Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Особености современной экономической политики России 2010году

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 05.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 45. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 
Введение ……………………………………………………………………………3
1.Роль и функции государства в экономике……………………………………....5
   1.1. Внешние эффекты……………………………………………………………6
   1.2. Общественные товары……………………………………………………….7
   1.3. Три глобальные  функции государства……………………………………..10
2.Необходимость вмешательства  государства в рыночную экономику……… .12
   2.1. Причины государственного  вмешательства в рыночную экономику……13
   2.2. Виды государственного вмешательства. Цели, направления и методы    государственного регулирования…………………………………………………17
3.Особености современной  экономической политики России 2010году……….21
Заключение………………………………………………………………………….29
Список литературы…………………………………………………………………31
Приложение…………………………………………………………………………32
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
“Люди, никогда систематически не изучавшие экономическую теорию,
 похожи на глухих, которые  пытаются оценить звучание оркестра.”
(П. Самуэльсон)
 
 
Введение
 В данной курсовой работе я  хочу рассказать , что в рыночной экономике государство занимает неотъемлемую часть, так как  корректирует рыночный  механизм, и создает условия для его свободного функционирования.
Все экономисты сходятся в  понимании того, что «невидимая рука» рынка должна дополняться видимой рукой государства.
Рыночная система – это, прежде всего, гибкость и динамизм в принятии решений, как со стороны потребителей, так и со стороны производителей. Государственная политика просто не имеет права отставать от изменений в рыночной системе, иначе она превратится из эффективного стабилизатора и регулятора в бюрократическую надстройку, тормозящую развитие экономики. Именно оттого, что рыночный механизм не способен наиболее полно удовлетворять потребности общества, экономика должна регулироваться государством.                                                                                                       Основной для любого государства является факт государственного вмешательства в экономику. Государственное регулирование рыночной экономики проявляется двояко. Оно проявляется в государственном формировании свода правил и ограничений рыночной деятельности, его поддержки и обновлении, контроле за соблюдением. С другой стороны, организуя рыночные отношения, государственные органы способствуют их органическому встраиванию в систему общественных отношений, без чего рынок был бы отогнут политической и социальной структурами. Государственное регулирование рынка осуществляется посредством законодательства, через государственное планирование, программирование, распределение, на основе выпускаемых правительством нормативных актов.     Данная тема актуальна, так как государство постоянно балансирует, увеличивая или уменьшая степень вмешательства. От правильного вмешательства в рыночную экономику , зависит стабильность .                                               
  Цели исследования состоит в изучении роли и функций государства в экономике. В развитие этой цели можно выделить следующий круг задач:
- роль и функции государства в экономике 
- экономические функции  государства
-необходимость вмешательства  государства в рыночную экономику
-экономическая политика  России
 В соответствии с поставленными целями, сформировавшаяся рыночная экономика развитого государства позволит увеличить национальный капитал и улучшить уровень жизни российского общества.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
1.Роль и функции государства в экономике
 
 Роль государства в рыночной экономике проявляется через его функции. Деятельность государства направлена на достижение генеральной цели – блага человека, его нравственного и физического благополучия, максимальной правовой и социальной защищенности личности.                            Экономические функции современного государства довольно многообразны и сложны. Центральный вопрос государства – проблема разработки стратегии социально-экономического развития страны с четким определением конечных целей, приоритетов и этапов. Государство инициирует разработку такой стратегии и несет ответственность за ее направленность и конкретную реализацию.   В современной развитой экономике основу жизнедеятельности  составляет рынок. Государство же в принципе подчиняется рыночным правилам игры,  основанным  на  правах собственности. Но государство не пассивный наблюдатель за экономическими процессами в рыночной экономике. Оно вмешивается в рынок, регулирует его через налогообложение, бюджетное перераспределение, законодательство.
Государство, пытаясь решить проблемы, неподвластные рынку, осуществляет антимонопольную политику с целью  поддержания конкуренции, обеспечивает свободу предпринимательства, законность и порядок в хозяйственной жизни, стимулирует деловую активность и использование имеющихся научно-технических результатов. За государством всегда сохраняется организация денежного обращения и социального страхования, проведение глубоких структурных преобразований производства, решение вопросов фундаментальной науки, производство общественных благ, оказание помощи малорентабельным, но важным для хозяйства производствам, обеспечение устойчивости национальной валюты, контроль внешнеэкономической деятельности, включая организацию таможенной системы, и многие другие. Это так называемые классические функции государства, составляющие как бы нижнюю границу его вмешательства в рыночную экономику.
 
Большинство современных  западных экономистов разделяют  взгляд о том, что даже в системе рынка нельзя обойтись без государства. Оно берет на себя функции, которые принципиально не может осуществить сам рынок. Это прежде всего следующие функции:
    Регулирование так называемых внешних (или побочных) эффектов;
    Удовлетворение потребностей в коллективных благах ( или общественных товарах).
 
1.1.Внешние эффекты
 Внешние эффекты – это издержки или выгода от рыночных сделок, не получившие отражение в ценах. Они называются внешними, так как касаются не только участвующих в данной операции  экономических агентов, но и третьих лиц. Возникают они в результате, как производства, так и потребления товаров и услуг.
Внешние эффекты делятся  на отрицательные и положительные. Отрицательные эффекты связаны с издержками, положительные с выгодами  для третьих лиц. Таким образом, внешние эффекты показывают разность между социальными издержками (выгодами) и частичными издержками (выгодами): 
MSC=MPC+MEC
где MSC – преодоленные общественные издержки (marginal social cost);       MPC – предельные частные издержки (marginal private cost); MEC – предельные внешние издержки (marginal external cost).развитие образование дает прекрасный пример достижения положительного эффекта. В обществе каждый его член выигрывает от того, что сограждане получают хорошее образование. Каждый из нас, принимает решение о получении образования, вряд ли задумывается о тех выгодах, которые получает общество в целом. Мы соотносим затраты, связанные с получением хорошего образования, и те выгоды, которые могут быть в результате этого получены. Отсюда инвестиции в человеческий капитал, как правило, ниже оптимальных для общества. Рыночное равновесие Е устанавливается в точке пересечения предельных частных выгод и предельных социальных издержек: MPB=MSC (рис.1)
На графике кривая предложения  равна динамике MSC - предельных общественных издержек; кривая спроса D1 – динамике MPB – предельных частных выгод (marginal private benefits);  кривая спроса D2 – MSB – предельных общественных выгод (marginal social benefits); MEB – предельные внешние выгоды (marginal external benefits). Так как предельные социальные выгоды больше предельных частных выгодах на величину предельных внешних выгод, то эффективное для общества равновесие достигалось бы в точке пересечения предельных социальных выгод и издержек, т.е. в точке Е2. Эффективность увеличивается на площади треугольника AЕ1Е2.
Таким образом, отрицательные  внешние эффекты (negative externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента вызывает издержки других. Положительные внешние эффект (positive externality) возникает в случае, если деятельность одного экономического агента приносит выгоду другим.
При наличии отрицательного внешнего эффекта экономическое  благо продается и покупается в большем по сравнению с эффективным  объемом, т.е. имеет место перепроизводство товаров и услуг с отрицательными внешними эффектами.
При наличии положительного внешнего эффекта экономическое  благо продается и покупается в меньшей по сравнению с эффективным  объеме , т.е. имеет место недопроизводство товаров и услуг с положительными внешними эффектами.
Трансформация внешних эффектов во внутренние может быть достигнуто путем приближения предельных частных  издержек ( и соответственно выгод) к предельным социальным издержкам (выгодам). А. Пигу в качестве решения данной проблемы предложил использовать корректирующий налог и субсидии.
Корректирующий налог  – это налог на выпуск экономических  благ, характеризующихся отрицательными внешними эффектами, который повышает предельные части издержки до уровня предельных общественных.
Корректирующая субсидия – это субсидия производителям или  потребителям экономических благ, характеризующихся  положительными  внешними эффектами, которая позволяет приблизить предельные частные выгоды к предельным общественным.
 
1.2. Общественные товары
Рассмотрим следующую  функцию государства: удовлетворение потребностей в общественных товарах  или чисто общественных благах.
Чисто общественное благо – это такое благо, которое потребляется коллективно всеми гражданами независимо от того, платят люди за него или нет.
Механизм рынка нацелен  на удовлетворение только тех потребностей, которые выражаются через спрос. Но есть и такие потребности, которые  нельзя измерить в деньгах и превратить в спрос, рынок пройдет мимо таких  потребностей. Речь идет о товарах  и услугах коллективного пользования, в потреблении которых участвуют  все члены общества. Это оборона. Охрана общественного порядка, государственное управление, единая энергетическая система и т.д. – эти блага в мировой экономической науке называются общественными товарами.  Их особенностью является неисключаемость из потребления, достаются они всем потребителям поровну и частично потребляются коллективно и неизбирательны в потреблениях. Последнее означает, что потребление общественных товаров одним человеком не уменьшает его доступность для других. Такие товары неконкурентные, так как предельные издержки для дополнительного потребителя равны нулю.
Интересно отметить, что  если бы оплата общественных товаров  осуществлялась в соответствии с  предельными выгодами от их использования. То появились бы мощные стимулы для  сокрытия истинной информации и преуменьшений  реальных размеров получаемых выгод. Действительно, поскольку потребители получают выгоды от общественного блага независимо от того, платят за него или нет, то возникает  желание обойтись без лишних выплат, получить это благо даром. Такая  ситуация получила название проблемы безбилетника, «зайца».
Проблема безбилетника чаще возникает в больших , чем в малых группах потребителей, так как там труднее получить необходимую информацию о положении плательщиков. В результате существования проблемы безбилетника производство чисто общественных благ бывает ниже эффективного. Рынок оказывается не в состоянии справиться с этой проблемой, терпит фиаско. Исправить «провалы» рынка помогает государство.
Предоставление населению  общественных товаров является функцией государства, а их финансирование осуществляется через центральный или местный  бюджет. Иногда, правда, бывает трудно отличить общественные товары от частных. Так, например, высшее образование имеет  черты общественного товара, так  как студенты потребляют его услуги коллективно и поровну, но оно  же имеет и черты частного товара, так как не отвечает принципу неисключаемость  из потребления.  Поэтому система  высшего образования может развиваться  на сочетании рыночной и государственной  основ.
Три рассмотренные функции  – это максимум того, что может  делать государство в условиях свободного рынка, и  одновременно минимум того, что оно делает в реальной рыночной экономике.
 
 
 
 
1.3.Три глобальные функции  государства
Государственное вмешательство  в экономику связано с ограниченностью  самого рыночного механизма.
Провалы – это случай, когда рынок оказывается не в состоянии обеспечить эффективное использование ресурсов.
Обычно выделяют четыре типа неэффективных ситуаций, свидетельствующих  о провалах рынка:
    Монополия
    Несовершенная информация
    Внешние эффекты
    Общественные блага
Во всех этих случаях приходит на помощь государство
В связи с этим в экономической литературе подчеркивается необходимость выполнения государством еще три глобальные функции: эффективность, справедливость и стабильность.
Эффективность. Государство призвано создать такой экономический «фон», используя различные экономические инструменты, которые обеспечил бы эффективное функционирование производства. В частности, большое значение имеет антимонопольная деятельность государства, обеспечивает максимально благоприятных условий для действия рыночного механизма, активизации конкуренции. Современное государство оказалось «встроенным» в рыночную систему хозяйствования. Поддержание действие конкуренции – его важнейшая функция.
Справедливость. Рынок признает лишь один критерий распределения доходов: итог участия в конкуренции на рынке товаров и услуг, капиталов и рабочей силы. Поэтому справедливыми будут считаться как высокие доходы тех, кто преуспел в конкуренции, так и низкие доходы тех, кто потерпел неудачу. Чисто рыночное распределение вовсе не гарантирует получение прожиточного минимума. Понадобилось определенное время, чтобы общество осознало и признало, что распределение доходов, справедливое с точки зрения рынка, несправедливо в общечеловеческом плане. В конце концов государство взяло на себя функцию перераспределения доходов через налоги, а также поддержание нетрудоспособных, престарелых т.п. Кроме этого, рыночная экономика не обеспечивает полной занятости населения, в ней неизбежна вынужденная безработица (естественной считается безработица до 6%), поэтому регулирование рынка рабочей силы, материальное обеспечение безработных – это тоже функции государства в рыночной экономике. Государство к тому же должно позаботиться о занятых, гарантировать минимальный уровень потребления через минимальную зарплату.
Стабильность. Государство вовлекается в макроэкономическую функцию поддержки экономической стабильности, сглаживания циклической формы развития экономики. Проводит оно и антиинфляционную политику.
Помимо этих глобальных задач, государство берет на себя: обеспечение  правовой основы и социального климата, способствующих эффективному функционированию рыночной экономике; компенсация негативных сторон рынка; поддержку малого и среднего бизнеса; проведение фискальной политики – изъятие часто дохода хозяйствующих субъектов с целью формирования государственного бюджета; обеспечение развития фундаментальных   научных исследований; стимулирование развития таких направлений НТП, которое требует вложение очень больших средств, длительных сроков окупаемости и связаны с большим риском. Это же касается развития новых отраслей с неясными перспективами.  Государство также берет на себя решение региональных проблем.
 
 
 
 
 
 
 
2.Необходимость вмешательства  государства
 в рыночную экономику
Крупномасштабное производство, которое стало формироваться  в современном мире со времени  появления машин, немыслимо без  наличия развитых хозяйственных  связей и специфических экономических  отношений. Такого рода связи и отношения  устанавливают и реализуются  неодинаково. Их содержание зависит  как от степени социально-экономической  развитости данного общества, так  и от избранной им экономической модели – административно – командной или рыночной. Если для первой модели главным средством регулирования связей и отношений служит государственный директивный план, то для второй функцию регулирования выполняет рыночный механизм. Жизнь показала, что каждый из этих моделей присущи как положительные, так и отрицательные свойства. Однако в современных условиях наиболее эффективной, а следовательно, и наиболее распространенной является рыночная модель (ее модификация) с присущим ей рыночным механизмом, обеспечивающим регулирование хозяйственных связей.
Как и любая социально-экономическая  модель, рыночная модель не является абсолютно  идеальной: она имеет существенные дефекты, стремление к избавлению от которых на протяжении всей истории  рынка приводит к поиску средств  и методов по усовершенствованию ее действия. Поэтому на практике использования  рыночной модели всегда связано не только с действием рыночного  механизма, но и с другими дополнительными  средствами и приемами, способами  более эффективно регулировать экономические  связи. Для определения форм и методов регулирования экономики необходимо установить наиболее узкие места в работе рыночного механизма, которые требуют дополнительных мер. Только определив такие места можно искать способы по их ликвидации или сведения к минимуму.
Наиболее существенные дефекты  рыночной модели можно обледенить в  две группы. К первой относиться все те, что связаны с ограниченным масштабом действия рыночных отношений. Так, целый ряд  важных для общества отраслей деятельности полностью или частично выпадает из зоны действия рынка вообще и рыночного механизма – в частности. Это, например, национальная оборона, охрана общественного порядка, услуги пожарных и т.д. Ко второй группе относятся дефекты рынка, связанные с тем, что последнее не только не в состоянии обеспечить социальную справедливость, а напротив, способствует усилению дифференциации доходов и тем самым – расслоению общества на бедных и богатых.
Кроме явных ограниченных возможностей рынка, требующих дополнений к действию рыночного механизма, существует и еще ряд обстоятельств, объективно определяющих необходимость  стороннего вмешательства в работу рынка, для чего нужен специальный  орган, способный существенно дополнить  и усовершенствовать рыночный механизм и тем самым повысить его эффективность. История существования рынка показала, что таким органом может быть только государство. Только оно может создать полный набор институтов, предназначенных для реализации мер и средств, улучшающих действие рынка.
Таким образом, основными  направлениями вмешательства государства  являются формирование правовой и институциональной  рыночной среды, экономического, предпринимательского и инвестиционного климата, а  также организация, поддержка и  контроль деятельности рыночной инфраструктуры.
 
      Причины государственного вмешательства 
в рыночную экономику
Рыночная система формировалась  на протяжении нескольких тысяч лет  в результате постепенного разложения натурального хозяйства. В основе этого  процесса лежало развитие общественного  разделения труда и экономическое  обособление производителей в рамках частной формы собственности  на средства производства. Этот процесс  сделал необходимой и единственно  возможной формой связи между  экономическими субъектами обмен результатами хозяйственной деятельности. Именно такой непрерывный процесс обмена продуктами труда и есть одно из определений рынка.
«Рыночная экономика» означает качественный скачок в экономической  истории человечества. Ведь это –  «рынок покупателя», в котором производитель  утрачивает диктаторский статус. Если мы осознаем всю значимость перехода приоритета к потребителю, (то есть, от продавца к покупателю), то нам  станет, ясна и необходимость характеристики новой ступени экономической  истории общества только как «рыночной» экономики. Сам по себе производитель (продавец) – это еще не рынок. Таковым он становится только с появлением свободного, имеющего возможность выбора своей потребительской выгоды покупателя.
Избавляя общество от дефицита, стимулируя научно-технический прогресс, рыночная организация вместе с тем  демонстрирует явную неспособность  решать другие, может быть, не менее  важные социально-экономические проблемы. К первой, прежде всего, относится  удовлетворение тех общественных потребностей, которые невозможно измерить в деньгах  и превратить в платёжеспособный спрос. В современном обществе круг таких потребностей весьма широк, а  их  игнорирование  абсолютно  немыслимо. Никакое общество не может  обходиться без национальной системы  обороны, народного образования, единой  энергетической системы, охраны общественного  порядка, аппарата управления государством и т. П.  Поскольку речь идёт о товарах и услугах, которыми  поровну пользуются все граждане страны, они получили название «общественных» (или «коллективных») товаров. «Производство» этих товаров и услуг целиком вынуждено брать на себя государство, финансируя его из средств бюджета за счёт налогов на доходы предприятий и отдельных граждан. При этом государство должно учитывать, что «общественные товары» имеют весьма сложную структуру, ибо часть из них (например, национальная оборона) «потребляется» всем населением  страны поровну, другая – лишь частью населения (услуги милиции данного региона), третья – лишь  малым коллективом коммунальные услуги, предоставляемые муниципалитетом данного населённого пункта). Но тем не менее совершенно ясно, что удовлетворение потребностей на  «общественные товары» не может происходить на рыночной основе.
Вторая проблема, лежащая за пределами досягаемости рыночного механизма, связана с так называемыми «внешними эффектами». Суть  их в том, что деятельность предприятий рыночного типа может иметь как отрицательные, так и положительные последствия, не имеющие, но реально влияющие на благосостояние других членов общества. Таковы, к примеру, внешние эффекты, связанные с загрязнением окружающей среды в результате производственной деятельности, исчерпание природных запасов из-за возрастающего вовлечения их в хозяйственный оборот, возникновение региональных и структурных диспропорций в производстве, и пр. Конечно же, рыночный механизм «сам по себе» не способен нейтрализовать эти негативные последствия, потому что ориентирует экономику исключительно на постоянно возрастающий платёжеспособный спрос. Поэтому регулирование внешних эффектов по необходимости должно взять на себя государство. Оно делает это путём их измерения и организации перераспределения доходов через госбюджет с целью погасить негативные внешние эффекты или справедливо перераспределить выгоды, полученные от положительных внешних эффектов (например, ирригационных работ, инициатором которых выступил один производитель, а положительными результатами пользуются многие).
Ликвидация негативных внешних  эффектов возможна и путём прямого  администрирования, т.е. запрета эксплуатации части невосполнимых природных  ресурсов, применения вредных технологий, производства товаров и услуг, наносящих  ущерб здоровью людей, и т.п. Виновные в нарушении таких запретов подвергаются штрафам, размер которых многократно  превосходит возможные выгоды производителя. В своей борьбе с негативными  внешними эффектами государство  не одиноко. Ему помогают многочисленные общества по защите прав потребителей, свободная пресса, институты представительной демократии.
Всё это даёт возможность  существенно корректировать действие рыночного механизма, смягчать или  вовсе ликвидировать негативные последствия слепой игры рыночных сил, проявляющейся во внешних эффектах.
Наконец, третья группа проблем, порождаемых ограниченностью рыночного механизма, связана с важнейшими социально-экономическими правами личности и, в первую очередь, с правом на труд. Надо иметь ввиду, что теоретически немыслима и практически невозможна рыночная экономика с полной занятостью. Выше уже говорилось о мобильности всех видов ресурсов, включая трудовые, как об одной из существенных черт рыночной экономики. Такая мобильность предполагает  периодическое возникновение, прирост или сокращение разных видов безработицы: «технологической» (из-за свёртывания устаревших производств), «структурной» (из-за перестройки структуры экономики), «региональной» (из-за неравномерности развития разных регионов), «скрытой» (из-за разорения части фермеров).
Роль государства в  этой сфере отношений сводится вовсе  не к тому, чтобы любой ценой  обеспечить «полную занятость». Это  означало бы разрушение самого рыночного  механизма. Задача состоит в другом – в эффективном регулировании рынка рабочей силы, поддержании с помощью трансфертов (социальных выплат) людям, не по своей утративших рабочие места, осуществлении программ по созданию новых рабочих мест и т.п.
Существуют и требуют  государственного вмешательства и  иные проблемы, которые рынок также  решить не в состоянии. Сюда относятся  крупные инвестиционные проекты, несущие скорой прибыли и связанные с большим риском, неравномерность регионального развития, необходимость борьбы с инфляцией и монополизмом, и многое другое.
Итак, с одной стороны, рынок представляет собой наилучший, т.е. наиболее эффективный способ хозяйственной  организации из всех известных истории, а с другой стороны, у него есть весьма существенные недостатки, которые  могут и должны быть нейтрализованы или смягчены с помощью разных форм вмешательства государства, политических и общественных организаций. Именно поэтому нормальной экономикой повсюду считается регулируемая рыночная экономика, в которой более или менее удачно решается задача совмещения саморегуляции рыночных отношений с их корректировкой в соответствии социально-приоритетными ценностями.
Неслучайно неотъемлемым свойством рыночной системы является её многосекторность, т.е. разнообразие форм собственности и хозяйственной  деятельности. Удельный вес каждой формы определяется только рыночной эффективностью и неодинаков в разных странах.
Для развитых стран наиболее типична акционерная (корпоративная) форма собственности. Она преобладает  в крупных производствах с  большими массами применяемых средств производства и капитала. В сфере же малого и среднего бизнеса доминирует частная, или индивидуальная, форма собственности. Кроме названных двух основных форм в большинстве рыночных стран успешно функционирует кооперативная (коллективная) форма собственности. Как правило, это производственные кооперативы или небольшие предприятия, выкупленные коллективом в свою собственность. Очень важную роль во многих отраслях играет и государственная форма собственности. Госсектор обычно охватывает малодоходные отрасли производства (энергетика, часть транспорта, почта и т.п.). И социальную инфраструктуру (просвещение, наука, здравоохранение, социальное обеспечение). Госсектор выполняет две взаимосвязанные функции: служит источником независимого от негосударственного сектора источника доходов бюджета и выступает регулятором самых разнообразных рыночных процессов (от смягчения проблем занятости до поддержания конкуренции в прибыльных сферах экономики).
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.