицинских мероприятий, в основе которых лежат профилактическая направленность, единство медицинской науки и практики, широкое использование достижений научно-технического прогресса, разработка и внедрение научно обоснованной системы мероприятий, осуществляемых органами государственного и местного самоуправления, позволяющих наиболее полно и результативно сочетать потребности населения в медицинской помощи, лекарственным обеспечении и санитарно-противоэпидемическом обслуживании с экономическими возможностями ее удовлетворения.
Современное состояние здравоохранения в  России характеризуется недостаточным ресурсным и финансовым обеспечением, низкой эффективностью деятельности лечебно-профилактических учреждений, неадекватным качеством медицинской помощи при наличии достаточной обеспеченности населения врачебными кадрами и больничными койками.
Переход общероссийского и региональных комплексов на принципы рыночной экономики в условиях либерализации цен, высокого уровня инфляции и дефицита государственного бюджета остро поставил проблему выживаемости здравоохранения, находящегося на бюджетном финансировании. Сегодня здравоохранение переживает серьезный кризис в связи с недостатком финансовых и материальных ресурсов, низкой оплатой труда, отсутствием организационно-экономического механизма, адекватного рыночной экономике. В этих условиях возрастает значение поиска адекватных форм социальной поддержки здравоохранения, в том числе реформирования организационно-хозяйственного механизма на принципах социальной рыночной экономики, обеспечивающих не только выживание данной сферы, но и дальнейшее развитие в рыночной среде.
В современных  условиях рациональная стратегия не только развития, но и функционирования здравоохранения предполагает опережение качественных параметров изменений  по сравнению с количественными. В другом направлении средства, вкладываемые в данную сферу, не дадут должного результата.
В связи с этим, проблемы планирования и финансирования учреждений здравоохранения  являются весьма актуальными.
Цель  данной работы – проведение анализа  финансирования и планирования  государственных и муниципальных учреждений здравоохранения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Необходимость  и показатели функционирования  государственных и муниципальных учреждений здравоохранения
Здравоохранение – важнейшая социальная сфера  общества. От ее состояния зависит не только здоровье, но зачастую и жизнь человека.
Согласно статьи 41 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь.
В последние годы происходит ухудшение состояния здоровья населения. За последние годы общая смертность населения в Российской Федерации  значительно возросла, и сейчас она в 1,5 раза выше, чем в развитых странах, в основном за счет крайне высоких показателей смертности от болезней системы кровообращения, несчастных случаев, отравлений, травм и онкологических заболеваний. Младенческая смертность в 2-3 раза выше, чем в развитых странах, что в значительной мере обусловлено многочисленными осложнениями беременности, родов и перинатальной патологией. В России более половины населения проживает в крайне неблагоприятной экологической обстановке, связанной с загрязнением окружающей среды выбросами промышленных предприятий и автомобильного транспорта, пользуется недоброкачественной питьевой водой. Отмечается рост профессиональной заболеваемости, связанной с неудовлетворительными условиями труда и плохой информированностью работников и работодателей о правах и обязанностях каждого из них, санитарно - гигиенических нормах и правилах. Здоровье- показатель национального престижа, стабилизирующий фактор доверия ко всем ветвям власти, органам управления и политико- экономической системе в целом. В здоровье не только благополучие индивидуума и семьи. Здоровье - необходимое условие высокого трудового потенциала, показатель уровня культуры, наиболее яркий критерий эффективности государственного управления. Результаты медицинской деятельности приносят огромный положительный экономический эффект. Сегодня позиция признания здоровья как высшего национального приоритета государства находит не только правильное понимание, но и твердую поддержку руководства России. В Плане действий Правительства Российской Федерации в области социальной политики и модернизации экономики на 20010-2011 годы безусловным приоритетом в области социальной политики являются инвестиции в человека. В связи с этим одной из стратегических задач в области социальной политики является охрана и укрепление здоровья населения.
Концепцией  развития здравоохранения и медицинской  науки в Российской Федерации разработаны основные направления развития системы здравоохранения, которые представлены на рисунке 1.

Рисунок 1. - Основные направления развития системы  здравоохранения
Перевод здравоохранения на рыночные отношения  ставит проблему толкования медицинской услуги как товара.
Здесь ничего не меняет тот факт, что финансирование здравоохранения осуществляется в  основном за счет государственного бюджета  и государственного внебюджетного фонда обязательного медицинского страхования. Фактически это означает лишь то, что государство закупает продукцию отрасли здравоохранения – услуги и распределяет между населением.
 Медицинские  учреждения необходимо рассматривать  как услугопроизводящие предприятия.
Услуги  здравоохранения имеют некоторые  экономические особенности в  сравнении с другими видами услуг. Эти особенности ограничивают действие рыночных законов в здравоохранении.
Особенности медицинской услуги представлены на рисунке 2.

Рисунок 2. - Особенности медицинской услуги
И в зависимости  от того, чему отдается предпочтение –  экономической эффективности или  социальной справедливости, во многом определяется модель, тип финансирования и хозяйствования в здравоохранении.
В финансировании и управлении здравоохранением существует большое  число проблем, требующих решения. Размеры финансирования здравоохранения из бюджетов всех уровней и за счет средств обязательного медицинского страхования не обеспечивают население бесплатными медицинскими услугами, не создана конкуренция на рынке медицинских услуг, не изменена система оплаты медицинских работников, не преодолена разобщенность действий структур, ответственных за здоровье населения, не соответствует современным требованиям материально-техническая база медицинских учреждений.  Вместе с тем имеющиеся финансовые и материальные ресурсы используются неэффективно, усиливаются диспропорции в предоставлении медицинской помощи. В отрасли растет социальная напряженность. Все более широкое распространение получает теневая сторона оплаты медицинских услуг. Новые социально-экономические условия, обусловленные рыночными отношениями, требуют реформирования и системы здравоохранения.
Система здравоохранения является стратегической отраслью народного хозяйства, обеспечивая  воспроизводство населения, социальные гарантии, здоровье граждан.
В связи  с переходом на принципы рыночной экономики в здравоохранении встал вопрос о внедрении финансового менеджмента, предполагающего оптимизацию ресурсного потенциала. Основная задача финансового менеджмента – создание финансовой устойчивости как системы в целом, так и отдельных ее элементов, что требует знания и соблюдения основных принципов финансового менеджмента- планирования, управления финансирования и контроля.
Единая  номенклатура государственных и  муниципальных учреждений здравоохранения (с изменениями и дополнениями от: 19 февраля 2007 г., 19 ноября 2008 г.)
1. Лечебно-профилактические  учреждения
1.1. Больничные  учреждения
1.1.1. Больницы, в том числе: участковая; районная; городская, в том числе детская; городская скорой медицинской помощи; центральная (городская, районная); областная, в том числе детская (краевая, республиканская, окружная);
1.1.2. Специализированные больницы, в том числе: восстановительного лечения, в том числе детская; гинекологическая; гериатрическая; инфекционная, в том числе детская; наркологическая; онкологическая; офтальмологическая; психоневрологическая, в том числе детская; психиатрическая, в том числе детская; психиатрическая (стационар) специализированного типа; психиатрическая (стационар) специализированного типа с интенсивным наблюдением; туберкулезная, в том числе детская; курортная.
1.1.3. Госпитали  всех наименований.
1.1.4. Медико-санитарная  часть, в том числе центральная.
1.1.5. Дом (больница) сестринского ухода.
1.1.6. Хоспис.
1.1.7. Лепрозорий.
1.2. Диспансеры: врачебно-физкультурный; кардиологический; кожно-венерологический; маммологический; наркологический; онкологический; офтальмологический; противотуберкулезный; психоневрологический; эндокринологический.
1.3. Амбулаторно-поликлинические  учреждения
1.3.1. Амбулатория.
1.3.2. Поликлиники, в том числе: городская, в том числе детская; центральная районная; стоматологическая, в том числе детская; консультативно-диагностическая, в том числе для детей; психотерапевтическая; физиотерапевтическая; восстановительного лечения.
1.4. Центры, в том числе научно-практические: восстановительной терапии для воинов-интернационалистов; восстановительной медицины и реабилитации, в том числе детские; гериатрический; диабетологический; наркологический реабилитационный; медицинский, в том числе окружной; профессиональной патологии; по профилактике и борьбе со СПИД и инфекционными заболеваниями; клинико-диагностический; патологии речи и нейрореабилитации; реабилитации; медицинской и социальной реабилитации; общей врачебной (семейной) практики; консультативно-диагностический, в том числе для детей; реабилитации слуха; лечебной физкультуры и спортивной медицины; мануальной терапии; лечебного и профилактического питания; специализированных видов медицинской помощи; психофизиологической диагностики; диагностический; медико-социальной экспертизы и реабилитации инвалидов.
1.5. Учреждения  скорой медицинской помощи и  учреждения переливания крови: Станция скорой медицинской помощи; Станция переливания крови; Центр крови.
1.6. Учреждения  охраны материнства и детства:  Перинатальный центр; Родильный дом; Женская консультация; Центр планирования семьи и репродукции; Центр охраны репродуктивного здоровья подростков; Дом ребенка, в том числе специализированный; Молочная кухня.
1.7. Санаторно-курортные  учреждения: Бальнеологическая лечебница; Грязелечебница; Курортная поликлиника; Санаторий, в том числе детский, а также для детей с родителями; Санаторий-профилакторий; Санаторный оздоровительный лагерь круглогодичного действия.
2. Учреждения  здравоохранения особого типа
2.1. Центры:  медицинской профилактики; медицины катастроф (федеральный, региональный, территориальный); медицинский мобилизационных резервов "Резерв" (республиканский, краевой, областной, городской); лицензирования медицинской и фармацевтической деятельности (республиканский, краевой, областной); контроля качества и сертификации лекарственных средств; медицинский информационно-аналитический; информационно-методический по экспертизе, учету и анализу обращения средств медицинского применения; медицинской инспекции; медицинский биофизический (федеральный).
2.2. Бюро: медицинской  статистики; патологоанатомическое;  судебно-медицинской экспертизы;
2.3. Контрольно-аналитическая  лаборатория;
2.4. Военно-врачебная  комиссия, в том числе центральная;
2.5. Бактериологическая  лаборатория по диагностике туберкулеза.
3. Учреждения  здравоохранения по надзору в  сфере защиты прав потребителей  и благополучия человека
3.1. Центры  гигиены и эпидемиологии;
3.2. Центры  государственного санитарно-эпидемиологического  надзора;
3.3. Противочумный  центр (станция);
3.4. Дезинфекционный  центр (станция);
3.5. Центр  гигиенического образования населения.
4. Аптечные  учреждения: аптека; аптечный пункт; аптечный киоск; аптечный магазин.
Основными формами первичной учетной медицинской  документации стационарных учреждений являются: медицинская карта стационарного  больного (форма № 003/у);  журнал учета приема больных и отказов в госпитализации (форма № 001/у);  температурный лист (форма № 004/у);лист регистрации переливания трансфузионных сред (форма № 005/у);  листок ежедневного учета движения больных и коечного фонда стационара круглосуточного пребывания, дневного стационара при больничном учреждении (форма № 007/у?02);  журнал записи оперативных вмешательств в стационаре (форма № 008/у);  протокол (карта) патологоанатомического исследования (форма № 013/у);  сводная ведомость движения больных и коечного фонда по стационару, отделению или профилю коек стационара круглосуточного пребывания, дневного стационара при больничном учреждении (форма № 016/у?02);  статистическая карта выбывшего из стационара круглосуточного пребывания, дневного стационара при больничном учреждении, дневного стационара при амбулаторно-поликлиническом учреждении, стационара на дому (форма № 066/у?02) и др.
Помимо  перечисленных форм учетной медицинской  документации, в стационарных медицинских  учреждениях действуют следующие  основные отчетные формы статистического наблюдения:  сведения о лечебно-профилактическом учреждении (форма № 30);  сведения о деятельности стационара (форма № 14);  сведения о деятельности дневных стационаров лечебно-профилактического учреждения (форма № 14?дс);  сведения о медицинских и фармацевтических кадрах (форма № 17);  сведения о реализации Программы государственных гарантий оказания гражданам Российской Федерации бесплатной медицинской помощи (форма № 62).
На основании  приведенных и других форм медицинской  документации рассчитываются статистические показатели, которые используются для  анализа деятельности стационарных учреждений. Данные показатели рассчитываются как в целом по больнице, так  и по каждому отделению. Выделяются следующие группы показателей:
    Показатели удовлетворения населения стационарной помощью 
Показатели  удовлетворения населения стационарной помощью используются для оценки доступности больничной помощи для населения, оптимизации мощности сети и структуры стационарных учреждений, расчета необходимых финансовых, кадровых, материально-технических, информационных ресурсов для их работы. 
- Обеспеченность населения больничными койками (на 1 тыс. жителей). Данный показатель дает наиболее общую характеристику удовлетворения населения стационарной помощью, может рассчитываться как на 1 тыс., так и на 10 тыс. населения.
- Уровень (частота) госпитализации населения (на 1 тыс. жителей). Этот показатель рассчитывается не только по больничному учреждению в целом, но и по профилям коек, а также по всем классам и нозологическим формам отдельно для детей, подростков и взрослых. Может рассчитываться в процентах (на 100 жителей).
- Уровень госпитализации больных (на 100 зарегистрированных больных соответствующего профиля). Позволяет проанализировать интенсивность отбора на госпитализацию больных по разным группам заболеваний в каждом больничном учреждении.  
- Структура коечного фонда больницы по профилям отделений (коек), в процентах к итогу. Данный показатель отражает специфику распределения коечного фонда стационарного учреждения с учетом конкретных условий работы. 
- Структура госпитализированных больных по профилям отделений (коек), в процентах к итогу. Показатель позволяет ранжировать госпитализированных больных по профилю коек. Сопоставляя данный показатель со структурой коечного фонда, можно определить интенсивность использования коечного фонда по профилю.  
- Структура госпитализированных больных по классам заболеваний, отдельным нозологиям, в процентах к итогу. При расчете числа лиц, выбывших из стационара, суммируется число выписанных и число умерших. 
- Число койко-дней госпитализации на 1 тыс. жителей в год (“потребление стационарной помощи”). Данный показатель дает интегральную оценку фактически реализованной обеспеченности населения стационарной помощью, служит для анализа выполнения муниципальных заказов и территориальных программ государственных гарантий оказания гражданам бесплатной медицинской помощи. 
- Выполнение планового норматива числа койко-дней, в процентах. Плановое число койко-дней за год рассчитывается как произведение среднегодового числа коек на норматив занятости койки в году. Выполнение планового норматива числа койко-дней можно рассчитать в целом по больнице и по отделениям и дать оценку полученным показателям, проанализировав, насколько выполнен норматив числа койко-дней относительно плановых значений. 
- Выполнение территориального норматива объема стационар- ной помощи, в процентах.
- Удельный вес сельских жителей среди госпитализированных больных, в процентах.
2. Показатели нагрузки медицинского персонала 
- Среднее число коек на 1 должность врача. Среднегодовая численность занятых врачебных должностей (среднего медицинского персонала).
- Среднее число пролеченных больных на 1 должность врача (среднего медицинского персонала). 
- Среднее число операций на 1 врача-хирурга.
- Среднее число диагностических процедур на 1 должность врача- специалиста. Данный показатель рассчитывается отдельно для таких специалистов, как врач функциональной диагностики, клинической лабораторной диагностики, эндоскопист и др.  
- Среднее число койко-дней на 1 должность врача (среднего медицинского персонала).
Показатели  нагрузки персонала сопоставляются с нормативными показателями, рекомендуемыми органами управления здравоохранением, средними уровнями нагрузки медицинского персонала, характерными для конкретной территории, они отражают оптимизацию структуры и мощности больничных учреждений, внедрение современных технологий диагностики и лечения больных, служат индикатором системы дифференцированной оплаты труда. Для более точного анализа деятельности стационарных учреждений эти показатели необходимо рассматривать комплексно, с учетом показателей использования коечного фонда. 
      Показатели использования коечного фонда 
Данная  группа показателей характеризует  эффективность работы больничных коек. 
- Среднегодовая занятость койки (среднее число дней работы койки в году, или функция больничной койки). Показатель характеризует объем деятельности стационара и эффективность использования коечного фонда. 
- Средняя длительность пребывания больных в стационаре. Показатель средней длительности пребывания больных в стационаре рассчитывается по каждому отделению и по больнице в целом. 
- Средняя длительность лечения больных в стационаре (в днях). Данный показатель рассчитывается по отдельным классам болезней и нозологическим формам только применительно к больным, выписанным из стационара.
- Оборот койки. Показатель оборота койки дает представление о среднем числе больных, прошедших лечение в течение года на одной койке. Оборот койки рассчитывается как по стационару в целом, так и по каждому отделению, оценивается, как правило, в динамике и характеризует интенсивность использования коечного фонда. Чем ниже средняя длительность пребывания в стационаре, тем выше оборот койки. Например, в родильном отделении оборот койки намного выше, чем в туберкулезном отделении. 
- Среднее время простоя койки. Показатель позволяет определить среднее число дней незанятости койки от момента выписки предыдущего больного до поступления следующего больного.
- Динамика коечного фонда, в процентах.
4. Показатели  качества и эффективности стационарной  медицинской помощи 
- Летальность в стационаре (больничная летальность), в процентах. Данный показатель характеризует: качество стационарного и поликлинического обслуживания больных, лечившихся в стационаре; уровень квалификации медицинского персонала; качество лечебно-диагностического процесса.
- Доля патологоанатомических вскрытий в стационаре, в процентах.
- Структура причин смерти, по данным вскрытия, в процентах.
- Частота расхождения клинических и патологоанатомических диагнозов, в процентах. Показатель характеризует качество лечебно-диагности-ческой работы в стационаре, уровень квалификации врачей стационара.  
- Показатели качества хирургической помощи. Для анализа хирургической помощи, наряду с перечисленными показателями, используются следующие: 
а) Число  операций на 100 оперированных больных;  
б) Хирургическая  активность, в процентах;
в) Число  операций на 1 должность врача хирургического профиля; 
г) Структура  оперативных вмешательств, в процентах;  
д) Частота  послеоперационных осложнений, в  процентах и т.д.
- Показатели экстренной хирургической помощи в стационаре. Экстренная хирургическая помощь в стационаре анализируется отдельно с помощью следующих показателей:  
а) Удельный вес больных, оперированных по экстренным показаниям, в процентах; 
б) Структура  больных, доставленных в стационар  по экстренным хирургическим показаниям, в процентах; 
в) Доля оперированных больных из числа  доставленных в стационар по экстренным хирургическим показаниям, в процентах;  
г) Летальность  больных, доставленных в стационар  по экстренным хирургическим показаниям, в процентах и т.д
- Показатели качества лечебной работы: 
а) Удельный вес расхождений диагнозов лечащего врача и врача- эксперта, в процентах;  
б) Удельный вес отклонений от стандартов, выявленных экспертом (рассчитывается в целом по всему объему проведенных экспертиз и по отдельным нозологическим формам), в процентах; 
в) Частота  врачебных дефектов, в процентах.
5. Показатели  преемственности в работе амбулаторно- поликлинических и стационарных учреждений.
Данная  группа показателей служит индикатором  взаимодействия лечебно-профилактических учреждений, оказывающих различные виды медицинской помощи – амбулаторно-поликлинической, скорой, стационарной, а также дает возможность опосредованно оценить уровень организации догоспитальной медицинской помощи. 
- Показатель частоты отказов в госпитализации, в процентах. Расчет и анализ данного показателя стоит проводить по месяцам года, дням недели, времени суток, отдельным нозологическим формам. При оптимальном режиме работы больничного учреждения частота отказов в госпитализации должна быть равна нулю.
- Распределение больных, госпитализированных по направлению учреждений, в процентах.
- Удельный вес больных, госпитализированных по экстренным (плановым) показаниям, в процентах.
- Повторность госпитализации в течение года по поводу данного заболевания (по всем заболеваниям), в процентах. 
- Показатель своевременности госпитализации, в процентах. 
- Доля больных, полностью обследованных в поликлинике, из числа направленных в стационар в порядке плановой госпитализации, в процентах.
- Доля расхождения диагнозов поликлиники и стационара, в процентах.
Таким образом, представленные показатели отражают основные медицинские аспекты деятельности стационарных учреждений, необходимые для повышения эффективности управления лечебно-профилактическим процессом.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2. Состав  и динамика источников финансирования  государственных и муниципальных  учреждений здравоохранения
Самой большой  проблемой здравоохранения в  современных условиях является - финансирование. Основной сложностью является не расчет потребности в финансировании, а нахождение средств на существование и умение просуществовать на выделенные средства. В современной России сложилась бюджетно-страховая система финансирования здравоохранения.
К источникам финансирования относятся:
1. Средства федерального бюджета  и бюджетов субъектов Российской  Федерации, местного самоуправления;
2. Средства обязательного медицинского  страхования (далее ОМС);
3. Средства добровольного медицинского  страхования (далее ДМС);
4. Средства предприятий;
5. Средства населения за оказанные  медицинские услуги;
6. Благотворительная помощь
Все источники  финансовых средств разделяются  и должны регулироваться соответствующими нормативными актами и положениями.
 Бюджетное финансирование в  здравоохранении представляет собой  основной источник средств некоммерческой  медицинской деятельности, осуществляется  государством или иным собственником  учреждения здравоохранения на основании сметы расходов.
Динамика  расходов федерального бюджета на здравоохранение  и физическую культуру в 2009 –2011 годах представлена в таблице 1.
Для расчетов, приведенных в таблице, использовались показатели валового внутреннего продукта (далее ВВП), который в 2009 году составил 9040,8 млрд рублей, в 2010 году – 10950,0 млрд рублей, а в 2011 году составляет 13050, 0 млрд рублей.
Таблица 1 – Динамика расходов федерального бюджета на здравоохранение и физическую культуру за 2009-2011 годы
 
 
Раздел федерального бюджета
2009 год
2010 год
2011 год
млн рублей
 В процентах
млн рублей
 В процентах
Млн рублей
 В процентах
Фактически исполнено
 ВВП
Удельный вес
Ожидаемое исполнение
 ВВП
Удельный вес
Утверждено законом
 ВВП
Удельный вес
Расходы, всего
В том числе:
1321903
14,6
100
2106031
19,2
100
2345641
17,9
100
Здравоохранение и физическая культура
23085,1
0,26
1,7
31469,8
0,29
1,5
39344,8
0,3
1,7

Как видно  из таблицы 1.2 расходы на здравоохранение  в Российской Федерации, выраженные в процентах к валовому внутреннему продукту, очень низкие и в течение трех лет остаются на одном уровне.
Проектом  Федерального закона «О здравоохранении  в Российской Федерации», который был принят в первом чтении еще в 1999 году, предусматриваются расходы на здравоохранении в размере не менее 5% от ВВП. Вероятно, в связи с тем, что нет реальной финансовой базы для исполнения этого закона, он не принят до сих пор, хотя основополагающие законодательные акты в области здравоохранения уже не отражают реалий современной действительности.
 Структура  расходов на здравоохранение  согласно приложения 7 к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 20011 год»  определена следующим образом, данные представлены в таблице 2.
 
 
Таблица 2.3 - Структура расходов на здравоохранение  в 2011 году
Наименование расходов, тыс. руб
 Сумма
Здравоохранение ВСЕГО
В том числе:
31738026,2
Государственное управление и местное самоуправление, международная деятельность
569203,7
Фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу
563223,1
Государственные капитальные  вложения
750700,0
Образование
4422192,4
Больницы, родильные дома, клиники,
Госпитали ,поликлиники, амбулатории
7487418,2
Санатории
1277735,0
Целевые расходы на оказание
Дорогостоящих видов медицинской  помощи
Гражданам Российской Федерации
2 996 614,5
Федеральные целевые программы
2193750,0
Санитарно-эпидемиологический контроль
5106436,1
Прочие расходы
6370753,2

Государственные расходы федерального бюджета на здравоохранение в 2011 году в приоритетном порядке будут направляться на мероприятия  по улучшению репродуктивного здоровья, охрану материнства и детства, снижение уровня управляемых инфекций за счет вакцинации населения, и в первую очередь детей, стабилизацию социально обусловленных заболеваний.
В условиях недостаточного финансирования здравоохранения  все большее значение приобретает реализация целевых программ в области охраны здоровья населения. Программно-целевое управление позволяет не только концентрировать ресурсы на приоритетных направлениях, но и осуществлять комплексный подход к решению наиболее актуальных проблем в здравоохранении на основе межотраслевого взаимодействия.
Федеральные программы в области здравоохранения  стимулируют участие органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации в решении насущных проблем охраны здоровья населения на своих территориях на основе софинансирования или принятия и реализации собственных аналогичных программ. Механизм участия территориальных органов власти в медицинских целевых программах может реализовываться в рамках трехсторонних соглашений между Министерством здравоохранения Российской Федерации, Федеральным Фондом обязательного медицинского страхования и органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. В связи с этим можно говорить о стимулирующим характере федеральных целевых программ, способных привлечь дополнительные финансовые и материальные ресурсы для достижения особо значимых целей в области охраны здоровья населения.
Обязательное  медицинское страхование
Активный поиск  и внедрение в систему здравоохранения  новых форм управления, планирования и финансирования пока еще не устранил недостатков финансового обеспечения здравоохранения, но, как и в большинстве зарубежных стран, создал определенные предпосылки для решения этой задачи. Они основаны на системе страхования.
В период перехода к рыночной экономике поиск  эффективных механизмов для улучшения деятельности службы охраны здоровья населения привел прежде всего к необходимости поиска путей альтернативных и дополнительных путей ее финансирования.
В 1991 году был принят закон  Российской Федерации «О медицинском  страховании граждан», который определил  правовые, экономические и организационные основы медицинского страхования населения в Российской Федерации.
Обязательное медицинское  страхование является составной  частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам Российской Федерации равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставляемой за счет средств обязательного медицинского страхования в объеме и на условиях, соответствующих программам обязательного медицинского страхования. Финансовые средства государственной системы обязательного медицинского страхования формируются за счет отчислений страхователей на обязательное медицинское страхование. Для реализации государственной политики в области обязательного медицинского страхования создаются Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования как самостоятельные некоммерческие финансово - кредитные учреждения.
Федеральный фонд обязательного  медицинского страхования создается  Правительством Российской Федерации  и осуществляет свою деятельность в  соответствии с законодательством  Российской Федерации.
Территориальные фонды обязательного  медицинского страхования создаются соответствующими органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации и осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации и законами субъектов Российской Федерации. Фонды обязательного медицинского страхования предназначены для аккумулирования финансовых средств на обязательное медицинское страхование, обеспечения финансовой стабильности государственной системы обязательного медицинского страхования и выравнивания финансовых ресурсов на его проведение. Финансовые средства фондов обязательного медицинского страхования находятся в государственной собственности Российской Федерации, не входят в состав бюджетов, других фондов и изъятию не подлежат. С 1 января 2006 года взносы в фонды обязательного медицинского страхования уплачиваются в составе единого социального налога (взноса), порядок исчисления и уплаты которого установлен главой 24 Налогового кодекса РФ.
 Согласно статьи 145 Бюджетного  Кодекса Российской Федерации  бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования рассматривается и утверждаются Федеральным Собранием в форме федерального закона одновременно с принятием федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год. Проект бюджета Территориального фонда обязательного медицинского страхования представляются органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации на рассмотрение законодательных органов субъектов Российской Федерации одновременно с представлением проектов законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год и утверждаются одновременно с принятием законов субъектов Российской Федерации о бюджете на очередной финансовый год. Динамика расходов Федерального фонда обязательного медицинского страхования за 2009-2011 годы представлена в таблице 3.
Таблица 3 - Динамика расходов Федерального фонда обязательного  медицинского страхования за 2009-2011 годы
 Расходы, млн. руб
Расходы Федерального фонда  обязательного медицинского страхования
2680,0
3960,0
5314,33

Из приведенных  данных видно, расходы Федерального фонда ОМС в 2010 г. по сравнению  с 2009 г. в абсолютном выражении увеличились  на 1280,0 млн. руб., темп роста расходов в 2010 г. по отношению к 2009 г. составил 147,8%.В 2011 г. расходы увеличились на 1354,33 млн. руб. по сравнению с 2010 г., темп роста составил 134,2%, а по сравнению  с 2009 г. – на 198,3%, т.е. расходы увеличились почти в два раза.
В течение  трех лет основным направлением расходов Федерального фонда ОМС является выравнивание финансовых условий деятельности территориальных фондов ОМС и расходы на осуществление финансирования целевых программ оказания медицинской помощи по ОМС.
 
Добровольное  медицинское страхование
Программа государственных гарантий бесплатной медицинской помощи населению обеспечена средствами лишь на 60 %. Дефицит покрывается  вынужденными расходами пациентов на оплату лекарств и медицинских услуг.
 В  современных условиях лечебные  учреждения пытаются привлекать  различные источники поступления  средств: фонды обязательного  медицинского страхования, доходы населения и предприятий, направленные на оплату медицинских услуг, пожертвования . Одной из возможностей покрытия дефицита из негосударственных источников являются средства добровольного медицинского страхования (далее ДМС).
Добровольное  медицинское страхование – один из видов страховой деятельности – относится к личному страхованию. В ДМС формируются страховые фонды для возмещения ущерба в результате страхового события – обращения за медицинской помощью, вероятность наступления которого (риск) рассчитывается на основе статистических сведений.
На страховом  рынке России предлагают различные  страховые медицинские программы более тысячи страховых компаний. Программ различаются по объему страхового покрытия, цене страхового полиса, условиям оплаты медицинской помощи, по ДМС перечню и качеству страховых и медицинских услуг, включенных в программу страхования. С начала девяностых годов рынок развивался интенсивно, но рывками, отражая особенности национального налогообложения и состояние российской экономики /34/.
По отношению к лечебным учреждениям  медицинские страховые компании выступают как оптовые покупатели, заказчики медицинских услуг и поэтому они претендуют на скидки и льготы при заключении договора на медицинское обслуживание застрахованных.
Добровольное медицинское страхование  обеспечивает формирование стабильного  поступления финансовых средств  в медицинские учреждения и гарантирует необходимый объем и качество медицинской помощи в зависимости от индивидуальных потребностей.
Отличие программ ДМС от программы ОМС  определяется следующими позициями:
1. Медицинская помощь  по программам ДМС оказывается,  как правило, медицинскими учреждениями, не работающими в системе ОМС  (учреждения федерального подчинения, ведомственные и иные учреждения, не входящие в систему городского  здравоохранения);
2.Сервисные характеристики  по программам ДМС выше, чем  услуг по программе ОМС;
3.Программы ДМС могут  включать услуги, не входящие  в программу ОМС.
Традиция  страховать здоровье и расходы на медицинское обслуживание у населения  отсутствует. Для большинства граждан  России ДМС в индивидуальном варианте недоступно из-за дороговизны. Высокая стоимость полиса ДМС обусловлена тем, страхователь через ДМС заново вынужден оплачивать всю программу обязательного медицинского страхования по рыночным ценам без учета его участия путем налогов и взносов по обязательному медицинскому страхованию в формировании общественных фондов потребления, направляемых на здравоохранение.
Платные медицинские услуги
Современный этап реформирования отечественного здравоохранения  характеризует развитие рынка платных медицинских услуг, который обладает существенной емкостью и значительным потенциалом роста. Это негосударственный источник финансирования в условиях минимальных бюджетных ассигнований и неадекватной оплаты медицинской помощи в системе обязательного медицинского страхования приобретает исключительную значимость
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.