Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Психолого-педагогическая диагностика

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РФ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ  УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«НОВОСИБИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»
ИНСТИТУТ ФИЗИКО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО  И ИНФОРМАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ
КАФЕДРА ПЕДАГОГИКИ И ПСИХОЛОГИИ
 
 
РЕФЕРАТ
по предмету: «Социальная  педагогика»
на тему «Психолого-педагогическая диагностика»
                      
                                           Выполнила: студентка III курса
                       группы Звездная- 30 
                                                      Авхимович Е.А. 
 Проверила: Рубцова Л.В.
 
 
 
Новосибирск 2012
Содержание
    Введение
    Психодиагностика: определение
    Предмет, объект психодиагностики
    Цели психодиагностики
    Диагностическая деятельность: ее аспекты
    Критерии качества измерения, принципы диагностирования и контролирования:
а. объективность
б. надежность
в. валидность
объективность, систиматичность, наглядность
    Требования к правильности составления тестов
    Классификация тестов
    Заключение
    Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
           Педагогическая диагностика насчитывает столько же лет, сколько вся педагогическая деятельность. Кто учил планомерно, всегда пытался определить и результаты своих усилий. Это делалось на протяжении нескольких тысячелетий педагогической деятельности с помощью методов, которые по нашим нынешним понятиям являются донаучными. И только в последние два столетия во всевозрастающей   степени стали применяться научно контролируемые методы. 
Понятие «педагогическая диагностика» было предложено К. Ингенкампом по аналогии с медицинской и психологической диагностикой в 1968 г. в рамках одного научного проекта. По своим задачам, целям и сфере применения педагогическая диагностика самостоятельна. Она заимствовала свои методы и во многом образ мыслей у психологической диагностики. 
Педагогическая диагностика сегодня все еще является скорее активно оспариваемой и неопределенной программой, нежели сформировавшейся научной дисциплиной. Поэтому неудивительно, что существуют различные определения научной диагностики. Различают диагностирование обученности, т.е. последствий, достигнутых результатов, и обучаемости. 
В диагностику вкладывается более широкий и более глубокий смысл, чем в традиционную проверку знаний, умений обучаемых. Проверка лишь констатирует результаты, не объясняя их происхождения. Диагностирование рассматривает результаты в связи с путями, способами их достижения, выявляет тенденции, динамику формирования продуктов обучения. Диагностирование включает в себя контроль, проверку, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития событий. Таким образом, педагогическая диагностика призвана, во-первых, оптимизировать процесс индивидуального обучения, во-вторых, в интересах общества обеспечить правильное определение результатов обучения и ,в-третьих, руководствуясь выработанными критериями, свести к минимуму ошибки при переводе учащихся из одной учебной группы в другую, при направлении их на различные курсы и выборе специализации обучения. Диагностика, служащая улучшению учебного процесса, должна ориентироваться на следующие цели: 
внутренняя и внешняя коррекция в случае неверной оценки результатов обучения; 
определение пробелов в обучении; 
подтверждение успешных результатов обучения; 
планирование последующих этапов учебного процесса; 
мотивация с помощью поощрения за успехи в учебе и регулирования сложности последующих шагов; 
улучшение условий учебы. 
Предмет,объект психодиагностики
 
               Психодиагностика - это не только направление  в  практической
психодиагностике, но и теоретическая дисциплина.
               Психодиагностику в практическом  смысле можно определить,  как
установление  психодиагностического диагноза –  описание  состояния объектов,коими могут выступать отдельная личность, группа или организация.
Психодиагностика  осуществляется  на  основе  специальных   методов.   Может входить составной частью в эксперимент  или  выступать  самостоятельно,  как метод исследования либо, как область деятельности  практического  психолога, направляясь при этом на обследование, а не на исследование.
               Психодиагностика понимается двояко:
        1. В широком смысле  - сближается  с психодиагностическим измерением
     вообще  и  может  относиться  к  любому  объекту,   поддающемуся
           психодиагностическому  анализу,  выступая,   как   выявление   и
           измерение его свойств;
        2. В узком смысле, более распространенном  – измерение индивидуально
           – психодиагностических свойств личности.
            В психодиагностическом обследовании  можно  выделить  3  основных
этапа:
         1. Сбор данных.
         2. Переработка и интерпретация  данных.
         3. Вынесение решения – психодиагностический диагноз и прогноз.
       Психодиагностика как  наука   определяется,  как  область   психологии,
разрабатывающая   методы    выявления   и    измерения    индивидуально    –
психологических особенностей личности.
Как теоретическая  дисциплина, психодиагностика имеет дело  с  переменными  и
постоянными   величинами,   характеризующими   внутренний   мир    человека.
Психодиагностика  с  одной  стороны,  это  способ   проверки   теоретических
построений, а  с другой – конкретное воплощение  теоретических  построений  –
способ движения от абстрактной теории, от обобщения  к конкретному факту.
Теоретическая психодиагностика опирается на основные принципы психологии:
         Принцип  отражения  –   адекватное   отражение   окружающего   мира
   обеспечивает  человеку эффективную регуляцию его деятельности;
         Принцип развития  –  ориентирует   изучение  условий  возникновения
   психических   явлений,   тенденции   их   изменения,   качественные    и
   количественные  характеристики этих изменений;
         Принцип  диалектической  связи  сущности  и  явления  –  позволяет
   увидеть  взаимное обуславливание этих  философских категорий на  материале
   психической  реальности при условии их  нетождественности;
         Принцип единства сознания и   деятельности  –  сознание  и  психика
   формируются   в   деятельности   человека,   деятельность   одновременно
   регулируется  сознанием и психикой;
         Личностный принцип – требует  от психолога  анализа  индивидуальных
   особенностей  человека, учета  его  конкретной  жизненной ситуации,  его
   онтогенеза.
Эти принципы положены в основу  разработки  психодиагностических  методик  –
способов получения  достоверных данных о  содержании  переменных  психической
реальности.
 
Цели психодиагностики
Диагностировать, контролировать, проверять и оценивать знания, умения учащихся нужно в той логической последовательности, в какой проводится их изучение.  
Первым звеном в системе проверки следует считать предварительное выявление уровня знания обучаемых. Как правило, оно осуществляется в начале учебного года, чтобы определить знание учащимися важнейших (узловых) элементов курса предшествующего учебного года. Предварительная проверка сочетается с так называемым компенсационным обучением, направленным на устранение пробелов в знаниях и умениях. Такая проверка возможна и уместна не только в начале учебного года, но и в середине, когда начинается изучение нового раздела. 
Вторым звеном проверки знаний является их текущая проверка в процессе усвоения каждой изучаемой темы. Хотя она и осуществляется из урока в урок, но обеспечивает возможность диагностирования усвоения обучаемыми лишь отдельных элементов учебной программы. Главная функция текущей проверки – обучающая. Методы и формы такой проверки могут быть различными, они зависят от таких факторов, как содержание учебного материала, его сложность, возраст и уровень подготовки обучаемого, уровень и цели обучения, конкретные условия. 
ретьим звеном проверки знаний, умений является повторная  проверка, которая, как и текущая, должна быть тематической. Параллельно с изучением нового материала учащиеся повторяют изученный ранее. Повторная проверка способствует упрочению знаний, но не дает возможности характеризовать динамику учебной работы, диагностировать уровень прочности усвоения. Надлежащий эффект такая проверка дает лишь при сочетании ее с другими видами и методами диагностирования.  
Четвертое звено в системе - периодическая проверка знаний, умений обучаемых по целому разделу или значительной теме курса. Цель такой проверки – диагностирование качества усвоения учащимися взаимосвязей между структурными элементами учебного материала, изучавшимися в разных частях курса.  
Пятым звеном системы является итоговая проверка и учет знаний, умений обучаемых, приобретенных ими на всех этапах дидактического процесса. Это, прежде всего, диагностирование уровня (качества) фактической обученности и её соответствия цели, поставленной на данном этапе.  
Специальным видом является комплексная проверка. С ее помощью диагностируется способность обучаемых применять полученные при изучении различных учебных предметов знания и умения для решения практических задач. Главная функция комплексной проверки – диагностирование качества реализации межпредметных связей. Практическим критерием комплексной проверки чаще всего выступает способность обучаемых объяснять явления, процессы, события, опираясь на комплекс сведений, почерпнутых из всех изученных предметов.
 
Диагностическая деятельность: ее аспекты  
 
Систематическое наблюдение учителя за своими учениками уже является диагностической деятельностью. При этом для обсуждения некоторых принципиальных вопросов не столь важно, каким образом осуществлялся сбор диагностической информации: с помощью соответствующего инструментария (классные работы, тесты, анкеты и т.д.) или без него (например, методом простого наблюдения).  
В диагностической деятельности можно выделить, прежде всего, следующие  аспекты:  
сравнение,  
анализ,  
прогнозирование,  
интерпретация,  
доведение до сведения учащихся результатов диагностической деятельности,  
контроль за воздействием на учащихся различных диагностических методов.
Критерии качества измерения, принципы диагностирования и контролирования:  
В педагогической диагностике также важно определить качество результатов измерения. Разработаны соответствующие критерии, которые позволяют дать оценку качеству измерения. Важнейшими из них являются: 
объективность,  
надежность,  
валидность.  
Важнейшими принципами диагностирования и контролирования обученности (успеваемости) учащихся являются объективность, систематичность, наглядность (гласность). Объективность заключается в научно обоснованном содержании диагностических тестов (заданий, вопросов), диагностических процедур, равном, дружеском отношении педагога ко всем обучаемым, точном, адекватном установленным критериям оценивании знаний, умений. Практически объективность диагностирования означает, что выставленные оценки совпадают независимо от методов и средств контролирования и педагогов, осуществляющих диагностирование.  
Требование принципа систематичности состоит в необходимости проведения диагностического контролирования на всех этапах дидактического процесса – от начального восприятия знаний и до их практического применения. Систематичность заключается и в том, что регулярному диагностированию подвергаются все обучаемые с первого и до последнего дня пребывания в учебном заведении. Школьный контроль необходимо осуществлять с такой частотой, чтобы надежно проверить все то важное, что обучаемым надлежит знать и уметь. Принцип систематичности требует комплексного подхода к проведению диагностирования, при котором различные формы, методы и средства контролирования, проверки, оценивания используются в тесной взаимосвязи и единстве, подчиняются одной цели. Такой подход исключает универсальность отдельных методов и средств диагностирования.  
Принцип наглядности заключается, прежде всего, в проведении открытых испытаний всех обучаемых по одним и тем же критериям. Рейтинг каждого учащегося, устанавливаемый в процессе диагностирования, носит наглядный, сравнимый характер. Принцип гласности требует также оглашения и мотивации оценок. Оценка – это ориентир, по которому обучаемые судят об эталонах требований к ним, а также об объективности педагога. Необходимым условием реализации принципа является также объявление результатов диагностических срезов, обсуждение и анализ их с участием заинтересованных людей, составление перспективных планов ликвидации пробелов.
Требования к правильности составления тестов  
Слово «тест» английского происхождения и на языке оригинала означает «испытание», «проверка». Тест обученности – это совокупность заданий, сориентированных на определение степени усвоения определенных аспектов (частей) содержания обучения. Правильно составленные тесты обученности должны удовлетворять ряду требований. Они должны быть:  
относительно краткосрочными, т.е. не требовать больших затрат времени;  
однозначными, т.е. не допускать произвольного толкования тестового задания;  
правильными, т.е. исключать возможность формулирования многозначных ответов;  
относительно краткими, требующими сжатых ответов;  
информационными, т.е. такими, которые обеспечивают возможность соотнесения количественной оценки за выполнение теста с порядковой или интервальной шкалой измерений;  
удобными, т.е. пригодными для быстрой математической обработки результатов;  
стандартными, т.е. пригодными для широкого практического использования – измерения уровня обученности возможно более широких контингентов обучаемых, овладевающих одинаковым объемом знаний на одном и том же уровне обучения.  
 
Классификация тестов  
В зависимости  от способов предъявления материала  и испытуемых вспомогательных средств  выделяют и различные типы тестов. Различают тесты, выполняемые индивидуально  и группой; устно и письменно; вербально и невербально. Вербальные — это тесты, осуществляемые в словесно-логической форме, невербальные тесты представлены чертежами, графиками, картинками.
Различают также  тесты:
    интеллекта;
    способностей;
    достижений;
    личностные.
В настоящее  время существует множество тестов, направленных на оценку личности. Это объясняется различием подходов к самому изучению личности и направленностью на различные личностные проявления. Не существует четкой систематизации методик. Современная деловая жизнь выдвигает задачи измерения различных по степени сложности переменных, характеризующих внутренний мир человека. Области применения как профессиональных, так и популярных психологических тестов можно обозначить так:
    Тесты самопознания — формируют объективную оценку личных и деловых качеств, корректируют стереотипы восприятия самого себя и других людей, определяют цели и средства профессионального роста.
    Тесты оценки взаимоотношений с близкими — позволяют оценить потребность в принадлежности и любви, чувствовать себя защищенным.
    Тесты оценки психологических проблем коллектива — тесты позволяют определить степень конфликтности в коллективе, стиль руководства, анализировать производственные ситуации.
Тесты интеллекта. Тесты интеллекта предназначены для измерения уровня интеллектуального развития человека. Под интеллектом чаще понимается совокупность познавательных способностей. Тесты интеллекта состоят из нескольких субтестов, направленных на измерение интеллектуальных функций (логического мышления, смысловой и ассоциативной памяти и др.) Уровень интеллекта не является постоянной величиной и изменяется под воздействием окружающей среды, он отражает как предшествующие, так и последующие достижения в обучении. Интеллект не есть единая и однообразная способность, он складывается из нескольких функций. Этим термином обычно обозначается комплекс способностей, необходимых для выживания и достижения в определенной культуре.
Тесты способностей. Индивидуально-психологические особенности человека, которые способствуют его успеху в какой-либо деятельности, называютспособностями. Они проявляются в деятельности, формируются в деятельности и существуют относительно определенной деятельности. Выделяют общие и частные способности. Общие и частные делятся на элементарные и сложные.
Способности общие элементарные присущи всем людям. Основные формы психического отражения таких способностей: ощущать, воспринимать, запоминать, переживать, мыслить. Способности общие сложные в большей или меньшей степени также присущи всем людям, способности к общечеловеческим видам деятельности (игре, учению, труду, общению).
Способности частные элементарные присущи не всем людям. Это такие способности, как музыкальный слух, точный глазомер, настойчивость, смысловая память.
Способности частные сложные также присущи не всем людям. Это способности к профессиональной и другой специфической деятельности. Способность характеризуется успешностью в приобретении знании, умений и навыков и их переносе с одного класса задач на другой. Способность по сути не есть одно единственное качество,а составляет целостный комплекс качеств. Например, изобразительную способность составляют хорошая зрительная память, острота зрительного восприятия и др.
Тесты достижений. Если тесты способностей служат для предсказания последующего выполнения той или иной деятельности и применяются для оценки целесообразности прохождения индивидом того или иного курса специального обучения или для предсказания уровня его достижений в новой ситуации, например, в освоении профессии, то тесты достижений обычно дают конечную оценку достижений индивида по завершению обучения, в них основной интерес сосредоточен на том, что человек может делать к настоящему времени.
К познавательным процессам человека относятся: ощущение, восприятие, внимание, память, воображение, мышление, речь. Зная особенности внимания человека, можно сделать вывод о том, способен ли он длительно и сосредоточенно работать. Имея представление об особенностях памяти человека, можно судить о том, способен ли он запомнить необходимую информацию, сможет ли воспроизвести ее и насколько точно, сколько времени ему необходимо для запоминания и насколько долго он способен запомнить необходимые сведения, т.е. такие характеристики памяти, как объем и продуктивность процессов запоминания, сохранения и воспроизведения. Особенно это касается кратковременной и оперативной памяти, от которой непосредственно зависит, сколько и какой информации человек может сразу воспринять.
Исследование  общих индивидуальных способностей позволяет определить где, в чем и каким образом они больше всего проявляются. У одних людей они проявляются в решении практических задач с помощью реальных действий с материальными предметами, такое мышление называется практическим, или наглядно-действенным; у других — при внутренних манипуляциях с образами, что характеризует образное мышление; у третьих — в решении абстрактно-логических, теоретических проблем при помощи понятий и по законам логики. Это словесно-логическое мышление.
Личностные  тесты. В психологии выделяют следующие направления исследования личности: (1) получение информации о ней путем регистрации реального поведения человека в повседневной жизни; (2) получение информации о ней с помощью опросников либо объективных тестов.
Исследуя мотивацию  человека, мы сможем предположить, каковы его основные потребности и интересы, мотивы поведения, целии ценности, каким образом он принимает различные решения и претворяет их в реальной деятельности.
К наиболее известным  текстам психических состояний  и свойств личности относятся: опросник Айзенка, MMPI, Характерологический опросник Леонгарда, тест Кэттела, Метод исследования уровня субъективного контроля (УСК), ТАТ (Тематический апперцепционный тест), тест Роршаха, тест Люшера и другие. Остановимся подробнее на некоторых из них.Интересны методики, позволяющие определить тип темперамента человека, черты его характера, так как именно они определяют его поведение, реакции, поступки в различных жизненных ситуациях.
Тип темперамента определяет динамические особенности индивидуального поведения человека: скорость реакции, темп работы, эмоциональность, уровень общей активности. Если темперамент определяет только динамические особенности поведения людей, то характер обусловливает осознанные поступки людей. Темперамент и характер тесно связаны между собой. Однако не следует считать, что характер зависит напрямую от темперамента человека. Многие свойства темперамента и характера просто не осознаются людьми, а информацию о своих особенностях они получают косвенным путем, сравнивая себя с окружающими и оценивая их реакции на собственные поступки.
Один из популярных тестов — личностный опросник английского психолога Г.Ю. Айзенка. С помощью основных показателей экстраверсии, интроверсии и нейротизма тест позволяет оценить направленность личности на внутренний или внешний мир, а также определить уровень эмоциональной нестабильности личности. Эти характеристики существенно влияют на профессиональную деятельность человека.
Экстраверсия — это направленность личности на окружающий мир, людей, события. Экстравертам свойственна общительность, отзывчивость, жизнерадостность, инициативность, но при этом подверженность влиянию других, доверчивость, импульсивность.
Интроверсия — это направленность человека на свой внутренний мир. Интровертам свойственна рассудительность, необщительность, подчас замкнутость, нерешительность.
Невротизм проявляется как эмоциональная неустойчивость, несбалансированность нервно-психических процессов. На одном полюсе невротизма находятся люди эмоционально нестабильные —невротики, на другом — эмоционально стабильные, характеризующиеся спокойствием, уверенностью.
Показатели экстраверсия — интроверсия и стабильность — нестабильностьвзаимонезависимы и противоположны. Сочетание этих свойств, выраженных в разной степени, и создает своеобразие личности, а также характеризует тип темперамента: холерический, сангвинический, флегматический, меланхолический.
Разумеется, большинство  людей, подчеркивает Айзенк, не являются в чистом виде меланхоликами, флегматиками, сангвиниками и холериками. Еще 100 лет  назад Вильгельм Вундт, основатель первой психологической лаборатории в Лейпциге, обратил внимание на тот факт, что меланхолики и холерики сходны в том, что имеют сильные и изменчивые эмоции, в то время как флегматики и сангвиники имеют достаточно устойчивые эмоции. Он тем самым постулировал измерение «эмоциональности», идя от крайней неуравновешенности к крайней уравновешенности. Он также обратил внимание на тот факт, что холерики и сангвиники сходныпеременчивостью своего поведения, в то времякак меланхолики и флегматики достаточно постоянны в своем поведении. Заменив понятия «переменчивость» и «постоянство» современными психологическими терминами «экстраверт» и «интроверт», мы можем сказать, что Вундт предвосхитил описание второго важного измерения личности.
Тест  «Диагностика межличностных отношений» Т. Лири. Объективно составить психологический портрет другого человека подчас проще, чем получить представление о себе как члене коллектива, сложнее выявить преобладающий тип отношений к людям в самооценке и взаимооценке. Один из наиболее известных и интересных — тест Томаса Лири, выявляющий преобладающий тип отношений к людям с помощью методики диагностики межличностных отношений. Этот опросник включает 128 характерологических утверждений. Он дает описание характера человека и предназначен для измерения степени выраженности свойств, проявляющихся в межличностном общении: доминантность, уверенность в себе, независимость, зависимость, отзывчивость, общительность. Эта методика позволяет решать три задачи:
    установить степень выраженности свойств характера;
    описать зоны потенциального внутреннего конфликта;
    изучить психологическую совместимость людей, проанализировать причины конфликта, предпочтений, ожиданий.
Выполнение и  анализ результатов требуют умения взглянуть на себя со стороны и  дать адекватную оценку своему характеру. Человек должен понимать, что нередко он сам — источник своих проблем, следовательно, он сам должен сделать первые шаги в преобразовании своей личности.
Тесты управленческих качеств. Существующие популярные тесты способствуют лучшей организации самообразования и профессиональной деятельности, принятию решений, непосредственно касающихся жизни человека. Тесты позволяют увидеть те черты характера, которые, возможно не видятся самим испытуемым. Не случайно говорят, что если для внешности есть зеркало, то для характеристики личности его нет. Подобным зеркалом для понимания своего характера и является тест.
Социально-психологическая  культура современного человека предполагает элементарное знание себя, т.е. своих  сильных и слабых сторон, реального  и возможного уровня профессиональных достижений; знания других людей — их индивидуальных различий, особенностей поведения; знания деловых и жизненных ситуаций, т.е. умения гибко и конструктивно решать возникающие проблемы, не рассматривая при этом людей как средство для достижения цели.
Исследования  показали, что наибольшие трудности  в деловом общении люди испытывают при участии в конфликтных  ситуациях, при принятии нестандартных  решений, при необходимости высказать  собственное непопулярное мнение, при  делегировании полномочий. Основой решения перечисленных проблем выступает повышение социально-психологической компетентности путем самопознания, познания других людей, формирования профессионально важных качеств руководителей и деловых людей.Популярные психологические тесты помогут решить разнообразный комплекс задач, психологическое решение которых способствует эффективной и продуктивной деятельности.
Проективные тесты. Традиционный интерес всегда вызывают тесты, называемые в психологии проективными. Принцип проекции, лежащий в основе тестов, связан с представлением о том, что в разнообразных проявлениях индивида (творчество, интерпретация событий, высказывания, предпочтения и т.д.) воплощается личность, в том числе скрытые, неосознаваемые побуждения, стремления, конфликты, переживания. К таким тестам относится цветовой тест швейцарского психолога Макса Люшера.
Проведенные психофизиологами эксперименты подтвердили, что ряд  физиологических показателей состояния  испытуемого закономерным образом  изменяется в зависимости от того, на какой цвет он смотрит.Наши реакции на цвет весьма сложны. В исследованиях, выполненных Германом Роршахом и Максом Люшером, сделана попытка показать в какой степени специфические типы личности отдают предпочтение некоторым цветам, тогда как другие производят на них отталкивающее впечатление. Воздействие цвета может вызвать у человека как физиологический, так и психологический эффект. Так как эмоциональное отношение к цвету может характеризоваться или предпочтением его, или отказом от него, или безразличием, то оно учитывается в психодиагностике. М. Люшер утверждал, что гораздо сильнее, чем с помощью слов, часто неосознанно, мы с помощью сигналов внешнего проявления информируем окружающих о своем состоянии и истинных намерениях.
Под сигналом личности Люшер понимает «совокупность избранных человеком манер поведения и средств, с помощью которых он добивается от окружающих его людей желательной для себя оценки его личности и проявляется в их глазах, например, в качестве предусмотрительного и уверенного в себе человека или в качестве наивного и беспомощного».
Для истолкования наблюдаемых сигналов Люшер применяет  метод функциональной психологии, на базе которого создан цветовой тест. Тест Люшера основан на предположении  о том, что выбор цвета отражает направленность испытуемого на определенную деятельность, настроение и наиболее устойчивые черты личности. Характеристика цветов, по Люшеру, включает в себя по четыре основных и дополнительных цвета. Основные цвета символизируют потребность в спокойствии, удовлетворенности (синий), чувстве уверенности, настойчивости (сине-зеленый); волевом усилии, агрессивности, наступательности, возбуждении (оранжево-красный), активности, стремлении к общению, веселости (светло-желтый).
Дополнительные  цвета (фиолетовый, коричневый, черный, серый) символизируют негативные тенденции, такие, как стресс, тревожность, огорчение, страх. Значение этих цветов, также как и основных, определяется их взаимным расположением.
На основе анализа  выбора цветов Люшер оценивал работоспособность  личности, ее перспективы в этом направлении, выяснял показатели тревоги, причину тревожности и многое другое. Многочисленные международные исследования показали, что использование методики Люшера и его интерпретации позволяют выявить многие особенности личности. Однако не следует доверять упрощенным утверждениям о том, что красный цвет предпочитают лишь физически здоровые люди, выбирающие зеленый цвет — стремятся к самоутверждению, а синий цвет — удел флегматиков.
Тест М. Люшера относится к проективным методикам, которые традиционно вызывают интерес в силу того, что существенно отличаются от стандартизованных методов особенностями стимульного материала, особенностями поставленной задачи, особенностями обработки и интерпретации результатов. Данные, полученные с помощью проективных методик, следует соотносить с данными, полученными с помощью других методов.
Тест  Роршаха назван по имени швейцарского психиатра Г. Роршаха (1884—1922). Методика оценки заключается в толковании десяти черно-белых и цветных чернильных пятен. Тестируемый, глядя на предлагаемые ему пятна, описывает то, что он видит. Многолетняя практика применения теста убеждает многих исследователей в его прогностичности при толковании различных скрытых тенденций и состояний человека. Тест определяет степень экстраверсии — интроверсии, склонность к межличностным конфликтам, делаются попытки использовать тест при оценке управленческого персонала.
К проективным  методикам относятся также ассоциативный  тест К.Г. Юнга, «Неоконченные предложения» — набор незаконченных предложений или рассказ, который требует завершения.
К методикам интерпретации относится составление рассказа по предложенным картинкам. Предмет интерпретации — рисунок тестируемого — «Дом. Дерево. Человек», «Дерево», «Человек», «Семья», «Несуществующее животное» и др. В психологии, особенно зарубежной, разработано огромное количество разнообразных тестов. Сборники тестов включают тысячи наименований, и мы в качестве примеров приводили лишь наиболее известные.
К сожалению, отечественная  психология отстает в разработке тестов от зарубежной. С 30-х годов XX в. в СССР психология и тестирование, широко в ней используемое, находились под запретом. Возврат к тестированию произошел лишь в 60-е годы XX в. Западная же психодиагностика наработала значительный (хотя далеко не бесспорный) опыт тестирования.
Знакомство с  психодиагностикой как областью психологии, разрабатывающей и использующей методы выявления индивидуальных особенностей и перспектив развития личности, чрезвычайно  важно для тех, кто изучает  деловое общение. Психодиагностика поможет уменьшить вероятность ошибок в ответственной работе, предупредить конфликты в коллективе, отследить функциональное состояние участников делового общения, успешность профессиональной деятельности, наконец, просто понять себя и других.
 

Заключение.  
 
Традиционные способы оценки, существующие в системе образования, нуждаются в систематическом дополнении объективными методами. Методика педагогической диагностики требует научного обоснования. Исходя из этого, с одной стороны, не следует сводить педагогическую диагностику к про
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.