Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Паломничество, религиозный туризм и научные экспедиции в культуре Тибета

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 05.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 23. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                          Федеральное агентство по образованию
                        Ульяновский государственный университет
                               Факультет культуры и искусства
                                       Кафедра культурологии
                                  Ускоренное заочное отделение
 
 
                                  Курсовая работа
по теме: «Паломничество, религиозный туризм и научные экспедиции в культуре Тибета».
 
                                                                  Выполнила: студентка группы Кз/у-31
                                                                  Знамцева Вера Владимировна
                                                                  Научный руководитель: кандидат 
                                                                  философских наук, доцент 
                                                                  Винокуров Вячеслав Иванович 
 
 
 
                             Ульяновск, 2012 год.
                                          
                                         Содержание :
Введение                                                                                                              с.3
Глава 1. Тибет  – центр паломничества и религиозного туризма.                   с.7
      Традиции паломничества и паломнические туры в тибетской
культуре.                                                                                                    с.7
      Виды туризма в Тибете. Религиозный туризм в тибетской
культуре.                                                                                                   с.12
Глава 2. Тибет  как центр научных экспедиций.                                             с. 18
2.1. Российские экспедиции и исследования их участников.                      с. 18
2.2. Западно - европейские и американские экспедиции в Тибет.               с. 22
Заключение                                                                                                        с. 29
Библиографический список                                                                              с.31
Приложения
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
Человека всегда мучили и будут мучить вопросы, связанные с такими понятиями, как жизнь и смерть, добро и зло, праведность и несправедливость. Поиск ответов на эти извечные вопросы был и остается тем пусковым механизмом, который заставляет людей срываться с насиженных мест и преодолевать многокилометровый путь с целью постижения духовных истин, переосмысления духовных ценностей, получения новых духовных знаний. В этом состоит основной смысл паломничества.
В наши дни, когда многие люди чувствуют себя потерянными в водовороте суровой действительности, когда душевный дискомфорт становится причиной многих физических патологий и психической нестабильности, в людях с новой силой пробудился интерес к  паломничеству и религиозному туризму. В последние годы явление это приняло поистине огромные масштабы.
Духовное  паломничество — это стремление к выходу за пределы своих возможностей, к расширению своего масштаба и горизонтов. Это способ преодоления существующих границ, требующий неординарных затрат сил — эмоциональных и физических. Во время паломнических туров их участники не только осваивают новое пространство, но и, как бы заглядывая внутрь своей души, познают себя, свою сокровенную сущность. В этом смысле паломнический тур — это нелегкий путь к себе, во время которого происходит становление человека, изменение его духовного статуса и даже внешнего облика. Совершается некое преображение: человек получает сакральную силу, обретает харизму.1
Люди, осознанно  относящиеся к паломническим турам, отправляются в путь не за развлечениями, а за личностным ростом, за психологическими знаниями о себе и о жизни. Ими движет желание расширить диапазон своих сил и возможностей. Паломничество направлено на развитие духовного начала в человеке, на раскрытие его способностей, забытых или до сих пор неопознанных на нынешнем этапе развития нашего общества. Это движение к осознанию и проявлению высших человеческих качеств.
Сейчас многие туристы называют себя паломниками. На самом деле туризм и паломничество — это два абсолютно разных понятия. Туристы находятся в интуитивном поиске, а паломник идет сознательно на обретение силы, энергии, информации.
Под туризмом подразумеваются прежде всего отдых и развлечение. Туристы отправляются в те или иные места, ставя перед собой разные цели. Одни хотят просто пассивно провести время (например, свой отпуск): полежать на пляже, покупаться в море. Другим по душе активный отдых, но они не настроены работать над собой. Они посещают незнакомые им места, чтобы приобрести новые впечатления, расширить свой кругозор, побывать на экскурсиях, пофотографироваться.
У паломников же совсем иные цели и задачи. Смысл паломничества был и остается неизменным со времен наших далеких предков: это посещение тех мест, где человек, полностью отрешившись от мирской суеты, соприкасается с Вечностью, укрепляется в своей вере и, затрачивая немалые физические и духовные силы, обретает те качества, которые позволяют ему впоследствии решить жизненно важные вопросы.
Как правило, для этой цели выбираются определенные места, наделенные неподвластными нашему разуму свойствами. Наши предки утверждали, что в таких местах, например, молитвы, обращенные к Богу, становились особенно действенными. В наши дни, побывав в таких местах, человек словно наполнялся снизошедшей на него свыше мудростью, силой, энергией. Такие места принято называть местами силы.2
Тибет, изолированный от внешнего мира самыми высокими горами, всегда считался таинственным, почти недосягаемым местом. Сюда всегда устремлялись исследователи и искатели приключений. В наше время он стал одним из самых священных мест для духовного паломничества и религиозного туризма. Исходя из этого, тема данной курсовой работы является актуальной.
Большой вклад в изучении Тибета внес Н.Я. Бичурин. Он с присущей ему тщательностью  отобрал, систематизировал и перевел  многочисленные письменные источники, содержавшие богатейший материал по истории и культуре древнего и  современного ему Тибета. 3
Отдельная группа источников, где упоминался и описывался тибетский буддизм, была создана в жанре записок  или дневников путешествий по Тибету. Одним из замечательных ученых путешественников был Г.Ц. Цыбиков. Его труд «Буддист-паломник у святынь Тибета» содержит наблюдения о жизни тибетского  народа, религии, культуре. 4
Велики  заслуги и Александры Давид-Неэль  в изучении тибетского буддизма. Ее работы содержат уникальные сведения об отдельных аспектах вероисповедания и мировоззрения тибетцев.
Объектом  данной курсовой работы является тибетская культура, предметом  - паломничество, религиозный туризм и научные экспедиции в тибетской культуре.
Цель курсовой работы – культурологический анализ паломничества,  религиозного туризма и научных экспедиций.
В данной работе были поставлены следующие задачи:
- изучить  традиции паломничества в тибетской  культуре и рассмотреть паломнические  туры в Тибет.
- выявить  виды туризма в Тибете и  рассмотреть религиозный туризм  в тибетской культуре.
- проанализировать  исследования российских экспедиций  в Тибет.
- рассмотреть  западно – европейские и американские экспедиции в Тибет.
В данной курсовой работе использованы следующие  методы:
- анализ  письменных источников
- сравнительно-культурологический метод
- общенаучные  методы ( индукция, дедукция, синтез)
В данной работе впервые предпринята попытка  целостного культурологического анализа  паломничества и  религиозного туризма.
Материалы данной курсовой работы могут быть использованы в процессе преподавания в университетах таких учебных  дисциплин, как Культура Востока, История  религии.
Курсовая  работа состоит из введения, двух глав, четырех параграфов, заключения, библиографического списка и приложений.
В первой главе рассматриваются  паломнические  туры в Тибет, виды туризма, распространенные в данной стране, и  традиции паломничества.
Во второй главе рассматривается вопрос об экспедициях в Тибет русских, американских и западно- европейских ученых.
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1. Тибет – центр паломничества  и религиозного туризма.
      Традиции паломничества и паломнические туры в тибетскую культуру.
На современной карте  мира среди территорий и стран, для  которых буддизм является основной религией, Тибет является тем местом, где форма и содержание этого  вероисповедания приобретает какой-то совершенно особый смысл.
Эта страна, затерявшаяся среди  вершин Гималайских гор, всегда была труднодоступной для всего остального мира и, возможно, именно поэтому она  по сей день сохранила свою исключительную самобытность, которая проявляется  даже в том, что пришло сюда извне.
Так, например, произошло  с буддизмом, который зародился  в Индии, но, попав на Тибет, был дополнен здешним национальным характером и местной природой, из чего в итоге родилось одно из самых органичных отношений к вероисповеданию.
У каждой религии есть такой  атрибут как паломничество, но тибетцы  совершают их так часто, что кажется, вся их жизнь есть одно большое  путешествие к святыням. Однако не стоит называть это религиозным  фанатизмом – просто эта нация  склонна к кочевому образу жизни.
Тем более бескрайние просторы Гималаев с их заснеженными горными  вершинами, перевалами, бурными реками и зеркальными озерами, высокогорными  лесами и низинными долинами являются идеальным местом для путешествий, в том числе и религиозных.
На Тибете многие природные  объекты являются объектами поклонения – тибетцы считают, что некоторые  горы, реки и озера обладают особой энергетикой, которая подтверждает факт обитания в этих местах божественного  духа. Именно поэтому к ним, по большей  части, тибетцы и совершают паломничества, которые в буддизме называются «корами» и заключаются в обходе святого места по часовой стрелке.5
В зависимости от размеров объекта поклонения, кора может длиться  от нескольких минут, если паломники, например, обходят ступу с реликвиями, и  до нескольких дней – если, например, они совершают паломничество  вокруг одного из священных пиков  Гималайских гор.
Именно поэтому среди  паломнических маршрутов Тибета наиболее востребованными являются путешествия к природным святыням - горам Кайлаш (см.приложение 1) и Кавакарпо, и озерам Манасаровар и Ракшас Тал.
Гора Кайлаш, в некоторых вариантах – Кайлас, является священной для представителей сразу четырех религий. Индуисты посещают ее как обитель Шивы, буддисты - как храм тысячи Будд, в котором правит многорукий дух Чакрасамвара и дух Демчок – гневная ипостась Будды.
Представители религии джайна считают эту гору местом духовного  освобождения от бедствий и страданий  их первого святого, приверженцы  древнего тибетского верования Бон, которое господствовало на Тибете до появления здесь буддизма, почитают эту гору как место, куда спустился  с небес основатель этой религии.
Каждому свое, но все-таки в  одном представители этих вероисповеданий  единодушно сходятся – все они  признают Кайлаш центром мироздания, сосредоточением загадочной мистической силы.
Если Кайлаш является главной священной высотой Западного Тибета, то на Востоке такой точкой является гора Кавакарпо. Кора вокруг Кавакарпо является менее разрекламированным, а потому менее людным местом, чем Кайлаш, к тому же сказывается сложность этого паломнического маршрута – он занимает около двух недель, при этом довольно внушительная часть пути пролегает по труднодоступным высокогорным районам.
Совершать кору вокруг Кайлаша можно только после омовения в другом не менее почитаемом тибетском месте поклонения, которое зовут озером Богов и считают местом перехода из нашего физического мира в мир потусторонний.
Итак, озеро Манасаровар (см.приложение 2) и связанное с ним каналом озеро Ракшас Тал. Эта водная система является редким единством противоположностей, которое добавляет мистики и таинственности этой местности.
Дело в том, что святое озеро Манасаровар за его круглую правильную форму и прозрачную, чистую, свежую воду связывают с чем-то светлым, считают олицетворением солнца. А вот близлежащее Ракшас Тал наоборот сравнивают с луной, темной стороной, дьявольской силой и так и называют Дьявольское озеро или Великое Черное озеро - вода в нем мутная, слегка застоявшаяся, солоноватая.
В настоящее  время сформированы 4 туристические  зоны – зона Лхасы, западная, юго-западная и южная зоны. Туристическая зона Лхасы включает: Лхасу, Замсан, Тангсюнг, Джангдзе, Дзэтанг, Шигадзе, озеро Ямдок-цо. Лхаса – политический, экономический, культурный и транспортный центр, это мекка традиционного тибетского буддизма. Храм Джоканг, храм Рамочэ, дворец Потала, известная улица – Балкхор – второй священный круг вокруг храма Джоканг, летняя резиденция Норбулинка, а так же монастыри Галдан, Драспунг и Сэра – главные достопримечательности туристической зоны Лхасы. Храм Джоканг, дворец Потала, Норбулинка и три названных монастыря взяты под охрану государства как важные памятники культуры.
Западная  туристическая зона: на западе Тибета находится район Нгари, его называют «Крышей на крыше мира». Эта туристическая зона примечательна посещением культовых мест. Туристы из Непала и Индии приезжают к священным озерам и горам, верующие и паломники из Китая и из-за рубежа приходят сюда поклониться святыням. 6
Юго-западная туристическая зона: у этого района сложилась своя специфика связанная с восхождением туристов в горы. В основном здесь принимают гостей из Непала, которые приезжают любоваться горами и другими панорамами, совершать восхождения на вершины.
Южная туристическая  зона: ее центр- город Линьчжи, здесь за день можно увидеть все 4 времени года. Здесь творит полное умиротворение и гармония человека с природой.
Королевство Мустанг - это тибетское  королевство в составе королевства  Непал. Оно скрыто на «крыше мира»  на севере страны и с трех сторон окружено границами КНР, точнее - Тибета, оккупированного войсками КНР. Поэтому  жителям Мустанга довелось сохранить  свою тибетскую культуру практически  без потерь. В этих отдаленных землях буддизм воспринял много из черной магии, а также из древней добуддийской религии бон. Отсюда обычаи окружать себя различными шаманскими атрибутами и символами.
Всего в  восемнадцати километрах от границы  с Тибетом находится столица  Мустанга – Ло-Мантанг. Здесь заканчивается влияние индуистской культуры Непала и начинается тибетский мир. В мустанге говорят и пишут на тибетском языке. Этнически Ло-па, народность составляющая большинство жителей Мустанга, относится к тибетцам. Основа культуры Мустанга – религия. Тибетский буддизм или, как его называют , ламаизм. 7
Непал –  маленькая горная страна между Тибетом  и Индией, земля храмов, экзотической культуры, средневековых поселений, самобытных народных промыслов, красочных  фестивалей. Это – рай для путешественников.
Королевство Бутан, расположенное в Гималаях между Индией и Китаем, был открыт для туристов только в 1974 году. В  стране и по сей день царят нравы  и обычаи средневековья. В королевстве  около 200 монастырей-дзонгов, в которых проживают более 5000 монахов и лам. 8
Итак, паломничество – трудоемкая работа, требующая хороших знаний обычаев страны и учета многочисленных факторов, влияющих на поведение паломников. Паломник хочет прикоснутся к тем местам, которые как бы освящены основателем его религии и его ближайшими последователями для того, чтобы приобщиться к святости. Паломничество издревле поощрялось в буддизме, культура которого особенно широко распространена на Востоке. Тибет и все страны и города, которые имеют родственную и культурную связь, с этой по истине святой и удивительной страной, являются раем для паломников и туристов.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
      Виды туризма в Тибете. Религиозный туризм в тибетской культуре.
В течение нескольких столетий Тибет  был закрыт для иностранцев. Это  было вызвано не только труднодоступностью Тибета - во многом изоляция определялась политикой как тибетских правителей, так и Китая. Лишь в 1984 году Тибет был открыт для посещения.9
Лучшим временем для поездки  на Тибет является середина осени  и весна. В это время климатические  условия наиболее оптимальные. Области  на границе Непала и Китая недоступны с декабря по январь и так же в разгар сезона дождей. Такая же картина характерна и для Восточного Тибета. Помимо прогулок, культурных и экологических путешествий и путешествия под темой "национальные обычаи", огромные потенциалы скрываются в таких видах туризма, как альпинизм, горное катание на лыжах, путешествие на машинах, велосипедах, пешком.
Сегодня в Тибете имеются четыре туристических маршрута, в основном по живописным местам: экологический  маршрут Лхаса-Нинчи-Шаньнань, маршрут по священным местам Лхаса-Шигацзе-Али, маршрут по живописным местам Лхаса-Шмгацзе-Тингри-Чжантму и маршрут степных пейзажей Лхаса-Нагчу-Цинхай.10
В Тибете множество экскурсионных  объектов: древние города, монастыри, храмы, которые можно встретить  практически в каждой деревне, уникальная природа с высочайшими горами и святыми озерами.  Если планировать  недельную поездку, то за это время  можно осмотреть Лхасу(см.приложение 3) и близлежащие монастыри и города. За две неделе можно успеть посетить Лхасу, озеро Ямдрок-Цо, города Шигадзе и Гьянтзе, доехать на джипах к Эвересту. При трехнедельном посещении стоит посетить священную гору Кайлаш(см.приложение 4), озеро Манасаровар и древнее королевство Гуге на западе Тибета.  Таким образом, экскурсионный вид туризма довольно распространен в Тибете и пользуется успехом среди туристов. 
Ландшафты Тибета находятся  практически в первозданном состоянии, поэтому он является одним из районов  с наилучшим качеством окружающей среды в Китае. Следовательно, такой  вид туризма, как экологический  тоже имеет место быть. Общая площадь  заповедников здесь составляет примерно 1/3 территории, среди них 7 имеют статус государственных. Среди них следующие  заповедники: заповедник Лалу, Нам-цо, Гиронг Джанг, Ангрен и многие другие. 11
Многие представляют себе, что такое альпинизм или горный туризм. Но представления большинства  людей о треккинге  весьма расплывчаты и туманны. Для начала хотелось бы внести ясность в определение этого понятия. Слово треккинг в переводе с англ. «trekking» означает «пешеходный туризм», «путешествие пешком». Невзирая на слово «пеший», нельзя сказать, что треккинг- это легкий или менее экстремальный вид спорта, чем, например, альпинизм.12
Прежде всего если треккинговый маршрут проходит по горной местности, иногда бывает необходимо применять те же приемы страховки, что и в альпинизме или горном туризме. Кроме того, в горном треккинге маршруты бывают разной степени сложности, как и в горном туризме. Некоторые маршруты могут даже проходить через горные вершины. Однако, треккинг может включать в себя пешие маршруты, необязательно пролегающие в горах.  В Тибете есть несколько маршрутов для треккинга. Одним из самых популярных является восхождение к Эвересту(см.приложение5). Базовый лагерь Эвереста расположен на высоте 5200 м. на территории национального парка Джомолунгма. Впервые этот лагерь использовала и освоила британская экспедиция, в 1924 году.  Наиболее удобный способ попасть на Эверест- пройти трех или четырехдневный пеший маршрут, который берет свое начало из поселка Тингри и ведет прямо к подножию знаменитой вершины. Еще одним важным районом для треккинга является священная гора Кайлас. На протяжении многих веков к Кайласу приходит множество паломников, приезжающих сюда, чтобы совершить кору или ритуальный обход. Так как гора окружена долинами, то такой поход не требует специальной подготовки или снаряжения. Так же Тибет популярен у альпинистов. Лучшим местом для занятий этим видом спорта являются юго-западные районы.
Итак, Тибет  - это край снежных гор и бирюзовых озер, это край, где небо и звезды кажутся такими близкими, а древние монастыри дают шанс прикоснуться к тайне. Многие века Тибет оставался изолированным краем, куда практически невозможно было попасть иностранцам. Но сегодня все изменилось, и совершить поездку в этот удивительный край теперь есть у каждого. Множество разных туристических агентств предлагают совершить незабываемое путешествие, поехав в тур по Тибету, в Страну Снегов, где распространены разнообразные виды туризма.
Религиозный туризм – древнейший вид туризма, имеющий глубокие исторические корни. Одними из первых религиозных туристов были средневековые паломники –  странствующие богомольцы. Сегодня  паломничество – лишь одна из возможных  вариаций: миллионы людей, пренебрегая  расстояниями и природными условиями, по-прежнему едут преклонить колена у  своих святынь. Немало среди путешественников и неверующих людей, для которых  поездка на святые земли и участие  в ритуалах – способ приобщиться к культуре другой страны.13 Целей паломничества почти столько же, сколько самих паломников. Паломничества совершались и совершаются, чтобы избавиться от болезни, избежать несчастья, искупить грех, а так же участие в религиозных церемониях в качестве зрителей также привлекает туристов. Атеистически настроенное население России с любопытством и интересом участвует в религиозных праздниках.
Итак, следует отметить важные особенности  развития паломничества в буддизме. Буддизм является старейшей из трех мировых религий. Буддийский мир охватывает многие страны Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии, а так же ряд регионов России. Существует множество буддийских храмов в странах Западной Европы. По оценкам некоторых ученых, в мире насчитывается более 325 миллионов приверженцев буддизма. 14
Традиции  буддийского паломничества восходят ко времени жизни самого Будды. Согласно канону Трипитака, Будда завещал своим последователям посещать места, где он родился (Лумбини, Непал), получил просветление (Бодхгая, штат Бихар, Индия), прочитал свою первую проповедь (Сарнатх, около г. Варакаси, штат Уттар Прадеш, Индия) и ушел из этого мира (Кушинагара, около г. Горакхпур, штат Уттар Прадеш, Индия).
В V, VI и VIII веках осуществились паломничества китайских монахов буддистов в Индию. Монахи следовали двумя маршрутами. Первый, «северный», маршрут пролегал по великому шелковому пути через Афганистан и Пакистан. Второй маршрут – через Южно- Китайское море, Бенгальский залив.
Тело  Будды после его ухода в  нирвану было кремировано, останки  разделены на восемь частей и помещены в ступы. Паломничества в буддизме начались с поклонения останкам Будды. Таким образом, паломничество в буддизме заключается в посещении святых мест для получения духовных результатов, поклонения и выражения почтения высшим силам. В каноне сказано, что паломник – это тот, кто отказался от мира, а места паломничества возвышаются лесенками в небо. 15
Буддизм относится к паломничеству достаточно снисходительно: в доктрине учения нет прямых предписаний верующим совершать паломничество к святым местам. Озарение и обретение высшего знания достигаются за счет медитаций и внутренней духовной жизни. 16Тем не менее, правоверные буддисты со всего мира добровольно отправляются в Юго-Восточную Азию, на полуострова Индостан и Индокитай, где сконцентрированы главные буддистские святыни.  Однако, для большинства туристов и паломников, главным центром буддийского паломничества был и остается Тибет – колыбель восточной мудрости. Большинство паломнических туров предполагает посещение именно тибетских святынь.
Религиозный туризм в буддизме заключается  в посещении святых мест или медитаций для получения духовных результатов, поклонения и выражения почтения высшим силам. Паломничества в буддизме вначале были имитацией паломничеств индусов, но позже они приобрели свои индивидуальные черты.
 
Итак, Тибет — высокогорное плато, загадочное мистическое место, привлекающее своей труднодоступностью и уникальностью. Тибет часто становится самым желанным местом назначения для бывалых путешественников и туристов, и не зря он именуется «крышей мира»: бо?льшая часть территории расположена на высотах, превышающих 4000 метров над уровнем моря. В Тибете ещё немало неизведанных уголков: доступ туристов в некоторые районы до сих пор ограничен китайским правительством, и это одно из немногих мест на Земле, где всё ещё можно почувствовать себя первооткрывателем.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Тибет как центр научных экспедиций.
2.1. Российские экспедиции и исследования  их участников.
Русские действительно хотели усилить свои позиции на Востоке. Поэтому все экспедиции, самые, казалось бы, безобидные, проходили при прямом участии военного ведомства. Ни один шаг этих научных экспедиций не мог  быть сделан без приглядки господ из русской разведки, особенно в Тибете. Ведь Тибет – это не просто «Крыша Мира», не точка на карте, это степень влияния на мировую политику во всем азиатском регионе. Японцы недаром говорили так: кто владеет Тибетом – владеет Китаем, а кто владеет Китаем – владеет всем миром.
Пржевальский, Певцов, Потанин, Козлов, Роборовский, Громбчевский – все они были не только путешественниками, но и секретными агентами России в Тибете. Успехи русских ученых, посланных в Центральную Азию, были столь велики, что в 1899 году была создана международная ассоциация по изучению Средней и Восточной Азии, которая субсидировала экспедиции в этот район из разных стран – Англии, Франции, Германии, Швеции, Китая. Это были как групповые экспедиции, так и одиночные. Но то, что ученые работали на свои правительства не вызывает сомнения. 17
Иностранцам труднее всего  было попасть в сердце Тибета –Лхасу. Экспедиции, как правило, до Лхасы не доходили, охрана не позволяла. Тут гораздо успешнее действовали путешественники- одиночки, которые выдавали себя за паломников. На роль таких паломников – агентов обычно выбирали людей восточного происхождения.  В этом плане русскому путешественнику Гомбоджабу Цыбикову очень повезло. По национальности он был бурятом, мог легко выдавать себя за жителя Монголии, владел тибетским языком. Так что ему удалось совершить вполне успешные экспедиции в Лхасу. За свою жизнь он написал более 30 научных трудов, составил грамматику тибетского и монгольского языков и первым из всех иностранцев привез и опубликовал 11 фотографий Лхасы. 
Путешествие Гомбоджабы Цымбикова началось 25 ноября, 1899 года, ему было 26 лет, он выдавал себя за монгольского ламу-паломника. Лхаса его потрясла ни столько своей красотой и величием древней веры, сколько тем,  что она погрязла в стяжательстве. Здесь охотились на антилоп, охотно ели мясо и угощали им путников, пили вино, варили пиво, была распространена проституция, а тибетские чиновники требовали взятки.  От святой земли он ждал совершенно иного. Но больше всего его разочаровало то, что священная наука Тибета деградировала. Он обошел множество монастырей и был удивлен тем, что многие монахи не знают грамоты и даже не умеют прочесть священные тексты.  В 1902 году Гомбоджаб привез в Россию священные книги. Он лично отобрал эти тексты и они были отпечатаны методом ксилографии – единственным, которым пользовались в Тибете. Их он и переводил, когда вернулся в Россию, трактовал, снабжал комментариями.
Если говорить об агентах  царя, то им был Агван Дорджиев, специально внедренный в Лхасу для того, чтобы ориентировать тибетских правителей на дружественную Россию. В Тибет он попал паломником, вместе со своим наставником Пенден Чомпелом. Дорджиев был так же бурятом. В Тибете он окончил престижную школу и получил высшую ученую степень «геше-лхарампа», став таким образом хамбо-ламой. Это открывало огромные перспективы и с этого времени он стал приближен к высшей духовной власти Лхасы. Далай-ламу он настраивал на сближение Тибета с Россией, чтобы не позволить англичанам укрепиться в Тибете.
Особым агентом самого Дорджиева был калмык Овше Норзунов, он и курсировал между Петербургом и Лхасой. Норзунов перевозил не только письма Дорджиева, но и занимался разведывательной деятельностью.
В 1904 году Далай-ламе вместе с Дорджиевым  пришлось оставить Лхасу- британцы уже рвались в самое сердце Тибета. Теперь столицей ламаизма стала Монголия, Урга.  В это же время в Петербурге началось строительство буддийского храма. 18
Когда речь заходит о Тибете и о священной горе Кайлаш, нельзя не сказать несколько слов об Эрнсте Мулдашеве. Известный российский хирург- офтальмолог, генеральный директор Всероссийского центра глазной и пластической хирургии организовал ряд экспедиций в Тибет и выдвинул свою теорию относительно того, какие загадки хранит этот один из наименее изученных человечеством регионов мира.  Наиболее известными трудами Эрнста Мулдашева являются серии «От кого мы произошли» и «В поисках города Богов». В них автор выдвигает множество различных идей, одна из которых заключается в том, что именно в районе горы Кайлас располагается «Город Богов». По древним легендам этот город, оказавший огромное влияние на земную жизнь, был построен «Сынами Богов» с помощью силы пяти элементов (воздух, вода, земля, огонь и ветер) в те времена, когда еще не произошел Всемирный потоп и Северный полюс располагался в районе Тибета и Гималаев.19 Более того, по результатам экспедиции в Тибет Мулдашев сделал вывод, что большинство пирамид ( гора представляла собой большую пирамиду, а рядом располагались меньшие по высоте) сопряжены с так называемыми «зеркалами» - вогнутыми, полукруглыми и плоскими каменными конструкциями различного размера. Эти «зеркала» ,считает ученый, могут сжимать время, а в сочетании с пирамидами – оказывать сильное влияние на пространственно-временной континуум, то есть ускорять или замедлять время. Ученый утверждает, что цель возведения этих конструкций имеет глобальный общеземной масштаб. Ученый не исключает, что в районе Тибета заложен своего рода Генофонд человечества.
Начиная приблизительно с 1857 года Елена Блаватская путешествовала по Тибету в поисках “высшего знания и силы”. Те истины, которые она узнала от великих духовных мастеров Тибета, стали центральными идеями Теософского Движения, которое она основала в конце XIX века. Подробностей самого путешествия Е. П. Блаватской по Тибету очень мало; в своих работах она обращала основное внимание на собранную ею духовную мудрость. Однако полагают, что она странствовала по Тибету в поисках “высшего знания и силы” верхом на лошади или на яках.
После возвращения в Европу и во время своего пребывания в  Америке Е. П. Блаватская утверждала, что находится в постоянном контакте с тибетскими духовными мастерами. По ее словам, они часто появлялись в ее нью-йоркской квартире, беседовали с ней, диктовали новые абзацы ее книги и демонстрировали эзотерические принципы. Мало кто из людей, знавших Е. П. Блаватскую, сомневался в том, что она обладала исключительным даром ясновидения, а ее глубокое владение эзотерическим знанием убедило многих, что ее заявления о контакте с гималайскими Мастерами правдивы.
Искатели истины, которые  пошли по стопам Е. П. Блаватской — и среди них, предположительно, полковник Брэдфорд, — в долгу перед ней за то, что она осветила путь на Восток, по которому могли следовать позднейшие поколения путешественников. Уже в 60-х годах XIX века Е. П. Блаватская показала Западу, что в Тибете можно встретить духовные чудеса и найти необычайные учения.20
Таким образом, Российские экспедиции в Тибет имели место быть. И  одной из главных причин экспедиций, как и во многих остальных странах,  была мировая политика. Ученые находились в поисках «высшего знания и силы» и наряду с этим они фиксировали различные сведения, которые могли оказать влияние на политику.
2.2. Западно- европейские и американские экспедиции в Тибет.  
Первыми европейцами, прибывшими в Тибет в 1624 году, были португальские  миссионеры во главе с Антонио  де Андраде. Они были доброжелательно встречены тибетцами, которые позволили им построить христианскую церковь. В 18 веке в Тибет из Европы прибывают множество иезуитов и капуцинов, однако в 1745 году, они были изгнаны из Тибета Далай-ламой.
Среди первых западных путешественников, которые посетили Тибет, была французская  исследовательница буддизма Александра Дэвид-Неэль. Ей, боровшейся за равные с мужчинами права за столетие до начала феминистского движения, принадлежит честь быть первой западной женщиной, которая побывала в Лхасе (в возрасте 54 лет) и которую официально принял Далай-Лама.
Поскольку путешествовать по Тибету было очень опасно, Александре Дэвид-Неэль и ее спутнику, тибетскому ламе, пришлось переодеться в налхор-па, или нищих пилигримов. Только благодаря анонимности и маскараду они могли безопасно передвигаться по стране, и все-таки им приходилось опасаться бродячих разбойников и полиции. Британское правительство постоянно искало ее, чтобы выслать из Тибета; так поступили бы и тибетские правители, если бы знали, кто скрывается под маской пилигрима.
Дэвид-Неэль провела в Тибете в общей сложности более 12 лет, приблизительно с 1912 по 1924. Она описала свое замечательное путешествие и свои открытия в ряде популярных книг, которые до сих пор переиздаются и являются захватывающим чтением.21
Не секрет, что идеолог  нацизма Адольф Гитлер испытывал  болезненный интерес к вопросам мистики и оккультизма. Он искренне верил, что должен заключить союз с повелителем ужаса или мастером мира, который правит тайным городом где-то в Тибете, и был уверен, что на Крайнем Севере существовала Арктогея, огромный остров, где, по его мнению, жили истинные арии – люди с первой группой крови.
Окончательно формирование взглядов Гитлера на устройство мирового порядка произошло под влиянием Ганса Горбигера, создателя доктрины «Вель» – «Вечного льда».  Он говорил о том, что нет длительного восхождения общества, а есть целая серия взлетов и падений. Что существовали сказочные цивилизации тысячи, а то и миллионы лет назад, в которых жили люди-боги, гиганты. Что мы вновь можем стать такими, пройдя через катаклизмы, селекцию и мутации. Именно под влиянием идей «Вель» Гитлер осознал свое предназначение – «осуществить творение биологической мутации для создания расы героев-полубогов».22
Именно доктрина «Вель» стала идеологической основой создания научного общества «Аненэрбе» (Немецкое общество по изучению древней германской истории и наследия предков), которое было создано в 1933 году, а с 1937 года числилось как специальный отдел СС. Именно при участии общества были организованы экспедиции немецких ученых в Тибет.
Первая экспедиция, в которой  принял участие молодой немецкий ученый-эсэсовец Эрнст Шеффер, отправилась  в 1931 году из Бирмы. Возглавлял ее доктор Гуго Вейгольд.  Маршрут был выбран трудный. Передвигаться приходилось по горным тропам. Из-за непредвиденных трудностей и опасностей Шеффер, блестящий охотник и великолепный стрелок,  взял руководство экспедицией на себя.
В Китае шла гражданская  война, на окраинах царствовали князьки  и вожди отдельных племен. Постоянно  происходили вооруженные столкновения. На севере экспедиция наткнулась на красную  армию Мао Цзэдуна. Однако, несмотря на трудности и огромный риск, результаты первой экспедиции были блестящие. Шеффер стал первым европейцем, который увидел панду, убил ее, а чучело привез в Берлин. Он также установил, что в географических атласах неправильно указан исток Янцзы, нашел массу реликтовых растений, еще не описанных ботаниками.
Вторая экспедиция состоялась в 1935 году. Маршрут пролегал вдоль  реки Янцзы. Дойдя до истоков реки, путешественники свернули на юг, к  началу Меконга, и, сделав огромный круг, вернулись в Китай. Шеффер стал автором  ряда блестящих научных открытий. Он открыл антилопу оранго, карликового голубя и голубую овцу. За участие в этих двух экспедициях Гиммлер присвоил ему звание оберштурмфюрера СС.
В 1937 году Гиммлер лично предложил Шефферу работу в «Аненэрбе», посулив неограниченные финансовые возможности. Шеффер начинает готовить третье путешествие в Лхасу. В конце апреля экспедиция в полном составе отбыла в Калькутту. В составе экспедиции был радист и два профессиональных разведчика. Известно, что помимо сбора информации о возможности
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.