Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Быт древних римлян

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Министерство  образования и науки Российской федерации
     Уральский Государственный Педагогический Университет 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

     Реферат по латинскому языку
     Тема: Быт древних римлян 
 
 
 
 
 

                                          Работу выполнила:
                                          студентка группы Б-11z
                                          Иванова А.И.
                                          Работу проверила:
                                          преподаватель
                                           Суспицына И.Н. 
 

     Екатеринбург
     2012 
Содержание 

Введение                                                                    3
    Семья                                                                3                                                                      
    Женитьба                                                          5
    Образование                                                     8
    Распорядок дня                                               10
    Религия                                                            13
    Свободное время римлян                               14
Заключение                                                                15
Список литературы                                                   17 

 

     Введение
   Древний Рим (лат. Roma antiqua) — одна из ведущих цивилизаций Древнего мира и античности, получила своё название по главному городу (Roma), в свою очередь названному в честь легендарного основателя — Ромула. Центр Рима сложился в пределах болотистой равнины, ограниченной Капитолием, Палатином и Квириналом. Определённое влияние на становление древнеримской цивилизации оказала культура этрусков и древних греков. Пика своего могущества Древний Рим достиг во II веке н. э., когда под его контролем оказалось пространство от современной Шотландии на севере до Эфиопии на юге и от Армении на востоке до Португалии на западе.
     Римская империя – самая великая империя  древних времен. Люди, которые ее наполняли, вызывают восхищение именно поэтому я взяла тему своего реферата такую, как "Быт древних римлян". Я считаю, что данная тема является очень актуальной в наши дни, потому что наша жизнь имеет много сходства с жизнью древних римлян. Многие законы перешли от них к нам, юриспруденция началась в древнем Риме. Многие литературные памятники стал вдохновением для наших писателей. Уклад жизни, взаимоотношения мужчин и женщин, отцов и детей в древнем Риме имеет много общего с взаимоотношениями в нашем веке. 

1. Семья
     Семья и воспитание в ранний период истории  Рима считалось за цель и главную суть жизни гражданина — наличие собственного дома и детей, при этом семейные отношения не подчинялись закону, а регулировались по традиции. В каком античном государстве действовали подобные принципы?
     В древнем Риме семья как основа общества очень высоко почиталась. Семья полагалась хранительницей высоких моральных норм и того, что именовали "отеческими нравами".
     Авторитет отца семейства, его власть над супругой и детьми были непререкаемы. Он был  суровым судьей всех проступков, совершенных  домочадцами и считался главой семейного суда. Он имел право лишить сына жизни или продать в рабство, но на практике это было исключительным явлением. И хотя женщина находилась в подчинении мужчины, "принадлежала только семье и не существовала для общины", в богатых семьях ей отводилось почётное положение, она занималась управлением хозяйства.
     В отличие от гречанок, римлянки могли  свободно появляться в обществе, ездить в гости, бывать на торжественных приемах, и, несмотря на то, что высшей властью в семействе обладал отец, они были защищены от его произвола. Мужчине, мужу разрешалось подавать на развод в случае неверности или бесплодия жены. Причём неверностью мог являться уже тот факт, когда супруга выходила на улицу с непокрытой головой (обычно замужняя женщина использовала различные ленты и шарфы), поскольку тем самым (считалось) она специально искала мужские взгляды.
     Женщина могла быть забитой насмерть или  замучена жаждой, если её заставали  за питьём вина, поскольку им запрещалось  его употребление (чтобы не повредить зачатию ребёнка). Прелюбодеяния жестоко наказывались в древнем Риме, но в связи с разводами и вдовством, а зачастую, и большой разницей в возрасте супругов, происходили измены и внебрачные сожительства. В случае поимки любовника жены по неписаному закону муж вместе со своими рабами имел право производить над ним всевозможные насилия, в том числе сексуального характера. Нередко бедняге отрезали нос и уши, но это было ничем по сравнению с участью, которая ждала провинившуюся жену. Её попросту закапывали в землю живьём.
     Во  время отсутствия супруга жена не должна была сидеть взаперти. Любимым  женским занятием считалось хождение по торговым лавкам и пересуды с  продавцами и встречными знакомыми. Супруга также всегда присутствовала рядом с мужем на всех приёмах.
     Закон предписывал гуманность по отношению  к родственникам и ближним. В  числе многих сентенций, которыми нас  обогатили римляне, есть и такая: "Кто бьет жену или ребенка, тот поднимает руку на самую высокую святыню" дети были очень преданны своим родителям. 

     2. Женитьба
     Римляне различали полноправный брак и неполноправный. Первый возможен был только между  римскими гражданами и допускал две  формы: жена или переходила во власть мужа и называлась "мать семейства", матрона, или же она по-прежнему оставалась во власти отца и называлась только "uxor" (супруга, жена). Отцы семейств, как правило, и заключали браки между своими детьми, руководствуясь бытующими моральными нормами и личными соображениями. Выдавать замуж девушку отец мог с 12-летнего возраста, а женить юношу с 14-летнего.
     Дата  бракосочетания выбиралась с учётом религиозных традиций и праздников, верований в счастливые и несчастливые дни, поэтому, никогда не проходила в календы, первые дни каждого месяца, ноны, 7-й день марта, мая, июля, октября и 5-й день остальных месяцев, иды, дни в середине месяца. Неблагоприятными считались весь март, посвящённый Марсу, богу войны, так как "воевать не пристало супругам", май, на который приходился праздник Лемурий, и первая половина июня, занятая работами по наведению порядка и чистоты в храме Весты. Дни поминовения умерших, как дни печали и траура, также не подходили для свадьбы, как и дни, когда был открыт mundus — вход в подземный мир: 24 августа, 5 сентября и 8 октября. Благоприятной считалась вторая половина июня.
     Вечером перед свадьбой девушка жертвовала ларам (домашние боги) свои старые игрушки и детскую одежду, тем самым прощаясь с детством. Накануне свадьбы невесте повязывали голову красным платком и надевали на неё длинную прямую белую тунику с шерстяным поясом (лат. tunica recta), предназначавшуюся и для дня свадьбы. Пояс из овечьей шерсти (лат. cingillum) завязывался двойным геркулесовым узлом, который должен был предотвратить несчастье. Волосы невесты также накануне вечером укладывались наконечником копья в 5 прядей. Использовался именно наконечник копья, возможно, как символ дома и семейного права, или, потому, что матроны находились под опекой Юноны Куриты, "которая именовалась так от носимого ею копья, что в языке сабинов зовётся curis или потому, что оно предвещало рождение храбрых мужей; или что в силу брачного права невеста передаётся под власть мужа, так как копьё есть и наилучший вид оружия, и символ высшей власти". Затем волосы скреплялись шерстяными нитями и собирались в конусообразной форме.
     Свадебный наряд невесты представлял собой длинное платье — паллу (лат. palla gelbeatica), ярко-красного цвета, надеваемое на тунику. На голову накидывали покрывало огненного, жёлто-красного цвета, немного спуская его на лицо, а со времён поздней республики надевали венок из цветов (вербены и майорана, позднее из цветов апельсинового дерева и мирта), собранных самой невестой. Обувь должна была быть того же цвета, что и flammeum.
     К украшениям относился прежде всего  браслет. Об особенном наряде для  жениха не сохранилось сведений, возможно, он надевал обычную белую тогу и венок (по греческой традиции). Дома невесты и жениха украшались венками, зелёными ветвями, лентами и цветными коврами. Утром в день свадьбы процессия, которую возглавляла распорядительница (лат. pronuba), женщина, служившая невесте примером, так как лишь один раз была замужем, направлялась к храму или домашнему атриуму.
     Пару подводили к алтарю, на котором в жертву приносилась свинья (реже овца или вол), чтобы по внутренностям узнать у богов, будет ли брак счастливым. Если предсказание было удачным, то проводивший ауспиции давал своё согласие на брак. После брачной церемонии начиналось обильное застолье. Вечером после пира девушка окончательно покидала своих родителей: начиналась церемония "отведения" — проводы невесты в дом жениха. Невесту "похищали" в память о древних традициях: "делать вид, будто девушку похищают из объятий матери, а если матери нет, то ближайшей родственницы".
     Свадебный обычай: жених переносит невесту  через порог своего дома, обычай, идущий со времён похищения сабинянок. Невесту вели за руки двое мальчиков, третий нёс перед ней факел из терновника, который зажигали от огня на очаге дома невесты. За невестой несли прялку и веретено, как символы женских занятий в доме мужа. Прохожим раздавали (бросали) орехи как знак плодородия, которые должны были обеспечить новой семье обильное потомство. Муж переносил жену через порог нового дома, чтобы жена не споткнулась об него, что считалось плохим знаком.
     После этого жена оборачивала дверной  косяк шерстью и смазывала жиром (по словам Плиния Старшего, использовался волчий жир, как воспоминание о волчице, вскормившей Ромула и Рема) и маслом, что, возможно, должно было отпугивать злых духов в первую ночь. Гости уходили и продолжали праздновать в другом месте. Жену раздевали женщины, которые лишь единожды состояли в браке, и отводили к кровати мужа. Муж встречал жену с огнём и водой (в основном, с факелом и кубком с водой), жена произносила слова: лат. Ubi tu Gaius, ego Gaia — "Где ты Гай, буду я, Гайя". Возможно, ранее эта формула означала, что женщина принимала имя мужа, или становилась как бы частью его.
     Жену  усаживали на стул напротив двери, затем  ещё раз произносились молитвы, на этот раз божествам дома. Затем  жена перенимала огонь и воду как  два основных элемента домашнего хозяйства и давала за это три монеты. Одну из них получал муж, другую оставляли для домашних лар на алтаре, а третью оставляли позднее для компитальных лар на перекрёстке. В постели муж символически развязывал пояс на тунике, завязанный геркулесовым узлом, чтобы у него было также много детей как у Геркулеса. 

     3. Образование
     Как и греки, римляне утверждали приоритетную значимость воспитания и образования. Дух и история римского общества требовали, что бы молодой римлянин имел мужественное, крепкое тело, обладал волей и привычкой беспрекословно подчиняться законам. В суровых испытаниях гражданин не должен был пасть духом.
     Воспитание  и образование носили частный  характер. Богатые родители предпочитали домашнее обучение. В домашних условиях воспитание осуществлял раб, которого называли "педагог". А бедные пользовались услугами школ. Главы семейства, заботясь о получении образования детьми, старались нанять своим детям учителей греков или заполучить для обучения раба-грека. Тщеславие родителей заставляло их отправлять своих детей в Грецию для получения высшего образования. Мальчиков и девочек начинали обучать с семи лет. Школьное образование обычно строилось по трем главным ступеням.
     Начальная школа. На первых этапах обучения детей  преимущественно учили писать и считать, давали сведения об истории, праве и литературных произведениях. Здесь в роли учителя нередко выступал вольноотпущенник или гражданин из низших слоев общества. На первых порах ученикам предлагали отрывки из законов, которые механически зазубривались.
     Начальная школа отличалась бедностью: это  была комната, в которой имелись  лишь стол и скамьи. Иногда урок переносился  на открытый воздух, учитель вместе с детьми мог отправиться за город  или в парк. Для письма использовалась дощечка, намазанная воском, на которой писались слова и предложения с помощью палочки с заостренным концом, именуемой стилосом.
     Школа грамотности. Второй этап школьного  обучения продолжался в школе  грамотности и охватывал детей, примерно, с 12-13 до 16 лет. Это было уже более обустроенное помещение, в котором имелись бюсты и барельефы прославленных поэтов, а также живопись, в основном на сюжеты гомеровских поэм. Главное внимание данной школе уделялось чтению и толкованию поэтических текстов. Преподавание велось на латинском языке. Греческие авторы читались в переводах, во многом несовершенных. Когда в школах ввели греческий язык, то Гомера, Гесиода, Менандра читали хоть и в извлечениях, но уже в подлиннике. Знакомились и с Римскими авторами – Вергилием, Горацием, Овидием. В качестве филологических предметов изучалась грамматика, комментарии и критика текста, стихосложение и собственно литература, т.е. биографии писателей, их произведения. На занятиях чаще всего звучала речь преподавателя, ученики старались лишь записать услышанное. Что до негуманитарных предметов, например математики и геометрии, то они обычно осваивались в незначительном и примитивном объеме.
     Школа третьей ступени. Достигнув 16 лет, юноша  поступал в школу третьей ступени, к ритору, которому вменялось готовить ученика к деятельности судебного или политического оратора (правда, это касалось не всех учеников, т.к. в возрасте 17-18 лет молодому человеку предстояло оставить учение и пройти военную службу). Обычно ученики должны были составлять сочинения в форме речей, разрабатывая в них какой либо известный литературный или мифологический эпизод. Это могла быть речь Медеи, вознамерившейся убить своих детей, Ахилла, изливающего гнев на Агамемнона, отнявшего у него пленницу Брисеиду.
     Ученикам  предлагалось сочинить обвинительную речь, осуждающую какой-либо порок: скаредность, лихоимство, святотатство и т.д. От них требовалось продемонстрировать умение убедительно произнести написанное, показать хорошую дикцию и искусство жестикуляции. Устраивались своеобразные турниры, состязания начинающих ораторов, что стимулировало их рвение, стремление к совершенству.
     Римляне заботились и о том, чтобы получили образование женщины в связи с той ролью, которую они имели в семье: организатор семейного быта и воспитатель детей в раннем возрасте. Были школы, где девочки учились вместе с мальчиками. И считалось почётным, если про девочку говорили, что она образованная девица.
     В римском государстве уже в I веке новой эры приступили к обучению рабов, так как рабы и вольноотпущенные начали играть все более заметную роль в экономике государства. Рабы становились управляющими в имениях  и занимались торговлей, ставились надсмотрщиками над другими рабами. Грамотных рабов привлекали в бюрократический аппарат государства, многие рабы были педагогами и даже архитекторами. Образованные рабы назывались главной ценностью римского богача Марка Лициния Красса. Бывшие рабы, вольноотпущенники, постепенно стали составлять значительную прослойку в Риме. Не имея за душой ничего, кроме жажды власти и наживы, они стремились занять место служащего, управленца в государственном аппарате, заниматься коммерческой деятельностью, ростовщичеством. Стало проявляться их преимущество перед римлянами, которое состояло в том, что они не чуждались любой работы, считали себя ущемленными и проявляли упорство в борьбе за свое место под солнцем. В конечном итоге они смогли добиться юридического равноправия, оттеснить римлян от управления государством. 

     4. Распорядок дня
     Жизнь римского населения была очень пестрой: бедняк, зачисленный в списки получающих хлеб от государства, преторианец или  пожарник, ремесленник, клиент или сенатор  жили очень по-разному. Однако, распорядок дня был почти одинаковым для всего городского населения: утреннее вставание, занятое время, отдых в середине дня, часы, проводимые в бане, развлечения.
     Древний Рим был на ногах с рассветом. Светильники давали больше копоти и чада, чем света, поэтому особенно дорожили дневным светом. Валяться в постели, когда "солнце стоит высоко", почиталось непристойным (Сенека). Утренний туалет и богатого, и бедного ремесленника был одинаково прост: обуть ноги в сандалии, вымыть лицо и руки, прополоскать рот и накинуть плащ, если холодно. У богатых людей, имевших своего цирюльника, за этим следовали стрижка и бритье.
     Затем полагался первый завтрак, состоящий  обычно из куска хлеба, смоченного в  вине, смазанного медом или просто посыпанного солью, из оливок и сыра. По старинному обычаю, все домочадцы, включая рабов, приходили поздороваться с хозяином. Затем по распорядку шли хозяйственные дела, проверка счетов и отчетов и отдача распоряжений по текущим делам. Потом начинался прием клиентов, при большом их количестве занимавший часа два. Клиентела развилась из древнего обычая ставить себя, человека мелкого и бессильного, под покровительство влиятельного лица. К I в.н.э., потребовал "хороший тон" общества: знатному человеку неудобно было показываться на улице или в общественном месте без окружающей его толпы клиентов.
     За  все услуги клиента патрон расплачивался  скупо, хотя при этом всем сообщалось, как он в отношении клиента проявляет много заботы и внимания. Клиенты чаще всего никак не могли выбраться из горькой нужды. Клиентская служба давала, пусть скудные, но все же какие-то средства к жизни. В Риме для человека, не владевшего никаким ремеслом и не желавшего ему выучиться, единственным, пожалуй, способом просуществовать было положение клиента.
     Еще в I в.до н.э патрон обедал вместе со своими клиентами; позднее он приглашал к столу только избранных трех-четырех человек? а прочим выплачивал весьма скромную сумму в 25 ассов. И эту жалкую сумму клиент получал не всегда, если патрон заболел или притворился больным, клиент уходил ни с чем.
     Обед  у патрона, о котором мечтал каждый клиент, часто превращался для  него в источник унижения. Как правило, устраивали два очень разных обеда: один для себя и своих друзей, другой для клиентов. Патрон, по словам Марциала, ест лукринских устриц, шампиньоны, камбалу, зажаренную горлицу; клиенту подают съедобные ракушки, свиные грибы, маленького леща и сороку, издохшую в клетке.
     Полдень был чертой, разграничивающей день на две части: время до него считалось "лучшей частью дня", которую посвящали занятиям, оставляя, если это возможно, вторую часть для отдыха и развлечения. После полудня полагается второй завтрак. Он тоже скромен: у Сенеки он состоял из хлеба и сушеного инжира, император Марк Аврелий добавлял к хлебу лук, бобы и мелкую соленую рыбешку. У рабочего люда приправой к хлебу служила свекла; сын состоятельных родителей, вернувшись из школы, получал ломоть белого хлеба, маслины, сыр, сухой инжир и орехи. Далее наступало время полуденного отдыха.
     После полуденного отдыха наступал черед мытья в банях, гимнастических упражнений, отдыха и прогулок. Бани открывались в Риме в половине третьего летом и половине второго зимой.
     Бани  были местом встреч и сборищ, веселых  игр и спортивных радостей. Богачи превращали свои бани в настоящие дворцы. А императоры не только стремились к художественной отделке свих терм, облицовывая стены мрамором, покрывая мозаикой полы и ставя великолепные колонны: они собирали там произведения искусства. Сюда приходили не только смыть грязь. Здесь отдыхали. Особенное значение имели термы для бедняков, теснившихся в грязных душных помещениях с видом на грязную стену противоположного дома. Посетитель находил здесь и клуб, и стадион, и сад отдыха, и богатейший музей, и библиотеку.
     Затем семья в полном составе (не считая маленьких детей, которые ели отдельно) собирались на обед, на который обычно приглашали еще кого-нибудь из друзей. Обед был маленьким домашним праздником. Это было время дружеской непринужденной беседы, веселой шутки и серьезного разговора. Чтение за обедом в кругах римской интеллигенции было обычаем; для этого назначался специально раб-чтец. Иногда в богатых домах обед сопровождался музыкой – в этих домах были свои музыканты. Иногда обедающих развлекали танцовщицы, но в строгие дома их не допускали.
     В течение дня пищу принимали обыкновенно  три раза: утром около 9 часов был ientaculum – утренняя легкая закуска; около полудня prandium – завтрак и после 3 часов cena – обед.
     Более роскошный обед, с приглашенными  гостями, назывался convivium – пир; религиозный пир - epulum, epilae. 

     5. Религия
Религия в жизни римлян всегда играла значительную роль, особенно на ранней исторической стадии. Но римляне – народ прагматичный, поэтому на обрядности всегда лежала печать практицизма. Религия была ориентирована на конкретную жизненную практику, регулировала поведение человека. В этом плане к римлянам можно применить нашу русскую пословицу: "На Бога надейся, а сам не плошай".
     В доме римлянина проходили богослужения. Практически любая деталь бытового уклада, начиная с утреннего пробуждения и заканчивая отходом ко сну, освящалась определенным религиозным обрядом.
     Огромное  количество сельских праздников таких как жатва, подрезание виноградных лоз, созревание колосьев – все должно было быть особо отмеченным, причем сопровождаться жертвоприношениями. Римляне помнили все приметы, вещие сны, сакраментальные слова, которые он не должен был произносить, зароки и запреты, амулеты, заговоры, страхующие от пожаров, напастей и болезней. Дурное предзнаменование могло заставить изменить маршрут или отказаться от хорошо продуманного плана действий.
     Если  римлянин обращался к небу с какой-нибудь просьбой, он должен был точно знать, какому богу она адресуется. Кроме  того, существовали жестко закрепленные словесные формулировки, определяющие стиль выражения просьбы. В противном случае божество могло просто проигнорировать просьбу. Римлянин словно обращался не к божеству, а к некому конкретному чиновнику в государственную инстанцию, не возносил молитву, а адресовал прошение, составленное по зафиксированному канону.
     Обрядность игнорировала душевное состояние молящегося. Не принимались в расчет искренность и истинность его веры. Главным было неукоснительное следование букве обряда. Идеалом римлян был "порядок во всем", а следовательно, душевная умиротворенность. Римлянин словно покупал благословение небес молитвами и жертвоприношениями. 

     6. Свободное время римлян
     "Отдых – после дел" - говорила латинская пословица. Свободным временем римляне пользовались по-разному. Люди образованные, с высокими духовными интересами посвящали себя науке или литературе, не считая это "делами", а рассматривали как досуг, как "отдохновение духа". Так что отдыхать для римлян отнюдь не значило ничего не делать.
     Выбор занятий был широкий: спорт, охота, беседы и особенно посещение зрелищ. Зрелищ было много, и каждый мог отыскать то, которое ему больше всего по душе: театр, бои гладиаторов, гонки на колесницах, выступления акробатов или показ экзотических зверей.
     Посещение различных общественных зрелищ составляло главное удовольствие римлянина; ему римляне предавались с такой страстью, что не только мужчины, но и даже женщины и дети присутствовали на зрелищах; всадники, сенаторы и, наконец, даже императоры принимали в них деятельное участие. Из сценических представлений римляне любили более всего комедию, но еще более привлекали их игры в цирке и в амфитеатре, которые своими ужасными сценами много содействовали нравственному огрубению римского населения.
     Кроме упомянутых общественных зрелищ римляне любили также разные игры, в особенности игру в мяч, в кости, и игру похожую на современные шашки или шахматы. Игра в мяч (pila ludere, lusus pilarum) была самой любимой и представляла собой хорошее телесное упражнение не только для детей, но и для взрослых. В нее играли на общественных площадях, в особенности на Марсовом поле, в особых залах, находившихся при банях, а также и в других местах. Игра в кости (alea ludere) издавна была любимой забавой. При ней употреблялись: tali – бабки и tesserae кубики.
     Публичные чтения, а затем обсуждения поэтических сочинений со временем стали неотъемлемой приметой культурного быта в период Римской империи. Встречи эти слушателей с поэтами проходили в термах, в портиках, в библиотеке при храме Аполлона или же в частных домах. Устраивали их главным образом в те месяцы, когда было много праздничных дней, связанных со зрелищами: в апреле, июле или августе. Позднее и ораторы стали выступать с речами перед публикой. Декламация речи или стихов затягивалась подчас на несколько дней.
     Любимым местом отдыха и развлечений римлян являлись общественные бани — термы. Это были огромные, роскошно отделанные здания с бассейнами, залами для игр и бесед, садами, библиотеками. Римляне нередко проводили здесь целые дни. Они мылись, общались с друзьями. В термах обсуждались и важные общественные дела, заключались сделки.
     Императоры  строили бани для римского народа. В начале IV в. в Риме было двенадцать императорских бань и множество  бань, принадлежавших частным лицам. Частные бани были, конечно, несравненно  скромнее императорских бань. О размерах императорских терм свидетельствует хотя бы то, что термы императора Диоклетиана выглядят грандиозным сооружением даже рядом с современным вокзалом Термини в Риме — крупным современным транспортным узлом. В термах императора Каракаллы могло одновременно свободно находиться более полутора тысяч человек. 

Заключение
  В заключении я бы хотела сказать, что рассмотренные мной темы очень ярко и четко отражают быт древнего римлянина. Стараясь не упустить даже самые малейшие детали, я попыталась отразить многие сферы жизни античного человека. Но я уверена, что все, что было рассмотрено мной – только сотая или тысячная доля того, что было на самом деле! Ведь античная эпоха очень богата своими элементами.
     Рассматривая  семью древнего римлянина, я узнала, что отношение к женщине было значительно мягче и уважительнее, нежели в Древней Греции (несмотря на то, что Рим – наследник Греции). Говоря об образовании детей, я невольно обратила внимание на то, что и там было престижно отправлять детей в Грецию, как и у нас за границу. Люди были озабочены своим внутренним духовным миром, много читали, занимались и развивали себя, но не настолько много, насколько это было принято в Греции. Ведь в Риме главной чертой человека была храбрость и смелость. Каждый римлянин должен был уметь постоять в первую очередь за свою родину, а уж потом и за себя. Что касается свободного времени античного человека, то их досуг был разнообразен и многогранен. Рассматривая достижения древних цивилизаций, нам остается только удивляться и восхищаться находчивостью и эстетичностью наших далеких предков: столь современным кажется сегодня их быт и культура.  
Список литературы
     культурный  римский семья ритуал образование
    Б.А. Гиленсон, Античная литература, 2002, М., 18- 40 с.
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.