Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Консьюмеризм защита прав потребителей

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 06.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 25. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
Содержание
1.Введение………………………………………………………………………... 2
2.История возникновения  потребительского движения…………..…………... 4
3. Консюмеризм и его значение для маркетинга………………………………..7
    3.1. Круг лиц, которых распространяется законодательство РФ о защите прав потребителей……………..………….…….…………………………9
    3.2. Права потребителей………………………………………………12
4.Государственные  и общественные организации по  защите прав потребителей……………………………………………………………………. 17
5.Юридическая  ответственность за нарушение  прав потребителей……………………………………………………………………. 23
6.Вывод………………………………………………………………………….. 32
7.Список используемой  литературы…………………………………………....33
 

Введение

 
    В современном мире жизнь человека невозможно представить без похода в магазин за покупками. 21 век – время потребительского бума, время когда в случае возникновения желания, нам достаточно зайти в интернет или пройтись до ближайшего гипермаркета, где мы найдем огромный ассортимент товаров только и ждущих нас на прилавке, чтобы удовлетворить наши потребности в обмен на денежные единицы. Удовлетворив одну, по дороге домой под воздействием тысяч ярких рекламных билбордов, мы непременно приобретем десятки новых. Своего рода замкнутый круг, выйти из которого практически невозможно. Если мы хотим путешествовать – мы идем в турагентство, если мы хотим сделать себе новую прическу – мы идем в салон красоты. Иное уже просто невозможно представить, культура потребления настолько глубоко засела в голове каждого из нас, что многие просто не представляют свою жизнь без выходного шопинга.
Для одних поход в магазин это жизненная необходимость – для других способ поднять свой социальный статус.
Но какую  бы цель мы не преследовали отправляясь за покупками, всем нам хочется получать в обмен на свои деньги качественные товары, точно такие же как на рекламном щите недалеко от дома, точно такие же как у соседа сверху и т.д. Иными словами, покупка должна отвечать предъявленным к ней требованиям. Но на практике, конечно же, далеко не все товары отвечают стандартам качества. Даже купленные пару дней назад сапожки от «Гучи» за десять тысяч рублей могу развалиться, а новенькая «Ауди» от официального дилера оказаться битой. В этом случае вы логично захотите предъявить претензии продавцу, а он в свою очередь незамедлительно попытается их отклонить. Именно в таких ситуациях товарно-денежные отношения крайне остро нуждаются в стороннем независимом регуляторе. Где были бы прописаны индивидуальные нормативы к каждой группе товаров (ГОСТ, РТ), определены права потребителя и ответственность недобросовестного продавца.
Таким регулятором является государство, а именно законодательная база государства. 15 марта 1962 года в США президент  Джон Кеннеди ввел «Билль о правах потребителя». Этот документ установил, что потребительская общественность имеет право на защиту, информацию, выбор и, кроме того, она имеет право на то, чтобы быть выслушанной. Эта дата теперь ежегодно отмечается как Всемирный день защиты прав потребителей.
Основным  законом, регламентирующим отношения покупателя и продавца в России, является «Закон о защите прав потребителя».
Провести  анализ существующего Закона, рассказать о его истории, современных тенденциях, изменениях и практическом применении – цель моей курсовой работы.
 


История возникновения потребительского движения
   Потребительское движение возникло в Америке в начале двадцатого века. В конце девятнадцатого века появляются первые союзы и общества, главная цель которых заключалась в защите прав потребителей.
1890 год.  Нью-Йорк – сформировалась Лига  покупателей. Именно Лига покупателей  и разработала методы анализа продуктов, которые выпускались в условиях, пригодных для производства. И они получили название Label, что в переводе означает этикетка, ярлык, которые крепятся к выпускаемому товару. Лига покупателей стала выдавать ярлыки тем организациям и предприятиям, которые отличались качеством производимого товара. Такие фирмы были включены в Белый список.
В настоящее  время потребительские организации  США представляют собой самый  сильный инструмент контроля, который  следит за качеством товаров и услуг. Такие организации приветствуются не только предприятиями, но и государственными структурами.
Хотелось  бы также немного рассказать о  потребительском движении в странах ЕС.
Потребительский Совет Норвегии – это организация  потребителей, которая в странах Евро Союза является первой. Она была основана в 1953 году и занималась всеми вопросами, связанными с делами потребителей. Помимо того, что потребительский Совет решал не только экономические и юридические споры, но главный акцент делал на производимые товары и оказываемые услуги, что является немаловажным.
1954 год  – это год, когда был создан  Голландский союз потребителей. Этот союз работал как независимая  организация, которая, в свою  очередь, очень близко имела  дело с государственными органами  по таким вопросам, как: здравоохранение, экономика, охрана окружающей среды и безопасности продуктов и услуг. Основной функцией данного союза потребителей являлось обеспечение непосредственной связи между покупателем и продавцом товаров, где продавец должен учитывать все пожелания потребителя. 

1960 год  – образовалась Международная  организация потребительских союзов, которая была образована такими  потребительскими союзами: США,  Англия, Австрия, Бельгия, Нидерланды. Также в Международную организацию  могли входить не только частные независимые организации, но и государственные.
Наконец, защита прав потребителей в России.
День  календаря никогда не остается без  внимания, «пустым», так как он приурочен  к какому-либо празднику. Так, отмечается День учителя, День налоговых органов. И также существует дата, а именно 15 марта – Всемирный день защиты прав потребителей.  Этот день в России получил признание после того, как был принят Закон «О защите прав потребителей».
Нормативный акт содержал все необходимые  условия, которые предусматривали охрану и защиту прав всех граждан. Закон утвердил основные международно-признанные права потребителей: право на государственную и общественную защиту прав потребителей, право на объединение в организации потребителей и многие другие.
Кратко историю возникновения консьюмеризма можно описать так. Негативные процессы зародились спустя примерно четыре столетия после раскола в лоне христианской церкви. Именно данный раскол положил начало обществу потребления, и его «генеалогическое древо» выглядит следующим образом: раскол порождает католицизм, католицизм порождает протестантизм, протестантизм порождает капитализм, последний порождает атомизм — высшую фазу развития капитала и максимальную степень раздробленности общества. Некогда гармоничные структуры превращаются в хаотичную массу. Члены принципиально нового типа общества, какого ещё не знало человечество, не имеют никаких целей и задач, кроме увеличения темпов личного потребления и погони за удовольствием. Человек традиционного общества понимал себя как «Я — это мои принципы». Человек нового общества понимает себя уже по-новому: «Я — это мои вещи». Раньше вещи были приложением к человеку, теперь человек становится приложением к вещам.
Для людей-потребителей характерна жажда  иметь большое  количество не очень нужных вещей, стремление к приобретению товаров известных торговых марок (либо из рекламы, либо по рекомендации других активных потребителей). Также последователи (обычно несознательные) идеологии «шопоголизма» стараются следовать моде в том смысле, что если мода на какой-то предмет проходит, они избавляются от старого предмета (или перестают его использовать) и приобретают новый. И в такой смене вещей, как правило, отсутствует какая-либо практическая польза, новая вещь редко по функциональности и полезности превосходит старую, зачастую даже наоборот. Тем не менее, шопоголизм диктует жёсткое следование моде и призывает быть такими, как все в этом отношении.
Если  все едят в закусочной типа «Макдональдсе» — то и потребитель  должен есть в ней; если все покупают новый мобильный телефон определённой модели — то и потребитель должен её купить. То есть идеология шопоголизма призывает к максимальной трате денег на приобретение всё новых и новых товаров, либо к постоянной смене используемых вещей на новые, как утверждают все производители, «более хорошие». Это может выражаться по-разному, кто-то приобретёт 300 пар туфель, из которых регулярно одеваются лишь 10 пар, кто-то купит каждый новый шампунь, что посоветуют в рекламе, кто-то будет менять автомобиль каждые полгода.
Производители товаров, в свою очередь, всячески стараются  подтолкнуть людей  к максимальному  уровню шопоголизма. Для этого используются различные приёмы, начиная от манипуляции общественным мнением, заканчивая прямой ложью (зачастую, эти два подхода успешно сочетаются в рекламе). Производители всячески рекламируют новые товары при этом, подразумевая, что старые уже никуда не годятся, их нужно выкинуть и приобрести новые. Собственно, существование шопоголизма и есть основной источник доходов большинства компаний.
Данная  ситуация не свойственна  абсолютно всем промышленникам, бизнесменам, капиталистам и т. д. Так, к примеру, виднейший американский промышленник, один из основоположников научной организации  труда Г. Форд в  своей книге «Международное еврейство» негодовал: «Точно также и экономисты давно убедились в том, что промышленность, вырабатывающая предметы роскоши, зря поглощает людскую силу и материалы, необходимые для хода промышленности, производящей предметы, необходимые для жизни. Выходит, что одни производят безделушки вместо того, чтобы заняться выработкою стали, а другие фабрикуют всякую дрянь вместо того, чтобы работать на хуторах. В результате материалы тратятся зря на производство вещей, предназначенных исключительно для продажи, а не для потребления и благодаря этому промышленность, производящая предметы для жизни необходимые, терпит недостаток в материалах».
 

Консьюмеризм и его значение для маркетинга
Консьюмеризм – движение граждан или государственных организаций за расширение прав потребителей и усиление их воздействия на продавцов и производителей, обеспечение качества потребительских товаров (услуг) и честной рекламы.
В странах с развитой рыночной экономикой различные потребители  все чаще выступают  на рынке не разобщенно и изолированно, а как организованная масса. Это усложняет деятельность товаропроизводителей и торговцев, которые должны учитывать не только индивидуальные, но совокупные требования потребителей. В таких условиях права потребителей абсолютны и неприкосновенны. Обман, низкое качество товаров, невнимание к претензиям рассматриваются как попрание законных прав потребителей.
Как было сказано выше, консьюмеризм возник в середине 60-х  годов. Его теоретики  рассматривают движение потребителей как  продукт экономической  эволюции, как переход от экономики производителей к экономике потребителей, от рынка продавца к рынку покупателя.
В современном мире движение потребителей в защиту своих  прав приобрело широкое  развитие. Активно  используются периодические  издания, реклама, консультации потребителей, независимые экспертизы товаров, судебные иски по некачественным товарам, просветительская работа по воспитанию потребителей, культуре потребления. Под давлением этого общественного движения в большинстве государств приняты специальные законы о защите прав потребителей. Обобщив давно установившуюся в мире практику, Генеральная Ассамблея ООН разработала “Руководящие принципы для защиты интересов потребителей” с целью:
      содействовать странам в борьбе с вредной деловой  практикой предприятий национального и международного уровней (которая отрицательно сказывается на потребителях)
      поощрять  создание рыночных условий, предоставляющих  потребителям больший  выбор при более  низких ценах;
      поощрять  высокий уровень  этических норм поведения  тех, кто связан с производством и распределением товаров для потребителей.
Впервые права потребителей были сформулированы в 1961 году в США. В 70-е  годы опыт развития движения потребителей позволил дать их расширенную  трактовку. В настоящее  время в мировой  практике основными считаются семь прав потребителей.
Семь  правил потребителей:
1. Право выбирать товар для удовлетворения своих основных      потребностей в условиях достаточного разнообразия предложений по конкурентным ценам и при ограничении какого-либо монопольного воздействия на потребителя.

2. Право на безопасность товаров и их функционирование в точном соответствие с предложение продавца (производителя)

3. Право на информированность о наиболее важных свойствах товарах, способов продажи, и т.д., помогающее потребителю сделать правильный выбор или принять решение.
4. Право на защиту от недоброкачественных товаров и возмещение ущерба, связанного с их пользованием.
5. Право быть выслушанным и получить поддержку при защите своих интересов от государственных и общественных органов.
6. Право на получение потребительского просвещения, приобретение всесторонних знаний и навыков, облегчающих потребителю принятие решения.
7. Право на здоровую окружающую среду, не представляющей угрозы и здоровью жизни нынешнего и грядущих поколений.
 

Круг  лиц, на которых распространяется законодательство РФ о защите прав потребителей 

   Прежде всего, законодательство о защите прав потребителей распространяется на потребителей. Потребителем, согласно Закону, является гражданин, который приобретает и использует товары, либо намерен приобрести и использовать их для личных бытовых нужд. Из этого определения следует, что потребитель может быть только гражданин. Имеются в виду не только граждане Российской Федерации, но и иностранные граждане, а также лица без гражданства. Таким образом, законодательство о защите прав потребителей не распространяется на предприятия, организации и учреждения, которые приобретают товары. Не распространяется оно и на коммерческие организации, приобретающие товары для использования их в предпринимательской деятельности, то есть для извлечения с их помощью прибыли.
Потребителем, по смыслу Закона, является гражданин, который приобретает и использует товары для личных бытовых нужд, а не для коммерческого или  производственного использования. Приобретение потребителем товара не должно служить для получения прибыли. Поэтому, если гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью (индивидуальной трудовой деятельностью) в целях осуществления указанной деятельности, на него законодательство о защите прав потребителей распространяться не будет.
Например: Гражданин С. торговал на улице с лотка продуктами питания.
На оптовой  базе ему продали не качественный товар. Когда С. реализовывал товар, то его оштрафовали на значительную сумму. С. хотел защитить свои интересы по Закону "О защите прав потребителей". Однако, юрист к которому он обратился, разъяснил ему, что на него Закон "О защите прав потребителей" не распространяется.
В качестве потребителя Закон рассматривает, как гражданина, который приобретает и использует товар, так и гражданина, который намерен купить товар. Это означает, что гражданин, который еще ничего не купил, а только зашел в магазин, в ларек и так далее, уже признается Законом потребителем. 

Особое  значение это положение имеет для осуществления потребителем права на просвещение в области защиты прав потребителей. Права потребителей обеспечиваются посредством включения соответствующих требований в государственные образовательные стандарты и общеобразовательные и профессиональные программы, а также посредством организации системы информации потребителей об их правах и о необходимых действиях по защите этих прав; для осуществления потребителем права на информацию о товаре, его изготовителе, продавце; возмещению убытков, причиненных потребителю вследствие нарушения его права на свободный выбор товара и др.
Потребителем  по смыслу закона, признается не только гражданин, который приобрел товар, но и тот, который пользуется им непосредственно.
Потребитель может вступать в правовые отношения с изготовителем, продавцом.
Предприятие может выступать в качестве стороны  регулируемых законодательством о  защите прав потребителей отношений  в любой предусмотренной законом  организационно-правовой форме акционерного общества, полного или коммандитного товарищества, товарищества с ограниченной ответственностью, производственного кооператива. (Каждое, из вышеназванных предприятий, действует в соответствии с законом, регулирующим свойственную ему организационно - правовую форму). Кроме того, надо иметь в виду, что предприятие может быть государственным или муниципальным индивидуальным (семейным), частным или предприятием общественных организаций.
Индивидуальным  предпринимателем считается гражданин, занимающийся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица с момента государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя.
Вышеперечисленные лица (юридические лица и индивидуальные предприниматели) в соответствии с  Законом "О защите прав потребителей" могут являться как изготовителями, так и продавцами.
Изготовитель  может реализовать товары непосредственно  потребителю, а может реализовывать  их торговым и розничным предприятиям, посредникам.
Продавец  реализует товары непосредственно  потребителю по договору розничной купли-продажи. Следовательно, исковые требования могут быть заявлены исключительно в отношении продавца (изготовителя).
Законодательство  о защите прав потребителей распространяется на органы государственного управления, в компетенцию которых входит определение требований к товарам, направленных на обеспечение безопасности жизни, здоровья потребителей и охраны окружающей среды, контроль и надзор за соблюдением этих требований, правил по сертификации и законодательства о защите прав потребителей продавцами товаров и их изготовителями.
Общественная  защита осуществляется общественными  объединениями потребителей.
Субъектами  уголовной и административной ответственности  являются должностные лица, в круг обязанностей которых входит обеспечение  соблюдения правил, направленных на охрану прав потребителей.
 

Права потребителей 

   Статья 4 Закона "О защите прав потребителей" закрепляет право потребителей на качественный товар. Продавец обязан передать потребителю товар, качество которого соответствует договору.
При отсутствии в договоре условий о качестве товара продавец обязан передать потребителю  товар, пригодный для целей, для  которых товар такого рода обычно используется.
Если  продавец, при заключении договора, был поставлен потребителем в  известность о конкретных целях приобретения товара, то продавец обязан передать потребителю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями.
При продаже  товара по образцу и (или) описанию продавец обязан передать потребителю товар, который соответствует образцу и (или) описанию.
Если  стандартом предусмотрены обязательные требования к качеству товара, продавец обязан передать потребителю товар, соответствующий этим требованиям. Четкое определение понятия "качества" имеет важное значение для применения Закона, в особенности норм об ответственности за продукцию ненадлежащего качества (с недостатками).
Основным  критерием качества вновь определен договор, являющийся наиболее естественной юридической формой закрепления отношений потребителя и продавца. Гражданский Кодекс Российской Федерации предусматривает два вида договоров, которые, как правило, опосредуют отношения с участием гражданина-потребителя публичный договор и договор присоединения. Публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратиться. Организация не вправе оказывать предпочтение одному лицу перед другим в отношении заключения договора. Цена товаров, а также иные условия публичного договора устанавливаются одинаковыми для всех потребителей.
Отказ организации от заключения публичного договора при наличии возможности  предоставить товар не допускается. При необоснованном уклонении коммерческой организации от заключения публичного договора другая сторона вправе обратиться в суд с требованием о понуждении заключить договор и о взыскании причинённых в результате этого убытков.
Вернемся  к первоначально рассматриваемому нами понятию, касающемуся качества товара.
Вторым  критерием качества товара является его пригодность для целей обычного использования товара. Нормы и характеристики, определяемые качество товара устанавливаются в государственных стандартах и в технических условиях предприятий- изготовителей. В этих же документах, а также в иной технической документации изготовителя определяется целевое назначение изделия. Продажа товаров по истечении установленного срока годности, а также товара на который должен быть установлен срок службы или годности, но не установлен, запрещается. Изготовитель вправе устанавливать на товар гарантийный срок-период в течение, которого в случае обнаружения в товаре недостатка изготовитель (продавец) обязан удовлетворить требования потребителя.
Постановлением  Правительства утвержден перечень товаров длительного пользования, которые по истечении определенного  периода могут представлять опасность  для жизни, здоровья потребителя, причинять  вред его имуществе или окружающей среде и на которые изготовитель обязан установить срок службы и перечень товаров, которые по истечении срока годности считаются непригодными для использования по назначению.
На мой  взгляд необходимо еще прокомментировать  отличие гарантийного срока, от срока  службы срока годности.
Гарантийный срок, в отличие от срока службы и срока годности, не является объективным, его продолжительность определяется чисто коммерческими соображениями. Основное его назначение - установить период обнаружения недостатков товара, за которые виновное лицо несет ответственность.
Гарантийный срок, устанавливаемый изготовителем, не может быть менее срока, установленного Законом.
Гарантийный срок продавца, если этот срок не установлен изготовителей, устанавливается сверх  шестимесячного срока. Сказанное относится и к импортным товарам.
Следующее право потребителя связано с  обязанностью изготовителя обеспечить возможность ремонта и технического обслуживания товара.
Также изготовитель обязан своевременно предоставить потребителю информацию о товарах, обеспечивающую возможность их правильного выбора. По отдельным видам товаров перечень и способы доведения информации до потребителя устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Следующее право потребителя - право потребителя  на информацию о режиме работы продавца. Режим работы продавца доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному.
Защита  основных прав потребителей в нашей стране обеспечивается Законом  “О защите прав потребителей 

Основные  положения закона «О защите прав потребителей»:
Потребитель имеет право при покупке товара знать его производителя, стандарт качества и перечень основных потребительских  свойств:
    О продуктах питания: состав, калорийность и содержание вредных для организма веществ и противопоказания к употреблению этих продуктов при определённых заболеваниях;
    О товарах, потребительские свойства которых могут ухудшаться с течением времени: срок годности и дату изготовления.
 
Обязательной  сертификации подлежат товары для детей, продукты питания, товары бытовой химии, парфюмерия, косметика, ядохимикаты, миниральные удобрения, продукция машиностроения и приборостроения бытового назначения. Требования обязательной сертификации распространяются на государственные и частные предприятия.
Продавец  и изготовитель обязаны обеспечивать всю требуемую информацию. Предоставление неполной или недостоверной информации может повлечь за собой материальную ответственность продавца за вред, причиненный здоровью покупателя.
Если  продавец не предупредил о недостатках  товара, потребитель вправе потребовать либо безвозмездного устранения недостатков или возмещение расходов по их устранению, либо соразмерного уменьшения покупной цены, замены товара на товар аналогичной марки, замены на такой же товар другой марки, либо возмещение убытков.
Требования  об исправлении недостатков могут  быть предъявлены в пределах гарантийных  сроков, а если они не устранены, то в течение шести месяцев; для  недвижимого имущества – не позднее  двух лет со дня передачи товара потребителю.
Потребитель в праве участвовать в проверке качества товаров. Недостатки, обнаруженные в товаре, должны быть устранены в течение двадцати дней с момента предъявления потребителем требований.
По товарам  длительного пользования продавец и изготовитель обязаны по предъявлении требования  потребителем немедленно безвозмездно на время ремонта предоставить ему аналогичный товар с доставкой за свой счёт.
По требованию потребителя продавец и изготовитель обязаны немедленно заменить некачественный товар. В случае необходимости дополнительной проверки качества замена должна быть осуществлена в течение двадцати дней с момента предъявления требований. При отсутствии у продавца на данный момент необходимого товара замена должна быть произведена в течение месяца. 

Права потребителя защищают:
1.  Суд;
2. Государственные органы в центре и на местах: o Госкомитет по антимонопольной политике и поддержке новых экономических структур; o Госстандарт; o Госкомитет санитарно-эпидемиологического надзора.
3. Общественные   организации   потребителей   (в   том   числе международная конфедерация обществ потребителей).
При нарушении прав потребителей государственные органы могут давать обязательные предписания о прекращении этих нарушений и за невыполнение таких предписаний налагать на изготовителей, продавцов и исполнителей штраф, снимать отдельные товары с производства и запрещать их реализацию.  

Большие права по защите интересов потребителей предоставляются общественным организациям потребителей. Так, в России образована Федерация обществ потребителей. Она призвана защищать права потребителей в правительстве, государственных и хозяйственных органах при принятии законов. Федерация должна содействовать насыщению рынка товарами народного потребления, проводить общественную независимую экспертизу товаров.
Для специалистов в области  маркетинга знание и  обеспечение реализации прав потребителей является принципиально важным. Выполнение маркетинговых  задач основывается на следующих процедурах:
- “Понять и определить  сферу интересов  потребителей”:
 работа  проводится на основе специальных  исследований, сегментации рынка,  моделировании поведения потребителей.
- “Обеспечить      возможность      выбора      для      потребителя”:
оцениваются и формируются предпочтения и  приоритеты, основанные на различиях потребительских функций товаров, цен, производителей товаров, мест и условий продажи.
 - “Предоставить информацию о возможности выбора товаров”: используются средства массовой информации, реклама, различные методы стимулирования продаж.  

 

Государственные и общественные организации по защите прав потребителей 

Государственные органы по защите прав потребителей 

  Защита прав потребителей осуществляется федеральными органами государственного управления, на которые возложена обязанность следить за соблюдением законодательства о защите прав потребителей и осуществлять контроль и надзор за безопасностью товаров, работ и услуг. К таким государственным органам относятся федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы), федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России), федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора РФ (Госсанэпиднадзор), федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ, органы по защите прав потребителей при местной администрации, а также иные федеральные органы исполнительной власти и их территориальные органы.
Федеральный антимонопольный орган (его территориальные органы):
    осуществляет государственный контроль за соблюдением законов, иных правовых актов, регулирующих отношения в области защиты прав потребителей;
    направляет предписания изготовителям (исполнителям, продавцам) о прекращении нарушений прав потребителей, в том числе о прекращении продажи товаров (выполнении работ), на которые должны быть, но не установлены сроки годности или сроки службы, и о приостановлении продажи товаров (выполнении работ, оказании услуг) при отсутствии достоверной и достаточной информации о товаре (работе, услуге);
    направляет материалы о нарушении прав потребителей в орган, выдавший лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности, для решения вопроса о приостановлении действия данной лицензии или о досрочном ее аннулировании;
    направляет в органы прокуратуры, другие правоохранительные органы по подведомственности материалы для решения вопросов о возбуждении уголовных дел по признакам преступлений, связанных с нарушением предусмотренных Законом прав потребителей;
    вправе заключать соглашения с изготовителями (исполнителями, продавцами) о соблюдении ими правил и обычаев делового оборота в интересах потребителей;
    вправе обращаться в суд, арбитражный суд с исками в защиту прав потребителей.
    Только лишь федеральный антимонопольный орган наделен полномочиями давать официальные разъяснения по вопросам применения законов и иных правовых актов РФ, регулирующих вопросы в сфере защиты прав потребителей. Такие разъяснения даются федеральным антимонопольным органом по своей инициативе, по запросам отдельных граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и органов власти и управления. Эти разъяснения доводятся до сведения лиц, которые применяют законодательство о защите прав потребителей и для которых они являются обязательными.
Закон предоставляет право федеральному антимонопольному органу (его территориальным органам) налагать штраф за уклонение от исполнения или за несвоевременное исполнение предписаний о прекращении нарушений прав потребителей. При этом сумма штрафа может достигать пяти тысяч минимальных размеров оплаты труда, установленных законом РФ. Штраф налагается должностным лицом федерального антимонопольного органа (его территориального органа. 

Контроль за безопасностью товаров (работ, услуг) осуществляют следующие органы государственного управления и их территориальные органы (в пределах своей компетенции):
1. Федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации (Госстандарт России);
2. Федеральный орган санитарно-эпидемиологического надзора (Госсанэпиднадзор);
3. Федеральный орган по охране окружающей среды и природных ресурсов РФ;
4. Другие федеральные органы исполнительной власти (их территориальные органы) - в соответствии со своей компетенцией. 

Координация деятельности федеральных органов  исполнительной власти, осуществляющих контроль за качеством и безопасностью товаров (работ, услуг), а также организация и проведение работ по обязательному подтверждению соответствия товаров (работ, услуг), возлагаются на федеральный орган по стандартизации, метрологии и сертификации.  

Общие задачи, стоящие перед  вышеуказанными органами, определяют и единство их компетенции. Закон  предоставляет им следующие полномочия:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.