Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Оценка конкурентоспособности туристического предприятия

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 06.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
«Дальневосточный  государственный технический университет                                                (ДВПИ имени В.В. Куйбышева)»
Арсеньевский технологический институт (филиал) ДВГТУ 
 

Кафедра СР и ГД 
 
 
 
 
 
 

Оценка  конкурентоспособности туристического предприятия

КУРСОВАЯ  РАБОТА

по дисциплине:

«Экономика и предпринимательство в СКС и Т»

 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнил:
Студент группы Ар-5351 _________________________________Ю. И. Горелова 

           
Руководитель:
Ст. преподаватель           _________________________________Л. И. Попова  

             
 
 
 
 
 

Арсеньев

2009
Задание на курсовую работу 

По дисциплине: Экономика и предпринимательство в СКС и Т
Студенту_____________________________________________________________________
Группы:______________________________________________________________________
Специальность: Социально-культурный сервис и туризм.
Тема: _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ 

График  выполнения курсовой работы 

Наименование  этапов выполнения курсовой работы    
1. Библиографический  поиск, изучение литературы    
2. Введение    
3. Выполнение  глав    
    Глава 1    
    Глава 2    
    Глава 3    
         
4. Заключение  и оформление работы     
5. Предоставление  работы на рецензию     
Рецензия
 
 
 
 
 
 
 
 
        
 
 
 
 
 
 
 
6. Получение  рецензии и устранение замечаний    
7. Предоставление  работы на защиту    
 
 
Руководитель:____________________
Задание выдано: «___»_________200_г.
Рассмотрено и утверждено на заседании кафедры 
протоколом №__  от  «__»________200_г.
Заведующий  кафедрой 
 

Содержание 

Введение…………………………………………………………………………..4
Глава I. Теоретические аспекты Экономической сущности конкуренции
    Понятие конкуренции………………………………………………….7
      1.2 Виды конкуренции…………………………………………………8
      1.3 Методы конкуренции…..………………………………….............11
      1.4 Формирование конкурентоспособности………………………....12
     2. Конкурентная среда туристского предприятия……………………....15
     3. Элементы анализа конкурентов…………………………………………..19
      5. Стратегическое планирование и конкурентные стратегии для отдельных предприятий………………………………………………………...21
Глава II. Характеристика туристического предприятия ООО «Мария»
     1. Краткая характеристика ООО «Мария»……………………………28
    2.Анализ  конкурирующих фирм………………………………………...30
    Глава III. Мероприятия, повышающие конкурентоспособность ООО «Мария»…………………………………………………………………...37
Заключение………………………………………………………………………39
Список  литературы……………………………………………………………...41 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Введение
                           
      На  сегодняшний день научных работ, посвященных вопросам конкурентоспособности опубликовано достаточно много как в отечественной, так и в зарубежной литературе.
      В данной работе будут рассмотрены  теоретические и практические аспекты  исследования конкурентоспособности. А именно, повышение конкурентоспособности, ее основные понятия и осмысление данной проблемы, как на международном рынке, так и в России. 
В частности без усиления Российского влияния в международном товарообороте мировая экономическая система и экономики других стран будут развиваться не теми темпами, как это происходит сейчас.

      Конкурентоспособность предприятия сегодня - это относительная  характеристика, которая выражает отличия  развития данной фирмы от развития конкурентных фирм по степени удовлетворения своими товарами потребности людей и по эффективности производственной деятельности.
      Актуальность  темы заключается в том, что в течение многих десятков лет в нашей стране, в условиях высокой монополизации производителей, регулятором производства продукции являлся не реальный спрос, а - производство и административно-командный механизм распределения, которые регулировали потребление, формировали потребности и выпуск показателей. В этих условиях проблема конкурентоспособности предприятия и продукции, у производителей практически не вставала, а если и возникала, то решалась лишь в отношении той продукции, которая подлежала реализации на внешнем рынке. С развитием рыночного механизма эта проблема в нашей стране, естественно, резко обострилась, и ее решение требовало от всех субъектов рынка активного поиска путей и методов повышения конкурентоспособности производимых и потребляемых товаров.
      В связи с этим в современной  экономике главным направлением финансово-экономической и производственно-сбытовой стратегии каждого предприятия  становится повышение конкурентоспособности для закрепления его позиций на рынке в целях получения максимальной прибыли.
      Практическое  значение работы определяется возможностью использования ее результатов с  целью повышения конкурентоспособности  организации любого вида деятельности.
      Объектом  исследования являются туристическая  компания «Мария».
      Предметом исследования выступает выявление  путей повышения конкурентоспособности  фирмы «Мария».
      Цель  курсовой работы - провести анализ повышения конкурентоспособности туристической фирмы «Мария» г. Арсеньева.
      Разработка  новых направлений по повышению  конкурентоспособности туристической  фирмы «Мария» позволят ей в планируемом периоде иметь высокие показатели роста объема реализации, прибыли и рентабельности, завоевать новых клиентов и занять более объемную нишу на туристическом рынке.
      Исходя  из целей курсовой работы требуется решить следующие задачи:
    Провести анализ современного состояния туристско-экскурсионного рынка в Российской Федерации;
    Рассмотреть основные проблемы и факторы, определяющие развитие экскурсионного туризма;
    Перспективы развития основных направлений туристско-экскурсионной деятельности на рынке туризма;
    Дать общую характеристику туристической фирмы «Бон-Вояж», оценку конкурентной стратегии фирмы. Основные параметры рынка и его целевых сегментов;
    Провести анализ финансового состояния туристической фирмы;
    Определить основные направления повышающие конкурентоспособность фирмы на рынке туризма, а именно: расширение предложений турфирмы «Мария» (ассортиментной политики); совершенствование продвижения тур услуг турфирмы «Мария», а именно: разработка печатного каталога турфирмы «Мария»; совершенствование сбытовой и ценовой политики; совершенствование организационной структуры управления фирмой «Мария» и оценка эффективности предложенных мероприятий по повышению конкурентоспособности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Глава I. Теоретические аспекты экономической сущности конкуренции 

     1. Понятие конкуренции
      Конкурентоспособность любого товара сегодня определяется множеством факторов, которые можно классифицировать и представить в виде следующих показателей:
    потребительские свойства данного товара;
    потребительские свойства товаров-конкурентов;
    маркетинговая поддержка данного товара;
    маркетинговая поддержка товаров-конкурентов;
    характеристики целевых рынков, на которых осуществляется конкурентная борьба;
    свойства потребителей, за которых ведется конкурентная борьба.
 
      Каждая  из перечисленных групп содержит в себе ряд подгрупп. 
Таким образом, набор факторов, определяющих конкурентоспособность каждого конкретного товара, оказывается столь значительным и своеобразным, что невозможно предложить единую методику сбора данных по этим факторам, их обработки и идентификации для полной диагностики уровня интенсивности конкурентной борьбы на данном рынке. 
Как показывает мировая практика рыночных отношений, взаимосвязанное решение этих проблем и использование данных факторов гарантирует повышение конкурентоспособности предприятия.

      Конкурентоспособность включает в себя три основные составляющие:
      качество выполняемых предприятием услуг;
      политику сбыта и качественного сервиса по предоставлению туристических услуг (предпочтения потребителя);
      предпочтения потребителя. (выход фирмы на целевой рынок потребителя, определение своей ниши на рынке ( сегмента)).
 
1.2. Виды конкуренции 

     Конкуренция — это состязательность, противоборство на рынке между производителями товаров и услуг за долю рынка, получение максимальной прибыли или достижение иных конкретных целей. Помимо конкуренции между производителями (продавцами) существует и конкуренция между потребителями (покупателями) товаров и услуг.
     С точки зрения характера конкурентной борьбы различают совершенную (свободную) и несовершенную конкуренцию.
     Совершенная конкуренция — вид отраслевого рынка, на котором неограниченное количество предприятий продают стандартизованный (то есть однородный) продукт, и ни одно предприятие не имеет достаточно большой доли рынка, чтобы влиять на цену продукта. При совершенной конкуренции доля каждого предприятия в общем объеме продукции на рынке должна совпадать менее чем на 1%.
     Совершенная конкуренция определяется следующими предпосылками:
     - конкуренты не могут устанавливать  рыночную цену, а могут только приспосабливаться к ней;
     - каждое предприятие не рассматривает  конкурентов как угрозу ее рыночной доле;
     - ни один участник конкуренции не в состоянии оказать влияние на решения, принимаемые другими участниками;
     - информация о ценах, количестве  продукта, технологии производства и вероятной прибыли доступна любому предприятию;
     - вход на рынок и выход из него свободен в долгосрочной перспективе.
     Несовершенная конкуренция — это такое состояние рыночной системы хозяйствования, при котором нарушается хотя бы один из указанных выше признаков совершенной конкуренции. Степень несовершенства конкуренции(или монополизма) может быть различна. Первой ступенькой к монополизму является монополистическая конкуренция.
     Монополистическая конкуренция — тип отраслевого рынка, в котором достаточно большое число производителей предлагает дифференцированные (уникальные) продукты, отличающиеся друг от друга отдельными характеристиками, что позволяет им осуществлять определенный контроль над ценой продажи товара или услуги. В туристском бизнесе дифференцируемыми можно считать туры в Москву и Санкт-Петербург, по Золотому кольцу России, тематические туры по России, связанные с жизнью и деятельностью ее выдающихся представителей.
     Следующей ступенькой на пути к несовершенной  конкуренции является олигополия. Олигополия означает, наличие на рынке нескольких очень крупных предприятий, контролирующих значительную часть производства и сбыта определенной продукции (услуги), взаимодействующих друг с другом. Олигополией можно считать существование в советское время фирм «Спутник» и «Интурист», осуществляющих в настоящее время взаимосвязи с современными фирмами типа рекламного агентства «Бегемот».
     Товар, реализуемый олигополистическими  предприятиями, может быть дифференцированным (кругосветные туры) и стандартизованным (туры в Турцию и Грецию). Основными вопросами для согласования в современных олигополиях являются цены, объемы продаж, направление выездных туров и т. д. Для частичной монополизации внутренних туров объединяются предприятия различных отраслей: транспорта, гостиничного комплекса, АПК и др.
     Высшей ступенью несовершенной конкуренции является чистая монополия. Это тип отраслевого рынка, на котором существует единственный продавец товара, не имеющего близких заменителей. Чистый монополист диктует цену и, контролируя предложение, осуществляет контроль над ценой. Чистая монополия чаще присутствует на местных рынках, чем на национальных и, тем более, мировых. Но монополизироваться по направлениям туризма могут и отдельные предприятия, например агротуризм, транспортный, деловой и т. д.
     Высшей  формой несовершенной конкуренции является монопсония, когда на рынке имеется лишь один покупатель.
     Этим  рыночным структурам соответствуют  четыре основных вида рыночной цены. В условиях совершенной конкуренции цена устанавливается на рынке. Эту цену принято называть равновесной ценой. Потребители увеличивают спрос по мере снижения цены; производители же увеличивают предложение по мере роста цены. Малейшему увеличению спроса сопутствует соответствующее предложение, а цена остается неизменной.
     На  рынке монополистической конкуренции цены устанавливаются многими крупными компаниями. Однако на этом рынке предприятия вступают в соперничество не только (и даже не столько) через цены, но и путем всемерной дифференциации продукции и услуг. При такой модели рынка предприятия стремятся расширить свою область предпочтения путем индивидуализации своей продукции. Прежде всего это происходит с помощью товарных знаков, наименований и рекламных кампаний, которые однозначно выделяют различия продукта.
     На  рынке, где господствуют олигополии, величина спроса увеличивается при снижении цен и уменьшается при их росте. Однако ценообразование в условиях олигополии отличается определенной стабильностью среднеотраслевых цен. Здесь несколько предприятий одной отрасли практически всегда пытаются согласовать свою ценовую политику.
     На  рынке чистой монополии цена устанавливается  одним монополистом, при монопсонии — одним монопольным покупателем. На монопольном рынке устанавливается стабильный спрос, который не зависит от цены. Монопольные цены порождают монопольную прибыль.
     В условиях конкурентной борьбы предприятия  интересуют конечные экономические результаты. Эти результаты внешне выражаются в объеме продаж и прибыли. 
 

     1.3. Методы конкуренции
     Методы  конкуренции можно условно разделить на добросовестные и недобросовестные.
     Под добросовестными методами конкуренции понимаются официально утвержденные или широко распространенные приемы конкурентной борьбы, которые предполагают цивилизованные взаимоотношения и обмен информацией между конкурентами, поиск форм совместного существования, выработку соглашений по спорным вопросам. Добросовестная конкуренция — это:  
     -  повышение качества продукции;
     -  снижение цен;
     -  реклама;
     -  послепродажное обслуживание;
     - создание новых товаров;
     -  равенство с конкурентом в достижении выгоды и др.
     В условиях жесткой борьбы между товаропроизводителями  часто используются методы, связанные с нарушением норм и правил конкуренции.
     К недобросовестным методам конкуренции относятся:
     -  демпинговые цены;
     - установление контроля над конкурентом;
     -  экономический и промышленный  шпионаж;
     -  злоупотребление господствующим  положением на рынке;
     -  незаконное использование марок  известных предприятий;
     - подкуп и шантаж официальных  лиц с целью захвата новых  рынков сбыта или создания препятствий конкурентам;
     -  тайные сговоры на торгах;
     - недобросовестное копирование товаров  и продукции конкурентов;
     -  нарушение стандартов и условий  поставки товаров;
     - ложная информация и реклама,  вводящие конкурента в заблуждение;
     - сокрытие дефектов;
     - нарушения в финансовой и бухгалтерской  отчетности, позволяющие снизить долю официальных доходов и, таким образом, сократить налоговые расходы.
     Классификация рынков, а также типов и методов  конкуренции позволяет более эффективно осуществлять маркетинговые разработки и добиваться с их помощью реальных успехов в привлечении покупателей, сбыте продукции и, следовательно, обеспечивать стабильность производства или его расширение. 

     1.4. Формирование конкурентоспособности 

     Для предпринимательской деятельности в области туристского бизнеса характерна высокая степень конкуренции. Под конкуренцией понимается соперничество между юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, заинтересованными в достижении одной и той же цели — максимизации прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя.
     Чтобы создать конкурентоспособное предприятие, надо не просто модернизировать производство и управление, но и четко знать, для чего это делается, какая цель должна быть достигнута. Причем главным должно быть умение определить, а затем быстро и эффективно использовать в конкурентной борьбе свои преимущества. Все усилия в производстве и управлении должны быть направлены на развитие тех качеств предприятия или выпускаемой им продукции, которые выгодно отличают его от потенциальных или реальных конкурентов.
     Для характеристики конкурентоспособности  предприятия выделяются следующие основные уровни конкурентоспособности:
      - технический уровень продукции  предприятия настолько необычен, или, по крайней мере, так отличается в лучшую сторону в сравнении с изделиями конкурентов, а их сбытовые подразделения и службы маркетинга настолько мощные, что стоит лишь поставить потребителям то, что заявлено в рекламе, как они будут бесконечно счастливы. Любые дополнительные усилия на производстве или в управлении они считают излишеством;
     - свой уровень производства продукции  предприятия стремятся довести до уровня основных конкурентов на основе заимствованных технических приемов, технологий, методов организации производства. Они приобретают сырье и материалы из тех же источников, что и их конкуренты, стараются пригласить на работу специалистов из конкурирующих предприятий;
     - успехом в конкурентной борьбе  становится функция управления, которая чуть ли не целиком зависит от качества, эффективности управления и организации производства в самом широком смысле. Это может быть и более экономичный аппарат управления, и более высокая оперативность в принятии решений, и лучшая мотивация работников и т. п.
     Предприятия, которым удалось достичь этих требований конкурентоспособности, оказываются впереди конкурентов на многие годы. Именно это обеспечивает перспективный успех предприятию на рынке, долговременное превосходство над конкурентами, потому что. такие предприятия не только не стремятся копировать опыт других предприятий и даже не просто хотят превзойти самые жесткие из существующих здесь стандартов. Такие предприятия являются предприятиями с производством мирового класса — быстрорастущими и более прибыльными, чем их конкуренты. Они:
     - имеют рабочих и управляющих  такой квалификации, которых постоянно ищут и стремятся переманить к себе другие предприятия;
     -  настолько компетентны и так  хорошо разбираются в разработке и изготовлении производственного оборудования, что все другие поставщики такого оборудования постоянно стремятся получить у таких компаний с. производством мирового класса совет или рекомендацию относительно возможных модификаций в поставляемом ими самими оборудовании, а также стараются заключить с ними соглашение об испытании на их предприятиях своих пробных моделей и прототипов новой техники;
     - более гибки и проворны в сравнении с конкурентами при любых изменениях рыночной конъюнктуры, структуры спроса или уровня цен; быстрее, чем они, поставляют на рынок новые продукты;
     - совмещают процессы разработки  новых изделий и подготовки их производства; когда инженеры и конструкторы конкурирующих предприятий пытаются скопировать или перенять что-либо, то быстро обнаруживают, что просто не могут создать нечто подобное ни на одном из своих предприятий;
     - постоянно улучшают свои производственные  системы, станки и оборудование, совершенствуют технологию, обеспечивают постоянное повышение квалификации своих работников. Такие предприятия полагаются, в основном, на собственные НИОКР, на экспериментирование, постоянную подготовку и переподготовку рабочей силы, обновление организации управления. Любые стандарты для компаний с производством мирового класса — вещь эфемерная, не более чем очередной верстовой столб на бесконечной дороге к совершенству.  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     2. Конкурентная среда туристского предприятия 

     Для предпринимательской деятельности в сфере туризма в большинстве случаев характерна высокая степень конкуренции. Конкуренция — один из сущностных признаков туристского рынка. Она рассматривается как фактор, регулирующий соответствие частных и общественных интересов, как «невидимая рука» рынка (А. Смит), уравнивающая нормы прибыли в целях оптимального распределения труда и капитала. Под конкуренцией понимается соперничество на каком-либо поприще между отдельными юридическими или физическими лицами (конкурентами), заинтересованными в достижении одной и той же цели. С точки зрения предприятия такой целью является максимизация прибыли за счет завоевания предпочтений потребителя.
     Степень развития рынка, сложность работы на нем во многом определяются особенностями конкурентной среды туристской фирмы. Являясь наиболее чувствительным индикатором активности предприятия, она определяет многие маркетинговые характеристики: объем и условия продаж, цены, методы рекламы, стимулирования сбыта и т.д. Кроме того, сквозь призму взаимоотношений между конкурентами наиболее быстро и четко проявляются изменения, происходящие на рынке, так как именно соперничество — основной двигатель рыночных процессов.
     На  силу конкурентной борьбы в сфере  туризма влияет множество факторов. Однако некоторые из них повторяются чаще других. Рассмотрим наиболее важные.
     1. Борьба усиливается, когда число  конкурирующих фирм увеличивается, и когда они становятся относительно сравнимы с точки зрения размеров и возможностей. Количество фирм — важный фактор, поскольку большее число предприятий повышает вероятность новых стратегических инициатив. При этом уменьшается влияние каких-либо отдельных фирм на всех остальные.
     Если  фирмы-соперники сравнимы по размерам и возможностям, они могут конкурировать на примерно равных основаниях. Если же конкуренция становится для некоторых фирм тяжелее, это свидетельствует о появлении фирм-лидеров, а также о какой-то степени контролирования с их стороны рынка.
    Конкурентная борьба усиливается тогда, когда спрос на продукт растет медленно. В быстро расширяющемся рынке соперничество ослабляется тем, что здесь всем хватает места. Правда, чтобы идти в ногу с развивающимся рынком, фирмы обычно используют все свои финансовые и управленческие ресурсы, уделяя намного меньше внимания переманиванию клиентов от соперников. Когда рост рынка замедляется, предприятия начинают борьбу за рыночную долю. Это стимулирует появление новых стратегических идей, маневров и мер, направленных на переманивание клиентуры конкурентов.
    Конкуренция на туристском рынке усиливается в связи с тем, что спрос на туристские услуги подвержен значительным сезонным колебаниям. Поэтому фирмы часто прибегают к использованию скидок, уступок и других тактических действий, имеющих целью увеличение продаж.
    Конкурентная борьба усиливается, если туристские продукты фирм недостаточно дифференцированы. Дифференциация туристского продукта сама по себе не является сдерживающим конкуренцию фактором. Однако она имеет возможность оживлять (разнообразить) конкурентную борьбу посредством принуждения фирм к поиску новых путей повышения качества туристских услуг.
    Соперничество возрастает в соответствии с размером отдачи от успешных стратегических маневров. Чем больше отдача от стратегии, тем выше вероятность того, что другие фирмы будут склонны принимать тот же стратегический маневр. Отдача существенно зависит от скорости реакции конкурентов. Если ожидается, что конкуренты будут реагировать медленно или не будут реагировать совсем, фирма—инициатор новых конкурентных стратегий может получить преимущество во времени, которое труднопреодолимо для соперников. Предприятия, обладающие объективными данными о потенциале конкурентов, находятся в выгодной позиции, поскольку могут правильно оценить скорость и саму ответную реакцию соперников. Такие знания и умения являются очевидным преимуществом при оценке потенциальной отдачи от стратегических инициатив.
    Борьба имеет тенденцию к усилению, когда уход из отрасли становится дороже, чем продолжение конкуренции. Чем выше барьеры для выхода (т.е. уход с рынка более «дорогой»), тем сильнее фирмы расположены, остаться на рынке и конкурировать на пределе своих возможностей, даже если они могут получить меньшую прибыль.
     7. Конкуренция принимает острый  и непредсказуемый характер при увеличении различий между фирмами в смысле их стратегий, кадрового состава, общих приоритетов, ресурсов. Подобные различия увеличивают вероятность того, что отдельные фирмы будут вести себя непредсказуемо и принимать маркетинговые стратегии, которые приведут к рыночным неопределенностям. Наличие таких «чужаков» (обычно это новые фирмы на рынке) создает подчас совершенно новую рыночную ситуацию.
     Рассмотренные факторы и их реальное проявление убедительно свидетельствуют, что конкурентная среда туристского предприятия, являясь частью его маркетинговой среды, должна быть предметом самостоятельного изучения и оценки. Совокупность субъектов рынка и их отношений, складывающихся в ходе конкурентной борьбы и определяющих интенсивность конкуренции, представляет собой очень важное с практической точки зрения направление маркетинговых исследований.
     Анализ  конкурентов и выработка конкретных действий в отношении главных соперников часто приносят даже больше пользы, чем существенный реальный рост на данном сегменте рынка. Зная сильные и слабые стороны конкурентов, можно оценить их потенциал, цели, настоящую и будущую стратегии. Это позволит стратегически точно сориентироваться на то, где конкурент слабее. Таким образом, предприятие может расширить собственные преимущества в конкурентной борьбе.
     Практически все выдающиеся маркетинговые успехи фирм основываются на использовании собственных лучших сил против слабых мест конкурентов. Сделать это удается лишь при хорошо налаженной системе их исследования. Система маркетинговых исследований конкурентов дает туристскому предприятию возможность:
     - полнее оценить перспективы рыночного  успеха, зная о деятельности конкурентов;
     - легче определять приоритеты;
     - быстрее реагировать на действия  конкурентов;
     - вырабатывать стратегию максимально  возможной нейтрализации сильных сторон конкурентов;
     - повышать конкурентоспособность  и эффективность предприятия в целом;
     - обеспечивать информацией о конкурентах сотрудников предприятия и тем самым мотивировать их деятельность;
     - совершенствовать систему обучения  и повышения квалификации персонала;
     - лучше защищать и расширять  позиции предприятия на рынке. 
Оценка состояния конкурентной борьбы осложняется тем, что чрезвычайно трудно проводить анализ деятельности всех конкурентов, работающих на рынке. Поэтому выделяются две стратегические группы конкурентов: прямые и потенциальные.

     Прямые  конкурентыэто предприятия, которые в прошлом и настоящем выступали и выступают как таковые.
     Среди потенциальных конкурентов различают:
     -предприятия,  которые расширяют круг предлагаемых  услуг, совершенствуют продуктовую стратегию для того, чтобы лучше удовлетворять потребности клиентов и в результате стать прямыми конкурентами;
     -новые  фирмы, вступающие в конкурентную  борьбу.
     Идея  стратегических групп помогает сделать  процесс анализа конкуренции наиболее управляемым. Так, различные конкуренты должны быть подвергнуты анализу с разным уровнем глубины. Те, которые оказывают или могли бы оказать существенное влияние на деятельность фирмы, исследуются особо тщательно. Однако, как уже отмечалось, потенциальные «новички" на рынке зачастую несут не меньшую угрозу, чем прямые конкуренты. 

     3. Элементы анализа конкурентов 

     Сбор  всех данных, необходимых для анализа  конкурентов, на практике почти всегда невозможен. Поэтому часто используется схема исследований, предложенная американским ученым М. Портером. Эта схема состоит из четырех основных элементов, характеризующих конкурентов: цели на будущее, текущие стратегии, представления о себе и возможности. Проведение анализа деятельности конкурентов связано с систематическим накоплением соответствующей информации. Всю информацию можно подразделить на две группы:
     - количественная, или формальная, информация;
     - качественная информация.
     Количественная  информация является объективной, отражает фактические данные о деятельности конкурентов и включает такие аспекты, как:  
     - организационно-правовая форма;
     - численность персонала;
     - активы;
     - доступ к другим источникам  средств;
     - объемы продаж;
     - доля рынка;
     - рентабельность;
     - руководители фирмы;
     - наличие и размеры филиальной  сети;
     - перечень основных видов услуг;
     - другие количественные данные (например, стоимость услуг, расходы на рекламу и т.д.).
     Так как услуги воспринимаются очень  индивидуально и зависят оттого, кто их оказывает, в сфере туризма  велико значение качественных характеристик конкурентов:
     - репутация конкурентов;
     - известность, престиж;
     - опыт руководства и сотрудников;
     - частота трудовых конфликтов;
     - приоритеты на рынке;
     - гибкость маркетинговой стратегии;
     - эффективность продуктовой стратегии;
     - работа в области внедрения  на рынок новых продуктов;
     - ценовая стратегия;
     - сбытовая стратегия;
     - коммуникационная стратегия; ?организация маркетинга;
     - контроль маркетинга;
     - уровень обслуживания клиентов;
     - приверженность клиентов;
     - реакция конкурентов на изменение рыночной ситуации.
     Качественная  информация представляет собой область  субъективных оценок, поскольку включает многие неформализуемые параметры. Она может быть дополнена отзывами клиентов, специалистов, экспертов.
     Комплексную оценку деятельности конкурентов можно  получить, используя специальные таблицы, в которых содержатся данные об основных конкурентах. Анализ материалов этих таблиц позволяет правильно и своевременно реагировать на:
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.