На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Потребности, интересы, мотивы и стимулы к труду

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 05.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 26. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство образования и  науки РФ
Федеральное государственное бюджетное  образовательное
учреждение высшего профессионального  образования
«Тульский государственный университет»
Кафедра мировой экономики
 
Экономика труда
 
 
 
КОНТРОЛЬНО-КУРСОВАЯ РАБОТА
 
 
 
«Вариант 13»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила: _______________________________ А.В. Соколова
гр. Б760602в
 
Руководитель работы: __________________________ А.С. Батаева
Ассистент
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Тула 2012
 
 
 
Содержание 
 
1.Общая характеристика методов исследования трудовых процессов и
затрат рабочего времени         3
1.1 Хронометраж          6
1.2 Фотография  рабочего времени       9
1.3 Самофотография                11
1.4 Фотохронометраж                13
1.5 Классификация  затрат рабочего времени            15
2.Потребности, интересы, мотивы и стимулы к труду           18
2.1 Потребности  к труду               18
2.2 Интересы к трудовой деятельности             20
2.3 Мотивация трудовой деятельности             22
2.4 Стимулирование труда               23
Задача                   25
Список использованной литературы              32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
    Общая характеристика методов исследования трудовых процессов и затрат рабочего времени
 
Исследование  трудовых процессов должно проводиться  с учетом того, что время, затрачиваемое  на выполнение элемента операции или  определенного вида работ, зависит  от множества организационно-технических  и психофизиологических факторов, которые  обычно не поддаются полному контролю. В частности, измерение длительности одного и того же элемента операции в одних и тех же условиях дает ряд величин, в большинстве случаев  не совпадающих друг с другом, т. е. результаты данного измерения  будут составлять вариационный ряд. Поэтому для получения достоверных  выводов о длительности элементов  операций и структуре затрат рабочего времени должны использоваться такие  методы организации и обработки  наблюдений, которые позволяют учитывать  вероятностный характер исследуемых  процессов[7, c. 156].
Для получения  необходимой информации с минимальными затратами весьма важно обоснование  количества наблюдений. Методы исследования трудовых процессов могут классифицироваться по: цели исследования, количеству наблюдаемых  объектов, способу проведения наблюдения, форме фиксации его данных и т. д.
Рационально спроектировать трудовой процесс, обеспечить обоснованность норм труда можно только на базе исходной информации и специальных исследований. Основными целями таких исследований являются:
- анализ  структуры операции и затрат  рабочего времени;
- получение  сведений о факторах, влияющих  на затраты рабочего времени;
- определение  величины и причин потерь и  нерациональных затрат рабочего  времени;
- получение  данных для разработки норм  и нормативов;
- оценка  качества применяемых норм и  нормативов, причин невыполнения (перевыполнения) норм;
- сравнительная  оценка рациональности используемых  приемов и методов труда;
- получение  исходных данных для разработки  инструкционных, технологических карт.
Основным  объектом нормирование является производственная операция.
Под операцией  понимается часть производственного  процесса, выполняемая над определённым предметом труда одним или  группой рабочих на одном рабочем  месте. Производственная операция расчленяется на составные части:
а) Трудовое движение. Является первоначальным элементом трудового процесса и представляет собой однократные действия рабочего.
б) Рабочий приём. Представляет собой законченную совокупность действий рабочего, характеризуемое целевым назначением.
в) Комплекс приёмов. Группа приёмов объединённых по технологическому признаку.
г) Проход - повторяющиеся действия, проводимые над одним и тем же предметом труда на одном рабочем месте.
д) Переход - часть операции по обработке поверхности при неизменности используемого инструмента и настройке оборудования. В операции бывает несколько переходов - черновая обработка, чистовая обработка, подрезка.
Для научно-организационного труда и установления технически обоснованных норм в производстве необходимо изучить содержание работы и затраты  времени на её выполнение рабочим  и оборудованием. Это позволяет:
- выявлять  и устранять потери рабочего  времени вследствие более полного  использования резервов техники,  технологии, организации труда и  производства;
- достигать  оптимальной взаимосвязи между  человеком и машиной на рабочем  месте;
- обобщать  и конкретизировать основные  направления совершенствования  организации труда и производства, а также мобилизовать инициативы  трудящихся на повышение эффективности  производства.
Объектами исследования затрат рабочего времени  могут быть: все виды затрат и  потерь рабочего времени с выделением элементов операций и оперативного времени; подготовительно-заключительное время; время работы по обслуживанию рабочих мест; отдельные виды потерь рабочего времени; время на выполнение отдельных элементов операций[2, c. 317].
Методы  исследования трудового процесса разделяют  на две группы: однофакторные, при которых изучается и фиксируется один показатель (например, время), и многофакторные (комплексные), при которых изучается и фиксируется не один, а целый ряд производственных показателей, непосредственно связанных с изученным процессом.
Например, при изучении трудового процесса бригады фиксируется качество продукции, занятость каждого члена бригады, степень использования оборудования. Такое комплексное изучение затрат рабочего времени является одним  из основных средств выявления и  использования резервов роста производительности труда за счет дальнейшего уплотнения рабочего дня, лучшего использования  техники, совершенствования технологии, организации труда и производства.
В соответствии с целью исследования выделяют следующие  методы: хронометраж, фотография рабочего времени, фотохронометраж.
Основными методами изучения затрат рабочего времени  и времени использования оборудования являются: метод непосредственных замеров  и метод моментных наблюдений и интервалов. Суть метода непосредственных замеров времени состоит и  том, что наблюдатель с помощью  технических средств регистрирует продолжительность отдельных элементов  затрат рабочего времени, которые затем  обобщаются и анализируются. Он применяется  для изучения любых трудовых процессов  и дает возможность наиболее точно  изучить использование времени  рабочих и оборудования, состав и  методы выполнения операции.
При изучении затрат рабочего времени методом  непосредственных замеров в зависимости  от цели, содержания и объекта исследования применяются: фотография рабочего дня, фотография времени использования  оборудования, фотография производственного  процесса, хронометраж и фотохронометраж, киносъемка, промышленное телевидение.
Так как метод непосредственных замеров, требует больших затрат на их проведение, то в случае, когда предполагается охватить большое число объектов целесообразны так называемые моментные  наблюдения. Сущность ММН заключается  в получении сведений о составе  и величине затрат рабочего времени  путем проведения серии внезапных, коротких и нерегулярных наблюдений, в установлении количества повторения отдельных видов затрат рабочего времени (работ или простоя) и  определения на основе этих данных удельного веса каждого вида затрат труда. Характерной особенностью метода моментных наблюдений является то, что наблюдатель не находится  непрерывно на рабочих местах, а  посещает их периодически через случайные  интервалы времени. При помощи моментных  наблюдений можно анализировать  структуру рабочего времени практически  на любом количестве объектов. Наблюдения проводят, последовательно обходя выбранные  рабочие места и отмечая на фиксажных пунктах условными  знаками в наблюдательном листе  вид деятельности. Если есть специальные  счетчики моментов, лист наблюдений не применяюn/
 
      Хронометраж
 
Хронометраж – это изучение и измерение отдельных, циклически повторяющихся элементов операции, отдельных элементов операции.
Его проводят, как правило, на работах, которые  характеризуются частой повторяемостью и постоянством степени влияния  факторов на время их выполнения. Основной задачей хронометража является выявление  факторов, влияющих на продолжительность  каждого элемента исследуемой операции с целью проектирования ее рациональной структуры в целом и нормальной продолжительности отдельных ее элементов.
При помощи хронометража определяют только действия, входящие в состав оперативной работы, т.к. из всех видов производительной работы циклически повторяется только она. Хотя длительность операций, исследуемых в ходе хронометража, теоретически не ограничивается предельными величинами, прибегать к нему для наблюдения операции большой продолжительности нецелесообразно. Такие данные накапливают посредством фотографии рабочего дня, которую мы рассмотрим ниже. Наиболее уместно изучать этим методом небольшие по продолжительности операции, которые не могут быть замерены в процессе фотографии рабочего дня.
Хронометраж разделяют  на индивидуальный и групповой (бригадный) в зависимости от численности  наблюдаемых рабочих.
С помощью индивидуального хронометража определяют затраты времени отдельными исполнителями, что позволяет изучить работу с максимальной степенью ее детализации. При групповом хронометраже один наблюдатель изучает работу группы рабочих, выполняющих одну производственную операцию. Его применяют для изучения состава группы и рационального распределения в ней работы между рабочими. Для достижения большей точности ставят двух хронометражистов, ведущих наблюдение независимо друг от друга, а по окончании работы сверяют данные полученные каждым из наблюдателей[1, c. 91].
Хронометражные  наблюдения всех разновидностей осуществляют только методом непосредственных замеров  времени.
Хронометраж служит для анализа приемов труда  и определения длительности повторяющихся  элементов операций. Хронометраж  может быть непрерывным (по текущему времени), выборочным и цикловым. При  проведении хронометражных наблюдений по текущему времени все элементы работы исследуются в порядке  их выполнения. При непрерывном хронометраже проводят непрерывное изучение и замеры длительности всех элементов операции в их технологической последовательности. Так как при хронометраже встречаются с неравномерностью в работе, следует определить, при каком количестве циклов отклонения будут взаимно погашаться. Очевидно, что ограничиться небольшим количеством наблюдений нельзя, т.к. результаты могут быть случайными, однако, начиная с определенного числа, увеличение мало повышает степень достоверности, одновременно увеличивая трудоемкость наблюдения в прямой пропорции.
Выборочный  хронометраж применяется для  изучения отдельных элементов операций независимо от их последовательности. В тех случаях, когда трудно достаточно точно измерить затраты времени  на элементы операции, имеющие небольшую  продолжительность (3—5 с), применяется  цикловой хронометраж. Он заключается  в том, что последовательные приемы объединяются в группы с разным составом изучаемых элементов. На основании  замеров длительности выполнения групп  элементов определяется длительность каждого входящего в них элемента операции. Так, если имеются приемы а, б, в, то они могут быть объединены в три группы:
а + б = А, а + в = Б, б + в =В.
Далее путем  наблюдений определяется время выполнения каждой такой группы приемов (А, Б, В). В итоге получим три уравнения  с неизвестными а, б и в. После  их решения находится время выполнения отдельных элементов.
Подготовка  к хронометражу обычно включает выбор  объектов наблюдения, расчленение операции на элементы, установление фиксажных  точек, определение числа наблюдений, заполнение документации. Выбор объектов наблюдения определяется целью проведения хронометража. Если цель хронометража — установление или уточнение  нормы времени, то в качестве объектов наблюдения обычно рекомендуются рабочие  или бригады, результаты деятельности которых находятся на уровне между  средней производительностью, достигнутой  всеми рабочими, и производительностью  передовых рабочих[5, c. 37].
 
 
1.2.Фотография  рабочего времени
 
Фотография  рабочего времени – это вид наблюдений, при помощи которого изучают и анализируют затраты времени одним рабочим или группой, связанные с выполнением того или иного процесса на протяжении всего рабочего дня (смены) или его части, независимо от того, на что затрачено это время. ФРВ не раскрывает технологию и методы осуществления процесса, а лишь фиксирует его протекание.
Цель  ФРВ в выявлении резервов повышения  производительности, улучшении использования  оборудования. Это достигается выявлением целесообразности, последовательности тех или иных затрат времени, их измерением, установлением степени возможного уплотнения рабочего дня исполнителей, устранения потерь рабочего времени  и простоев оборудования.
Назначение  фотографии рабочего времени состоит  в выявлении недостатков в  организации труда и производства, вызывающих потери или нерациональное использование рабочего времени, проектировании более рационального распределения  времени рабочей смены по категориям затрат времени, в определении фактической  выработки продукции, темпа ее выпуска  и равномерности работы в течение  смены.
При умелом, широком и систематическом  применении ФРВ руководитель предприятия  всегда будет иметь ясное представление  о работе и простоях рабочих и  оборудования, о причинах потерь рабочего времени.
Фотография  рабочего времени (ФРВ) применяется  для установления структуры его  затрат на протяжении рабочей смены  или ее части. Термин «фотография» достаточно точно отражает сущность этого метода. Если при хронометраже объектом изучения, как правило, являются элементы оперативного времени на конкретный вид продукции, то при ФРВ фиксируются затраты  времени на все виды работ и  перерывов, которые наблюдались  в течение определенного отрезка  времени. При этом элементы оперативного времени выделяются укрупненно (до приемов или комплексов приемов). Структура затрат времени при ФРВ может устанавливаться по различным классификационным схемам.
Фотографии  рабочего времени различаются по двум основным признакам: наблюдаемым  объектам и способам проведения и  обработки наблюдений.
По первому  признаку выделяют фотографии использования  времени работников (индивидуальная, групповая, самофотография), оборудования, а также фотографию производственного  процесса. При индивидуальной фотографии наблюдатель изучает, как используется время одним рабочим в течение  рабочей смены или другого  периода времени. Групповая фотография проводится в тех случаях, когда  работа выполняется несколькими  рабочими, в частности при бригадной  организации труда. Одной из важных задач этого вида ФРВ является изучение правильности существующего  разделения и кооперации труда в  бригаде. Основная цель проведения самофотографии — привлечение рабочих и служащих к активному участию в выявлении  и устранении потерь рабочего времени. Самофотография проводится самими работниками, которые фиксируют величину потерь рабочего времени и причины их возникновения. Фотография времени  использования оборудования — это  наблюдение за элементами его работы и перерывами в ней. Она проводится для определения эффективности  использования оборудования и затрат времени на его обслуживание рабочими различных групп. При фотографии производственного процесса одновременно проводится изучение затрат рабочего времени исполнителей, времени использования  оборудования и режимов его работы. Этот вид фотографии иногда называется двусторонним наблюдением[1, c. 95].
Различают два метода проведения ФРВ: непосредственных замеров времени, когда регистрируется продолжительность наблюдаемых  элементов затрат времени, и моментных  наблюдений, когда фиксируются состояния  рабочих мест, а структура затрат времени устанавливается по количеству моментов, когда отмечались соответствующие  состояния.
Также различают дублированную и пикетную фотографию рабочего дня. Дублированную фотографию рабочего дня проводят одновременно два работника. Этот способ применяют, когда видимость объекта наблюдения ограничена. Наблюдатели работают независимо друг от друга, а по окончании работы сопоставляют результаты, чтобы получить общую картину.
Пикетная фотография рабочего дня проводится несколькими наблюдателями, которые располагаются в определенных пунктах и фиксируют момент прохождения наблюдаемого объекта через данный пункт. Этот способ чаще всего применяется при изучении работы транспорта, т.к. по правилам безопасности наблюдатель не может все время перемещаться вместе с транспортом. В ходе индивидуальной ФРВ наблюдатель изучает затраты рабочего времени одного исполнителя, работающего на одном рабочем месте или время использования оборудования в течение рабочей смены или ее части.
 
      Самофотография
 
Метод изучения трудовых процессов, при котором сами исполнители  регистрируют продолжительность и  причины потерь рабочего времени  на специальных бланках называется самофотографией.
Проведение самофотографии может быть обусловлено различными обстоятельствами.
Прежде всего, успешное и всесторонне внедрение НОТ  требует привлечения всех работающих, т.к. привлечение их к изучению трудового  процесса дает неисчерпаемый источник совершенствования организации  труда и производства.
Выводы, сделанные  на основе фотографии рабочего дня, могут  оказаться  характерными только для  наблюдаемого объекта и соответствующего интервала времени. Для получения  обобщенных выводов о состоянии  организации труда и производства, объективное представление об использовании рабочего времени, необходимо охватывать фотографией рабочего дня не менее половины работающих участка, отдела, цеха. Изучение рабочего времени будет эффективным только в том случае, если оно проводится систематически и охватывает большую группу рабочих и если сами работники принимают в нем активное участие. Именно рабочие могут подсказать, что именно вызывает потери времени, какие резервы роста производительности труда есть на данном рабочем месте.
Хотя самофотография  характеризует потери рабочего времени  по организационно-техническим причинам не менее объективно, чем ФРВ, она  не дает представление о потерях  рабочего времени по вине самого исполнителя. Поэтому наряду с самофотографией  нужно проводить и ФРВ.
Самофотографию  подразделяют на индивидуальную, групповую  и бригадную.
Наиболее распространена индивидуальная самофотография, при  помощи которой изучают потери рабочего времени у одного исполнителя. При  помощи групповой самофотографии изучают  потери рабочего времени у исполнителей, обслуживающих один агрегат. Менее  распространенной является бригадная  самофотография. В отличие от индивидуальной и групповой самофотографии в  бригаде фиксируют потери рабочего времени не все ее члены, а один человек. В карте бригадной самофотографии указывают не только потери рабочего времени, их причину и продолжительность, но и сколько человек из бригады  одновременно простаивало.
В зависимости от объекта исследования различают  самофотографию рабочего времени рабочих  и  рабочего времени служащих.
Служащие последовательно  учитывают все затраты рабочего времени в течение всего рабочего дня, особенно те, которые не связаны  с их непосредственными обязанностями. Это связано с тем, что трудовой процесс служащих имеет скрытые  фазы, которые могут быть выявлены только при участии в изучении самого исполнителя.
При подготовке к  проведению самофотографии в качестве объекта наблюдения чаще всего выбирают те участки, где потери и непроизводительные затраты наиболее высоки. Рекомендуется  следующий порядок проведения самофотографии. Приказом по предприятию (или его  подразделению) утверждают даты проведения самофотографии и намечают ответственных  за ее подготовку. Затем составляют список исполнителей, которые будут  заниматься самофотографией, распределяют их на группы по 30-40 человек, к каждой из которых прикрепляют инструкторов из числа специалистов.
За несколько  дней до  назначенной даты инструкторам выдают списки участников самофотографии и бланки наблюдательных листов. Накануне самофотографии инструкторы раздают  бланки и подробно разъясняют цель, задачи и технику наблюдений.
В день проведения самофотографии инструкторы периодически помогают членам своей группы правильно  и оперативно  вести записи данных о перерывах в работе, а после  окончания наблюдения – сформулировать и оформить предложения по улучшению  организации труда. Затем инструкторы  собирают заполненные карточки и  сдают их в администрацию предприятия. На основе предложений участников самофотографии составляют проект плана мероприятий  по улучшению организации труда  и обслуживания рабочих мест.
 
1.4.Фотохронометраж
 
Фотохронометраж применяется для одновременного определения структуры затрат времени  и длительности отдельных элементов  производственной операции. По количеству наблюдаемых объектов различают  индивидуальные, групповые, маршрутные наблюдения. Индивидуальным является наблюдение за одним объектом (рабочим, станком); групповым — за несколькими  объектами. Разновидности группового наблюдения: бригадное (за рабочими бригады) и многостаночное (за рабочими и станками на многостаночном рабочем месте) наблюдения. Маршрутным считается наблюдение за объектом, который перемещается по определенному маршруту, или за несколькими объектами, расположенными сравнительно далеко друг от друга и за которыми наблюдатель перемещается по соответствующему маршруту.
Посредством хронометража рабочее время изучают тогда, когда по организационно-техническим  причинам или в связи с особыми  правилами производственных работ  не представляется возможным проведение хронометража[2, c.279].
Фотохронометраж представляет собой комбинированный способ изучения рабочего времени, основанный на совмещении хронометража и фотографии рабочего времени. Сущность его в том, что  фотография рабочего времени в отдельные  периоды времени дополняется  хронометражем.
Существенным преимуществом  перед раздельным проведением хронометража и ФРВ является то, что за один и тот же период времени можно  получить данные и о целесообразности использования сменного времени, и  о структуре оперативного времени  и рациональности приемов при  выполнении основной работы.
Этот метод имеет  особо важное значение при изучении времени исполнителей, занятых в  течение смены на нескольких видах  работ, характеризующихся цикличностью повторения, когда заранее невозможно установить время и последовательность их выполнения.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.5 Классификация  затрат рабочего времени
 
Назначение  классификации затрат рабочего времени  состоит в их группировке, которая  позволяет объективно анализировать  целесообразность использования рабочего времени по отношению к исполнению, оборудованию и производственному  процессу. Классификация методов  изучения затрат рабочего времени наблюдением  представлена на рис.1.

Рисунок 1 - Классификация  методов изучения затрат рабочего времени  наблюдением.
По отношению  к исполнителю все затраты  рабочего времени могут быть сгруппированы  так, чтобы выявить не только загруженность, но и характер занятости исполнителя  в течение рабочего дня. По этой классификации  рабочее время разделяется на время работы и время перерывов.
Время работы складывается из времени, идущего на выполнение производственного задания, а также на выполнение работ, не обусловленных заданием (излишнее время). Время работы, связанное с выполнением производственного задания, делится на подготовительно-заключительное оперативное (основное плюс вспомогательное) и время обслуживания рабочего места (техническое и организационное). Перерывы в работе могут быть двух видов: регламентированные (необходимые) и нерегламентированные (лишние).
К подготовительно-заключительному  времени относится время, необходимое для ознакомления с предстоящей работой, подготовки к ней и завершение ее. Это время затрачивается однажды на всю партию обрабатываемых деталей или один раз на весь рабочий день. Доля затрат этого времени зависит от типа производства и характера выполняемой работы. Наибольшей величины оно достигает в условиях единичного производства, где частая сменяемость работ (деталеопераций) на рабочих местах. В массовом производстве подготовительно-заключительное время составляет малую величину.
Классификация затрат рабочего времени рабочих  представлена на рис.2, руководителей  и специалистов на рис.3.

Рисунок 2 - Классификация  затрат рабочего времени рабочих

Рисунок 3 - Классификация  затрат рабочего времени руководителей  и специалистов
Основное (технологическое) время представляет собой то время, в течение которого непосредственно осуществляется технологический процесс.
Вспомогательное время затрачивается на действия, связанные с подготовкой к основной (технологической) работе. Например: время установки и съема изделия, подвод и отвод инструмента, пуск и останов механизма, выборочные промеры изделия, проверка технологических режимов и др.
Время обслуживания рабочего места - это время, которое должно затрачиваться рабочим на уход за рабочим местом (механизмом, инструментом, приспособлением) на протяжении данной конкретной работы и рабочей смены.
Время технического обслуживания рабочего места затрачивается на смену инструмента, на регулировку и подналадку механизма в процессе работы, на правку инструмента и тому подобные действия рабочего, связанные с уходом за рабочим местом на протяжении определенной заданной работы.
Время организационного обслуживания рабочего места охватывает затраты времени рабочего по уходу за рабочим местом на протяжении рабочей смены (раскладка и уборка инструмента в начале и конце смены, смазка и чистка механизма, уборка рабочего места).
Время регламентированных перерывов складывается из времени на отдых и личные надобности, а также перерывов, обусловленных организационно-технологическими особенностями процесса. Не регламентируемые перерывы в работе имеют место в основном из-за организационных или производственно-технических неполадок, вследствие нарушения трудовой дисциплины.
 
 
 
 
 
 
 
 
    Потребности, интересы, мотивы и стимулы к труду
2.1 Потребности к труду
 
Одной из важных проблем экономики труда  является мотивация труда. В процессе ее исследования используются такие  категории, как «потребности», «интересы», «мотивы» и «стимулы».
Первичным источником мотивации трудового  поведения работников являются потребности - определенная нужда субъекта (работника, коллектива, общества) в чем-либо для  своего нормального функционирования.
Наиболее  известна классификация потребностей, выполненная А. Маслоу (США). Она имеет  иерархический характер (рис. 6). 

Рис. 6. Иерархия потребностей А. Маслоу
А. Маслоу выделял 5 основных уровней человеческих потребностей-мотиваций :
1. Основные  физиологические потребности: пища, отдых, жилище, сексуальное удовлетворение и пр.
2. Потребность  в безопасности (сохранение жизни,  здоровья; уверенность в завтрашнем  дне, пенсионном обеспечении и т.п.).
3. Потребность  в социальной общности (быть принятым  в коллективе; получить признание,  поддержку; доброжелательное отношение людей).
4. Потребность  в уважении и самоуважении (испытывать  чувство собственной значимости  и нужности для предприятия,  социального престижа; желание видеть  уважение окружающих, иметь высокий социальный статус).
5. Потребность  в самореализации, самоактуализации (стремление к раскрытию своих  способностей, к самосовершенствованию,  творчеству, развитию, пониманию своей жизни).
Согласно  теории А. Маслоу, существует главная  закономерность, единая для всех людей, которая побуждает от фундаментальных  физиологических потребностей постепенно подниматься по иерархическим ступенькам к необходимости самореализации - высшей духовной потребности человека. Потребности более высокого уровня становятся актуальными, если в достаточной  мере удовлетворены базовые потребности I и II уровней[6, c. 81].
 Структуру  потребностей личности и отдельных  трудовых коллективов определяют  особенности бытия различных  категорий работников. На формирование  общественных потребностей влияет  множество факторов: историко-этнических, климатических, географических, социально-демографических,  экономических. Но основное значение  имеет уровень развития производительных  сил, научно-технический прогресс. Преобразуя предметы и средства  своего существования, человек  развивается, разнообразнее становятся  его личные потребности. Связь  потребностей и деятельности  человека носит двусторонний  характер. С одной стороны, потребность  стимулирует деятельность, выступает  как ее первопричина; с другой  стороны, одновременно сама деятельность  становится предметом потребности  (например, в творческом, содержательном  труде), а также вызывает своими  результатами (созданием новых продуктов)  формирование новых потребностей.
Производство  и потребление взаимосвязаны  и постоянно взаимодействуют. Производство порождает потребность в определенных благах. Исторический процесс развития производства сопровождается возвышением  потребностей людей, что является объективным экономическим законом.
В то же время потребление - это не пассивное  следствие развития производства. Оно  оказывает активное обратное воздействие  на производство. Если то или иное благо больше не нужно для потребления, для удовлетворения какой-либо потребности людей, его перестают производить. Воздействие потребления на производство проявляется в том, что потребление постоянно воссоздает ранее удовлетворенную потребность и вызывает непрерывность производства определенных продуктов, потребность в которых продолжает существовать. Насыщение старых, традиционных потребностей способно приводить к качественному сдвигу - появлению новых потребностей. Тем самым потребление вызывает к жизни новое производство. Таким образом, взаимодействие производства и потребления порождает постоянное возрастание потребностей и непрерывность роста общественного производства.
 
2.2 Интересы  к трудовой деятельности
 
Наряду  с категорией «потребность» в  экономической теории и экономике  труда используется категория «интерес». В отличие от потребности интерес  связан с теми социальными отношениями, от которых зависит удовлетворение различных нужд работника. Если потребности  показывают, что нужно субъекту для  его нормального функционирования, то интерес отвечает на вопрос: как  действовать, чтобы удовлетворить эту потребность.
Учение  об экономических интересах достаточно полно разработано в марксистской экономической теории. Она исходит  из того, что производственные отношения  осуществляются через интересы классов, социальных групп. Связь интересов  с удовлетворением потребностей раскрывает природу интереса как  движущей силы, т.е. то, что его воздействие  обусловлено в первую очередь  не сознанием, а объективной необходимостью удовлетворения определенных по уровню и структуре потребностей. Последние  как наиболее общий, конечный движущий фактор производства образуют материальную основу интересов, придают им объективный характер.
Направленность  действий участников производства, основанная на влиянии их экономических интересов, определяется существующими производственными  отношениями, обусловливающими экономическое  положение людей, социальных групп, классов. Подобная определенность целенаправленной деятельности людей, социальных групп, классов в главной сфере общественной жизни означает, что экономические  отношения каждого общества проявляются прежде всего как интересы[4, c.261].
Объективный экономический интерес служит основой  осознанных мотивов субъективной деятельности, хотя они определяются и другими  обстоятельствами и подчас могут  не совпадать со своей основой. Но роль производственных отношений в  любом случае является определяющей.
В марксистской экономической теории уделяется  особое внимание исследованию коренных экономических интересов агентов  производства как формы проявления общественных отношений. Однако в системе  экономических интересов важную роль играют и повседневные, текущие  экономические интересы субъектов. Они прежде всего связаны со сферой деятельности тех или иных агентов, с тем, в какой именно отрасли  народного хозяйства они используют принадлежащие им факторы производства. Именно повседневные экономические  интересы находятся в центре внимания представителей современного «Экономикса».
В то же время в данной теории, как и  во всем современном «Экономиксе», мало внимания уделяется проблеме коренных экономических интересов. Следовательно, только анализ взаимодействия всей совокупности экономических интересов, как коренных, так и повседневных, позволяет  наиболее полно раскрыть особенности  трудового поведения индивидов. 
   Экономический интерес по своей природе объективен. Но в этой категории также органически соединены объективная и субъективная стороны. Субъективность экономических интересов проявляется в том, что они не существуют вне осознания их субъектами производственных отношений. Следовательно, существует проблема адекватности отражения объективного экономического интереса в сознании людей. Реальная хозяйственная практика свидетельствует о том, что субъекты производственных отношений далеко не всегда адекватно осознают свои объективные интересы. Например, хроническая инфляция в экономике России в период рыночных преобразований во многом объясняется заинтересованностью работников предприятий в постоянном повышении цен на свою продукцию. Это обеспечивает увеличение выручки от реализации и, следовательно, величины фонда заработной платы. Но такая ситуация противоречит коренным экономическим интересам трудящихся, поскольку хроническая инфляция в масштабе всей национальной экономики обусловливает снижение их реальной заработной платы и реальных доходов.
Сами  экономические интересы находятся  в определенном противоречии друг с  другом. Личные, коллективные и общественные интересы, будучи внутренне противоречивыми, находятся в определенном взаимодействии, и это взаимодействие раскрывает тот внутренний механизм, который  сообщает интересам их движущую функцию в развитии общества.
В рыночной экономике неправомерно ставить  вопрос о приоритете одних экономических  интересов перед другими. Однако несостоятельна и постановка вопроса  о полном совпадении общественных, коллективных и личных интересов  всех хозяйствующих субъектов. Правильнее вести речь об их согласовании и гармоничном сочетании.
 
2.3 Мотивация  трудовой деятельности
 
Осознанные  интересы индивидов проявляются  в мотивах их деятельности. Под  мотивом понимается возникающее  в сознании работника внутреннее побуждение к трудовому поведению, направленному на удовлетворение своих  потребностей. Мотив характеризует  субъективное отношение человека к  своим действиям, сознательно поставленную направляющую цель, объясняющую поведение  индивида. Мотив определяет выбор  работником того ил
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.