На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Финансовый менеджмент в общественном секторе

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 05.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


РОССИЙСКАЯ  ФЕДЕРАЦИЯ
МИНИСТЕРСТВО  ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО  ОБРАЗОВАНИЯ
«ТЮМЕНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ФИЛИАЛ ТюмГУ  В Г. НОВЫЙ УРЕНГОЙ
 
 
 
 
 
                               К У Р С О В А Я Р А Б О Т А
На тему «Финансовый менеджмент в общественном секторе»
 
 
 
 
 
 
                                                                               Студентка 5 курса ОЗО
                                                                               Специальность «ФиК»
                                                                               Боярчук Я. Н.
 
Проверил преподаватель к.э.н.:
Тазетдинова И. М.
 
 
 
 
 
 
 
 
                                                 Новый Уренгой
                                                        2013 г.
 

                                       Содержание
 
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Финансовый менеджмент в общественном секторе экономики…..…5
1.1 Теоретические основы финансового менеджмента………………………...5
1.2 Общественный сектор экономики России………………………………....12
Глава 2. Область применения финансового менеджмента в общественном секторе…………………………………………………………………………....16
2.1 Здравоохранение - часть общественного сектора экономики…………….16
2.2 Структура финансового менеджмента в здравоохранении…………….....19
Заключение……………………………………………………………………….32
Список литературы……………………………………………………………....33
 

  Введение
      Каждый из субъектов экономической системы на разных этапах развития общества, выполняя присущие ему функции, может выступать катализатором общественного развития, выводя систему из равновесия и придавая ей новое качество. Особенностью современного социально-экономического развития является тот факт, что экономическая система развитых стран под влиянием внутренних противоречий и внешних, развивает все ее отдельные составные части. Результатом этого является заимствование механизмов, регулирующих отношения внутри одной подсистемы, другими субъектами: развивается социальная составляющая в деятельности бизнеса, в государственное управление все шире проникают методы, традиционные для коммерческих организаций.
       Различие между уровнями применения финансового менеджмента в частном и государственном секторах. Если в первом случае это уровень предприятия (или группы предприятий), то в государственном секторе – это уровень отрасли, сферы деятельности главных распорядителей бюджетных средств или территории (органы власти субъектов РФ, органы местного самоуправления).
        Главная цель финансового менеджмента в бюджетной сфере – использование с максимальной отдачей финансовых ресурсов, которые принадлежат всему обществу.
        В связи с переходом к принципам рыночной экономики в здравоохранении встал вопрос о внедрении финансового менеджмента, предполагающего оптимизацию ресурсного потенциала.
          Понимание основных концепций финансового менеджмента, равно как и методик его применения, стало необходимостью для руководителей и администраторов системы здравоохранения, врачей, сестер, фармацевтов, заведующих отделениями, всех тех, кто участвует в процессе управления финансами. Снижение времени госпитализации, мероприятия, направленные на уменьшение стоимости лечения, уменьшение государственных ассигнований требуют активной деятельности всех работников здравоохранения, которые должны полностью осознавать то, как их решения отразятся на расходах и стоимости, связанных с обеспечением медицинских услуг. Поскольку должны соблюдаться стандарты качества, необходимо найти наиболее эффективные пути развития здравоохранения.
           Цель данной работы – рассмотреть сущность финансового менеджмента в общественном секторе, на примере системы здравоохранения.
           В работе поставлены следующие задачи:
         
    Рассмотреть теоритические основы финансового менеджмента;
    Рассмотреть особенности общественного сектора;
    Рассмотреть структуру финансового менеджмента в здравоохранении.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Финансовый менеджмент в общественном секторе экономики
    1.1 Теоретические основы финансового менеджмента
 
    Финансовый менеджмент представляет собой систему принципов и методов разработки и реализации управленческих решений, связанных с формированием, распределением и использованием финансовых ресурсов.
Финансовый  менеджмент непосредственно связан с производственным менеджментом, инновационным менеджментом, менеджментом персонала и некоторыми другими видами функционального менеджмента. Это определяет необходимость интегрированности финансового менеджмента с общей системой управления. Несмотря на универсальность решений, их принятие в процессе управления общественным сектором существенно отличается от решений, принимаемых в частной жизни.
     Различие управленческих решений.
     •  Цели. Субъект управления (будь то  индивид или группа) принимает  решение исходя не из своих собственных потребностей (хотя их влияние и играет определенную роль), а в целях решения конкретных проблем.
     •  Последствия. Частный выбор индивида  сказывается на его собственной  жизни и может повлиять на немногих близких ему людей. Менеджмент в общественном секторе, выбирает направление действий направленных на большое количество людей.
Например, решение  закрыть нерентабельное предприятие  может существенно повысить уровень безработицы.
     Таким  образом, управленческое решение  – это выбор оптимальной альтернативы, осуществленный в рамках полномочий и компетенции с учетом факторов внешней и внутренней среды и направленный на достижение целей.
Комплексный характер формирования управленческих решений. Все управленческие решения в  области формирования, распределения и использования финансовых ресурсов и организации денежного оборота теснейшим образом взаимосвязаны и оказывают прямое или косвенное воздействие на результаты его финансовой деятельности. Поэтому финансовый менеджмент должен рассматриваться как комплексная управляющая система, обеспечивающая разработку взаимозависимых управленческих решений, каждое из которых вносит свой вклад в общую результативность финансовой деятельности.
      Высокий динамизм управления. Управленческие решения в области формирования и использования финансовых ресурсов и оптимизации денежного оборота, разработанные и реализованные в предшествующем периоде, не всегда могут быть повторно использованы на последующих этапах финансовой деятельности. Прежде всего, это связано с высокой динамикой факторов внешней среды, и в первую очередь — с изменением конъюнктуры финансового рынка. Вариативность подходов к разработке отдельных управленческих решений. Реализация этого принципа предполагает, что подготовка каждого управленческого решения в сфере формирования и использования финансовых ресурсов и организации денежного оборота должна учитывать альтернативные возможности действий.
       Ориентированность на стратегические цели развития. Какими бы эффективными не казались те или иные проекты управленческих решений в области финансовой деятельности в текущем периоде, они должны быть отклонены, если они вступают в противоречие с миссией (главной целью деятельности), стратегическими направлениями развития.
      Эффективный финансовый менеджмент, организованный с учетом изложенных принципов, позволяет формировать необходимый ресурсный потенциал высоких темпов прироста операционной деятельности, обеспечивать постоянный рост капитала, существенно повышать конкурентную позицию на товарном и финансовом рынках, обеспечивать стабильное экономическое развитие в стратегической перспективе.
      Рассматривая главную цель финансового менеджмента, следует отметить, что она неразрывно связана с главной целью управления в целом и реализуется с ней в едином комплексе. Как и каждая управляющая система, финансовый менеджмент предполагает наличие определенного объекта управления. Таким объектом управления выступают финансы и финансовая деятельность.
      Особенности формирования капитала и финансовых ресурсов, формы и методы распределения этих финансовых ресурсов, объемы и интенсивность денежных потоков, и другие условия финансовой деятельности существенно различаются различными организационно-правовыми формами.
      Финансовый менеджмент реализует свою главную цель и основные задачи путем осуществления определенных функций. Функции финансового менеджмента направлены на реализацию функций финансов и конкретизируются с учетом особенностей управления отдельными аспектами финансовой деятельности.
Таблица 1 –  Функции финансового менеджмента
 Функции  финансового менеджмента как  управляющей системы (состав этих  функций в целом характерен  для любого вида менеджмента,  хотя и должен учитывать его  специфику)
Функции финансового  менеджмента как специальной области управления предприятием (состав этих функций определяется конкретным объектом финансового менеджмента)
- разработка  финансовой стратегии;
- создание организационных структур;
- формирование  эффективных информационных систем;
- осуществление анализа различных аспектов финансовой деятельности;
- разработка  системы реализации управленческих  решений.
- управление  активами;
- управление  капиталом;
- управление  инвестициями;
- управление  денежными потоками;
- управление  финансовыми рисками. 

 
       Разработка финансовой стратегии. В процессе реализации этой функции, исходя из общей стратегии экономического развития предприятия и прогноза конъюнктуры финансового рынка, формируется система целей и целевых показателей финансовой деятельности на долгосрочный период; определяются приоритетные задачи, решаемые в ближайшей перспективе, и разрабатывается политика действий по основным направлениям финансового развития.
      Создание организационных структур, обеспечивающих принятие и реализацию управленческих решений по всем аспектам финансовой деятельности. В процессе реализации этой функции финансового менеджмента необходимо обеспечивать постоянную адаптацию этих организационных структур к меняющимся условиям и направлениям финансовой деятельности.
     Формирование эффективных информационных систем, обеспечивающих обоснование альтернативных вариантов управленческих решений. В процессе реализации этой функции должны быть определены объемы и содержание информационных потребностей финансового менеджмента; сформированы внешние и внутренние источники информации, удовлетворяющие эти потребности; организован постоянный мониторинг финансового состояния предприятия и конъюнктуры финансового рынка.
     Осуществление анализа различных аспектов финансовой деятельности. В процессе реализации этой функции проводятся экспресс- и углубленный анализ отдельных финансовых операций; результатов финансовой деятельности филиалов и «центров ответственности»; обобщенных результатов финансовой деятельности в целом и в разрезе отдельных ее направлений.
     Осуществление планирования финансовой деятельности по основным ее направлениям. Реализация этой функции финансового менеджмента связана с разработкой системы текущих планов и оперативных бюджетов по основным направлениям финансовой деятельности, по различным структурным подразделениям и по предприятию в целом. Основой такого планирования является разработанная финансовая стратегия, требующая конкретизации на каждом этапе развития.
      Разработка действенной системы стимулирования реализации принятых управленческих решений в области финансовой деятельности. В процессе реализации этой функции формируется система поощрения и санкций в разрезе главных менеджеров и менеджеров отдельных структурных подразделений за выполнение или невыполнение установленных целевых финансовых показателей, финансовых нормативов и плановых заданий.
      Осуществление эффективного контроля за реализацией принятых управленческих решений в области финансовой деятельности. Реализация этой функции финансового менеджмента связана с созданием систем внутреннего контроля, разделением контрольных обязанностей отдельных служб и финансовых менеджеров, определением системы контролируемых показателей и контрольных периодов, оперативным реагированием на результаты осуществляемого контроля.
     В группе функций финансового менеджмента как специальной области управления основными являются:
Управление  активами. Функциями этого управления являются выявление реальной потребности  в отдельных видах активов  исходя из предусматриваемых объемов операционной деятельности и определение их суммы в целом, оптимизация состава активов с позиций эффективности комплексного их использования, обеспечение ликвидности отдельных видов оборотных активов и ускорение цикла их оборота, выбор эффективных форм и источников их финансирования.
     Управление капиталом. В процессе реализации этой функции определяется общая потребность в капитале для финансирования формируемых активов предприятия; оптимизируется структура капитала в целях обеспечения наиболее эффективного его использования; разрабатывается система мероприятий по рефинансированию капитала в наиболее эффективные виды активов.
     Управление инвестициями. Функциями этого управления являются формирование важнейших направлений инвестиционной деятельности; оценка инвестиционной привлекательности отдельных реальных проектов и финансовых инструментов и отбор наиболее эффективных из них; формирование реальных инвестиционных программ и портфеля финансовых инвестиций; выбор наиболее эффективных форм финансирования инвестиций.
     Управление денежными потоками. Функциями этого управления является формирование входящих и выходящих потоков денежных средств, их синхронизация по объему и во времени по отдельным предстоящим периодам, эффективное использование остатка временно свободных денежных активов.
     Управление финансовыми рисками. В процессе реализации этой функции выявляется состав основных финансовых рисков, присущих хозяйственной деятельности данного; осуществляется оценка уровня этих рисков и объем связанных с ними возможных финансовых потерь в разрезе отдельных операций и по хозяйственной деятельности в целом; формируется система мероприятий по профилактике и минимизации отдельных финансовых рисков, а также их страхованию.
     В условиях перехода от административно-командных к рыночным методам хозяйствования существенно возросла роль финансовых рычагов. Финансовые рычаги стали важнейшим инструментом стимулирования экономики.
     Система финансовых рычагов включает следующие основные формы воздействия на процесс принятия и реализации управленческих решений в области финансовой деятельности: цену, процент, прибыль, амортизационные отчисления, чистый денежный поток, дивиденды, синергизм, пени, штрафы, неустойки, прочие экономические рычаги.
    Система финансовых методов состоит из следующих основных способов и приемов, с помощью которых обосновываются и контролируются конкретные управленческие решения в различных сферах финансовой деятельности:
- метод технико-экономических расчетов;
- балансовый метод (обеспечивает оптимальное соотношение между лечебными, диагностическими и реабилитационными процессами в здравоохранении)
- экспериментальный  метод (позволяет отработать наиболее эффективные меры по улучшению качества здоровья населения и хозяйствования органов и учреждений здравоохранения);
- экономико-статистические методы;
- экономико-математические методы (позволяют оценить количественную и качественную связь между медико-диагностическими и профилактическими процессами в здравоохранении);
- экспертные методы (методы экспертных оценок);
- методы дисконтирования стоимости;
- методы наращения стоимости (компаундинга);
- методы диверсификации;
- методы амортизации активов;
- методы хеджирования;
- другие финансовые методы.
    Система финансовых инструментов состоит из следующих контрактных обязательств, обеспечивающих механизм реализации отдельных управленческих решений и фиксирующих финансовые отношения с другими экономическими объектами:
- платежные инструменты (платежные поручения, чеки, аккредитивы и т.п.);
- кредитные инструменты (договоры о кредитовании, векселя и т.п.);
- депозитные инструменты (депозитные договоры, депозитные сертификаты и т.п.);
- инструменты инвестирования (акции, инвестиционные сертификаты и т.п.);
- инструменты страхования (страховой договор, страховой полис и т.п.);
- прочие виды финансовых инструментов.
     Эффективный механизм финансового менеджмента позволяет в полном объеме реализовать стоящие перед ним цели и задачи, способствует результативному осуществлению функций финансового управления.
 
 
1.2 Общественный сектор экономики России.
 
        Государство, так или иначе, воздействует на все сферы рыночной экономики: на производство, обмен, потребление. Рыночная экономика в любой стране представляет собой смешанную экономическую систему, состоящую из двух важнейших секторов – частного и общественного.
        Смешанная  экономика – это экономика,  в которой сосуществуют государственные  и частные предприятия. Некоторые  виды экономической деятельности  осуществляются индивидами или фирмами, принимающими независимые экономические решения, координирующиеся рынками; другие осуществляются организациями, находящимися в государственной собственности и под государственным контролем, с некоторой степенью централизованного принятия решений.
        Государственный (общественный) сектор  экономики – часть смешанной  экономики, охватывающая деятельность  центральных и местных властей.  В государственный сектор экономики  входят образование, национальная  служба здравоохранения, социальные  услуги, общественный транспорт, национальные и местные государственные учреждения, а также государственные предприятия и государственные корпорации.
        Во многих странах государственный сектор экономики принято называть общественным. Государство в принципе представляет интересы граждан – членов общества, поэтому государственный сектор экономики называют общественным сектором.
         Определяя предмет экономики общественного сектора, необходимо выделить несколько аспектов этой проблемы.
         Экономика общественного сектора рассматривает экономическое поведение государства как одного из субъектов рыночной экономики. Анализ этого поведения осуществляется с позиций микроэкономической теории, в том числе и макроэкономическое взаимодействие государства и рынка.
Функции общественного  сектора определяются как недостатками рыночного механизма, так и той  ролью, которую играет государство  в становлении и развитии самой  рыночной экономики.
                                                

  


 
 
  
      Рисунок 1 – Функции общественного  сектора экономики
      Стабилизационная функция.
       Как известно, реализация экономической политики стабилизационной функции государства приводит к изменению значений основных макроэкономических параметров: ВВП, инфляции, уровня безработицы, дефицита госбюджета, совокупного фонда заработной платы и т.д. Это происходит потому, что посредством монетарных методов можно изменить предложение денег в экономической системе. Влияя на денежную массу, центральный финансовый орган реализует политику стабилизации экономики путем достижения товарно-денежной сбалансированности. В результате должны быть созданы предпосылки для повышения занятости и доходов населения, расширения налоговой базы и увеличения средств, направляемых на социальные нужды и развитие социальной сферы. В свою очередь, улучшение социального положения абсолютного большинства граждан создает благоприятные условия для экономического развития путем увеличения объема платежеспособного спроса населения на товары и услуги.
     Механизм реализации политики финансовой стабилизации включает методы и инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций, а также конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковскими процентными ставками и банковской ликвидностью на макро- и микроуровне.
     С  «провалами» рынка связана, прежде  всего, аллокационная функция,  поскольку ресурсы не всегда  распределяются эффективно из-за  отсутствия или искажения рыночных  сигналов.
     Функция распределения ресурсов.
Предполагает  распределение ресурсов между частным  и общественным секторами. Это соотношение  определяется как доля бюджетных  изъятий из ВВП. Дополнительный источник – налоговые льготы.
     Специфика реализации распределительной функции в формирующейся модели бюджетного федерализма Российского государства состоит в том, что реформирование системы межбюджетных отношений происходит в сложных условиях, когда еще не действуют в полную силу присущие рыночной экономике демократического государства механизмы рыночного саморегулирования. Как свидетельствует мировой опыт, в кризисные периоды возникает тенденция к централизации экономической и политической власти по крайней мере до преодоления общего кризиса. Однако существует ряд ограничений для подобной централизации. Это проблемы, связанные с получением, владением и распределением информации и информационных потоков, необходимых для принятия оптимальных социальных, экономических и политических решений. В этих условиях государство должно идти по пути децентрализации, т.е. путем распределения и перераспределения полномочий по уровням государственного и местного управления.
  Функция распределения доходов.
      Предполагает распределение дохода или богатства исходя из принципов, заложенных в теории общественного благосостояния; осуществление комплекса мер по стабилизации среднего уровня жизни населения, постепенное сокращение масштабов бедности (в перспективе – искоренение массовой бедности), уменьшение разрыва в уровне жизни между различными категориями населения.
     Эта функция имеет очень большое значение, поскольку при условии невмешательства государства образуется тенденция к такому распределению доходов и богатств, которая противоречит самим основам рыночной экономики. Это объясняется тем, что увеличение масштабов бедности ведет к ограничению платежеспособного спроса населения, а как следствие этого, сокращению объемов инвестиций и производства готовой продукции.
     Исходя из вышеперечисленного материала, можно сделать следующий вывод: общественный сектор охватывает ту часть национальной экономики, за которую ответственность несет правительство. Наиболее ощутимое воздействие на жизнь людей и организаций порождают решения, относящиеся к общественным расходам, налогам и различным правилам ведения бизнеса. От этих решений зависит благосостояние общества.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
         Глава 2. Область применения финансового менеджмента в общественном секторе
         2.1 Здравоохранение - часть общественного сектора экономики
 
Здравоохранение – система социально-экономических и медицинских мероприятий, цель которых – сохранить и повысить уровень здоровья каж-дого отдельного человека и населения в целом и внести положительный вклад в развитие общественного производства и создание национального дохода страны.
В общественной системе (государстве) здравоохранение  выполняет следующие функции:
1) осуществление  социальной профилактики, то есть  мероприятий по охране здоровья  населения; 
2) оказание населению  квалифицированной медицинской  помощи;
3) оказание населению медико-социальной помощи (оказание наряду с медицинскими юридических, социально-бытовых, психологических, воспитательно-педагогических услуг)
Во второй половине ХХ столетия экономика здравоохранения  привлекла к себе пристальное  внимание как ученых так и практиков. Это связано с осознанием того факта, что здоровье населения представляет собой основной ресурс и непреходящую экономическую ценность для общества и государства. Общественное здоровье (здоровье населения) является одним из главных критериев эффективности государственного управления.
Таблица 2 - Суммарные расходы на здравоохранение развитых стран в 2010 г.
 
ВВП, млрд.дол.
Страна
Суммарные расходы  на здравоохранение
% ВВП
Германия
3044,2
11,7
США
14586,7
17,9
Франция
2194,1
12,0
Россия
2812,4
4,8

 
 
 
Услуги здравоохранения  имеют некоторые экономические  особенности в сравнении с  другими видами услуг. По сути, эти  особенности  ограничи-вают действие рыночных законов в условиях здравоохранения.
    Часть из медицинских услуг обладает свойствами «общественных товаров». Общественные блага могут распространять потребительский эффект и на лиц, не участвующих в рыночных отношениях (например, профилактика инфекционных болезней);
    Результат профессиональной деятельности медицинских работников воплощен в самом человеке. Это обусловливает значительную индивидуальность и нестандартность врачебного подхода к пациенту;
    Ассиметрия информации у потребителя и производителя (медицинский работник обладает значительно более широкой информацией, нежели пациент);
    Высокая социальная приоритетность медицинских услуг сочетается с низкой эластичностью спроса на них (отсутствует возможность субституции или заменяемости);
    Не всегда прослеживается четкая связь между затратами труда медицинского персонала и его конечными результатами.
Таким образом, определение «медицинская услуга»  включает мероприятия или комплекс мероприятий, направленных на профилактику заболеваний, их диагностику и лечение, имеющих законченное значение и  определенную стоимость.
          При анализе оценивают такие результирующие показатели, как медицинский, социальный, экономический эффект здравоохранения.
Медицинский эффект может оцениваться показателями, определяющими уровень и характер заболеваемости и ее тенденциями, числом заболевших и здоровых лиц; показателями, характеризующими объем и качество медицинской помощи, удовлетворенность населения качеством медицинской помощи
Социальный  эффект может измеряться такими показателями как продолжительность, качество жизни, демографические сдвиги, рождаемость, смертность, естественный прирост населения и т.д.)
Экономический эффект оценивается по его влиянию на экономику общества. При этом могут оцениваться общие экономически потери (экономический ущерб, который несет общество в связи с заболеваемостью населения). Эти потери делят на прямые и косвенные, что позволяет вывести такой интегральный показатель, как показатель стоимости «груза болезней» (общая стоимости болезней)
Между социальным и экономическим эффектом существует не только тождество, но и противоречие, которое возникает при выборе приоритета развития здравоохранения. Экономический рационализм должен прежде всего согласовываться с медицинским гуманизмом.
Кроме определения  экономического эффекта, рассчитывается также экономическая эффективность здравоохранения. Экономическая эффективность – это соотношение экономических выгод, полученных при проведении медицинских мероприятий и затрат на эти мероприятия.  Как правило, рассчитывается величина экономического эффекта на условно затраченный один рубль денежных средств. В настоящее время также используется также практика оценки человеческой жизни как экономической категории.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
     2.2 Структура финансового менеджмента в здравоохранении
 
      В условиях централизованного планирования и управления финансирование лечебно-профилактических учреждений осуществлялось по нормативам затрат (бюджетно-сметное финансирование), не связанным с конечными, социально значимыми показателями, а больше ориентировалось на объемные показатели, такие как число коек в стационаре, число посещений в смену в амбулаторно-поликлиническом звене, обеспеченность врачебными кадрами и др. В этом одна из причин экстенсивного развития отрасли, недостаточного выделения финансовых ресурсов для приобретения медицинского оборудования, новых медицинских препаратов, внедрения новых медицинских технологий и расширения основных непроизводственных фондов, более низкого по сравнению со средней заработной платой по народному хозяйству в целом уровня заработной платы медицинских работников.
Расширение  прав руководителей ЛПУ (по изменению  штатного расписания, передвижению средств  по отдельным статьям сметы).
1981-1982 гг.
Разрешение  индивидуальных надбавок сотрудникам.
1982 г.
Эксперимент по рациональному использованию коечного фонда (в пяти крупных стационарах России).
1982-1984 гг.
Бригадные формы  организации труда младшего, среднего медперсонала.
1985 г.
Коллективные  формы организации труда (формирование подрядных коллективов).
1985-1989 гг.
Новый хозяйственный механизм в здравоохранении (эксперимент в трех регионах России).
1991-1993 по настоящее  время
Введение медицинского страхования (добровольные и обязательные виды).

 
      Важной составляющей новой модели экономической организации здравоохранения, особенно на этапе перехода к медицинскому страхованию, являются экономические методы управления, позволяющие объединить интересы лечебно-профилактических учреждений с интересами работников. Модель основывается на следующих экономических и организационных принципах:
1) финансирование  по долговременным экономическим  нормативам:
    для амбулаторно-поликлинических учреждений в зависимости от численности прикрепленных жителей (дифференциация по группам здоровья);
    для стационара — число пролеченных больных (в зависимости от категории сложности);
    для службы скорой помощи — количество вызовов (дифференциация по категории сложности);
    для консультативных поликлиник, диагностических центров и поликлинических отделений, диспансера — число консультативных приемов и диагностических исследований (дифференциация по категории сложности);
    для учреждений судебно-медицинской экспертизы (СМЭ) и патологоанатомической службы (ПАС) — количество экспертиз исследований (дифференциация по сложности);
    для санитарно-эпидемиологической службы — количество обслуженного населения с учетом санитарно-гигиенической обстановки в регионе;
    для учебных заведений—число учащихся (дифференциация по уровню подготовки);
2) привлечение  внебюджетных источников финансирования:
3) развитие самостоятельности и инициативы трудовых коллективов в решении вопросов производственной деятельности:
4) зависимость  оплаты труда от конечных результатов:
5) использование  новых форм организации труда.
      Однако работа в условиях нового хозяйственного механизма не обеспечила достаточно рационального и эффективного использования ресурсов. Во всех ЛПУ увеличилась численность врачебных кадров.
      В условиях централизованно планируемой экономики с жестким централизованным лимитированием ресурсов и их фондированием гибкость в использовании ресурсов, в частности, передвижение финансовых средств по статьям сметы, использование остатков бюджетных средств текущего года в последующем периоде и другие операции были исключены.
     С восстановлением принципов рыночной экономики эти ограничения почти полностью устранены и поэтому в здравоохранении встал вопрос о внедрении финансового менеджмента, предполагающего оптимизацию ресурсного потенциала.
     Под финансовым менеджментом в здравоохранении понимается управление финансовыми отношениями через систему принципов, правовых норм, методов, форм и приемов их регулирования с целью интеграции и эффективного использования финансовых ресурсов. Финансовый менеджмент направлен на управление движением финансовых ресурсов и финансовых отношений, возникающих между правосубъектами в процессе движения финансовых ресурсов. Он представляет собой процесс выработки цели управления финансами и воздействия на них с помощью методов и инструментов финансового механизма. Следовательно, он имеет свою
       Ставя целью обеспечить финансовую устойчивость как системы в целом, так и отдельных ее элементов и подсистем, финансовый менеджмент решает следующие задачи:
• стратегическое и тактическое планирование расходов и доходов финансовых ресурсов:
— анализ экономических факторов, влияющих на мобилизацию финансовых ресурсов;
— анализ доходов  и расходов финансовых средств (в  отрасли, в органах управления, территориальных  фондах обязательного медицинского страхования (ТФОМС), в страховых  медицинских организациях (СМО));
— определение  приоритетов при выделении текущего финансирования;
— определение  приоритетов при выделении перспективного финансирования (инвестирования): внедрение  новых медицинских технологий, создание и обновление основных фондов, обучение специалистов;
— программирование эффективного использования ресурсов.
• мобилизация  финансовых ресурсов:
— управление финансовыми  ресурсами (наличными, безналичными, дебиторской  и кредиторской задолженностями);
— оптимизация  сборов целевых взносов;
— использование различных форм наполнения финансовых ресурсов;
• распределение  финансовых ресурсов:
— определение  оптимального способа финансирования в реальных условиях функционирования субъекта (ссуда, дотация, кредит, субвенция, субсидия);
— определение  адекватной политики (методики ценообразования) и прогнозирование динамики объема предоставляемых медицинских услуг (в течение года, в течение нескольких лет в зависимости от внедрения новых медицинских технологий, реорганизации структуры коечного фонда и др.);
• аудит использования финансовых ресурсов:
— финансовый контроль;
— оценка эффективности  финансовых планов (бюджета);
— обеспечение  управленческого учета. Неоднородность составляющих элементов финансовой системы, их структурное разнообразие (особенно финансовых ресурсов и источников), широкие взаимодействия между ними и с внешней средой значительно усложняют процесс управления. В частности, разносторонний характер источников финансирования здравоохранения в настоящее время требует многовариантности финансового менеджмента, предполагающего использование, как стандартных приемов управления, так и умение оценить конкретную финансовую ситуацию, принять верное управленческое решение.
      Формирование рыночных отношений в здравоохранении потребовало внедрения финансового менеджмента — науки управления финансами для достижения стратегических и тактических целей.
      Отметим основные его функции в лечебно-профилактических учреждениях (ЛПУ):
1) обеспечение  текущей финансово-хозяйственной  де
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.