На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Курсовик Функции в системе управления, их содержание и классификация. Экономическая характеристика предприятия, организация работы отдела по управлению персоналом. Анализ кадровой политики и структуры кадров, набор и мотивация персонала, средства воздействия.

Информация:

Тип работы: Курсовик. Предмет: Менеджмент. Добавлен: 18.12.2009. Сдан: 2009. Страниц: 2. Уникальность по antiplagiat.ru: --.

Описание (план):


53
Содержание

Введение
1. Исследование функций в системе управления
1.1 Содержание и классификация функций управления
1.2 Исследование систем управления
2. Исследование функций и рейтинга задач отдела по управлению персоналом ЗАО УК «Курский машиностроительный завод»
2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия ЗАО УК «Курский машиностроительный завод»
2.2 Организация работы отдела по управлению персоналом ЗАО УК «Курский машиностроительный завод»
2.3 Анализ кадровой политики и структуры кадров
2.4 Набор и мотивация персонала
Заключение
Список используемой литературы
Введение

Россия переживает сейчас сложный период становления новой системы экономических отношений. Объективные условия изменения и развития всех форм собственности, возникновение наемного труда, расширение и усложнение внешнеэкономических связей потребовали иных, чем прежде способов управленческой деятельности. Все большее число людей понимает необходимость преодоления старых директивных методов руководства и перехода к широкому использованию предприимчивости, инициативы, разумному сочетанию частного и государственного интересов. Возможности этого в новой системе рыночных отношений, безусловно, есть. Управление производством и людьми в нашей стране требует нового подхода, учитывающего сложившиеся условия и обстановку. Управленческие решения предпринимательской деятельности основываются на плановой, нормативной, технологической, учетной и аналитической информации. Контроль и регулирование - основные функции управления - реализуются в сопоставлении плановых данных и сведений оперативного учета. Оценка результатов управленческих решений и ответственность за их исполнение производится по данным внутренней отчетности. Планирование и координация будущего развития предприятия базируются на аналитических расчетах, с использованием специфических приемов.
Основные функции менеджмента характеризуются полнотой содержания, устойчивостью структуры, системностью и универсальностью использования в разных сферах деятельности. Главная их особенность в том, что каждая основная функция менеджмента представляет собой отдельный процесс управления по выработке методов активизации и средств воздействия на персонал и его деятельность для достижения общих результатов социально-экономической системы. С учетом приоритетности каждая из основных функций выступает критерием выделения функционального менеджмента как самостоятельного процесса и системы управления. Можно говорить о целевом, стратегическом, мотивационном, корпоративном менеджменте. В то же время весь комплекс основных функций выражает системное представление и законченность процессов управления любой социальной и социально-экономической системы.
Функции интересны тем, что в систематизированном виде могут дать полное представление о процессах мотивации, воздействия и взаимодействия от зарождения идей до их реализации, оценки результата и последствий. Основные функции характеризуют воздействие, обусловливая его определяющие средства, реализация которых может обеспечить требуемый результат. Поэтому представляется целесообразным рассмотреть содержание основных функций менеджмента через базовые средства воздействия.
Актуальность выбранной темы не вызывает сомнений, поэтому цель данной курсовой работы - систематизируя теоретические основы практики управления, исследовать функции в системе управления и их влияние на формирование задач структурного подразделения предприятия на примере деятельности отдела по управлению персоналом предприятия ЗАО УК «Курский машиностроительный завод».
Задачи исследования:
- изучение теоретических основ процесса исследования систем управления;
- анализ функций и задач решаемых отделом по управлению персоналом;
- анализ и оценка кадровой политики ЗАО УК «Курский машиностроительный завод».
Методами исследования в курсовой работе являются: анализ экономических, правовых, статистических источников литературы; эмпирический. Теоретической основой данной работы стали труды отечественных ученых-экономистов Веснина В.Р., Виханского О.С., Стояновой Е.В. и др. Также при написании работы использовались научные труды по данной теме; учебники и учебные пособия; монографии; литература экономистов и психологов теоретиков, инструктивно-методический материал, статьи периодической печати.
1. Исследование функций в системе управления

1.1 Содержание и классификация функций управления

Изучение процесса управления с точки зрения его функций - это ключ к раскрытию содержания управленческой деятельности, позволяющий на ряду с прочим сформировать структуру и организацию системы управления. В самом общем виде категория «функция управления» выражает содержание (направленность) управленческого воздействия на объект управления управляемую систему. Эта категория широко используется в теории и на практике. Функции управления определяют специфику деятельности, направленной на организацию мероприятий по управлению объектом - социально-экономическими процессами. Смысл функций управления зависит от контекста, в котором рассматривается управленческая деятельность. В любом случае функции управления всегда выражают содержание управленческого воздействия, т.е. сущность управленческих отношений. Функции управления - это проявление его сущность в действии. Комбинация функций лежит в центре системы управления (схема 1) [5, с. 84-95].
Субъект управления
Объект управления
Законы управления
Отношения управления
Принципы управления
Функции управления
структура
методы
информация
техника
кадры
Процесс управления
Схема 1 - Место категории «функции управления» в управленческом процессе
Возникновение функций управления - результат кооперации и разделения у правленческого труда, позволивший существенно увеличить его продуктивность. Степень разделения общественного труда всегда являлась ведущим фактором развития общества. «Величайший прогресс в развитии производительной силы труда и значительная доля искусства, умения и сообразительности, с каким он направляется и прилагается, - писал в свое время А. Смит, - явились... следствием разделения труда». Для простого труда было достаточно общего управления. Однако в процессе развития производства простое кооперированное звено специализируется, что создает условия и предпосылки для выделения специализированных видов управленческой деятельности - функций управления. Такая специализация создает условия для осуществления управленческой деятельности более квалифицированно и более эффективно.
Один из первых исследователей функций управления, не дал четкого определения функции управления - Файоль А. выделил следующие из них: предвидение, планирование, организацию, координацию, контроль. В американской школе управления наиболее распространено признание четырех основных функций управления, к которым относятся: планирование, организация, стимулирование, контроль.
Российская школа управления выделяет следующие основные функции: целеполагание, анализ, прогнозирование, планирование, организацию, координацию, мотивацию, учет и контроль, коммуникацию, принятие решений [5, с. 84-95].
Наиболее общая классификация функций управления представлена в таблице 1. При практическом осуществлении той или иной функции управления используются определенные наборы средств воздействия на объекты управления (табл. 2). Общее признание в теории управления получили следующие основные положения:
- выделение в управлении отдельных функций -- это объективный процесс, обусловленный развитием производства и усложнением его управления;
- естественно-научной основой формирования и развития функций управления является разделение общественного труда вообще и в сфере управленческой деятельности в частности;
- движущей силой трансформации функций управления на всех этапах общественного развития была и остается необходимость повышения эффективности управленческого труда и управляемой системы.
Таблица 1 - Классификация функций управления
Критерий классификации
№ п/п
Состав функций управления
1. Содержание управленческой деятельности
1.1.
1.2.
1.3.
1.4.
1.5.
1.6.
1.7.
Предвидение (планирование)
Организация
Активизация (мотивация, стимулирование)
Контроль
Координация
Регулирование
Исследование
2. Организационная роль функции
2.1.
2.2.
Функции интеграции (объединения)
Функции дифференциации (разделения, выделения обособления, специализации)
3. Направление деятельности
3.1.
3.2.
Интрафункции
Инфрафункции (направленность на внешнюю среду)
4. Сферы развития объекта управления
4.1.
4.2.
4.3.
4.4.
Управление экономическими процессами (финансы, инвестиции и пр.)
Управление социально-психологическими процессами (удовлетворенность трудом, атмосфера и пр.)
Управление организационными процессами (изменения в организации, перераспределение обязанностей и др.)
Управление технологическими процессами (использование техники, новые технологии и пр.)
5. Этапы производственного процесса
5.1.
5.2.
5.3.
5.4.
Управление подготовкой производства
Управление процессом производства
Управление обеспечением производства
Управление процессами реализации продукции
6. Тип производства
6.
Функции управления разнообразными блоками диверсифицированного производства
7. Масштаб времени
7.1.
7.2.
7.3.
Стратегическое управление
Текущее (тактическое) управление
Оперативное управление
8. Этапность процесса управления
8.1.
8:2.
8.3.
8.4.
Целеполагание
Определение ситуации
Определение проблемы
Решение
9. Основные факторы производственного процесса
9.1.
9.2.
9.3.
Управление продуктом
Управление персоналом
Управление информацией
Важно отметить, что функции управления объективно обусловлены управляемой (объект управления) и управляющей (субъект управления) подсистемами, действующими законами науки управления, используемыми принципами управления и сложившимися в системе управления отношениями.
Таблица 2 - Основные функции управления и средства воздействия
Функции управления
Средства воздействия
Целеполагание
Потребности, миссия, цели, потенциал, ресурсы, результаты, информация
Стратегополагание
Информация
Планирование
Гипотеза, концепция, прогноз, программа, план
Организация
Процесс, система, структура, технология, ресурсы, коммуникации, информация, метод
Координация
Согласование, сбалансированность, равновесие, страхование, резервирование, управляемость
Мотивация
Потребность, интересы, мотивы, методы, ожидания, установки, власть, лидерство, стиль
Контроль
Нормы, правила, инструкции, технология, анализ
Регулирование
Регламент, стандарт, норматив, налог, льготы, штрафы, пошлины, лицензия, информация
Оценка принятие решений
Показатели, критерии, процедуры, экспертиза
Выбор и совершенствование организационной структуры управления, организация управления и особенно разделение управленческого труда, использование методов и средств управления, информационных технологий, подготовка и расстановка кадров и др. осуществляются в зависимости от состава и содержания функций управления. В совокупности функции управления представляют собой содержание процесса управления и отображают характер труда персонала управления. Функция управления подчиняется логическому алгоритму, четкой последовательности регламентированных действий.
Таким образом, функции управления - это специфические виды управленческой деятельности, обособившиеся в процессе разделения управленческого труда, выражающее его содержание в действии и направленные на достижение поставленной цели [5, с. 84-95].
А. Файоль обозначил совокупность выделенных им функций (предвидение, планирование, организация, координация, контроль) административной функцией. Последующие поколения исследователей функций управления предлагали самые различные признаки (критерии) их классификации. При всем многообразии подходов общим является то, что:
а) необходимо различать функции управления, функции органов управления и функции управленческого персонала;
б) функции управления первичны и являются исходными для определения функций органов управления и управленческих кадров;
в) все функции управления взаимосвязаны, взаимообусловлены и отражают внутреннюю логику формирования системы управления.
Поскольку управление -- это процесс непрерывных, взаимосвязанных, целенаправленных управленческих воздействий, то необходимо и достаточно выделять следующие функции управления: анализ, целеполагание, прогнозирование и программирование, планирование, принятие решений, организация, координация, мотивация и стимулирование, коммуникация, учет и контроль.
Анализ - управленческая деятельность познавательного характера. Это необходимая и исходная предпосылка принятий управленческого решения. Сущность анализа заключается в выявлении причинно-следственных связей в системе управляемого объекта и определение методов воздействия на эти связи в целях повышения эффективности его функционирования и развития. Анализ предшествует выполнению всех основных функций управления, которые базируются на нем, черпают в его результатах информацию, причинно-следственные связи, закономерности, оценки, прогнозы и т.п.
Планирование (в широком смысле слова) - это управленческая деятельность, которая интегрирует в себе функции целеполагания, прогнозирования (включая анализ), принятия решений. Целеполагание - это исходный пункт управленческих воздействий. Прогнозирование (от греч. prognosis - предвидение, предсказание) - вероятностная оценка развития объекта управления в будущем, научно обоснованное суждение о возможном состоянии объекта управления в будущем при различных вариантах изменения метапространства. Планирование (в узком смысле) представляет собой деятельность по разработке системы мер, направленных на достижение поставленных целей, включая ответы на вопросы: что должно быть сделано? К какому сроку? Какие ресурсы предстоит задействовать? Что необходимо получить в результате? Кто за это отвечает?
На микроуровне (организация) результатом планирования выступает система бизнес-планов, краткосрочных оперативных программ, содержащих прогнозируемые плановые показатели и конкретные меры по их достижению. На макроуровне планирование (индикативное) является важнейшей формой государственного регулирования развития объектов управления. В более общем плане функция планирования отвечает на три основных вопроса: В каком состоянии находится объект управления в настоящее время? Куда он должен двигаться? Как обеспечить движение к поставленной цели? Следует отметить, что содержание функции «планирование» менялось во времени. В дореформенный период в нашей стране ключевым управленческим звеном было планирование. Разрабатывались системы народно-хозяйственных планов: пятилетние, комплексные, затем приоритетным стало программирование, разработка программ. Программы разрабатывались вначале на общегосударственном уровне, затем на региональном и муниципальном, в т.ч. долго-, средне- и краткосрочные комплексные социально-экономические. Директивное планирование потеряло свое значение.
Определение целей
Анализ внешней среды
Определение сильных и слабых сторон развития
Корректировка целей и отклонений
Разработка плана достижения цели
Использование имеющихся преимуществ
Схема 2 - Цикл планирования развития объекта управления
Функция планирования остается важным инструментом управления и в условиях рыночной экономики. Цикл планирования развития объекта управления в условиях рыночной экономики представлен на схеме 2.
Как уже отмечалось, каждая функция управления реализуется в тесном взаимодействии с другими функциями. Это наглядно прослеживается в планировании, которое немыслимо без определенных организационных форм, без необходимой увязки показателей (элемент координации), без анализа, учета и контроля отклонений от намеченной цели.
Принятие решении - это управленческая деятельность по выбору субъектом управления для осуществления на практике (органом, должностным лицом) того или иного варианта поведения управляемых. По сути, управленческое решение - это властный императив, обязательный для исполнения или реализации. Такое управляющее воздействие весьма обстоятельно реализуется в процессах планирования, однако без нее невозможно обойтись и при осуществлении других функций управления. При этом решение имеет форму конкретного предписания к действию для объекта управления (приказ, план, инструкция и т.д.).
Организация - это управленческая деятельность, обеспечивающая четкое упорядочение процесса управления в целом, распределение как функций исполнения управленческих решений, так и собственно функций управления. Организация обеспечивает основу рационального построения каждого конкретного органа управления, определения компетенции его структурных подразделений.
Координация - это управленческая деятельность, заключающаяся в обеспечении взаимосвязи и согласованности субъектов, объектов и процессов труда во времени и в пространстве. Координация создает условия для пропорционального и непрерывного функционирования системы управления за счет установления непрерывных связей между отдельными подразделениями организации и исполнителями.
Мотивация (и стимулирование) - это управленческая деятельность, осуществляющая целенаправленное воздействие на структуру мотивов (предметов потребностей, интересов) участников процесса исполнительской и управленческой деятельности и с помощью адекватных мотивам стимулов побуждающая творчески решать поставленные задачи, достигать лучших конечных результатов. Реализация этой функции управления позволяет раскрыть потенциальные возможности персонала управления и повысить степень их использования.
Коммуникация - управленческая деятельность по сбору и обработке информации, организующая обмен информацией и направленная на достижение эффективного информационного взаимодействия как внутри организации, так и между организацией и ее внешней средой. В более узком смысле это деятельность по управлению коммуникационными проблемами организации. Термин «коммуникация» используется также для обозначения совокупности приемов, методов, процедур, технологий, обеспечивающих эффективное информационное и эмоциональное взаимодействие между организацией и целевыми группами общественности. В связи с тем, что субъект и объект управления представляют собой тип структурированных отношений между людьми, эффективность управления в значительной степени зависит от качества коммуникационной системы.
Контроль - это управленческая деятельность, позволяющая выявлять, исправлять и предупреждать отклонения достигнутых результатов от намеченных параметров, целей. Контроль представляет собой наблюдение за объектом и процессами с целью проверки соответствия наблюдаемого состояния объекта желаемому и необходимому состоянию, предусмотренному законами, другими нормативными актами, а также программами, планами. Он позволяет осуществлять корректирующие воздействия на объект управления, обеспечивает эффективную реализацию поставленной цели. Контроль - важная функция реализации властных полномочий. Особая роль контроля как функции управления обусловлена тем, что он служит средством осуществления обратных связей, своевременного принятия мер воздействия на управляемый объект, изменения планов или поставленных целей.
Регулирование - это управленческая деятельность по поддержанию режимов функционирования управляемой социально-экономической системы в сфере действия объективных законов и целей объемлющей (управляющей) системы, а также по обеспечению условий проявления объективных процессов и тенденций, достижения целей управляющей системы. В процессе регулирования вырабатываются средства воздействия и механизмы реализации взаимодействия государственных и рыночных регуляторов. Данная функция адаптирует менеджмент к устанавливаемым государством параметрам, таким, как налоги, процентные ставки, тарифы, валютный курс, и обеспечивает реагирование на изменения макроэкономических параметров: уровня занятости, уровня инфляции, изменения динамики валового внутреннего продукта.
Содержание функции регулирования по уровням менеджмента изменяется в зависимости от уровня управления (например, уровень филиала или цеха). Чем выше уровень, тем в большей степени данной функции свойственна деятельность по обеспечению непрерывности производственных и обслуживающих процессов, поддержание движения материальных, трудовых, информационных, финансовых потоков. В то же время через эту функцию проявляется непосредственная связь разных видов социального управления. Регулирование организации можно рассматривать как часть системы государственного регулирования социума в целом, но данная функция имеет и самостоятельное содержание.
Обеспечение корпоративности - эта относительно новая функция управления включает в себя виды деятельности по формированию атмосферы фирмы, ее социально-психологического климата, обеспечивающего решение проблемы удовлетворенности персонала своим трудом, общением, совместной работой с коллегами и непосредственным руководителем. Предусматривается также формирование корпоративной системы целевой ориентации и целевой направленности, что обеспечивается через воспитание и убеждение, осознание общности идей и интересов. Вся эта деятельность ориентирована не только вовнутрь фирмы, организации, но и вовне ее. Осуществление этой функции предполагает формирование корпоративной культуры, которая призвана способствовать широкому участию персонала в творческих процессах разработки и принятия управленческих решений.
С учетом специфики отраслей хозяйствования функции управления могут реализоваться в том или ином объеме различными субъектами управления в зависимости от сложившихся условий и моделей управления. При этом в рыночных условиях закрепляются не только функции, но и ресурсы, расходы, связанные с их реализацией. Полнота реализации функций управления прямо зависит от их ресурсного обеспечения [5, с. 84-95].
На основе вышеизложенного материала можно сформулировать следующие выводы
1. Выделение функций управления в процессе разделения управленческого труда объективно обусловленно необходимостью оптимизации управления.
2. Функция управления - это специфический вид управленческой деятельности, выражающая содержание воздействия на объект управления и направленная на достижение поставленной цели.
3. Содержание любой функции управления состоит в определении состава мероприятий/действий, направленных на оптимизацию процесса управления.
4. Функции управления весьма многогранны: анализ, целеполагание, прогнозирование и программирование, планирование, организация, координация, мотивация и стимулирование, коммуникация, учет и контроль. Все они имеют своими объектами воздействия как исполнительскую, так и собственно управленческую деятельность в процессе взаимодействия.
5. Логическая последовательность выполнения работ, определяемая функциональной структурой управленческого процесса, составляет сущность технологии управления.
6. Система управления - это такая система, в которой реализуются функции управления.
1.2 Исследование систем управления

Управление только тогда может быть действительно успешным, когда оно находится в постоянном и непрерывном развитии, когда оно ориентировано на изменения, обеспечивающие жизнестойкость организации и накопление ею потенциала инноваций. Это оказывается практически возможным при условии исследования систем управления, которое предполагает своим результатом разработку и предложение наиболее эффективных вариантов построения системы управления.
В процессе развития управления возникают новые реальности и новые потребности, которые определенным образом отражаются и на содержании управления. В современном управлении исследовательская деятельность составляет не менее 30% рабочего времени и усилий руководителей. В дальнейшем доля исследовательской деятельности будет возрастать. В этом состоит одна из основных тенденций развития управления. Сегодня в управлении нет простых решений: усложняются условия управления, усложняется человек в своих социально-психологических характеристиках. Невозможно принимать решения, опираясь только на опыт, интуицию и здравый смысл или формально усвоенные знания. Необходимо исследование ситуаций, проблем, условий, факторов эффективности деятельности организации, необходим обоснованный выбор решений из постоянно растущего количества их вариантов.
Каждая организация находится в постоянном развитии. Ее развитие - это решение множества проблем, которые следуют одна задругой или вместе, возникают неожиданно, проявляются остро и не дают времени на обдумывание. Несвоевременность их решения может обернуться кризисом. Поэтому исследование обеспечивает такой подход к управлению, который предусматривает высокое качество управленческих решений.
Исследование - это вид деятельности человека, состоящий из следующих компонентов [12, с. 122-134]:
- распознавание проблемных ситуаций и самих проблем, установление их места в системе накопленных знаний;
- выявление свойств, содержания, закономерностей поведения и развития;
- нахождение путей, средств и возможностей использования новых представлений или знаний о данной проблеме в практике ее разрешения.
Всякое исследование характеризуется целью, объектом и предметом исследования, методологией и организацией его проведения, результатами и возможностями их практической реализации.
Цель исследования - это поиск наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития. Главная задана исследования -- найти решение проблемы, которое либо устраняет существующее препятствие развития, либо выявляет фактор, обеспечивающий нормальное, желаемое функционирование или развитие. Решение, полученное в результате исследования, может иметь вид некоторого акта деятельности, а может быть концепцией деятельности на ближайшую перспективу. Лучшим вариантом результата исследования является разработка программы совершенствования, модернизации или реконструкции, реформирования системы управления в полном комплексе ее характеристик и параметров.
Объектом исследования является система управления. В методологическом отношении очень важным оказывается понимание и учет класса этой системы. Она относится к классу социально-экономических систем. А это значит, что основополагающим ее элементом является человек, поскольку именно деятельность человека определяет особенности всех процессов функционирования и развития такой системы. Какими бы совершенными ни были современные технические средства, система управления строится на деятельности человека. Можно исследовать технику, но нельзя исследовать ее в отрыве от человека и от всех факторов ее использования в его деятельности [12, с. 122-134].
Систему управления нельзя рассматривать в отрыве от объекта управления. Поэтому при исследовании систем управления в качестве объекта исследования, наряду с системой собственно управления, выступает управляемая социально-экономическая система (предприятие, фирма, корпорация, ассоциация и пр.). Главная ее особенность также заключается в том, что основополагающим элементом и здесь является человек, деятельность которого определяет и существование, и развитие этой системы, и в значительной степени зависит от того, как организовано управление этой деятельностью, в какой мере управление соответствует его интересам и мотивам поведения, по каким целям и с учетом каких факторов оно осуществляется.
Предметом исследования систем управления - это наиболее существенный для исследователя аспект проявления сущности рассматриваемой системы управления, некая проблема, т.е. это реальное противоречие, требующее своего разрешения. Предметом изучения могут быть проблемы в организации управления, профессионализме персонала, механизмах мотивации, использовании компьютерных технологий и т.д.
Методологический подход к исследованию систем управления - это ракурс исследования, это как бы исходная позиция, отправная точка, которая определяет его направленность относительно цели. Подход может быть аспектным, системным и концептуальным. Аспектный подход представляет собой выбор одной грани проблемы по принципу актуальности или по принципу учета ресурсов, выделенных на исследование. Так, например, проблема развития персонала может иметь экономический аспект, социально-психологический, образовательный и т.п.
Системный подход требует максимально возможного учета всех аспектов проблемы в их взаимосвязи и целостности, выделения главного и существенного, определения характера связей между аспектами, свойствами и характеристиками. Системный подход применяется при решении социально-экономических, социально-политических, инженерно-технических и иных задач, предлагающих изучение или проектирование и создание системных объектов высокой сложности, а также управления ими.
Система всегда существует и функционирует в рамках своего окружения - среды. Свойства и функции элементов системы определяются их местом в рамках целого. При этом не следует забывать об относительной самостоятельности и специфических свойствах элементов, которые вступают в определенные взаимоотношения между собой. Целостность системы конкретизируется и осуществляется через связи. К примеру, хозяйственная организация как открытая система взаимодействует со средой, обменивается с ней материалами, энергией, людьми, информацией. Среда, ее факторы воздействуют на систему и могут оказывать влияние на внутреннюю жизнь, элементы и связи в системе организации, способны приводить к изменению функционирования элементов, подсистем.
В процессе исследования системы управления выявляется, из каких составных частей, элементов состоит система управления, как они взаимодействуют друг с другом и с окружением. Для формирования системы необходима совместимость элементов между собой, возможность установления между ними продуктивных связей [12, с. 122-134].
Совокупность связей приводит к понятию структуры и организации системы управления. Структура организации материальных элементов, их связей придают системе управления устойчивость, стабильность.
Требование эффективности управления в системе необходимо приводит в процессе анализа к постановке разработки системы целей, направленности связей, поведения. В частности, во многих случаях возникает проблема соотношения функционирования и развития, стабильности и инноваций. В каждой системе управления существует два вида целей: внутренние (корпоративные) и внешние - производство товаров, оказание услуг и т.д. В связи с этим необходимо осуществить координацию между видами целей, т.е. установить приоритет и установить субординацию в каждом виде отдельно. Управление деятельностью и ее организация обязательно должны быть «целесообразны».
Целеполагание имеет своим продолжением постановку задач - формулирование ранее поставленных целей и подцелей в конкретных условиях, в которых существует и предполагает развиваться организация.
Концептуальный подход предполагает предварительную разработку концепции исследования, т.е. комплекса ключевых положений, определяющих общую направленность, архитектонику и преемственность исследования.
Подход может быть эмпирическим, прагматическим и научным. Эмпирический подход в основном опирается на опыт, прагматический - на задачи получения ближайшего результата. Наиболее эффективным является, конечно, научный подход, который характеризуется научной постановкой целей исследования и использованием научного аппарата в его проведении.
Проблема формулируется разными способами. Это может быть просто констатация объекта исследований в терминах его названия или специфики. Например, персонал управления, мотивация производительной деятельности и пр. Но такая постановка проблемы не всегда способствует концентрации внимания на противоречии, отражающем ее особенность и суть.
Постановка проблемы посредством вопроса способствует более точному представлению о ее содержании, потому что вопрос представляет собой форму мышления, ориентированную на получение конкретного ответа в виде суждений. Суждение, вывод любого исследования можно рассматривать как полученный ответ на некоторый вопрос. Примерами исследовательских вопросов и их конструкций могут быть следующие:
- Как отражает система управления потребности и условия развития организации?
- Почему организация теряет позиции в конкурентной борьбе?
- Где найти дополнительные ресурсы для завершения проекта?
- Как разработать стратегию?
Практические результаты исследования систем управления - это, как правило, рекомендации по изменению тех или иных сторон ее функционирования, повышению качества управленческой деятельности менеджера и всего персонала управления. Эти рекомендации могут быть социально-психологического, экономического, организационного содержания, они могут относиться к области информационного обеспечения управления, мотивации управления, изменения условий деятельности, учета дополнительных факторов развития фирмы, качества деятельности, оценки тенденций развития, конкурентоспособности и пр. Результаты исследования - это возможности, которые позволяют повысить эффективность управления и обеспечить устойчивое и перспективное развитие организации.
Разумеется, исследование имеет и теоретические результаты - осмысление проблемы, выявление закономерностей функционирования и развития, концепции управления системой в определенных условиях, заданных уже не с позиции конкретной ситуации, а категориально. В зависимости от глубины проникновения в суть проблемы и уровня обобщения теоретических результатов возникает возможность существенно расширить и практические результаты, решить важную народно-хозяйственную проблему, обеспечить возможность для тиражирования нового опыта управления. Всякое исследование требует определенного ресурсного обеспечения. Без необходимых ресурсов (человеческих, информационных, финансово-экономических, технических) невозможно провести современное исследование (а тем более невозможно реализовать его выводы на практике). Поэтому важной проблемой исследования систем управления является выделение ресурсов, необходимых для его проведения и воплощения в жизнь [12, с. 122-134].
Все методы исследования систем управления можно классифицировать на две группы:
- теоретические: метод восхождения от абстрактного к конкретному, метод абстрагирования, методы анализа и синтеза, методы дедукции и индукции, метод моделирования и др.;
- эмпирические: метод наблюдения, метод сравнения, метод экспертных оценок и др.
Таким образом:
1. Объектом исследования и проектирования систем управления выступают социальные системы, представляющие собой сложные системные объекты.
2. Исследование и проектирование систем управления осуществляется на основе научной методологии, с применением соответствующих методологических подходов, а также комплекса методов и конкретных методик.
3. Цель исследования заключается в поиске наиболее эффективных вариантов построения системы управления и организации ее функционирования и развития.
4. Результат исследования систем управления представляет собой практические рекомендации по изменению тех или иных сторон се функционирования, повышению качества управленческой деятельности менеджера и всего персонала управления.
5. Системный анализ выступает базовым подходом и методом в исследовании и проектировании систем управления.
6. Современными формами организации и проведения исследования систем управления являются экспертная и консультационная деятельность.
2. Исследование функций и рейтинга задач отдела по управлению персоналом ЗАО УК «Курский машиностроительный завод»

2.1 Краткая экономическая характеристика предприятия ЗАО УК «Курский машиностроительный завод»

Закрытое акционерное общество «Курский машиностроительный завод» создано в результате реорганизации производственного объединения «Курский машиностроительный завод» в соответствии с Гражданским Кодексом Российской Федерации, Указом Президента Российской Федерации № 1230 от 14.10.1992г. «О регулировании арендных отношений и приватизации имущества государственных и муниципальных предприятий, сданных в аренду», «Положением об акционерных обществах», утвержденным Постановлением СМ РСФСР №601 от 25.12.1990г., Законом РФ «О предприятиях и предпринимательской деятельности», другими законодательными актами Российской Федерации.
ЗАО УК «БМЗ» зарегистрировано постановлением администрации Бежицкого района Курской области № 236 от 08.07.97 г. Изменения: № 295 от 30.05.1998 г. и № 332 от 28.12.1999 г. ЗАО УК «БМЗ» является правопреемником ОАО «Производственное объединение «Курский машиностроительный завод» (ОАО «ПО «БМЗ»), несет права и обязанности указанного предприятия до момента его преобразования в акционерное общество. ЗАО УК «БМЗ» является закрытым акционерным обществом.
Место нахождения ЗАО УК «Курский камвольный комбинат»: Российская Федерация, 241027, г. Курск, ул. Ульянова, 26.
Целью деятельности ЗАО УК «БМЗ» является получение прибыли на основе повышения эффективности производства, наиболее полного удовлетворения потребностей предприятий и организаций в продукции тяжелого и транспортного машиностроения. Основным видом деятельности ЗАО УК «БМЗ» является выпуск продукции тяжелого и транспортного машиностроения:
- тихоходных судовых дизельных двигателей;
- грузовых железнодорожных вагонов;
- железнодорожных грузовых магистральных локомотивов;
- железнодорожные маневровые локомотивы.
В том числе ЗАО УК «БМЗ» производит:
- металлоконструкции;
- товары народного потребления.
Оказывает услуги:
- по сдаче в аренду зданий и других объектов производственного назначения, служебных помещений, оборудования и иного имущества;
- по выполнению сторонних заказов на изготовление и механическую обработку деталей и механизмов.
Все выше перечисленные виды деятельности осуществляются в соответствии с действующим законодательством РФ.
Предприятие по своему характеру работ относится к отрасли машиностроения, по объёму работ и численности к разряду крупных предприятий Курской области. Среднесписочная численность работников предприятия составляет 8967 человек. Среднегодовой объём выполненных работ составляет порядка 4617 млн. рублей. Средняя зарплата работников составляет порядка 6,3 тыс. рублей. Основные средства предприятия составляют 353 млн. рублей. Предприятие находятся на общем режиме налогообложения. Ежемесячная чистая прибыль составляет в среднем 13 млн. рублей, что позволяет руководству предприятия поощрять трудовой коллектив материальными выплатами и создавать резервный капитал. Рентабельность производства достаточно высокая - порядка 11,3%.
ЗАО УК «БМЗ» самостоятельно планирует свою хозяйственную деятельность, определяет перспективы развития, исходя из спроса предоставляемых услуг и необходимости обеспечения производственного и социального развития общества. ЗАО УК «БМЗ» осуществляет свою производственную и коммерческую деятельность силами трудового коллектива по договорам, заключенным с гражданами и юридическими лицами. Предприятие производит и реализует продукцию, выполняет работы, оказывает услуги и реализует отходы производства по ценам и тарифам, устанавливаемым на договорной основе и в соответствии с действующим законодательством РФ. Расчеты предприятия по своим обязательствам производятся в наличном и безналичном порядке через учреждения банков в соответствии с правилами выполнения расчетных и кассовых операций, утверждаемыми ЦБ РФ.
Уставный капитал ЗАО УК «БМЗ» составляет 7145 тыс. руб. и определяется как сумма номинальных стоимостей 7145 приобретённых акционерами обыкновенных акций (размещённые акции) номинальной стоимостью 100 рублей каждая. В числе акционеров предприятия как юридические (ЗАО «Трансмашхолдинг», ОАО «ПО «БМЗ», ООО «Аметис»), так и физлица (работники предприятия). Деятельность ЗАО УК «БМЗ» прекращается по решению общего собрания учредителей, либо по основаниям, предусмотренным ГК РФ. ЗАО УК «БМЗ» является юридическим лицом:
- рабочим языком общества является русский язык, все документы, связанные с деятельностью общества, составляются на рабочем языке;
- общество имеет самостоятельный баланс, общество вправе открывать банковские счета на территории Российской Федерации и за ее пределами;
- общество несет ответственность по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом, является истцом и ответчиком в суде;
- общество имеет круглую печать, штампы и бланки со своим наименованием, собственную эмблему.
Для осуществления текущей деятельности предприятием открыт расчетный счет в Курском филиале Среднерусского банка России ОСБ№ 8605. Как юридическое лицо, ЗАО УК «БМЗ» зарегистрировано в ИМНС Бежицкого района г.Курска. Организационная структура предприятия ЗАО УК «БМЗ» представлена в приложениях. В отраслевом распределении предприятий в % к величине активов, машиностроительная промышленность имеет в среднем 39%. По данным Госкомстата Курской области предприятие оценивается как крупное. ЗАО УК «БМЗ» работает в тесном контакте с администрацией города и области, получая заказы на выполнение объектов муниципального и областного значения. Вся продукция сертифицирована и соответствует ГОСТам. Продукция предприятия проходит контроль ОТК, аттестован технический процесс производства, осуществляется приемочный контроль качества.
ЗАО УК «БМЗ» оказывает спонсорскую и благотворительную помощь организациям и учреждениям г. Курска. По договору с администрацией г.Курска предприятие производит оборудование для детских площадок. Предприятие стабильно развивается, на его балансе находятся детский оздоровительный лагерь «Деснянка» в Жуковском районе Курской области, две спортивные площадки, дом культуры ДК «БМЗ», дворец молодежи «Юность. На территории предприятия находится комбинат питания и торговли, в т.ч. 12 столовых, из которых 5 интегрированы непосредственно в цеха предприятия. ЗАО УК «БМЗ» также принадлежит собственное тепличное хозяйство. На предприятии выпускается заводская малотиражная газета «Машиностроитель», также постоянно происходит обновление оборудования, станков, инструмента, вычислительной техники. Постоянно проходит текущий ремонт помещений. Идет расширение производства.
Кроме производства, на предприятии уже более 50 лет идет разработка и усовершенствование новых видов оборудования и станков, регулярно внедряемых в производство. Такой подход обусловлен тем, что на предприятии на данный момент работает 14 кандидатов наук, в т.ч. 12 - технических наук. На предприятии действует заводской музей.
ЗАО УК «БМЗ» динамично развивается, является одним из крупнейших налогоплательщиков Курской области. Продукция предприятия успешно реализуется как на территории области и страны, так и за рубежом.
2.2 Организация работы отдела по управлению персоналом ЗАО УК «Курский машиностроительный завод»

Для описания обязанностей кадровой службы ЗАО УК «Курский машиностроительный завод» воспользуемся информацией отдела по управлению персоналом.
Главной целью деятельности отдела по управлению персоналом ЗАО УК «Курский машиностроительный завод» является достижение стратегических целей предприятия через обеспечение завода высококвалифицированным персоналом, мотивированным к эффективному труду по производству качественной продукции для потребителей.
Ключевые цели:
- Обеспечение эффективности инвестирования средств в персонал предприятия;
- Формирование компетентного, уверенного в завтрашнем дне и заинтересованного в успехе деятельности предприятия персонала;
- Применение и внедрение современных, передовых технологий производства и управления;
- Формирование корпоративной культуры, повышающей конкурентные преимущества предприятия, поддерживающей социальную стабильность.
Задачи отдела:
- Организация работы по обеспечению набора, отбора, ротации, расстановки, изучения и использования рабочих кадров и специалистов, участие в формировании стабильного коллектива, создание кадрового резерва и работа с ним;
- Разработка текущих и перспективных планов комплектования предприятия кадрами с учетом изменения внешней и внутренней среды предприятия;
- Анализ состава, деловых и других качеств специалистов предприятия с целью их рациональной расстановки, подбора кадров на замещение должностей, входящих в номенклатуры руководителя предприятия,
- Представление руководству предприятия предложения по улучшению расстановки и использованию рабочих кадров;
- Подготовка и систематизация материалов на работников при собеседовании и реализации совместно с соответствующими подразделениями предприятия решений аттестационной комиссии;
- Оформление приема, перевода и увольнения работников в соответствии с Трудовым Кодексом РФ;
- Изучение текучести движения кадров, причин текучести кадров, разработка мероприятий по их устранению;
- Принятие мер по трудоустройству высвобождающихся специалистов;
- Осуществление систематического контроля и инструктажа работников по учету кадров.
Описание ключевых фигур в работе отдела по управлению персоналом представим в виде таблицы 3. Схема отдела по управлению персоналом представлена в приложениях.
Таблица 3 - Ключевые фигуры в управлении персоналом ЗАО УК «Курский машиностроительный завод»
Ф.И.О.
Должность
Опыт работы
Овейчук В.Е.
Директор по персоналу и социальным вопросам
С 11.2005
Терешонок Л.Х.
Начальник Управления организации труда и заработной платы
С 12.1982
Ганевич В.С.
Начальник Управления по социальным и общим вопросам
С 04.2004
Захарова Е.В.
Начальник Службы по связям с общественно и т.д.................


Перейти к полному тексту работы



Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.