Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая ЕСХН в СССР

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 05.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 37. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Министерство  образования и науки Российской Федерации
     ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ (ТГУ)
     Высшая  школа бизнеса
     Факультет банковского дела 
 
 
 
 
 
 
 

     КУРСОВАЯ  РАБОТА
     ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ В СССР
     Ондар Чаяна Шолбановна 
 
 
 
 
 
 
 

                                                                                                   Руководитель
                                                                                                   д-р. экон. наук, профессор
                                                                                                  ___________ А. А. Земцов 

                                                                                                 Автор работы
                                                                                                Студентка группы 801/1
                                                                                               ________  Ч.Ш. Ондар 

                                                          

                                                        Томск 2011 
 

  Введение ……………………………………………………….............................3
1. Экономическая  сущность единого сельскохозяйственного  налога
1.1. История возникновения  сельскохозяйственного налога................................4
1.2.Единый сельскохозяйственный  налог в период СССР...................................8
2. ЕСХН в СССР
2.1. Система налогообложения  для сельскохозяйственных 
товаропроизводителей.............................................................................................15

2.2.  Общие условия применения системы налогообложения для 
сельскохозяйственных товаропроизводителей......................................................25

2.3. Особенности налогового учета.  Сравнение с общепринятым 
налоговым режимом................................................................................................29

2.4.Совершенствование  налогообложения в организации...................................33
Заключение...............................................................................................................36
Литература................................................................................................................40 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение  

Налоговая система  СССР развивалась в качестве одного из инструментов механизма централизованного регулирования плановой экономики. Ее основной задачей стало привлечение в бюджет в запланированных объемах финансовых поступлений в виде отчислений от доходов хозяйственной деятельности государственных, кооперативных, общественных организаций и населения. Формы осуществления налоговых сборов в бюджет соответствовали общей схеме перераспределения ресурсов в условиях централизованного регулирования экономики, базирующейся преимущественно на государственной собственности на средства производства.
Сельскохозяйственный  налог — в СССР один из государственных  налогов, взимаемый с населения.
Введён в 1923 году на смену натуральным и денежным налогам на сельское хозяйство. C 1 января 1924 уплачивался только деньгами.
Целью моей курсовой работы является подробное рассмотрение ЕСХН в СССР. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

  Глава 1. Экономическая сущность единого сельскохозяйственного налога
      История возникновения сельскохозяйственного налога
 
 Ни одно государство, какие бы то ни было времена, не могло обходиться без изымания налогов с граждан. Налогообложение, являясь элементом экономической структуры, присуще всем государственным системам как рыночного, так и не рыночного типа хозяйствования. Невозможно точно определить, когда появились первые налоги, так же, как и нельзя точно определить, когда появилось первое государство. Во многих источниках права Древнего мира содержится упоминание об обязательных платежах, взимаемых с населения того или иного государства для содержания органов государственной власти.
 Еще в XIII–XII веках до н.э. имеется упоминание о подушном налоге в Вавилоне. Примерно к этому времени относятся первые известия о поголовном налоге в Китае и Персии. Во времена первых династий фараонов взимался земельный налог в Египте.
 Средства, полученные от уплаты налогов, расходовались на укрепление городов, содержание армий, строительство кораблей, дорог, сооружение храмов, устройство праздников, раздачу материальных благ неимущим.
 В. Пушкарева в развитии налогообложения выделяет три периода, каждый из которых характеризуется теми или иными признаками и особенностями:
 1.                Первый период налогообложения, включающий в себя хозяйственные системы древнего мира и средних веков, отличается неразрывностью и случайным характером.
 Первоначально налоги существовали в виде бессистемных платежей, носящих преимущественно натуральную форму: барщина, участие в походах, продовольствие, фураж, снаряжение для армии и др. По мере развития и становления товарно-денежных отношений налоги постепенно принимают денежную форму. Если прежде налоги взимались в основном на содержание армий и дворцов, строительство храмов и дорог, то со временем они становятся основным источником доходов, для денежного содержания государства.
 В IV–III веках до н.э. развитие налоговой системы привело к возникновению как общегосударственных, так и местных (коммунальных) налогов. Однако единой налоговой системы в этот период не существовало, и налогообложение отдельных местностей определялось лояльностью местного населения к метрополии, а также успехами в военных действиях государства.
 Развитие государственных институтов Рима способствовало проведению кардинальной налоговой реформы, в результате которой, появился первый всеобщий денежный налог – трибут. Основным налогом государства выступил поземельный налог. Налогами облагались также недвижимость, рабы, скот и иные объекты. Кроме прямых появились и косвенные налоги, например налог с оборота при торговле рабами.
 Уже в Римской империи налоги выполняли не только фискальную функцию, но и функцию регулятора тех или иных экономических отношений. Общее количество налоговых платежей в Древнем Риме составляло более 200.
 В Европе XVI–XVII вв. развитые налоговые системы отсутствовали. Повсеместно налоговые платежи носили характер разовых изъятий.
 2.                Второй период развития налогообложения конец XVII – начало XVIII века характеризуется тем, что налоги становятся основным источником доходной части бюджета государства. В этот период происходит формирование первых налоговых систем, включающих прямые и косвенные налоги. Особую роль играли акцизы, взимавшиеся, как правило, у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров, а также подушный и подоходный налоги.
 3.                Третий период развития налогообложения начал свою историю с XIX века. И отличался уменьшением количества налогов и большим значением права при их установлении и взимании. Постепенно в обществе наряду с развитием финансовой науки происходит становление научно-теоретических воззрений на природу, проблему и методику налогообложения (Именно тогда).
 Финансовая же система Древней Руси начала складываться в конце IX века, в период объединения древнерусских племен и земель. Основной формой налогообложения того периода выступали поборы в княжескую казну, которые именовались данью. Первоначально дань носила нерегулярный характер в виде контрибуции с побежденных народов. Со временем она стала выступать прямым систематическим налогом, который уплачивался деньгами, продуктами питания или изделиями. Косвенные налоги взимались в форме торговых и судебных пошлин.
 После свержения монголо-татарского ига налоговая система была реформирована Иваном III, который ввел первые прямые и косвенные налоги. Основным прямым налогом выступал подушный налог, особое значение стали приобретать целевые налоговые сборы, которые способствовали процессу становления Московского государства. Ведущее место в налоговой системе занимали акцизы и пошлины. В период царствования Ивана III были заложены основы налоговой отчетности. К этому времени относится и внесение первой налоговой декларации – сошного письма. Площадь земельных участков переводилась в условные податные единицы «сохи», на основе которых взимались прямые налоги.
 Несмотря на политическое объединение русских земель, финансовая система в России в XV–XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана.
 Во время царствования Алексея Михайловича (1629–1676) система налогообложения в России была упорядочена. Так, в 1655 г. был создан специальный орган – счетная палата, в компетенцию которой входил контроль за фискальной деятельностью приказов, исполнением доходной части российского бюджета.
 В связи с постоянными войнами, которые вела Россия в XVII веке, налоговое бремя было огромным. Введение новых прямых и косвенных налогов, а также повышение в 1646 г. в 4 раза акциза на соль привела к серьезным народным волнениям и соляным бунтам.
 Эпоха реформ Петра I (1672–1725) характеризовалась постоянной нехваткой финансовых ресурсов на ведение войн и строительство городов и крепостей. К уже традиционным налогам добавлялись все новые и новые, вплоть до знаменитого налога с бороды. Были введены гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков, налоги с постоялых дворов и т.д.
 В период правления Екатерины II (1729–1796) были созданы специальные государственные органы: экспедиция государственных доходов, экспедиция ревизий, экспедиция взыскания недоимок. Для купечества была введена гильдейская подать – процентный сбор с объявленного капитала, размер которого записывался «по совести каждого».
 Основной чертой налоговой системы XVII века можно назвать большое значение косвенных налогов по сравнению с прямыми налогами (до 42% государственных доходов).
 Вплоть до середины XVIII века в русском языке для обозначения государственных сборов использовалось слово «подать». Впервые в отечественной экономической литературе термин «налог» употребил в 1765 году русский историк А.Я. Поленов в своей работе «О крепостном состоянии крестьян в России».
 Вторым по значимости налогом выступал оброк – плата казенных крестьян за пользование землей. Особую роль начали играть социальные налоги: сборы за проезд по шоссейным дорогам, налог на доходы с ценных бумаг, квартирный налог, паспортный сбор, сбор за перевозку грузов по железной дороге и т.д.
 Становление российской налоговой системы продолжалось до революционных событий 1917 года.
 Первые советские налоги не имели большого фискального значения и носили ярко выраженный характер классовой борьбы. Например, директором СНК от 14 августа 1918 г. был введен чрезвычайный революционный единовременный налог, которым облагалась городская буржуазия и кулачество.
 В связи с непоследовательностью и бессистемностью проведения экономической политики к концу 1920 г. в СССР сложилась громоздкая система бюджетных взаимоотношений. Действовало 86 видов платежей в бюджет.
 В годы Великой Отечественной Войны были введены новые налоги, пересмотрены и изменены существующие. Если до войны налоги с населения составляли в доходах бюджета примерно 5%, то в военные годы они возросли до 13%.
 В этот период (в конце 1941 г.) был также введен налог на холостяков, одиноких и малосемейных граждан, предназначенный для покрытия государственных расходов на оказание помощи одиноким и многодетным матерям. Хотя этот налог вводился как временный, он просуществовал длительный период и был отменен в 1980-е гг.
 К началу реформ 1980-х гг. более 90% государственного бюджета СССР формировалось за счет поступлений из народного хозяйства. Налоги с населения составляли 7–8% всех поступлений бюджета.
 14 июля 1990 г. был принят Закон СССР «О налогах с предприятий, объединений и организаций», явившийся первым унифицированным нормативным актом, регулирующим налоговые правоотношения в стране. Но августовские события 1991 г. ускорили процесс распада СССР и становления Российского государства. В этот период была осуществлена широкомасштабная комплексная реформа, подготовлены и приняты основополагающие налоговые законы: «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», «О налоге на прибыль предприятий и организаций», «О налоге на добавленную стоимость», «О подоходном налоге с физических лиц», «О государственной налоговой службе РСФСР», который затем был переименован в закон РФ «О налоговых органах Российской Федерации».
 С введения части I Налогового кодекса РФ (НК РФ) с 1 января 1999 г. был сделан значительный шаг к стабилизации налоговой системы, положено начало упорядочению отношений между налогоплательщиком и государством в лице налоговых органов. Закон РФ «Об основах налоговой системы в РФ» утратил силу. С 1 января 2001 г. введена в действие часть II НК РФ, где каждый налог имеет отражение по отдельности. Таким образом, весь процесс развития налогообложения со времени возникновения до наших дней подразделяется на следующие этапы, обусловленные переходом его из одного качественного состояния в другое, более развитое:
 ·                   натуральная форма оплаты;
 ·                   денежная форма оплаты налогов.
 Налоги – важнейшая форма аккумуляции бюджетом денежных средств. Без налогов нет бюджета; поддержание эластичности налоговой системы – непременное условие сбалансированности государственной казны. 
 

 1.2. Единый сельскохозяйственный  налог в период СССР. 

        Переход к единому сельхозналогу  был осуществлен Декретом ВЦИК  и СНК от 10 мая 1923 г. "О едином  сельскохозяйственном налоге". В соответствии с ним на 1923/24 гг. устанавливался единый сельскохозяйственный налог взамен налогов, уплачиваемых населением, нанимающимся сельским хозяйством, в частности: единого натурального налога, трудгужналога, подворно-денежного налога, общегражданского налога.  Единый сельскохозяйственный налог должен решительно покончить с множественностью обложения, беспечить соответствие тяжести обложения каждого хозяйства с размерами его доходов и достатком.
     Исчисления  налога производилось  в весовой мере - пудах ржи или  пшеницы. При определении налога  учитывалось:  

а) количество пашни  и сенокоса,
б) количество едоков в хозяйстве,
в) количество взрослого  рабочего и продуктивного  скота,
г) урожайность  хлебов и трав на десятину.
     Система  построения налога способствовала  развитию технических отраслей  сельского хозяйства и животноводства.
  XIII Всероссийская  партийная конференция рассматривая  задачи экономического развития  Советского государства, в том  числе и в области налогообложения крестьянства сельскохозяйственным налогом, определило пути дальнейшего совершенствования налогообложения сельскохозяйственным налогом, в частности, полный переход к денежному обложению, широкий круг льгот для малоимущих хозяйств. Конкретные шаги реорганизации сельскохозяйственного налога были определены II съездом Совета Союза СССР.
  Постановлением  ЦИК и СНК СССР  от 30 апреля 1924 г. утверждено "Положение о  едином сельскохозяйственном налоге  на 1924/25 гг". Единицей обложения  являлась десятина пашни. Сенокосы и скот подлежали пересчитыванию в единицы обложения по установленным коэффициентам. Положением были предусмотрены различный уровень обложения хозяйств в разных местностях и установлено 40 различных таблиц ставок применительно к отдельным районам страны по принципу скользящей прогрессии. Значительные льготы были предоставлены хозяйствам с техническими культурами. Расширены были льготы и для малоимущих хозяйств. Коллективные хозяйства получили скидки при исчислении суммы налога в размере 25 % с исчисленной суммы налога. Сельскохозяйственный налог исчислялся в рублях и взимался деньгами, взимание налога полностью перешло введение Наркомфина. Для целей поддержки развития коллективных форм хозяйствования Декретом СНК О премировании по единому сельскохозяйственному налогу крестьянских обществ и других коллективов и кооперативов трудовых земледельцев была установлена сумма премирования сельскохозяйственных улучшении по РСФСР в размере 2.240 тыс. рублей. 

     На XIV конференции РКП(б) были рассмотрены  вопросы налогообложения в деревне  и принята резолюция "О едином  сельскохозяйственном налоге". В  резолюции признана необходимость  проведения улучшения в порядке обложения налога, подчеркнута необходимость распределения налоговой тяжести между плательщиками по экономической мощности крестьянского хозяйства.
    В  связи с чем постановлением  Президиума ЦИК СССР от 7 мая  1925 г. утверждено Положение о  едином сельскохозяйственном налоге  на 1925/26 гг. Объектом обложения выступали,  как и прежде земельные участки. Проведена была дифференциация налоговых ставок, на каждую губернию устанавливались особая таблица ставок.
    Новым  положением была отменена система  ежегодного установления разрядов  и ставок обложения на основе  оценки урожая и учета цен  на сельскохозяйственную продукцию текущего года. Введены твердые ставки налога по губерниям и не подлежащие изменению сроки уплаты налога. Плательщики налога не подлежали обложению иными налогами, за исключением платежей по обязательному окладному страхованию. Положением устанавливался необлагаемый минимум, исчислявшийся в десятинах пашни в зависимости от обеспеченности хозяйств рабочими руками. Но распространялся он не на всю страну, а на отдельные губернии.
 С ростом  товарно-денежных отношении,  ростом  количества коллективных  хозяйств необходимо было рассмотреть  вопрос перехода сельскохозяйственного  налога с поземельного принципа  на подоходный. В период Социалистической индустриализации страны налоговая политика была подчинена задаче массового перехода коллективизации крестьянских хозяйств.
 Важнейшим  этапом проведения  изменений  в налогообложении  деревни  стало решение апрельского  (1926) пленума ЦК ВКП(б), который определил  задачи стоящие на пути построения  сельскохозяйственного налога. В  частности предлагалось построить налог на основе определения доходов в денежной форме, включать в объект обложения доходы от неземледельческих заработков, построение налога по прогрессивному обложению, усиление обложения кулацких хозяйств. 

     Постановлением  ВЦИК СССР от 25 апреля 1926 г. было утверждено Положение "О едином сельскохозяйственном  налоге 1926/27 гг". Налог был построен  по подоходному принципу.
 Объектом  обложения являлся доход соответствующего  хозяйства в денежной форме.  Включались в объект обложения  и доходы от неземледельческих заработков. Доход исчислялся в денежном выражении, с установлением нормативного метода исчисления по единой таблице ставок налога с дохода в зависимости от совокупного дохода и числа едоков в хозяйства. Шкала обложения была установлена по доходу на едока, однако с учетом особенностей, установлено было 3 шкалы обложения:
- для  РСФСР  - по доходу на едока, 
-для УССР - по  доходу на хозяйство с учетом  количества едоков, 
- для Узбекской  и Туркменской ССР - по доходу  на хозяйства. 
     Были  установлены необлагаемые  минимумы. Обложение колхозов проводилось   на тех же основаниях что   и единоличные хозяйства. Но  при этом они имели налоговые  льготы в виде 25% скидки с исчисляемого  дохода. Были установлены большие  сроки платежа по союзным республикам. Усилено было обложение кулацких хозяйств и увеличено количество освобожденных от налога хозяйств. Единый сельхозналог фактический был приближен к подоходному налогу, за счет привлечения к обложению неземледельческих и промысловых заработков. Переход к подоходному принципу обложения позволил упростить порядок взимания и контроля за взиманием сельскохозяйственного налога, позволил оказаться от большого количества таблиц налоговых ставок.
С ростом индустриального  потенциала  страны потребовались определенные  перемены и в сельскохозяйственном  секторе экономики. Сельскохозяйственный  сектор экономики значительно  отставал от новых потребностей, значительной степени это касалось развития технических отраслей сельского хозяйства. Этим целям был ориентирован Единый сельскохозяйственный налог на 1927/28 гг., утвержденный ЦИК и СНК СССР от 2 апреля 1927 г. В основном налог сохранил прежние ставки обложения и нормы доходности, увеличил льготы колхозам и бедняцким хозяйствам, по техническим культурам и животноводству. В то же время были внесены изменения в порядок освобождения по необлагаемому минимуму. Теперь необлагаемый минимум определяется не по доходу на едока, а по доходу на хозяйство. Для коллективных хозяйств было установлено обложение, которое не могло превышать средние размеры обложения единоличных хозяйств по району, среднюю ставку налога на рубль дохода и средний облагаемый доход на едока. Доходы от неземледельческих заработков подлежали обязательному учету повсеместно.
В ознаменование 10-летия установления Советский власти 2-сессия ЦИК СССР 4 созыва приняла Манифест. В соответствие с ним предусматривалось освободить от сельскохозяйственного налога 10 % крестьянских хозяйств, сложить недоимки по налогу за предыдущие годы. На основании этого ЦИК и СНК принимают постановление от 21.10.1927 г., по которому полностью или частично освобождаются от налога маломощные крестьянские и коллективные хозяйства, по решению районных налоговых комиссий.
  XV съездом  Партии было принято решение  на ограничение кулацких элементов в деревне и развитие коллективизации сельского хозяйства. Определено было также, что борьба с кулачеством наряду с другими мероприятиями и должна идти путем роста налогообложения кулацких хозяйств.
В соответствии с этим, в Положении  "О едином сельскохозяйственном  налоге", утвержденном ЦИК и СНК СССР от 21 апреля 1928 г., основной  был упор сделан на расширение  льгот коллективным хозяйствам и усиление обложения кулацких хозяйств. Это выражалось введении для последних индивидуального обложения и повышении максимальных ставок обложения с 5 до 25 % по принципу определения действительного дохода каждого отдельного хозяйства от различных объектов. Шкала обложения устанавливалась комбинированная с учетом числа едоков. В основу построения налога был заложен классовый принцип. Что ярко проявилось в предоставлении больших льгот коллективным хозяйствам. Обложение сельскохозяйственным налогом создавало большую заинтересованность для колхозов в повышении доходности. С ростом доходности доля дохода, взимаемая в пропорциональных ставках, не повышалась. Для коллективных хозяйств были установлены дифференцированные ставки: для ТОЗ-20%, для сельскохозяйственных артелей - 40 %.
С 1929 г. в развитии сельского  хозяйства произошли  большие  перемены. В стране начался процесс  массового перехода крестьян  в коллективные хозяйства. Налоговая  политика страны была нацелена  на решение задач о проведении коллективизации деревни, поддержании и укреплении колхозного строя, ликвидации кулачества.
Изменения в  порядке обложения сельскохозяйственным налогом были  определены постановлением ВЦИК  и СНК от 8 февраля 1929 г. "О едином сельхозналоге и облегчении  обложения середняцкого хозяйства" и Положением о едином сельхозналоге на 1929-30 гг. утвержденным Постановлением ЦИК и СНК СССР от 20 февраля 1929 г. Объектом обложения новое положение определяла совокупный доход соответствующего хозяйства. Коллективные хозяйства в местностях, где обложение налогом производилось по пашне, понижались нормы доходности десятины, в местностях, где обложение производилось по посеву, освобождались от обложения доходы от прироста посевных площадей. Была продолжена политика расширения льгот коллективным и середняцким хозяйствам. Путем снижения общей суммы и порядка исчисления налога и предоставления дополнительных льгот. Льготы были направлены на расширения посевных площадей, поощрения развитию технических культур и животноводства. Кулацкие хозяйства облагались в индивидуальном порядке.
В облагаемый доход  включались  полностью все доходы от неземледельческих  заработков. Сплошная коллективизация  сельского хозяйства привела  к росту коллективных хозяйств, что требовало изменения системы обложения колхозов в общей системе сельхозналога.
Согласно новому Положению "О  едином сельхозналоге  на 1930-31 гг.", утвержденном Постановлением ЦИК и СНК от 23 февраля 1930 г., для колхозов была установлена пропорциональная  система обложения вместо прогрессивного обложения. Новым положением фактически были установлены три различные системы обложения: обложение колхозов, обложение трудовых единоличных хозяйств и кулацких хозяйств. Кулацкие хозяйства облагались в индивидуальном порядке, был расширен перечень признаков отнесения того или иного хозяйства к кулацким.
Была установлена  пропорциональная  система обложения колхозов. Облагаемый  доход колхозов определялся по  установленным нормам доходности. Облагаемый доход коллективных  хозяйств мог определяться по установленным нормам доходности и по данным годовой отчетности хозяйства. Установлен был льготный порядок обложения доходов от посевов технических культур. 

    В  соответствии с Постановлением  ЦИК и СНК от 30 сентября 1930 г. "О   распределении поступлений единого  сельскохозяйственного налога" значительная  часть поступлений по сельскохозяйственному  налогу передавалась в местные бюджеты. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 29 марта 1931 г. утверждено Положение "О едином сельскохозяйственном налоге на 1931 г". В соответствие с положением, исчисление налога с колхозов стали производить по валовому доходу за год. Из облагаемого дохода исключались: отчисления в неделимые и общественные фонды, доходы от рыболовства. Исчисление налога велось на основе годовых отчетов по производственным планам на пропорциональному принципу обложения. Коллективные хозяйства получили широкий круг льгот. В состав облагаемого налогом дохода единоличных хозяйств стали включатся от всех источников дохода.
 Постановлением ВЦИК и СНК от 9 января 1931 г. с единоличных хозяйств был взыскан единовременный сбор на хозяйственное и культурное строительство в сельских районах. 19 ноября 1932 г. ЦИК и СНК вводят для единоличных хозяйств единовременный налог на единоличные крестьянские хозяйства. Налог был в веден в целях изъятия части доходов единоличных хозяйств, не вошедших при обложении сельскохозяйственным налогом, в соответствии с Положением, утвержденным ЦИК и СНК 25 мая  1933 г., при обложении сельскохозяйственным  налогом колхозов устанавливались два объекта обложения: посевные площади и доходы, получаемые от неземледельческих доходов.
Обложение производилось на основе  твердых погектарных ставок, установленных  с учетом доходности различных  видов сельскохозяйственных культур. Налогообложение строилось на основе сочетания поземельного и подоходного принципов. Обложение производилось на основе пропорционального метода. Сумма налога определялась путем умножения соответствующих ставок на число гектаров, учтенных посевов озимых и на число гектаров планового посева яровых. Ставка налога с неземледельческих доходов устанавливалась для сельскохозяйственных артелей 3,5 коп. с рубля, а для ТОЗ - 5 коп. Были предоставлены льготы колхозам в части освобождения доходов от торговли на колхозных ларьках и базарах. Обложение доходов от полеводства у колхозов определялась по планам посевной площади независимо от фактического выполнения плана.   В дальнейшем обложение сельхозналогом  строилось на принципах, установленных  в 1933 г. С 1934-38 гг. в этот порядок вносились некоторые изменения. С 1938 г. в целях ликвидации преимуществ единоличных крестьянских хозяйств перед хозяйствами колхозов был введен налог на лошадей единоличных хозяйств.
На основании  Постановления ЦИК  и СНК от 7 апреля 1936 г. к уплате сельскохозяйственного  налога стали привлекаться хозяйства  членов промысловых кооперативных  артелей. Абсолютное превосходство коллективных форм хозяйствования и установление социалистических форм хозяйствования, в качестве единственной формы земледелия потребовала изменить и систему сельскохозяйственного налога.
 Законом "О сельскохозяйственном  налоге" от 1 сентября 1939 г. к уплате  сельхозналога привлечены были, помимо хозяйств колхозников,  единоличных крестьянских хозяйств, хозяйства членов промысловых кооперативов, также хозяйства рабочих и служащих, имевшие подсобное сельское хозяйство в сельской местности. Объектом налогообложения являлись доходы от сельскохозяйственных культур и неземледельческих заработков. Доходы определялись на основе норм доходности, устанавливаемых в зависимости от урожайности по культурам и средних цен на колхозных рынках. Доходы, получаемые по трудодням колхозниками, обложению не подлежали. Обложения строилось по прогрессивному методу обложения. Для единоличных хозяйств была установлена специальная шкала ставок с более высокой прогрессией, обложение велось на основе учета размеров их доходности.
   Имелся большой перечень льготных  категорий, не подлежащих обложению.  Были определены три срока  уплаты налога: 1 октября, 1 ноября декабря. Законом от 1 марта 1941 г внесены некоторые изменения путем повышения нормы доходности по отдельным сельхозкультурам, утверждены новые таблицы ставок.
   В первый год войны Указом  Президиума ВС СССР от 3 июля 1941 г. была введена стопроцентная надбавка к сельскохозяйственному налогу. С 1942 г. Указом Президиума ВС СССР от 29 декабря 1941 г. был установлен военный налог, которым облагалось все население страны, в связи с чем стопроцентная надбавка к сельскохозяйственному налогу была отменена.
  Указом Президиума ВС СССР  от 3 июня 1943 г. были внесены изменения  в порядок обложения сельхозналогом. Коснулись они повышения норм  доходности и их дифференциации, изменению подверглась таблица ставок налога, порядок исчисления  налога с единоличных хозяйств.
   Указами Президиума ВС СССР  от 13 июля 1948 г., 7 августа 1950 г. и  1 августа 1951 г. сельскохозяйственный  налог претерпел незначительные  изменения. Изменения коснулись  в части увеличения прогрессии  в обложении и процентов изъятия доходов, сокращения льгот по налогу и порядку предоставления льгот.
 Указом Президиума от 7 мая 1952 г. законодательство о сельскохозяйственном  налоге были внесены изменения  в порядок обложения дохода. В  соответствии с законом от 8 августа  1953 г. обложению сельскохозяйственным налогом подлежали: хозяйства колхозников, хозяйства рабочих и служащих, единоличные крестьянские хозяйства и хозяйства других граждан, не являющихся членами колхозов, если им отведены земельные участки в сельской местности. Налог взимался в целом с хозяйства, а не с отдельного члена семьи. 
 
 

Глава 2. ЕСХН в СССР 

2.1. Система налогообложения  для сельскохозяйственных 
товаропроизводителей

Сельскохозяйственный  налог в СССР существовал давно. Но современное 
налоговое законодательство России узнал о о подобном налоговом 
режиме сравнительно недавно. "Система налогообложения для 
сельскохозяйственных товаропроизводителей (Единый 
Сельскохозяйственный Налог)"  была введена Федеральным законом РФ от 29 
декабря 2001 г. N 187-Ф3 "О внесении изменений и дополнений в часть 
вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты 
законодательства Российской Федерации о налогах и сборах". 
На всем протяжении периода реформирования экономики государство 
пыталось создать для сельскохозяйственных товаропроизводителей 
механизм налогообложения, максимально учитывающий особенности их 
производства. В результате было принято решение о переводе их на 
единый налог, воплотившийся в гл. 26.1 НК РФ, принятой Федеральным 
законом от 29 декабря 2001 г. N 187-Ф3. При этом согласно ст. 346.1 НК 
РФ, Единый сельскохозяйственный налог применяется наряду с общим 
режимом налогообложения. В первоначальной редакции данной статьи (ст. 
346.1 НК РФ) специальные налоговые режимы определялись как система мер 
налогового регулирования, применяемая в случаях и порядке, 
установленных Налоговым кодексом. 
Как уже было сказано, ЕСХН существует как альтернатива общепринятой 
системе налогообложения. Единый сельскохозяйственный налог облегчает 
налоговое бремя всех категорий налогоплательщиков, занятых в 
сельскохозяйственном производстве, избавляя от уплаты большого 
количества различных налогов и сложности их расчета. 
Федеральный закон N 74-ФЗ от 11июня 2003

года «О Крестьянском (фермерском) хозяйстве» дает гражданам  право на 
создание крестьянских (фермерских) хозяйств и их самостоятельную 
деятельность. 
Настоящий Федеральный закон определяет правовые, экономические и 
социальные основы создания и деятельности крестьянских (фермерских) 
хозяйств. 
Понятие крестьянского (фермерского) хозяйства заключается в 
следующем: 
1. Крестьянское (фермерское) хозяйство (далее также фермерское 
хозяйство) представляет собой объединение граждан, связанных родством 
и (или) свойством, имеющих в общей собственности имущество и совместно 
осуществляющих производственную и иную хозяйственную деятельность 
(производство, переработку, хранение, транспортировку и реализацию 
сельскохозяйственной продукции), основанную на их личном участии. 
2. Фермерское хозяйство может быть создано одним гражданином. 
3. Фермерское хозяйство осуществляет предпринимательскую деятельность 
без образования юридического лица. 
К предпринимательской деятельности фермерского хозяйства, 
осуществляемой без образования юридического лица, применяются правила 
гражданского законодательства, которые регулируют деятельность 
юридических лиц, являющихся коммерческими организациями, если иное не 
вытекает из федерального закона, иных нормативных правовых актов 
Российской Федерации или существа правовых отношений. 
4. Фермерское хозяйство может признаваться сельскохозяйственным 
товаропроизводителем в соответствии с законодательством Российской 
Федерации. 
Право на создание фермерского хозяйства имеют дееспособные граждане 
Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства. 
Виды деятельности фермерского хозяйства 
1. Основными видами деятельности фермерского хозяйства являются 
производство и переработка сельскохозяйственной продукции, а также 
транспортировка (перевозка), хранение и реализация 
сельскохозяйственной продукции собственного производства. 
2. Члены фермерского хозяйства самостоятельно определяют виды 
деятельности фермерского хозяйства, объем производства 
сельскохозяйственной продукции исходя из собственных интересов. 
3. Перевозками, осуществляемыми автомобильным транспортом фермерского 
хозяйства для собственных нужд, считаются перевозки: 
1) сырья, кормов; 
2) произведенной и переработанной сельскохозяйственной продукции; 
3) сельскохозяйственной техники и запасных частей к ней; 
4) семян; 
5) удобрений; 
6) горючесмазочных материалов; 
7) иных используемых для обеспечения нужд фермерского хозяйства 
грузов
 

в 1923/24 году сельское хозяйство СССР было
 обложено единым сельскохозяйственным налогом, заменившим все различные налоги, взимавшиеся  с населения, занимавшегося сельскохозяйственным промыслом. Общие основания обложения остались при этом те же, какие были установлены для единого натурального налога на продукты сельского хозяйства в 1922—23 г. и какие впервые в менее развитом виде были применены в натуральном
налоге на зерно, масличные  семена и картофель на 1921/22 г. Эти  основания заключались в том, что за указанными ниже исключениями облагалась земля, и ставки обложения в отдельных хозяйствах определялись
в зависимости от комбинации трех признаков:
а) земельного обеспечения  на душу семейного состава,
б) количества скота  в хозяйстве 
 в) продукции на десятину облагаемой земли. С увеличением каждого из указанных
признаков, при неизменившихся остальных, ставка налога на десятину
облагаемой земли  абсолютно увеличивалась, но норма  обложения, т.е.
доля, какую составляет налог от дохода, могла при этом уменьшаться.
Существенное отличие  единого сельскохозяйственного  налога от пред-
шествующих ему  заключалось в том, что на части  территории Союза он
взимался в денежной форме и на остальной—в смешанной, т.-е. часть
налога должна была вноситься деньгами и часть продуктами полеводства,
а в некоторых местностях—скотоводства.
Единый сельскохозяйственный налог, будучи единым в смысле един-
ственного налога на сельское хозяйство, на самом деле в  различных
частях Союза регулировался  различными положениями. Для БССР и  РСФСР,
за исключением  Туркестанской АССР и районов  скотоводческого хозяй-
ства, действовало  одно положение, в районах скотоводческих хозяйств—
другое, кроме того, Туркестанская АССР применяла общее  положение
РСФСР с большими отступлениями от него. В УССР и  также в ЗСФСР
действовали в каждой свои положения. В БССР и части РСФСР, где действовало общее положение,за облагаемую землю принималась, как общее правило, площадь пашни, усадебной незастроенной и сенокосной в пере-
воде на пашню; в  местностях, где было распространено залежное хозяй-
ство, за облагаемую землю принималась площадь удвоенного посева, в од-
ной Букеевской губернии—площадь фактического посева и в Туркестанской 
АССР площадь поливных посевов и в переводе на последние  площади
фруктовых садов и  виноградников. По размерам обеспечения  облагаемой
землей хозяйства разделялись на девять следующих разрядов: 1) не более
0,25 десятины на  душу; 2) более 0,25 и не более  0,5; 3) более 0,5 и не
более 0,75; 4) более 0,75 и не более 1,0; 5) более 1,0 и не более 1,5;
6) более 1,5 и не  более 2,0; 7) более 2,0 и не более  2,5; 8) более. 2,5 и
не более 3,0 и 9) более 3,0 десятин на душу.
Скот принимался в  качестве налогового признака, крупный  рогатый
в возрасте от 1  лет  и рабочий—лошади, волы, ослы и мулы (волы,
ослы и мулы считались  при этом за полголовы крупного скота) в возра-
сте от 3 лет и верблюды от 4. В Туркестанской АССР скот учитывался
полностью в переводе на баранов по коэффициентам: 1 баран=1 коза=
1 ишак=1 / 2~с в и н ь и = 1Л мула=Уз коровы^1^ лошади:^:1/^ верблюда;
при этом рабочий  скот не везде принимался в качестве налогового при-
знака.
По скоту хозяйства  РСФСР делились на четыре группы: 1) без скота,
2) имеющие не более  2 голов, 3) более 2 и не более  4 и 4) более 4.
Продукция исчислялась  по урожаю главных хлебов с десятины, опре-
деляемому по видам  на урожай текущего года. По урожайности устано-
влено 11 разрядов местностей: 1) не более 25 пудов с десятины; 2) более
25 и не более  30; 3) более 30 и не более 35; 4) более  35 и не более 40;
5) более 40 и не" "более 45;~"6) более 45 и не  более 50; 7) более 50 и не
более 55; 8) более 55 и не более 60; 9) более 60 и не более 75; 10) более
75 и не более  100 и 11) более 100 пудов с десятины.
Комбинация 9 разрядов по обеспеченности землей, 11 разрядов по
урожайности и 4 групп  по скоту давала 396 налоговых групп  хозяйств,,
для каждой из которых, за исключением 8 освобождаемых* от налога по
маломощности, была назначена  своя ставка налога на десятину в пудах
ржи, а в местностях с преобладанием пшеничных посевов—пшеницы. Ставки
налога изменялись в пределах от 0,25 до 25,25 пудов с десятины.
Для уплаты налога в  деньгах особые комиссии должны были уста-
навливать цены (эквиваленты) налоговых единиц, т.-е. пуда ржи и  пше-
ницы, по которым налог, исчисленный в натуральных единицах, перево-
дился в деньги.
 Единый сельскохозяйственный налог для кочевого и полукочевого, имеющего посевы, населения Сибири, Киргизской республики, Калмыцкой автономной области и горных районов Северокавказского края построен на обложении всего взрослого скота, а для полукочевого также и пахотной земли по
удвоенному посеву. В хозяйствах кочевого населения должен был учиты-
ваться весь скот, т.е. лошади, верблюды, мулы, ослы и крупный  рогатый
скот в возрасте от 2 лет и перезимовавшие овцы и  свиньи в переводе
на крупный по соотношению 1 = 0 ,5 верблюда = 1 голова крупного рога-
того скота = 1 лошади = 2 мула = 3 осла = 5 овец = 5 коз. Налог уста-
навливался в пудах  чистого мяса, при чем с хозяйств, имеющих не более
5 голов в переводе  на крупный, по расчету 1 фунта  на голову, с имеющих
более 5 и не более 10—по 3 ф. с головы, с имеющих 10—20—по 9 фун.,
с 21—30—по 12 ф., с 31 — 40—по 16 ф., с 41—50—по 18 ф., с имеющих
более 50 гол.—по 20 ф. Для полукочевых хозяйств эта  скала применя-
лась для скота, превышавшего 10 голов, но, кроме того, устанавливался
налог по удвоенному посеву на основании общего декрета о едином
 сельскохозяйственном налоге. Форма налога смешанная, натуральная часть
налога сдавалась  живым скотом по убойному весу.
Обложение сельского  «хозяйства в Украине в 1923/24 г.
 было построено на следующих основаниях. Размер налога
 определялся для каждого крестьянского хозяйства по комби-
нации трех признаков:
а) площади земель сельскохозяйственного поль-
зования на едока  с тем отличием от РСФСР, что в  эту площадь вклю-
чались выгонные земли  и усадебные застроенные и что площадь всех
угодий учитывалась  полностью без перевода в пашню;
б) средней районной продукции десятины облагаемой земли  с переводом продукции полеводства, усадебной земли и скотоводства в ржаные единицы, при чем
продукция корректировалась урожайностью текущего года;
 в) количества рабочего и взрослого крупного скота в хозяйстве.
В зависимости от размеров каждого признака были установлены 9 групп хозяйств
по количеству облагаемой земли на едока в хозяйстве, 5 групп  хозяйств
по количеству голов взрослого скота в хозяйстве и 11 разрядов по про-
дукции районов (в  случае пестрого урожая селения одного района могли
относиться к разным разрядам). Группы по обеспеченности землей на
едока приняты такие: 1) до 0,5 дес. на едока, 2) от 0,51 до 0,75 дес.,
3) от 0,76 до 1,0, 4) от'1,01 до 1,25 дес., 5) от 1,26 до 1,50 дес:, 6) от
1,51 до 2,0 дес., 7) от 2,01 до 2,5 дес., 8) от 2,51 до 3,0 дес. и 9) более  3,00.
Разряды районов по продукции: 1) до 15 п., 2) 15—20, 3) 20—25,
4) 25—30, 5) 30—35, 6) 55—40, 7) 40—45, 8) 45—50, 9) 50—60,
10) 60—70 и И) более  70.
 Группировка хозяйств по скоту: 1) без взро-
слого скота, 2) с 1 головой, 3) с 2 головами, 4) с 3 и 5) с 4 и более.
Общее количество налоговых  групп для Украины получалось равное 495,
тогда как по РСФСР  их было 396, а за вычетом освобождаемых от на-
лога—388. Украинские ставки на десятину облагаемой земли  составляли
от 0,75 пуда (хозяйства  с облагаемой землей в размере  не более 0,5 дес.
на едока без  скота, в районах с продукцией не более 15 пудов на деся-
тину) до 19,25 пуда (хозяйства с облагаемой землей в размере более
3 дес. на едока,  с 4 и более головами скота,  в районах с продукцией
более 70 пудов на десятину).
 В системе обложения, принятой в Закавказье, размер налога для каждого хозяйства исчислялся по комбинации трех  признаков:
а) площади в хозяйстве  пашни, огородов и бахчей и, в переводе на пашню, виноградников, плодовых садов, ореховых и
табачных плантаций  и сенокосов;
б) по урожайности  хлебов на десятину;
 в) по количеству в хозяйстве взрослого рабочего и продуктивного скота
в переводе на крупный. Хозяйства, имеющие менее полдесятины  подле-
жащей обложению земли  или менее 2 голов скота в переводе на крупный,
освобождались от обложения. Также освобождались от обложения  хозяй-
ства размером от 0,5 до 1,0 дес. при урожае менее 45 пуд. с десятины.
По обеспечению  землей хозяйства разделялись на 6 групп: 1) свыше
0,5 дес. и не более  1 дес., 2) от 1 до 2, 3) от 2 до 3, 4) от 3 до 4,
5) от 4 до 5 и 6)—свыше 5 дес. 
По урожайности  установлено 11 групп:
1) до 25 пудов с десятины, 2) свыше 25 до 30, 3) от 30 до 35, 4) от
35 до 40, 5) от 40 до 45,6) от 45 до 50, 7) от 50 до 60, 8) от 60 до 70,
9) от 70 до 80, 10) от 80 до 100 и 11) свыше 100 пуд. 
По скоту принято  деление на следующие 5 групп, кроме  хозяйств, имеющих менее
2 голов в переводе  на крупный, которые не облагались: 1) от 2 до 3 гол.,
2) свыше 3 и не  более 5, 3) более 5 и не более  10, 4) более 10 и не
более 20 и 5) более 20 голов. Таким образом, всего 330 групп, из кото-
рых 5 с земельным  обеспечением от 0,5 до 1 дес., при урожае менее
45 пуд. необлагаемых.
Наиболее существенное отличие закавказской системы обложения
от российской и  украинской состояло в построении скалы  ставок в зави-
симости от обеспечения  землей по расчету на хозяйство, а  не на едока,
и в полном освобождении от обложения хозяйств, имеющих менее 0,5 де-
сятины и хозяйств, не только бесскотных, но имеющих менее 2 голов
в переводе на крупный.
Из приведенных  данных видно, насколько сложною  является система
обложения сельского  хозяйства в СССР. И очень трудно подробно рассмотреть обложение отдельных залоговых групп сельских
хозяев и дать представление  о том, в какой мере единый сельскохозяйственный налог  является классовым и каковы размеры и относительная тяжесть  обложения
различных по доходности групп крестьянского населения. Поэтому, прежде чем перейти к ознакомлению
с размерами единого  сельскохозяйственного налога в 1923/24 г., следует
определить размеры  обложения сельского хозяйства  в 1-922/23 году, так
как этими размерами  ставится предел для сельскохозяйственного  обло-
жения в 1923/24 г. В 1922/23 г. на сельском населении лежали следующие
налоги: единый натуральный  налог на продукты сельского хозяйства;
трудовой и гужевой  налог; общегражданский налог для  воспособления
сельскому хозяйству  и ликвидации последствий голода (по Союзу без
ЗСФСР); прогрессивно-подоходный (в ЗСФСР); на промышленные сады и
огороды (в ЗСФСР); денежный подворно поимущественный налог на удо-
влетворение потребностей, относимых на местные бюджеты (по всему
Союзу) и местные  налоги, устанавливавшиеся совнаркомами автономных
республик, облисполкомами, губисполкомами и уисполкомами на сельское
хозяйство.
Имея в виду вышеуказанную цель при определении размеров нало-
говой тяжести, падавшей на сельское население в 1922/23 г., следует
исходить не из фактического поступления налогов, а из суммы  тех
обязательств, которые  возлагались на сельское население  существовавшей
тогда системой обложения. Для изучения результатов налоговой реформы,'
произведенной в 1923 году в сельскохозяйственном обложении, надо
сравнить, что сельское население обязано было уплатить в 1922/23 г. и
что в 1923/24 г единый натуральный налог на 1922/23 г. был установлен декретом
ВЦИК от 18 марта 1922 г. по РСФСР без Дальне-Восточной  области и
Туркестанской Республики в сумме 340 миллионов ржаных единиц при
среднем урожае. Декретом ЦИК и СНК УССР на 11 апреля того же года
налог на украинское сельское хозяйство определен в сумме 140 миллионов
124 ржаных единиц. Для Туркестана соответствующая сумма определяется
приблизительно в 10—12 миллионов хлебных единиц. Таким  образом, на
указанной территории общая сумма единого натурального налога на
1922/23 г. должна была  составить не менее 490 миллионов пудов хлеба.
К этому количеству надо прибавить помольный сбор с  мельниц, который
обычно перелагается на помольщиков, т.-е. на самих крестьян. По факти-
ческому поступлению  в 1922/23 году он составил 8,28»/о поступившего
натурального налога, по отношению же к 490 миллионам это должно
было бы дать 40 миллионов  ржаных единиц.
Оклад трудового и  гужевого налога на всем пространстве его дей-
ствия, т.-е. без ДВО, Крымской и Якутской АССР, Чувашской  А.О., Мур-
манской губ. и ЗСФСР, составлял деньгами 613 млн. руб. 1923 г. и
пешими и конными  рабочими днями в натуре на 124,9 миллиона рублей,
а всего 737,9 млн. руб. 1923 г. или в переводе по курсу червонца на
Московской .товарной бирже на 20/1—1923 г. (время составления
сметных предположений и представления в СНК законопроекта о новых
ставках), равного 197 руб. 1923 г.,—37,4 млн. червонных рублей.
Общегражданский налог  по декрету ВЦИК от 2 ноября 1922 года
был установлен для  крестьян домохозяев и других лиц, занимающихся
самостоятельно земледелием и сельскими промыслами, в сумме 4 руб.
1923 г., а в червонном  исчислении—по курсу червонца  на 1 февраля
1923 г. (срок выполнения  налога_в сельских местностях) равному  212 ру<5.—
19 коп. Общее число  всех крестьянских хозяйств по  Союзу без ДВО и
ЗСФСР, по данным налоговых  списков по единому сельскохозяйственному
налогу в 1923 г., равнялось 20.438 тыс. Отсюда сумма общегражданского
налога с сельского  населения в 1922/23 году—3,9 млн.
Денежный подворно-поимущественный  налог на местные потребности
по исчислению НКФ должен был составить 29.978 тыс. руб. по индексу
оптовых цен Госплана. Так как индекс во время, близкое  к составлению
местных ориентировочных  бюджетов, превышал курс червонного рубля
приблизительно на 10%» то для перехода от индексных  рублей к червон-
ным, нужно сумму  первых увеличить на 10%, получится 33,0 млн.
червонных рублей.
Общая сумма налогов, кроме единого натурального, которую, согласно
действовавшей в 1922/23 г. налоговой системе, должно было уплатить
сельское население  РСФСР (без ДВО), УССР и БССР, показана ниже с
распределением ее между перечисленными союзными республиками (в млн. р.):
Общая сумма налогов, кроме единого натурального, которая  должна
была быть уплачена в 1923/24 г. сельским населением при сохранении
тех форм обложения, которые существовали в 1922/23 г., равнялась
74,3 млн. руб. без  самочинных налогов. Сумма последних  исчисляется
А. Вайнштейном и  другими исследователями в 65 довоенных  копеек по
индексу Госплана на душу, что при 105,8 млн. душ сельского  населения
в 1922/23 г. дает 68,8 млн. рублей*), а при переводе в червонные рубли—
76,3 млн. Общая сумма  налогов, кроме натурального, получается  равною
150,6 млн. рублей. При  переводе по средней за 1922/23 г.  цене пуда
ржи, равной 90 коп., в  ржаные единицы получим 167,3 млн. единиц, что
с единым натуральным  налогом и помольным сбором составит почти 700 млн. ржаных единиц. Эта сумма  являлась предельной для 1923/24 г. при  среднем урожае. Последний оказался в 1923 г. для ряда местностей ниже среднего,
соответственно чему и самый налог был исчислен в размерах ниже опре-
деленного выше лимита.
По одному из вариантов  предварительного исчисления единого
сельскохозяйственного налога, ожидавшегося к поступлению  в 1923/24
хозяйственном году,  общая сумма его по всему Союзу  ССР определялась
в 550.115 тысяч налоговых  единиц, в том числе 232.943 тысячи натурою
и 317.172 тыс. деньгами и облигациями хлебного займа. За исключением
Дальне-Восточной  области, в которой учет налога велся  только на деньги,
с 8.550 тыс. налоговых  единиц, и ЗСФСР, по которой первоначальные
предположения были сильно изменены и по которой не были опубликованы
данные о распределении  ожидавшихся поступлений между  натурой и деньгами, на остальном  пространстве Союза должно было поступить 528.265
налоговых единиц, из них 232.943 или 44,1 «/о натурой и 295.322 или
55,9% деньгами и  облигациями. 
Таким образом, при  отнесении местностей РСФСР и  БССР к разрядам,
были допущены в 1923 г. значительные отступления от данных ЦСУ,
очевидно, в виду значительного  повышения ставок обложения по сравне-
нию с предыдущим годом, оказавшегося не везде посильным  для сельского
хозяйства.
 Общее количество крестьянских хозяйств, привлеченных к обложению единым сельскохозяйственным налогом в 1 9 2 3 г.,
в 1923/24 г. п о всему Союзу, без районов скотоводческого хозяйства и
Якутской АССР, равнялось  21,5 млн. с 109 млн. едоков, с 118 миллионами
десятин облагаемой площади и с 41 миллионом голов взрослого рабочего
и крупного рогатого скота в переводе на крупный. Надо при этом иметь
в виду, что площадь облагаемой земли, как это уже указывалось выше,
исчислялась в различных  частях Союза различно.
Учет скота также  произведен неодинаково, что тоже отмечено.
В РСФСР исключением  из общего порядка была Туркестанская  АССР,
где рабочий скот учтен лишь в трех губерниях и где кроме крупного
рогатого скота  учтены свиньи, овцы и козы в переводе На крупный скот;
в ЗСФСР кроме взрослого  рабочего крупного рогатого скота также
учтены овцы, козы и свиньи. При этом по Туркестану свиньи считались
по две, а овцы и  козы по три головы за единицу крупного скота, в За-
кавказьи же свиньи—по  четыре и овцы и козы—по шести.
Сведения об урожае 1923 г. имеются в исчислении ЦСУ  по РСФСР
(без ДВО и Туркестана), по УССР и БССР, но последнее  определение
сбора на территории БССР произведено уже в новых границах, тогда
как "остальные  данные относятся к прежним; поэтому  эту республику
пришлось для получения  относительных чисел соединить  с Западным
районом, за счет которого, главным образом, и были расширены  границы
БССР.
На указанной территории общий сбор хлебофуражных растений
с картофелем в переводе на рожь исчислен в размере 3.355 тыс. пудов,
а за исключением  семян—2.778 тыс. п. К этому количеству надо прибавить
еще сбор с сенокосов. Последний исчислен приближенно, исходя из допу-
щения, что продукция сенокосной площади, принятой за десятину пашни,
равна двум третям сбора  с посевной десятины. Это допущение  сделано
на том основании, что сенокосы переводились в пашню  по соотношению
валовых их доходностей. Для Украины продукция луговодства  определена
по проценту, какой  составляет доход луговодства от дохода полеводства...
С исчисленным, таким  образом, в пудах ржи сбором с  сенокосных земель
общий чистый сбор с  пахотно-сенокосной площади РСФСР (без  ДВО и
Туркестана), УССР и  БССР составил 2.871 пуд.
Сумма налога, исчисленного к поступлению по той же территории
равна 511,2 миллиона налоговых  единиц, что составляет 17,8о/о.
Всего в пределах Союза ССР поступило в счет контингента единого
сельскохозяйственного налога на 1923/24 г. 515.770 тыс. ржаных и пше-
ничных налоговых  единиц, 217 тысяч мясных налоговых  единиц и 5.295
рублей по Дальне-Восточной  области, по которой счет в налоговых  едини-
цах не велся. Эти  суммы следующим образом распределились между
отдельными частями  Союза. 

2.2.  Общие условия  применения системы налогообложения для 
сельскохозяйственных товаропроизводителей

 
Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей 
(единый сельскохозяйственный налог) (далее в настоящей главе единый 
сельскохозяйственный налог) устанавливается настоящим Кодексом и

применяется наряду с общим режимом налогообложения. 
Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога или возврат к 
общему режиму налогообложения осуществляется организациями и 
индивидуальными предпринимателями добровольно в порядке, 
предусмотренном настоящей главой. 
Переход на уплату единого сельскохозяйственного налога организациями 
предусматривает замену уплаты налога на прибыль организаций, налога на 
добавленную стоимость (за исключением налога на добавленную стоимость, 
подлежащего уплате в соответствии с настоящим Кодексом и Таможенным 
кодексом Российской Федерации при ввозе товаров на таможенную 
территорию Российской Федерации), налога на имущество организаций и 
единого социального налога уплатой единого сельскохозяйственного 
налога, исчисляемого по результатам хозяйственной деятельности 
организаций за налоговый период. 
Организации, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного 
налога, уплачивали страховые взносы на обязательное пенсионное 
страхование в соответствии с законодательством СССР. 
Иные налоги и сборы уплачивались организациями, перешедшими на уплату 
единого сельскохозяйственного налога, в соответствии с общим режимом 
налогообложения. 
Организации и индивидуальные предприниматели, являющиеся 
налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не 
освобождаются от исполнения предусмотренных настоящим Кодексом 
обязанностей налоговых агентов. 
Налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога (далее в 
настоящей главе налогоплательщики) признаются организации и 
индивидуальные предприниматели, перешедшие на уплату единого 
сельскохозяйственного налога в порядке, установленном настоящей 
главой. 
В целях настоящей главы сельскохозяйственными товаропроизводителями 
признаются организации и индивидуальные предприниматели, производящие 
сельскохозяйственную продукцию и (или) выращивающие рыбу, 
осуществляющие ее первичную и последующую (промышленную) переработку 
(в том числе на арендованных основных средствах) и реализующие эту 
продукцию и (или) рыбу, при условии, что в общем доходе от реализации 
товаров (работ, услуг) таких организаций или индивидуальных 
предпринимателей доля дохода от реализации произведенной ими 
сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая 
продукцию ее первичной переработки, произведенную ими из 
сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) 
выращенной ими рыбы, составляет не менее 70 процентов.  
Порядок отнесения продукции к продукции первичной переработки, 
произведенной из сельскохозяйственного сырья собственного производства 
и (или) выращенной рыбы, устанавливается Правительством Российской 
Федерации. 
Сельскохозяйственные товаропроизводители имеют право перейти на 
уплату единого сельскохозяйственного налога, если по итогам работы за 
календарный год, предшествующий году, в котором организация или 
индивидуальный предприниматель подают заявление о переходе на уплату 
единого сельскохозяйственного налога, в общем доходе от реализации

(работ, услуг)  таких организаций или индивидуальных  предпринимателей 
доля дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной 
продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной 
переработки, произведенную ими из сельскохозяйственного сырья 
собственного производства и (или) выращенной ими рыбы, составляет не 
менее 70 процентов. 
Не вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога: 
1) организации и индивидуальные предприниматели, занимающиеся 
производством подакцизных товаров; 
2 ) организации, имеющие филиалы и (или) представительства.  
Объектом налогообложения признаются доходы, уменьшенные на величину 
расходов. 
Сельскохозяйственные товаропроизводители, изъявившие желание перейти 
на уплату единого сельскохозяйственного налога, в налоговый орган по своему 
местонахождению (месту жительства) заявление. При этом 
сельскохозяйственные товаропроизводители в заявлении о переходе на 
уплату единого сельскохозяйственного налога указывают данные о доле 
дохода от реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции 
и (или) выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, 
произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного 
производства и (или) выращенной ими рыбы, в общем доходе от реализации 
товаров (работ, услуг), полученном ими по итогам календарного года, 
предшествующего году, в котором организация или индивидуальный 
предприниматель подают заявление о переходе на уплату единого 
сельскохозяйственного налога. 
Вновь созданные организации и физические лица, зарегистрированные в 
качестве индивидуальных предпринимателей, изъявившие желание перейти 
на уплату единого сельскохозяйственного налога, вправе подать 
заявление о переходе на уплату единого сельскохозяйственного налога 
одновременно с подачей заявления о постановке на учет в налоговый 
орган. В этом случае организации и индивидуальные предприниматели 
вправе перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога в 
текущем календарном году с момента постановки на учет в налоговом 
органе. 
Налогоплательщики, перешедшие на уплату единого сельскохозяйственного 
налога, не вправе до окончания налогового периода перейти на общий 
режим налогообложения. 
Если по итогам налогового периода доля дохода налогоплательщиков от 
реализации произведенной ими сельскохозяйственной продукции и (или) 
выращенной ими рыбы, включая продукцию первичной переработки, 
произведенную ими из сельскохозяйственного сырья собственного 
производства и (или) выращенной ими рыбы, в общем доходе от реализации 
товаров (работ, услуг) составила менее 70 процентов, налогоплательщики 
должны произвести перерасчет налоговых обязательств, исходя из общего 
режима налогообложения за весь указанный налоговый период. Указанные в 
настоящем пункте налогоплательщики не уплачивают пеней и штрафов за несвоевременную 
уплату налогов и авансовых платежей по налогам. 
Налогоплательщики обязаны подать в налоговый орган по местонахождению 
организации (месту жительства индивидуального предпринимателя) 
заявление о перерасчете налоговых обязательств и переходе на общий 
режим налогообложения в течение 20 календарных дней по истечении 
налогового периода, в котором доход от реализации произведенной ими 
сельскохозяйственной продукции и (или) выращенной ими рыбы, включая 
продукцию первичной переработки, произведенную ими из 
сельскохозяйственного сырья собственного производства и (или) 
выращенной ими рыбы, в общем объеме дохода от реализации товаров 
(работ, услуг) составил менее 70 процентов, и произвести уплату 
исчисленных сумм налогов до 1 февраля года, следующего за истекшим 
налоговым периодом по единому сельскохозяйственному налогу. 
Налогоплательщики, уплачивающие единый сельскохозяйственный налог, 
вправе перейти на общий режим налогообложения с начала календарного 
года, уведомив об этом налоговый орган по местонахождению организации 
(месту жительства индивидуального предпринимателя) не позднее 15 
января года, в котором они предполагают перейти на общий режим 
налогообложения. 
Налогоплательщики, перешедшие с уплаты единого сельскохозяйственного 
налога на общий режим налогообложения, вправе вновь перейти на уплату 
единого сельскохозяйственного налога не ранее чем через один год после 
того, как они утратили право на уплату единого сельскохозяйственного 
налога. 
Суммы налога на добавленную стоимость, принятые к вычету 
сельскохозяйственными товаропроизводителями в порядке, предусмотренном 
главой 21 настоящего Кодекса, до перехода на уплату единого 
сельскохозяйственного налога, по товарам (работам, услугам), включая 
основные средства и нематериальные активы, приобретенным для 
осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения по 
налогу на добавленную стоимость, при переходе на уплату единого 
сельскохозяйственного налога, восстановлению (уплате в бюджет) не 
подлежат. 
При переходе с уплаты единого сельскохозяйственного налога на общий 
режим налогообложения суммы налога, предъявленные налогоплательщикам 
единого сельскохозяйственного налога по товарам (работам, услугам), 
включая основные средства и нематериальные активы, приобретенным до 
перехода на общий режим налогообложения, при исчислении налога

 

  2.3.  Особенности налогового учета. Сравнение с общепринятым 
налоговым режимом

 
Изначально ЕСХН создавался как  наиболее благоприятный налоговый  режим 
для поддержки аграрного бизнеса. Однако при переходе на уплату ЕСХН 
необходимо взвесить все "за" и "против" и, конечно же, рассчитать 
налоговую нагрузку, чтобы принять однозначное решение стоит ли 
применять данный спецрежим.  
Но всем известно, что на практике налоговики могут и ошибаться. В 
спорных моментах поможет суд. Хотя, трактуя сегодняшнее 
законодательство, все спорные моменты решаются в пользу 
налогоплательщика, все ж е для себя не мало важно сначала установить 
истину, а уж потом бежать отстаивать ее в суде. 
Итак, основными критериями отнесения организаций к 
сельскохозяйственным товаропроизводителям являются: 
факт производства сельскохозяйственной продукции; 
доход от реализации сельскохозяйственной продукции, в общей доле 
дохода составляющий не менее 70 процентов. 
Перейти на уплату единого сельскохозяйственного налога могут сельс 
кохозяйственные производители. И ми являются:  
организации и индивидуальные предприниматели, у которых доля 
выручки от реализации сельскохозяй
ственной продукции и выращенной 
рыбы (включая продукты их переработки) в совокупной выручке составляет 
не менее 70%.  
При переходе на уплату ЕСХН численность работников не имеет 
значения .  
Пример. ООО "Агроном" выращивает овощи. Выручка от их реализации 
за 9 месяцев текущего года соста
вила 2 000 000 руб. (в том числе 
НДС 181 818 руб.). Также ООО "Агроном" сдает в аренду складские 
помещения. Поступления от этой деятельности за 9 месяцев текущего года 
составили 400 000 руб. (в том числе НДС 61 017 руб.).  
Решение. Выручка за 9 месяцев текущего года составила:  
2 000 000 руб. 181 818 руб. + 400 000 руб. 61 017 руб. = 2 157 165 
руб.  
Доля выручки от реализации сельскохозяйственной продукции:  
(2 000 000 руб. 181 818 руб.) : 2 157 165 руб. х 100% = 84%.  
Показатель превышает 70%, следовательно, ООО "Агроном" со следующего 
года может перейти на уплату ЕСХН.  
Не могут перейти на уплату ЕСХН: организации, имеющие филиалы и представительства; 
фирмам и предпринимателям, переведенным на уплату ЕНВД; 
производители подакцизных товаров.  
На уплату ЕСХН можно перейти только в том случае, если доля дохода от 
реализации сельхозпродукции собственного производства за год составила 
не менее 70 процентов . 
Перерабатывающим организациям следует рассчитать эту долю исходя из 
соотношений расходов на производство и первичную переработку 
сельхозсырья в общей сумме расходов. Это связано с тем, что они часто 
продают только конечный продукт, прошедший промышленную обработку. 
Поэтому доходов от реализации собственной продукции, в том числе 
прошедшей первичную переработку, у этих организаций может и не быть. 
Как рас считать долю? Вначале надо определить удельный вес затрат на 
производство и перерабо тку сельхозсырья. Затем умножить его на 
выручку от реализации готовой продукции, прошедшей промышленную 
переработку. Так вы получите выручку от производства и переработки 
сельхозсы рья. Рассчитанную сумму включить в доход от реализации 
сельхозпродукции собственного прои зводства и определить его долю. 
По итогам полугодия фирма или предприниматель исчисляют авансовый 
платеж по ЕСХН. По окончании года авансовый платеж принимают в счет 
уплаты единого сельскохозяйственного налога за налоговый период. 
Пример. ООО "Агроном" перешло на уплату ЕСХН. За первое полугодие 
выручка от реализации овощей сос
тавила 200 000 руб. (без НДС). 
Расходы за этот же период равны 150 000 руб. По итогам года сумма 
доходов составила 500 000 руб., а расходов 380 000 руб. 
Решение. Налоговая база за первое полугодие равна 50 000 руб. 
(200 000 150 000). Авансовый плат
еж по налогу рассчитан в сумме 
3000 руб. (50 000 руб. х 6%). По итогам года налоговая база составила 
120 000 руб. (500 000 380 000). Налог за год равен 7200 руб. (120 000 
руб. х 6%). По итогам налогового периода надо доплатить сумму 4200 
руб. (7200 3000).  
Налог нужно заплатить по местонахождению организации или месту 
жительства предпринимателя. Организации платят налог не позднее 31 
марта следующего года, предприниматели не позднее 30 апреля. 
Для уплаты налога надо заполнить только одно платежное поручение на 
полную сумму налога.  
Хотелось бы обратить вн имание на отражение убытка. Он отражается 
поновому. Основное отличие этой формы декларации от ранее 
действовавшей заключается в ином порядке учета суммы убытка, 
переносимого на последующие налоговые периоды . 
В теперешней форме сумму убытка предлагается учитывать в порядке, 
аналогичном порядку учета убытка по налогу на прибыль. То есть убыток 
истекшего года может быть учтен при определении налоговой базы по ЕСХН 
в течение 10 последующих лет при соблюдении требований статьи 346.6 
Налогового кодекса .  
А именно сумма убытка не может уменьшать налоговую базу по единому 
сельхозналогу более чем на 30 процентовразмер полученного убытка, уменьшающего базу, должен быть подтвержден 
документально. В прежней налоговой декларации убыток первого и 
последующих убыточных налоговых периодов учитывался также в течение 10 
лет. Но отсчет десятилетнего периода начинался с налогового периода, 
следующего за первым убыточным периодом. А по истечении 10 лет 
учитывать убыток, образовавшийся в течение этих лет, не разрешалось.  
Рассмотрим на конкретном примере порядок заполнения раздела 2.1 формы 
налоговой декларации по ЕСХН.  
Пример. ООО «Млечный путь» за 2004 год получило убыток в сумме 
300 000 руб., за 2005 год –
200 000 руб., в 2006 году 
появилась налоговая база по ЕСХН (превышение доходов над расходами) в 
сумме 600 000 руб.  
Решение. Следовательно, в налоговой декларации за 2006 год 
бухгалтер может уменьшить налоговую ба
зу на сумму, не превышающую 
30 процентов от налоговой базы этого года, то есть на 180 000 руб. 
Сумма не перенесенного убытка составит 320 000 руб. (300 000 + 200 000 
– 180 000).  
Так как убыток погашается в порядке очередности его образования, из 
общей суммы непогашенного убытка (320 000 руб.) к убытку 2004 года 
относится 120 000 руб. (300 000 – 180 000), а 200 000 руб. 
относится к убытку 2005 года.  
Предположим, что за 2007 год организацией получен убыток в сумме 100 
000 руб. Таким образом, рассчитаем общую сумму непогашенного убытка за 
2004– 2007 годы:  
120 000 руб. + 200 000 руб. + 100 000 руб. = 420 000 руб.  
За 2008 год организацией получено превышение доходов над расходами в 
сумме 800 000 руб. В этом случае на погашение убытка может быть направ 
лено: 800 000 руб. x 30% = 240 000 руб.  
Следовательно, убыток 2004 года в сумме 120 000 руб. погашен 
полностью, а из убытка 2005 года погашено 120 000 руб.  
Непогашенная сумма убытка составит 180 000 руб. (420 000 – 240 
000), из которого убыток 2005 года – 80 000 руб. (200 000 
– 120 000), убыток 2007 года – 100 000 руб.  
В аналогичном порядке осуществляется перенос убытков в другие 
налоговые периоды. 
 

2.4. Совершенствование налогообложения в организации 

Важным мероприятием налоговых изменений в организации  является укрепление налогового администрирования. Повышению эффективности налогового администрирования должна способствовать государственная регистрация предприятий и организаций, определенная в соответствии с Федеральным законом от 08.08.2002 г. № 129-ФЗ. Следующим шагом станет перевод на регистрацию по принципу "одного окна" предприятий и организаций, что является важным условием для эффективного "старта" малого бизнеса в сельхозпредприятиях, его легализации.
Таковы основные направления налоговых изменений  в организации, предлагаемые CCCР, которая по праву считается "центром" экономических реформ современной России и основой для достижения макроэкономического роста в стране, повышения валового продукта, укрепление внешнеэкономических связей, повышения оборота сельскохозяйственной продукции, инвестиций в сельское хозяйство и т.д. Очевидно, эти предложения могут быть существенно скорректированы, прежде чем приобретут форму законодательных актов.
Налоги должны стабильно отчисляться;
 - взаимоотношения налогоплательщиков и государства должны носить правовой характер;
 - тяжесть налогового бремени должна равномерно распределяться между категориями налогоплательщиков организации;
 - взимаемые налоги должны быть соразмерны доходам налогоплательщиков - работников     предприятия;
 - способы и время взимания налогов должны быть удобны для налогоплательщика 

 - равенство налогоплательщиков перед законом вне зависимости от занимаемой должности;
 - издержки по сбору налогов должны быть минимальны;
 - нейтральность налогообложения в отношении форм и методов экономической деятельности;
 - доступность и открытость информации по налогообложению;
соблюдение налоговой  тайны. 

Под стабильностью  налогового законодательства понимается неизменность норм и правил, регулирующих сферу налоговых взаимоотношений  в сельскохозяйственной организации. В соответствии с этим принципом изменения в нормативные акты организации о налогах не должны вноситься в течение финансового года, а правила, дающие льготы и преференции, не должны изменяться (отменяться) до того срока, который первоначально был установлен законодателем. Не меньшее значение имеет и стабильность налогового законодательства в течение ряда лет, т.е. изменения существенного характера не могут проводиться каждый год. Нестабильность налогового законодательства рассматривается как основание для отнесения организации к не благоприятным для инвестирования и предпринимательства.
При совершенствовании  налогообложения в организации  необходимо учитывать реальность прибыли  и убытков в течение отчетного  периода или отчетного года, уровень заработной платы работников и специалистов.
Правовой характер взаимоотношений государства и налогоплательщиков организации может регулироваться только законами.
Правительство имеет право лишь предлагать какие-либо изменения, но силу закона эти изменения могут принимать лишь после их утверждения высшим законодательным органом. Принцип правовых взаимоотношений предполагает также взаимную ответственность сторон в сфере налогового права. 

Принцип распределения  тяжести налогового бремени не является жестким, но его несоблюдение или частые грубые нарушения приводят к такому тяжелому последствию, как судебные взыскания в принудительном порядке. Нарушения принципа правового характера взаимоотношений налогоплательщиков организации и государства выражаются в налоговом штрафе 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Заключение 

С укреплением  централизованного государства  начинался период унификации специальных  законов налогообложения. В основу объединения различных направлений  налогообложения легли государственные  налоги. В современных условиях вновь повышается значение распределения налоговых поступлений в бюджет.
Система бюджета  России требует совершенствования  сбора и распределения финансов с целью более полного удовлетворения потребностей граждан и государства  в целом. Особенно это актуально в современных условиях экономического спада в стране.
Организации по действующему законодательству предоставлено  самостоятельность подсчета налогообложения  в размере полученной прибыли  и убытков, подбор эффективных методов  и приемов организации проведения налогообложения, изменений налоговой системы в организации и приведение ее в действие, предоставление свободы и самостоятельности налогоплательщиков и т.д.
Государство заинтересовано в увеличении рентабельности сельскохозяйственных организаций, в увеличении налоговых сборов, так как налоги России призваны обеспечивать денежными ресурсами развитие государственной системы, ее деятельности, деятельности государственных органов, социальную сферу населения
Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, освобождаются от обязанности по уплате налога на прибыль организаций, налога на имущество организаций, единого социального налога. Организации, являющиеся налогоплательщиками единого сельскохозяйственного налога, не признаются налогоплательщиками налога на добавленную стоимость.
 Налогоплательщиками  единого сельскохозяйственного  налога (далее в настоящей главе  – налогоплательщики) признаются  организации и индивидуальные  предприниматели, являющиеся сельскохозяйственными товаропроизводителями.
 В целях  настоящей главы сельскохозяйственными  товаропроизводителями признаются  организации и индивидуальные  предприниматели, производящие сельскохозяйственную  продукцию, осуществляющие ее  первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.