Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Александр III: исторический портрет

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 05.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
 
 
 
 
 
 
Курсовая работа на тему:
 
Александр III: исторический портрет
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнил(а) студент(ка) ___ курса
группы ____________________
______________ формы обучения
по специальности _______________
ФИО

 
 
 
Калининград
2012
Содержание
 
Введение……………………………………………………..…..................................................................………………. 3
1. Исторический портрет Александра III.........………………………………….…..........……...……. 5
1.1. Краткие сведения.........………………………………….…......................................……………...……. 5
1.2. Личность Александра III...............…………….......................…………………….………........……. 7
2. Контрреформы Александра  III........…………………............................................................…....…. 11
2.1. Предпосылки контрреформ 80-90-х годов XIX века........…………………...........…....…. 11
2.2.Контрреформы 80-90-х годов XIX века....………………………………...………..…....…….. 15
3. Политика Александра III................................................................................................................................... 27
3.1. Внутренняя политика Александра III.................................................................................................. 27
3.2. Налоговая политика Александра III...................................................................................................... 31
Заключение………………………………………………..……...................................................................................... 39
Список использованной литературы……………………………………………………….......................... 40
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
 
2 марта 1881 г. на российский  престол вступил Александр III (1845 - 1894), второй сын Александра II. Наследником престола он стал  после смерти в 1865 г. своего  старшего брата Николая. В литературе  сложилось неверное мнение об  Александре III как о человеке ограниченном  и малообразованном. В действительности  он получил основательное образование,  хотя с детства его готовили  к военной карьере. Главным  "воспитателем" наследника был  генерал-адъютант В.А. Перовский,  а общим образованием его заведовал  профессор Московского университета, видный экономист А.И. Чивилев.  В качестве преподавателей были  привлечены известные ученые. Академик  Я.К. Грот пре подавал Александру  историю, географию, русский и  немецкий языки; видный военный  теоретик М.И. Драгомиров - тактику  и военную историю; С.М. Соловьев - русскую историю. Особенно большое  влияние на Александра оказал  К.П. Победоносцев, преподававший  ему законоведение.
Будучи наследником престола Александр участвовал в заседаниях Государственного совета и Комитета министров, был канцлером Гель сингфорсского университета, атаманом казачьих войск, командующим гвардейскими частями в Петербурге, участвовал в Русско-турецкой войне в должности командующего Рущукским отрядом. Он интересовался музыкой, изобразительным искусством и историей, был одним из инициаторов создания Русского исторического общества и его председателем, занимался собиранием коллекций предметов старины и реставрацией исторических памятников. Уже тогда у него сложились консервативные политические воззрения. В совещаниях последних лет царствования Александра II наследник престола неизменно высказывался за неприкосновенность ничем не ограниченного самодержавия и необходимость широких репрессивных мер против революционеров.
Цареубийство 1 марта 1881 г. явилось  сильнейшим потрясением для Александра III. Опасаясь покушений со стороны  революционеров, он первые годы своего царствования провел в Гатчине под  усиленной охраной войск и  полиции. Своей главной задачей он поставил подавление не только революционного, но и либерально-оппозиционного движения. Во внешнеполитических делах Александр III старался избегать военных конфликтов, поэтому в официальной историографии его именовали "царь-миротворец".
Целью курсовой является раскрытие личности Александра III в контексте истории России, в частности - рассмотрение налоговой реформы в период правления Александра III. Кроме того, курсовая работа предусматривает изучение налоговой политики, проводимой в государстве в период с 1881 по 1984 гг., а так же рассмотрение положительных и отрицательных сторон данной реформы.
Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих  задач (рассмотрение нижеуказанных вопросов) в рамках курсовой работы:
- исторический портрет Александра III;
- внутренняя политика Александра III;
- налоговая политика Александра III.
Объектом исследования курсовой работы выступает личность Александра III. Предмет – проводимые им во время своего правления реформы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1. Исторический портрет Александра III
 
1.1. Краткие сведения
 
Российский император  с 1881. Второй сын Александра II. В перовой половине 80-х гг.XIX в. осуществил отмену подушной подати, понизил выкупные платежи. Со второй половины 80-х гг. провел “контрреформы”. Усилил роль полиции, местной и центральной администрации. В царствование Александра III в основном завершено присоединение к России Ср.Азии (1885), заключен русско-французский союз (1891-93).
Александр III в 1890 году подписал указ по развитию города Лиепаи, так  как город имел большое военно-стратегическое значение для России.
Не будучи по рождению наследником  престола, Александр Александрович  готовился главным образом к  военной деятельности. Стал цесаревичем  в 1865 году после смерти старшего брата великого князя Николая Александровича, с этого времени начал получать более обширное и фундаментальное образование. Среди наставников Александра Александровича были С. М. Соловьев (история), Я.К. Грот (история литературы), М. И. Драгомиров (военное искусство). Наибольшее влияние на цесаревича оказал преподаватель законоведения К.П. Победоносцев.
В 1866 году Александр Александрович женился на невесте покойного брата, датской принцессе Дагмаре (1847-1928; в православии — Мария Федоровна). У супругов родились дети: Николай (впоследствии российский император Николай II), Георгий, Ксения, Михаил, Ольга.
Александр Александрович  состоял наказным атаманом всех казачьих войск, занимал ряд военных должностей (до командующего войсками Петербургского военного округа и Гвардейского корпуса). С 1868 года — член Государственного совета и Комитета министров. В русско-турецкой войне 1877-78 гг. командовал Рущукским отрядом в Болгарии. После войны участвовал вместе с Победоносцевым в создании Добровольного флота — акционерной судоходной компании, призванной содействовать внешнеэкономической политике правительства.
Черты характера и образ  жизни заметно выделяли Александра Александровича из придворной среды. Александр III держался строгих правил морали, был весьма набожен, отличался бережливостью, скромностью, неприязнью к комфорту, досуги проводил в узком семейном и дружеском кругу. Интересовался  музыкой, живописью, историей (он был  одним из инициаторов создания Русского исторического общества и его  первым председателем). Способствовал  либерализации внешних сторон общественной деятельности: отменил коленопреклонения  перед царем, разрешил курение на улицах и в общественных местах и  др.
Отличаясь сильной волей, Александр III в то же время обладал  ограниченным и прямолинейным умом. В реформах своего отца, Александра II, он видел прежде всего негативные аспекты — рост правительственной бюрократии, тяжелое материальное положение народа, подражание западным образцам. Он испытывал стойкую неприязнь к либерализму и интеллигенции. Эти взгляды подкреплялись впечатлениями от быта и нравов высших сфер (многолетняя связь его отца с княжной Е. М. Долгоруковой, коррупция в правительственных кругах и др.) Политический идеал Александра III опирался на представления о патриархально-отеческом самодержавном правлении, насаждении в обществе религиозных ценностей, укреплении сословной структуры, национально-самобытном общественном развитии.
После гибели Александра II от бомбы народовольца у трона развернулась борьба между либералами и охранителями. Лидеры охранителей Победоносцев (с 1880 года— обер-прокурор Святейшего Синода) и журналист М. Н. Катков выступили против планов изменений в государственном устройстве, предложенных министром внутренних дел М. Т. Лорис-Меликовым. По настоянию Победоносцева Александр III издал 29 апреля 1881 года манифест “О незыблемости самодержавия”, что привело к отставке Лорис-Меликова и его сторонников.
Начало правления Александра III характеризовалось ужесточением административно-полицейских репрессий  и цензуры (Положение о мерах  к охранению государственной  безопасности и общественного спокойствия, 1881; Временные правила о печати, 1882 год). К середине 1880-х годов правительству путем репрессий удалось подавить революционное движение, прежде всего “Народную волю”. В то же время был принят ряд мер, облегчающих материальное положение народа и смягчающих социальную напряженность в обществе (введение обязательного выкупа и снижение выкупных платежей, учреждение Крестьянского поземельного банка, введение фабричной инспекции, поэтапная отмена подушной подати и др.).
Преемник Лорис-Меликова на посту министра внутренних дел Н. П. Игнатьев попытался увенчать политику “народного самодержавия” созывом всесословного Земского собора, однако против этого резко выступили Катков и Победоносцев. В мае 1882 года Александр III заменил Игнатьева Д. А. Толстым — убежденным сторонником реакционно-охранительной политики.
 
1.2. Личность Александра III
 
В условиях абсолютной монархии личность императора играла чрезвычайно  важную роль во всех аспектах политики государства.
Александр Александрович  «Миротворец» родился в 1845 году. Будущий  император в семье был вторым сыном; наследовать престол готовился  его старший брат Николай, который  и получил соответствующее воспитание. Главным воспитателем Александра был  граф Борис Перовский; образованием заведовал профессор Московского  университета экономист Александр  Чивилев.
В 1865 г. умер старший сын Александра II. К этому времени Александр Александрович был уже сложившимся человеком, с определенными взглядами, склонностями, кругозором. Вскоре он женился на датской принцессе, невесте своего покойного брата, нареченной новым именем — великой княгиней Марией Федоровной.
Александр III имел мужественную внешность. Он носил бороду, был неприхотлив  в быту, в обыденной обстановке ходил в простой рубахе. Черты  характера и образ жизни заметно  выделяли Александра Александровича из придворной среды. Александр III держался строгих правил морали, был весьма набожен, отличался бережливостью, скромностью, неприязнью к комфорту, досуги проводил в узком семейном и дружеском кругу. Интересовался музыкой, живописью, историей. Способствовал либерализации внешних сторон общественной деятельности: отменил коленопреклонения перед царем, разрешил курение на улицах и в общественных местах и др. Любимым занятием Александра была рыбная ловля, требовавшая усидчивости и отвечавшая его неторопливому темпераменту, позволявшая ему погрузиться в мир своих медленных мыслей. «Европа может и подождать, пока русский царь рыбачит»,— сказал он однажды, желая подчеркнуть свой вес в мировой политике и действительно отправляясь на рыбалку.
Отличаясь сильной волей, Александр III в то же время обладал  ограниченным и прямолинейным умом. В реформах своего отца, Александра II, он видел, прежде всего, негативные аспекты  — рост правительственной бюрократии, тяжелое материальное положение  народа, подражание западным образцам. Он испытывал стойкую неприязнь  к либерализму и интеллигенции. Эти взгляды подкреплялись впечатлениями  от быта и нравов высших сфер. Политический идеал Александра III опирался на представления  о патриархально-отеческом самодержавном  правлении, насаждении в обществе религиозных  ценностей, укреплении сословной структуры, национально-самобытном общественном развитии.
Некоторые современники находили императора излишне прямолинейным  и даже простоватым. С. Ю. Витте писал  о нём:
«Император Александр III был несомненно обыкновенного ума, и совершенно обыкновенных способностей…
…можно сказать, он был  несколько в загоне: ни на его  образование, ни на его воспитание особого  внимания не обращали, так как все  внимание, как я сказал, и отца, и матери, и всех окружающих было сосредоточено на наследнике Николае…
…император Александр III был совершенно обыденного ума, пожалуй, можно сказать, ниже среднего ума, ниже средних способностей и ниже среднего образования…» — С. Ю. Витте Воспоминания.
Внешность Александра III Витте  описывал следующим образом:
«…фигура императора Александра III была очень импозантна: он не был  красив, по манерам был скорее более  или менее медвежатый; был очень большого роста, причем при всей своей комплекции он не был особенно силен или мускулист, а скорее был несколько толст и жирен, но тем не менее, если бы Александр III явился в толпу, где бы совсем не знали, что он император, все бы обратили внимание на эту фигуру. Он производил впечатление своей импозантностью, спокойствием своих манер и, с одной стороны, крайней твердостью, а с другой стороны, благодушием в лице…
…по наружности — походил  на большого русского мужика из центральных  губерний, к нему больше всего подошёл  бы костюм: полушубок, поддевка и лапти; и тем не менее он своей наружностью, в которой отражался его громадный характер, прекрасное сердце, благодушие, справедливость и вместе с тем твердость, несомненно, импонировал, и, как я говорил выше, если бы не знали, что он император, и он бы вошёл в комнату в каком угодно костюме, — несомненно, все бы обратили на него внимание.» — С. Ю. Витте Воспоминания.
1 марта 1881 года, после  убийства террористами императора  Александра II, на престол вступил  его 36 летний сын Александр  III. Император обладал огромной  работоспособностью и необычайной  физической силой. В отличие  от отца Александр III не был  храбрым человеком. Боясь покушений,  он удалился в Гатчину, во  дворец своего прадеда Павла  I, спланированный как старинный замок, окруженный рвами и защищенный сторожевыми башнями.
Новый император был решительным  противником реформ и не признавал  преобразований своего отца. Трагическая  гибель Александра II в его глазах означала пагубность либеральной политики. Такое заключение предопределило переход  к реакционной политике. Злым гением царствования Александра III стал Победоносцев К. П., обер-прокурор Святейшего синода. Обладая острым аналитическим умом, Победоносцев К.П. вырабатывает позицию, отрицающую демократию и современную  ему западноевропейскую культуру. Он не признавал европейский рационализм, не верил в добрую природу человека, был яростным противником парламентаризма, называя его "великой ложью нашего времени", считая, что парламентские деятели в большинстве принадлежат к самым безнравственным представителям общества. Победоносцев К.П. ненавидел печать, которая, по его убеждению, вторгается с собственным мнением во все уголки жизни; навязывает читателю свои идеи и воздействует на поступки людей самым вредным образом. По мнению Победоносцева К.П., общество держится на "натуральной силе инерции", основанной не на знании, а на опыте. В политическом отношении это означало уважение к старым государственным учреждениям. Противопоставление рациональной мысли и традиционного быта было очень желанным для консерваторов выводом, но опасным для общественного прогресса. На практике реализация этих сложных правовых идей осуществлялась при помощи насаждения псевдонародных взглядов, идеализации старины, поддержки национализма. Александр III одевался в одежды народного покроя; даже в архитектуре официальных зданий господствовал псевдорусский стиль. Период царствования Александра III отмечен серией реакционных преобразований, получивших название контрреформ, направленных на пересмотр реформ предшествующих десятилетий.
В правление Александра III престиж России в мире поднялся на недосягаемую прежде высоту, а в  самой стране воцарились покой и  порядок. Самой главной заслугой Александра III перед Отечеством является то, что за все годы его царствования Россия не вела войн. Александра III доныне остается единственным правителем нашего государства, начиная с IX века, при  котором не было ни одной войны. За что и получил свое прозвание "Миротворец". Он принял страну в  тяжелейшем состоянии, когда бушевал  революционный террор, а передал  наследнику полностью успокоенной.
 
 
 
 
 
2. Контрреформы Александра  III
 
2.1. Предпосылки контрреформ 80-90-х годов XIX века
 
К концу 70-х годов XIX в. заметно ухудшилось положение российского крестьянства, что было обусловлено рядом причин. К этому времени выявились грабительские последствия крестьянской реформы 1861 г.: малоземелье крестьян, несоответствие между урезанными в результате отрезков малодоходными крестьянскими наделами и высокими выкупными за них платежами, давление на крестьянское хозяйство помещичьих латифундий (гнет кабальных отработок). Естественный прирост крестьянского населения при сохранении прежних размеров наделов еще более усугублял малоземелье. О не посильности для крестьян высоких выкупных платежей свидетельствовал прогрессирующий рост недоимок: за 20 лет после реформы 1861 г. в бывшей помещичьей деревне они возросли вдвое и составили 84 % к их годовой сумме. Особенно они были велики в нечерноземных и поволжских губерниях, где превысили годовой оклад в полтора два раза. При взыскании недоимок применялись самые суровые меры: описывались и продавались скот, инвентарь и даже домашняя утварь, отбирался (на время) надел. Не менее тяжелым было и положение еще не перешедших на выкуп временнообязанных крестьян: они продолжали отбывать прежние феодальные повинности - барщину и оброк. Выкупные платежи за надельную землю, значительно превышавшие доходность с нее, разоряли удельную и государственную деревню. Тяжелое положение крестьянства в эти годы усугублялось разорительными последствиями Русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг., неурожаем и голодом 1879 - 1880 гг., мировым экономическим кризисом конца 70-х годов, захватившим и Россию.
Заметно возросла численность  крестьянских волнений: если в 1875 1879 гг. было зафиксировано 152 волнения, то в  следующем пятилетии (1880 - 1884) - уже 325. Однако для правительства представляли опасность не столько крестьянские волнения, которых было гораздо меньше, чем в 50 - 60-е годы в связи с подготовкой и проведением реформы 1861 г. Особое беспокойство властей вызывали распространившиеся в деревне слухи о близком "черном переделе" земель, во время которого якобы "вся земля будет отобрана от помещиков и роздана крестьянам". С переделом земель связывалась также и крестьянская надежда на "освобождение от подушной подати и вообще от всех платежей". Подобные слухи стали возникать в некоторых губерниях еще с середины 70-х годов, а в 1879 г. получили повсеместное распространение. По повелению Александра II министр внутренних дел Л.С. Маков опубликовал в официальной прессе специальное "Объявление" о необоснованности надежд крестьян на передел земли.
Однако слухи об этом продолжали упорно распространяться, создавая напряженное  положение в деревне. Свои надежды  на передел земли крестьяне возлагали  на царя и усматривали начавшиеся покушения на Александра II народовольцев  как акты мести помещиков за дарование  крестьянам "воли" в 1861 г. и его  намерение произвести "поравнение земель". Убийство 1 марта 1881 г. Александра II дало новую пищу слухам и толкам. В донесениях губернаторов сообщалось: "Простой народ толкует, что государя убили помещики, не желавшие исполнить воли его, чтобы отдали они землю безвозмездно своим бывшим крестьянам ". Вступление на престол нового царя породило у крестьян еще большие надежды, что при нем обязательно будет произведен передел земель, а также и "сложение податей и недоимок". С опровержением этих слухов вынужден был выступить сам Александр III. В своей речи 21 мая 1883 г. перед волостными старшинами, собранными на его коронацию, он заявил: "Следуйте советам и руководству ваших предводителей дворянства и не верьте вздорным и нелепым слухам и толкам о переделах земли, даровых прирезках и тому подобном. Эти слухи распускаются вашими врагами. Всякая собственность, точно так же, как и ваша, должна быть неприкосновенна".
Брожение в деревне, волна  рабочих стачек и забастовок, охвативших в 1878 - 1880 гг. такие крупные промышленные центры, как Петербург, Москва, Иваново-Вознесенск, Пермь, Харьков, Одессу, Лодзь, рост либерально-оппозиционного движения и, наконец, активизация террористической деятельности народовольцев, направленная против царя и его сановников оказали  существенное воздействие на правящие "верхи" и в конечном счете явились факторами, обусловившими кризис поли тики самодержавия на рубеже 70-80-х годов. Оно испытывало в те годы серьезные колебания, выражавшиеся, с одной стороны, в том, что были обещаны реформы и сделаны некоторые уступки для привлечения либеральных кругов к борьбе против "крамолы"; с другой, применялись суровые репрессии к участникам революционного движения.
8 февраля 1880 г., после покушения  Степана Халтурина на царя, Александр  II созвал специальное совещание  для выработки мер подавления  терроризма в стране. 12 февраля  1880 г. была образована "Верховная  распорядительная комиссия по  охране государственного порядка  и общественного спокойствия". Во главе ее был поставлен  харьковский генерал-губернатор  М.Т. Лорис-Меликов, получивший известность как талантливый военачальник во время Русско-турецкой войны 1877 - 1878 гг., а впоследствии - умелый администратор. Он возглавил так же Чрезвычайную следственную комиссию по делу о взрыве в Зимнем дворце; вскоре он занял пост и министра внутренних дел, в то время равный по своему значению посту премьер-министра. Это был хитрый и изворотливый политик, расточавший посулы и обещания "благомыслящей" части общества и проводивший политику жестких мер против революционеров. Известный народнический публицист Н.К. Михайловский едко заметил тогда, что "благодарная Россия изобразит Лорис-Меликова в статуе с волчьим ртом спереди и лисьим хвостом сзади".
В задачу Верховной распорядительной комиссии входило "положить предел беспрерывно повторяющимся в  последнее время покушениям дерзких  злоумышленников поколебать государственный  и общественный поря док". Вместе с тем ставилась задача привлечь на сторону верховной власти либеральную  часть общества. Комиссия занималась разработкой мер совершенствования  эффективности карательной машины - секретно розыскной службы, ускорения  производства дознаний по государственным  преступлениям, рассматривала вопросы  состояния мест заключения. Назначая Лорис-Меликова на пост председателя Комиссии, Александр II сказал ему: "Возьми всё в свои руки". Лорис-Меликов получил диктаторские полномочия и стал вторым после императора лицом в государстве.
Лорис-Меликов считал, что нельзя действовать только одними репрессивными мерами, но следует проводить и более гибкую политику. В своем докладе царю он писал: "Вывести Россию из переживаемого ею кризиса может только твердая самодержавная воля, но эта задача не может быть выполнена одними карательными и полицейскими мерами".
Так определилась задача "введения народного представительства", но в строго ограниченных пределах, с  чем согласился и Александр II.
Комиссия Лорис-Меликова проработала до 1 мая 1880 г., проведя всего 5 заседаний. Указом 6 августа 1880 г. она была закрыта. Этим же указом упразднялось III Отделение. Однако учреждался с теми же функциями Департамент государственной полиции при Министерстве внутренних дел, т.е. речь шла не об упразднении, а о переименовании этого органа высшей полиции. В августе 1880 г. Лорис-Меликов выступил с инициативой проведения Сенатом ревизии состояния местных органов самоуправления. С этой целью в губернии были направлены 4 сена тора. Он настоял на отмене в том же году особенно ненавистного для населения косвенного налога на соль, также заставил хлеботорговцев снизить цены на хлеб.
22 января 1881 г. Лорис-Меликов представил Александру II док лад, в котором подвел итоги деятельности Верховной распорядительной комиссии и изложил план "умиротворения" страны. Предлагалось создание двух временных подготовительных комиссий (финансовой и административной) из представителей земств и назначенных правительством чиновников для выработки преобразования губернского управления, пересмотра земского и городового положений, а также законоположений по отдельным хозяйственным и финансовым вопросам. Далее предлагалось привлечь от 10 до 15 представителей земского и городского управления к участию в рассмотрении этих законопроектов в Государственном совете. Иначе говоря, предлагались лишь робкие шаги по пути привлечения к законодательству выборных представителей. Особое совещание, созванное 5 февраля 1881 г. Александром II, одобрило эти меры. 17 февраля они были утверждены царем, назначившим на 4 марта 1881 г. обсуждение плана Лорис-Меликова о создании при Государственном совете комиссии выборных от земств с правом совещательного голоса для разработки законопроектов, указанных "высочайшей волей" царя, Этот план в обиходе получил название "конституции Лорис-Меликова". Обсуждение проекта Лорис-Меликова состоялось уже при новом императоре.
 
2.2. Контрреформы 80-90-х годов XIX века
 
    Цензура и просвещение
 
После отставки П.Н. Игнатьева  во главе Министерства внутренних дел  был поставлен Д.А. Толстой. Одновременно он был назначен и шефом жандармов. Это был представитель самой  оголтелой и твердокаменной реакции. Совмещая в 1866 - 1880 гг. посты обер-прокурора Синода и министра народного просвещения, он стяжал себе славу ярого реакционера и обскуранта. М.Т. Лорис-Меликов отзывался о нем так: "Личность эта, стоявшая в продолжении пятнадцати лет во главе из важнейших отраслей государственного управления, сотворил больше зла России, чем все остальные деятели, даже вместе взятые". С особой настойчивостью Д.А. Толстой начал проводить в жизнь реакционную программу, определенную и провозглашенную Победоносцевым и Катковым.
Первыми жертвами стали печать и просвещение. 27 августа 1882 г. были утверждены новые "Временные правила" о печати, устанавливавшие строгий  административный надзор за газетами и журналами. Редакторам вменили  в обязанность по требованию министра внутренних дел сообщать имена авторов  статей, печатавшихся под псевдонимами. Усилилась "карательная цензура" и репрессивные меры против прогрессивной  печати. В 1883 - 1884 гг. были закрыты все  радикальные и многие либеральные  периодические издания, среди них "Отечественные записки" М.Е. Салтыкова-Щедрина  и "Дело" Н.В. Шелгунова, либеральные  газеты "Голос", "Земство", "Страна", "Московский телеграф".
20 ноября 1882 г. министр  народного просвещения И.Д. Делянов издал циркуляр о средней школе, усиливавший дисциплинарные взыскания, а 5 июня 1887 г. был опубликован его циркуляр, в котором говорилось о запрещении принимать в гимназии и прогимназии "детей кучеров, лакеев, прачек, мелких лавочников и тому подобных людей". Общественность восприняла его как позорный "циркуляр о кухаркиных детях". Реальные училища были преобразованы в технические школы, их окончание не давало права на поступления в высшие учебные заведения. 23 августа 1884 г. был введен новый университетский устав, текст которого подготовил Катков. По этому уставу фактически ликвидировалась автономия университетов, восстановленная уставом 1863 г. Ра нее выборные должности ректора, декана, профессора стали назначаемыми, при этом обращалось не на одни "ученые качества и заслуги", но и на политическую благонадежность назначаемых. Попечитель учебного округа стал полновластным хозяином университета. Он представлял министру народного просвещения на утверждение преподавательский состав университетов, организовывал надзор за поведением студентов. В 1885 г. как "существенное средство надзора за студентами" вновь вводилась для них форменная одежда. В том же году были введены стеснительные правила сдачи университетских экзаменов. Плата за обучение повышалась с 10 до 50 рублей в год - довольно значительная для того времени сумма. Из университетов были уволены известные прогрессивные профессора: социолог М.М. Ковалевский, историк В.И. Семевский, филолог Ф.Г. Мищенко, юрист С.А. Муромцев; вынужден был уйти выдающийся ученый с мировым именем биолог И.И. Мечников. В 1882 - 1883 гг. было закрыто большинство высших женских курсов; тем самым фактически ликвидировалось высшее женское образование. Реакционные меры в области высшего образования вызвали серию студенческих волнений в 1887 - 1893 гг.
 
 
 
 
 
    Аграрно-крестьянский вопрос
 
 Для политики самодержавия  в аграрно-крестьянском вопросе  в 80-90-х годах было характерно  сочетание реакционных мер с  некоторыми уступками крестьянству.
28 декабря 1881 г. были  изданы указы о понижении выкупных  платежей и об обязательном  переводе на выкуп находившихся  на временно обязанном положении  крестьян. Согласно первому указу  выкупные платежи крестьян за  предоставленные им наделы понижались  на 16%, а по второму указу с  начала 1883 г. переводились на обязательный  выкуп остававшиеся к этому  времени на временно обязанном  положении 15% бывших помещичьих  крестьян.
18 мая 1882 г. был учрежден  Крестьянский поземельный банк (на  чал функционировать с 1883 г.), который  выдавал ссуды на покупку земли как отдельным домохозяевам, так и сельским обществам и товариществам. Учреждение этого банка преследовало цель смягчить остро ту аграрного вопроса. Как правило, через его посредство продавались помещичьи земли. Через него в 1883-1900 гг. крестьянам было продано 5 млн. десятин земли.
Законом 18 мая 1886 г. с 1 января 1887 г. (в Сибири с 1899 г.) отменялась подушная подать с податных сословий, введенная  еще Пет ром I. Однако ее отмена сопровождалась повышением на 45% податей с государственных  крестьян путем перевода их с 1886 г. на выкуп, а также увеличением со всего населения прямых налогов  на 1/3 и кос венных налогов в  два раза.
В конце 80-х - начале 90-х годов  была издана серия законов, направленных на сохранение разрушавшихся под  напором капитализма патриархальных устоев в деревне, в первую очередь  патриархальной крестьянской семьи  и общины. Распад старой, патриархальной семьи выражался в быстром  росте числа семейных разделов. По данным Министерства внутренних дел, в первые два пореформенных десятилетия происходило ежегодно в среднем 116 тыс. семейных разделов, а в начале 80-х годов их среднегодовая численность возросла до 150 тыс. 18 марта 1886 г. был издан закон, по которому семейный раздел мог состояться только с согласия главы семьи ("большака") и с разрешения не менее чем 2/3 домохозяев на сельском сходе. Однако этот закон не мог ни приостановить, ни ограничить семейные разделы, количество которых и после его издания продолжало возрастать, при этом более 9/10 разделов происходило "самовольно", без санкции общины и местных властей. Не помогали и насильственные "воссоединения" разделившихся семей.
Важное место в аграрно-крестьянской политике самодержавия занимала проблема крестьянской поземельной общины. Еще  во время подготовки и проведения реформы 1861 г. среди государственных  деятелей определились как противники, так и сторонники сохранения общины. Первые полагали, что подворное крестьянское землевладение создаст значительный слой собственников - опоры социальной стабильности в стране, а уравнительность  наделов и круговая порука рассматривались  ими как причина слишком медленного экономического развития деревни. Вторые же рассматривали общину как важный фискально-полицейский инструмент в деревне и фактор, предотвращающий  пролетаризацию крестьянства. Как известно, победила вторая точка зрения, которая  и нашла отражение в законах 1861 г.
В начале 90-х годов издаются законы, направленные на укрепление крестьянской общины. Закон 8 июня 1893 г. ограничил  периодические земельные переделы, которые отныне дозволялось проводить  не чаще, чем через 12 лет, причем с  согласия не менее 2/3 домохозяев. Законом 14 декабря того же года "О некоторых  мерах к предупреждению отчуждаемости  крестьянских надельных земель" запрещалось закладывать крестьянские надельные земли, а сдача надела в аренду ограничивалась пределами  своей общины. По этому же закону отменялась статья 165-я "Положения о выкупе", по которой крестьянин мог досрочно выкупить свой надел и выделиться из общины. Закон 14 декабря 1893 г. был направлен против участившихся залогов и продажи крестьянских надельных земель - в этом правительство видело гарантию платежеспособности крестьянского двора. Подобными мерами правительство стремилось еще более прикрепить крестьянина к наделу, ограничить свободу его передвижения.
Однако переделы, продажа  и сдача в аренду крестьянских надельных земель, забрасывание крестьянами  наделов и уход в города продолжались в обход законов, оказавшихся  бессильными приостановить объективные, капиталистического характера, процессы в деревне. Не мог ли эти правительственные  меры обеспечить и платежеспособность крестьянского двора, о чем свидетельствовали  данные официальной статистики. Так, в 1891 г. в 18 тыс. сел 48 губерний была произведена  опись крестьянского имущества, в 2,7 тыс. сел имущество крестьян было продано за бесценок для погашения  недоимок. В 1891-1894 гг. за недоимки было отобрано 87,6 тыс. крестьянских наделов, подвергнуто аресту 38 тыс. недоимщиков, около 5 тыс. были отданы в принудительные работы.
Исходя из главной своей  идеи о первенствующей роли дворянства, самодержавие в аграрном вопросе  провело ряд мер, направленных на поддержку дворянского землевладения  и помещичьего хозяйства. С целью  укрепления экономического положения  дворянства 21 апреля 1885 г., по случаю 100-летия  Жалованной грамоты дворянству, был  учрежден Дворянский банк, который  давал ссуды помещикам под  залог их земель на льготных условиях. Уже в первый год своей деятельности банк выдал помещикам ссуды на сумму 69 млн. руб., а к концу XIX в. их сумма превысила 1 млрд. рубл.
В интересах дворян-землевладельцев 1 июня 1886 г. было издано "Положение  о найме на сельские работы". Оно  расширяло права нанимателя-землевладельца, который мог требовать возврата ушедших до истечения срока найма  рабочих, производить вычеты из их заработной платы не только за причиненный хозяину  материальный ущерб, но и "за грубость", "неповиновение" и пр., подвергать аресту и телесному наказанию. В  целях обеспечения помещиков  рабочей силой новый закон 13 июня 1889 г. существенно ограничил переселение  крестьян. "Самовольного" переселенца  местная администрация обязывалась  выслать по этапу на прежнее место  жительства. И всё же, вопреки  этому суровому закону, за десять лет  после его издания количество переселенцев увеличилась в несколько  раз, причем 85% из них составляли "самовольные" переселенцы.
 
    Введение института земских начальников
 
12 июля 1889 г. было издано "Положение о земских участковых  начальниках". В 40 губерниях России, на которые распространялось  это "Положение" (главным образом  на губернии с помещичьим землевладением), создавались 2200 земских участков (примерно по 4-5 на уезд) во главе  с земскими начальниками. В уездах  учреждался уездный съезд земских  начальников, состоявший из административного  и судебного присутствия. Ему  передавались функции упраздняемых  уездного по крестьянским делам  присутствия и мирового суда (мировой  суд сохранялся лишь в Москве, Петербурге и Одессе), что значительно  усиливало административно-полицейскую  власть земских начальников. Необходимость  введения института земских начальников  объяснялась "отсутствием близкой  к народу твердой правительственной  власти".
Земских начальников назначал министр внутренних дел по представлению  губернаторов и губернских предводителей  дворянства из местных потомственных  дворян-землевладельцев. Земский начальник  должен был обладать определенным имущественным  цензом (свыше 200 десятин земли или  другим недвижимым имуществом на 7500 рублей), иметь высшее образование, трехлетний стаж службы в должности или мирового посредника, или мирового судьи, или  члена губернского по крестьянским делам присутствия. При недостатке кандидатур, удовлетворявших этим требованиям, земскими начальниками могли назначаться  местные потомственные дворяне  со средним и даже начальным образованием, состоявшие в военных или гражданских  чинах, независимо от стажа службы, однако имущественный ценз для них  повышался вдвое. Кроме того министр  внутренних дел "в особых случаях", в обход указанных условий, мог  назначить земским начальником  любого из местных дворян, а по закону 1904 г. эти ограничения были сняты.
Введение института земских  начальников явилось одной из наиболее реакционных мер внутриполитического  курса самодержавия в 80-е - начале 90-х  годов и стало ярким проявлением  его продворянской политики. Этот акт преследовал цель восстановить власть помещиков над крестьянами, утраченную ими в результате реформы 1861 г. В функции земского начальника во вверенном ему участке входили: надзор и контроль над деятельностью крестьянских сельских и волостных учреждений, всесторонняя опека не только крестьянского, но и всего податного населения в его участке. Прерогативы земского начальника, осуществлявшего административные и судебно-полицейские функции на селе, были исключительно широки. Он мог подвергать телесным наказаниям, аресту до трех дней и штрафу до шести рублей любое лицо из податных сословий своего участка, отстранять от должности членов крестьянских сельских учреждений, отменять любое постановление сельского и волостного сходов, навязывать им свое решение, причем он за частую действовал по произволу, не считаясь ни с какими законами.
Волостные суды, ранее выбираемые крестьянами, теперь назначались земским  начальником из предложенных сельским обществом кандидатов. Земский начальник  мог отменить любое постановление  волостного суда, а самих судей  в любой момент мог отстранить от должности, подвергнуть аресту, штрафу, телесному наказанию. Постановления  и решения земского начальника считались  оконча
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.