Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Гендерная социология

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


?2
 
АЛМАТИНСКИЙ ИНСТИТУТ ЭНЕРГЕТИКИ И СВЯЗИ
 
 
 
 
Кафедра социальных дисциплин
 
 
 
 
 
 
 
Социология
 
 
Семестровая работа № 2
По теме: «Гендерная социология».
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Алматы 2009

 

СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1 Гендерный подход в социологии………………………………………………4

2 Социологический подход к изучению жизни женщины в современном обществе………………………………………………………………………….10

Заключение……………………………………………………………………….16

Список использованной литературы…………………………………………...17

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Всякая социологическая теория предполагает некоторую интерпретацию социально организованных отношений между полами. Обсуждение мужественности и женственности и их соотношения мы можем найти у Маркса и Дюркгейма, Зиммеля и Парсонса, Хабермаса и Бурдье, Гидденса и Лумана, Гофмана и Гарфинкеля и пр. Концепция общества и социальной структуры определяет интерпретацию гендерных отношений в рамках этой концепции. В рамках классической и постклассической социологии вплоть до середины 1970-х годов термины «гендер» и «гендерные отношения» не употреблялись, интересующая нас область социальной реальности анализировалась в терминах отношений межу полами. Однако, обсуждая отношения между полами, социологи часто выходили за пределы профессионального канона, а рассуждения о поле в конечном счете сводилось к постулату о базовой биологической дихотомии между мужчиной и женщиной. Такую позицию принято называть биологическим детерминизмом или эссенциализмом.

Гендерный подход, сформировался как критика представлений классической социологии о природе отношений между полами. В его рамках статус пола перестает быть аскриптивным. Гендерные отношения рассматриваются как социально организованные отношения власти и неравенства.



 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Гендерный подход в социологии

 

Термин «гендерный подход» возникает в социологии в 1970е годы. Он формируется как оппозиция исследованиям отношений между полами. Под гендерным подходом в социологии мы понимаем анализ отношений власти, организованных на основании культурно-символического определения пола. Культурно символическое определение пола (то, что называется гендером) - это комплексная характеристика статуса, которая возникает на пересечении множества признаков индивида и/или группы. Таким образом, гендерный подход - представляет собой вариант стратификационного подхода, в нем всегда присутствует тезис о неравном распределении ресурсов по признаку приписанного пола, об отношениях господства-подчинения, исключения-признания людей, которых общество относит к разным категориям пола. Гендер становится «полезной» многоуровневой категорией социального анализа, которая «работает» на уровне анализа идентичности, межличностных отношений, системном и структурном уровне.

Профессиональная деятельность мужчи­ны имеет важное значение не только потому, что является основным (а иногда и единствен­ным) источником средств существования для семьи, но и потому, что величина дохода и престижность работы мужчины определяют социальный статус, стандарт и стиль жиз­ни семьи. «Единственный способ быть на­стоящим мужчиной в нашем обществе – это иметь престижную работу и зарабатывать на жизнь», – утверждал Парсонс. Он объяснял иерархию ролей как механизм предотвраще­ния возможного разрушительного для брака соревнования между супругами за власть, ста­тус, престиж. Его теория к оценке места жен­щины в обществе, вписанная в структурно-функциональный подход познания, получила название поло-ролевая. Данный подход явля­ется универсальным и инвариантным, приме­ним не только для семьи в любом обществе, но и для общества в целом: мужчины в принципе всегда выполняют экономические функции, а женщины – эмоционально-терапевтические. Основной целью теории  Парсонса было показать, какая модель взаимоотноше­ний между мужчиной и женщиной наиболее подходит для современного общества.
Критики функционализма считали, что обществу требуются реформы, которые бы освободили женщин для подлинной само­реализации, не ограниченной рамками поло-ролевой теории. Мириам Джонсон считала, что поло-ролевая теория оставляет за рамка­ми рассмотрения аспекты социального нера­венства, господства и подавления. М. Джон­сон рассчитывала, что женское движение вы­зовет перемены общественного и культурно­го плана, которые приведут к общесистемной переоценке экспрессивности. Несмотря на критику функционализма, большинство ра­бот середины прошлого столетия, посвящен­ных проблемам половых ролей, следовали высказанным Парсонсом идеям.
Представители теории конфликта счи­тали, что половое неравенство обусловлено конфликтом между господствующей группой (мужчинами) и зависимой группой (женщи­нами). Р. Коллинз один из представителей теории конфликта рассматривал современное общество через понятие «собственность». По мнению Р. Коллинза, собственность – это со­циальное отношение, контракт между людь­ми, дающий право кому-то из них совершать определенные действия с какими-то вещами и удерживающий другие от пользования этими вещами плюс готовность общества через свои институты обеспечивать эти права. Согласно этой теории, чтобы узаконить доступ мужчин к женщинам и упрочить свое господство над ними, представители сильного пола получили право на «сексуальную собственность». Та­ким образом, идея Р. Коллинза состояла в том, что мера зависимости женщины от мужчины определяется двумя критериями: 1) матери­альной зависимостью; 2) ценностью женщины как собственности, подлежащей обмену.
В то же время Р. Коллинз признавал, что серьёзные перемены повысили соци­альный статус женщины в обществе. «Два вида изменений – в сфере занятости и семьи – произошли одновременно, и каждая из пе­ремен подпитывала другую постепенно, всё дальше уводя от викторианской формы домо­хозяйства и сексуальной собственности».
По мнению А. Бебеля, женщины способ­ны реализовать управленческие функции в управлении не хуже, а иной раз и лучше муж­чин: «Умственно выдающиеся женщины в различные эпохи у различных народов уме­ли играть значительную политическую роль <…> женщины в среднем показали больше таланта в правлении, чем мужчины». Важ­ным условием обеспечения участия женщин в политическом процессе управления госу­дарством А. Бебель называет достижение ими юридического и экономического равенства с мужчиной при социализме.
Проблемы гендерных отношений в обще­стве рассматриваются представителями двух основных микросоциологических теорий: символического интеракционизма (Д. Г. Мид, Э. Гофман) и этнометодологией (К. Уэст, Д. Зиммерман). Сторонники символического интеракционизма в своих работах утвержда­ют, что «гендер» конституируется через со­циальное взаимодействие. Согласно симво­лическому интеракционизму, нормативные концепции гендера реализуются в границах, обусловленных социальными институтами. Э. Гофман отмечал, что эти нормы не вытека­ют только из процесса взаимодействия с дру­гими людьми. Он считал, что опосредован­ные послания – образы, порождаемые рекла­мой, телевидением, кинофильмами, книгами, журналами – прямо, без влияния процессов человеческого взаимодействия, показывают нам, как исполняется гендерная роль. Эти опосредованные сообщения Гофман называет «демонстрациями гендера: упрощённую пре­увеличенную, стереотипную» информацию о том, какие «конструкты» свойственны в данном взаимодействии либо мужчине, либо женщине. Таким образом, отмечает учёный, «…гендер представляется и воспринимается как нечто “естественное”, хотя на самом деле он производится как социально организован­ное достижение (достигаемый статус)».
Последователи этнометодологии выра­жают сомнения в устойчивости гендерной идентичности, изучая, как конструируется, «осуществляется гендер». Приверженцы этого подхода проводят различие между по­лом (биологическое определение человека в качестве мужчины или женщины), категори­ей пола (социальное определение человека в качестве мужчины или женщины) и гендером (поведение, удовлетворяющее социальным ожиданиям, предъявляемым к мужчинам или женщинам). Важным в концепции этноме­тодологии является то, что гендер не может быть понят в качестве присущего личности свойства, так как он приобретается в конкрет­ной ситуации взаимодействия. В конкретной ситуации люди осознают «ответственность» за выполнение гендерной роли, причём сте­пень этой ответственности зависит от того, в какой мере ситуации позволяет человеку ве­сти себя как мужчина или как женщина. Эт­нометодологические исследования выявили, что разделение труда, которое происходит при ведении домашнего хозяйства и в про­фессиональной сфере, кажущееся непропор­циональным, рассматривается и мужчинами, и женщинами, пребывающими в самой этой ситуации, достаточно часто как справедливое и равное. Это происходит потому, считают социологи, что обе стороны вполне охотно принимают требования, касающиеся распре­деления гендерных ролей в публичной сфере. Изменения в сфере права могут лишь обеспе­чить юридические основания для равенства мужчин и женщин. Таким образом, предста­вители теорий символического интеракцио­низма и этнометодологии убеждены, что со­циальные изменения должны осуществлять­ся как на институциональном и культурном уровне категории принадлежности по полу, так и на итерационном уровне гендера.
Австралийский социолог Роберт Кон­нелл являлся разработчиком структурно-конструктивистского подхода анализа ген­дерных отношений и считал, «женская» и «мужская» роли признаются равнозначными, хотя и разными по содержанию. Проблема организации гендерных отношений рассма­тривается Р. Коннеллом как процесс взаимо­действия агента и социальных структур, где структура складывается исторически, и тогда женственность и мужественность предстают как постоянно создаваемые идентичности. Этот подход исходит из признания власти как измерения гендерных отношений. Р. Коннелл разработал теорию «гендерной композиции». Гендерная композиция – это социальная ре­альность, представленная как система струк­турных возможностей для старых и новых гендерных практик, которая охватывает три основные сферы – экономику, политику и сферу эмоциональных отношений (катексис). Три сферы структурных возможностей созда­ют условия гендерного режима, понимаемо­го как правила игры (state of play) гендерных взаимодействий в конкретных институтах, таких как семья, государство, улица. В рамках такого варианта основной задачей социоло­гии гендерных отношений является изучение гендерных режимов и их изменений. Измене­ние гендерных режимов является результатом множественных изменений на уровне повсед­невных взаимодействий, осуществляющихся через отрицание старых образцов.
В середине XX в. психоаналитиком Р. Столлером был введен термин «гендер», ко­торый в общественных науках обозначает со­циально детерминированные роли, идентич­ности и сферы деятельности мужчин и жен­щин, зависящие не от биологических разли­чий, а от социальной организации общества: «Гендер – это повседневный мир взаимодей­ствия мужского и женского, воплощенный в практике, представлениях, нравах»8. «Гендер существует в “системе межличностного взаи­модействия”, посредством которого созда­ется, утверждается и воспроизводится пред­ставление о мужском и женском как базовых категориях социального порядка».
В западной социологии гендерные ис­следования сводятся к изучению основных компонентов половой идентичности, к кото­рым Н. Смелзер относит: биологический пол, гендерную идентичность, гендерные идеалы и сексуальные роли. Все эти основные ком­поненты половой идентичности находятся в эволюции и стремятся, по мнению Н. Смелзе­ра, к «гармоничному единству». При фикса­ции различий между мужчинами и женщина­ми многие западные социологи, в том числе и Н. Смелзер, не ограничиваются проблемой половой идентичности и анализируют со­циальные отношения в их зависимости от пола. Следовательно, в западной науке ген­дерные исследования сосредотачиваются на конструировании гендерных отношений как отношений власти доминирования во взаи­модействии мужчин и женщин, они созданы культурой и идеологией.

Гендерный подход на Западе разрабатывается в 1970е годы как когнитивная практика женского движения второй волны и как критика социальной теории, и потому во многом определяется закономерностями развития последних. Исследования опираются на адаптирование социальной теории к проблематике социальных отношений между полами. При этом основное русло социологии критикуется как то, которое выстраивается из рефлексии опыта публичной сферы, где доминировал в течение всего периода модернизации мужской опыт.

Феминистская критическая мысль осваивает и развивает марксизм, структурно-функциональный анализ и драматургический интеракционизм.

Феминистские последователи марксизма предлагают (по крайней мере) два варианта концептуализации гендерных отношений. Во-первых, они утверждают, что сфера воспроизводства является столь же значимой для социального порядка, как и сфера производства. Воспроизводство - мир домашнего хозяйства, семьи и деторождения - это сфера восстановления и пополнения рабочей силы, где главным действующим лицом является женщина, при этом ее рабочая сила и домашний + эмоциональный труд не замечается и не оплачивается капиталистическим индустриальным обществом. Таким образом, марксистские феминистки мыслят сферу воспроизводства как сферу угнетения женщин. Капиталистическая эксплуатация в системе производственных отношений рассматривается как производное от первичного угнетения женщины в семье.

Второй шаг феминизма заключается в выдвижении концепции «двойной системы» угнетения женщин в современном обществе. Капитализм и патриархат - это параллельно действующие системы, которые создают структурные факторы гендерного неравенства. Главная мысль этой теории заключается в том, что капитализм и патриархат являются отличными друг от друга и равно всеобъемлющими системами социальных отношений, которые сталкиваются и взаимодействуют между собой. В результате наложения двух систем эксплуатации возникает современный общественный порядок, который может быть назван «капиталистическим патриархатом».

В марксистской феминистской традиции неравенство материальных ресурсов и жизненных возможностей мужчин и женщин рассматриваются как структурно обусловленные (капитализмом и/или патриархатом), а сами «женщины» и «мужчины» - как относительно недифференцированные категории (иногда - как «социальный класс»). Отношения между категориями - это отношения неравенства и эксплуатации (патриархата), при которых женщины как класс дискриминированы в публичной сфере. Структуралистские концепции, адаптированные такими феминистскими теоретиками, как Джульетт Митчелл и Гейл Рубин, исходят из того, что положение индивида определяется его положением в структурной оппозиции «мужчина – женщина». Инкорпорируя в анализ поло-родовых отношений Маркса-Энгельса и К. Леви-Стросса, политэкономию и структурализм, Г. Рубин вводит понятие поло-гендерной системы. Это понятие стало одним из основных в гендерном подходе. Согласно Рубин, «в каждом обществе существует: система "пол/гендер" (sex/gender system) - определенная организация, посредством которой биологический "сырой материал" половой жизни и воспроизводства человека подвергается человеческому, социальному вмешательству и приобретает определенные конвенциональные формы». Иными словами, поло-гендерная система - это «набор механизмов, с помощью которых общество преобразует биологическую сексуальность в продукты человеческой деятельности и в рамках которых эти преобразованные сексуальные потребности удовлетворяются».

Феминистки переосмысливают также и функционалистский поло-ролевой подход. Так, либеральный феминизм (одно из направлений феминистской мысли), критикуя, адаптирует положения парсонсианства (в том числе о напряжении половых ролей и кризисе американской семьи), используя их для анализа угнетения женщин и мужчин предписанными традиционными ролями. Феминистский подход в этом своем варианте остается структурно-функционалистским, однако меняется пафос анализа гендерных отношений: акцент делается на измерение неравенства, на обоснование возможностей изменений в содержании этих ролей. Примерами такого варианта гендерного подхода являются исследование по андрогинии Сандры Бем, которая разработала методику измерения степени маскулинности и фемининности, книга Б. Фридан «Мистика женственности» и многочисленные последующие феминистские исследования, которые используют понятия социализации, роли и статуса для интерпретации различий положения женщин и мужчин в обществе. Согласно этой позиции, поведение мужчин и женщин различно, поскольку оно соответствует разным социальным ожиданиям. Исследователи показывают, как эти ожидания воспроизводятся такими социальными институтами, как школа, семья, профессиональное сообщество, средства массовой информации. Изменяющиеся ожидания становятся главной темой обсуждения социальных ролей в этом варианте гендерного подхода. Роли, предписанные представителям разного пола перестают рассматриваться как взаимодополняющие, делается акцент на их иерархию и отношения власти.

Поворот исследовательского интереса от уровня структур к уровню действий, к социологии повседневности, позволил феминистским теоретикам инкорпорировать идеи социального конструирования реальности в анализ гендерных отношений. Драматургический интеракционизм и этнометодология вписывается в русло «социально-конструктивистского поворота» в социальных науках и радикализируется в гендерных исследованиях. В этой перспективе гендер понимается как социально-сконструированное отношение связанное с категоризацией индивидов по признаку пола. Микросоциология концентрирует внимание на уровне повседневных взаимодействий, посредством которых производятся разные гендерные отношения в разных культурах.

Теория социального конструирования гендера основана на различении биологического пола и социальной категории принадлежности к полу. Гендер определяется как работа общества по приписыванию пола, которая производит и воспроизводит отношения неравенства и дискриминации. «Женщины» (как и «мужчины») более не рассматриваются как недифференцированные категории, напротив, категория различия становится основной в определении женственности и мужественности. Различия задаются через контексты возраста, расы и сексуальной ориентации.

Социологи-конструктивисты обращаются к тому, как воспроизводится гендерное неравенство в повседневном взаимодействии «здесь и сейчас». Американские феминистские социологи Кэндес Уэст и Дон Зиммерман утверждают, что создание гендера происходит постоянно во всех институциональных ситуациях на микроуровне. Вслед за Ирвином Гоффманом они считают, что отнесение индивидов к той или иной категории по признаку пола является существенно значимым для социально компетентного («подотчетного») поведения. Успешная коммуникация опирается, как правило, на возможность однозначной идентификации пола собеседника. Однако, категоризация по признаку пола, далеко не всегда однозначна и не обязательно соответствует биологическому полу индивида. Приписывание пола происходит согласно правилам создания гендера, принятым в данном обществе и выражаются в гендерном дисплее. Понятие гендерного дисплея используется авторами для утверждения социальной сконструированность не только гендерных различий, но и биологического пола.

Итак, гендерный подход развивается как феминистская критика основных направлений социологии. Однако под влиянием феминистской критики в настоящее время в западной социологии произошли такие изменения, которые уже не позволяют отделить тематику отношений полов от собственно гендерного подхода. В настоящее время гендерные исследования в области социологии сталкиваются с теми же проблемами, что и социологическое знание в целом, а именно с проблемой соотношения уровней структур и действия, с полемикой символического интеракционизма и этнометодологии, с одной стороны, и структурализма и функционализма, с другой. Варианты решения этой проблемы мы можем найти в объединительной парадигме, вслед за сторонниками которой (такими как П.Бурдье и А.Гидденс), в рамках гендерных исследований осуществляется попытка сочетания уровней структур и действия. Попытку концептуализировать гендерные отношения в рамках объединительной парадигмы делает австралийский социолог Роберт Коннелл. Анализ практик позволяет исследовать как через социальные взаимодействия на микроуровне осуществляется конструирование социальных отношений. Анализ структур дает возможность исследовать ограничения макроуровня, которые являются условиями осуществления практик. В рамках данного подхода гендерные отношения рассматриваются как процесс; структуры складываются исторически, а способы структурирования гендера многообразны и отражают господство разных социальных интересов.

 

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ИЗУЧЕНИЮ ПОЛОЖЕНИЯ ЖЕНЩИНЫ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ

 

В историко-социологическом контексте наибольшую известность получила концепция Т. Парсонса, предложившего функциональное объяснение различия гендерных (половых) ролей в семье и обществе. Отметим, что в теории Парсонса понятие роли приобретает особое значение, поскольку роль в данном случае рассматривается в качестве связующего звена личности с определенной социальной структурой. И в этой структуре главной единицей является выполняемая личностью роль, а не сама личность.
Отметим, что социологическая теория Парсонса формировалась в кризисный период развития американского общества (годы, последовавшие за “великой депрессией”), поэтому внутренней ее задачей был поиск механизмов стабилизации общества и его институтов, семьи в том числе. По мнению некоторых исследователей, Парсонс взял в качестве основного объекта анализа наиболее распространенный в США в середине 20-х годов 20-го века тип семьи – работающий муж и жена – домохозяйка и фактически просто описал этот феномен, придав ему статус универсальности и инвариантности. Традиционная сегрегация половых ролей приобретает у Парсонса характер “функциональной”, то есть обеспечивающей стабильное существование социальной системы. Показательно, что сам Парсонс признавал тот факт, что отстранение женщины от публичной сферы вызывает у нее состояние психологического дискомфорта, что возможно “толкнет женщину на следование мужской ролевой модели…но, несмотря на заметный прогресс эмансипации, традиционно домашний образ жизни женщины пока практически не изменился. Однако вполне очевидно, что увеличение масштаба перемен в этой области повлечет за собой глубокие изменения в структуре семьи”.
Представляется также интересным тот факт, что стереотип относительно мужских и женских социальных ролей был глубоко укоренен в сознании американских женщин. Как показывали социологические исследования, в конце 50-х годов 20-го столетия большинство американских женщин просто не мыслили для себя возможность внесемейной профессиональной деятельности, а основной ролью мужчины в семье считали роль добытчика денег, отводя отцовству второе по значимости место.
Во второй половине 20-го века теория Парсонса была активно подвергнута критике и пересмотру в рамках активно оформляющейся феминистской теории. Тем не менее, несмотря на многочисленные спорные моменты, полоролевой подход имел весомое значение для социальной теории, позволив применить понятие социальной роли к интерпретации положения женщин и мужчин в обществе. Однако содержательная сторона данного подхода была далека от современного взгляда на характер гендерных отношений – Парсонс, по сути, обосновал биологический детерминизм в разделении ролей, придав ему статус необходимого для нормального развития общества. Колоссальное влияние теории Парсонса на умы социальных ученых убедило многих из них, что отношения полов не включают измерения неравенства и власти (позиция, которая впоследствии будет пересмотрена представителями гендерной теории).
Исследование гендерных ролей представляется нам весьма перспективным для отечественной социологии направлением. Это обусловлено тем, что в современном обществе традиционная дифференциация гендерных ролей переживает радикальную ломку и этот процесс неодинаково протекает в разных социальных сферах и системах. В странах постсоветского региона имеют место две противоположные по своей направленности тенденции, существенно влияющие на динамику статуса мужчин и женщин в обществе. С одной стороны, происходит определенное возрождение традиционных ценностей и взглядов относительно мужских и женских ролей в семье и обществе (об этом свидетельствуют и данные украинских социологических исследований). Данный процесс некоторые западные авторы именуют “постсоциалистическим патриархатным ренессансом”. В этом случае биологической предрасположенностью женщин к выполнению определенных функций зачастую оправдывают снижения их социального статуса. С другой стороны, общественное развитие открывает для женщин возможности освоения новых социальных ролей. Отметим, что в историческом плане выход женщины за пределы ее семейного предназначения всегда порождал массу неоднозначных оценок, но никогда не оставался незамеченным. Для современного социолога исследовательский интерес представляет освоение женщиной ролей, вызванных к жизни трансформационными процессами, в том числе появление женщины- предпринимателя, женщины-политического лидера.
Рассуждая о проблемах реализации современных социальных ролей женщины мы, так или иначе, сталкиваемся с взаимосвязью роли и статуса. Понятие социального статуса, на наш взгляд, приобретает характер ключевого в рамках социологического подхода к изучению положения женщины. Мы вполне согласны с мнением, что социологический анализ гендерных отношений представляет собой исследование эволюции статусов женской и мужской общностей под влиянием конкретных условий. Такой позиции наиболее активно придерживается исследовательская группа под руководством Г.Г.Силласте (исследовательские проекты: “Женщины и демократизация”, “Женщины в российском обществе”, “Труд. Занятость. Безработица”).
Исследование гендерных ролей должно быть направленно на анализ реальных социальных статусов полов в различных сферах жизнедеятельности общества. Данная исследовательская задача является особо актуальной для современной Украины. Переживаемый ею социально-экономический кризис повлек за собой ухудшение положения многих социальных групп. И женщины здесь не являются исключением – изменения в их социальном статусе практически во всех сферах общества приобрели негативный характер.
Статус женщины в современном обществе в большой степени зависит от уровня развития общества, от степени его демократичности. Тем не менее, было бы ошибочным полагать, что ухудшение положения женщины является второстепенной проблемой, некой “сопутствующей издержкой” трансформационных процессов. Обеспечение принципов гендерной демократии является одной из важнейших составляющих построения правового государства.
В современных условиях необходим научный анализ того, каков реальный статус женщин, осваивающих роли достаточно нетрадиционные с точки зрения гендерных идеалов и стереотипов. К сожалению, мы вынуждены констатировать, что гендерный фактор практически не учитывается при анализе социальной структуры современного украинского общества – нам фактически неизвестны роль и статус женщин в новых классовых образованиях, размещение женщин по социальным слоям.
Специфика социологического подхода к изучению неравенства состоит в поиске взаимосвязей в цепочке “гендер – стратификация”.
Социологическая теория исключала пол в качестве сколько-нибудь значимого критерия стратификации вплоть до второй половины 20- го века. Это было обусловлено господством функциональной концепции социальной стратификации (Т. Парсонс, Б. Барбер, К. Дэвис, У. Мур). Согласно функционалистскому взгляду, система социальной стратификации является “эволюционной” универсалией, призванной обеспечить интеграцию общества. С одной стороны, данная система обусловлена разделением труда и социальной дифференциацией групп, с другой – господствующими в обществе ценностями и культурными стандартами, которые определяют значимость той или иной деятельности и узаконивают, таким образом, складывающееся социальное неравенство. С подобных позиций, пол если и рассматривается в системе стратификации, то только в качестве дополнительного дифференцирующего признака наряду с возрастом, личной привлекательностью, интеллектуальными способностями (у Парсонса эти элементы объединены под критерием «личные качества»).
Результаты современных социологических исследований классовой структуры продемонстрировали ошибочность фу
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.