Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Необходимость и роль государственного кредита

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 05.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 34. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
 по дисциплине: Деньги, кредит, банки
   
 на тему: Необходимость и роль государственного кредита
 
 
Студент                                                                      В.С.Гавдей
ФФБД, 3-курс, ДФФ-1     (подпись)
(дата)
 
Руководитель                                                     
канд. экон. наук,    (подпись)
доцент     (дата)
 
 
 
 
 
 
 
 
МИНСК 2013
РЕФЕРАТ
 
Курсовая работа: 220 с., 4 рис., 2 табл., 30 источников, 1 прил.
 
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ КРЕДИТ, КРЕДИТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ, ПРИНЦИПЫ КРЕДИТОВАНИЯ, КРЕДИТОДАТЕЛЬ,
КРЕДИТОПОЛУЧАТЕЛЬ, КРЕДИТНЫЙ  ДОГОВОР,
КРЕДИТОСПОСОБНОСТЬ.
 
Объект исследования – система кредитных отношений по поводу аккумуляции государством денежных средств  на началах возвратности для финансирования государственных расходов.
Предмет исследования – государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.
Цель работы: изучить функции и формы государственного кредита; раскрыть понятие государственного кредита; охарактеризовать государство как кредитора, заемщика и гаранта; рассмотреть управление государственным долгом; выделить органы власти и управления; определить проблемы и перспективы развития государственного кредита в современных условиях Республики Беларусь.
Методы исследования: сравнительного анализа, группировок, табличный, синтеза.
Исследования  и разработки: раскрыта сущность государственного кредита, проведена его классификация, охарактеризовано состояние развития государственного кредита в Республике Беларусь, выявлены проблемы и определены перспективы его развития в современных условиях.
Автор работы подтверждает, что приведенный в ней расчетно-аналитический  материал правильно и объективно отражает состояние исследуемого процесса, а все заимствованные из литературных и других источников теоретические, методологические и методические положения к концепции сопровождаются ссылками на их авторов.                                    
                                                                                                                                                                                                                                            
 
                                                                                                                                         ________________________
                                                                                          (подпись студента)
 
 
 
 
 
 
 
СОДЕРЖАНИЕ
 
 
Введение
 
1 Сущность и роль государственного  кредита в регулировании экономики  в современных условиях
 
1.1 Содержание и функции  государственного кредита
 
1.2 Классификация государственного  кредита
 
2 Оценка состояния и  тенденция развития государственного  кредита в Республике Беларусь
 
3 Основные направления  развития государственного кредита  в Республике Беларусь
 
Заключение
 
Список использованных источников
 
Приложение
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
 
Государство как субъект  экономических отношений для  покрытия своих расходов привлекает не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, финансовые ресурсы. Уникальный способ их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства. В данном случае государство выступает заемщиком средств, а население, предприятия и организации – кредиторами.
Из истории известно, что  правительство страны еще в начале восемнадцатого века прибегало к услугам государственного кредита для покрытия своих расходов. Как раз тогда появились первые государственные займы, хотя существенными и относительно регулярным источником поступлений в казну начали выступать лишь с середины восемнадцатого века. В условиях феодального строя основными внутренними кредиторами были монастыри и церковь. Однако постепенно социальная база государственного кредита расширилась: заимодателями становились купцы, промышленники, иногда землевладельцы. Правительство брало деньги на добровольной основе под обеспечение государственным имуществом. Однако нередко займы предоставлялись и в принудительном порядке.
В это время сформировались следующие формы и виды государственного кредита: государственные займы – внутренние и внешние; выпуск казначейских обязательств; позаимствование средств у казенных банков.
Современная кредитная система  – это совокупность различных кредитно-финансовых институтов, действующих на рынке ссудных капиталов и осуществляющих аккумуляцию и мобилизацию денежного капитала. На рынке, наряду с такими формами кредита, как коммерческий и банковский, принимает участие и государственный кредит. Друг от друга эти формы отличаются составом участников, объектом ссуд, динамикой, величиной процента и сферой функционирования. Государственный кредит является одним из основных (наряду с налогами) инструментов для решения проблем достижения баланса бюджетных доходов и расходов. Отдельные вопросы, касающиеся, например, конкретного порядка заключения договоров государственного займа регулируются также гражданско-правовыми нормами. Однако это не влияет на обоснованность вывода о том, что сам государственный кредит является самостоятельным финансово-правовым институтом.
В условиях развитых товарно-денежных отношений государство может  привлекать к покрытию своих расходов не только доходы бюджета, но и дополнительные, сформированные на заемной основе, свободные финансовые ресурсы хозяйственных структур и средства населения. Уникальным способом их получения выступает государственный кредит, выражающий отношения между государственными и многочисленными физическими и юридическими лицами по поводу формирования дополнительного денежного фонда (наряду с бюджетом) в руках государства.
Принимая во внимание сложившиеся  в Республике Беларусь экономические условия, можно отметить, что государственный кредит играет чрезвычайно важную роль в нашей экономике. От состояния в этой отрасли кредитно-финансовой системы страны зависят важнейшие показатели государственного бюджета, темпы роста экономической стабилизации, а также то, каким является положение страны на мировой арене.
Все вышеизложенное определяет актуальность выбранной темы.
Цель курсовой работы –  проанализировать состояние государственного кредита на текущий момент и определить основные направления дальнейшего развития государственного кредита и повышения его эффективности в Республике Беларусь.
Исходя из цели исследования в работе поставлены следующие задачи:
1) раскрыть содержание  и функции государственного кредита;
2) представить классификацию  государственного кредита;
3) дать оценку состояния  и тенденций развития государственного  кредита Республики Беларусь;
4) выявить проблемы и  разработать основные направления  развития государственного кредита в Республике Беларусь.
Объектом исследования в  курсовой работе является государственный  кредит Республики Беларусь.
Предмет исследования –  экономические отношения, обусловленные  характеристикой государственного кредитования в Республики Беларусь.
При анализе использовались конкретные показатели бюджета, отраженные в Законах о бюджете Республики Беларусь, различные статистические материалы, предоставленные Министерством финансов и Государственным статистическим комитетом, монографии и публикации в периодических изданиях, посвященные проблемам государственного кредитования.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1 СУЩНОСТЬ И РОЛЬ ГОСУДАРСТВЕННОГО  КРЕДИТА  В
РЕГУЛИРОВАНИИ ЭКОНОМИКИ В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
 
1.1 Содержание и функции  государственного кредита
 
Государственный кредит –  это система денежных отношений, связанная с привлечением государством временно свободных денежных средств юридических и физических лиц [1, с. 100].
Как и любые другие кредитные  отношения, государственный кредит основан на принципах возвратности, срочности, возмездности и добровольности.
Причина появления государственного кредита – дефицит государственного бюджета. Развитие государства и расширением его функций привело к увеличению государственных расходов и недостатку доходов для их покрытия, поэтому первой и самой распространенной формой государственного кредита являются государственные займы. Но, как будет показано ниже, в кредитных отношениях государство может выступать не только как заемщик, но и как гарант или кредитор.
Государственный кредит выполняет  две функции [1, с. 100]:
– фискальную;
– регулирующую.
Фискальная функция государственного кредита заключается во временном изъятии свободных денежных средств юридических и физических лиц и аккумуляции их для финансирования расходов государства. Это позволяет увеличить государственные расходы без соответствующего увеличения налогообложения
Регулирующая функция  государственного кредита заключается  в его воздействии на важнейшие  макроэкономические показатели: объем  денежной массы, уровень инфляции, величину процентных ставок и др.
Как метод финансирования расходов государственного бюджета  государственный кредит имеет как преимущества, так и недостатки. Его положительная сторона заключается в более равномерном распределении налогового бремени во времени. С помощью применения данного механизма затраты на осуществление крупных инвестиционных проектов можно распределить между поколениями. С другой стороны, наращивание объема государственного кредита приводит к увеличению спроса на заемные средства, росту ставки процента и снижению инвестиционной активности в экономике [1, с. 102].
Государственный кредит является составной частью такого звена финансовой системы Республики Беларусь, как кредит (другую его часть составляет банковский кредит).
Государственный кредит как  самостоятельная форма кредитных  отношений отличается от банковского кредита рядом особенностей:
1. Причины возникновения  потребности государства в кредите.
Возникает у государства  при финансовых затруднениях, необходимости урегулировать разрыв между денежной массой в обращении и товарными ресурсами. Государственный кредит используется прежде всего на покрытие бюджетного дефицита. Потребность в банковском кредите возникает в связи с неравномерностью движения стоимости в процессе производства и обмена. Банковский кредит включен в кругооборот средств хозяйствующих субъектов и используется для поддержки бесперебойности процесса расширенного воспроизводства и повышения его эффективности, а также для социального развития производственных коллективов. Банковский кредит могут получать и частные лица на цели, установленные законодательством.
2. Условия сделки.
Условием сделки банковского  кредита является совпадение экономических интересов кредитора и заемщика, при государственном кредите экономические интересы участников обособлены, поэтому нужно обеспечить экономическую заинтересованность кредиторам для добровольной передачи денежных средств в пользование заемщика. Для этого государство берет на себя обязательство выплачивать кредиторам определенный доход. В отличие от банковского процента за кредит, где он выступает как механизм воздействия на хозяйственную и коммерческую деятельность заемщиков, вознаграждение кредиторов при государственном кредите выступает как стимул реализации обособленных экономических интересов кредиторов и заемщиков.
3. Целевое назначение.
Банковский кредит имеет  строго целевое назначение, используется прежде всего для обеспечения своевременности денежного оборота, опосредующего движение материально-вещественных элементов производственного процесса и реализации товаров. Государственный кредит используется глобально и опосредует платежи товарного и нетоварного назначения. Ресурсы, мобилизуемые помощью государственного кредита, расходуются государством в соответствии с текущими потребностями народного хозяйства и для финансирования чрезвычайных расходов.
4. Срок возврата ссуды. 
При банковском кредитовании срок возврата ссуды строго регламентирован. Его нарушение влечет экономические санкции, повышенные проценты за кредит. В государственном кредите такой регламентации нет. Отношения между участниками строятся добровольно.
5. Способность увеличивать  или сокращать денежную массу. 
С помощью банковского  кредита создаются деньги и при не продуманной кредитной политике банковский кредит может служить фактором проявления и роста избыточной денежной массы. Государственный кредит, напротив, всегда является средством сокращения денег в обращении. Государственный кредит при правильной его ориентации оказывает позитивное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов для держателей государственных ценных бумаг.
Государственный кредит представляет отношения вторичного распределения стоимости валового внутреннего продукта и части национального богатства. В сферу его применения попадает часть доходов и фондов, сформированных на стадии первичного распределения стоимости. Через государственный кредит перераспределяются средства, направляемые в фонды потребления. Обычно ими являются временно свободные денежные средства населения предприятий и организаций, не предназначенные для текущего потребления. Но при определенных экономических и политических ситуациях население и хозорганы могут идти на сознательное ограничение потребления и в сферу государственного кредита втягиваются средства, предназначенные для текущих производственных или социальных нужд (в истории были примеры, когда подобное ограничение потребностей происходило по принуждению государства – подписка на государственные займы).
Формирование посредством  госкредитных отношений дополнительных финансовых ресурсов отражает одну сторону сущности государственного кредита как особой формы движения стоимости (ссудного фонда). Второй стороной выступают отношения, обусловленные возвратностью и платностью ресурсов, мобилизуемых с помощью государственного кредита. Государство гарантирует возврат средств с уплатой кредиторам установленного дохода в виде процентов. Госкредитные отношения и налоговые не подменяют друг друга и являются самостоятельными финансовыми инструментами. Отношения по возврату средств и выплате вознаграждения также имеют перераспределительный характер [2, с. 369].
Государственный кредит –  одна из форм кредитных отношений, имеющая  следующие признаки кредита: наличие  кредитора и заемщика как юридически самостоятельных субъектов кредитной  сделки; аккумуляции свободных денежных средств населения, предприятий  и организаций на принципах возвратности срочности и платности (в исключительных случаях допускается беспроцентный  заем ресурсов); возможность использования  госкредитных операций внутри страны и в международных отношениях [5, с. 25].
С помощью государственного кредита государство мобилизует дополнительные финансовые ресурсы для финансирования общегосударственных расходов и выполнения своих функций. Объективная необходимость использования государственного кредита объясняется противоречиями между растущими потребностями общества с возможностью их удовлетворения за счет доходов бюджета. По своей экономической природе госбюджет перераспределяет часть национального дохода страны. Выбранные Республикой Беларусь приоритеты развития общества предполагают сокращение доли средств, централизуемых в общегосударственном фонде [2, с. 125].
Объем доходной части бюджета  ограничен уровнем налогообложения, установленном действующим законодательством с учетом общего состояния экономики и платежеспособности субъектов хозяйствования. Таким образом, в сферу бюджетного распределения не попадают значительные объемы ресурсов, находящихся в распоряжении хозяйствующих субъектов, и личные доходы граждан. Между тем бюджетная нагрузка на расходы растет. Структурная перестройка и регулирование экономики социальная политика государства, расходы по обороне страны, участие в международной деятельности требуют больших средств.
В периоды экономического кризиса (который имеет место  на сегодняшний день и в Республики Беларусь), коренных изменений в хозяйственном механизме, нарушения сбалансированности бюджета государство испытывает острый недостаток финансовых ресурсов. Главным способом получения дополнительных финансовых ресурсов становится государственный кредит. В период экономического подъема, напротив, потребность в государственном кредите сокращается и сфера его применения сужается.
Государственный кредит –  это совокупность экономических  отношений, возникающих в процессе формирования государством финансовых ресурсов для финансирования бюджетных расходов и других государственных программ [7, c. 46].
Как показывает опыт стран  с рыночной экономикой, использование  государственного кредита для покрытия дефицита бюджета является эффективным и разумным средством по сравнению с монетарными приемами.
Государственный кредит при  правильной его ориентации оказывает  позитивное воздействие на экономику. Мобилизация государством временно свободных денежных средств населения, предприятий и организаций способствует нормализации и укреплению денежного обращения в стране и одновременно служит источником доходов для держателей государственных ценных бумаг.
Государственный кредит как  финансовая категория выполняет  три функции: распределительную, регулирующую, контрольную [3, c. 38].
1. Через распределительную  функцию государственного кредита  осуществляется формирование централизованных денежных фондов государства или их использование на принципах срочности, платности и возвратности.
2. Регулирующая функция  государственного кредита: вступая  в кредитные отношения, государство вольно или невольно воздействует на состояние денежного обращения, уровень процентных ставок на рынке денег и капиталов, на производство и занятость. Сознательно используя государственный кредит как инструмент регулирования экономики, государство может проводить ту или иную финансовую политику [3, c. 40].
3. Контрольная функция  государственного кредита органически  вплетается в контрольную функцию финансов. Однако она имеет свои специфические особенности, порожденными особенностями этой категории:
– тесно связана с деятельностью государства и состоянием централизованного фонда денежных средств;
– охватывает движение стоимости  в двустороннем порядке поскольку предполагает возвратность и возмездность получения средств;
– осуществляется не только финансовыми структурами, но и кредитными институтами [4, c. 86].
В основном контролируется целевое использование средств, сроки их возврата и своевременность  уплаты процентов.
В зависимости от целей, инструментов, методов осуществления государственный кредит может оказывать либо положительное, либо отрицательное влияние на общеэкономическое и социальное развитие государства.
 
1.2 Классификация государственного  кредита
 
Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех  экономических отношений, которые  выражает кредит. В истории нашего государства широко использовались товарная и денежная формы государственного кредита.
На рисунке 1.1 показана классификация  государственного кредита.
 

 
Рисунок 1.1 – Классификация  государственного кредита [2, с. 240]
В зависимости от характера  операций различают три формы  государственного кредита:
– государственное заимствование;
– государственная гарантия;
– государственный кредит.
Государственные заимствования  осуществляются в виде государственных займов и прямых кредитов. Государственный займ – это привлечение временно свободных денежных средств физических и юридических лиц путем выпуска и реализации государственных ценных бумаг. Прямые кредиты – это привлечение средств инвесторов без продажи им ценных бумаг. Прямое заимствование осуществляется у банков, международных финансовых организаций, правительств других государств [1, с. 100].
Государственные гарантии предоставляются  по займам и кредитам, осуществляемым местными органами власти и субъектами хозяйствования. Государство гарантирует  не только безусловное погашение  займов и кредитов, но и выплату процентов по ним путем резервирования средств на погашение гарантированного займа или кредита. В случае неплатежеспособности заемщика государство несет полную финансовую ответственность по гарантированным обязательствам.
Государственные кредиты  предоставляются за счет бюджетных  средств субъектам хозяйствования, местным органам власти, другим государствам, международным организациям. В зависимости  от категории заемщика различают бюджетные кредиты и государственные кредиты. Бюджетный кредит – это средства, предоставляемые на возвратной основе юридическим лицам своей страны или местным органам власти. Государственный кредит – это средства, предоставляемые на возвратной основе другим государствам, их юридическим лицам и международным организациям [1, с. 101].
Государственные займы можно  классифицировать по нескольким признакам. По признаку держателей ценных бумаг различают универсальные и специальные займы. Универсальные долговые обязательства распространяются как среди юридических, так и физических лиц. Специальные займы реализуются или только среди населения или только среди организаций. Выпуск специальных займов обеспечивает защиту интересов соответствующей группы предполагаемых держателей облигаций займа. Выпуск универсальных займов способствует более успешному проведению заемных операций за счет более широкого круга потенциальных держателей.
В зависимости от источника  заимствования или места реализации займы могут быть внутренними и внешними.
По отношению ко вторичному рынку ценных бумаг займы делятся на рыночные и нерыночные. Рыночные займы свободно продаются и покупаются на первичном и вторичном рынке. Они играют решающую роль в обеспечении государства дополнительными финансовыми ресурсами. Нерыночные займы после первичного размещения не обращаются на вторичном рынке. Они выпускаются для привлечения в казну ресурсов определенных инвесторов – негосударственных пенсионных фондов, страховых обществ и других крупных операторов рынка.
В зависимости от формы  выплаты доходов займы делятся  на следующие категории:
– процентные;
– выигрышные;
– процентно-выигрышные;
– беспроцентные (целевые);
– беспроигрышные;
– дисконтные;
– процентно-дисконтные;
– твердодоходные [1, с. 102].
По методу определения  дохода различают займы с постоянным, фиксированным и переменным купонным доходом. По займам с постоянным доходом величина получаемого дохода устанавливается в условиях каждого отдельного выпуска займа. По займам с фиксированным доходом размер дохода устанавливается сразу по всем выпускам займа. По займам с переменным доходом процентный доход привязывается к заранее установленной базе (уровень доходности другого займа, средняя доходность государственных ценных бумаг и т.д.).
В зависимости от принятых государством обязательств по соблюдению сроков погашения облигаций различают  займы с правом досрочного погашения, без права досрочного погашения, рентные. Рентный займ предусматривает выплату дохода без обязательства погасить займ. Рента может быть вечной, срочной и пожизненной. При вечной ренте срок прекращения выплаты дохода не назначается. При срочной ренте выплата дохода прекращается после оговоренного срока. При пожизненной ренте государство выплачивает инвестору доход в течение жизни [1, с. 103].
По срокам они делятся  на:
– краткосрочные (до 1 года). Краткосрочные кредиты оформляются, как правило, для погашения текущей задолженности, для покрытия текущих затрат, для осуществления относительно небольших платежей, срок погашения которого не представляет сложности в течение года для кредитополучателя.
– среднесрочные (от года до 5 лет). Среднесрочные кредиты могут предоставляться для финансирования краткосрочных инвестиций, погашения крупной текущей задолженности, осуществления финансирования средних по размеру платежей.
– долгосрочные (свыше 5 лет) [4, c. 94].
В каждом конкретном случае оговариваются условия, формы и  сроки государственного кредита.
Как правило, долгосрочные кредиты  оформляются для осуществления  крупных инвестиционных проектов, в  том числе и для приобретения предприятия, срок погашения по которым достаточно большой.
В зависимости от организации  порядка оформления кредитных отношений различают:
– государственные облигационные  займы;
– безоблигационные займы [6, c. 109].
Выпуск разного рода казначейских обязательств, векселей, кредитование центральным банком государственного бюджета – это примеры безоблигационных займов.
По методам размещения займы подразделяются на добровольные и принудительные. Добровольные займы свободно обращаются на финансовом рынке. Принудительные займы размещаются среди подписчиков в обязательном порядке.
По форме выпуска различают  документарные и бездокументарные займы. Документарные займы оформляются  на бумажных носителях, бездокументарные – существуют в виде записей на электронных счетах [1, с. 104].
Внутренний государственный  кредит может выступать в формах государственных займов, кредитов Национального банка на покрытие дефицита и других краткосрочных и долгосрочных обязательств. Право привлекать заемные средства у юридических и физических лиц от лица Совета Министров принадлежит Минфину Республики Беларусь [4, c. 92].
Для кредиторов государственный  кредит – форма сбережения, инвестирования средств в ценные бумаги, приносящие дополнительный доход. Велика и гарантия выполнения условий кредитной сделки со стороны государства. Рынок государственных ценных бумаг представляет первичным инвесторам (кредиторам) ряд уникальных возможностей, таких как гарантия полноты и своевременности платежей; возможность единовременного размещения практически неограниченных сумм денежных средств; высокая ликвидность; относительно высокая доходность; наличие эффективной системы безналичных расчетов по бумагам и т.д.
В зависимости от характеристики заемщика государственный кредит бывает: централизованный; децентрализованный. В первом случае в качестве заемщика выступает Совет Министров и  его центральный финансовый орган (Министерство финансов), во втором –  местные органы власти (Совет депутатов). Децентрализованные займы проводятся для частичного покрытия расходов местного бюджета, а целевые займы для финансирования конкретных проектов, связанных с социально-экономическим развитием области, города, района. Местные займы обеспечиваются материальными, финансовыми и невещественными активами, находящимися в коммунальной собственности. К сожалению, этот вид займов должного развития пока не получил [9, c. 45].
В Республику Беларусь привлекаются иностранные кредиты (на основе соглашений между правительством Республики Беларусь и правительством других государств) для поддержания экономических  реформ, перехода к рыночной экономике, решения проблем, связанных с осуществлением структурной перестройки экономики, технического перевооружения и модернизации промышленности и сельского хозяйства, внедряя современные технологии, а также развития экспортного потенциала, насыщения внутреннего рынка товарами народного потребления, развития малого и среднего бизнеса и др.
Решения о привлечении  и последующем использовании  иностранных кредитов, формирующих  внешнюю задолженность Республики Беларусь, а также о предоставлении правительственных гарантий в отношении  иностранных кредитов принимаются Советом Министров Республики Беларусь по согласованию с Президентом Республики Беларусь на основании предложений Валютно-кредитной комиссии Совета Министров Республики Беларусь.
Государственный кредит выполняет  две функции: фискальную, которая  заключается во временном изъятии  свободных денежных средств юридических и физических лиц и аккумуляции их для финансирования расходов государства; и регулирующую, которая заключается в его воздействии на важнейшие макроэкономические показатели: объем денежной массы, уровень инфляции, величину процентных ставок и др.
Под формой кредита понимается внешнее проявление содержания тех  экономических отношений, которые  выражает кредит. В зависимости от характера операций различают три формы государственного кредита: государственное заимствование; государственная гарантия; государственный кредит.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
2 ОЦЕНКА СОСТОЯНИЯ И  ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ 
 ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА  В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ
 
Республика Беларусь является членом трех крупнейших международных финансово-кредитных организаций – Мирового банка (точнее, Международного банка реконструкции и развития (МБРР), Международной финансовой корпорации и Многостороннего агентства по гарантированию инвестиций), Международного валютного фонда (МВФ) и Европейского банка реконструкции и развития (ЕБРР) с 1992 г. Помимо престижа на международной арене (только наиболее отсталые и бедные страны не могут позволить себе членства в этих организациях) со вступлением в эти организации Республика Беларусь получила возможность привлечения кредитов. Общим положительным моментом предоставленных средств является льготный характер кредитного финансирования: срок кредитов – 10-20 лет, мораторий на выплату основного долга – до 5 лет, процентная ставка – около 8 % у МБРР, у МВФ в зависимости от типа представляемого займа – 2,5-7,27 %. Предоплаты и платежных гарантий не требуется. Но МВФ оказывает своим членам финансовую помощь, продавая им свободные денежные средства или валюту других государств-членов Фонда в обмен на собственную валюту стран, получающих эти ресурсы, которую они обязаны выкупить через определенный промежуток времени.
На 1 января 2012 г. объём накопленного внешнего долга перед российскими инвесторами сложился в размере 10 млрд 524,3 млн долларов. В том числе сектор нефинансовых организаций и домашних хозяйств, по данным Нацбанка, привлек 4 млрд 137 млн долларов российских инвестиций, сектор органов госуправления – 3 млрд 322,3 млн долларов. Кроме Российской Федерации, значительный объём инвестиций получен от международных финансовых организаций, доля которых составила 17,1%.Также крупными кредиторами Беларуси являются Китай – 8,3% и Германия – 6,2%.
Рассмотрим условия и  цели предоставления кредитов Беларуси ее основными кредиторами.
1. Кредитные линии Германии.
2. Финансирование по линии  Международного валютного фонда  (МВФ).
В 2010 – начале 2011 году кредит Международного валютного фонда (МВФ) сыграл одну из ключевых ролей в реабилитации белорусской экономики. Стабильность валютного рынка, устойчивость финансовой системы, поддержка инвесторов и домашних хозяйств – все это стало возможным благодаря кредиту Международного валютного фонда (МВФ).
3. Помощь, полученная от  Всемирного банка (ВБ).
Необходимо отметить, что  на данный момент Беларусь не использует основных преимуществ, которые могут  быть извлечены из сотрудничества с  Всемирным банков (ВБ) с учетом его  статуса и достаточно льготных условий  предоставления финансовых средств. Развитие сотрудничества Всемирного банка (ВБ) с Республикой Беларусь можно  в целом охарактеризовать как  незначительное, особенно принимая во внимание опыт работы Всемирного банка (ВБ) в постсоциалистических странах. Вместе с тем можно говорить о хороших перспективах развития отношений, учитывая готовность Банка оказывать всестороннее содействие рыночным преобразованиям в нашей стране.
4. Займы Европейского  банка реконструкции и развития (ЕБРР).
Среди основных преимуществ  Республики Беларусь – низкий уровень  государственного, в том числе  внешнего, долга, сбалансированный бюджет, а также весьма успешное продвижение  рыночных реформ, что открывает широкие перспективы по привлечению иностранных инвестиций. Говорить о повышении рейтинга, однако, на данный момент можно лишь в среднесрочной перспективе. Признаки восстановления мировой экономики пока достаточно неоднородны и не позволяют утверждать об окончательной стабилизации и скором выходе из кризиса, что заставляет рейтинговые агентства относиться к перспективам повышения рейтингов с заметной долей осторожности.
Валовой внешний долг Республики Беларусь в разрезе секторов экономики и финансовых инструментов за 2012 гг. (млн. долларов США) представлен в таблице 2.1.
Таблица 2.1- Валовой внешний  долг Республики Беларусь в разрезе  секторов экономики и финансовых инструментов за 2012 гг. (млн. долларов США)
 
Показатели
Валовой внешний долг Республики Беларусь
34 023.1
33 728.8
33 141.0
32 965.9
Краткосрочный
14 433.5
13 976.2
13 487.2
13 022.1
Долгосрочный
19 589.6
19 752.6
19 653.8
19 943.8

 
В течение 2009 года Республика Беларусь привлекла кредиты от МВФ (по состоянию на 1 октября 2009 г. на сумму $1 466,8 млн. долларов США), правительства Российской Федерации ($ 500,0 млн. долларов США),в 2010-м — $757,3 млн, в 2011-м — $628,9 млн, то в следующем году на погашение и обслуживание внешнего госдолга придется направить уже $1,63 млрд. Причем в эту сумму входит не только часть "тела" основных долгов ($925,7 млн), но и набежавшие проценты за обслуживание кредитов ($705,9 млн). а также экспортные кредиты, в том числе под гарантию правительства Республики Беларусь, от банков Китая, Германии, Италии на финансирование инвестиционных проектов в сфере энергетики, промышленности строительных материалов, деревообработки, нефтехимии и других отраслях.
Государственный долг Беларуси на 1 января 2013 года составил 128,8 трлн. рублей, увеличившись по сравнению с началом 2012 года на 12,4 трлн. рублей. Внутренний государственный долг по состоянию на 1 января 2013 года составил 25,8 трлн. рублей при установленном лимите 34 трлн. рублей, увеличившись с начала 2012 года на 8,0 трлн. рублей. Увеличение внутреннего государственного долга в 2012 году в основном обусловлено эмис
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.