Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Финансовая политика России на современном этапе развития экономики

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 05.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 33. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Экономический  факультет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Финансовая  политика России на современном этапе  развития экономики 

    Специальность 080507.65 «Менеджмент организации»
    Курсовая  работа студента 4-го курса очной формы обучения 
     
     
     

Научный  руководитель
    к.э.н., доцент 

    ______________   Е.И. Капустина 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Улан-Удэ
2011 
 
 
 

ОГЛАВЛЕНИЕ
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………..3
    1.СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ………………………………………………………………………..5
      Содержание финансовой политики………………………………...5
      Элементы финансовой политики………………………………….10
      Виды финансовой политики………………………………………12
    2 .ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ И БУРЯТИИ……………………………………………………….17
      Задачи и направления финансовой политики на среднесрочную перспективу 2010-2013 годы………………………………………17
      Итоги проведения финансовой политики 2010 года…………….22
      Анализ финансовой политики Республики Бурятии  за 2010 год…………………………………………………………………..28
    ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………37
    БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК ………………………………………42
    ПРИЛОЖЕНИЕ………………………………………………………………44 
     
     
     
     

ВВЕДЕНИЕ
      В формировании и развитии экономической  структуры любого современного общества ведущую, определяющую роль играет государственное  регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики, составной частью которой является финансовая политика. Мероприятия государства по мобилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию на основе финансового законодательства страны называются финансовой политикой.
      Актуальность  темы заключается в том, что та значимость, которую имеет финансовая политика для государства, а тем  более для государства с формирующейся  рыночной экономикой, имеет достаточную  возможность стимулировать экономический  рост в стране.
      Финансовая  политика как часть экономической  политики представляет собой совокупность бюджетно-налоговых, иных финансовых инструментов и институтов государственной финансовой власти, обладающих в соответствии с законодательством полномочиями по формированию и использованию финансовых ресурсов государства в соответствии со стратегическими и тактическими целями государственной экономической политики. Вне зависимости от уровня развития страны главными стратегическими целями государственной финансовой политики являются создание финансовых условий для социально-экономического развития общества, повышения уровня и качества жизни населения.
      Финансовая  политика состоит из таких этапов, как определение ее целей, основных направлений использования финансовых ресурсов; разработка методов, средств и конкретных форм организации финансовых отношений, а также реализация конкретных действий для достижения намеченных целей и задач. От эффективности проведения финансовой политики зависят темпы спада или роста промышленного производства, уровни безработицы, инфляции и доходов населения, а значит, и уровень развития страны в целом, что выражает актуальность выбранной темы.
      Объектом  исследования в данной работе является финансовая политика Российской Федерации и Республики Бурятия, предметом же выступает - особенности современной финансовой политики в РФ и РБ.
      Цель  данной курсовой работы – рассмотреть  финансовую политику России на  современном  этапе развития экономики.
     Для ее достижения необходимо решить ряд  конкретных задач:
      1. рассмотреть теоретические аспекты финансовой политики государства;
      2. провести анализ финансовой политики России и Бурятии 2010 года, в частности, выделить основные задачи и ориентиры финансовой политики;
      3. подвести основные итоги финансовой политики России и РБ.
      Методы  исследования данной курсовой работы: изучение литературы и нормативно-правовых актов, анализ развития финансовой политики Российской Федерации и Бурятии, выявление перспектив развития финансовой политики РФ и Бурятии. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 


ГЛАВА 1: СУЩНОСТЬ И ЦЕЛИ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ
1.1. Содержание финансовой политики
      Содержание  финансовой политики достаточно сложное, так как охватывает широкий комплекс мероприятий:
      1. разработку общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач;
      2. управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики. Основу финансовой политики составляют стратегические направления, которые определяют долгосрочную и среднесрочную перспективу использования финансов и предусматривают решение главных задач, вытекающих из особенностей функционирования экономики и социальной сферы страны. Одновременно с этим государство осуществляет выбор текущих тактических целей и задач использования финансовых отношений. Они связаны с основными проблемами, стоящими перед государством, в области мобилизации и эффективного использования финансовых ресурсов, регулирования экономических и социальных процессов и стимулирования передовых направлений развития производительных сил, отдельных территорий и отраслей экономики. Все эти мероприятия тесно взаимосвязаны между собой и взаимозависимы.
      Финансовый  механизм — наиболее динамичная часть  финансовой политики.       Его изменения происходят в связи с решением различных тактических задач, и поэтому финансовый механизм чутко реагирует на все особенности текущей обстановки в экономике и социальной сфере страны. Одно и то же финансовое отношение может быть организовано государством по-разному. Так, отношения, возникающие между государством и юридическими лицами по формированию бюджета, могут строиться на основе взимания налогов или неналоговых платежей. При этом система налогов может включать различный перечень прямых и косвенных, общегосударственных и местных налогов, а каждый налог будет иметь особый субъект, объект обложения, ставки, льготы и другие элементы, изменяющиеся в связи с развитием налогового законодательства.
      «Дени Родник из Гарвардского университета предлагает»1 дополнить традиционный перечень направлений реформ 10 новыми направлениями, которые затрагивают институциональные основы экономики:
      1. Корпоративное управление;
      2. Борьба с коррупцией;
      3. Гибкий рынок труда;
      4. Соглашения в рамках ВТО;
      5. Финансовые кодексы и стандарты;
      6. Разумная либерализация движения капитала;
      7. Стабильные режимы обменных курсов;
      8. Независимость центральных банков и таргетирование инфляции;
      9. Система социального обеспечения;
      10. Направленное  определение бедности.
      Финансовая  политика в ее широком понимании  включает бюджетную, налоговую, денежно-кредитную политику. Современная финансовая политика Президента РФ Федеральному собранию РФ «О бюджетной политике»2 и рядом других законодательных и нормативных актов.
России  определяется Концепцией долгосрочного  социально- экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, одобренной распоряжением Правительства РФ от 1.11.2008 г., бюджетными посланиями Рассмотрим основные направления современной бюджетной политики России. В соответствии с Конституцией РФ и ст.170 БК РФ приоритет в разработке бюджетной политики принадлежит Президенту РФ, который в ежегодных посланиях Федеральному Собранию РФ в общем плане определяет приоритетные направления бюджетной политики на текущий год и среднесрочную перспективу. Правительство РФ разрабатывает  соответствующие проекты законов, необходимых для реализации бюджетной политики, и представляет их в Государственную Думу для рассмотрения и принятия. В ходе обсуждения и принятия этих законов их первоначальное содержание может претерпевать значительные изменения. Для выработки окончательного решения производиться согласительные процедуры. В случае отказа Государственной Думы от принятия федерального закона о бюджете возможен ее роспуск.3
      В свою очередь, в составе бюджетной  политики приобретают относительную  самостоятельность налоговая, таможенная, инвестиционная политики и политика управления государственным кредитом.
      Налоговая политика направлена на формирование налоговой системы, определяет выбор  состава налогов, размера налоговых  ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она решает следующие задачи: фискальные (мобилизация денежных средств в бюджеты всех уровней); экономические или регулирующие (стимулирование или ограничение развития сфер экономики,
деловой активности внутри страны); контролирующие (организация контроля при помощи систем и методов налогообложения за деятельностью
хозяйствующих субъектов и граждан). Главной  целью налоговой политики
является  обеспечение бюджетов всех уровней  финансовыми ресурсами.
      Таможенная  политика представляет собой специфическую область налоговой и ценовой политики со своими специфическими формами и методами влияния на экономику государства в зависимости от конкретных экономических целей при взаимодействии с другими государствами. Государство, используя определенный арсенал инструментов таможенной  

политики, может ограничивать или расширять  доступ на внутренний рынок импорт товаров и услуг и сдерживать или поощрять экспорт товаров  и услуг из страны.
      Согласно  Концепции долгосрочного социально- экономического развития РФ4 , которая разработана Минэкономразвития России, целью внешнеэкономической политики РФ в долгосрочной перспективе является создание условий для достижения лидирующих позиций России в мировой экономике на основе эффективного участия в мировом разделении труда и повышении глобальной конкурентоспособности ее национального хозяйства.
      Инвестиционная  политика связана с созданием  условий для привлечения отечественных  и иностранных инвестиций, прежде всего, в реальный сектор экономики. Инвестиционная политика как часть финансовой политики реализуется на разных уровнях государственного управления и
управления  финансами хозяйствующих субъектов. Главная задача этой политики заключается в создании условий для того, чтобы инвесторам было выгодно вкладывать финансовые средства в экономику России, чтобы огромные капиталы «не убегали» из России, а, наоборот, чтобы приходил приток иностранного капитала.
      Политика  управления государственным кредитом связана с обеспечением деятельности государства в качестве заемщика, кредитора и гаранта. Это совокупность действий государства, связанных с обслуживанием и погашением государственного долга, выпуском и размещением новых займов, поддержанием вторичного рынка долговых обязательств, регулированием рынка государственного кредита. В России регулируют и осуществляют эту деятельность Министерство финансов РФ и Центральный банк РФ, которые определяют общий объем бюджетного дефицита, объем и характер займов, необходимых для его финансирования.
      Кредитно-денежная политика представляет собой часть социально-экономической политики, направленной на борьбу с инфляцией, безработицей и обеспечением стабильных темпов экономического развития.
      В свою очередь, в составе кредитно-денежной политики приобретают относительную  самостоятельность денежная, кредитная, ценовая политики и финансовая политика на рынке ценных бумаг.
      Денежная  политика направлена на обеспечение  устойчивости денежного обращения (через управление эмиссией), регулирование  инфляции, стабилизацию национальной валюты.
      Кредитная политика направлена на обеспечение своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы (через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы).
      Ценовая политика - регулирование и корректировка  цен и тарифов на товары (работы и услуги) предпринимательских структур – монополистов; формирование и утверждение цен на использование или реализацию естественных ресурсов страны – недр, земли, водных, лесных и других ресурсов.
      Финансовая  политика на рынке ценных бумаг – управление деятельностью финансового рынка (через регламентацию, эмиссию и размещение государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курсы покупки и продажи); через упреждающее повышение или понижение Центральным банком ставок рефинансирования, что влияет на уровень доходности на рынке ГКО-ОФЗ, и регулирование уровня доходности при репатриации капиталов нерезидентов).
      Все большее значение приобретает международная  финансовая политика. В ее основе лежит  управление валютно-финансовыми и кредитными отношениями в сфере международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе, и в международных финансовых организациях. 

1.2. Элементы финансовой политики
      Политика  государства в области финансов зависит от развитости финансовой системы  и меры самостоятельности, отдельных ее звеньев.
      К элементам финансовой политики можно  отнести:
      1. налоговую политику;
      2. бюджетную политику;
      3. денежно-кредитную политику;
      4. ценовую политику;
      5. таможенную политику;
      6. социальную политику;
      7. инвестиционную политику;
      8. политику в области международных финансов.
      Под бюджетной политикой понимают определение государством:
      1. источников формирования доходов государственного бюджета;
      2. приоритетных направлений расходов бюджета;
      3. допустимых пределов разбалансированности бюджета;
      4. источников финансирования бюджетного дефицита;
      5. принципов взаимоотношений между отдельными звеньями бюджетной системы.
      В свою очередь, в составе бюджетной  политики приобретают относительную  самостоятельность налоговая политика, инвестиционная политика, политика управления государственным долгом. Налоговая  политика определяет выбор состава налогов, размера их ставок, льгот и санкций по каждому виду налогов. Она должна строиться на компромиссе интересов государства и налогоплательщиков. Интересы государства основаны на принципе достаточности налогообложения. Одновременно налогообложение не должно подрывать мотивацию к эффективной деятельности.
      Под кредитно-денежной политикой понимают обеспечение устойчивости денежного  обращения через управление эмиссией, регулирование инфляции и курса  национальной денежной единицы; обеспечение  своевременности и бесперебойности расчетов в народном хозяйстве и в различных звеньях финансовой системы через регламентацию и регулирование деятельности банковской системы; управление деятельностью финансового рынка через регламентацию эмиссии и размещения государственных и корпоративных ценных бумаг и регулирование их оборота (курса покупки и продажи) и др.
      В кредитно-денежной политике относительную  самостоятельность приобретают  эмиссионная политика, ценовая политика, валютная политика, кредитная политика - а в ней, в свою очередь, например, процентная политика и инвестиционная политика.
      Ценовая политика основана на регулировании  цен и тарифов на монопольные товары и услуги.
      Инвестиционная  политика предполагает повышение роли бюджета в развитии РФ, создание условий для инвестирования сбережений населения, развитие ипотечного кредитования, привлечение прямых иностранных инвестиций.
      Социальная  политика проводит мероприятия по следующим  направлениям: разработка механизмов компенсации доходов наименее обеспеченных слоев населения, упорядочение системы социальных льгот, регулирование вынужденной миграции и др.
      Все большее значение приобретает международная  финансовая политика. В ее основе лежит  управление валютно-финансовыми и  кредитными отношениями в сфере  международных отношений, связанных как с международным разделением труда, с формированием и погашением государственного долга, так и с участием в деятельности международных организаций, в том числе и в международных финансовых организациях.
      Международная финансовая политика отдельных государств, как правило, направлена на развитие производительных сил своей страны, и соответственно каждое государство старается занять свое весомое место на международных рынках сырья, товаров, рабочей силы и капитала.
      Государство защищает свои интересы через таможенную и валютную политику, особенности которых определяются степенью заинтересованности государства в расширении или сокращении своего экспорта или импорта. В соответствии с этим применяется система таможенных платежей или конкретный таможенный режим. Основная цель таможенной и валютной политики - сохранение и увеличение золотовалютных резервов государства.
      Государство защищает свои интересы и содействуя росту авторитета страны, участвуя в деятельности международных организаций, принимая участие в формировании финансовых фондов этих организаций и в финансировании совместных программ.
      Финансовая  политика международных финансовых организаций направлена на оказание финансовой помощи государствам, переживающим финансовый кризис или испытывающим финансовые трудности. Помощь, как правило, оказывается в форме предоставления кредитов или в форме реструктуризации уже имеющегося внешнего государственного долга.
      Помощь  международных финансовых организаций  оказывается не безвозмездно и сопровождается рядом экономических или политический условий, не всегда выгодных для страны заемщика.
      В период эволюционного развития общественной жизни и стабильного государственного устройства внутренняя и внешняя  финансовая политика государства решает одну главную задачу - обеспечение сохранения и упрочения существующей в государстве системы общественных отношений. 

1.3. Виды финансовой политики
      Главным субъектом финансовой политики является государство. Оно разрабатывает  стратегию основных направлений  финансового развития общества на отдаленную перспективу и определяет задачи на предстоящий период, средства и пути их достижения. В зависимости от характера поставленных задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
      Финансовая стратегия ориентирована на длительный период развития и предусматривает решение крупномасштабных задач в рамках определенных экономических стратегий государства. Финансовая тактика направлена на решение задач определенного этапа развития государства и связана с изменением форм и методов организации финансовых отношений исходя из его текущих потребностей.
      Финансовая  стратегия и тактика тесно  связаны между собой. В качестве финансовой стратегии следует рассматривать  финансовое оздоровление экономики  и динамичный рост валового внутреннего продукта, повышение конкурентоспособности продукции. Такие цели можно достигнуть через сокращение дефицита бюджета, уменьшение инфляции, укреплении курса гривны, т.е. финансовую тактику.
      А в зависимости от функциональных звеньев, считает Лушин С.И., финансовая политика включает в себя: бюджетную политику, налоговую политику, страховую политику, ценовую политику, таможенную политику, политику в области социальных расходов, политику в области управления государственным долгом и т.д. Но нельзя забывать и о других направлениях государственной политики — национальном, геополитическом, военном. Совокупность этих направлений и определяет финансовую политику, служащую основным инструментом проведения государственной политики. Финансовая политика России носит спонтанный характер и направлена на максимальную концентрацию денежных ресурсов в руках государства при постоянном сужении базы формирования доходной части бюджета .
      Результаты  финансовой политики выражаются на макроуровне  в следующих показателях: объем ВВП и национального дохода, увеличение или уменьшение дохода населения, сбалансированность бюджета, объемы инвестирования, обновление основных фондов, объем государственного долга, уровень инфляции.
      Итак, исходя из задач, поставленных перед финансовой политикой, к которым можно отнести такие как:
      1. обеспечение высокой занятости,
      2. стимулирование экономического роста,
      3. выравниванием платежного баланса и др.,
      Ведущие экономисты разделяют ее на три вида: политика экономического роста (стимулирующая), политика стабилизации и политика ограничения деловой активности (сдерживающая).
      Под первой, то есть политикой экономического роста понимают систему финансовых мер, направленных на увеличение фактических  объемов валового национального  продукта и повышение уровня занятости.
      Данная  стимулирующая финансовая политика включает:
      1. рост государственных расходов;
      2. снижение налогового бремени.
      Если  же правительство пытается удержать объем выпуска продукции на его  типичном для рассматриваемой страны уровне и поддержать стабильность цен, то считается, что государством проводится политика стабилизации. При этом было бы неверно считать, что политика стабилизации подменяет стимулирующую и сдерживающую финансовую политику в их стремлении к выравниванию экономической ситуации в государстве, так как между данными понятиями существуют серьезные различия. Например, политика экономического роста может проводиться государством и в период, когда свойственный стране объем производства уже превышен и производство стремится к его потенциальному уровню, в то время как стабилизационная политика таких целей преследовать не имеет права.
      В свою очередь политика ограничения  деловой активности, напротив направлена на уменьшение реального объема ВНП  по сравнению с его потенциальным уровнем и применяется правительством в период подъема или бума с целью избежания кризиса перепроизводства, и инфляции возникающей вместе с избыточным спросом.
      Сдерживающая политика подразумевает:
      1. уменьшение правительственных расходов;
      2. увеличение налогов.
      Иначе говоря, финансовая политика должна ориентироваться  на положительное сальдо правительственного бюджета, если перед экономикой стоит  задача контроля над инфляцией.
      Исходя  из представленного материала можно сделать следующие выводы:
      Финансовая политика - совокупность государственных мероприятий по использованию финансовых отношений для выполнения государством своих функций.
      Содержание  финансовой политики многогранно. Она  включает следующие важнейшие звенья:
      1. Разработка общей концепции финансовой политики, определение ее основных направлений, целей, главных задач.
      2. Создание адекватного финансового механизма.
      3. Управление финансовой деятельностью государства и других субъектов экономики.
      В зависимости от длительности периода  и характера решаемых задач финансовая политика подразделяется на финансовую стратегию и финансовую тактику.
      Цели  финансовой политики:
      1. политические цели, т.е. достижение целей в области внешней и внутренней политики
      2. экономические цели, т.е. достижение целей в области экономики на различном уровне
      3. социальные цели, т.е. достижения целей в сфере общественных отношений (общественные классы и слои населения, социальные блага, распределение социальных благ).
   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

ГЛАВА 2: ХАРАКТЕРИСТИКА И АНАЛИЗ ФИНАНСОВОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ И БУРЯТИИ
2.1. Задачи и направления финансовой политики на 2010 год и среднесрочную перспективу (2011-2012 гг.)
      Задачи, поставленные в Бюджетном послании Президента Российской Федерации о  бюджетной политике в 2010-2013 годах, направлены на решение проблем повышения эффективности и конкурентоспособности экономики России, что будет способствовать созданию условий привлечения частных инвестиций в процесс модернизации.
      Бюджетная политика на 2010-2013 годы будет направлена, с одной стороны, на восстановление экономики после кризиса и решение важнейших социальных задач, с другой - на формирование инновационной экономики.
      В соответствии с Бюджетным посланием  Президента Российской Федерации Федеральному собранию Российской Федерации основными целями бюджетной политики в 2010-2013 годах являются:
      1. использование бюджета в качестве одного из важнейших инструментов макроэкономического регулирования;
      2. разработка и внедрение инструментов поддержки инноваций;
      3. обеспечение долгосрочной устойчивости и сбалансированности пенсионной системы;
      4. повышение качества человеческого капитала;
      5. повышение доступности и качества государственных и муниципальных услуг;
      6. реализация Программы повышения эффективности бюджетных расходов на период до 2012 года.
      Динамика  основных параметров бюджетной системы Российской Федерации на 2010 год и плановый период 2011-2013 годов характеризуется некоторой стабилизацией, после существенного снижения в 2009 году, доходов на уровне 35,0-32,8%% к ВВП, снижением общего объема расходов с 38,7% до 35,2% к ВВП и дефицита с 3,7% до 2,4% к ВВП5 (прил. 1).
      Прогнозируется  рост доли доходов бюджетов государственных  внебюджетных фондов Российской Федерации  в общем объеме доходов бюджетной  системы Российской Федерации с 16,1% в 2010 году до 20,3% в 2013 году. Доля расходов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы возрастет с 28,5 % в 2010 году до 30,6% в 2013 году.
      Доля  доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме доходов бюджетной системы Российской Федерации снизится с 31,1% в 2010 году до 29,7% в 2013 году. Доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в общем объеме расходов бюджетной системы Российской Федерации снизится с 35,1% в 2010 году до 32,5% в 2013 году.
      Доля  доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации  в консолидированном бюджете  Российской Федерации останется  стабильной (37,5% - в 2010 году, 37,6% - в 2013 году). При этом доля расходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации в консолидированном бюджете Российской Федерации несколько снизится с 40,6% в 2010 год до 39,5% в 2013 году.
      Предельный  объем расходов федерального бюджета  на 2011 год и на плановый период 2012 и 2013 годов определен исходя из прогноза поступлений
доходов в федеральный бюджет и источников покрытия дефицита с учетом сокращения его размера в 2011-2013 годах с 3,6% к ВВП до 2,9% к ВВП (табл. 2) 
 
 

Таблица 2
Расчет  предельного объема расходов федерального бюджета6
( млрд. рублей)
Показатель 2010 год 2011 год 2012 год 2013 год
прогноз прирост к предыдущему  году прогноз прирост к предыдущему  году прогноз прирост к предыдущему  году
Доходы, всего 783,8 617,8 834,0 131,7 513,9 983,9 852,2
% к  ВВП 17,3 17,4   16,5   16,1  
Источники покрытия дефицита 428,6 767,3 661,3 712,9 54,4 765,2 52,3
% к  ВВП 5,4 3,6   3,1   2,9  
Расходы (предельный объем) 212,4 385,1 172,7 844,6 459,5 749,1 904,5
% к  ВВП 22,7 20,9   19,6   19,0  

6   Состояние по источнику: http://kremlin.ru/acts/8192
      Прогнозируемые  объемы доходов федерального бюджета  и целевые ограничения по размеру  дефицита федерального бюджета формируют  предельный объем расходов федерального бюджета со снижением с 22,7 % к ВВП в 2010 году до19,0% к ВВП в 2013 году.
      В номинальном выражении в 2011-2013 годах  планируется рост объема расходов федерального бюджета: в 2011 году по сравнению с 2010 годом на 1,7%, в 2012 году по сравнению  с 2011 годом на 4,4% и в 2013 по сравнению с 2012 годом на 8,3 процентов. Однако в реальном выражении рост расходов федерального бюджета планируется только в 2013 году (табл. 3)
Таблица 3
Динамика  расходов федерального бюджета7
Показатель 2010 год Прогноз
2011 год 2012 год 2013 год
Изменения к предыдущему году, млрд. рублей 552,3 172,7 459,5 904,5
% (в  номинальном выражении) 5,7 1,7 4,4 8,3
% (в  реальном выражении) - 3,9 - 4,5 - 1,5 2,7

7 Состояние по источнику: http://expert.ru/dossier/story/financial_system/
      Налоговая политика должна быть нацелена на решение двух основных задач - модернизацию российской экономики и обеспечение необходимого уровня доходов бюджетной системы.
      В 2009 - 2011 годах должна быть продолжена работа по оптимизации налоговой  системы.
      Начиная с 2010 года необходимо увеличить в два раза предельный размер выручки, позволяющий применять упрощенную систему налогообложения  с 30 млн. рублей до 60 млн. рублей в год8.
      В целях поддержания инвестиционной активности в экономике необходимо:
      1. в 2009 году в целях исчисления налога на прибыль организаций законодательно установить возможность признания затрат инвесторов на строительство или финансирование объектов транспортной, социальной и коммунальной инфраструктуры, а также инженерных сетей для государственных или муниципальных нужд;
      2. разработать меры налогового стимулирования повышения энергоэффективности производства.
      Актуальной  остается проблема налогообложения  добычи твердых полезных ископаемых, и в первую очередь угля, в части, касающейся перехода на взимание налога на добычу полезных ископаемых при добыче угля на основании специфических налоговых ставок, дифференцированных в зависимости от вида угля и отдельных условий его добычи.
      Требуется принять меры по мобилизации дополнительных бюджетных доходов и одновременному сокращению издержек, связанных с выполнением налоговых обязательств, в том числе за счет внедрения современных технологий налогового администрирования.  
      Основные  приоритеты бюджетных расходов:
_____________
8Афанасьев А.А.Бюджет и бюджетная система. Юрайт.2009 г. С. 119
      Снижение  под воздействием мирового финансового  кризиса доходов федерального бюджета  и необходимость соблюдения объективно обусловленных ограничений размера  дефицита бюджета, а также обеспечение  сбалансированности пенсионной системы  в условиях ее реформирования определяют потребность пересмотра объемов и структуры бюджетных расходов, что может привести по ряду направлений к сокращению объемов расходов федерального бюджета в 2010 - 2012 годах.
      Эта вынужденная мера должна реализовываться  совместными усилиями всех участников бюджетного процесса, направленными на оптимизацию бюджетных расходов. Необходимо обеспечить максимально эффективное использование ресурсов, отказаться от реализации задач, не носящих первоочередной характер, пересмотреть сроки реализации и объемы финансового обеспечения ранее заявленных проектов и программ, сократить участие государства в тех сферах, где в необходимых объемах и качественно услуги гражданам могут предоставляться рыночными частными институтами.
      В связи с этим необходимо ввести среднесрочные "потолки" бюджетных расходов по конкретным направлениям государственной политики, с тем чтобы отвечающие за них министерства были заинтересованы не в постоянном наращивании расходов, а в росте их эффективности при реструктуризации действующих обязательств.
      При этом следует применять единые, прозрачные принципы, учитывающие как приоритеты государственной политики, так и  полномочия ведомств по оптимизации  расходов в рамках действующего законодательства.
      В дальнейшем необходимо расширять полномочия министерств по внедрению и использованию инструментов реализации государственной политики в соответствующей сфере, в том числе путем внесения изменений в законодательство Российской Федерации, направленных на повышение эффективности соответствующих расходов. Принятие новых обязательств по инициативе министерств должно осуществляться только в рамках установленных ограничений расходов, при условии и в пределах сокращения действующих расходных обязательств.
      Совершенствование технологий формирования и исполнения бюджета:
      В 2010 году и в среднесрочной перспективе  необходимо осуществить действия по следующим направлениям:
      1. Минимизация бюджетных рисков;
      2. Эффективное управление средствами  Фонда национального благосостояния  и Резервного фонда;
      3. Обеспечение ритмичности исполнения  федерального бюджета;
      4. Расширение полномочий главных  распорядителей бюджетных средств;
      5. Повышение эффективности использования ресурсов при закупках товаров и услуг для государственных нужд;
      6. Совершенствование государственного  и муниципального контроля;
      7. Повышение эффективности использования  ресурсов в государственном секторе;
      8. Совершенствование механизмов оказания государственной помощи организациям;
      9. Внедрение программно-целевого принципа бюджетного планирования. 

2.2. Итоги проведения финансовой политики 2010 года
      Экономическая ситуация в стране за время, прошедшее  со времени подготовки Бюджетного послания о бюджетной политике в 2010–2012 годах, заметно изменилась.
      В экономике проявились определенные позитивные тенденции, ряд ее секторов демонстрирует  признаки роста, бесперебойно функционируют финансовая и банковская системы.
      Это во многом стало результатом последовательных антикризисных действий государства, направленных на сохранение стабильности бюджетной и финансовой системы, поддержку наиболее пострадавших от кризиса отраслей экономики.
      И что очень важно, удалось сохранить  социальную стабильность, смягчить социальные последствия кризиса, обеспечить даже в сложных экономических условиях реальный рост объемов государственной поддержки наименее защищенных категорий граждан, прежде всего пенсионеров. Реализация активных мероприятий на рынке труда позволила стабилизировать уровень безработицы.
      Грамотное применение инструментов бюджетной  политики дало возможность сформировать необходимое для осуществления  таких мер финансовое обеспечение.
      Кризис  высветил главную проблему, делающую российскую экономику  уязвимой к  колебаниям на мировых рынках, вообще к изменениям мировой экономической конъюнктуры. Экономика страны по-прежнему зависима от конъюнктуры сырьевых рынков. Пока не созданы достаточные условия и стимулы для внедрения и развития современных технологий, повышения энергетической и экологической  эффективности экономики и производительности труда, для развития отраслей экономики и производств, выпускающих продукцию с высокой долей добавленной стоимости, для реализации инновационных проектов, и в целом – для  модернизации социально-экономической системы страны.
      Эти особенности российской экономики  обусловливают широкий спектр вызовов  и рисков для ее дальнейшего развития.
      Важнейшие из них связаны с опасностью, что  ставшее привычным непродолжительное  улучшение ситуации в экономике  в результате действия  преимущественно экстенсивных и временных факторов (рост цены на нефть и т.п.)  приведет, как это неоднократно случалось в прошлом, к неоправданному успокоению и не позволит использовать шанс на обновление и модернизацию экономики страны.
      По  оперативной информации Минфина России доходы федерального бюджета за двенадцать месяцев 2010года составили 8298,9 млрд. рублей. По отношению к ВВП доходы федерального бюджета составили 18,7%, что на 0,1 п.п. ВВП ниже величины за аналогичный период 2009 года (прил. 2)
      Поступление доходов в январе-декабре составило 105,4% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2010 год и плановый период 2011 и 2012 годов». Общий объем налоговых и других платежей, администрируемых ФНС России, составил 3204,9 млрд. рублей или 7,2% ВВП (в январе-декабре 2009 г. - 3012,2 млрд. рублей). Доходы, администрируемые ФТС России, достигли по итогам января-декабря 2010 г. 4580,3млрд.рублей или 10,3%ВВП (9,0% ВВП). Доходы, администрируемые другими администраторами, за отчетный период 2010 года составили 513,7 млрд. рублей, или 1,2% ВВП (2,1% ВВП - 2009 г.)( табл. 5).
     Таблица 5
     Параметры исполнения федерального бюджета за январь-декабрь 2010 года на кассовой основе, в % к ВВП9
Показатель 2010 год,  закон о бюджете Исполнение
2009 2010 Изменение, п.п.
январь-декабрь январь-декабрь
Доходы 17,4 18,8 18,7 -0,1
Федеральная налоговая служба н/д 7,7 7,2 -0,5
Федеральная таможенная служба н/д 9,0 10,3 1,3
Другие  администраторы н/д 2,1 1,2 -0,9
Расходы 22,7 24,7 22,7 -2,0
Обслуживание  долга 0,5 0,5 0,4 -0,01
Непроцентные  расходы 22,2 24,3 22,2 -2,0
Профицит (+) / Дефицит (–) -5,3 -5,9 -4,0  
сальдо  внутреннего долга 1,5 1,1 1,1 0,1
сальдо  внешнего долга 0,3 -0,3 0,2 0,6
прочие  источники финансирования -7,1 5,2 2,7 -2,5
ВВП, млрд. рублей 45 175 39 101 44 491 5 391

      9 Состояние по источнику: http://www.openbudget.ru/articles/index.php?ID=848
      Нефтегазовые  доходы составили за 12 месяцев 2010 года 3830,6 млрд. рублей или 8,6% ВВП, что на 1,0 п.п. выше, чем за аналогичный период предыдущего года. Данный факт обусловлен, прежде всего, повышением мировых цен на энергоносители. В частности, средняя цена на нефть за 12 месяцев 2010 года составила 78,1 долл. за баррель (60,8 долл. за баррель за аналогичный период 2009 года). Также увеличились и нефтегазовые доходы и составили 4468,2 млрд. рублей или 10,0% ВВП (что на 114,5 млрд. рублей больше показателя 2009 года), однако произошло определенное их снижение в % ВВП (на 1,1 п.п.) под влиянием отмены с 2010 года ЕСН, а также снижения поступления доходов от размещения средств Резервного фонда и Фонда национального благосостояния.
      Кассовые  расходы федерального бюджета за январь-декабрь 2010 г. составили 10094,1 млрд. рублей или 22,7% ВВП, что ниже показателя расходов в процентах ВВП за аналогичный период предшествующего года на 2,0 п.п. При этом расходы по обслуживанию долга в номинальном значении составили 194,8 млрд. рублей, что составляет 0,4% к ВВП (176,2 млрд. рублей или 0,5% ВВП в 2009 году). Непроцентные расходы в январе-декабре 2010 года стали выше на 4,4% , чем в том же периоде прошлого года (9899,2 млрд. рублей или 22,2% ВВП по сравнению с 9483,9 млрд. рублей или 24,3% ВВП соответственно).
      С учетом исполнения бюджета по доходам  и расходам дефицит федерального бюджета в январе-декабре 2010 г. составил 1795,2 млрд. рублей или 4,0% ВВП (в аналогичном периоде прошлого года дефицит был равен 2322,3 млрд. рублей или 5,9% ВВП).
        Сальдо государственных внутренних заимствований за январь-декабрь 2010 года составило, по предварительному оперативному отчету Минфина России, 508,9 млрд. рублей. Объем средств, привлеченных на внутреннем долговом рынке с начала года, составил 857,2млрд.рублей (1,9%ВВП). Погашение долга в январе-декабре 2010 г. составило -348,2млрд. рублей (-0,8% ВВП) по сравнению с -100,0млрд. рублей (-0,3% ВВП) за соответствующий период 2009 года.
     Нефтегазовые  фонды в 2010 году пополнялись исключительно  за счет доходов от размещения собственных  средств, совокупная расчетная сумма  доходов от размещения средств фондов за период с 15 января по 31 декабря 2010 года составила 43,4 млрд. рублей.
     В марте, апреле и декабре 2010 года на финансирование дефицита федерального бюджета были направлены средства Резервного фонда  в общей сумме 969,5 млрд. рублей. Указанная сумма перечислена на единый счет федерального бюджета. На предоставление межбюджетных трансфертов бюджету Фонда социального страхования Российской Федерации на покрытие дефицита бюджета этого Фонда были направлены средства Резервного фонда в размере24,500млрд. рублей.
     В целях со финансирования формирования пенсионных накоплений застрахованных лиц, уплативших дополнительные страховые взносы на накопительную часть трудовой пенсии в 2009 году, часть средств Фонда национального благосостояния в иностранной валюте на счетах в Банке России реализована за2,502 млрд. рублей, из которых 2,495млрд. рублей, зачислены на счет по учету средств федерального бюджета, а остаток в сумме 0,007млрд. рублей конвертирован в иностранную валюту.
     По  оперативной информации Минфина России доходы федерального бюджета за три месяца 2011года составили 2391,3 млрд. рублей. По отношению к ВВП доходы федерального бюджета составили 20,8%, что на 0,9 п.п. ВВП выше величины за аналогичный период 2010 года ( прил. 3).
     Поступление доходов в январе-марте составило 27,0% к общему объему доходов федерального бюджета, утвержденному Федеральным законом «О федеральном бюджете на 2011 год и плановый период 2012 и 2013 годов». Общий объем налоговых и других платежей, администрируемых ФНС России, составил 1010,6 млрд. рублей или 8,8% ВВП (в январе-марте 2010 г. - 851,1 млрд. рублей). Доходы, администрируемые ФТС России, достигли по итогам января-марта 2011 г. 1297,8млрд.рублей или 11,3ВВП (9,0 ВВП). Доходы, администрируемые другими администраторами, за отчетный период 2011 года составили 82,9 млрд. рублей, или 0,7% ВВП (2,2% ВВП - 2010 г.) (табл. 7).
     Таблица 7
     Параметры исполнения федерального бюджета за январь-март 2010 года на кассовой основе, в % к ВВП10
Показатель 2010 год,  закон о бюджете Исполнение
2009 2010 Изменение, п.п.
январь-март январь-март
Доходы 17,6 19,8 20,7 0,9
Федеральная налоговая служба н/д 8,6 8,8 0,2
Федеральная таможенная служба н/д 9,0 11,3 2,3
Другие  администраторы н/д 2,2 0,7 -1,4
Расходы 21,2 22,3 19,7 -2,6
Обслуживание долга 0,8 0,7 0,7 0,00
Непроцентные  расходы 20,4 21,6 19,0 -2,6
Профицит (+) / Дефицит (–) -3,6 -2,5 1,1  
сальдо  внутреннего долга 2,5 0,3 2,4 2,1
сальдо  внешнего долга 0,1 -0,3 -0,2 0,0
прочие  источники финансирования 1,1 3,0 -3,3 -6,3
ВВП, млрд. рублей 50 389 9 873 11 530 1 657

10 Состояние по источнику:Принципы_построения_бюджетной_системы_РФ/2980_82544_страница5.html
      Нефтегазовые  доходы составили за три месяца 2011 года 1134,1 млрд. рублей или 9,8% ВВП, что  на 0,9 п.п. выше, чем за аналогичный период предыдущего года. Средняя цена на нефть за январь-март 2011 года составила 103,6 долл. за баррель (74,9 долл. за баррель за аналогичный период 2010 года). Нефтегазовые доходы составили 1257,2млрд. рублей или 10,9% ВВП (что на 179,9 млрд. рублей больше показателя 2010 года).
      Кассовые  расходы федерального бюджета за январь-март составили 2270,0млрд. рублей или 19,7% ВВП, что ниже показателя расходов в процентах ВВП за аналогичный  период предшествующего года на 2,6 п.п.       При этом расходы по обслуживанию долга в номинальном значении составили 83,0 млрд. рублей, что составляет 0,7% к ВВП (71,2 млрд. рублей или 0,7% ВВП в 2010 году). Непроцентные расходы в январе-марте 2011 года стали ниже 2,6 п.п., чем в том же периоде прошлого года (2187,0 млрд. рублей или 19,0% ВВП по сравнению с 2128,3 млрд. рублей или 21,6% ВВП соответственно).
      С учетом исполнения бюджета по доходам  и расходам профицит федерального бюджета  в январе-марте 2011 г. составил 121,3 млрд. рублей или 1,1% ВВП (в аналогичном  периоде прошлого года дефицит был равен 244,6 млрд. рублей или 2,5% ВВП)10.
      Сальдо  государственных внутренних заимствований  за январь-март 2011 года составило, по предварительному оперативному отчету Минфина России, 280,7 млрд. рублей. Объем средств, привлеченных на внутреннем долговом рынке с начала года, составил 341,4млрд.рублей (3,0%ВВП). Погашение долга в январе 2011 г. составило -60,7млрд. рублей (-0,5% ВВП) по сравнению с 25,9млрд.рублей (-0,3% ВВП) за соответствующий период 2010 года.
      Совокупный  объем нефтегазовых фондов (Резервного фонда и Фонда национального благосостояния) по состоянию на 1апреля 2011 года снизился до 3358,2млрд. рублей (в том числе, Резервный фонд - 748,5 млрд. рублей, Фонд
национального благосостояния - 2609,7 млрд. рублей) с 3387,8 млрд. рублей на 1 марта 2010 года. 

2.3. Анализ финансовой политики Республики Бурятия за 2010 год
      В соответствии с распоряжением Правительства  Республики Бурятия от 10.09.2009  № 472-р  «Об основных направлениях бюджетной  и налоговой  
политики  Республики Бурятия на 2010-2012 годы» основными направлениями бюджетной политики Республики Бурятия на 2010-2012 годы являются:
      1. повышение эффективности бюджетных расходов и предоставления государственных и муниципальных услуг;
___________
10 Иванова И.Д . Аудит эффективности в рыночной экономике. Кнорус. 2011. С.317   

      2. совершенствование межбюджетных отношений.
      В Республике Бурятия для повышения  эффективности бюджетных расходов  работа велась по нескольким направлениям:
      1. Проведена оценка и утвержден перечень государственных услуг, оказываемых государственными учреждениями;
      2. Приняты нормативные правовые акты, определяющие стоимость единицы государственной услуги;
      3. Утверждены методики определения нормативов финансовых затрат на единицу государственной услуги, порядок оценки эффективности деятельности республиканских  бюджетных учреждений и проведения оценки соответствия качества фактически предоставляемых государственных услуг утвержденным стандартам качества государственных услуг.
      В ноябре 2010 г. принят Закон Республики Бурятия от 12.11.2010 N 1737-IV «О переходном периоде при изменении правового положения государственных учреждений Республики Бурятия», устанавливающий переходный период, с 01.01.2011 г. по 01.07.2012 г., в течение которого финансовое обеспечение деятельности бюджетных учреждений Республики Бурятия, являющихся получателями бюджетных средств, осуществляется на основании бюджетной сметы.11
      В целях оптимизации расходов консолидированного бюджета в социально-культурной сфере и повышения качества оказываемых населению услуг, эффективности деятельности государственных учреждений продолжается процесс перевода бюджетных учреждений в форму автономных учреждений.
      Так, если в 2008 году в форму автономных учреждений на уровне республиканского бюджета переведено 6 бюджетных учреждений, на уровне ____________
11Лавров А.М. Бюджетная реформа в России. Ком Книга.2010. С. 275
муниципальных образований – 2 учреждения, в 2009 году  10 государственных учреждений и 53 муниципальных  учреждений. В 2010 году в автономные учреждения переведены 58 бюджетных учреждений, в том числе
50 муниципальных.
      В 2010 году в республике проведена  работа по обеспечению сбалансированности республиканского и местных бюджетов.  Наряду с мониторингом состояния  просроченной кредиторской задолженности второй год проводилось рассмотрение бюджетов муниципальных районов и городских округов.
      4. Ограничение объемов потребления энергоресурсов за счет проведения мероприятий, направленных на рациональное их использование.
      В соответствии с пунктом 13 Плана мероприятий, направленных на реализацию на территории Республики Бурятия Федерального закона «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», утвержденного распоряжением Правительства Республики Бурятия от 18 мая 2010 г. N 307-р, расходы бюджета на оплату бюджетными учреждениями энергетических ресурсов планируются исходя из сокращения потребления ими каждого энергоресурса на 3% по отношению к уровню 2009 года в течение 5 лет начиная с 1 января 2010 года.
      5. Ограничение объемов не первоочередных расходов, связанных с материально-техническим обеспечением деятельности бюджетных учреждений.
      6. Существенное снижение, а в отдельных случаях полное ограничение капитальных расходов, связанных с текущей деятельностью учреждений.
      7. Увеличение доли доходов от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности там, где это возможно и оправдано.
      В Республике Бурятия осуществляется работа по оценке результативности деятельности исполнительных органов государственной власти. 
      Основным  инструментом оценки результативности и эффективности деятельности исполнительных органов государственной власти Республики Бурятия являются Доклады  о результатах и основных направлениях деятельности, ежегодно представляемые для оценки в министерства экономики и финансов республики.
      В рамках Докладов о результатах и  основных направлениях деятельности за каждым исполнительным органом государственной  власти закреплены цели, задачи и показатели деятельности, соответствующие основным направлениям социально-экономического развития Республики Бурятия, утвержденным Законом Республики Бурятия от 09.11.2007 №2595-III «О Программе социально-экономического развития Республики Бурятия на 2008 - 2010 годы и на период до 2017 года»12.
      В целях реализации задач исполнительными  органами государственной власти разрабатываются  и исполняются ведомственные целевые программы.
      Основные  показатели исполнения консолидированного бюджета за 2010 год составили по бюджетной деятельности (табл. 8):
      1. по доходам – 39 198 142,1 тыс. рублей, или 102,2 % годового назначения; 
      2. по расходам- 40 826 443,1 тыс. рублей или 94,1 % к уточненным  бюджетным назначениям;
      3. дефицит консолидированного бюджета в 2010 году составил 1 628 301,0 тыс. рублей.                                                                                                                     
      По  сравнению с прошлым годом  снижение доходов составило 1 391 463,4  тыс. рублей,  или  3,4 %,  в том  числе за счет снижения безвозмездных поступлений из федерального бюджета на 3 356 676,6 тыс. рублей, или на 13,7 %. При этом рост расходов составил 912 660,7 тыс. рублей, или 102,3 %. Дефицит составил 1 628 301,0 тыс. рублей.
______________
12 Карчевский В.В. Организация исполнения бюджета: учебное пособие. ЭКАР. 2011. С. 22
 


     Таблица 8
     Основные  показатели исполнения консолидированного бюджета
     за 2009 и 2010 годы (тыс. руб.)13
Показатели   2009год   2010год Рост +,                                        снижение-
Доходы 40 589 605,5 39 198 142,1 -1 391 463,4
в т.ч. безвозмездные поступления из федерального бюджета и ГК «Фонд содействия  реформированию ЖКХ»  
24 542 844,9
 
21 186 168,3
 
-3 356 676,6
Расходы 39 913 782,4 40 826 443,1 + 912 660,7
Дефицит, профицит (-, +) 675 823,1 -1 628 301,0          х

13 Состояние по источнику: http://www.dissercat.com/content/byudzhetnaya-politika-regiona-i-ee-rol-v-povyshen
        В 2010 году в консолидированный  бюджет Республики Бурятия поступило  доходов 39 198 142,1 тыс. рублей, в  том числе налоговых и неналоговых доходов 18 004 632,3 тыс. рублей, безвозмездных поступлений 21 193 509,8 тыс. рублей.  Рост  поступлений налоговых и неналоговых доходов на 12,2 процента к уровню 2009 года (табл. 9).
     Таблица 9
     Основные  показатели исполнения консолидированного бюджета
     Республики  Бурятия по доходам за 2008-2010 годы14 

 
п/п
Наименование показателей
Поступило, тыс. рублей Темп  роста, %
2008 год 2009 год 2010 год к 2008 году к 2009 году
1. Доходы всего 34 563 625,8 40 589 605,5 39 198142 113 96
  В том числе:          
2. Налоговые доходы 14 018 193,5 15 027 173,5 16698043,6 119 111
  Удельный вес, % 40,6 37,0 42,6    
3. Неналоговые доходы 1 576 158,4 1 019 587,0 1 306 588,7 82,9 128
  Удельный вес, % 4,6 2,5 3,3    
4. Безвозмездные поступления 18 969 273,9 24 542 844,9 21193509,8 111 86
  Удельный вес, % 54,8 60,5 54,1    

14Состояние по источнику: http://minfinrb.ru/report/35/
      Возобновление роста экономики в 2010 году повлияло на увеличение налоговых доходов  консолидированного бюджета на 11,1% к 2009 году.         Динамика поступлений по основным видам налоговых доходов характеризуется ростом к уровню 2009 года: по налогу на прибыль на 11,4%,  налогу на доходы физических лиц –  на 7,4%,  акцизам – на 30,2%, налогам, взимаемым по специальным налоговым режимам –  на 18,9%; налогу на добычу полезных ископаемых –  на 26,6%.
      Основными факторами увеличения налоговых  поступлений в 2010 году стали рост объемов промышленного производства на 22,9% к уровню 2009 года, улучшение  финансового состояния организаций и рост прибыли в 2 раза, увеличение фонда оплаты труда на 8,7%,  оборота организаций малого и среднего бизнеса.
      Кроме того, на рост налоговых поступлений  оказали влияние изменения налогового законодательства в части увеличения норматива зачисления акцизов по месту производства алкогольной продукции с 20 до 40%, норматива распределения доходов от уплаты акцизов на нефтепродукты между субъектами Российской Федерации и увеличения размеров госпошлины. 
      Анализ  поступлений основных видов  доходов консолидированного бюджета Республики Бурятия
      Поступление налога на прибыль за 2010 год составило 3 482 332,7 тыс. рублей или 111,2% к годовому плану, по сравнению с 2009 годом рост  на  356 562,9 тыс. рублей или на 11,4%.
      По  данным  территориального органа Федеральной службы  государственной статистики по Республике Бурятия  на 1 января  2011 г. положительный сальдированный финансовый результат (прибыль минус убыток) деятельности крупных и средних предприятий  и  организаций (без субъектов малого предпринимательства, банков, страховых и бюджетных организаций) в действующих ценах составил   10 181,2 млн. рублей, что в 2 раза больше чем в  2009 году. При этом следует отметить, что столь значительный прирост в целом по году достигнут за счет финансовых результатов декабря месяца, тогда как за январь-ноябрь 2010 года темп роста составлял 118,8%. Прирост прибыли обеспечен, в основном, организациями производства транспортных средств и оборудования (в связи с ростом объемов производства и реализации продукции на ОАО «Улан-Удэнский Авиационный завод», Улан-Удэнском ЛВРЗ – филиале ОАО «Желдорреммаш»), добычи полезных ископаемых (за счет увеличения объемов добычи полезных ископаемых и роста среднегодовой цены реализации драгоценных металлов), организациями связи (за счет развития сетей связи и внедрения новых видов услуг), торговли (в связи с ростом оборота розничной торговли).
      Для налога на прибыль характерна неравномерность  поступлений в течение года: в 1 квартале 2010 год темп роста составлял 211,9% к соответствующему периоду 2009 года, в 1 полугодии 115,9%, за 9 месяцев  105,7%, в целом по году 111,4% за счет значительного поступления налога в декабре (463 млн. рублей) при отрицательном значении в декабре 2009 года (минус 42 млн. рублей -  возврат налога организациям).
      Исполнение  по налогу на доходы физических лиц  в консолидированный бюджет за 2010 год составило  8 037 456,9 тыс. рублей или  103,9 % к  годовому плану.  По сравнению с 2009 годом поступления  возросли на 7,4% или на  551 954,0 тыс. рублей в связи с ростом налоговой базы.
      По  данным  территориального органа Федеральной  службы  государственной статистики по Республике Бурятия  фонд начисленной  заработной платы по полному кругу  предприятий и организаций возрос в  2010 году на 8,7%. По видам экономической деятельности наибольший рост налоговой базы составил в строительстве 38,6%, в организациях обрабатывающего производства 22,4%,  добыче полезных ископаемых 17,9%, производстве и распределении электроэнергии 11,6%. 
      По  состоянию на 01.01.2011 года  поступило акцизов по всем видам подакцизных товаров на сумму 1 813 398,5  тыс. рублей или 101,3% годового плана, к уровню 2009 года – 130,2%.
      В общем объеме акцизов доля  акцизов  на нефтепродукты составила 63,5%, акцизов  на алкогольную продукцию 36,5%, в том  числе акцизов на алкогольную продукцию, уплачиваемых местными производителями 22,4%, распределяемых через УФК Смоленской области 14,1%.
      Запланированные объемы поступлений выполнены по акцизам на нефтепродукты на 100,9%, акцизам на алкогольную продукцию, распределяемым через УФК Смоленской области  на 103%, акцизам на алкогольную продукцию от местных производителей 101,2%.
      Таким образом, бюджет-это категория свойственная различным отношениям. Его возникновение и развитие связано с зарождением и формированием государства. Государство использует бюджет в качестве одного из основных инструментов обеспечения как непосредственно своей деятельности, так и важнейшего элемента проведения экономической и социальной политики.
      Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики
      В кризисных условиях бюджетная сфера республики Бурятия проходит проверку на прочность. В ближайшие перспективе предстоит противодействовать нарастанию кризисных явлений в экономике, сдерживать рост безработицы, не допустить падения объемов производства.
      Все это налагает большую ответственность  на органы государственной власти и местного самоуправления, управляющих бюджетными средствами республики.  
 
 

 


     ЗАКЛЮЧЕНИЕ
      Российская  Федерация, как и ее большинство  субъектов, обладает одними из крупнейших в мире производительными силами, включая людской потенциал, находящий  далеко не полное полезное применение; производственные мощности предприятий, загруженные лишь частично; огромными запасами разведанных полезных ископаемых и лесов, используемых в значительной мере неэффективно (вывоз на экспорт в необработанном виде, не комплексное освоение месторождений и т.д.) Неполное использование возможностей объясняется отсутствием необходимых денежных средств, необходимых для переобучения людей, технического перевооружении предприятий, освоения выпуска новой продукции, создания новых мощностей по более комплексному освоению и более полному использованию сырья.
      В то же время по официальной оценке значительные финансовые ресурсы ежегодно вывозятся за пределы страны и  оседают в зарубежных банках. В  целом банковская, налоговая и  таможенная политики должны достичь такого уровня совершенства, чтобы честно работающему и соблюдающему российское законодательство предпринимателю было невыгодно вывозить свободный капитал за рубеж. Еще одним значительным дополнительным ресурсом финансовой политики является более рациональное использование всех средств, в т.ч. тех, которые в настоящее время направляются не по целевому назначению или остаются по различным причинам не собранными у налогоплательщиков. Привлечение этого значительного резерва в основном зависит от повышения эффективности работы всех бюджетополучателей, финансовых органов, Главного управления федерального казначейства, Департамента государственного финансового контроля и Департамента организации аудиторской деятельности Министерства финансов РФ, Федеральная налоговая служба РФ, а также их территориальных органов, от их слаженности и согласованности в работе.
      Серьезной проблемой является недостаток культуры повседневной работы на предприятиях, когда бухгалтерский учет ведется  недобросовестно, а часто просто искажается в стремлении уменьшить налоговые платежи. На этом фоне из-за реально тяжелого положения предприятий недоимки по НДС и налогу на прибыль будут всегда велики. Последние относят к налогам, типичным для развитых стран, у которых проблем с учетом и с организацией налоговой службы решены гораздо лучше, чем у нас. Какие же меры позволят восстановить равновесие бюджета и создать предпосылки для экономического роста в налоговой сфере?
      Следует резко сократить максимально  допустимую ставку налога на прибыль. Последнюю и так успешно занижают в отчетах, придумывая хитроумные методы. Компенсировать потерю части налога на прибыль можно расширением сферы акцизного налогообложения. У акцизов есть много "неприятных черт", главная из которых - искажение ценовых пропорций за счет искусственного удорожания подакцизных товаров. Кроме того, они носят регрессивный характер, т.к. с каждой единицы этих товаров богатый и бедный платят одинаковый налог. Но у них есть один серьезный плюс - их легко взимать. В России в современной ситуации это должно стать главным аргументом в их пользу. Другим источником компенсации сокращения ставок налога на прибыль могло бы стать увеличение ставок по налогу на имущество, как юридических, так и физических лиц. В проекте нового кодекса правильно предлагается заменить для юридических лиц прежний налог налогом на недвижимость. Кроме того, необходимо провести реформу социальных служб и в первую очередь пенсионного обеспечения, требующего наиболее значительных сумм среди всех социальных взносов.
      Говоря  о проблеме соотношения налогообложение - занятость нельзя обойти вниманием  вопрос об особом режиме обложения  малого бизнеса, который традиционно  считается основным создателем дополнительных рабочих мест. Кроме того, как  показывают данные, сегодня в России он наиболее исправный плательщик налогов. Поэтому первейшая задача налоговой реформы - создание малому бизнесу льготного климата. Сегодняшняя «особая» схема налогообложения малого бизнеса не является особо льготной, т.к. во-первых, отчисление 10% выручки или 20% нечетко определяемого дохода - бремя также весьма тяжелое, а во-вторых, касается лишь предприятий с количеством работников не более 15, что гораздо ниже принятых в развитых странах критериев для льгот малому бизнесу. Наконец, надо четко договориться о критериях отнесения предприятия к малому бизнесу. Предложение автора: не более 100 человек занятых, доля государства - не более 25%, отсутствие монопольного положения на рынке.
      Развитие  финансовой инфраструктуры имеет не менее важное значение, чем рост финансового капитала. Без нее денежные средства будут, по-прежнему, концентрироваться в основном в Москве и частично в десятке крупнейших городов России. Такой процесс будет неизбежно приводить к притоку в эти мегаполисы излишних трудовых ресурсов, снижению объектов производства в других регионах страны, снижению роста, а затем падению развития экономики в таких регионах и, следовательно, к уменьшению финансовых ресурсов государства.
      В республике в целом созданы предпосылки  для повышения эффективности деятельности органов местного самоуправления. Начиная с 2009 года, на уровне муниципального района произведена концентрация финансовых потоков. Муниципальным районам дано право самостоятельно принимать решение о направлении средств на выравнивание бюджетной обеспеченности поселений и проводить балансировку бюджетов поселений, что, безусловно, повышает ответственность глав муниципальных районов за состояние консолидированного бюджета района и позволяет объединить усилия района и поселения для решения задач, стоящих перед органами местного самоуправления.
      В условиях финансового кризиса, когда  значительно сокращаются поступления  налоговых доходов в местные  бюджеты, и, в первую очередь, по налогу на доходы физических лиц, необходима разработка и реализация мер, направленных на осуществление преобразований в системе межбюджетных отношений и повышение их эффективности в среднесрочной перспективе, повышение качества управления бюджетом в муниципальных образованиях.
      Уже с 2009 года Правительство Республики Бурятия начало разрабатывать новую методику распределения инвестиционных средств для ее внедрения с 1 января 2010 года. Данная методика должна учитывать уровень обеспеченности того или иного муниципалитета инфраструктурой и основываться на принципах равного и справедливого доступа к инвестиционным средствам. Распределяемые инвестиционные средства должны быть обезличены и идти на достижение целей, определенных программой социально-экономического развития Республики Бурятия. При этом муниципальные образования смогут самостоятельно формировать инвестиционные планы, в том числе на длительный период. Кроме этого, методика должна стимулировать поселения на слияние, что приведет к сокращению управленческих расходов. С изменением методики  прекратится лоббизм и субъективное распределение указанных бюджетных средств.
      Основные  подходы по формированию межбюджетных отношений в среднесрочной перспективе  сохраняются и должны быть направлены на организацию бюджетного процесса в муниципалитетах с учетом проведения антикризисной политики. Это предполагает прогнозирование доходов местного бюджета на основе реального состояния экономики; оперативную корректировку бюджетов при отклонении поступлений доходов от прогнозных и приведение расходов в соответствие с доходными источниками.
      В целях обеспечения стабилизации финансовой ситуации и качества бюджетного процесса в условиях кризиса должны своевременно рассматриваться меры финансовой поддержки муниципалитетов. Данная поддержка будет осуществляться только в случае определения дополнительных источников и после подробного рассмотрения причин возникновения несбалансированности местных бюджетов. Муниципальные образования должны подтвердить, что были приняты все необходимые меры. Такие как, уточнение параметров консолидированного бюджета, реализация мероприятий по недопущению просроченной кредиторской задолженности, уменьшение объемов муниципального долга в соответствии с утвержденными программами, наличие антикризисных программ.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
    Бюджетный Кодекс Российской Федерации: Официальный текст, (Б-ка российского законодательства). – М.: Издательство «ОМЕГА-Л», 2010.-40с.
    Федеральный закон от 02.12.2009 г. №308-ФЗ (принят ГД ФС РФ 20.11.2009) в ред. Федеральных законов от 04.05.2010 N 71-ФЗ, от 23.07.2010 N 185-ФЗ, от 03.11.2010 N 278-ФЗ
    Бюджетное послание Федеральному Собранию Российской Федерации о бюджетной политике в 2010 - 2012 годах от 9 марта 2009г.
    Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 мая 2009 г. «О бюджетной политике в 2010 году»
    Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 24 мая 2008г. «О бюджетной политике в 2009году»
    Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 12 июля 2007г. «О бюджетной политике в 2008 году»
    Бюджетное послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 30 мая 2010 г. «О бюджетной политике в 2011году»
    Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ, одобренная распоряжение Прав РФ от 17.11.2010 № 1662-р.
    Афанасьев А.А .Бюджет и бюджетная система.- Юрайт.2009 г. - 119 с.
    Беляев Ю.А. Финансы местного самоуправления. Финансы, 2010. – 561 с.
    Вахрин П. И. Бюджетная система РФ: Учебник. — М.: ИТК «Дашков и К0», 2009 г. - 350 с.
    Врублевская О.В. Финансы., 2011. – 296 с.
    Годин А. М., Максимова Н. С, Подпорина И. В. Бюджетная система РФ: Учебник. — М.: ИТК «Дашков и К0», 2010 г.- 270 с.
    Иванова И.Д. Аудит эффективности в рыночной экономике. Кнорус. 2011. – 350 с.
    Карчевский В.В.Организация исполнения бюджета: учебное пособие. - ЭКАР. 2011. – 253 с.
    Лавров А.М.Бюджетная реформа в России. - Ком Книга.2010. - 511 с.
    Мацкуляк И.Д. Экономика России в 2010 г.: тенденции и перспективы.  - М.: ИЭПП, 2011. – 470 с.
    Романовский М.В. и др. «Бюджетная система Российской Федерации» учебник ;М.В. Романовского, О.В. Врублевской – 2-е изд., испр. и перераб. – М.: Юрайт, 2009 г. - 396 с.
    Романовский М.В., Белоглазова Г.Н. «Финансы и кредит» - Москва. Высшее образование 2009г. – 485 с.
    Ряскова М.В. Бюджетная политика как инструмент государственного регулирования. - М.: ТЕИС.2010. - 325 с.
    Романовский М.В. Финансы., 2011. - 305 с.
    Соменков А.Д. Парламенткий бюджетный контроль в Российской Федерации. Питер. 2010. - 405 с.
    Тедеев А. А., Парыгина В. А., Мельников С. И. Бюджетное право РФ: Учеб. пособие.  - М.: Приор.2009 г. - 241 с.
    Яндиев М.И. Теория финансов. Трансформация финансовых органов власти. Учеб. пособие. - М.: ТЕИС.2009. - 240 с.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРИЛОЖЕНИЕ 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.