Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Культура эпохи бронзы

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 05.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 10. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки Республики Казахстан
Карагандинский  государственный технический университет 
 
 
 
 
 
 

Кафедра  Истории Казахстана 
 
 
 
 
 
 
 

РЕФЕРАТ
     Тема: «Культура эпохи бронзы» 
 
 
 
 
 
 

                  Принял: преподаватель
                  Волкова А.В. 
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   
                   

Караганда 2012
Содержание
    Введение..................................................................................................3                                                                                          
    Основная часть........................................................................................4
    1. Архитектура, строительство. Жилище...................................................4
    2. Религия и вера.........................................................................................6
    3. Домашние промыслы..............................................................................8
    4. Искусство. Рисунки на камнях...............................................................10
    Заключение..............................................................................................12
    Список использованных источников......................................................13
    Приложение.............................................................................................14
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
На рубеже первой-второй четверти II тыс. до н. э. в  евразийских степях была изобретена бронза. Древние люди смогли путем  добавления в медь олова сделать металлические изделия прочными. Из бронзы научились отливать втульчатые топоры и копья. Несмотря на обширность территории Казахстана, племена эпохи бронзы демонстрируют культурное единообразие, сменяющее племенную чересполосицу эпохи неолита. Племена, обитавшие на территории Казахстана в эпоху бронзы, оставили археологические памятники (поселения, могильники, рудники, наскальные рисунки), которые относятся к андроновской археологической культуре (название дано по месту первых раскопок могильника у с. Андроново, рядом с городом Ачинском в Южной Сибири). Андроновская культура не была монолитной: в ней выделяются варианты, отражающие характер культуры некогда живших племен, поэтому принято говорить об андроновской культурной общности, объединяющей ряд близких культур.
Изменения, происходившие в хозяйстве и быту племен Казахстана, связаны в первую очередь с прогрессирующей аридностью климата. Эпоха бронзы Центрального Казахстана делится на три этапа - Нура, Атасу и Бегазы-Дандыбай, последний из которых является финальным. В этот период раскрылся весь потенциал эпохи бронзы, границы культуры вышли за рамки Сары Арки, что довольно ярко повлияло на периферийные границы. Об этом свидетельствуют культовые сооружения, металлургические устройства, высокий уровень социального развития, обеспеченность населения продуктами питания, наличие структуры. Переход к новым формам хозяйственной деятельности сопровождался ростом населения и формированием крупных культурных общностей. Темпы развития человечества в эпоху бронзы, в основных очагах ойкумены, были на одном уровне. В евразийском масштабе культура эпохи бронзы Казахстана представляется значительной и яркой. 
 
 

 

    Основная  часть.
    1. Архитектура, строительство. Жилище.
    Археологи обнаружили десятки поселений эпохи бронзы, на многих провели раскопки, дающие представление о характере поселений эпохи бронзы, жилища.
  В  XVII—XVI вв. в степной, лесостепной  зоне от Урала до Иртыша существовали поселения, прямоугольные и круглые в плане, окруженные оборонительными сооружениями — стенами с деревянным частоколом и рвами, башнями и сложными предварительными постройками. Укрепленные поселения имеют площадь от 6 до 30 тыс. кв. м. Поселение Аркаим, которое можно считать одним из предшественников древних городов, выглядело как округлый в плане участок, огороженный двумя концентрическими кольцами оборонительных сооружений. Между ними находилась жилая часть, а внутренний круг занимала площадь. Внешний круг имел диаметр 160 м, внешняя стена шириной в основании около 4м была сбита из грунта с примесью извести, а с наружной стороны облицована блоками глины, которые укладывались, начиная с основания рва, опоясывающего стену снаружи. Глубина рва — 1,5—2 м, высота стены — 2,5—3 м.[2,с.24]
Изнутри к стене примыкали торцы жилищ, плотно пристроенных друг к другу. Выходы из жилищ выводили на кольцевую улицу, которая шла вокруг внутренних стен и рва. Четверо ворот города вели на запад, северо-запад, восток и юго-восток. Центральным был западный вход. Каждому входу соответствуют радиальные улицы, пересекающие поселок и сходящиеся на центральной площади, которая имеет подквадратную форму, размером 25 х 25 м. Прямоугольные жилища Аркаима имели площадь от 190 до 300 кв. м. [2,с.24] Стены их представляют сложные сооружения из двух рядов столбов, обшитых плахами, пространство между которыми забито землей. Четыре или шесть рядов перегородок делили площадь жилища на жилые комнаты и хозяйственные отсеки с погребами и колодцами.
В целом  характер поселения типа Аркаим имеет признаки, характерные для раннего города: развитую систему фортификаций (укреплений); наличие строгого плана или даже макета, по которому строилось поселение; деление территории на несколько зон — жилую, производственную, общественную (в каждой из них сосредоточено жилье, производство, отправление культовых обрядов, либо проведение общественных собраний). Поселение Аркаим находилось на границе Челябинской и Кустанайской областей. То, что поселения выполняли роль городских центров, свидетельствует и то, что они снабжали само поселение и расположенные рядом поселки металлическими изделиями, керамикой. Здесь проживала многочисленная прослойка ремесленников, о чем свидетельствуют погребения кузнецов и металлургов, молотки, наковальни и другой инструментарий. В ряде погребений найдены булавы — знаки власти — и остатки боевых колесниц, вещи, которые подчеркивают высокое их положение в обществе.
В эпоху  средней бронзы, андроновские поселения  уже не укрепляются стенами и рвами. Видимо, обстановка в степи стала спокойной. Меняется топография поселений. Она представляет собой скопление нескольких (от 10 до 20) отдельно стоящих домов, как правило расположенных одной, либо двумя линиями вдоль реки. Изменился и сам дом. Теперь он стал полуземлянкой площадью до 200—300 кв. м.[2,с.25] Котлованы для жилища копали каменными, роговыми, либо бронзовыми мотыгами, кирками. В конструкциях широко использовалось дерево для укрепления стен, опоры балок и стропил перекрытия. Крыша устраивалась двускатной. В степи и горных местах в конструкции использовался камень-плитняк, служивший для облицовки стен.
В Центральном  Казахстане в XII-IX вв. до н.э., в эпоху  поздней бронзы, строили многокомнатные дома из массивных каменных блоков, с площадью 500 кв.м и более. Для обогрева комнат и приготовления пищи использовались очаги в виде неглубоких ям диаметром 0,5-0,8 м, в качестве топлива использовались дрова, кустарник, кизяк. Одна из частей дома была более низкой и использовалось для содержания скота. Самые большие жилища в евразийских степях в эпоху бронзы раскопаны на поселениях Бугулы, Акбаур.[2,с.25] Иногда два жилища соединялись коридорами и образовывали единый жилой комплекс. В эпоху поздней бронзы на основе жилищ андроновцев появляется юрта. Это свидетельствуют раскопки поселений Чаглинка, Петровка, Атасу, Бугулы. Выработанный в течение многих столетий тип андроновского дома был идеально приспособлен к условиям степных и горных районов. В этом регоне были найдены и изучены более 30 поселений и 150 могильников.[4,с.14]
В мавзолеях  Бегазы есть специально сделанные алтари - устройства для жертвоприношений и ритуальных предметов. Мавзолеи Тагискена (Приаралье) с их массивными стенами, камерой в центре, обходными коридорами напоминают сооружения Бегазы-Дандыбая, но там циклопическая каменная кладка, тогда как здесь - сырцовый кирпич. Чтобы придать устойчивость и прочность, стены были вкопаны в грунт на одну треть их высоты, но и при этом они возвышались над окружающей равниной на 2-2,5 м.[3,с.24] Вход в мавзолей, сделанный с восточной стороны, обставлен высокими плитами в виде бараньих камней, символизировавших важность языческого храма-усыпальницы. К входу пристроен коридор. [3,с.24] Мавзолеи Тегискена свидетельствуют о начальном взаимодействии и взаимовлиянии степных и оседлых культур.
    2. Религия и вера.
    Человек в эпоху бронзы поклонялся силам  природы, солнцу, огню, культу предков. Существовала сложная система представлений о загробной жизни, что свидетельствуют погребальные ритуалы:
• В  раннем периоде эпохи бронзы (XVII-XIV вв. до н. э.) - покойника сжигали на костре (кремация), и его прах вместе с личными вещами помещался в  каменный ящик. В честь бога огни Агнии приносят в жертву козу и  молитвами обращаются к богу смерти Яме.[2,с.27] Этому периоду был характерен полетеизм (многобожие): Яма-бог смерти, Анги - бог огня, Митра(бык) - бог солнца.
• В  средней и поздней бронзе - умершего клали в каменный склеп в скорченном положении (поза младенца в утробе матери) на боку головой на запад или на юго-запад. В представлениях индоиранцев земля была квадратной или круглой. Поэтому круглый курган с могилой в центре был подобием мира. Каждой стороной света управлял свой бог, следовательно, ориентация на запад была ориентацией на бога, ведающего связью с потусторонним миром.
•Но также было возможно сожжение вместе с мавзолеем. Примером является мавзолей Тегискен из сырцового кирпича.
Иногда  археологи встречают при раскопках  остатки парных захоронений мужчин и женщин, лежавших когда-то в объятиях друг друга. Из древних текстов стало известно, что женщина, обычно жена, сама выбирала оставаться ей жить, или отправляться на тот свет вместе с умершим мужем. Но этот обычай не получил широкого распространения и выполнялся символически -жена на миг ложилась рядом с умершим мужем в могилу, а затем выходила оттуда, или же вместо себя бросала в могилу отрезанную косу.
Многочисленные  обряды и ритуалы сопровождали и  повседневную жизнь андроновцев. Строительство дома начиналось с жертвоприношения. В жертву приносили сосуды с молоком, быка или барана. Мясо съедали, молоко выпивали, а горшки и кости закапывали на месте будущего жилища — возле очага, под опорным столбом или под порогом. Известны случаи, когда в жертву приносились дети, которых хоронили под полом дома. Главный опорный столб символизировал связь людей с небом.
 Домашний  очаг был семейной святыней. Разрушить  очаг считалось самым страшным  поступком. Очагу приносили жертву, вокруг него обводили пришедшую  в дом невесту, обносили перед  похоронами умершего. Золу из очага запрещалось выбрасывать на ветер, поэтому рядом с жилищем устраивались специальные зольники. Все эти обряды с огнем и золой совершались специально для того, чтобы заслужить у богов здоровье, благополучие и богатство для семьи.
Люди  бронзового века находились на мифологической стадии мышления. Для древних жизнь представляла смену повторяющихся циклов природы — весеннее равноденствие, пахота, осенний сбор урожая, окот скота, зима и затем вновь весенняя пахота, весенний приход теплого солнца. Чтобы не нарушить гармонию, каждое из таких событий следовало сопровождать жертвоприношениями богам, молитвами и особыми обрядами. Последние совершались в специальных святилищах, в укромных местах: в горных ущельях, у священных родников и речек.
Вблизи  поселений располагались родовые  кладбища. Большинство могил ограблено еще в древности, но по сохранившимся остаткам ясно, что вместе с умершим в могилу клали большое количество специально забитых животных, золотые украшения, бронзовые ножи, булавы, конские снаряжения, наборы наконечников стрел. Наиболее известные и исследованные могильники атасуйского периода Былкылдак, Карасай, Темир-Астау, Карабие, Ельшибек, Бельасар. Большая группа могильников и поселений находится в долине р.Атасу.[2,с.18]
Господствующей  формой верования был культ предков. Это объясняет сопровождение  покойника пищей, одеждой, орудиями труда, украшениями.[3,с.25] В качестве оберегов от злых сил и женщины и мужчины носили клыки диких животных, раковины, привезенные с берегов дальних морей. А орнамент на сосудах был не только украшением — он имел магический характер, оберегая содержимое сосудов от «сглаза», «порчи», символизировал также богатство, изобилие содержимого горшка. Рядом с городами возникали храмовые комплексы. Именно к этому времени относится распространение каменной скульптуры, изображавшей древних богов. Они хранились в тайниках и приносились в храмы лишь во время религиозных празднеств.
 

    3. Домашние промыслы.
    В андроновской семье делали все необходимое  для жизни: пряли, ткали, выделывали кожу, шили одежду, обувь, расшивая узорами из цветных нитей, украшая аппликацией и бисером. Нитки для ткани пряли из шерсти животных и пуха. Использовались конопля, дикий лен, крапива. Уже были известны ткацкий станок и веретено. Судя по находкам в погребениях, андроновцы носили кожаную обувь без каблуков, которая сшивалась сухожилиями животных. И мужчины и женщины носили на голове шерстяные и кожаные шапочки с наушниками. Одежду изготавливали из шерстяных тканей, застегивая на костяные пуговицы. Одежда женщины состояла из длинного, ниже колен, шерстяного платья с длинными рукавами. Обшлага рукавов украшались рядами бронзовых бусинок. Юбка спереди расшивалась полосами белых пастовых бусинок. Разрез одежды вокруг шеи украшался стеклянным бисером, на грудь нашивали круглые бляхи. Ткани окрашивались в ярко-красные и фиолетовые цвета. Мужчины были вооружены луками и стрелами с бронзовыми наконечниками листовидной формы. В ближнем бою использовались копья с бронзовыми же наконечниками, бронзовые топоры, кинжалы, каменные булавы.
На всех поселениях обычными находками были зернотерки, прямоугольные и круглые  песты для дробления и растирания зерна на муку, серпы, каменные мотыги.
Гончарное дело. Если у древних земледельцев Индии, Ирана, Афганистана, Средней Азии посуда в эпоху бронзы изготавливалась профессионалами, выделившимися из среды других ремесленников на гончарном круге, то в казахстанских степях и предгорьях каждая семья делала посуду сама. Женщины изготавливали глину, лепили из нее горшки и обжигали на костре или в ямах, иногда обложенных камнем. В ранней бронзе XVII—XVI вв. до н. э. сосуды изготавливались при помощи болванки (шаблона) обтянутой тканью, сплетенной из конского волоса, либо из толстых шерстяных нитей, имели баночную форму, плоское дно, украшались прочерченными, либо нанесенными гребенкой геометрическими узорами.[2,с.23] Некоторые горшки украшались налепными валиками и шишечками. В период средней бронзы (XV—XIII вв. до н. э.) сосуды отличаются большей степенью стандартизации, совершенства: они более тонкостенны, изящны. Посуда изготавливалась с помощью болванки или методом кольцевого налепа, когда вначале изготавливалось дно, а затем к нему приделывали кольцо тулова, кольцо плечиков и кольцо венчика. При такой технике на месте перехода тулова в шейку образуется ребро-уступ, который является характерным признаком андроновской культуры периода средней бронзы. В отличие от ранних горшков, орнамент расположен тремя полосами, зонами. Сосуды периода поздней бронзы отличались раздутым туловом и округлыми очертаниями. Они украшались налепными валиками, выпуклинами —«жемчужинами», налепными шишечками. Орнамент, украшавший сосуды андроновцев, сохранялся многие сотни лет, отдельные его элементы можно увидеть и в орнаменте казахского прикладного искусства.
 

    4. Искусство. Рисунки на камнях.
    Ювелирное искусство. Украшения андроновской культуры свидетельствуют о зарождении ювелирного искусства на территории Казахстана во II тыс. до н. э. (XVI-XIV вв.). Они  немногочисленны и в основном найдены в относительно богатых  захоронениях:
• Среди  андроновских украшений наиболее часто  встречаются серьги в виде колец  с сомкнутыми концами;
• Археологическим  символом Андроновской культуры являются серьги и подвески в полтора оборота, свернутые из прогнутых узких  медных пластин, обтянутых листовым золотом;
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.