Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Зона экологически неблагоприятных територий

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 06.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


                                               Содержание 
 

1. Правовой режим  экологически неблагоприятных территорий…………….2 
 
2. Правовой режим  зон чрезвычайной экологической  ситуации……………..13 

3. Правовой режим  зон экологического бедствия……………………………..24 

4. Решение задач…………………………………………………………………27 

5. Список используемых  источников…………………………………………..31 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.Правовое  регулирование экологически  неблагополучных  территорий 

Под правовым режимом экологически неблагополучной  территории понимается совокупность правил об объявлении, обеспечении функционирования таких территорий и снятии их особого  статуса. С учетом общественной важности и заинтересованности в последовательном восстановлении благоприятного состояния окружающей среды, развитии правового регулирования в данной сфере совокупность правовых норм, определяющих критерии и режим экологически неблагополучных территорий, можно рассматривать как формируемый институт права окружающей среды.
Законодательство  предусматривает ряд видов зон  с неблагоприятной окружающей средой. Порядок их выделения, объявления об этом - разный.
Порядок объявления зон чрезвычайной экологической  ситуации и зон экологического бедствия определен Законом «Об охране окружающей природной среды». В соответствии со ст. 58 и 59 они объявляются постановлениями  представительного органа власти либо указами Президента РФ по представлению  специально уполномоченных государственных  органов в области охраны окружающей среды на основании заключения государственной  экологической экспертизы.
В развитие этого положения Минприроды России по своей инициативе подготовило  Временный порядок объявления территории зоной чрезвычайной экологической  ситуации (утвержденный приказом от 6 февраля  1995 г.), в соответствии с которым инициаторами объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации могут быть федеральные органы исполнительной власти, органы власти субъекта РФ, органы местного самоуправления этих территорий. Для постановки вопроса об объявлении территории зоной чрезвычайной экологической ситуации инициатор подготавливает материалы о состоянии окружающей природной среды и организует разработку программы экологической реабилитации территории. Затем инициатор объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации обращается в Правительство РФ с обоснованием необходимости объявления территории в таком качестве. По поручению Правительства РФ Минприроды России проводит государственную экологическую экспертизу материалов о состоянии окружающей природной среды. По ее результатам Минприроды России подготавливает и вносит в Правительство РФ проект Указа Президента РФ «Об объявлении территории зоной чрезвычайной экологической ситуации».
Таким образом, в соответствии с названными нормативными актами экологически неблагополучные  территории могут быть признаны таковыми лишь на уровне Российской Федерации. С чем это связано и означает ли это, что субъекты РФ не могут  сами принять решение об объявлении на своей территории зоны экологического бедствия? Думается, что, принимая решение  об объявлении экологически неблагополучных  территорий на национальном уровне, законодатель исходил, прежде всего, из того, что  финансирование мероприятий, связанных  с восстановлением благоприятного состояния природы, будет осуществляться, в том числе за счет средств  федерального бюджета. Но это вовсе  не означает, что субъекты Федерации  не могут сами принять решение  об объявлении соответствующих зон. Более того, субъекты РФ, основываясь  на ст. 72 Конституции России и исходя из своих экологических интересов, могут и должны проявлять активность в этом направлении. Такое суждение подтверждается, в частности, Экологическим  кодексом Республики Башкортостан, принятым 28 октября 1992 г., в соответствии с которым Верховный Совет Республики, а также Президент Республики наделены правом объявлять как зоны чрезвычайной экологической ситуации, так и зоны экологического бедствия (ст. 60, 61). При этом правда, встает вопрос, вправе ли субъект РФ предусматривать в своем законе финансирование мероприятий по оздоровлению окружающей среды в зонах за счет средств федерального бюджета, как это сделано в упомянутом Кодексе? Думается, что этого он делать не может.
Что же касается зон чрезвычайных ситуаций, предусматриваемых Федеральным  законом «О защите населения и  территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», то в отношении таких зон вовсе  не требуется принятие решения об объявлении территории зоной чрезвычайной ситуации. Это презюмируется, если имела  место катастрофа природного или  техногенного характера. Главным тут  является вопрос об определении границ зоны чрезвычайной ситуации. Границы  таких зон определяются назначенными в соответствии с законодательством  РФ и законодательством субъектов  РФ руководителями работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций на основе классификации  чрезвычайных ситуаций, установленной  Правительством РФ, и по согласованию с органами исполнительной власти и  органами местного самоуправления, на территориях которых сложились  чрезвычайные ситуации.
Аналогичный принцип существует в отношении  зон радиоактивного загрязнения. На территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, по факту и  с учетом дозы облучения населения  или плотности радиоактивного загрязнения  почвы устанавливается соответствующий  вид зоны. Границы этих зон и  перечень населенных пунктов, находящихся  в них, определяются Правительством РФ в зависимости от изменения  радиационной обстановки и с учетом других факторов. Они же (границы  и перечень населенных пунктов) пересматриваются Правительством РФ не реже чем один раз в пять лет.
Применительно к правовому режиму экологически неблагополучных территорий принципиальным является вопрос о способах и средствах  восстановления благоприятного состояния  окружающей среды. Он также решается по-разному.
В соответствии с Законом РФ «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию  радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской  АЭС» в зоне отчуждения на территории России запрещается постоянное проживание населения, ограничивается хозяйственная  деятельность и природопользование. Перечень видов хозяйственной деятельности, порядок ее организации и природопользования в зоне отчуждения устанавливаются  Правительством РФ.
На территориях  зоны отселения, где плотность загрязнения  почв цезием-137 составляет свыше 40 Ки/кв. км, а также на территориях этой зоны, где среднегодовая эффективная  эквивалентная доза облучения населения  от радиоактивных выпадений может  превысить 5,0 мЗв (0,5 бэр), население  подлежит обязательному отселению. Переселение людей на указанные  территории зоны отселения вплоть до снижения риска радиационного ущерба до установленного приемлемого уровня запрещается. На остальной территории зоны отселения граждане, принявшие  решение о выезде на другое место  жительства, также имеют право  на получение компенсаций и льгот, установленных названным Законом.
В зоне проживания с правом на отселение  обеспечивается обязательный медицинский  контроль за состоянием здоровья населения, и осуществляются защитные мероприятия, направленные на снижение уровня облучения, о чем жители информируются через  средства массовой информации.
В зоне проживания с льготным социально-экономическим  статусом помимо осуществления комплекса  контрмер, включающего медицинские  мероприятия по радиационной и радиоэкологической защите, создается хозяйственно-экологическая  структура, обеспечивающая улучшение  качества жизни населения выше среднего уровня, компенсирующая отрицательное  воздействие психоэмоциональной нагрузки, связанной с Чернобыльской катастрофой  и применением контрмер.
Наряду  с мерами по физической и социальной защите человека Законом (ст.12) установлены  меры по экологическому оздоровлению территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению вследствие Чернобыльской  катастрофы. В частности, на этой территории осуществляется комплекс экономических, правовых и других мер, направленных на оздоровление природной среды: научные  исследования, контроль за состоянием природной среды и потенциально опасных в экологическом отношении  объектов, государственная экологическая  экспертиза, снижение и компенсация  ущерба, наносимого природе, в том  числе прекращение воздействия  на нее экологически опасных факторов, приведение радиационно-загрязненных участков территории в экологически безопасное состояние, пригодное для  хозяйственного использования и  жизнедеятельности населения, возврат  радиационно-загрязненных территорий по мере их экологического оздоровления в хозяйственный оборот.
Организация и обеспечение контроля за экологической  обстановкой на территории, подвергшейся радиоактивному загрязнению, планирование и осуществление мер по ее экологическому оздоровлению осуществляются органами, уполномоченными Правительством РФ.
На практике ликвидация последствий Чернобыльской  катастрофы и защита людей осуществлялась непоследовательно, вяло. Верховный  Совет РСФСР в 1990 г. констатировал*, что:
___________________________
* ВСНД  РСФСР и ВС. РСФСР. 1990. № 20. Ст. 220.   
 

    принимаемые Правительством и региональными  Советами меры недостаточны;
    упущено невосполнимое время, неоправданно затягивается решение многих проблем и, в первую очередь, отселение людей из местностей, где их проживание небезопасно (только в Брянской области 110 тыс. чел.);
    медленно разворачивается строительство жилья для переселенцев;
    жители пострадавших районов не обеспечиваются в полном объеме чистыми продуктами питания, медицинским и бытовым обслуживанием;
    в основу республиканской программы ликвидации последствий Чернобыльской катастрофы, переселения жителей населенных пунктов, расположенных на территории с плотностью загрязнения свыше 15 Ки/кв. км, заложена ложная концепция, действовавшая с 1986 г. Это сделано с целью задержать в зоне как можно больше людей, для чего засекречивалась информация о действительных масштабах радиоактивного загрязнения, степени опасности проживания, всячески поддерживался вид благополучия;
    на загрязненных сельхозугодиях работы ведутся без полного учета ситуации, и эта деятельность не регламентируется законодательными актами, в результате чего производится радиационно-загрязненная продукция, которая потребляется как на месте, так и отправляется в другие регионы.
Единая  государственная программа по защите населения РФ от воздействия последствий  Чернобыльской катастрофы на 1992- 1995 гг. и на период до 2000 г. была утверждена Верховным Советом РФ лишь 14 июля 1993 г.
Цель  и основная задача деятельности, связанной  с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера, регулируемой Федеральным законом «О защите населения  и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», - ликвидация таких ситуаций. Ликвидация чрезвычайных ситуаций включает аварийно-спасательные и другие неотложные работы, проводимые при возникновении чрезвычайных ситуаций и направленные на спасение жизни и сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь, а также на локализацию  зон чрезвычайных ситуаций, прекращение  действия характерных для них  опасных факторов.
Ликвидация  чрезвычайных ситуаций осуществляется силами и средствами организаций, органов  местного самоуправления, органов исполнительной власти субъектов РФ, на территориях  которых сложилась чрезвычайная ситуация. При недостаточности вышеуказанных  сил и средств в установленном  законодательством порядке привлекаются силы и средства федеральных органов  исполнительной власти.
Важной  предпосылкой минимизации неблагоприятных  последствий чрезвычайных ситуаций является подготовка населения в  области защиты от них и лиц, которые  могут быть вовлечены в деятельность по ликвидации таких ситуаций. Подготовка населения к действиям в чрезвычайных ситуациях осуществляется в организациях, в том числе в образовательных  учреждениях, а также по месту  жительства. Подготовка руководителей  и специалистов организаций, а также  сил единой государственной системы  предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций для защиты от чрезвычайных ситуаций осуществляется в учреждениях  среднего и высшего профессионального  образования, повышения квалификации, на курсах, в специальных учебно-методических центрах и непосредственно по месту работы. Порядок такой подготовки определен постановлением Правительства  РФ от 24 июля 1995 г.
Финансирование  мероприятий по ликвидации чрезвычайных ситуаций проводится за счет средств  организаций, находящихся в зонах  чрезвычайных ситуаций, средств федеральных  органов исполнительной власти, соответствующих  бюджетов, страховых фондов и других источников. При отсутствии или недостаточности  указанных средств для ликвидации чрезвычайных ситуаций выделяются средства резервного фонда Правительства  РФ (ст. 24 Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Для ликвидации чрезвычайных ситуаций названным Законом  предусматривается создание и использование  резервов финансовых и материальных ресурсов (ст. 25). Такие резервы создаются  федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, а также органами местного самоуправления заблаговременно  в целях экстренного привлечения  необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций.
Некоторые конкретные способы оздоровления экологически неблагополучных территорий предусмотрены  также Законом «Об охране окружающей природной среды» (п. 3 ст. 39). Так, в  зоне экологического бедствия должна быть прекращена деятельность хозяйственных  объектов. Исключение составляет деятельность объектов, связанных с обслуживанием  проживающего на территории зоны населения. Законом запрещается строительство  и реконструкция новых хозяйственных  объектов, существенно ограничиваются все виды природопользования, принимаются  оперативные меры по восстановлению и воспроизводству природных  ресурсов и оздоровлению окружающей среды.
Почти аналогичен режим зон чрезвычайной экологической ситуации. Здесь предусматривается  прекращение деятельности, отрицательно влияющей на окружающую среду, приостанавливается работа предприятий, цехов, агрегатов, оборудования, оказывающих неблагоприятное  влияние на здоровье человека и окружающую среду, ограничиваются отдельные виды природопользования, проводятся оперативные  меры по восстановлению и воспроизводству  природных ресурсов.
Очевидно, что даже для рамочного закона, каковым является Закон «Об охране окружающей природной среды», недостает  требования о необходимости разработки специальной программы как главного инструмента экологической реабилитации территории. Именно в программе должны быть определены с учетом специфики  экологической ситуации конкретные мероприятия по специальному природопользованию в пределах территории, включая ограничение  или вовсе запрещение определенных экологически опасных видов деятельности, необходимые для этого финансовые средства и их источники, сроки осуществления  мероприятий и ответственные  за это, меры контроля за выполнением  программы.
Центральный вопрос, связанный с объявлением  экологически неблагополучных зон, - финансирование восстановления благоприятного состояния окружающей среды. По Закону финансирование мероприятий по оздоровлению окружающей среды производится:
    в первую очередь за счет средств министерств и ведомств, предприятий - непосредственных виновников деградации природной среды, аварий и катастроф, а также
    за счет целевых средств федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ. Правда, в ст. 58 Закона «Об охране окружающей природной среды» говорится лишь о бюджете республик.
Кроме того, как уже отмечалось, для  решения неотложных экологических  проблем и оздоровления окружающей среды создаются внебюджетные экологические  фонды. Так что средства этих фондов также могут быть использованы для  выполнения программ оздоровления экологически неблагополучных территорий.
Тот факт, что в России до сих пор на федеральном  уровне не было принято ни одного решения  об объявлении экологически неблагополучной  территории, может быть объяснен дефектами  правовой нормы, а именно нечеткостью, размытостью критериев отнесения  таких территорий к зонам экологического бедствия или чрезвычайной экологической  ситуации. Хотя субъектами РФ разрабатывались  соответствующие проекты (по Братску, например), а Минприроды РФ проводилась  по ним государственная экологическая  экспертиза, ни одно решение так  и не было принято.
Вместо  официального признания и объявления экологически неблагополучных территорий Правительство РФ пошло по пути принятия специальных постановлений, предусматривающих  меры по улучшению социально-экологической  обстановки в отдельных регионах. Так, были приняты постановление  Совета Министров РФ 3 ноября 1993 г. «О первоочередных мерах по улучшению  социально-экологической обстановки в г. Братске Иркутской области» и постановление Правительства  РФ от 25 апреля 1995 г. «О первоочередных мероприятиях по оздоровлению экологической  обстановки в г. Череповце Вологодской  области в 1996- 1998 годах» и др.
С учетом складывающейся практики относительно реализации положения Закона «Об  охране окружающей природной среды», касающегося зон чрезвычайной экологической  ситуации и зон экологического бедствия, нуждается в обсуждении вопрос о  целесообразности выделения двух видов  зон. Есть ли в этом правовой смысл? Вопрос может быть поставлен и  по-другому: нельзя ли решить проблемы реабилитации деградированных территорий, если будет существовать, к примеру, лишь зона экологического бедствия? Ответ, на наш взгляд, должен быть положительным. Если экологическая ситуация обострилась  вследствие техногенной или природной  катастрофы, то меры принимаются в  рамках Федерального закона «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». При этом объявление специального режима соответствующей территории может и не требоваться - к примеру, в ситуации, когда произошла авария на транспорте при перевозке нефтепродуктов и разлитую нефть собрали в  течение определенного времени, чем и была решена экологическая  проблема. Если таких мер недостаточно или опасная экологическая ситуация - результат продолжительной экологически необоснованной хозяйственной деятельности человека, то в соответствии с определенной в законодательстве процедурой принимается  решение об объявлении зоны экологического бедствия, о разработке специальной  программы реабилитации и т.д.
Элементом правового режима экологически неблагополучной  территории является также снятие особого  статуса такой территории. В Законе «Об охране окружающей природной  среды» об этом ничего не говорится. Вопрос урегулирован Временным порядком объявления территории зоной чрезвычайной экологической  ситуации. Решение о снятии такого статуса принимается по результатам  государственной экологической  экспертизы по истечении срока, который  был установлен Правительством РФ при  подготовке решения об объявлении зоны. Госкомэкология РФ подготавливает и  вносит в Правительство РФ проект Указа Президента РФ «О снятии с  территории статуса зоны чрезвычайной экологической ситуации». После  рассмотрения и одобрения материалов государственной экологической  экспертизы Правительство РФ представляет Президенту РФ этот проект для принятия соответствующего решения. 
 
 
 
 
 
 

2.3. Правовой режим зон чрезвычайной экологической ситуации и
зон экологического бедствия
Экологическая безопасность – состояние защищенности окружающей среды, населения, территорий, хозяйственных и иных объектов от различных угроз, возникающих вследствие негативных изменений компонентов окружающей среды в результате антропогенной деятельности, природных явлений и противоправных деяний. Экологическая безопасность обеспечивается комплексом правовых, организационных, финансовых, материальных и информационных мер, предназначенных для прогнозирования, предотвращения, ликвидации реальных и потенциальных угроз безопасности, смягчения их последствий.1
Угроза  экологической безопасности выражает повышенную вероятность гибели отдельных природных объектов, существенного загрязнения, отравления или заражения окружающей среды, масштабы которых определяются исходя из размеров поражения окружающей среды, его устойчивости, возможности устранения, воздействия на жизнь и здоровье населения.
Масштабы  планетарных негативных социально-экономических  процессов сказываются на состоянии  окружающей среды. Отсюда возникает  необходимость более четкого правового регулирования взаимодействия человеческого общества с окружающей средой, которое составляет целостную планетарную систему со всеми присущими ей отношениями и связями. Поэтому локальное нарушение любого ее элемента приведет к изменению, а, в конечном счете, и к разрушению всей системы.
Кроме особо охраняемых территорий и природных  объектов, имеются территории с особым режимом экологопользования. В статье 57 нового закона «Об охране окружающей среды» предусмотрены зоны экологического бедствия и зоны чрезвычайной экологической ситуации, которые объявляются таковыми либо решениями Федерального Собрания РФ, либо указами Президента РФ по представлению специально уполномоченных на то органов государственной экологической экспертизы. Зонами чрезвычайной экологической ситуации либо зонами экологического бедствия объявляются участки территории РФ, где в результате хозяйственной или иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения или уже произошли глубокие необратимые изменения окружающей среды, угрожающие здоровью населения или повлекшие существенное ухудшение здоровья населения, нарушение природного равновесия, расширение естественных экологических систем, деградацию флоры и фауны.1

Рис. 3. Возникновение, изменение и прекращение  права экологопользования
30 мая  2001 года принят Федеральный конституционный  закон «О чрезвычайном положении».
Чрезвычайное  положение означает вводимый в соответствии с Конституцией РФ и настоящим Федеральным конституционным законом на всей территории РФ или в ее отдельных местностях особый правовой режим деятельности органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, независимо от организационно-правовых форм и форм собственности, их должностных лиц, общественных объединений, допускающий установленные настоящим Законом отдельные ограничения прав и свобод граждан, либо без гражданства, прав организаций и общественных объединений, а также возложение на них дополнительных обязанностей. Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя РФ. Чрезвычайное положение вводится лишь при наличии обстоятельств, которые представляют собой непосредственную угрозу жизни и безопасности граждан или конституционному строю РФ и устранение которых невозможно без применения чрезвычайных мер.
Чрезвычайное  положение на всей территории РФ или  в ее отдельных местностях вводится указом Президента РФ.
После объявления территорий указанными зонами в них прекращается или существенно ограничивается подобная и уже указанная деятельность. Финансирование всех указанных мероприятий осуществляется за счет непосредственных виновников ухудшения экологического состояния на данной территории или за счет средств федерального бюджета и бюджетов соответствующих субъектов РФ.
В соответствии с Положением о классификации  чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 13 сентября 1996 г., чрезвычайные ситуации классифицируются в зависимости от количества людей, пострадавших в этих ситуациях, у которых оказались, нарушены условия жизнедеятельности, размеры материального ущерба, а также границы зон распространения поражающих факторов чрезвычайных ситуаций; чрезвычайные ситуации подразделяются на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
Под чрезвычайными  ситуациями иногда понимают не только экологические и иные ситуации, связанные со стихийными бедствиями, взрывами магистральных трубопроводов, наводнениями, землетрясениями и т.д. Такие нарушения окружающей среды нередко затрагивают целые экосистемы и носят устойчивый характер, для ликвидации последствий которых, как правило, необходимы большие сроки и громадные материальные средства.
Кроме особо охраняемых территорий и природных  объектов, имеются территории с особым режимом экологопользования. В статье 57 Закона «Об охране окружающей среды» предусмотрены зоны чрезвычайной экологической ситуации и зоны экологического бедствия, которые объявляются таковыми либо решениями Федерального Собрания РФ, либо указами Президента РФ по представлению специально уполномоченной на то государственной экологической экспертизы.
Для борьбы с указанными ситуациями было создано  Министерство РФ по делам гражданском  обороны, чрезвычайным ситуациям и  ликвидации последствий стихийных и иных бедствий. Положение об этом Министерстве было утверждено 2 августа 1999 г.
В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; а предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение людей, снижение размеров ущерба окружающей природной среде и материальных потерь в случае их возникновения.
Инициаторами  объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации являются органы государственной власти субъектов РФ или органы местного самоуправления этих территорий.
Зона  чрезвычайной экологической ситуации объявляется Указом Президента РФ или  постановлением Федерального Собрания РФ по представлению Министерства природных  ресурсов на основании заключения государственной экологической экспертизы.
Порядок определения статуса зон чрезвычайной экологической ситуации утверждает Правительство РФ.
Организация экологопользования в зоне чрезвычайной экологической ситуации состоит  в комплексе мероприятий по оздоровлению экологической обстановки, включая реабилитацию нарушенных природных комплексов, снижение уровня воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. Она оформляется в виде проекта федеральной целевой Программы неотложных мер по улучшению состояния окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки и здоровья населения.
Функции государственного заказчика федеральной  целевой Программы неотложных мер по улучшению состояния окружающей среды, санитарно-эпидемиологической обстановки и здоровья населения возлагаются на инициатора объявления территории зоной чрезвычайной экологической ситуации, который осуществляет разработку проекта Программы совместно с местными природоохранительными и санитарно-эпидемиологическими органами управления и контроля, научно-исследовательскими и проектными организациями.
Подготовка  федеральной целевой Программы  включает в себя два аспекта:
- разработку  неотложных мер и мероприятий  по улучшению состояния окружающей  среды, санитарно-эпидемиологической  обстановки, здоровья населения;
- создание  условий для субъектов хозяйствования  в целях организации устойчивого социально-экономического развития территории.
Источниками финансирования Программы являются целевые средства федерального бюджета; средства бюджетов различных уровней; средства предприятий-экологопользователей, загрязняющих окружающую среду, и их отраслевых объединений; средства экологического фонда; заемные средства (кредиты). Используются также средства благотворительных фондов и иностранные инвестиции.
Организация деятельности по выполнению утвержденной Программы и ответственность за ее выполнение возлагаются на главу администрации территории, объявленной зоной чрезвычайной экологической ситуации.
По истечении  срока выполнения этой Программы  администрация территории подготавливает материалы о состоянии окружающей среды и реализации мероприятий  Программы и представляет их на государственную экологическую экспертизу.
Решение о снятии статуса зоны чрезвычайной экологической ситуации принимается  Президентом РФ по представлению  Министерства природных ресурсов РФ на основании заключения государственной экологической экспертизы.
Понятие чрезвычайная экологическая ситуация впервые было введено ст. 58 Закона РСФСР от 19 декабря 1991 г. «Об охране окружающей природной среды», определившей зоны чрезвычайной экологической ситуации как участки территории РФ, где в результате хозяйственной и иной деятельности происходят устойчивые отрицательные изменения в окружающей среде, угрожающие здоровью населения, состоянию естественных экологических систем, – генетических фондов растений и животных. Федеральный закон «Об охране окружающей среды» сохранил отсылочную норму ст. 57 «Порядок установления зон экологического бедствия, зон чрезвычайных ситуаций», правда, выделив для нее, целую главу – VIII. Здесь говорится: порядок объявления режима зон экологического бедствия определяется законодательством о зонах экологического бедствия. Защита окружающей среды в зонах чрезвычайных ситуаций устанавливается федеральным законом о защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, другими Федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
Российское  законодательство использует также  ряд смежных понятий: «зона экологического бедствия», «чрезвычайная ситуация», «чрезвычайное положение», «угроза безопасности», «бедствие», «стихийное бедствие», «экологический риск», «зона экологического риска» и пр.
Чрезвычайная  ситуация – это обстановка, реально  угрожающая жизни значительного  числа людей или их здоровью с  необратимыми последствиями для трудоспособности, с существенным материальным ущербом, негативными социально-политическими, экономическими, военными, экологическими и иными последствиями. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» в ст. 1 устанавливает, что чрезвычайная ситуация – это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
Элементами  чрезвычайной ситуации являются:
- наличие  угрозы (реальной, потенциальной, неизбежной, чрезвычайной);
- последствия (необратимые, существенные, устойчивые, отрицательные);
- необходимость  принятия дополнительных мер  для ликвидации, предотвращения, смягчения последствий.
Ситуация  признается чрезвычайной, когда она приобретает новые черты и тенденции, характеризуется кризисностью положения.
Классификация чрезвычайных ситуаций проводится по различным единичным и комплексным критериям. По источнику возникновения они делятся на внешние и внутренние (ст. 3 Закона РФ «О безопасности»), межнациональные конфликты, массовые беспорядки, блокада отдельных местностей, стихийные бедствия, крупные аварии (ст. 4 Закона РФ от 30 мая 2001 г. «О чрезвычайном положении»); по своим последствиям – на вызвавшие необратимые, долговременные, временные, существенные последствия либо социально-политические, экономические, экологические и иные последствия; по степени остроты – на реальные и потенциальные (ст. 3 Закона РФ «О безопасности»), требующие введения чрезвычайного положения немедленно и без предупреждения либо с соблюдением более продолжительной процедуры; по скорости развития – на ситуации взрывного характера, быстротекущие, вялотекущие; по сфере проявления – на техногенные, экологические, природного, биогенного, зоогенного и фитогенного характера. Так, чрезвычайные ситуации экологического характера вызываются воздействием измененной в результате деятельности человека окружающей среды, состояния почв, недр, ландшафта и проявляются в просадках, оползнях, обвалах, массовой гибели рыбы, покрытии пленкой трети площади водоема и более при общей его поверхности до 6 кв. км, переполнении хранилищ промышленными и бытовыми отходами л др. Биогенные и зоогенные чрезвычайные ситуации – это эпидемии, пандемии, инфекционные заболевания экзотическими или невыясненной этиологии болезнями, массовые отравления водой, продуктами питания, массовое появление животных – разносчиков опасных инфекций и т.п. По своим масштабам они разделяются на глобальные и локальные; по происхождению – на природные и техногенные. В зависимости от нескольких показателей, взятых комплексно (размеров ущерба, количества пострадавших, границ распространения поражающих факторов), чрезвычайные ситуации делятся на локальные, местные, территориальные, региональные, федеральные и трансграничные.
К локальной  относится чрезвычайная ситуация, в  результате которой пострадали не более 10 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности не более 100 чел., либо материальный ущерб составляет не более 1 тыс. МРОТ на день возникновения чрезвычайной ситуации, а ее зона не выходит за пределы территории объекта производственного или социального назначения. К местной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 10 чел., но не более 50, либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 100, но не более 300 чел., либо материальный ущерб составляет свыше 1 тыс., но не более 5 тыс. МРОТ и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы населенного пункта, города, района. Территориальной является чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 300, но не более 500 чел. либо материальный ущерб составляет свыше 5 тыс., но не более 0,5 млн. МРОТ и зона чрезвычайной ситуации не выходит за пределы субъекта РФ. К региональной относится чрезвычайная ситуация, в результате которой пострадали свыше 50, но не более 500 чел., либо нарушены условия жизнедеятельности свыше 500, но не более 1000 чел., либо матер
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.