Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Эпохи и стили в развитии мировой культуры: подходы, классификации, виды

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 05.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Министерство спорта и  туризма Республики Беларусь
 
Учреждение образования  
«Белорусский государственный университет физической культуры»
 
Институт туризма
 
Кафедра социально-гуманитарных дисциплин в туризме гостеприимстве
 
 
 
 
Контрольная работа по дисциплине: «Теория и история мировой культуры»
 
по теме: «Эпохи и стили в развитии мировой культуры: подходы, классификации, виды»  
(вариант № 12)
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила:
студентка 3 курса 434 группы
факультета туризма и  гостеприимства
Макаревич Е.Ю.
Проверила:
Филипович И.В.                                                                                                                                                                  
                                                                                                                                                                                          
                                             
 
 
 
Минск 2012
Содержание
    Введение ………………………………………………………… 3
    Эпохи и стили в развитии мировой культуры:
подходы, классификация, виды ………………………………. 4
    Литература ……………………………………………………... 14
 
 
 


Введение
Культура предстает формой передачи социального опыта через  освоение каждым поколением не только предметного мира культуры, навыков  и приемов технологического отношения  к природе, но и культурных ценностей, образов поведения, причем эта регулирующая социальный опыт роль культуры такова, что она формирует устойчивые художественные и познавательные каноны, представление о прекрасном, видение  природы человека во всех его этнических особенностях и колоритах. Традиционно выделяли два морфологических слоя в структуре культуры, которую условно можно разделить на материальную и духовную. Отсюда и выделение материальной и духовной культуры.
Культура имеет огромное значение для жизни общества и  человека, выполняет многообразные  функции. Как технология деятельности (без учета временного фактора) культура выступает средством: а) преобразования мира; б) общения; в) познания; г) управления (поведением); д) оценки системы ценностей.
Основные культурологические школы:
а) символическая школа;
б) натуралистическая школа;
в) психологическая школа;
г) социологическая школа;
д) аксиологическая школа.
Искусство - это составная  часть культуры, в которой существуют художественно-эстетические ценности. Это форма чувственного познания мира. В нем проявляются творческие способности человека. История развития мировой культуры.
Анализ исторически сложившихся  типов и видов различных культур  как этапов развития мировой культуры позволяет выявить закономерности, логику и направление ее развития. Знание и изучение культурного и интеллектуального опыта предшествующих поколений позволяет строить новые концепции в изучении культуры и развивать культурологию.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Понятие стиля в истории  культуры употребляется в нескольких значениях. Слово «стиль», происходящее от греческого «stylos» — острая палочка для письма, уже в древнем мире стало обозначать сначала красивый почерк, а затем умение правильно и красиво излагать свои мысли. В этом значении оно употребляется и в современной науке.
Стилем в узком смысле слова обозначают индивидуальные художественные особенности, присущие творчеству крупного писателя, художника, музыканта (стиль  Микеланджело или стиль Прокофьева). Иногда этим понятием характеризуют  даже определенный период деятельности художника (стиль позднего Шостаковича).
В истории искусства понятие  стиля обычно используют в широком  смысле. Под стилем подразумевают  важнейшие этапы развития мирового искусства, когда складывается общая  художественная система, охватывающая все виды художественной культуры. Ведущая роль в формировании стиля  всегда принадлежит архитектуре, которой  и подчиняется живопись, скульптура и прикладное искусство. Принято  выделять стиль древнего Востока, античный стиль, предроманский, романский и готический стили.
Стили последовательно сменяют  друг друга. Так, основным стилем европейского средневековья была готика, на смену  которой пришел стиль эпохи Возрождения, в свою очередь уступивший место  барокко, за которым последовала  эпоха классицизма. Эти стили  характеризуются достаточно четкими  хронологическими и географическими  границами. Отдельные элементы стиля  одной эпохи могут впоследствии повторяться, но уже на уровне приемов. Подобное повторение и называют неоготическим  или неоклассическим стилем.
Хотя понятие о стилях было разработано прежде всего на материале европейской культуры, их особенности можно выявить и в искусстве стран Азии, Африки, древней Америки и Океании. Причина этого явления заключена в общих социальных условиях, складывавшихся в развитии различных народов Земли. Так, стиль культуры рабовладельческих государств древней Америки соответствует стилю культуры Древнего Египта, где также был развитый рабовладельческий строй.
Начиная с XVII века границы стилей в европейской культуре начинают постепенно размываться. Поэтому применительно к искусству рубежа XIX-XX веков следует говорить о синтезе стилей. Сочетание элементов различных стилей составляет главную особенность так называемого стиля модерн (например, готики или классицизма).
В искусстве XX века картина развития мировой культуры настолько усложняется, что понятие стиля к ней уже не применяют. На смену понятию «стиль» приходят другие определения — «течение» или «направление».
Быстрая смена разнородных  и разноликих течений в модернизме, авангарде, использование приемов  одной школы представителями  другой без каких-либо четких связей и перекличек отражает небывалую интенсивность процесса поиска новых художественных приемов и изобразительных средств для отражения сложных и противоречивых, зачастую драматических событий этого века.
Следует разграничить понятия  «стиль» и «эклектика». Стиль  предполагает наличие цельной системы  художественно-выразительных средств, создание определенной школы, направления. Так, средневековый готический собор  объединял в себе не только приемы архитектуры, но и все виды пластических искусств, а также музыку и поэзию. Все эти искусства объединяло наличие общей религиозной системы  — христианства — и общие образы, мотивы, система приемов.
Использование же готических элементов в постройках второй половины XIX века нередко вступало в противоречие с классическим силуэтом здания. Подобное противоречие и получило название эклектизма. Он нередко проявляется и в творчестве современных художников, необдуманно копирующих приемы выдающихся мастеров прошлого.
Применительно к музыке понятие  «стиль» трактуется очень широко и разнообразно: можно говорить о  стиле композиторской школы и  даже о национальном стиле в целом
— и о стиле отдельного композитора; о стиле произведений какого-либо одного жанра (оперного, симфонического, камерного и т.д.) — и о стиле  отдельного произведения; о стиле  целой эпохи — и о стиле  небольшого исторического периода.
Относят его и к музыкальному исполнительству. Здесь особые черты  и приметы стиля определяются труднее, ибо музыкальное исполнительство  представляет собой, по образному выражению  Б.В. Асафьева, «искусство в искусстве», где на личность композитора как  бы наслаивается личность исполнителя. Однако и в характеристиках исполнительского искусства прочно закрепились понятия, связанные с композиторским творчеством: классический стиль, романтический  стиль, импрессионистический стиль  и т.п.
Следует обратить внимание на то, что наиболее общим подходом к исторической периодизации культуры является использование схемы «Архаика – Цивилизации».
Современная наука датирует начала процесса антропогенеза (а с  ним вместе – социогенеза и зарождения человеческой культуры) временем в 2,5-1,7 млн. лет назад, а его завершение отрезком времени между 50 и 30 тыс. лет назад (чаще всего приводится дата -40 тыс. лет назад). Эпоха сформировавшегося человека (человека разумного или, можно сказать, человека – носителя культуры) включает в себя два основных периода:
-архаический (первобытность)
-цивилизационный
Между ними – переходный этап так называемой «неолитической»  или «аграрной» революции. Как известно, она знаменовала собой смену  присваивающей экономики охотников  и собирателей производящей сельскохозяйственной экономики, смену родовых, общинных и племенных структур социальными с семьей, частной собственностью и государством.
Время цивилизационно-исторического  существования охватывает относительно небольшой временной отрезок, примерно 6-7 тысячелетий. И расчленяется он по-разному. Важнейшие подходы, которые сформировались сегодня в науке, таковы:
-бронзовый век – железный  век (по археологической периодизации);
-период великих цивилизаций  древности – период «осевых»  цивилизаций (по критерию К.Ясперса)
-языческий – христианский  периоды (по периодизациям, тяготеющим  к библейской точке зрения, например, у Гегеля или С.Соловьева);
-традиционное общество  – современное общество (в различных  социологических теориях «модернизации»);
-докапиталистические общества  – капитализм (в формационной  теории К.Маркса);
-Восток–Запад (по типологическому  критерию целого ряда философско-исторических  и сциентических теорий);
-Ближний Восток – Китай  – Индия – Западная Европа (по типологическому критерию  ряда современных концепций, восходящих  к М.Веберу).
Среди указанных членений особую значимость имеет философско-историческая и культурологическая формула «Восток–Запад». Восток представлен в культуре целым  рядом локальных цивилизаций  или, по крайней мере, тремя основными  потоками цивилизационно-исторического  существования (Ближний Восток, Китай, Индия). Соотносимая с ним западная (европейская) культурно-историческая традиция представляет собой своеобразную последовательность эпох (ступеней) развития цивилизации, зародившейся в бассейне Эгейского моря в результате краха  и на основе крито-микенской культуры. Эта последовательность исторических эпох такова:
-культура эпохи греческой  и римской античности (VIIIвека до нашей эры – V век нашей эры);
-романо-германская культура  христианского средневековья (V век – ХVIвек нашей эры);
-новоевропейская культура (ХVII век – ХIХ век)
-культура новейшего времени  (ХХ век)
Кроме того, необходимо учитывать, что важнейшими изобретениями европейской  культуры на языково-знаковом уровне ее представленности в духовно-мировоззренческой  сфере являются философия и наука. Последняя как специфическая  форма познавательной деятельности характерна для последней эпохи  существования западной культурной традиции. Грань между «софийной» и «сциентизированной» формами культуры вообще (а также в отношении специфики соответствующих мировоззренческих форм) значительна. Поэтому очень часто выделяют лишь два крупных периода в движении европейской культуры, взятой в ее относительной самостоятельности от социально-экономической и национально-этнической областей проявления цивилизационно-исторической жизни. А именно:
-период от середины  I тыс. до нашей эры и до ХVII века;
-период ХVII–ХХ веков (для его обозначения используются два основных термина: период новоевропейской культуры и период техногенной цивилизации).
С учетом других критериев, и, прежде всего, представленности в  европейской культуре христианства, эта простейшая периодизация  усложняется: обычно в этом случае говорят об эпохах (имея в виду первый большой  период)
-античной, греческой и  римской культуры;
-средневековой культуры  и культуры Возрождения (с этой  последней эпохи некоторые авторы  начинают отсчет новоевропейской  культуры).
Этот начальный отрезок  новоевропейской культуры совпадает  хронологически с эпохой буржуазных и национальных революций в Западной Европе и Америке. Он является также  временем утверждения капиталистической  формации общества.
В рамках второго большого периода часто выделяют:
-культуру эпохи Барокко  (ХVII)
-культуру эпохи Просвещения  (ХVIII век);
-эпоху романтизма и  классицизма (конца ХVIII- начала ХIХ века);
-эпоху реализма (вторая  половина ХIХ века)
-эпохи модернизма и  постмодернизма (конец ХIХ века – ХХ век).
Вторая половина ХIХ века–ХХ век характеризуется по-разному. Но совершено очевидно, что за эти полтора столетия ситуация в культуре и общественных сферах западной техногенной цивилизации стабилизируется, несмотря на постоянный поток обновления.
Применение цивилизационного подхода к культурно-историческому  процессу позволяет достаточно полно  рассмотреть соотношение Востока  и Запада. Важно понимать, что  они представляют собой две, во многом противоположные, культурные традиции, два типа культуры. Это как бы две различные «системы координат», два миропонимания, две «мировоззренческие матрицы», два «языка», на которых  могут мыслить и изъясняться  люди в процессе постижения окружающего  мира.
Принципиальные отличия  двух обозначенных традиций, которые  одновременно являются и их типологическими  чертами, можно проследить по следующим  основным позициям.
1.В отношении к природе:
а) Запад как бы противопоставляет  человека и природу, а единство человека с природой возможно через ее изменение, подстраивание к человеку.
б) Восток ориентируется  на нерасчлененность человека и природы, на их единство на основе приспособления человека к природе, когда достоинством человека является умение человека «вписаться»  в природу.
2. В понимании устройства  мироздания и механизмов исторического  процесса:
а) В западной культуре в  соответствии с принципом антропоцентризма в центр мироздания поставлен  сам человек. Изначальное и безусловное  совершенство человеческой природы  оборачивается здесь идеологией гуманизма, провозглашающей правомерность  подчинения всего сущего интересам человека.
б) В основе восточной  культуре лежит принцип теоцентризма, убеждения в том, что в основе мироздания лежит некая высшая трансцендентная воля и задача человека – научиться распознавать эту волю. Только постоянно пребывая в этой высшей воле, добровольно соединяя с ней свою собственную, можно преодолеть конечность своего бытия. А поскольку это может быть достигнуто не иначе как через изменение человеком своей природы, то в результате происходит и совершенствование общества как спокойный процесс, ориентированный на устойчивость.
3.Во временной ориентации  человеческого поведения:
а) В западной культуре прослеживается ориентация на будущее. Жизнь отдается исключительно на совершенствование  себя и мира вокруг себя. Целью и  главной ценностью человеческой жизни считается новизна.
б) Восточная культура ориентируется  на вечность, на циклы, круговороты, в  том числе рождения и смертей. На Востоке традиция, выраставшая  из опыта многих поколений, становится высшей ценностью.
4. В отношении к государству,  власти, закону:
а) В западной культуре закон  выше власти. Власть требует своего обоснования, признание лидера обусловлено  доказательством его прав на лидерство. Человек подчинен государству как  начальнику, но душа его свободна. Положение  человека в обществе зависит, в основном от его умений и способностей.
б) На востоке власть выше закона, она не нуждается в обосновании, как и лидер. Человек служит государству  и начальству, служит и душой и  телом. Положение человека зависит, прежде всего, его социального статуса  в общественной иерархии.Массовые движения на Востоке никогда не выступают против системы власти, но лишь против ее произвола, нарушения какой-либо установленной обществом нормы. Такой тип сознания называют социоцентричным.
5. В механизмах познания:
а) В западной культуре процесс  познания сводится к познающей активности субъекта, исследующего свойства объекта. Разум – высшая ценность.
б) В восточной культуре познание есть не только исследование свойств объектов, но и их духовное постижение. Важнейшей чертой восточного менталитета – харизматический  характер сознания ( от греч. – милость, божий дар).
Черты рассмотренных  выше типов духовности определяют и специфику  возникших на их основе культурных традиции.
Культура как сложный  и живой организм имеет множество  системных уровней организации, которые определяются качествами избираемых критериев. Среди широкого набора типологических описаний особое значение принадлежит  цивилизационным сообществам.
Понятие цивилизации имеет  достаточно общий характер и охватывает самые различные типы общества. Эти  типы можно выделять по таким признакам, как экономический строй общества, организация политической власти, господство определенной религии в общественном сознании, языковая общность, сходство природных условий и др. Если к  ним применить принципы типологизации, то их можно подразделять на следующие типы: - первичный тип - человеческие сообщества, живущие в условиях первобытности: аборигены Австралии, некоторые народы Океании, часть племен Африки и Южной Америки; -ранние типы–цивилизации Древнего Востока, Античного мира и Доколумбовой Америки; -протоцивилизации - современное культурное сообщества стран Тропической Африки; -мировые цивилизации – христианское, буддистское и исламское сообщества народов; -универсалистские цивилизации – цивилизации Востока и Запада.
Культура  Древнего Востока и его влияние  на мировую культуру.
Сакральный характер древнеегипетской культуры проявляется в ее глубочайшей  символичности. Основные символы: Сфинкс, фараон, боги Ра и Осирис, анкх («ключ Нила»). Фетишизм, обожествление растений и особенно зооморфизм (культ животных) - характернейшие особенности их религии. Вклад в развитие мировой цивилизации - изобретение папируса, алфавитного письма, солнечного календаря, принцип деления суток на 2
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.