Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Внешняя политика советского государства

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 05.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 11. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание 
 

 

Введение

     Поворот, наметившийся в политике большевиков  с начала 1921 г., оказался для многих неожиданным. Заявленные в 1917-1918 гг. принципы «построения коммунизма» продолжали действовать и в 1920 г. В ходу были идеи так называемого «военного коммунизма», при котором нужно было во что бы то ни стало «продержаться» до начала мировой революции. Достигалось это с помощью чрезвычайных мер, государственного регулирования и уравниловки, а также, как писал Ленин, «беспрекословного повиновения масс единой воле руководителей трудового процесса», т. е. его и других «вождей». Политика «военного коммунизма» предполагала продразверстку, всеобщую трудовую повинность, безденежный обмен, бесплатные услуги. Вскоре стала ясна бесперспективность этой доктрины, хотя лидеры большевиков в этом не признавались: еще в 1920 г. Ленин протестовал против предложения партийного экономиста Ларина заменить «продразверстку» фиксированным «продналогом».
     Ленин утверждал, что отмена продразверстки — есть «возвращение к капитализму» с его свободой торговли. Продолжая политику «военного коммунизма», Совнарком в течение декабря 1920 г. принял три декрета: «О бесплатном отпуске населению продовольственных продуктов», «О бесплатном отпуске населению предметов широкого потребления», и, наконец, 23 декабря вышел декрет «Об отмене оплаты за всякого рода топливо».
     Ранней весной 1921 г. Ленин, сопоставив многие факты, понял, что он ошибался, что, несмотря на победу над белыми, большевики могут потерять власть. Жесточайший продовольственный кризис начала 1921 г., неконтролируемый подпольный рынок «спекулянтов», сознательное сокращение крестьянами посевных площадей (чтобы не было «излишков», которые отбирали продотряды), повсеместные крестьянские мятежи и забастовки рабочих из-за резкого уменьшения продовольственного пайка и, наконец, грозное Кронштадтское восстание — все это вынудило Ленина во имя сохранения власти решиться изменить идейным принципам.

1. Новая экономическая политика

     Политика  «военного коммунизма», сложившаяся  в годы гражданской войны, привела  страну к внутреннему политическому кризису. Крестьянство, недовольное продразверсткой, отсутствием права распоряжаться землей и продукцией своего труда, поднялось на восстания и мятежи. Начался упадок в сельском хозяйстве. С августа 1920 г. в Тамбовской, Воронежской губерниях продолжался «кулацкий мятеж», возглавляемый А.С.Антоновым. На Украине действовали петлюровцы, махновцы, повстанческие очаги возникли в Среднем Поволжье, на Дону, Кубани. В Туркестане активизировались басмачи. В 1921 г. случился голод. Если учесть, что 77% солдат РККА были крестьянами, то становится понятным, почему зерна конфликта затронули и армию. К концу 1920 г. она составляла около 5 млн. человек, а в боевых действиях непосредственно участвовали около 500 тыс. Остальные использовались в борьбе с крестьянскими восстаниями, бандитизмом, на трудовых работах.
     В начале 1921 г. поднял мятеж на Дону красный  командир Фомин, выступил против советской власти командир бригады Первой Конной армии Маслаков с частью бойцов, в марте произошло восстание в Кронштадте. На его подавление были направлены около 300 делегатов X съезда РКП(б). Недовольство проявлялось и среди рабочих. Сокращение промышленного производства в 7 раз по сравнению с 1913 годом привело к уменьшению численности рабочего класса, снижению жизненного уровня в 3 раза. Шел процесс деклассирования рабочего класса (уход в деревню, занятия кустарными промыслами, работа на рынок), ослабление его союза с крестьянством. Подняла голову и контрреволюция, выдвинувшая лозунг «Советы без коммунистов». Таким образом, назревала новая гражданская война. Выходом из создавшегося положения должны были стать глубокие перемены во всех сферах общественной жизни, внутренней и внешней политики.1
     Жизнь заставила большевиков пересмотреть основы военного коммунизма. В марте 1921 г. состоялся X съезд РКП(б), который и положил начало переходу к нэпу - цельному, неразрывному комплексу мер экономического, политического, социального, идеологического, психологического характера.
     Центральное мероприятие нэпа - замена продразверстки продналогом. Он был в два раза ниже разверстки и взимался по классовому принципу. Основная тяжесть ложилась на кулаков и зажиточных крестьян. Задания по налогу доводились задолго до весеннего сева. Допускались аренда земли и применение наемного труда. Излишки разрешалось продавать. Первоначально предполагалось, что они будут обмениваться на промышленные товары через кооперацию, но из-за нехватки промтоваров и высоких цен на них, слабого развития кооперации, низких цен на сельхозпродукцию прямой продуктообмен оказался невозможным.2
     Развитие  товарно-денежных отношений потребовало  проведения мер по укреплению курса рубля. Проблема конвертируемости рубля (червонца) была решена в ходе финансовой реформы 1922 - 1924 г. под руководством наркомфина Г.Я.Сокольникова. Первоначально червонец действовал вместе с падающими в цене совзнаками, а затем, к февралю 1924 г., со-взнаки были выкуплены госбанком, и червонец стал твердой валютой. К лету 1924 г. был накоплен резерв в 40 млн. золотых рублей. В 1925 г. один рубль (золотой) уже равнялся 5 долларам 14 центам. Введение твердой конвертируемой валюты потребовало гибкого государственного регулирования через систему налогов, займов. Граждане начали платить налог, который делился на основной и прогрессивный. Основной платили все граждане, кроме поденщиков, чернорабочих и служащих, которые получали зарплату ниже 75 руб. Прогрессивный налог платили те, кто получал дополнительную прибыль - нэпманы, врачи, которые занимались частной практикой, адвокаты, журналисты и др. Существовали и косвенные налоги: на чай, спички, соль и др. В 1922 г. был введен единый налог, устанавливался в натуральном виде. В 1924 г. продналог был заменен единым сельскохозяйственным налогом в денежной форме. (Свидетельством стабилизации финансового положения стала замена продналога на денежный эквивалент.)
     Нэп предусматривала допущение частного сектора, под который попали сельское хозяйство, мелкая и кустарно-ремесленная промышленность, местный транспорт (90% всей продукции мелкой промышленности). С 1921 г. была разрешена аренда средств производства: помещений, целых предприятий - в торговле и промышленности, земли и техники - в сельском хозяйстве. Более 1/3 всех промышленных предприятий (преимущественно мелких и средних) были отданы в аренду. Из них более половины получили частные лица, в том числе прежние владельцы. Часть предприятий взяли в аренду кооперативы (в основном, предприятия пищевой промышленности). Определенный толчок был дан и привлечению иностранного капитала. Возникли концессии - аренда советских государственных предприятий иностранными предпринимателями. Первая концессия была основана в 1921 г. Но их количество росло в дальнейшем незначительно. В 1925 - 1927 г. их насчитывалось только 65. В отличие от отечественного частного капитала концессии были крупными предприятиями и действовали в основном в капиталоемких отраслях тяжелой промышленности РСФСР и Грузии. Возникли и смешанные предприятия с участием средств Советского государства и зарубежных фирм, например, советско-английское и советско-голландское объединения по эксплуатации лесных богатств северных районов страны. Концессии и смешанные предприятия развития не получили, но их деятельность - поучительный опыт.3
     В годы нэпа резко менялось управление промышленностью. От бюрократического централизованного управления осуществлялся переход к экономическому управлению хозяйством - через цены, кредит, денежное обращение, хозрасчет. Вместо отраслевой системы управления промышленностью вводилась территориально-отраслевая. После реорганизации ВСНХ руководство осуществлялось его главками через местные советы народного хозяйства (совнархозы) и отраслевые хозяйственные тресты. Вводился принцип «от каждого - по способности, каждому - по труду». Отмена всеобщей трудовой повинности (1920 год) давала возможность человеку заняться любым трудом и проявить при этом инициативу и предприимчивость. Предприятия и учреждения стали избавляться от лишних работников. Росла безработица, создавались биржи труда. Из 53 главков и центров ВСНХ осталось только 16, количество служащих сократилось с 300 тысяч до 91 тысячи.
     На  основе нэпа успешно шло восстановление народного хозяйства. К середине 20-х годов сельское хозяйство, предприятия легкой и пищевой промышленности достигли уровня 1913 г., а к 1926 г. крупная промышленность превзошла довоенный уровень.
     Удалось покончить с голодом: показатели дореволюционной России по уровню потребления пищевых продуктов в 1927-1928 г. улучшились. Сложилась сеть сельскохозяйственных кооперативов (сбытовых, снабженческих). В 1925 г. размер посевных площадей достиг довоенного уровня. Увеличилось поголовье крупного рогатого скота, овец, коз, свиней. В промышленности начался подъем, закреплялись основные кадры рабочих, их число быстро росло. Восстанавливался транспорт. Преодолевалась инфляция, введен в оборот червонец, сложилась действенная система налогообложения, широкое распространение получил коммерческий кредит. Постепенно создавалось новое гражданское законодательство: выросла роль Советов, наркомата юстиции, велась борьба с извращениями нэпа, проводилась работа по правовому регулированию, кодификации законов, ВЧК в 1922 г. преобразовано в ГПУ, а затем ОГПУ при СНК СССР. Шло укрепление РККА с одновременным сокращением ее численности. Осуществлялся ленинский план ГОЭЛРО: строились Волховская, Балахнинская, Шатурская, Кизеловская электростанции. Решались задачи культурной революции.4
     Были  у нэпа, естественно, свои трудности и проблемы. Так, в надлежащие рамки контроля не был поставлен частный капитал в розничной торговле, что позволяло ему держать высокие цены на дефицитные товары. В 1923 г. произошел «кризис сбыта» из-за так называемых «ножниц» цен между промышленными и сельскохозяйственными товарами: склады были забиты товарами, а крестьяне купить их не могли из-за высоких цен. Кризис был разрешен с помощью административных мер. Государство форсировало закупки хлеба на экспорт, повысив закупочные цены на сельскохозяйственную продукцию. Были снижены цены (примерно на 30%) на промышленные товары. В 1924 г. преждевременное наступление на частный капитал вызвало кризис в торговле. В 1925 г. проявилась диспропорция в развитии города и деревни. В 1927 и 1928 г. возникли трудности в выполнении плана хлебозаготовок. В январе 1928 г. было решено применить чрезвычайные меры, чтобы взять хлеб у крестьян. Начались обыски, реквизиции хлебных излишков, аресты, высылки. В ряде мест запрещалась торговля хлебом. Таким образом было заготовлено свыше 4 млн. т зерна. Однако в следующем году ситуация повторилась. Кризис хлебозаготовок ускорил свертывание нэпа.
     Новая экономическая политика вводилась  «всерьез и надолго», но в 1928-1929 г. произошел «слом»: трудности в хлебозаготовках были преодолены чрезвычайными, внеэкономическими методами, от разработанных заданий первой пятилетки отказались. Обстановка в стране сложилась тяжелая: «хлебная стачка», острый товарный голод, расстройство рынка, введение карточной системы, замедление развития промышленности и сельского хозяйства, растущий бюрократизм и волюнтаризм в принятии решений. Все это было результатом отказа от нэпа. Верх взяла административная модель функционирования экономики.

2. Образование СССР

     В 1921-1922 г. Советская страна представляла собой несколько независимых государств - Российская Федерация, Белоруссия, Украина, Закавказские республики (Армения, Грузия, Азербайджан). Все эти советские республики, хотя и сплоченные в тесный союз, не составляли единого государства. Его создание было важнейшей задачей партии и народа. Важность этой цели определялась многонациональным составом населения страны и необходимостью дальнейшего укрепления дружбы и братского сотрудничества для решения экономических, политических и оборонных задач.
     Действовал ряд мощных факторов, которые предопределяли возможность создания единого многонационального государства. Во-первых, у народов России в течение длительного периода исторического развития сложились тесные экономические связи, развилась специализация отдельных экономических районов и разделение труда между ними. Во-вторых, огромную роль играло и то, что в России между отдельными ее регионами сложились единые транспортная сеть (водная и железнодорожная) и почтово-телеграфная связь, развивались культурные, языковые и другие контакты. В-третьих, объединяющим фактором было и то, что общими были цели и задачи построения социализма, единство общественного и политического строя.5
     Со  времени Октябрьской революции  советские республики накопили немалый опыт в организации братского союза и налаживании тесного сотрудничества. Еще в годы гражданской войны начался процесс складывания общесоветской договорной федерации всех независимых республик. Именно в это время сложилось единое политическое и военное руководство, вооруженные силы образовали единую армию, выработалось общее законодательство по важнейшим вопросам, сложилась единая денежная система, налаживалось единство в управлении промышленностью. Граждане РСФСР пользовались всеми политическими и гражданскими правами на территории других республик, а граждане этих республик - на территории РСФСР.
     Происходил  и процесс сближения государственного аппарата советских республик. Начиная с лета 1920 г., в состав ВЦИК входили представители других республик. При правительстве РСФСР были учреждены должности уполномоченных договорных республик. Возник ряд объединенных межреспубликанских наркоматов. Но вместе с тем в каждой республике действовали свои конституции, органы государственной власти и управления. Республики самостоятельно управляли внутренними делами, издавали законы.
     В годы гражданской войны федеративное сотрудничество республик приняло  форму военного союза, но взаимоотношения их развивались не только в военной области, но и по экономической, политической, финансовой линиям, по линии государственного управления и законодательства. Завершение гражданской войны и разгром интервенции поставили на первый план задачи хозяйственного восстановления, что потребовало объединения усилий всех братских республик. Это стимулировалось и тем, что на базе нэпа восстанавливались специализации экономических районов и укреплялись хозяйственные связи между ними.6
     Серьезную роль в укреплении этих связей сыграл план ГОЭЛРО, который предусматривал развитие народного хозяйства республик как единого целого. Новая экономическая политика ставила целью укрепление союза рабочего класса и крестьянства. В условиях многонациональной страны это означало укрепление союза между русским (в своем большинстве) рабочим классом и крестьянством всех наций и народностей страны.
     10 августа 1922 г. Политбюро ЦК РКП(б) приняло решение создать комиссию по подготовке проекта усовершенствования федеративных отношений между РСФСР и другими республиками. 11 августа оргбюро ЦК РКП(б) утвердило комиссию в количестве 13 человек под председательством В.В.Куйбышева (от Белоруссии ее членом был А.Г.Червяков). Проект резолюции данной комиссии «О взаимоотношениях РСФСР с независимыми республиками» разработал И.В.Сталин. Он предусматривал вхождение советских республик в Российскую Федерацию на правах автономии. Этот проект В.И.Ленин расценил как отступление от принципов пролетарского интернационализма. Он предложил новую форму союзного государства - федерацию на основе добровольного и равноправного объединения самостоятельных советских республик. Они должны были составить Союз Советских Социалистических Республик Европы и Азии.
     30 декабря 1922 г. I Всесоюзный съезд  Советов принял Декларацию и  Договор об образовании Союза  ССР. Съезд избрал ЦИК СССР. Председателями его были избраны М.И.Калинин, Г.И.Петровский, А.Г.Червяков и Н.Н.Нариманов.
     Декларация  отмечала историческое значение образования  СССР. В Договоре подчеркивалось, что  независимые республики РСФСР, УССР, ЗСФСР, БССР добровольно и на равноправных началах вступают в государственный союз и передают ряд своих полномочий верховным органам центральной государственной власти. В компетенцию союзного правительства передавались внешняя торговля, военно-морские и иностранные дела, железнодорожный транспорт, почтово-телеграфная сеть. Их ведение передавалось в соответствующие союзные народные комиссариаты. Вопросы финансов, народного хозяйства, продовольствия, труда и рабоче-крестьянской инспекции оставались в ведении союзного и республиканских правительств. В связи с этим создавались союзно-республиканские комиссариаты. К сфере деятельности только республиканских правительств были отнесены вопросы внутренних дел, просвещения, юстиции, земледелия, здравоохранения и социального обеспечения. В Договоре подчеркивалось право каждой союзной республики на свободный выход из СССР.
     II Всесоюзный съезд Советов 31 января 1924 г. утвердил первую Конституцию  СССР, оформив создание единого  союзного государства как федерации суверенных советских республик. В Конституции подчеркивалось сохранение права каждой республики свободного выхода из Союза и вступления в него других советских республик, констатировалась компетенция союзного и республиканско
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.