Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Разумные, информационные и рекреационные потребности человека

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 05.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 28. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


«РОССИЙСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ  КООПЕРАЦИИ»
 
ФАКУЛЬТЕТ ТОРГОВЛИ И РЕСТОРАННОГО БИЗНЕСА
КАФЕДРА ИНЖЕНЕРНО - ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ  ДИСЦИПЛИН И СЕРВИСА
 
 
 
РАЗУМНЫЕ, ИНФОРМАЦИОННЫЕ И РЕКРЕАЦИОННЫЕ ПОТРЕБНОСТИ  ЧЕЛОВЕКА
КУРСОВАЯ РАБОТА
 
По дисциплине «Человек и его потребности»
 
 
 
 
 
 
Выполнил студент спс 2з:
Третьяков А. В.
                                                                                 Научный руководитель:
                                                                Шаронов М. А.
 
 
 
 
Мытищи
2012
 
 
План работы.
    Введение.
    Возвышенные потребности и извращённые потребности, их динамический характер.
    Информационные потребности в жизни человека.
    Представление о рекреационных потребностях.
    Взаимодействие общественных и индивидуальных рекреационных потребностей.
    Основные факторы, влияющие на процесс формирования разумных потребностей.
    Заключение.
    Список используемой литературы.
 


Введение.
     Сегодня Россия находится на перепутье, переживает переломную историческую эпоху. Социалистическая система производства и потребления разрушена, коммунистический идеал - всесторонне свободное развитие всех членов общества - погребен под обломками глобальной рыночной эйфории. Образовался вакуум в сознании миллионов людей, ибо рыночные отношения не могут стать общественным идеалом - это очень примитивно, вульгарно, бездуховно. Рынок не стимулирует возвышенных потребностей. Он - только средство, способ выживания одних и обогащения других.
     Духовный вакуум породил тяжелые последствия для судеб миллионов людей, сумятицу в умонастроениях и выборе смысла жизни. То, что вчера казалось святым и незыблемым, сегодня растоптано безудержным стремлением к обогащению меньшинства и всеобщим унынием большинства, для которых утеряны социальные и личные ценности, ради которых стоит бороться за которые можно умереть.
Потребности - нужда или  недостаток в чем-либо необходимом  для поддержания жизнедеятельности  организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом; внутренний побудитель активности. В этом определении  потребности стержневым моментом является указание на то, что потребности - сегмент  внутреннего мира человека, неосознанный побудитель активности. Поэтому потребность  не является структурным элементом  акта деятельности, она не выходит  за пределы соматического бытия  человека, относится к характеристике душевного мира субъекта деятельности.
Потребности и желания - понятия  однопорядковые, но не тождественные. Желания отличаются от потребности легковесностью своего статуса в душевном мире человека. они не всегда совпадают в необходимости устойчивого функционирования к жизнестойкости организма и человеческой личности, и поэтому относятся к сфере иллюзорной мечты. Можно, к примеру, желать быть вечно молодым или быть абсолютно свободным. Но нельзя жить в обществе и быть свободным от общества.
В процессе индивидуального  развития личности изменяется не только характер потребностей (появляются возвышенные  потребности), но изменяется и роль потребностей в структуре личности, изменяется отношение индивида к  своим потребностям: из раба потребностей он превращается в господина над  ними.
Классификации потребностей уделялось внимание, начиная с  древних времен. Потребности можно  подразделить на возвышенные, извращённые  (низменные), информационные, рекреационные и прочие.
Американский психолог и  экономист А. Маслоу считает, что человеческие потребности располагаются в определенной иерархической последовательности в зависимости от их значимости для индивидуума. По А. Маслоу, выделяют пять групп потребностей: физиологические, безопасности, причастности (к коллективу, обществу), признания и самореализации (самовыражения). Предполагается, что перечисленные потребности удовлетворяются последовательно в том порядке, в котором они перечислены. Такую схему обычно изображают либо в виде треугольной пирамиды, либо лестницы потребностей.
Существуют и другие теории классификации потребностей, в частности  теория К. Альдерфера. Он выделяет три группы потребностей: существования, связи и роста, которые соответствуют классификации А. Маслоу и также имеют иерархическую структуру. Д. Мак-Клелланд выделяет потребности достижения, соучастия и власти, которые не имеют иерархической структуры и их взаимодействие зависит от индивидуальной психологии человека.
 


1. Возвышенные потребности и извращённые потребности, их динамический характер.
Потребности – это особая сущностная сила я, это внутренняя энергия  личности, заряжающее человека на деятельность по самосохранению и развитию.
Термин потребность встречается  у древних греков: у Платона, Аристотеля и т.д. Например, Ксенофон подчеркивал потребности нормальных людей в труде. Платон дифференцировал личные и общественные потребности.
Огромный взгляд в развитии теории внесли Маркс и Энгельс. Например, Энгельс поставил потребности в  качестве исходного начала экономики. Он выявил зависимость «Потребности – блага – полезности – потребление».
Экспериментальное изучение потребности началось в 20 гг. XX века в работах немецкого психолога  Курта Левина. В СССР впервые к  проблемам потребностей обратились в 1956 г. На страницах журнала «Вопросы психологии» развернулась дискуссия, где видные ученые высказались о  своем понимании и роли потребностей.
Субъективно потребность  переживается, как нуждаемость, недостаток, дефицит, как нечто неприятное и  тревожное, это ощущение мобилизует человека и придает силы к ликвидации нехватки.
Удовлетворить потребности  можно разными способами природа.
Для каждого из этих способов нужна активность. То есть психологическая  сущность потребностей складывается из двух этапов:
от смутного предчувствия до осознания нехватки;
действия по ликвидации дефицита.
Итак, потребность – это  нужда, облаченная в социокультурную  форму.
Для определения потребности  выделяют 3 сущностных признака:
потребность есть психологическое  отношение личности;
это дает противоречие между  тем, что требуется и чего не достает;
движущая сила поведения.
Классификация потребностей:
Типологий потребностей много. Различают:
- материальные, социальные, духовные;
- естественные и общественные;
- разумные и неразумные;
- жизненно важные и  второстепенные;
- неосознанные и осознанные (неконтролируемые и контролируемые (несбыточные и осуществимые);
- традиционные и новые;
- постоянные и временные  и т.д.
  Биологические (естественные) потребности.
  Это всеобщие первичные  потребности  жизнедеятельности  организма, нормального  функционирования  человеческого тела: потребности  питания и выделения, потребности  расширения жизненного пространства, деторождения (воспроизводство рода), потребность физического развития, здоровья, общения с природой.
    Подчиняясь  зову своей природы, человек побуждается к действиям, направленным на немедленное удовлетворение биологических потребностей. Естественные потребности - это проявления того инстинкта жизни, которые свойственны человеку так же, как и всему роду животных.
  Биологические потребности человека, оставаясь биологическими по своей сущности, тогда становятся подлинно человеческими, когда они опосредуются условиями общественного бытия, детерминируются достигнутым уровнем культуры. «Голод есть голод, - писал Маркс, -однако голод, который утоляется вареным мясом, поедаемым с помощью ножа и вилки, - это иной голод, чем тот, при котором проглатывают сырое мясо, с помощью рук, ногтей и зубов».
     В человеке  заложена генетическая неистребимая  потребность следовать вечному   зову своего естества, зову окружающей  природы. Вместе с тем, гармония  человека с природой (внутренней  и внешней) как самоцель - кратковременная  ситуация мятежного человеческого  духа, не терпящего продолжительного  состояния покоя, душевного удовлетворения.
     Быть  в слитности  с естественным и  растительным, и животным миром, со своими  биологическими потребностями - желание преходящее, временное, не  суть выражение свободы личности, а если оно и продолжительно, то отягощено сознанием своей  несвободы. Ибо мир природы  - это не мир человека, он может  стать таковым лишь при условии,  что человек организует этот  мир по-своему, преобразовав его  по законам человеческой деятельности.
       Материальные  потребности.
     Материальными  мы называем потребности в  средствах  и условиях удовлетворения  биологических, социальных и духовных  потребностей.
     Среди многообразия  этих потребностей Маркс  выделял  три потребности: в пище, жилище  и одежде. Норма материальных  потребностей определяется существующим  в стране уровнем развития  материального  производства, наличием  в нем природных ресурсов, положением  человека в обществе, видом деятельности. Одна норма для шахтера, другая - для предпринимателя и бизнесмена, третья - для ученого и государственного  деятеля и т. д. Норма материальных  потребностей должна обеспечить  каждой личности нормальные условия ее трудовой и иной деятельности, комфорт быта и транспорта, отдыха и восстановления здоровья, условия физического и интеллектуального развития. Все вместе взятые материальные потребности и способы их удовлетворения определяют уровень жизни человека.
     Следует подчеркнуть,  что материальные потребности   не безграничны. Они количественно  определены для каждой страны, каждого региона и каждой семьи  и выражаются в таких понятиях, как «продовольственная корзина», «прожиточный минимум» и др.
     Вместе  с  тем, накопительство богатства   как самоцель заслуживает упрека  лишь в том случае, когда оно   происходит на фоне прогрессирующего  обнищания окружающих людей или  с использованием наемного труда.  Тут уместна поговорка: чем  бы дитя ни тешилось, лишь бы  не плакало. Такого человека  можно пожалеть, но уважать - вряд ли.
          Социальные потребности.
     В отличие  от биологических и материальных  потребностей социальные потребности   не так настойчиво дают о  себе знать, они существуют  как само собой разумеющееся, не побуждают человека к их  немедленному удовлетворению. Было  бы, однако, непростительной ошибкой  делать вывод, что социальные  потребности играют второстепенную  роль в жизни человека и общества.
     Наоборот, социальные  потребности в иерархии потребностей  играют определяющую роль. На  заре возникновения человека, для  обуздания зоологического индивидуализма  люди объединялись, создавали табу  на владение гаремами, совместно  участвовали в охоте на дикого зверя, четко понимали различия между «своими» и «чужими», совместно вели борьбу со стихиями природы. Благодаря превалированию потребностей «для другого» над потребностями «для себя» человек стал человеком, создал собственную историю. Бытие человека в обществе, бытие для общества и через посредство общества - центральная сфера проявления сущностных сил человека, первое необходимое условие реализации всех остальных потребностей: биологических, материальных, духовных.
     Социальные  потребности существуют в бесконечном   многообразии форм. Не пытаясь  представить  все проявления  социальных потребностей, мы будем  классифицировать эти группы  потребностей по трем признакам-критериям:
     1) потребности  для других;
     2) потребности  для себя;
     3) потребности вместе с другими.
     Потребности  для других - это потребности,  выражающие родовую сущность  человека. Это - потребность общения,  потребность защиты слабого. Наиболее  концентрировано потребность «для  других» выражается в альтруизме - в потребности жертвовать собой  во имя другого. Потребность «для других» реализуется, преодолевая вечный эгоистический принцип «для себя». Примером потребности «для других» может служить герой рассказа Ю. Нагибина «Иван». «Ему доставляло куда больше удовольствия стараться для кого-то, нежели для самого себя. Наверное, это и есть любовь к людям... Но признательность не била из нас фонтаном. Ивана безбожно эксплуатировали, обманывали, обирали».
     Духовные потребности.
Предметом духовной потребности  является духовность. Но что такое  духовность? Духовность и сознательность - понятия однопорядковые. Но не всякая сознательность духовна. Например, рабочий, совершающий операции на заводском конвейере, проделывает их со знанием дела. Но эти действия технологичны, бездуховны. Алкоголик совершает сознательный выбор спиртных напитков, а также выбор пищи в качестве закуски. Но он не осознает разумной границы употребления спиртных напитков, не способен в силу порабощения страстью подняться выше ее и впадает в животное состояние.
Таким образом, духовность - это стремление преодолеть себя в  своем сознании, достичь высоких  целей, следовать личному и общественному  идеалу, общечеловеческим ценностям. Духовность проявляется также в стремлении к прекрасному, к созерцанию природы, к классическим произведениям литературы и искусства. Культура - субстанция духовности, в ней - квинтэссенция духовного опыта человечества.
Существует такое понятие: «твердость духа». Так говорят о  человеке, последовательно осуществляющем однажды избранный идеал, превратив  достижение его в смысл всей своей  жизни.
Человек, обладающий твердостью духа, не спасует перед трудностями, не впадет в панику перед сложным» жизненными ситуациями, не впадет в  соблазн перед денежными посулами взамен его чести и достоинства  не будет менять своих убеждений  по конъюнктурным соображениям. Все свои поступки он будет совершать по критериям чести, справедливости, истины. Нет более благородной задачи для молодежи, чем воспитание в себе твердости духа, ибо это наиболее верный путь к обретение смысла жизни, к преодолению жизненных невзгод и племенных неудач. Духовность - самое ценное богатство человека, его нельзя ни купить, ни взять взаймы у кого-либо, его можно только формировать собственными лилиями. Только духовно богатый человек способен на истинную бескорыстную дружбу, на прочную любовь, связующую мужчину и женщину брачными узами.
Более полную определенность духовность приобретает путем сравнения  ее с ее антиподом – бездуховное. Бездуховность - это сознание, не выходящее за пределы утилитарной пользы, не возвышающееся над суетой повседневной жизни, порабощенное вирусом потребительств а удовлетворения биологических потребностей и вещизма.
Такое сознание присуще людям  без высоких жизненных идеалов, ориентирующихся на бессмысленное  накопительство вещей, денег, черствых к бедам ближнего, любителям сиюминутного счастья, «прожигателям жизни».
Бездуховность - одна из главных причин потери человеческого в человеке; алкоголизма, наркомании, цинизм проституции, аморализма - всех тех пороков, которые тормозят общественный прогресс. Бездуховный человек это отчужденный человек, он отчужден от возвышенной формы своего бытия.
- не просто средоточие функций сознания, она - функция деятельной сущности человека. Накапливая знания о себе и внешнем мир, человек обогащает свое сознание внутренней энергией, которая стремится вырваться из пут материи и выразить себя в духе. Индивидуальное бытие сознания становится духом, преодолевая узкие рамки этой индивидуальности, объединяясь к себе подобными. Дух ломает физиологические перегородки, национальные различия, групповые различия своей устремленностью к единству, к интеграции многообразия в единую целостность.
Духовные потребности  есть стремление приобрести и обогатить  свою духовность. Бесконечно многообразен арсенал духовности: знания о мире, обществе и человеке, искусство, литература, философия, музыка, художественное творчество, религия.
    Ценностно-ориентированные  потребности.
Основанием для выделения  этой группы потребностей является классификация  потребностей по критериям их гуманистической  и этической направленности, по их роли в образе жизни и всестороннем гармоническом развитии личности.
По этим критериям можно  выделить разумные и неразумные (извращенные) потребности, истинные и ложные, прогрессивные  и разрушительные потребности.
Рассмотрим разумные и  неразумные потребности. Разумные потребности - это потребности, удовлетворение которых  способствует нормальному функционированию человеческого организма, росту  престижа личности в обществе, ее гуманному  развитию, гуманизации всех сторон общественной жизни. Можно выделить следующие критерии разумных потребностей:
1. Чувство меры в удовлетворении  потребностей, не доводящее до  деградации личности.
2. Гармоническое сочетание разных потребностей. Нельзя признать разумной даже духовную потребность, если ее удовлетворение достигается за счет подавления других (естественных и материальных) потребностей. В этом смысле нельзя признать уместной поговорку: «Пусть одна, но пламенная страсть».
3. Соответствие потребностей  способностям личности и наличием  средств их реализации.
4. Управляемость потребностями.  Разумными можно назвать те  потребности, которыми управляет  человек, а не наоборот, когда  потребности управляют человеком.
Формирование и удовлетворение разумных потребностей - благородная  и почетная задача системы государственного управления, образования и воспитания, всего уклада общественной жизни.
Неразумные потребности - такая группа потребностей, которые  создают тупиковые ситуации в  функционировании человеческого организма, в развитии личности, наносят ущерб  интересам общества, а в случае их омасовления приводят к деградации человеческого общества, и дегуманизации всех общественных отношений. Диапазон неразумных потребностей чрезвычайно широк: от табакокурения до наркотического иглоукалывания.
В силу чрезвычайной актуальности в современную эпоху,  остановлюсь  на наиболее разрушительной части неразумных потребностей - на извращенных потребностях. Это - чрезмерная потребность в алкоголе, в наркотиках, гомосексуализм и лесбиянство, некоторые пластические операции. Эти пороки современного общества существуют не столько от недостатка материальных благ, сколько от пресыщения материальными благами и бездуховности человека, отсутствие у людей идеалов, за которые надо бороться. Человек заболевает алкоголизмом не потому, что он часто и много пьет, а потому, что он не обладает достаточной силой воли, чтобы определить меру принятия спиртного и ограничить его принятие этой мерой. Наркоман или гомосексуалист не потому является наркоманом или гомосексуалистом, что не понимает пагубность этих влечений, а потому, что не может сказать твердо «нет» этим влечениям и стать на путь замещения их потребностями разумными, соответствующими нормам и правилам человеческого общежития.
Хотя определение названной  группы потребностей трудно отнести  к абсолютно верным, оно, тем не менее, играют определенную роль в ориентации индивида в сложных хитросплетениях  вкусов, потребностей, настроений. В  практической жизни нет устойчивой субординации в иерархии потребностей. В зависимости от условий и  жизненных обстоятельств на первое место выходит то биологическая, то материальная, то духовная потребность. 

2. Информационные  потребности в жизни человека.
Информационные потребности  и сущность возникновения, развития и существования библиотеки      
Потребность - одно из фундаментальных  понятий современной науки, имеющее  совокупность утвердившихся значений в рамках той или иной области. В наиболее общем виде потребность  определяется философами как '...нужда  или недостаток в чем-либо необходимом  для поддержания жизнедеятельности  и развития организма, человеческой личности, социальной группы, общества в целом". Так как потребности  являются неотъемлемым атрибутом всего  живого, то любая наука, изучающая  природу, человека и общество в большей  или меньшей степени затрагивает  проблематику потребностей, поэтому  понятие "потребность" является общим  для всей совокупности наук и в  этом смысле - общенаучно.
Понятие «информационная  потребность» является одним из ключевых для информационных наук, в том  числе библиотековедения. Вместе с  тем, несмотря на большое количество публикаций по данной проблеме в настоящее  время не существует общепринятого  определения термина «информационная  потребность», информационные потребности  остаются недостаточно изученными по существу. Из многочисленных публикаций видно, что разные авторы вкладывают в понятие «информационная потребность» далеко не всегда одинаковое содержание. На это указывают различные несовместимые  определения этого термина, наличие, наряду с понятием «информационная  потребность», понятий «потребность в библиотечно-библиографических  ресурсах», «потребность в документах», «потребность в чтении», которые  не всегда согласуются друг с другом.
Для всех видов потребностей человека характерна одна общая особенность - информационная составляющая. Справедливо  отметил Г.И. Щербицкий: «Все живое, в отличие от неживого, испытывает потребность в информации». Информационная потребность отражает недостаток информации для осуществления деятельности субъекта. Однако если живые организмы испытывают потребность в информации для удовлетворения относительно простых витальных потребностей, то информационные потребности человека значительно сложнее, ими охватывается вся социальная информация, циркулирующая в обществе.
Несмотря на кажущуюся  многочисленность публикаций по проблематике информационных потребностей, специалисты  не пришли к общему мнению о понимании  природы информационных потребностей. В настоящее время представителями  различных наук предложено довольно большое количество определений  понятия «информационная потребность», отражающих наиболее распространенные в той или иной области подходы  к пониманию сущности информационных потребностей.
Психологами информационная потребность понимается как осознанная потребность '...в получении определенных порций информации из того, что может  быть предоставлено инфосредой» Основное внимание в данном определении уделяется получению необходимой информации из общих «запасов» и совершенно игнорируется деятельность по производству новой информации. А ведь как раз получение принципиально новой информации является результатом возникшей информационной потребности.
Значительная часть исследователей информационные потребности связывает, в первую очередь, с потребностью в научной или другой специальной информации. Так, по мнению представителя данного подхода Т.е. Федоровой, информационная потребность является внутренним состоянием субъекта, отражающим дефицит научной информации, необходимой для использования в научной или научно обоснованной деятельности. Т.В. Муранивский считает, что «...под информационной потребностью следует понимать свойство человека или определенной системы (например, НИОКР, производственного или управленческого процесса и т.п.), отражающее необходимость в регулярном получении и использовании информации, обеспечивающей эффективное функционирование этой системы».
Наибольшее распространение  в современной теории информационных потребностей получил деятельностный подход в соответствии, с которым в основе возникновения информационных потребностей лежит деятельность человека. Понимание деятельности как основы формирования информационных потребностей, определяющей их природу и содержание, впервые нашло отражение в работах Э.С. Бернштейна, Д. Е. Шехурина, которые связывали формирование информационных потребностей непосредственно с деятельностью ученых и специалистов. Данный подход нашел дальнейшее развитие в работах С.Д. Коготкова, Т.С. Федоровой, Г.И Щербицкого и других исследователей. Как отмечают сторонники деятельностного подхода, "деятельность - это исходный пункт реализации потребностей познания, а, следовательно, и исходный пункт потребности в информации. Деятельность является тем "входом", через который осуществляется реализация потребностей субъекта в информации».
Потребность человека в информации выражается в необходимости получения  информации о природе и обществе с целью использования их для  дальнейшей деятельности. Она появляется одновременно с возникновением потребности  в материальных или духовных предметах  потому, что удовлетворение даже самых  простых потребностей, как на начальных  этапах развития человечества, так  и в cовременном обществе, всегда связано с информацией. Для практического выполнения задач по достижению целей деятельности нужна информация об изменениях в окружающей среде и об условиях самих задач. Оттого, какой характер приобретает деятельность человека, зависят и основные тенденции развития информационных потребностей.
Под воздействием факторов внешней и внутренней среды перед  субъектом встает задача, реализация которой требует необходимой  информации. В результате обдумывания задачи в соответствующей зоне долговременной памяти человека складывается образ или внутренняя модель этой задачи», т.е. осознание субъектом возникшей информационной потребности ведет к созданию идеального «поискового образа», который соответствует представлениям субъекта о характере и содержании той информации, которой ему не хватает для решения поставленных задач. Этот процесс формирования субъективных представлений о собственном незнании - отражение; процесса предметизации информационных потребностей и происходит на базе анализа «уже имеющейся у субъекта информации о компонентах и условиях деятельности, т. е. на основании его информационного потенциала (тезауруса) в определенной области».
Любое общество, на каком  бы уровне развития оно ни находилось, чтобы функционировать как социальный субъект, должно организовывать производство материальных и духовных благ. В  замкнутых социальных системах, в  рамках которых осуществляется лишь простое воспроизводство, нет (ли почти  нет) нужды в новых знаниях. Существующее в этих системах производство информационно  обеспечивается эмпирическими знаниями, накопленными поколениями. В обществах, в которых осуществляется расширенное  воспроизводство, возникает постоянная общественная потребность в новых, дополнительных знаниях. Современная  деятельность человека в различных  сферах науки, техники и производства постоянно изменяется и усложняется, - ставятся новые цели, совершенствуются средства и методы деятельности, меняются условия и т.д. Для того, чтобы субъект мог успешно осуществлять деятельность в новой ситуации, требуется корректировка (или создание новой) идеальной модели этой деятельности, приведение ее в соответствие с изменившимися условиями. Это возможно только при наличии у субъекта необходимой информации. «Если субъект не располагает в данный момент соответствующей информацией, он не может построить новую идеальную модель деятельности, а, следовательно, не имеет возможности эффективно осуществлять саму деятельность в изменившихся условиях».
В результате сопоставления  образа с имеющейся информацией  у субъекта возникает несколько  альтернатив дальнейшей деятельности.
1. Имеющейся информации  достаточно для осуществления  деятельности по удовлетворению  потребности. 
2. Имеющейся информации  недостаточно для осуществления  деятельности по удовлетворению  потребности и от достижения  цели необходимо отказаться.
3. Имеющейся информации  недостаточно для осуществления  деятельности по удовлетворению  потребности и для достижения  цели необходимо продолжить поиск  необходимой информации во внешней  среде. 
При принятии третьей альтернативы субъект осознает, что для дальнейшего  успешного осуществления деятельности имеющейся у него информации недостаточно, однако ее можно получить из окружающего  его информационного потока. В  этом случае информационная потребность, отраженная в сознании в виде модели, осознается как рассогласование  между имеющимися знаниями и знаниями необходимыми. Возникшая ситуация воспринимается и переживается субъектом как  противоречие, которое не укладывается в рамки содержания имеющейся  информации или в рамки привычных, уже найденных путей решения  проблемы, а удовлетворение информационной потребности становится одним из важнейших этапов деятельности. Условия, стимулирующие возникновение потребности  в новой информации, как считает  Г.И. Щербицкий, следующие:
если у субъекта тезаурус недостаточен для решения практических или теоретических задач;
если новая информация о предмете познания вступает в противоречие с накопленной информацией;
если теоречические положения (с точки зрения субъекта) расходятся с общественной практикой или личным жизненным опытом (противоречие между научным и обыденным сознанием);
если какое-либо истинное знание в его развитии, конкретизации  или приложении выявляет на определенном этапе противоречие;
если у субъекта возникает  потребность осуществить одну и  ту же цель в различных формах.
Недостающую информацию человек  может получить несколькими путями: из внешней среды при помощи непосредственного  наблюдения, от других индивидуумов (близких, знакомых, коллег и т.п.) в процессе общения, из искусственно созданных  информационных систем. При этом необходимо отметить: для получения нужной информации человек, используя свой предыдущий опыт, может обратиться к одному из названных источников и независимо от результата не апеллировать больше к другим, либо, при отсутствии положительного результата, постепенно обращаться к  другим источникам, или одновременно начать поиск информации по всем направлениям. Личное общение, особенно при помощи устной речи, является древнейшим и наиболее распространенным способом передачи информации между индивидуумами. Если полученной в процессе общения информации будет достаточно, то субъект приступит к осуществлению деятельности по удовлетворению потребности. Однако при недостатке полученной информации субъект может обратиться к искусственно созданным информационным системам.
Возникновение и развитие искусственных информационных систем непосредственно связано с развитием  и совершенствованием ранее существующих и появлением все новых видов  деятельности, осущес
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.