Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Особенности формирования и развития первобытного искусства

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 06.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 18. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


26. Особенности формирования  и развития первобытного  искусства
Особенности первобытного искусства. 
 

О том, что без культуры люди по большому счету не отличались бы от животных, догадывались уже мыслители древности. Именно у древних римлян появилось  слово "cultura", которое означало "возделывание", "обработку", "уход". Отправной точкой в формировании теоретических представлений о культуре принято считать работу "Тускуланские беседы", принадлежащую выдающемуся римскому политику, оратору и философу Марку Туллию Цицерону. Именно здесь Цицерон не просто описывает ряд явлений, но пытается понять, в чем суть культуры, что и отличается теорию от обыденных представлений.
То, что  отправной точкой в данном случае считают римлян, а не греков, не означает того, что между ними были серьёзные  разногласия. В понимании культуры как своеобразия жизни людей  римляне - продолжатели традиций, заложенных в Древней Греции. Но именно в  Древнем Риме определенное понимание  и терминология сошлись воедино. И потому считается, что как раз  у римлян, и в частности у  Цицерона, намечается путь к тому классическому  пониманию культуры, которое окончательно сложилось в классической философии XVIII-XIX вв.
В результате воззрения Цицерона вызвали резкую критику со стороны его противников, в том числе идеологов раннего  христианства. Что касается позиции  христиан, то не только к Цицерону, но и ко всему античному наследию у них было крайне противоречивое отношение.
Дело  в том, что "cultura" переводится не только как "возделывание", но и как "почитание", т.е. поклонение божеству. Поэтому латинские слова "культура" и "культ" являются однокоренными. Причем если античный мир сделал акцент на первом значении этого слова, то христианский мир - на втором. Единство слов "культ" и "культура" в античном мире не случайно. Ведь античные боги оборачиваются природными стихиями. И возделывание земли у греков связано с поклонением богине Земли - Гее. Иначе у христиан, у которых Бог находится за пределами земного мира. Именно почитание триединого Бога стало в христианстве основой духовного развития человека. Таким образом, в Средние века главным в формировании человека становится религиозный культ. Что касается светской культуры, то у одних христианских богословов она толкуются в качестве подготовки к религиозному озарению, а у других - как путь заблуждений, уводящий от истины в лице Бога.
В эпоху  Возрождения изменилось отношение  к античной культуре. Именно в философии  и искусстве этой эпохи стали  видеть основу формирования и проявления человеческих талантов. Во многом из-за этого в условиях Возрождения  ведутся археологические раскопки в городе Риме, возвращающие миру множество  утраченных шедевров.
Просветительские  размышления о культуре - это не просто констатация фактов, но и  разговор о высших целях человеческого  рода. С помощью понятия "культура" просветители задавали главный ориентир и направленность человеческой жизни. Ведь оно указывало на разумную природу  человека, в свете которой мы должны оценивать прошлое и настоящее  человечества.
Культурогенез — процесс появления и становления культуры любого народа и народности в общем и появления культуры как таковой в первобытном обществе. На данный момент не существует единой теории появления культуры.
Генезис культурных форм проходит несколько  этапов: осознание необходимости  появления нового (знаний, социальных структур, механизмов социализации и  коммуникации), создание новых культурных форм и их внедрение в социальную практику. К.-г. есть единый процесс  обновления и преемственности. Сотворение новых культурных форм должно служить  развитию человеческого в человеке. В противном случае возможно появление таких форм организации культурной жизни, которые служат не обновлению культуры, а прямо противоположны ей, как напр., китайский вариант “культурной революции”, когда представителей творческой и художественной интеллигенции отправили в поля на сельхозработы; изгнание творческой интеллигенции из России после 1917 г. (“философский пароход”); практика “Пролеткульта” и т. д. Все это проявления агрессивного антикультурного псевдогенеза. Л. А. Штемпель
Периодизация  первобытности. 
 
Самое древнее орудие человека датируется около 2,5 млн. лет назад. По материалам, из которых люди изготовляли орудия, археологи делят историю Первобытного мира на каменный, медный, бронзовый и железный века.

Каменный  век делится на древний (палеолит), средний (незолит) и новый (неолит). Приблизительные хронологические границы каменного века – свыше 2 млн. – 6 тыс. лет назад. Палеолит, в свою очередь, подразделяется на три периода: нижний, средний и верхний (или поздний). Каменный век сменил медный (неолит), длившийся 4–3 тыс. до н.э. Затем наступил бронзовый век (4–начало 1–го тыс. до н.э.), в начале 1–го тыс. до н. э. его сменил железный век.
Первобытный человек овладевал навыками земледелия и скотоводства менее десятка  тысяч лет. До этого на протяжении сотен тысячелетий люди добывали себе пропитание тремя способами: собирательством, охотой и рыбной ловлей. Даже на ранних этапах развития сказывался разум наших  далеких предков. Палеолитические  стоянки, как правило, расположены  на мысах и при выходе врагов в  ту или иную широкую долину. Пересеченная местность была удобней для загонной охоты на табуны крупных животных. Успех ее обеспечивало не совершенство орудия (в палеолите это были дротики  и рогатины), а сложная тактика  загонщиков, преследовавших мамонтов или бизонов. Позднее, к началу мезолита, появились лук и стрелы. К тому времени вымерли мамонта и  носороги, и охотиться приходилось  на мелких нестыдных млекопитающих. Определяющими стали не величина и слаженность коллектива загонщиков, а ловкость и меткость отдельного охотника. В мезолите получило развитие и рыболовство, были изобретены сети и крючки.
Эти технические  достижения – результат длительных поисков наиболее надежных, наиболее целесообразных орудий производства –  не меняли существа дела. Человечество по-прежнему присваивало лишь продукты природы. 
Вопрос о том, как это древнейшее, основанное на присвоении продуктов дикой природы общество развивалось в более совершенные формы хозяйства земледельцев и скотоводов, составляет сложнейшую проблему исторической науки. В производимых учеными раскопках были обнаружены признаки земледелия, относящиеся к эпохе мезолита. Это серпы, состоящие из кремниевых вкладышей, вставленных в костяные рукоятки, и зернотерки. 
В самой природе человека заложено то, что он не может быть только частью природы: он формирует себя по средствам искусства. 
 
Особенности первобытного искусства. 
 
Впервые причастность охотников и собирателей каменного века к изобразительному искусству была засвидетельствована знаменитым археологом Эдуардом Ларте, нашедшим в 1837 г. в гроте Шаффо пластинку с гравировкой. Он же обнаружил изображение мамонта на куске мамонтовой кости в гроте Ла Мадлен (Франция).

Характерной особенностью искусства на самом  раннем этапе был синкретизм.
Деятельность  человека, связанная с художественным освоением мира, способствовала одновременно и формированию homo sapiens (человека разумного). На данной стадии возможности всех психологических процессов и переживаний первобытного человека находились в зародыше – в коллективном бессознательном состоянии, в так называемом архетипе. 
В результате открытий археологов обнаружилось, что памятники искусства появились неизмеримо позднее, чем орудия труда, почти на миллион лет.

Памятники палеолитического, мезолитического  и охотничьего неолитического искусства  показывают нам, на чем в тот период сосредоточилось внимание людей. Роспись  и гравюры на скалах, скульптуры из камня, глины, дерева, рисунки на сосудах посвящены исключительно  сценам охоты на промысловых животных.
Главным объектом творчества палеолитического мезолитического и неолитического времени были звери. 
И наскальные рисунки и фигурки помогают нам уловить самое существенное в первобытном мышлении. Духовные силы охотника направлены на то, чтобы постичь законы природы. От этого зависит и сама жизнь первобытного человека. Охотник до мелочайших тонкостей изучил повадки дикого зверя, именно поэтому художник каменного века так убедительно сумел показать их. Сам человек не пользовался таким вниманием, как внешний мир, поэтому так мало изображений людей в пещерной живописи и столь близки в полном смысле слова палеолитические скульптуры.

Главной художественной особенностью первобытного искусства была символическая форма, условный характер изображения. Символами  являются как реалистические изображения, таки условные. Часто произведения первобытного искусства представляют собой целые системы сложных  по своей структуре символов, несущих  большую эстетическую нагрузку, с  помощью которых передаются самые  разнообразные понятия или человеческие чувства.
Культура  в эпоху палеолита. Первоначально  необособленное в специальный вид  деятельности и связанное с охотой и трудовым процессом первобытное  искусство отражало постепенное  познание человеком действительности, его первые представления об окружающем мире. Некоторые искусствоведы выделяют три этапа изобразительной деятельности в эпоху палеолита. Каждый из них  характеризуется качественно новой  изобразительной формы. Натуральное  творчество – композиция из тушь, костей, натуральный макет. Включает в себя следующие моменты: обрядовые действия с тушей убитого зверя, а позже с его шкурой, наброшенной на камень или выступ скалы. В последствии появляется лепная основа для этой шкуры. Элементарной формой творчества была звериная скульптура. Следующий второй этап – искусственно-изобразительная форма включает искусственные средства создания образа, постепенное накопление «творческого» опыта, которое выразилось в начале в полно объемной скульптуре, а затем в барельефном упрощении.
Для третьего этапа характерно дальнейшее развитие верхнепалеолитического изобразительного творчества, связанного с появлением выразительных художественных образов  в цвете и объемном изображении. Наиболее характерные образы живописи этого периода представлены пещерными  росписями. Рисунки нанесены охрой  и другими красками, секрет которых  не найден и поныне. Палитра каменного  века видна, в ней четыре основные краски: черная, белая, красная и  желтая. Две первые употреблялись  довольно редко.
Подобные  этапы можно проследить и при  изучении музыкального пласта первобытного искусства. Музыкальное начало не было отделено от движения, жестов, возгласов  и мимики. 
Музыкальный элемент натуральной пантомимы включал: имитацию звуков природы – звукоподражательные мотивы; искусственную интонационную форму – мотивы, с зафиксированным звуковысотным положением тона; интонационное творчество; двух - и трезвучные мотивы.

В одном  из домов Мизинской стоянки был обнаружен древнейший музыкальный инструмент, сделанный из костей мамонта. Он предназначался для воспроизведения шумовых и ритмических звуков. 
Тонкая и мягкая традиция тонов, наложение одной краски на другую создают порой впечатления объема, ощущение фактуры шкуры зверя. При всей своей жизненной выразительности и реалистической обобщенности палеолитическое искусство остается интуитивно спонтанным. Оно состоит из отдельных конкретных образов, в нем отсутствует фон, нет композиции в современном смысле слова.

Первобытные художники стали зачинателями всех видов изобразительного искусства: графики (рисунки и силуэты), живописи (изображение в цвете, выполненные  минеральными красками), скульптуры (фигуры, высеченные из камня или вылепленные  из глины). Преуспели они и в  декоративном искусстве – резьбе по камню и кости, рельефу.
Особая  область первобытного искусства  – орнамент. Он применялся очень  широко уже в палеолите. Геометрическим узором покрыты браслеты, всевозможные фигурки, вырезанные из бивня мамонта. Геометрический орнамент – основной элемент Мизинского искусства. Этот орнамент состоит в основном из множества зигзагообразных линий.
Что же означает этот абстрактный узор и  как он возник? Попыток решить этот вопрос было много. Уж очень не соответствовал геометрический стиль блестящим  по реализму рисункам пещерного искусства. Изучив с помощью увеличительных приборов структуру среза бивней мамонта, исследователи заметили, что  они тоже состоят из зигзагообразных  узоров, очень похожих на зигзагообразные  орнаментальные мотивы Мезинских изделий. Таким образом, в основе мезинского геометрического орнамента оказался узор, нарисованный самой природой. Но древние художники не только копировали природу, они вносили в первозданный орнамент, новые комбинации и элементы.
На сосудах  каменного века, найденных на стоянках Урала, был богатый орнамент. Чаще всего рисунки выдавливали специальными штампами. Они как правило, изготавливались из округлых, тщательно отшлифованных плоских галек из желтоватого или зеленоватого с блестками камнями. По острым краям их наносили прорези, штампы делались также из кости, дерева, раковин. Если надавить таким штампом на мокрую глину, наносился рисунок, сходный с оттиском гребенки. Оттиск такого штампа часто называют гребенчатым, или зубчатым.
Во всех проведенных случаях исходный для  орнамента сюжет определяется сравнительно легко, но, как правило, отгадать его  практически невозможно. Французский архиолог А. Брейль проследил этапы схематизации изображения косули в позднепалеолитическом искусстве Западной Европы – от силуэта зверя с рожками до некоего подобия цветка. 
Первобытные художники создавали и произведения искусства малых форм, прежде всего небольшие фигурки. Самые ранние из них, вырезанные из бивня мамонта, из мергеля и мела, относятся к полеалиту.

Некоторые исследователи верхнепалеолитического искусства считают, что древнейшие памятники искусства по тем целям, которым они служили, были не только искусством, они имели религиозно магическое значение, ориентировали  человека в природе. 
Культура в эпоху мезолита и неолита. Более поздние этапы развития первобытной культуры относятся к мезолиту, неолиту и ко времени распространения первых металлических орудий. От присвоения готовых продуктов природы первобытный человек постепенно переходит к более сложным формам труда, наряду с охотой и рыболовством начинает заниматься земледелием и скотоводством. В новом каменном веке появился первый искусственный материал, изобретенный человеком, - огнеупорная глина. Прежде люди использовали то, что давала природа, - камень, дерево, кость. Земледельцы гораздо реже, чем охотники, изображали животных, зато с увеличением украшали поверхность глиняных сосудов.

В эпоху  неолита и бронзовый век подлинный  рассвет пережил орнамент, появились  изображения. Передающие более сложные  и отвлеченные понятия. Сформировались многие виды декоративно-прикладного  искусства – керамика, обработка  металла. Появились луки, стрелы и  глиняная посуда. На территории нашей  страны первые металлические изделия  появились около 9 тыс. лет назад. Они были кованные – литье появилось  гораздо позднее.
Культура  бронзового века. Начиная с бронзового века яркие изображения зверей почти  исчезают. Всюду распространяются сухие  геометрические схемы. Например, профили  горных козлов, высеченные на утесах гор  Азербайджана, Дагестана, Средней и  Центральной Азии. Люди затрачивают  на создание петроглифов[4] все меньше усилий, наспех процарапывая на камне  мелкие фигурки. И хотя кое-где рисунки  пробивают и в наши дни, древне искусство никогда не возродится. Оно исчерпало свои возможности. Все его высшие достижения в прошлом.
Последний этап в развитии племен бронзового века на Северо-западном Кавказе характеризуются  существованием крупного очага металлургии  и металлообработки. Велась добыча медных руд, выплавливалась медь, было налажено производство готовых изделий из сплавов (бронзы).
В конце  этого периода наравне с бронзовыми предметами начинают появляться железные, которые знаменуют собой начало нового периода.
Развитие  производительных сил приводит к  тому, что часть пастушеских племен переходит к кочевому скотоводству. Другие же племена, продолжая вести оседлый образ жизни на основе земледелия, переходят на более высокий этап развития – к плужному земледелию. В это время происходят и социальные сдвиги среди племен. 
В поздний период первобытного общества развивались художественные ремесла: изготавливались изделия из бронзы, золота и серебра.

Виды  поселений и погребений. К концу  первобытной эпохи появился новый  вид архитектурных сооружений –  крепости. Чаще всего это сооружения из огромных грубо отесанных камней, которые сохранились во многих местах Европы и Кавказа. А в средней, лесной. Полосе Европы со второй половины 1 тыс. до н.э. распространились поселения  и погребения.
Поселения делят на укрепленные (стоянки, селища) и укрепленные (городища). Селищами и городищами обычно называют памятники  бронзового и железного веков. Под  стоянками разумеются поселения  каменного и бронзового веков. Термин «стоянка» очень условен. Сейчас он вытесняется понятием «поселение». Особое место занимают мезолитические поселения, называемые къекенмеддингами, что означает «кухонные кучи» (выглядят они как длинные кучи отбросов устричных раковин). Название это датское, так как в Дании были впервые обнаружены эти виды памятников. На территории нашей страны они встречаются на Дальнем Востоке. Раскопки поселений дают сведения о жизни древних людей.
Особый  вид поселений – римские террамары[5] – укрепленные поселения на сваях. Строительный материал этих поселений – мергель, вид ракушечника. В отличие от свайных поселений каменного века римляне строили террамары не на болоте или озере, а на сухом месте, а потом все пространство вокруг строений заполняли водой для защиты от врагов. 
Погребения делятся на два основных вида: надмогильными сооружениями (курганы, мегалиты, гробницы) и грунтовые, то есть без каких-либо надмогильных сооружений. В основании многих курганов ямной культуры[6] выделялся кромлех[7] - пояс из каменных блоков или плит, поставленных на ребро. Размер ямных курганов очень внушительный. Диаметр их кромлехов достигает 20 метров, а высота иных сильно оплывших насыпей даже сейчас превышает 7 метров. Иногда на курганах возвышались каменные надгробья, надмогильные статуи, каменные бабы – каменные изваяния человека (воинов, женщин). Каменная баба составляла с курганом неразрывное целое и создавалась с расчетом на высокий земляной пьедестал, на обзор со всех 
сторон самых отдаленных точек.

Период, когда люди приспосабливались к  природе, а все искусство сводилось, по сути «к образу зверя», закончился. Начался период господства человека над природой и господства его  образа в искусстве. 
 
К древнейшим по своему происхождению формам религии относятся: магия, фетишизм, тотемизм, эротические обряды, погребальный культ. Они коренятся в условиях жизни первобытных людей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

6. Возможности применения  системного синергетического  подходов к изучению  культурных систем
Проблема  методологии для любой науки  является центральной, а вопрос о  смене парадигм или методологических подходов вызывает немало споров. Дело не в том, что одни методы совершенны, а другие порочны. Как остроумно  заметил И. Валлерстайн, каждый исследователь стремится доказать, что процессы протекают так, и не иначе.
Каждый  надеется доказать, что определенный способ познания лучше другого: «Все мы поступаем таким образом. И  когда наш относительный и  кратковременный успех получает признание, считается, что мы разработали  парадигму».
Арсенал исследовательских средств и  инструментов теории государственного управления включает все основные принципы научного исследования: анализ и синтез, индукцию и дедукцию, сравнение, обобщение. Ведущее место в методологии  принадлежит системному и ситуационному  анализу.
Сложность и многоаспектность государственного администрирования требуют исследования фактов в их совокупности, во взаимообусловленности. Поэтому система государственного управления рассматривается не как изолированное явление, а как совокупность взаимосвязанных элементов, в рамках которой каждому элементу принадлежат четко определенные место и функция.
Далее, система государственного управления рассматривается как функционирующая  и, следовательно, обладающая известной  устойчивостью и одновременно как  система развивающаяся, изменяющаяся. Таким образом, в теоретическом  плане законы функционирования системы  являются законами ее развития. Методологическая специфика системного подхода определяется тем, что он ориентирует исследование на раскрытие целостности объекта  и обеспечивающих ее механизмов, на выделение многообразных типов  связей сложного объекта и сведение их в единую теоретическую картину.
Таким образом, системно-функциональная методология  в государственном управлении - это  рассмотрение государственного управления в целом и его отдельных  сфер как взаимозависимых элементов, каждый из которых действует как  функция целого.
Этот  метод, с одной стороны, противостоит представлениям о государственном  управлении как механической сумме  или конгломерате элементов, с другой - представлениям о безыскусном органическом единстве, которое не нуждается в умышленном упорядочении со стороны власти.
Системный анализ начал использоваться в государственном  управлении с 50-60-х гг. ХХ века, чтобы  помочь исследователям упорядочить  описание государственного управления, выяснить внутренние закономерности развития государственных структур. Одни из первых его использовали американские политологи Д. Истон и Г. Алмонд, которые подчеркивали, что государственное управление как система объединяет не только организованные стороны государственной жизни - государство, его основные организации и структуры, но и такие факторы, как сознание, идеи, традиции, мировоззрение людей, работающих в системе государственного управления.
В теории государственного управления системный  подход не существует в виде строгой  методологической концепции: он выполняет  свои эвристические функции, оставаясь  не очень жестко связанной совокупностью  принципов, основной смысл которых  состоит в соответствующей ориентации конкретных исследователей.
Во-первых, системный подход содержит определенную схему объяснения, в основе которой  лежит поиск конкретных механизмов целостности системы государственного администрирования и выявление  достаточно полной типологии ее связей. Реализация этой функции обычно сопряжена  с некоторыми трудностями - для эффективного исследования мало зафиксировать наличие  в структурах административно-государственной  системы разнотипных связей, необходимо еще представить это многообразие в операционном виде, т.е. изобразить различные связи как логически  однородные, допускающие непосредственное сравнение и сопоставление.
Во-вторых, из тезиса о многообразии связей в  государственных структурах следует, что сложный объект допускает  не одно, а несколько расчленений. При этом критерием может служить  то, насколько результате удается  построить «единицу» анализа (такую, например, как товар в управлении экономическими процессами).
Системный подход служит методологической основой  для системного анализа - совокупности методов, используемых для подготовки и обоснования решений по сложным  проблемам государственно управления.
Процесс решения проблемы должен начинаться с четкого формулирования целей. При этом вся проблема должна рассматриваться  как единое целое с учетом последствий  и взаимосвязей отдельных частичных  решений. Необходимо выявлять и анализировать  альтернативные пути достижения цели. Цели отдельных подразделений не должны вступать в конфликт с целями всей программы.
Центральной процедурой в системном анализе  является построение обобщенной модели (или моделей), отображающей все факторы  взаимосвязи реальной ситуации, которые  могут появиться в процессе осуществления  решения. Полученная модель исследуется  с целью выяснения результатов  применения того или иного из альтернативных вариантов действий, для сравнения  затрат ресурсов по каждому из вариантов, выяснения степени чувствительности модели к различным внешним воздействиям. Техническая основа системного анализа - современные вычислительные машины и информационные системы.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.