Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Наблюдения массовых общностей

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 06.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Министерство  образования и науки РФ
Санкт-Петербургский  государственный
Университет сервиса и экономики 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

контрольная работа

По дисциплине «социология»
Тема: « Наблюдения массовых общностей» 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Выполнил студент 2 курса
Спец. « Менеджмент организации»
Медведева Анастасия  Вячеславовна 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Калининград 2011 
 
 
 
 
 

Описание  работы 
 

    Целью данной работы является исследование понятийного аппарата и специфических черт массовых общностей, а также освоение метода наблюдения в качестве техники, изучающей массовые общности. 
 
 

Содержание 

Введение  
Теоретическая часть  
Определение и специфические  черты массовых общностей  
Методическая часть 13 Определение и классификация научного наблюдения  
Этапы, недостатки и достоинства метода наблюдения  
Разработка протокола наблюдения, используемого в работе  
Аналитическая часть  
Заключение  
Список литературы 
Приложение 

 
  
  
 
 
  
  
  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение.     

Люди  взаимодействуют, объединяясь в  различные общности, социальные группы. Личность проявляет себя через совокупность социальных ролей и статусов, которые  она играет или занимает в этих социальных общностях и институтах. При общей классификации социальных общностей существует особая их разновидность, которую в строгом смысле слова нельзя назвать «группой». Это кратковременные объединения большого числа лиц, часто с весьма различными интересами, но, тем не менее, собравшихся вместе по какому-либо определенному поводу и демонстрирующих какие-то совместные действия. Членами такого временного объединения являются представители разных больших организованных групп: классов, наций, профессий, возрастов и т.д. Такая общность чаще возникает стихийно, не обязательно четко осознает свои цели, но, тем не менее, может быть весьма активной. В современных обществах от действий массовых общностей часто зависят принимаемые политические и социальные решения. Этим и объясняется актуальность темы исследования.     
Важнейшим методом изучения массовых общностей остается наблюдение. Под наблюдением в социологии подразумевается прямая регистрация событий очевидцем. Этот метод позволяет оперативно получать информацию, а также нужен  как первый шаг к познанию явлений.    
Целью данной работы является исследование понятийного аппарата и специфических черт массовых общностей, а также освоение метода наблюдения в качестве техники, изучающей массовые общности.    
Задачи, поставленные при написании контрольной работы:
    Изучить литературные источники по выбранной теме,
    Кратко изложить определение и специфические черты массовых общностей, раскрыв содержание основных понятий,
    Овладеть методом наблюдения, охарактеризовать его как метод сбора социологической информации,
    Самостоятельно провести пилотажное социологическое исследование, изложить полученные результаты.
    
    
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.    
Определение и специфические  черты массовых общностей.    
Массовые  общности — это неорганизованные, случайно, стихийно возникшие и достаточно кратковременно существующие общности. Это общности (совокупности), объединенные сходным поведением ее членов, которые ситуационны и не фиксированы.     
Массовые  общности характеризуются аморфностью  образования, неупорядоченностью, случайностью связей, размытостью границ, неустойчивостью  и гетерогенностью.    
К ним относятся: толпа, публика, аудитория, масса, социальное движение, общественность.    
Такие объединения выступают в разных формах: публика кино и театра, телезрители, радиослушатели, читающая публика, разные собрания, лекции, съезды, митинги, демонстрации и т.д. Некоторые социологи и  социальные психологи называют их формами коллективного поведения общности, а точнее, массового поведения.    
Фактором  формирования массовых общностей является общественное мнение. Во всяком обществе идеи, убеждения, социальные представления  различных больших организованных групп существуют не изолированно друг от друга, а образуют своеобразный сплав, что можно определить как массовое сознание общества. Выразителем этого  массового сознания и является общественное мнение. Оно возникает по поводу отдельных событий, явлений общественной жизни, достаточно мобильно, может быстро изменять оценки этих явлений под  воздействием новых, часто кратковременных  обстоятельств.     
Толпа — это относительно кратковременное скопление (объединение) большого количества людей в пространстве, допускающем непосредственный контакт, объединенных одним и тем же внешним стимулом и эмоциональной общностью. Социальная структура толпы обычно очень проста, она делится на лидеров и всех остальных, и только в редких случаях бывает более сложной.    
Объединение людей в толпе происходит благодаря  психической связи, состоящей из сходных эмоций и импульсов, вызванных одними и теми же стимулами. Для толпы не свойственно соблюдение ни организационных, ни моральных норм, в ней проявляются примитивные, не очень сильные, ничем не обузданные эмоции.    
По  характеру и поведению толпы  очень различаются, при этом толпа  одного типа при определенных условиях может быстро трансформироваться в  толпу другого типа.     
Я.Щепаньский, классифицируя толпы, выделил следующие четыре их типа: агрессивные, убегающие, толпы потребителей и экспрессивные или демонстрирующие.     
Известный американский социолог Г.Блумер выделяет четыре типа толпы: случайную толпу, обусловленную толпу, действующую  толпу и экспрессивную толпу      
Российские  социологи приводят другие классификации толп в зависимости от способа их образования и характера поведения    
Опираясь  на данные классификации, можно выделить следующие наиболее важные для настоящего времени типы толп: случайная толпа (окказиальная толпа, толпа зевак), экспрессивная  толпа, паническая (убегающая, спасающаяся) и действующая толпа.    
Случайная толпа (окказиальная толпа, толпа зевак) — такой толпе свойственна наиболее неопределенная структура. Объединить в ней людей может как незначительная цель, так и бесцельное времяпровождение. Подобного рода толпа может образоваться по поводу самых различных событий. Дорожно-транспортное происшествие, появление знаменитости, недовольство действиями проходящего человека и т.д. могут привести к образованию случайной толпы на улице. Время существования таких толп незначительно, как только элемент зрелищности ликвидирован, толпа зевак расходится. Эмоциональная включенность индивидов в случайную толпу очень слаба, поэтому в любой момент они свободно могут отделить себя от нее. Но в некоторых случаях, если условия изменяются, случайная толпа может структурироваться и проявить большую сплоченность.    
Экспрессивная толпа, как отмечает Г.Блумер, «не имеет никакой цели — ее порывы и эмоции растрачиваются не более чем в экспрессивных действиях, обычно в ничем не сдерживаемых физических движениях, дающих снятие напряжения и не имеющих никакой другой цели». В таких толпах обычно индивиды совместно выражают какое-либо чувство и общее отношение к какому-либо неординарному событию: радость (танцы), горе (участие в похоронах какой-нибудь знаменитости), протест (перед зданием местной администрации) и т.д. В экспрессивном движении экспрессивная толпа разряжает свое напряжение, при этом данное движение имеет тенденцию становиться ритмичным. Посредством римического выражения напряжения формируется единство толпы.    
Крайней формой экспрессивной толпы является экстатическая толпа (один из видов аффективного психического расстройства). Экстатическая толпа — это толпа, которая, находясь в состоянии общего экстаза, доводит себя до исступления в своих совместных действиях, очень часто состояние общего экстаза приводит к непредсказуемым (как правило, разрушительным) действиям и последствиям (например, действия поклонников рок-музыки).     
Паническая (убегающая, спасающаяся) толпа — это толпа, спасающаяся от реального или воображаемого источника опасности, направляемая страхом и чувством самосохранения (например, пожар в кинотеатре). Возникновению паники, как отмечает Р.Тернер, сначала предшествует «короткая стадия неподвижности», люди, попавшие в незнакомую кризисную ситуацию, не в состоянии ее понять и оценить, поэтому они начинают действовать «гротескно несоответствующим ей образом». Затем наступает период поиска выхода и лихорадочной «активности ради активности».    
Паника, как отмечает Ю.А.Шерковин, — это «эмоциональное состояние, возникающее как следствие либо дефицита информации о какой-то пугающей или непонятной ситуации, либо ее чрезмерного избытка и проявляющееся в импульсивных действиях». Непосредственным поводом к возникновению паники всегда является появление какого-то известия, которое способно вызвать своеобразный шок.    
Действующая толпа — «это беснующееся сборище или другие формы общностей с экстремальными типами поведения». Отличительным признаком данного типа толпы является наличие цели, на которую направлена ее деятельность. Понятие «действующая» подразумевает под собой весь комплекс возможных действий толпы, а именно общностей с экстремальными типами поведения.    
Действующая толпа в свою очередь делится  на следующие важные формы: сборище, восставшая (повстанческая) толпа, борющаяся толпа, стяжательная толпа.    
Следует отметить, что данная классификация  весьма условна. Между эти толпами  нет непроходимой грани, они довольно легко и быстро могут переходить друг в друга. Во всех перечисленных  формах толп можно выделить много  общих и сходных явлений. В  первую очередь это психические  явления. Всем формам толп свойствен  факт деиндивидуализации, то есть частичное исчезновение у членов толпы их индивидуальных черт личности. Что вызывает сильную склонность к подражанию поведению других людей и увеличивает чувство солидарности со всей толпой. Также созданный толпой эмоциональный настрой ведет к возвеличиванию своей собственной силы и уменьшает ощущение ответственности за совершаемые поступки.     
Способы воздействия, реализуемые в стихийных  массовых общностях, достаточно традиционны, это — заражение, внушение и подражание. Изучению этих механизмов уделяли внимание различные ученые, и социологи, и социальные психологи, и медики, и педагоги и т.д.    
Заражение — особый способ воздействия, ведущий к интеграции больших масс людей (массовые психозы, религиозные экстазы и т.п.). Б.Д.Парыгин под заражением понимает «бессознательную, невольную подверженность индивида определенным психическим состояниям» . В данном случае на индивида никто не оказывает организованного преднамеренного давления. Просто индивид бессознательно усваивает образцы чьего-то поведения, полностью подчиняется ему.     
Внушение  — это особый вид воздействия на людей. В отличие от заражения, это уже «целенаправленное, неаргументированное воздействие одного человека на другого или на группу» . Таким образом, внушение представляет собой процесс передачи информации, основанный на ее некритическом восприятии.    
Я.Щепаньский выделяет следующие условия, способствующие лучшей внушаемости:    
1. Предварительно существующие устойчивые  установки, убеждения.    
2. Убеждения и склонности, соответствующие лозунгам, которые  подталкивают толпу к действию.     
3. Молодой возраст и отсутствие  социального опыта    
4. Низкий уровень интеллекта и  отсутствие элемента интеллектуализма  в психике.    
5. Непривычность к анализу своих  поступков, отсутствие сильной воли и выработанных взглядов.    
Подражание — один из механизмов воздействия людей друг на друга. Подражание имеет много общего с заражением и внушением. Специфика подражания заключается в том, что это не простое принятие внешних черт поведения другого человека или психических состояний масс, а «воспроизведение индивидом черт и образцов демонстрируемого поведения».    
Публика — это «формально не организованная группа, члены которой имеют общие интересы, осознаваемые ими в качестве таковых при непрямом общении и контакте; именно с точки зрения этих интересов воспринимает публика информацию» . Другое, более краткое, определение приводит Г.М.Андреева — «кратковременное собрание людей для совместного времяпровождения в связи с каким-то зрелищем» . Публика отличается от толпы. Часто публика является заранее планируемым и относительно структурированным собранием людей.
Элемент стихийности у публики выражен  слабее, чем в толпе, и она более  управляема. На поведение индивидов, составляющих публику, определенным образом влияют заранее установленные социальные нормы, принятые в данном типе организации зрелищ. Например, публика, собравшаяся на представление в театре, ведет себя по-другому, чем публика на стадионе.    
Публика бывает собранной (собравшейся) и несобранной . Собранную в одном месте публику Я.Щепаньский предлагает называть аудиторией, а не собранную, не объединенную публику, установки и стремления которой все же поляризованы в одном направлении, — поляризованной массой .    
Собранная (собравшаяся) публика — это объединения  людей, ожидающих сходные переживания  или интересующихся одним и тем же предметом. Основой обособления публики будет выступать общий интерес или поляризация установок вокруг одного и того же предмета или намерения. Другой важной чертой объединения публики выступают сходство установок и готовность к реагированию определенным образом.     
Собравшаяся (собранная) публика, в свою очередь, бывает случайно собравшейся и преднамеренно собравшейся. Последняя выступает в двух разных видах: публика, собравшаяся отдыхать, развлечься (в кино, театре и т.д.), и публика, собравшаяся для получения информации (на лекции, собрании и т.д.) .Обычно публику в замкнутых помещениях называют аудиторией.    
Аудитория (от лат. auditorium — место для слушания) — «совокупность лиц, являющихся адресатом общего для всех ее членов средства массовой коммуникации при минимальном или даже вовсе отсутствующем взаимодействии их друг с другом» . Таким образом, аудитория может представлять собой как агрегацию (например, публика в театре), так и совокупность изолированных индивидов (например, телевизионная аудитория, аудитория той или иной газеты). Выделяются различные типы аудиторий, например, реальная и потенциальная, целевая и нецелевая, регулярная и нерегулярная и т.д.    
С.С.Фролов подчеркивает, что аудитория —  это «социальная общность людей, объединенная взаимодействием с коммуникатором — индивидом или группой, владеющими информацией и доводящими ее до этой общности» . Исходя из этого, характерной чертой аудитории является практически одностороннее взаимодействие и слабая обратная связь аудитории с коммуникатором, особенно если аудитория большая. Величина (объем) аудитории является показателем масштабов влияния и социальной значимости того или иного источника информации    
Наряду  с собранной публикой, выделяется и несобранная публика. Несобранная публика — это «поляризованная масса», то есть большое количество людей, на которых воздействуют одни и те же стимулы в одном направлении мышления и интересов и которые хотя и живут не вместе, все же ведут себя одинаково. При этом под одинаковым поведением понимается не только одинаковое отношение к таким вопросам, как мода, обожание какого-нибудь артиста и т.п., но также к вопросам социально более важным — политика, идеология, религии и т.п. Несобранная публика является готовой основой для образования различного рода мод, некритического восприятия определенной информации, восприятия идеологии, а также возникновения разных общественных движений. Примером являются читатели одного и того же журнала, слушатели одних и тех же радиопередач, зрители одних и тех же телепрограмм и т.д.    
Для несобранной публики не характерны психологические явления, свойственные толпе и собранной публике.     
Масса - это «аморфная совокупность людей  с минимальным уровнем групповой интеграции и организации» .    
Г.Блумер выделяет четыре отличительные черты  массы:    
1) члены массы могут занимать  разное общественное положение  и происходить из различных  слоев общества, это могут быть  представители разных классов,  профессий, имеющих разный культурный  уровень и материальное состояние;     
2) масса представляет собой анонимную  группу, она состоит из анонимных  индивидов;     
3) члены массы не имеют возможности  общаться друг с другом и  взаимодействовать, разве только  что ограниченно и несовершенно, потому что чаще всего физически отделены друг от друга, в связи с этим они вынуждены действовать обособленно, как отдельные индивиды;    
4) масса имеет очень рыхлую организацию,  поэтому не способна действовать  так же согласованно, как толпа  .    
В отличие от толпы, всегда сиюминутного образования, масса, в некоторых случаях, когда определенные слои населения достаточно сознательно собираются ради какой-либо акции (например, митинг, демонстрация, манифестация), может быть в некоторой степени организованной. В этом случае большую роль играют организаторы. Но, в отличие от организаторов толп, обычно выдвигаемых непосредственно в момент начала действия, организаторы масс известны заранее, это лидеры тех организованных групп, представители которых принимают участие в данном массовом действии.    
Несмотря  на отмеченные отличия массы от толпы, ее существование также, как и  толпы, неустойчиво, так как она  достаточно разнородна и в ней  могут не только существовать, но и сталкиваться различные интересы. Организация массового поведения приводит к созданию социальных движений, в данном случае «вся его природа меняется, приобретая некую структуру, некую программу, некие определяющие традиции, предписанные правила, культуру, определенную внутригрупповую установку и определенное « мы - сознание »    
Социальное  движение представляет собой массовые коллективные действия, направленные на реализацию специфических интересов и целей (движение рабочее, крестьянское, национально-освободительное, женское, молодежное, экологическое и т.д.) . Социальное движение — это «достаточно организованное единство людей, ставящих перед собой определенную цель, как правило, связанную с каким-либо изменением социальной действительности» . Оно является особым видом социального явления, специфическим типом массового поведения.    
Г.Блумер считает, что можно выделять следующие  типы социальных движений: общие социальные движения (рабочее, молодежное, женское  и движение за мир), специфические социальные движения (это прежде всего разного рода реформистские и революционные движения), экспрессивные социальные движения (религиозные движения и мода), возрожденческие и националистические движения, а также пространственные движения (движения кочевников, крестовые походы, паломничества, колонизация и миграции) . Наиболее подробно он останавливается на рассмотрении первых трех видов социальных движений.    
Подробная классификация социальных движений, в основе который лежат разные критерии, приведена П.Штомпка . Исходя из данной классификации, социальные движения подразделяются по масштабам предполагаемых изменений, по качеству предполагаемых изменений, по отношению к целям предполагаемых изменений, по «вектору» изменений, по времени возникновения, по «логике» действия, или основе стратегии.    
Общественность  — это передовая часть общества, выражающая его мнение. По мнению Г.Блумера, это естественный отклик людей на определенную ситуацию, находящий свое выражение в коллективном мнении или коллективном решении . Он выделяет следующие отличительные признаки общественности: во-первых, наличие какой-то проблемы; во-вторых, дискуссия, посвященная этой проблеме, в которую вступают индивиды; в-третьих, наличие разного рода коллективных мнений относительно подхода к решению этой проблемы.    
Таким образом, можно выделить следующие  характеристики, свойственные массовым общностям:    
1. Статистический характер (по своим  параметрам она совпадает с  суммой образующих ее дискретных  «единиц», выступая в качестве  не структурно расчлененного,  а достаточно аморфного образования).    
2. Стохастическая (вероятностная) природа  («вхождение» индивидов в нее  носит неупорядоченный «случайный» характер, ее границы открыты, «размыты», а количественный и качественный состав неопределен)    
3. Ситуативный способ существования  (возникает и функционирует на  основе и в границах определенной конкретной деятельности, вне нее невозможна, поэтому неустойчива и меняется от случая к случаю)    
4. Гетерогенность (неоднородность) состава, внегрупповая (или межгрупповая) природа (в ней «разрушаются» границы между существующими в обществе социальными, демографическими, этническими и т.п. группами).     
5. Аморфное положение в составе  более широких социальных общностей  и неспособность выступать в качестве их структурного образования.   
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

МЕТОДИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ.
Определение и классификация  научного наблюдения        
Под наблюдением в социологии подразумевают  непосредственное восприятие социальной действительности в целях упорядочения опыта и проверки выдвигаемой  в исследовании гипотезы.    
В широком смысле слова любое научное  знание начинается с наблюдения. Иногда социолог самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений других лиц.    
Наблюдение  бывает простым и научным. Простое - это то, которое не подчинено  плану и ведется без определенно  разработанной системы. Наблюдение в качестве научного метода сбора материала значительно отличается от житейской практики. Выделяют четыре особенности наблюдения как научного метода:
    Оно подчинено ясной исследовательской цели и четко сформулированным задачам.
    Научное наблюдение планируется по заранее обдуманной процедуре.
    Все данные наблюдения фиксируются в протоколах или дневниках по определенной системе.
    Информация, полученная путем научного наблюдения, должна поддаваться контролю на обоснованность и устойчивость.
      Классификация наблюдения производится по различным  основаниям.   
По степени формализованности выделяют:

      неформализованное (или нестандартизованное, бесструктурное),
      формализованное (стандартизованное, структурное).
      В неконтролируемом наблюдении пользуются лишь принципиальным планом, а при  контролируемом - регистрируют события  по детально разработанной процедуре.    
В зависимости от положения наблюдателя  различают
      включенное наблюдение,
      невключенное наблюдение.
      Во  время включенного наблюдения исследователь  имитирует вхождение в социальную среду, адаптируется в ней и анализирует события как бы «изнутри». В невключенном (простом) наблюдении исследователь наблюдает «со стороны», не вмешиваясь в события. В обоих случаях наблюдение может производиться открыто или инкогнито.    
Одна  из модификаций включенного наблюдения носит название стимулирующего наблюдения. Этот способ подразумевает воздействие  исследователя на события которые  он наблюдает. Социолог создает определенную ситуацию, для того чтобы стимулировать  события, что дает возможность оценить  реакцию на это вмешательство.    
По  условиям организации наблюдения делятся  на:
      полевые (наблюдения в естественных условиях),
      лабораторные (в экспериментальной ситуации).
      При лабораторном наблюдении условия окружающей среды и наблюдаемая  ситуация определяются исследователем.     
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.