Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Религия: социально-психологический анализ

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 27. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Тамбовский  Государственный  Технический Университет 
 

Информационно-аналитический  обзор по социологии на тему: 

«Религия: социально-психологический  анализ» 
 
 
 
 
 

Подготовила студентка кафедры
  «Связи с общественностью:
  Архипова Кристина.
Проверил:
Дробжев А. М. 

Тамбов
Содержание
    Введение………………………………………………………………………..3
    Теоретическая часть…………………………………………………………...4
 
      Социальные  функции религии……………………………………….4
      Религия как социальное явление………………………………………6
      Религия и искусство……………………………………..………….…6
      Религия и политика……………………………………………………..7
      Религия и семья…………………………………………………………8
 
    Практическая  часть…………………………………………………………..9
 
    Проблема  возникновения религии……………………………………….9
    Психология религии………………………………………………………11
    Религия как предмет исследования………………………………………12
    Религия по Л. Фейербаху………………………………………………….13
    Социология религии по М. Веберу……………………………………….14
    Религия по З. Фрейду……………………………………………………...16
    Религия по И. Канту……………………………………………………….16
    Концепция религии по Дюркгейму………………………………………18
    Методы исследования социологии религии……………………………..19
    Исследование "Религия и общество"……………………………………21
 
 
    Заключение…………………………………………………………………...23
    Список литературы…………………………………………………………..24
        
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение
   Проблема религии одна из самых  актуальных среди общества. Споры  о ней как были, так до сих  пор и продолжаются. Множество  мнений и противоречий окружают  религию. Многие пытались доказать  существование Бога и всего  сверхъестественного, но не меньшее  количество людей и опровергали  этот факт. Так правда и осталась  не раскрытой. 
   Эта тема требует тщательного рассмотрения, взвешиваний всех «за» и «против». Тема религии это слишком обширное понятие, вглубь которого нам придется погрузиться и изучить ее изнутри. Возникновение и развитие религии является для исследователей сложной проблемой, без решения которой остается вопрос о современном состоянии и функциях религии. С теми или иными проявлениями религии каждый из нас, хочет он того или нет, сталкивается ежедневно. Это религиозные праздники, строительство религиозных сооружений, вопрос религиозного образования в учебных заведениях, религиозные конфликты по всему миру. Религия существовала всегда. Из-за нее велись войны, убивали, спорили, ее восхваляли и изменяли. Религия присутствовала в жизни каждого человека. Даже неверующего она касалась тем или иным боком.
   Цель нашего исследования заключается  в рассмотрении роли религии  и религиозных отношений в  современном обществе. Мы попытаемся  исследовать роль религии в  национальных процессах, проанализировать  религиозность в современной  России и другие проблемы. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Теоретическая часть
    Социальные функции религии.
  
   Социология религии — отрасль социологии, изучающая взаимоотношения между религией и обществом. Социология религии изучает религиозные практики, исторический опыт взаимодействия религии и общества, универсальные темы и роли религии в социальных процессах. В отличие от философии религии, социология религии не ставит своей целью оценку религиозных убеждений. Современную социологию религии можно представить, как совокупность трех уровней знаний: методологического, теоретического и эмпирического. Современная социология религии сосредоточена на таких вопросах, как секуляризация, гражданская религия, а также согласованности религии в контексте глобализации и мультикультурализма.
   Предпосылки возникновения данной отрасли социологии были заложены в эпоху французского Просвещения. К этому времени накопился богатый фактографический материал по истории христианства и не европейских религий, требовавший упорядочения и осмысления. Многие идеологи французского Просвещения сформировали критический интерес к религии как социальному институту. Позитивистская методология Огюста Конта и рационалистическая гносеология Иммануила Канта сформировали методологическую основу анализа религии.
   Основоположниками современной социологии религии считают Эмиля Дюркгейма, Макса Вебера и Георга Зиммеля.1
   Социальная роль религии реализуется в ее функциях. Религиозное сознание уводит верующего человека от противоречий общественной жизни во внеземной мир и тем самым ложно ориентирует его практическую деятельность. Оно ориентирует верующего не на реальное преодоление порабощения, эксплуатации, голода, нищеты, бесправия, а на иллюзию свободы, небесного вознаграждения, потустороннего блаженства и т. п. Это — иллюзионно-компенсационная функция религии. Суть ее состоит в том, что религия может иллюзорно компенсировать бессилие человека перед природными и социальными стихиями, «восполнить» ограниченную человеческую практику. Это «восполнение» носит не индивидуальный, а коллективный, общественный характер, но ощущается каждым человеком в отдельности.
   В конкурирующем обществе трудящиеся подвергаются материальному ограблению, и религия обещает компенсировать его в потустороннем мире. Духовное ограбление трудящихся, которое осуществляется путем оттеснения их от науки, культуры и образования, религия обещает компенсировать поисками духовного удовлетворения в вере в сверхъестественное. Социальную подавленность и узость социальных связей трудящихся в конкурирующем обществе религия предлагает компенсировать религиозными связями, как с несуществующими сверхъестественными силами, так и с единомышленниками по вере.
   Компенсационная функция религии отчетливо проявляется в религиозном утешительстве, которое отличается от обычного утешения выходом за пределы реальности.
   Религиозное утешение создает иллюзию разрешения реальных проблем жизни, под его влиянием возникают умиротворенность, душевное равновесие. Но такое превращение негативных эмоций в положительные достигается слишком дорогой ценой — ценой отказа от борьбы за свои интересы, ценой превращения человека из раба по принуждению в раба по убеждению.
   Религии свойственна также коммуникативная функция. Уже формирующееся верование использовали для  передачи религиозно осмысленной информации. Известное коммуникативное значение религия имела также в те исторические периоды, когда она занимала ведущее значение в духовной жизни общества, в особенности в период феодализма. Однако уже в начале капитализма, с выходом на первый план политической и правовой форм общественного сознания, весьма информативных по своей сущности, коммуникативное значение религии резко упало, а в условиях социалистического общества вовсе свелось к нулю.
   Аналогичным образом можно характеризовать интегративную функцию религии, которая состоит в содействии объединению людей в группы единоверцев. Интегративная функция религии может быть использована в классовых целях — как средство распада рядов трудящихся по принципу их религиозной принадлежности. Это часто и делают современные религиозные организации в буржуазном обществе и в странах, освободившихся от колониального угнетения.
   Религия в жизни общества, которое ее порождает, выполняет также мировоззренческую функцию, состоящую в соответствующей оценке социальных явлений и нормативном регулировании поведения верующих. Беря в свою основу искаженные представления о действительности, религиозное мировоззрение осуществляет выработку иллюзорных ценностей («мир с богом», религиозная отрешенность, покорность, «божественный промысел» и др.). В создании системы таких ценностей состоит аксиологическая деятельность религии. На основе фантастических религиозных ценностных представлений складывается система целей, мотивов и установок для практической деятельности. Религия вырабатывает также множество норм, определяющих социальную и индивидуальную жизнь верующего, его нравственность, эстетические идеалы, образ жизни, его социальное поведение.2
   Религия включает в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий, а также объединения людей в организации (церковь, религиозную общину). Основы религиозных представлений большинства мировых религий, как правило, записаны людьми в священных текстах, по убеждению сторонников религии либо продиктованных или вдохновленных непосредственно Богами, либо написанных людьми, достигшими с точки зрения данной религии высшего уровня духовного развития - великими учителями либо особо просветлёнными или посвещёнными, святыми. Большинство религий поддерживаются профессиональными священнослужителями.3  

    Религия как  социальное явление.
  
   Есть два основных способа  объяснения религии как социального  феномена: идеалистический и материалистический. Идеалисты выводят религию из объективного или субъективного духа. Материалисты видят в религии искаженное отражение мира, несовместимое с наукой. Религиозная вера исходит из того, что сверхъестественное реально существует. Она включает в себя эмоциональное отношение верующего к сверхъестественным силам, убеждение в том, что сверхъестественное может определять судьбы людей и что человек определенным образом может воздействовать на сверхъестественное.
   В советский период религию рассматривали как пережиток прошлого в сознании и поведении людей. В настоящее время многие государственные, политические и культурные деятели склонны усматривать в религии фундамент морали, средство духовно-нравственного возрождения народа.
   Говоря о религии как социальном явлении, следует иметь ввиду, что религия вплетена в общественную жизнь, что она испытывает на себе влияние экономики, политики,  социальной сферы, морали, науки и т.д. Радикальные социальные  перемены в обществе, НТР, общий культурный прогресс человечества обостряют, в частности, проблему секуляризации, проблему религиозного модернизма и ряд других проблем.4 

    Религия и искусство
  
   Известно, что на протяжении длительной исторической эпохи искусство было тесно связано с религией. Его сюжеты и образы в значительной степени заимствовались из религиозной мифологии, его произведения (скульптуры, фрески, иконы) включались в систему религиозного культа. Многие защитники религии утверждают, что она содействовала развитию искусства, оплодотворяла его своими идеями и образами. В этой связи встает вопрос о подлинном соотношении искусства и религии, о характере их взаимодействия в истории культуры.
   Религия и искусство в ходе их исторического развития не просто взаимодействовали, они проникали друг в друга, переплетались между собой, сливались, образуя те своеобразные явления истории культуры, которые мы обозначаем термином "религиозное искусство". То или иное художественное произведение нельзя отнести к религиозному искусству только потому, что его тема, сюжет, образы заимствованы из религиозной мифологии. В искусстве народов Европы мы знаем много произведений живописи, скульптуры, литературы, которые используют отдельные сюжеты и образы библейской мифологии, но по своей идейной направленности, по мироощущению очень далеки от христианства.
   Любое произведение искусства выполняет в системе религиозного культа две различные и в значительной мере противоречащие друг другу функции. Во-первых, специфически религиозную, культовую функцию, поскольку оно возбуждает религиозные образы, идеи, переживания, возобновляет и подкрепляет религиозные верования, а нередко служит и непосредственным объектом культового поклонения; во-вторых, ему свойственна эстетическая функция, ибо оно есть продукт художественного творчества, и вызывает у воспринимающих его людей эстетические чувства. Между указанными двумя функциями существует весьма сложное и противоречивое соотношение с одной стороны, при определенных условиях эстетическая функция может усиливать религиозное воздействие того или иного произведения культового искусства, а эстетические чувства могут влиться в общий поток религиозных переживаний, углубляя их; с другой стороны, в некоторых ситуациях эстетическая функция может прийти в конфликт с религиозной, оттеснив на задний план культовое значение данного произведения искусства, его религиозную направленность.5
 
    Религия и политика.
 
  Политика - это, во-первых, отношения между партиями, классами, национальностями, народами, государствами, во-вторых, отношение отдельных людей к партиям, классам, национальностям, народам, государствам. Политические идеи отражают эти отношения, а политические поступки выражают их. Политика бывает прогрессивной (эта та политика, которая содействует общественному прогрессу) и реакционной (это та политика, которая противодействует общественному прогрессу). Политическая идеология и политическая деятельность возникли вместе с возникновением классов. С этого времени участие религиозных организаций в политике стало неизбежным. Вопрос был только в том, какую политику они выбирали. И если религиозная организация устами своих руководителей заявляет, что она в политической деятельности не участвует (как это делают, например, руководители Международного общества Свидетелей Иеговы), то это означает только одно: она не участвует в тех формах политической деятельности, которые предлагают государство и существующие в стране политические силы (партии, профсоюзы и др.). В то же время само неучастие в предлагаемых формах политической деятельности есть своеобразная политическая деятельность, суть которой - в политическом бойкоте общепринятых форм политики. Иначе говоря, это политика социальной пассивности.
   "Плюс" политической функции религии состоит в содействии религиозных организаций общественному прогрессу. "Минус" этой функции соответственно состоит в противодействии религиозных организаций общественному прогрессу. Так, в XVI веке лютеранская церковь вносила политический "плюс" в жизнь верующих и общества тем, что содействовала развитию буржуазных отношений в Европе. В этот же период времени католическая церковь, защищая отжившие свое время феодальные отношения, вносила в жизнь верующих и общества "политический минус".6
   Я считаю, что религия и была создана в политических целях. Некоторые источники утверждают, что князь Владимир, крестив Русь, исходил из политических соображений. Ведь в те времена страна принадлежала нескольким правителям, а с приходом христианства устанавливались иные правила – один правитель на небе – Бог – и один на земле – князь. Поэтому моя точка зрения такова, что создание религии было не иначе как политически выгодным шагам для правителя Х века. 

    Религия и  семья.
 
 Семья  относится к числу самых древних  форм социальной жизни людей.  Родственные связи были первоначальной  формой организации общества. На этой основе возникло предположение, что семья и религия находятся между собой в такой тесной связи, что семья должна рассматриваться как "естественная" религиозная ячейка, как первичный социальный носитель религии и как религиозное по своей сути социальное образование. Точка зрения на семью как сакральное образование обычно подтверждается ссылками на то, что во многих обществах религиозные ритуалы совершались в рамках семьи и огонь домашнего очага считался священным. Довольно часто и в настоящее время семья является тем местом, где совершаются религиозные ритуалы, но при этом следует помнить: то, что мы называем семьей сегодня, существенно отличается от того, что было семьей в древних обществах.  7
  В ходе развития общества его институциональные образования разделились на две сферы — частную и общественную области жизни. Семья во многом утратила черты общественной организации, которыми была наделена в прошлом, и стала в большей мере делом частной жизни. В то же время Р. Белла, прослеживая религиозную эволюцию, показывает, что в ней происходит «приватизация» религии. Религиозные верования и религиозная практика в современном обществе становятся в значительной мере делом личного выбора, частным делом. Возможно, с этим связано то обстоятельство, что сегодня, в первую очередь, многих привлекают те религиозные ритуалы, которые связаны с событиями семейной жизни. В свою очередь, в деятельности современной христианской церкви значительную долю составляет именно то, что связано с семьей - бракосочетания, религиозное воспитание детей.
    Действительно, в современном обществе существует тесная связь между церковью и семьей. Социологические данные подтверждают, что церковная деятельность в большей степени обращена к женщинам и детям, среди церковных преобладают мероприятия, связанные с семьей, среди прихожан сегодня в церкви большинство составляют женщины.
   Тем не менее, взаимосвязь семьи и религии представляется в настоящее время не столь уж однозначно нерушимой; во всяком случае, понимание существа и характера этой связи требует принять во внимание те изменения, которые претерпели и семья, и религия, как повлияли эти изменения на отношения между ними.8
   А что, если  семья атеистическая  и не желает  поддаваться религиозной  жизни?!! А религия, в свою очередь, слишком часто присутствует в семейной жизни – свадебные обряды (венчание), крещение детей, похороны, даже предмет религиоведения в школе и иконки в автомобиле. Что же делать в случае нежелания семья соприкасаться с религиозной тематикой?!! Несмотря на свободный выбор религиозной направленности, в большинстве своем общество будет осуждать данную семью за несоблюдение общепринятых религиозных традиций. Считаю, нужно давать большую свободу людям в вопросах соблюдения религиозных традиций и обрядов. 

Практическая  часть 

      Проблема  возникновения религии.
 
   Вопрос о существовании религии можно назвать одним из самых волнующих и философских. На него можно дать два ответа:
   1. Религия появилась вместе с   человеком.  В  этом  случае  человек   должен был быть  создан Богом в результате  процесса творения. Религия возникла потому, что существуют Бог и человек, который способен  воспринимать  Бога.  Сторонники этой точки зрения говорят, что если бы Бога не было, то не  возникло бы  и понятия  о  нем  в  человеческом  сознании.   Таким   образом,   вопрос о возникновении религии снимается: она существует точно.
   2. Религия — продукт развития человеческого сознания, т. е.  человек сам придумал Бога или богов, пытаясь осознать  и объяснить окружающий мир.  Поначалу  древние люди  были  атеистами,  но  вместе  с   искусством, зачатками   науки,   языком   у   них   появились   элементы    религиозного мировоззрения. Постепенно они усложнялись и систематизировались.  Отправной точкой для такого  воззрения стала теория  происхождения человека  и его сознания  в процессе  биологической эволюции.  Эта   теория достаточно стройна, но имеет два «слабых места»: 1)  происхождение человека от  обезьяноподобных  (либо  иных  зоологических)  предков никак не  может считаться окончательно доказанным: слишком много здесь «темных мест»,  да  и археологические   находки   останков   древнего   обезьяночеловека    весьма отрывочны; 2) находки, сделанные при раскопках древнейших  стоянок человека современного типа подтверждают, что он уже имел некие (не  совсем  понятные нам)  религиозные представления,  а убедительных   аргументов   в пользу существования «дорелигиозного периода»  в истории человечества  так и не обнаружено.
  Не вдаваясь в детальные споры, мы  можем констатировать,  что вопрос о происхождении религии остается открытым и вызывает острые дискуссии. Недостаточно  ясно,  какой  была  религия  древнейшего  человека.  Согласно, например, библейскому учению, она должна была быть  религией  единого  Бога. Ведь Адам и Ева никак не могли верить во множество  богов!  По  Библии,  Бог покарал человечество за попытку построить Вавилонскую башню  «до  неба».  Он разделил людей на отдельные народы,  которые стали верить  в многочисленных богов. Так вместе  с разными языками появились и разные языческие религии. Если  следовать этой  логике,  то  человечество  шло  от единобожия к многобожию, а затем снова  к  единобожию.  Эту  точку зрения разделяют и весьма серьезные ученые. Они находят ей подтверждение, анализируя древнейшие мифы, данные археологии,  этнографии  и филологии.
    Другие археологи и историки, придерживающиеся иного взгляда на мир, утверждают, что изначально  человек  обожествлял  силы  природы, предметы, животных и не имел ни малейшего понятия о едином Боге.  Таким образом, религиозный путь человека можно выразить так: от примитивных верований к языческому многобожию,  а затем к единобожию.
   Археология и этнография подтверждают наличие у древних людей  примитивных верований в сверхъестественные силы. Если  люди  поклоняются  животному  и  растению  как  своему  мифическому  предку   или защитнику, то это  верование  обычно  называют  тотемизмом. Вера в существование   духов и душ,  населяющих  мир,   называется анимизмом . Древний человек одушевлял грозу, дождь, скалы, реки, источники и многое другое. Возможно, что  именно из этого родилось представление о множестве богов.9
   Возможно, мое мнение складывается из моих атеистических взглядов и попыток их обоснования, но я считаю, что Бог – это некий образ созданный людьми для того, чтобы можно было обратиться к нему в трудной ситуации, пожаловаться, перекинуть на него причины своих бед, да и надо же ведь во что-то верить. Думаю, что люди не способны сами отвечать за свою жизнь. Им нужен план «Б», коим и является образ Бога.
2.Психология религии.
   Психология религии – отрасль психологии, изучающая психологические и социально-психологические факторы, обусловливающие особенности религиозного сознания. Пытается понять и объяснить поведение верующих в целом и представителей различных религиозных течений в частности.
  Этот раздел психологии исследует душевные процессы, выражающиеся в религиозных переживаниях и состоянии души, их роль в жизни личности, включая кризисные моменты.
   Психология религии не занимается вопросами объективного существования Бога, Его благодати - это вопросы философии и богословия, но она исследует то, как конкретный человек или группа людей понимает существование Всевышнего и Его действия в их жизни.
 Данная  область исследований берет свое начало с конца XIX – начала XX вв. На данный момент накоплен значительный опыт о содержании религиозного сознания, а также об эмоциональных состояниях и чувствах человека во время молитвы, исповеди и совершения других обрядов.10
   На протяжении жизненного цикла у людей меняются взгляды на окружающий мир и восприятие Бога. Детская вера, по-видимому, является простой и магической. По мере взросления человека, его моральные ценности, представления о сверхъестественном и участие в религиозной деятельности претерпевают серьезные изменения.
   Религиозный опыт - это одна из основных областей интереса психологов, занимающихся изучением религии. Уильям Джеймс исследовал причины и влияние обращения в веру, мистических переживаний, праведности и молитвы. Последующее изучение в данной области дополнилось исследованиями религиозного содержания снов, психологических основ медитации, влияния религиозного убеждения и ритуала, чудесных исцелений, измененных состояний сознания, влияния исповеди и прощения, влияния оккультных и культовых феноменов, объяснения чудес, употребления наркотических средств с целью вызова религиозных переживаний и религиозных влияний в области психопатологии.
   Прайзер считает, что религия не только влияет на людей, но и сама зависит от особенностей человеческого восприятия, интеллектуальных процессов, мышления, лингвистических функций, эмоций, межличностных отношений и отношения к вещам, идеям и к самому себе. Несмотря на свое сегодняшнее незначительное место в психологии религии, изучение взаимосвязи общепсихологических и религиозных феноменов представляет потенциальный интерес для будущих исследований.11 

    Религия как  предмет исследования
 
  Религия  существует много веков, по-видимому, также долго, как существует  человечество. За это время оно  выработало множество разновидностей  религии. Своеобразные религии существовали в Древнем Мире у египтян и греков, вавилонян и евреев. В настоящее время широкое распространение получили так называемые мировые религии: буддизм, христианство и ислам. Помимо них продолжают существовать национальные религии (конфуцианство, иудаизм, синтоизм и др.). Для того, чтобы разобраться в вопросе, что представляет собой религия, необходимо найти у всех ее разновидностей нечто общее, повторяющееся, существенное.
     Религиоведение изучает процесс возникновения, функционирования и развития религии, ее строение и различные компоненты, многочисленные проявления религии в истории общества и в современную эпоху, роль в жизни отдельного человека, конкретных обществ и общества в целом, взаимосвязь и взаимодействие с другими областями культуры.
   Религиоведение — это комплексная отрасль человеческого знания. Оно сформировалось в результате усилий представителей богословско-теологической, философской и научной мысли. Но методология подхода к религии у каждой из этих отраслей знания не одинакова.
   Для богословско-теологического подхода к религии характерно ее истолкование как особого, сверхприродного явления, результата сверхъестественной связи человека с Богом. Таким образом, религия с позиции теологии получает надобщественный статус. Характерной для богословско-теологического религиоведения является концепция религии, представленная в книге известного православного богослова и священнослужителя Александра Меня «История религии».
   А. Мень не был ортодоксальным православным богословом. В его работах довольно сильно стремление преодолеть узость церковного истолкования религиозного учения, попытаться дать концепцию религии с общечеловеческих позиций. Поэтому в его концепции религиозный опыт — это не только опыт христиан, а опыт всех верующих людей, это — общечеловеческий опыт. Конечная цель богословско-теологического подхода — защита и оправдание религиозного вероучения, доказательство непреходящей значимости религии для каждого конкретного человека и человечества в целом.
      Богословско-теологическому подходу к религии противостоят философский и научный способы объяснения религии. Такой подход не означает обязательно негативную позицию в отношении религии. Он может быть реализован с той же целью, что и Богословско-теологический подход, но опираться на иную методологию. Богословско-теологический подход осуществляется на основе принятия религиозного вероучения в качестве исходной истины, в рамках «религиозного опыта». Философская и научная методология требует выйти за пределы этого опыта, подвергнуть религию критическому исследованию с позиций разума. При этой общности исходных позиций в методологии философии и науки при исследовании религии имеются свои существенные особенности.12 

    Религия по Л. Фейербаху.
  
   Существенное влияние на становление
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.