ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ
|
Поиск готовой работы по сайту
|
Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение оригинальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения оригинальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, РУКОНТЕКСТ, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии так, что на внешний вид, файл с повышенной оригинальностью не отличается от исходного.
|
| | |
Результат поиска |
|
Наименование:
|
Реферат/Курсовая Петровские преобразования в России в первой четверти XVIII в.: cодержание, итоги, последствия |
Информация: |
Тип работы: Реферат/Курсовая.
Добавлен: 06.06.13.
Год: 2012.
Страниц: 7.
Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%
|
|
|
Описание (план): |
|
|
Петровские преобразования
в России в первой четверти XVIII в.:
cодержание, итоги, последствия.
Петр I вступил
на престол в 1682г., начал править
самостоятельно с 1694 г. Историки, споря
о значении совершенного Петром, едины
во мнении, что его правление было
эпохой в русской истории. Его деятельность
нельзя объяснить лишь увлечением европейскими
порядками и неприязнью к старорусскому
образу жизни. Конечно, личные качества
царя отразились в преобразованиях начала
XVIII в.: импульсивность, жестокость, твердость,
целеустремленность, энергичность, открытость,
свойственные его натуре, характерны и
для его деятельности. Но реформы имели
свои объективные предпосылки, которые
к концу XVII в. определились со всей очевидностью.
Возможными реформы делали процессы, набравшие
силу в правление отца Петра I Алексея
Михайловича. В социально-экономической
сфере: начало формирования единого российского
рынка, успехи внешней торговли, появление
первых мануфактур, элементы протекционизма
(защиты отечественного производства
от иностранной конкуренции). В сфере государственного
устройства: торжество абсолютистских
тенденций, прекращение деятельности
Земских соборов, усовершенствование
системы центральных органов власти и
управления. В военной сфере: полки «нового
строя», попытки изменить систему комплектования
армии. В сфере внешней политики: военная
и дипломатическая активность в черноморском
и прибалтийском направлениях. В духовной
сфере: обмирщение культуры, усиление
европейских влияний, в том числе в результате
церковных реформ Никона. Отмеченные изменения,
значительные сами по себе, тем не менее
не устраняли главного — отставание России
от западноевропейских держав не сокращалось.
Нетерпимость положения начинала осознаваться,
понимание необходимости реформ становилось
все более широким. «Собирались в дорогу,
но ждали кого-то, ждали вождя, вождь явился»
(С. М. Соловьев). Преобразованиями были
охвачены все области общественной жизни
— экономика, социальные отношения, система
власти и управления, военная сфера, церковь,
культура и быт. До середины 1710-х гг. они
проводились без ясного плана, под давлением
обстоятельств, главным образом военных.
Затем реформы приобрели более целостный
характер. Радикальные изменения произошли
в промышленности. Государство всячески
способствовало росту мануфактур в металлургии,
кораблестроении, в текстильном, кожевенном,
канатном, стекольном производстве. Центрами
металлургической промышленности стали
Урал, Липецк, Карелия, кораблестроения
— Петербург и Воронеж, текстильного производства
— Москва. Впервые в истории страны государство
взяло на себя роль активного и деятельного
участника экономических процессов. На
средства казны основывались и содержались
крупные мануфактурные предприятия. Многие
из них на льготных условиях передавались
в руки частных владельцев. Проблему обеспечения
предприятий рабочей силой, крайне острую
в условиях господства крепостного права
и отсутствия рынка вольнонаемного труда,
петровское государство решило, применив
традиционный для крепостной экономики
рецепт. Оно приписывало к мануфактурам
и закрепляло за ними крестьян или каторжников,
бродяг, нищих. Причудливое сочетание
нового (мануфактурное производство) со
старым (крепостной труд) — характерная
особенность петровских реформ в целом.
Другим инструментом влияния государства
на экономическое развитие были мероприятия,
соответствующие принципам меркантилизма
(учения, по которому денег, ввозимых в
страну, должно быть больше денег, из нее
вывозимых): установление высоких таможенных
пошлин на товары, производившиеся в России,
поощрение экспорта, предоставление льгот
владельцам мануфактур. Петр I полностью
изменил систему государственного управления.
Место Боярской думы, не игравшей существенной
роли уже с 1700 г., в 1711 г. занял Правительствующий
Сенат, обладавший законодательной, административной
и судебной властью. Первоначально в Сенат
входили девять человек, позже была учреждена
должность генерал-прокурора. В 1717—1718гг.
были ликвидированы приказы и созданы
коллегии (сначала 10, затем их число увеличилось)
— Иностранных дел, Адмиралтейская, Военная,
Камер-коллегия, Юстиц-коллегия, Мануфактур-коллегия
и др. Их деятельность определял Генеральный
регламент (1720). В отличие от приказов коллегии
строились на принципах коллегиальности,
разграничения полномочий, жесткой регламентации
деятельности. В систему государственного
управления внедрялись бюрократические
механизмы (иерархия, строгое соподчинение,
следование инструкции, низведение личности
управленца до уровня исполняемой им функции),
бравшие верх над старинными началами
местничества и родовитости. С принятием
Табели о рангах (1722), разделившей всех
государственных служащих — военных,
штатских и придворных — на 14 классов
и открывшей перед выходцами из социальных
низов блестящие перспективы продвижения
к дворянству (потомственным дворянином
становился чиновник, получивший 8 класс
по штатской службе), бюрократическая
машина сложилась окончательно. Приобщению
дворян к государственной службе должен
был способствовать «Указ о единонаследии»
(1714), по которому все земли передавались
по наследству лишь одному из сыновей.
Реформы центральной власти сочетались
с внедрением нового территориального
деления страны на восемь губерний во
главе с губернаторами, подчиненными монарху
и обладавшими всей полнотой полномочий
в отношении вверенного им населения.
Позднее губернское деление было дополнено
делением на 50 провинций во главе с воеводами.
Духу и логике преобразований соответствовало
превращение церкви в элемент государственного
аппарата. В 1721 г. Петр для управления церковными
делами создал Святейший Синод во главе
со светским обер-прокурором. Важнейшим
элементом преобразований было введение
рекрутской системы комплектования армии.
Рекрут направлялся на пожизненную военную
службу от определенного числа крестьян
и других податных сословий. В 1699—1725гг.
были проведены 53 рекрутских набора в
армию и на военный флот, который был создан
Петром, — всего более 200 тыс. человек.
Регулярная армия подчинялась единым
военным уставам и наставлениям. Победа
в Северной войне 1700—1725 гг. была бы невозможна
без военной реформы, создания регулярной
армии и флота. Содержание армии, строительство
мануфактур, активная внешняя политика
требовали огромных денег. До 1724 г. вводились
все новые налоги: на бороду, дым, баню,
мед, гербовую бумагу и др. В 1724 г. после
переписи населения мужское население
податных сословий было обложено душевой
податью. Ее размеры определялись просто:
сумма расходов на содержание армии и
флота делилась на количество взрослых
мужчин и выводилась искомая цифра. Глубокие
изменения произошли при Петре I в области
культуры и быта (см. билет № 16). Основные
цели реформ понятны: Петр стремился европеизировать
Россию, преодолеть отставание, создать
регулярное, эффективное государство,
сделать страну великой державой. Эти
цели в значительной степени были достигнуты.
Символом успехов можно считать провозглашение
России империей (1721). Но за блестящим имперским
фасадом скрывались серьезные противоречия:
реформы проводились насильственно, с
опорой на карательную мощь государственного
аппарата, за счет жесточайшей эксплуатации
населения. Утвердился абсолютизм, и его
главной опорой стал разросшийся бюрократический
аппарат. Несвобода всех сословий усилилась
— дворянства, подчиненного жесткой опеке
государства, в том числе. Стал реальностью
культурный раскол русского общества
на европеизированную элиту и массу населения,
чуждого новым ценностям. Насилие было
признано главным мотором исторического
развития страны. Противоречивость преобразований
породила споры о Петре I, значении его
деятельности. Знаменитая дискуссия западников
и славянофилов середины XIX в. создала
устойчивые стереотипы. Царь-преобразователь,
гигант, двинувший Россию на европейский
путь, — и жестокий тиран, столкнувший
ее с традиционной траектории развития,
насадивший продажную бюрократию и укрепивший
подлое крепостничество. Истина, наверное,
посредине, но в чем она состоит, историки
определяют по-разному
Найти cочинение
|| Краткие изложения || Экзамены || Биографии
писателей и поэтов
Если у
тебя есть свой сайт, то размести,
пожалуйста, у себя, нашу ссылку ссылку
>>>
Петровские преобразования
(1689—1725 гг.). Социально-экономические
и административные реформы
Опубликовано: 15.08.2008
| Автор: ignoramus | Рубрика: |08|Петр I
В самом начале
века было открыто огромное количество
заводов.
На первое
место выходит металлургия.
Петр проводил
протекционистскую политику по
отношению к русской промышленности.
В итоге принятых мер зависимость
России от импорта существенно
сократилось.
Население
было разделено на гильдии:
1) в первую гильдию
входили доктора, аптекари, живописцы,
шкиперы, ювелиры;
2) во вторую
гильдию входили ремесленники
и торговцы победнее;
3) третью группу
составляли купцы и владельцы
мануфактур.
Согласно
реформам Петра I с 1699 г. населением
городов управляли Ратуша в столице
и земские избы на местах.
При Петре
I изменялся состав дворянства. В
его ряды по служебным заслугам
и царскому жалованию вошли
многие выходцы из других сословий.
На смену
старому поколению дворян, которые
делились на думные, столичные и
провинциальные чины, пришло новое чиновное
деление, которое по представлению Петра
должно было исходить из принципа служебной
выслуги, годности. Петровская Табель
о рангах обнародованная 24 января 1722 г.,
окончательно зафиксировала принцип чиновной
выслуги. Новый закон Петра разделил службу
на военную и гражданскую.
На смену
Боярской думе с 1699 г. пришла
Ближняя канцелярия из восьми
доверенных лиц царя. В 1711 г.
создан Сенат, обладающий судебной,
административно-управленческой и
законодательной властью.
Были введены
должности фискалов.
Сенат руководил
всеми учреждениями в стране.
За самим Сенатом был также
установлен контроль.
Были образованны
новые коллегии:
1) Военная;
2) Адмиральская;
3) Камер-коллегия;
4) Юстиц-коллегия;
5) Ревизор-коллегия;
6) Коммерц-коллегия;
7) Штатс-контор-коллегия;
8) Берг-мануфактур-коллегия.
К коллегиям
примыкал Синод — центральный
орган управления церковными
делами и имениями, учрежденный
в 1721 г.
В 1708—1710 гг.
Петр разделил страну на восемь
губерний:
1) Московскую;
2) Ингерманландскую;
3) Киевскую;
4) Смоленскую;
5) Казанскую;
6) Азовскую;
7) Архангелогородскую;
8) Сибирскую.
Затем к
ним добавили Воронежскую. Каждую
из них возглавлял губернатор.
К 1719 г. число губерний увеличилось
до 11.
Реформы Петра
и особый путь России
Понятие России
в значительной степени отождествлялось
с Государством Российским. Само
понимание русского, русской территории
после классического периода
Киевской Руси связывалось с
работой государственного собирания.
Русский этнос
в его современном понимании как
нечто единое по существу был вынянчен
государством в процессе смешения разноплеменных
человеческих масс. Государственное начало
в русской истории выглядит действительно
как нечто, выросшее из творящей самое
себя идеи, - русский этнос, территория
и культура.
Становление
основного положительного принципа
развития - государственного, борьба
за его утверждение и т.д. - осуществлялось
за счет массовых репрессий,
уничтожения целых укладов жизни,
за счет дальнейшего ограничения
свободы личности. В России в условиях
слабости или практического отсутствия
гражданского общества реформы, которые
в Европе шли снизу, от общества, как результат
выхода на поверхность новых укладов,
новых типов производств в борьбе со сложившимися,
- в России проводились в интересах власти
перед лицом внешней и внутренней угрозы,
в частности, со стороны собственного
общества. Поэтому эти реформы осуществлялись,
прежде всего, посредством подавления
общества, породив феномен отчуждения
общества от власти.
В России
налицо особенное, ни с чем не сравнимое
развитие, в котором движение вперед парадоксальным
образом переплетается с подавлением
свободы, а технический и другой прогресс
– с отчуждением общества от государства.
В результате исторического развития
сложился своеобразный "русский путь"
- от модернизации до модернизации. А поскольку
реформы сверху, особенно внедрение нового,
требуют усиление власти, то развитие
производительных сил в России, сопровождаясь
волнообразным усилением деспотизма на
каждом витке реформ, шло в сторону уничтожения
гражданского общества, до некоторой степени
возрождавшегося, однако после того, как
эпоха реформ проходила.
Реформы Петра
заморозили процессы эмансипации
частной собственности, особенно
на самом массовом, крестьянском
уровне. Подтверждение этому - разрушение
права частного владения землей вследствие
введения уравнительного подушного (вместо
поземельного) налога на государственных
крестьян. Со временем этот налог привел
к ликвидации частного владения, переделам
земли общиной и к все возрастающему вмешательству
государства в дела крестьян. и т.д................. |
|
|
* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.
|
|
|
|
|
|