Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Дефиниция политологии

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 05.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Дефиниция политологии.
Политология, как следует уже из самого названия (от греческого politika – государственные или общественные дела, искусство управления государством и logos – слово, учение) – это наука о политике.
Несмотря  на наличие достаточно широких политических исследований, начало которым было положено еще в древнем мире, вплоть до второй половины XIX в. политология  развивалась без самостоятельной дисциплинарной оформленности, главным образом как учение о государстве и политико-философская теория. Некоторые ученые считают формальным началом политологии как самостоятельной науки образование в первой половине XIX в. правовой школы в Германии, другие (преимущественно американские авторы)  датируют ее возникновение второй половиной XIX в., когда Френсис Либер начал читать в 1857 г. в Колумбийском колледже курс лекций по политической теории. Именно там, в Колумбийском колледже (позже ставшим Колумбийским университетом) сменивший Ф. Либера Джон Берджес основал в 1880 г. “Школу политических наук”. Поначалу американская политическая мысль находилась под сильнейшим немецким и французским влиянием и занимала маргинальные позиции в мировом обществоведении.
В конце XIX –  начале XX вв. термин “политическая  наука” получает признание и распространение  и в Европе. В 1896 г. один из виднейших  европейских политологов и социологов итальянец Г. Моска называет свой ставший позднее классическим труд “Элементы политической науки”.
В начале XX в. процесс выделения политологии в самостоятельную научную дисциплину в основном завершился. После первой мировой войны американская политология (политическая наука) становится ведущей в мире и на всем протяжении XX столетия остается доминирующей в этой отрасли знания. Развитию политических исследований заметно способствовало создание в 1949 г. под эгидой ЮНЕСКО Международной ассоциации политической науки, которая продолжает свою деятельность и по сей день.
В России политическая мысль имеет длительную историю  и содержит много интересных и  оригинальных идей. Современный облик  политические исследования приобретают  в конце XIX – начале XX вв. Важный вклад  в мировую политическую науку  внесли М.М. Ковалевский, Б.Н. Чичерин, П.И. Новгородцев, М.Я. Острогорский и марксистские теоретики В.И. Ленин, Г.В. Плеханов и  другие. Однако бурное развитие политической науки было фактически прервано после  революции 1917 г.  Политология стала трактоваться как “лженаука”, “буржуазная наука” и т.п. Отдельные политические проблемы анализировались в рамках исторического материализма, научного коммунизма, истории КПСС, теории государства и права и некоторых других идеологизированных дисциплин. Отношение к политологии стало меняться лишь во второй половине 80-х гг. ХХ в., и сегодня она постепенно занимает подобающее ей место в системе обществознания, оказывает все более заметное влияние на политическую практику. 

Политические  учения древности.
Эпоха античности дала нам два имени, с которыми связаны вершины политико-философского осмысления социальной реальности того времени - Платон и Аристотель.
Платон (427-347 гг. до н.э.) - великий древнегреческий философ, автор таких выдающихся произведений, посвященных политической проблематике, как “Государство”, “Политика”, “Законы”.
Политические  взгляды Платона и Аристотеля формировались и развивались  в рамках тогда еще единой, всеохватывающей, нерасчлененной философской науки  как ее составная часть  и поэтому во многом носили общий, философско-религиозный характер. Само государство-полис рассматривалось как высшее воплощение разума, справедливости и права, а его наилучшие формы призваны были служить общему благу и счастью всех граждан, защите всех свободных людей. Государство и общество тогда еще не разделялись, а место и роль государства необычайно возвеличивались. Оно выступало как “творение природы”, как реализация естественной потребности человека - существа общественного, “политического животного” - в общении и совместной деятельности, как высшая форма такого общения, а задача политического знания виделась в нахождении оптимального государственного устройства. Не случайно глубокий для своего времени анализ различных государственных форм представляет собой особенно важный вклад Платона (и Аристотеля) в развитие политической мысли. Он также выдвинул идею поисков наилучшего государственного устройства на путях создания смешанной формы правления, сочетающей преимущества разных форм государства.
Для Платона  идеальной формой государства выступала  аристократия как правление нескольких мудрейших и старейших философов. Поскольку государство, политика должны базироваться прежде всего на началах разума, постольку во главе государства должны стоять избранные философы, обладающие подлинными знаниями и чувством заботы об общем благе и справедливости. Наиболее близким реальным примером такой формы правления была тогда аристократическая Спарта. Вместе с тем Платон говорил о неправильных, извращенных государственных формах, среди которых выделяются тимократия - государство заслуженных воинов, составляющих второе после философов сословие в обществе; олигархия, где господствуют немногие богатые; и демократия - власть бедных, народа, землевладельцев и ремесленников как третьего по рангу сословия.
Платон решительно выступал против демократии как власти многих (большинства), которым недоступны ни истинное знание, ни умелое управление, ни высокая мораль. Демократию он считал источником чуть ли не всех бед, особенно в политике, ибо она связана  с неуважением знания и заслуг, с уравнительностью, некомпетентностью, непредсказуемостью. Порождаемая ею тирания - наихудшая из форм государства. По его мнению, разгул свободы и  демократии неизбежно ведет к  рабству и тирании большинства. В то время демократия воплощалась  в устройстве Афин. Тем не менее в своем позднейшем произведении “Законы” Платон признал идеальной такую форму государства, которая сочетает в себе признаки монархии и демократии.
Ученик Платона Аристотель (384-322 гг. до н.э.)- выдающийся древнегреческий философ, анализировал  и совершенствовал понятия, которыми должна оперировать политическая мысль. Он развил идеи своего учителя о формах государства. В основе его классификации этих форм лежат, с одной стороны, количественный критерий, то есть количество лиц, осуществляющих правление в государстве, с другой, качественный критерий, то есть цели государственного управления. В итоге формы государства подразделялись им на три “правильные” и три “неправильные”. “Правильные” - это монархия (правление одного), аристократия (правление немногих) и полития (правление большинства), при которых власть преследует цель достиженияобщего блага; “неправильные” формы - это тирания, олигархия и демократия, когда у власти находятся те, кто правит в интересах личной выгоды. Олигархия (власть богатых) и демократия (власть бедных) рассматривались в этой связи как основные формы правления, различное сочетание которых создает другие формы правления.
Симпатии  Аристотеля на стороне политии, ибо она как смешанная форма (“золотая середина”) сочетает в себе преимущества других форм: добродетели от аристократии, богатства от олигархии, свободы от демократии. Власть в политии принадлежит воинам. Примерами ее тогда могли служить Спарта и Крит. Причину смены различных государственных форм Аристотель видел в одностороннем преувеличении места и роли тех или иных черт и принципов, лежащих в основе различных государственных форм, и в связанном с этим нарушением принципа справедливости.
Политические  идеи древнегреческих мыслителей получили свое развитие в трудах древнеримских  ученых и государственных деятелей, прежде всего у Марка Туллия Цицерона (106-43 гг. до н.э.) - знаменитого римского оратора, государственного деятеля и мыслителя. Вслед за Платоном и Аристотелем он видел в государстве “дело народное”, выражение и защиту общего интереса, общего достояния и правопорядка, воплощение справедливости и права. Как и Аристотель, он связывал возникновение государства с внутренней потребностью людей в совместной жизни, а основой этого процесса считал развитие семьи, из которой естественным образом вырастает государство. Связующей силой, основой общества свободных граждан выступает право, закон. Различая по числу правящих три основные формы правления: власть царя, власть аристократии и власть народа (демократию), Цицерон также исходил из того, что наиболее разумна и пригодна такая смешанная форма, которая равномерно сочетает в себе привлекательные качества каждой из них: благоволение, мудрость, свобода. Только это способно обеспечить прочность государства и правовое равенство граждан.
Итак, уже  в древности в рамках всеохватывающего философского знания сложились и  развивались политические теории, в  центре внимания которых находились такие вопросы, как сущность, происхождение, цели, основные формы и пути развития государства, его воздействие на граждан и др. Главное из них - поиск основ наилучшего порядка  и правления, обоснование идеи необходимости  привлечения к управлению именно тех, кто действительно умеет  управлять. Отсюда - признание в целом аристократии, монархии и отказ от демократии и охлократии, выбор смешанных умеренных форм правления, отрицание деспотизма и тирании. Политические взгляды того времени носили чаще всего достаточно общий характер, не опирались обычно на соответствующий эмпирический материал, хотя и разрабатывались нередко в тесной связи с наблюдением за политическим развитием реальной жизни в городах-полисах. Уже в то время были выделены такие важнейшие для политического знания понятия, как “политика”, “власть”, “государство”, “закон”, “право”, “республика”, “демократия”, “монархия”, “аристократия”, “олигархия”, “тирания”, “деспотия”, “свобода” и многие другие. Политические идеи древности оказали очень большое влияние на последующее развитие политической мысли.
 

Политические  учения средневековья.
Политическая  мысль средневековья представлена прежде всего именами Августина Блаженного и Фомы Аквинского, сыгравшими важнейшую роль в обосновании христианской политической концепции. Хотя и раньше влияние богословия на политическую мысль было достаточно велико, тем не менееименно период средневековья отличается засильем религиозных концепций общественной жизни. Политическая мысль развивалась как одна из отраслей богословия (теологии). Важнейшей ее чертой было признание превосходства, примата церкви над государством, поскольку именно церковь, а не государство, с точки зрения теологов, воплощает подлинное божественное начало. Отсюда и ведущая, сквозная политическая идея о необходимости подчинения политической власти, власти церковной. “Нет власти не от бога, существующие же власти от бога установлены” - этот библейский тезис лежал в основе политической мысли средневековья.
Христианство  внедрило в жизнь взгляды, согласно которым долг человека перед Богом  важнее долга человека перед государством. Кстати, превосходство религиозного долга над политическим в известной  степени продолжает сохраняться  в Западной Европе и в настоящее  время.
В средние  века конфликт между долгом по отношению  к Богу и долгом по отношению к  государству принял форму конфликта  между церковью и светскими правителями (королями). Церковь в тот период сочетает в своем лице преемственность  прошлого и все цивилизованное в  настоящем. В конечном счете все соглашались с тем, что всякая власть исходит от Бога.
В эпоху  Возрождения традиционные моральные  ограничения исчезают. Освобождение от пут пробудило в людях энергию  и творчество, привело к редкому  в человеческой истории расцвету гения и одновременно анархии  и политическому беспорядку, которая  неизбежно следует за упадком  морали. Политический беспорядок отчетливо  отражен в “Государе” Н. Макиавелли: при отсутствии ведущего принципа или  основной идеи политика становится неприкрытой  борьбой за власть и Макиавелли “учит”, как успешнее вести такую “игру”.
Августин  Блаженный (354-430 гг.) – виднейший представитель христианской политической мысли - внес особенно большой вклад в учение о разделении власти на светскую и духовную, государственную и церковную и их взаимодействии. Так, он решительно противопоставлял два государства: “Град Божий” - церковь, где царит мир, покой, единство, право и справедливость, “Граду земному” - созданному людьми государству, которое рассматривалось как царство дьявола, мир греховности, человека. Признавая церковную власть высшей властью, Августин в то же время выступал за самостоятельность, независимость каждой из властей, невмешательство их в дела друг друга. Это не исключало их взаимодействия, особенно в плане взаимной поддержки: государство защищает церковь от ее врагов, а церковь воспитывает всех в духе подчинения государству и закону. Совершенствование государственной власти, по Августину, возможно лишь под воздействием христианской морали. Идеалом “земного града” является для Августина “христианское государство”, где все любят общее благо, а высшим благом выступает Бог.
История, по Августину, подчиняется божественному  провидению и предопределена им. Бог  так создал человека, что его  стремление к объединению сначала выражается в создании семьи, а затем в образовании государства. Власть- не личная собственность, а средство обеспечения мира и справедливости в отношениях между правителями и подданными. В отличие от древних греков, он не придавал столь большого значения проблеме форм правления, считая, что главное при любой форме - верность религии и принципу справедливости.
Еще более  гибкую позицию по отношению к  государству занимал Фома Аквинский (1226-1274 гг.) виднейший представитель христианской политической мысли, автор труда “Сумма теологии”. Он признавал его положительную роль, поскольку государство выражает божественную волю к миру, добру и порядку. Соотношение духовной и светской властей он определял как соотношение души и тела при безусловном признании приоритета духовной власти, церкви над государственной властью.
Фома Аквинский  различал вечное право (божественный разум), божественное право (библейские заповеди), естественное право (отражение вечного  права человеческим разумом, природные  права человека) и позитивное право, устанавливаемое в стране монархом ради обеспечения мира и предотвращения зла. Он исходил из того, что признавать надо не всякую власть, а ту, которая  отвечает божественным установлениям  и естественному праву. Если позитивное право не соответствует божественному  и естественному праву, то оно  противозаконно и не подлежит соблюдению. Тем самым Фома Аквинский обосновывал  право на сопротивление греховной  и незаконной власти и даже на восстание  против тирана, хотя выступления против законной власти для него совершенно неприемлемы.
Как и многие мыслители древности, Фома отдавал  предпочтение смешанной форме государства, которая сочетает достоинства разных “чистых” форм - монархии, аристократии и демократии. При этом он различал абсолютную монархию и политическую монархию, в которой власть монарха  ограничена законом. За исключением  этой приверженности монархии, взгляды  Фомы Аквинского по вопросу о формах государства мало отличались от взглядов Аристотеля.
В рамках позднего средневековья появлялись и все  более усиливались концепции  освобождения государства от подчинения церкви и ограничения власти короля сословным представительством. Было поставлено под вопрос право церкви на верховенство ее власти, поскольку  власть короля стала рассматриваться  как власть, полученная непосредственно  от Бога, а не от папы римского. Большое  значение имели здесь принятие в  Англии Великой хартии вольностей (1215 г.), впервые провозгласившей за частью общества (баронами и рыцарями) определенные права и свободы, и создание английского  парламента в XIII в.
Возрождение и Реформация – самые крупные  и значительные события позднего западноевропейского средневековья. Идеологи этого периода не просто черпали свои представления о  государстве, праве, политике и законе из сокровищницы духовной культуры античности. Демонстративно обращаясь к античности, они выражали неприятие, отрицание  политико-юридических порядков и  доктрин католической церкви, господствовавших в Европе в средние века.
Никколо Макиавелли (1469-1527) – политический деятель Флоренции эпохи Возрождения, автор ряда трудов: “Государь”, “Рассуждения о первой декаде Тита Ливия”, “История Флоренции”. Макиавелли вошел в историю политической мысли как выдающийся историк и теоретик политики, государственной власти, впервые выделивший политику в особую и самостоятельную область знания и человеческой деятельности, свободных от богословия и христианской морали.
Основное  содержание труда “Государь” –  выявление прир
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.