Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Возникновение журналистики

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 05.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Журналистика — это общественная деятельность по сбору, обработке и периодическому распространению актуальной социальной информации (через печать, радио, телевидение, кино и т.п.);
Журналистика  институционально является частью полисистем средств массовой информации, то есть входит в многофункциональные институты общества, такие, как: пресса, телевидение, радио, интернет и др. Часть исследователей считает, что существуют два основных направления журналистики — журналистика исследования и журналистика расследования. Журналист исследователь, как правило работает с открытыми (доступными) источниками информации, в расследовании журналист вторгается в область закрытой (не доступной) информации.
Публицистика – род произведений, посвященных актуальным вопросам и явлениям текущей жизни общества и содержащих фактические данные о различных её сторонах, оценки с точки зрения социального идеала автора, а также представления о путях и способах достижения выдвинутых целей. Содействуя формированию общественного мнения, взглядов, интересов и стремлений людей, влияя на деятельность социальных институтов, П. играет важную политическую и идеологическую роль в жизни общества, служит острым оружием идейной борьбы, средством общественного воспитания, агитации и пропаганды, способом организации и передачи социальной информации.
СМИ - Средcтва массовой информации (сокращённо «СМИ», также — Масс-медиа) — организационно-технические комплексы, которые обеспечивают быструю передачу и массовое тиражирование словесной, образной и музыкальной информации и имеют при этом следующие признаки: Согласно российским источникам, СМИ имеют следующие признаки: массовость (применительно к законодательству Российской Федерации, 1000 и более экземпляров для газет, журналов и рассылок);периодичность, которая не должна быть меньше одного раза в год; принудительность: один источник сигнала (вещатель, редакция) — много слушателей. Согласно ст. 2 закона РФ от 27 декабря 1991 года № 2124-I «О средствах массовой информации» СМИ — это совокупность таких субъектов массовой коммуникации, как: периодическое печатное издание: газета, журнал, альманах, бюллетень, иное издание, имеющее постоянное название, текущий номер и выходящее в свет не реже одного раза в год, радио-, теле-, видеопрограмма, кинохроникальная программа, иная форма периодического распространения массовой информации.
Массовая коммуникация — это прежде всего процесс производства сообщений и их передачи прессой, радио, телевидением, что предполагает общение людей, как членов «массы», осуществляемых с помощью технических средств. Массовая коммуникация является неотъемлемой частью современного общества, его экономики, политики, культуры. Своеобразная революция средств массовой коммуникации (Интернет): оказывает возрастающее воздействие на производственную, социально-политическую, культурно-идеологическую области жизни человечества и отдельного человека. Массовая коммуникация имеет прямое отношение ко всем этим проблемам и сама может рассматриваться как одна из важнейших глобальных проблем.
Среди глобальных проблем исследователи все чаще называют возможности коммуникации в части воздействия ее на массовое сознание. Развитие масскоммуникационных процессов способствует развитию всей цивилизации. Исходной конфигурацией теорий массовой коммуникации является само понятие «массовая коммуникация».
Предпосылки возникновения журналистики:
 Возникновение журналистики
Как и  всякий общественный институт, журналистика прошла сложный исторический путь, прежде чем занять свое сегодняшнее  положение в мире. Она возникла, совершенствовалась и росла под  влиянием того общества, которому была призвана служить. Приступая к изучению теории печати, надо твердо усвоить, что  пресса является продуктом и составной  частью человеческой цивилизации, «зеркалом» национальной и мировой культуры, а содержание и формы ее деятельности прямо зависят от потребностей определенной социальной системы на конкретном рубеже истории.
 
По сравнению  с другими институтами общества (государством, армией, церковью и др.), журналистика имеет короткую биографию. Она не существовала, например, в  античном мире и во времена средневековья. Конечно, и в глубокой древности действовали службы сбора и распространения новостей, для этого применялись специальные средства. В этой связи часто вспоминают, например, древнеримские рукописные вестники «Акта сенатус» и «Акта публика» и ежедневные выпуски «Акта дьюрна попули романи». Последние расклеивались на стенах домов, продавались всем желающим, рассылались в провинции империи. Некоторые исследователи называют подобные явления пражурналистикой или протожурналистикой.
Но ни вывешенные на городской стене распоряжения правителей, ни звучные сигналы герольдов, ни рукописные послания, доставлявшиеся гонцами, не были в собственном смысле слова журналистикой. Они в такой же мере относятся к ее предыстории, как и передача сведений с помощью огней на сторожевых башнях крепостей или удары вечевого колокола, призывающего горожан к всеобщему сбору. Развитие, совершенствование форм распространения социально значимых сведений стало информационной предпосылкой зарождения прессы как качественно нового феномена в истории человечества.
На примере  этой предпосылки видно, что истолкование журналистики как явления только информационного будет неполным и недостаточным ответом на вопрос о ее природе. В принципе, исследователи  могут выстроить прямую линию  последовательного восхождения  техники передачи сигналов от самой  примитивной до новейшей, электронно-цифровой. Однако в действительности такая последовательность нарушалась под влиянием обстоятельств развития каждой конкретной нации. Так, для населения других стран рукописные вестники Древнего Рима не были обязательным этапом подготовки к изданию газет — они просто не существовали и не были известны в других культурах. Нередко печать привносилась в жизнь тех или иных народов извне, в «готовом» виде, а не как результат длительной эволюции средств информирования. Вот, например, воссозданные учеными способы обмена сведениями в истории башкир, одного из крупнейших этносов России. В древности привычной для них стала устная форма массового общения — йыйын (народное собрание рода или племени). Авторитетными распространителями новостей были поэты-импровизаторы, в том числе и в XVII—XVIII вв., когда в Европе газеты уже завоевали довольно прочное положение. В периоды социальных потрясений (крестьянских волнений, антиколониальных восстаний, в частности пугачевского бунта) широкое хождение получали произведения так называемой народной публицистики — письма, воззвания, прокламации. Вместе с тем первая в башкирском крае газета, «Оренбургские губернские ведомости», увидела свет только в 1838 г., причем родилась она по инициативе «сверху», исходившей от общероссийской административной власти.
Другие  предпосылки складывались в сфере  духовной культуры. Часть из них  связана с духовной и творческой сущностью самой прессы. На протяжении веков формировались традиции публичного, полемически заостренного и страстного выражения взглядов по актуальным вопросам общественной жизни. Характерно, что  уже древние римляне, высоко чтившие  искусство публичной речи, различали  ораторов и риторов. Ораторами считались  государственные мужи, которые использовали слово как средство политической деятельности; риторами же назывались знатоки формальных правил красноречия, не дерзавшие публично судить о судьбах  государства. В дальнейшем ораторская линия получила необычайно сильное  продолжение. Она стала неотъемлемым элементом культуры различных стран  и народов. В феодальном обществе, где духовная жизнь зачастую приобретала  религиозную окраску, широкую известность  получали проповедники, вероучители, выступавшие  одновременно и как идейные наставники своих слушателей в области гражданского поведения. Вспомним в этой связи  таких яростных обличителей официальной  церкви, как итальянский монах  Савонарола (XV в.) и русский раскольник протопоп Аввакум (XVII в.).
Полемические  тенденции активно проникали  и в светское общение: в публичные  выступления властителей и крамольные речи бунтарей, в переписку политических оппонентов и литературно-исторические летописи. Таков один из истоков  публицистики, которая своим подлинным  рождением обязана появившейся  позднее печати.
 
Особенно  значимую роль сыграло распространение  грамотности, которая из привилегии знатных сословий все больше превращалась в достояние средних слоев  населения, становилась массовой. Этот процесс сопровождался непрерывным  совершенствованием шрифта — системы  знаков для написания текстов. Современный читатель даже не представляет себе, какая напряженная идейная борьба и художническая работа предшествовали возникновению привычной сегодня формы букв. Наряду с существованием орнаментальной графики церковного письма вырабатываются более простые в пользовании гражданские шрифты, развивается техника деловой и бытовой скорописи. В Европе деятели эпохи Возрождения горячо выступали против старинных готических шрифтов — сложных в написании, неудобочитаемых, утомляющих зрение. Характерно, что письмо, которое появилось в результате их усилий, получило название гуманистического.
Для культурного  расцвета России решающее значение имело  создание на рубеже IX—Х вв. славянско-русской  азбуки и системы письма — кириллицы, связанное с именами легендарных  братьев Кирилла и Мефодия. Но это было лишь началом долгой эволюции письменной речи из церковно-славянской (для узкого круга книжников) в общедоступную. На примере изданий петровского времени видно, что использование той или иной графики шрифта было самым практическим, насущным вопросом о популярности и доходчивости газетного слова. Поначалу газеты набирались древнерусским шрифтом. В 1708 г. Петр I провел реформу и вместо архаичного полуустава ввел гражданскую азбуку, которая и служит первоисточником русского шрифта до сего дня. С 1710г. нововведение распространилось на газетную полиграфию, однако еще долгое время часть тиража выполнялась в прежней технике: ведь значительная часть потенциальных читателей обучалась грамоте по церковно-славянскому алфавиту.
К числу материально-технических предпосылок возникновения журналистики относится прогресс в научной и производственной областях, расширявший материальную базу образования и культуры. Сменяют друг друга, становясь все более удобными, орудия и материалы для письма. Вместо громоздких свитков появляются первые книги, вместо дорогостоящего пергамента — бумага. В Германии Иоганн Гутенберг из Майнца (XV в.) применил наборный шрифт — отдельные литеры (буквы, знаки), из которых можно составить любой текст, и использовал виноградный пресс для напечатания Библии. Его считают изобретателем книгопечатания, ознаменовавшего начало новой эры в истории мировой культуры. В судьбе каждого народа есть подобные памятные страницы. В России высоко ценится дело первопечатника Ивана Федорова, который вместе с Петром Мстиславцем выпустил русскую книгу «Апостол» (XVI в.). На территории Америки печатный пресс был впервые использован для издания восьмистраничной брошюры, повествовавшей о землетрясении, в 1541 г. Благодаря совершенствованию полиграфического производства расширялись возможности для тиражирования актуальной информации и ее оценки, для появления массовой читательской аудитории.
Забегая на пути истории вперед, упомянем здесь  и другие великие технические  новации, решительно изменившие скорость распространения массовой информации и, значит, сказавшиеся на развитии журналистики: изобретение телеграфа (1832), фотографии (1839), телефона (1876), звукозаписи (1877), телевидения (1884), радио (1895) и т.д. Непосредственно в полиграфии революционные  перевороты совершили ротационная  печатная машина (1846), заменившая плоскую  печать отдельных листов на работу с рулоном бумаги, и строкоотливная машина линотип, изобретенная американцем  О. Мергенталером (1884), которая пришла на смену ручному набору отдельных литер. Процесс совершенствования средств фиксации и доставки информации, разумеется, продолжился в XX в., он не останавливается и в наши дни.
Для возникновения  журналистики недостаточно было зрелости какой-либо одной из названных предпосылок. Требовалось, чтобы одновременно сказалось  действие целой группы факторов экономического, культурного, материально-технического порядка. И самое главное —  должна была выявиться острая потребность  общества в новом социальном институте, иначе говоря, нужны были социальные предпосылки. Катализатором этого  процесса стал переход от феодально-абсолютистского строя к буржуазному.
Закономерно, что периодика как неотъемлемый элемент общественной жизни и  культуры поначалу возникла в европейских  странах, а, скажем, не в Азии, где  печатное дело получило высокое развитие гораздо раньше. Жители Кореи по праву считают своей национальной гордостью музей древнего книгопечатания: здесь хранятся самое древнее  на планете издание, выполненное  с помощью досок-клише (751), и книга  «Чикчжи симчхе», напечатанная наборным металлическим шрифтом за 70 лет до изобретения Гутенберга. В Китае уже в VII—Х вв. (правление Танской династии) выходили рукописные газеты дибао, а наборные шрифты применялись в типографиях уже в XI в. Историки упоминают китайскую газету «Kingpao» («Вестник столицы») как старейшую в мире. Правда, называя датой ее основания 911 г., они ссылаются на предание, а не на точные свидетельства. С 1361 г. газета начала выходить регулярно, один раз в неделю. Однако она содержала лишь императорские декреты и другие придворные известия. Значит, в стране, несмотря на зрелость одной из предпосылок, не возникла еще острая социальная потребность в периодике как зеркале текущей истории, как событийной картине мира. Китайские ученые говорят, что пресса, в современном смысле слова, на их родине появилась в начале XIX в., причем связывают это событие с издательской активностью иностранцев, открывавших для себя далекую страну.
Потребность в периодике раньше всего появлялась там, где быстрее шло становление  капитализма. На Европейском континенте самые первые газеты начали выходить даже до изобретения здесь книгопечатания. Это были рукописные листы новостей. В странах Европы они именовались  «аввизо», «нувель», «цайтунг», «коранто», «реляция». Любопытно, что так же, на традиционный лад называются и многие нынешние периодические издания: «Нувель обсерватер» («Le Nouvel Observateur») во Франции, «Нойе цюрхер цайтунг» («Neue Zurcher Zeitung») в Швейцарии, «Курант, ниве ван де дах» («De Courant, Nieuws van de Dag») в Нидерландах и т.д. Старейший из сохранившихся образцов такой хроники появился в Кельне в 1470 г. Подобные попытки предпринимались и в других государствах Европы. В России в начале XVII в. выпускались рукописные «Куранты», дававшие правителям информацию о событиях в мировой политике. Сегодня мы назвали бы их первым отечественным дайджестом (сборником перепечаток из других изданий), поскольку главными источниками материала служили публикации европейских газет, а также непосредственные впечатления путешественников за рубеж, тщательно подобранные в Посольском приказе (Министерстве иностранных дел, если опять же пользоваться современной терминологией).
Первыми периодическими печатными  изданиями считаются вышедшие в 1609 г. немецкие газеты «Relation Adier» (Страсбург) и «Aviso-Relation oder Zeitung» (Аугсбург). Этим годом датируется рождение прессы. Правда, библиографы, изучавшие содержание старейших образцов печатной периодики, утверждают, что они начали издаваться еще раньше: до нас дошли далеко не первые их номера. Название «Relation Adier» было многословным и пышным:
«Ведомость  о всех выдающих и достопримечательных событиях, совершившихся в Верхней и Нижней Германии, во Франции, Италии, Шотландии, Англии, Испании, Венгрии, Польше, Валахии, Молдавии и Турции за нынешний 1609 г. Все сведения отпечатаны в том виде, в каком были доставлены». Лишь много лет спустя газеты приобрели привычные нам сегодня краткие и выразительные имена. На заре прессы они как бы дополнительно подтверждали свое право на существование с помощью развернутого и многообещающего названия-титула. В действительности, конечно, корреспондентская служба еще не была в состоянии обеспечить полноценный охват всех сколько-нибудь «выдающихся и достопримечательных событий». Да и полиграфическое исполнение изданий, качество бумаги, стиль изложения оставляли желать лучшего.
В XVII в. печатные газеты появились в Англии (1622), Бельгии (1605), Испании (1661), Италии (1636), Франции (1611), Швейцарии (1610) и других странах Европы. По подсчетам историков, к 1630 г. их было не менее 30. В России родоначальницей  периодической печати явилась газета «Ведомости», основанная по воле Петра I в 1702 г. В указе о печатании  газеты, в традиции своего времени, она именовалась пространно и  патетически: «Ведомости о военных  и иных делах, достойных знания и  памяти, случившихся в Московском государстве и в иных окрестных  странах». Кстати, Петр I был и одним  из главных авторов публиковавшихся  там сообщений. Среди журналов первым зарегистрированным изданием стал «Journal des Savants» («Журнал ученого»), выходивший с 1655 г. в Париже. На нескольких страницах в нем печатались новости науки и техники.
 
Новые издания  быстро обретали те признаки, которые  отличали их от другой печатной продукции и без которых нельзя было бы говорить о самом факте существования прессы. Это — регулярность и периодичность выпуска, относительно большой тираж, широкое распространение, оперативность и актуальность информации. Практически сразу же произошло разделение печати на основные типы:
оперативные, преимущественно событийные газеты, более склонные к анализу и  напоминающие книгу журналы, сравнительно редкие по периодичности календари, бюллетени, повременные справочники. Разумеется, система современной  прессы выглядит гораздо богаче и  пестрее. Кстати сказать, происхождение  слова «газета» обычно связывают  с мелкой монетой gazetta, которой в Венеции расплачивались за рукописные листки новостей. Однако нельзя не упомянуть о том, что общепринятым термином это слово стало с легкой руки Т. Ренодо — основателя первого во Франции национального издания под названием «La Gazette» (1631). Если в начале XVII в. насчитывались единицы периодических изданий, то столетие спустя их было около 100, еще через век — 900, а к 1900 г. — около 50 тысяч. В 90-е годы XX в., по данным американского Центра для иностранных журналистов, на земном шаре выходило 9,5 тысячи одних только ежедневных газет, причем их количество и совокупный тираж за десятилетие возросли на 12\%.
Чем же обеспечивался успех молодой  журналистики? Вспомним, что в XVII—XVIII вв. во многих странах Европы и Северной Америки совершились буржуазные революции. На смену феодальной замкнутости  пришли все более дробное разделение труда между производителями и рыночный обмен товарами, причем в кооперацию между собой вступали жители разных городов, стран и континентов. Как следствие — оживились связи между населенными пунктами и государствами. Без источников информации наладить такое общение было бы невозможно. Человек вырывался из узкого круга представлений о жизни, его интересы и любопытство простирались все дальше за пределы непосредственного опыта, и именно пресса открывала ему окно в мир.
 Социальный статус журналиста
Профессия современного журналиста отличается рядом  специфических черт, ее отношения  с обществом и миром весьма сложны и временами конфликтны. Это  обстоятельство должно точно фиксироваться  как при определении социально-профессионального  статуса журналиста, так и в  самосознании каждого работника  этой сферы, закрепляться в характере  его подготовки к выполнению профессиональных функций и долга.
Прежде  чем вести речь о ряде качеств  современного журналиста, надо разобраться, кого относить к данной категории  лиц, - определить их социальный статус. В Законе РФ «О средствах массовой информации» под журналистом  понимается лицо, занимающееся редактированием, созданием, сбором или подготовкой  сообщений и материалов для редакции зарегистрированного средства массовой информации, связанное с ней трудовыми  или иными договорными отношениями, либо занимающееся такой деятельностью  по ее уполномочию. Российское законодательство нагружает журналиста многочисленными  социальными обязанностями. Одновременно ему предоставляются специальные  права в доступе к информации, которых лишены представители иных профессий, государство гарантирует  защиту его чести, достоинства, здоровья и имущества как лицу, выполняющему общественный долг. Эти положения  имеют отнюдь не формальное значение – ими приходится руководствоваться  в конкретных обстоятельствах и на практике.
Труд  журналиста обладает незаурядной ценностью  для общества, оно стремится создать  благоприятные условия для деятельности прессы и, в свою очередь, предъявляет  к людям этой профессии строгие  требования. Любое исследование состояния  журналистского корпуса – а они  регулярно проводятся в разных странах  – непременно отразит большую  психическую и физическую нагрузку как атрибут этой профессии. По данным английской газеты «The Sunday Times», с точки зрения возникновения вероятности стрессовых ситуаций журналисты опережают такие рискованные профессии, как водитель такси, пожарный, военнослужащий и др. Велика и прямая угроза жизни сотрудников СМИ, особенно в так называемых «горячих точках» и в условиях нестабильности социальных систем. Международная организация «Репортеры без границ» собирает и публикует сведения о погибших и пропавших без вести коллегах. Ежегодный траурный список насчитывает даже не десятки, а более сотни имен. Трагическая «охота» на репортеров объясняется исключительно высокой значимостью добываемых ими сведений.
 
 
Идейно-нравственные качества
 
К наиболее важным качествам, предъявляемым к  сотруднику СМИ, относятся идейно-нравственные. Не осознав себя человеком, у которого в руках находится мощное средство воздействия на современников и  потомков, не ощутив полноту ответственности  перед обществом и людьми, сотрудник  редакции не может считать себя зрелым профессионалом.
Как и  всякий гражданин, журналист имеет  право занимать любую позицию  в мировоззренческом или политическом споре. Однако это не должно выливаться в подмену фактов окрашенными  суждениями, аргументов – политическими  декларациями. В противном случае нарушается право аудитории на объективную  информацию, а оно занимает приоритетное положение по отношению к личным интересам газетчика или радиокомментатора.
Высокие требования аудитория предъявляет  к принципиальности журналиста. У  этого качества есть несколько проявлений. Так, вряд ли заслужит общественное уважение корреспондент, который со сменой места  работы резко поменял и свои убеждения, во всяком случае, стал публично выражать иные взгляды, отвечающие позиции нового главного редактора.
Совсем  уж противоестественно выглядит издание, которое в январе было известно аудитории  как, например, умеренно-консервативное, а к апрелю превратилось в ультрареволюционное. Не будем забывать о том, что подписчик выбирает для себя не только название и периодичность выхода газеты, но и ее определенную гражданскую ориентацию.
Принципиальность  стоит дорого – и в том смысле, что она представляет собой как  бы ценнейший капитал журналиста, который не стоит разменивать  на сиюминутные выгоды, и в том  отношении, что верность своим гражданским  и нравственным ориентирам требует  от корреспондента мужества и готовности к неприятным последствиям. Опытные  газетчики отстаивают ценность такого нравственного качества, как «порядочность». «Если журналист порядочен, он по природе своей не может лгать, угодничать, не позволяет себе быть неточным и неэтичным…» - слышится в диалоге двух мастеров слова. Эта  беседа была опубликована под заголовком «Хороший человек – это профессия. Особенно если он – журналист».
3. Деловые качества
Деловые качества также играют большую роль в профессии современного журналиста.
В идеале следовало бы говорить о специфических  способностях и даже таланте. Эти  качества высоко развиты у признанных мастеров, которые, конечно же, оказывают сильное творческое влияние на своих коллег. Но как довольно резко замечает немецкий аналитик СМИ Георг Хеллак, «журналисты все еще много говорят о своей профессии, как о «профессии для талантливых», хотя опыт свидетельствует о другом: большинство журналистов является всего лишь служащими, и начинающий журналист без специальных знаний вряд ли сможет успешно работать». Общество не вправе требовать от каждого редакционного сотрудника выдающихся способностей, но оно рассчитывает, что каждый обладает хотя бы неким минимумом квалификации.
В интеллектуальном отношении квалифицированный специалист владеет научными основами своего дела, свободно ориентируется в профессиональных проблемах, понятиях и терминах, а  также в источниках пополнения знаний. Однако особенности интеллектуальной деятельности в журналистике связаны  с тем, что здесь приходится многократно  переключаться с одного предмета освещения на другой и при этом демонстрировать достаточно глубокое понимание поднимаемых вопросов. Это предполагает особого рода компетентность. Уровень осведомленности журналиста о теме публикации должен быть как  минимум не ниже, чем у «среднего» читателя.
Невежество  не просто постыдно, но и невыгодно, поскольку способно подорвать веру аудитории в аргументацию корреспондента.
Грамотный журналист относится к числу  «просвещенных дилетантов», то есть людей, уважающих чужое знание предмета и умеющих им воспользоваться. Но одновременно он владеет компетентностью  в той особой сфере, которая нередко  является закрытой для специалиста, а именно – в вопросе о социальной значимости событий отраслевого  характера.
С одной  стороны, журналист должен обладать широкой, универсальной эрудицией  в различных сферах общественной практики; с другой стороны, ему требуется  развить в себе особенную гибкость ума, восприимчивость к новому, иной раз совершенно неожиданному знанию. Исследователи полагают, что в  структуре журналистского сознания центральное место занимает своеобразный тип воображения, «настроенный»  на быстрое освоение свежей информации, ее ассоциативное увязывание с уже известными данными, интерпретацию в свете актуальных для общества проблем.
В ряду интеллектуальных качеств выделим  также цепкую память. Репортеру подчас приходится воспроизводить события, образы, слова собеседника, которые не удалось  оперативно зафиксировать на бумаге или на пленке. Но многие факты он хранит и в долговременной памяти, из которой по мере необходимости  извлекает картины минувшего, высказывания, сравнения.
Профессиональные  усилия складываются из владения широким  набором методов, приемов, технических  средств труда. Кроме традиционных методов – литературно-описательного изложения событий – современному журналисту требуется освоить основы экономического, психологического, политологического и в особенности социологического подхода к изучению действительности.
Также журналист  обязан развивать культуру речи, ибо  литературный язык – основной рабочий  инструмент прессы. Забота о языке  на прикладном, технологическом уровне сопрягается с выполнением прессой  высокой культурной миссии – быть основным в наши дни каналом массового  речевого общения. Пером и устами журналиста разговаривает целая  нация, и это налагает на него ответственность  за сбережение и органичное развитие родного языка.
 Психологические качества.
У журналиста можно выделить и такие психологические  качества, которые либо помогают выполнять  профессиональные задачи, либо затрудняют их выполнение. Социологи, изучающие  динамику личностных черт журналиста в течение тридцати лет, отмечают, что такие коренные качества, как  оперативность, мобильность, коммуникабельность, адаптивность, любознательность, находчивость, не подвержены влиянию времени, перемен  в политике и общественной нравственности.
Поскольку практически всякий журналист имеет  дело с человеческими судьбами, нормой следует считать не прагматический интерес к ним, а живую заинтересованность в конкретном человеке, не формальную вежливость, а искреннее сопереживание.
Нужно отметить также инициативу и ответственность. Как бы тщательно ни продумывались  редакционные планы, жизнь рождает  непредсказуемые сюжеты. Но открываются  они только тем, кто привык ощущать  себя, а не главного редактора решающей инстанцией в выборе материала для  публикаций.
 Физические качества
Физические  качества, состояние здоровья еще  один критерий готовности полноценно функционировать – критерий профессиональной пригодности. Физическая и психическая  выносливость является нормативным  требованием к журналисту. (Корконосенко С.Г. 2001. 120 с.)
6. Правовые  и этические нормы журналиста
Кроме всех перечисленных нормативных требований, сотрудник СМИ, выполняя свой профессиональный долг, обязан отвечать на требования, предъявляемые  к журналистике, своим творчеством, достоверными, объективными публикациями, которые никто не смог бы опровергнуть. То есть журналист должен обладать высокой юридической культурой, строго соблюдать кодекс этики. И, конечно, правильно толковать и применять  основные положения законов и  подзаконных актов, которые сегодня  составляют богатое правовое поле российской журналистики.
В журналистской  науке нет, наверное, более актуальной и животрепещущей темы, чем проблематика, связанная с обсуждением свободы  печати, свободы СМИ вообще, свободы  журналистской деятельности.
Теме  свободы посвящены многие страницы теоретической (в том числе философской) и публицистической литературы. Идея свободы вдохновляла и вдохновляет  поколения людей на протяжении многих веков.
Особое место занимает проблема свободы печати. Со времени выхода в свет одного из первых сочинений на эту тему - изложения речи Джона Мильтона в английском парламенте в 1644 году - проблема свободы печати находится в эпицентре практически всех проектов общественных преобразований.
Слово “свобода”  в естественном языке весьма многозначно. “Словарь русского языка” насчитывает  около десятка значений этого  слова. Но нас в данном случае должна интересовать ”свобода” в категориальном смысле, то есть свобода как понятие социальной науки, социологии, ибо теория журналистики не может исходить в своих определениях из понимания свободы, например, как “легкости, отсутствия затруднений в чем-либо” или “непринужденности, отсутствия связанности” или “состояния того, кто не находится в заключении, в неволе”.
В настоящее  время наиболее адекватным действительности пониманием свободы как категории  философско-социологической теории является, на наш взгляд, ее понимание, восходящее к концепции Б. Спинозы, связавшего свободу с необходимостью. Спинозовская трактовка свободы как познанной необходимости, где познание необходим
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.