Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


доклад Религия осетин

Информация:

Тип работы: доклад. Добавлен: 06.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Так кто мы?!
      В последнее время доморощенные представители мировых религий – христиане и мусульмане, развернули дискуссию, с пеной у рта доказывая, что у осетин вера языческая, не имеющая ничего общего с единобожием. При этом они ссылаются на то, что у нас целый сонм  Божеств, Святых и Ангелов  (Изадов и Дауагов), которым мы поклоняемся в разных местах  (рощи, гроты, возвышенности, и пр.), и что мы  молимся над тремя пирогами, делая возлияние пивом и спиртными напитками.
        Я не совсем согласен с этими утверждениями, если не сказать, что отвергаю их.
       Возьмем христианство. Не вдаваясь в подробности, в общем, в Библии сказано, что Бог сотворил все сущее и человека в том числе. Он также сотворил своих помощников ангелов, архангелов, серафимов! С Его ведома многие  страстно верующие возведены в ранг Святых?! Разве не БОГ сотворил  дьявола, а потом низверг его в Тартар? Разве Авраам (Ибрагим у мусульман) не хотел принести в жертву своему Богу своего сына в доказательство своей покорности и разве Он не заменил его агнцем? А с чем служители культа олицетворяют красное вино, которым они восхваляют своего БОГА, разве не восхваляют они Бога за «хлеб насущный»?
Как в христианстве, так  и в мусульманстве идет систематическая  борьба добра и зла, БОГА и дьявола. Человек с момента своего рождения  является  уже грешником (как тут не вспомнить известную  фразу из  басни  Крылова
« Ты виноват уже тем, что  хочется мне кушать!»), и он должен всю жизнь замаливать этот грех. Как в христианстве, так и в мусульманстве прослеживается одна и та же мысль - все что есть хорошее это от  БОГА, а все что плохое от человека.  Гнетущее чувство тяжести греха не дает человеку освободить его тело и Дух от этого тяжкого бремени. Человек всю жизнь должен молиться  и замаливать свои грехи, грехи умерших, грехи своих детей, близких, друзей, и т.д., и т.пр.
     Религия осетин  не такая порабощающая Дух  и тело вера. В нартских сказаниях все четко распределено. Здесь  утверждается главенствующее положение БОГА, который сотворил  «своим разумом и словом» всю Вселенную. Он же создал человека, вдохнув в его тело  Дух. Он приблизил к себе любимых людей, из которых сделал себе приближенных (Уаскерги, Афсатий, Фалвара, Хуарелдар, Курдалагон, Донбеттир, Никкола, Гъадарахснаг, Басил, Уас-Тотур, Барастур, Мада-Майрам), они стоят рядом с чистыми Духами - Ангелами хранителями – Изадами и Дауагами, и вместе с ними просят  у БОГА помощи для людей и оберегают их.
    Есть в вере осетин и так называемые «Астауккагта» (серединные, стоящие в середине), это Уодесаг (Ангел смерти, кстати у мусульман это Азраил, а у христиан Петр), Алаурди и Руни Бара (оберегатели и насылатели болезней, в т.ч. оспы). Они безропотные исполнители воли БОГА.
     Врагами БОГА считаются злые духи  Фидбилизта (Несчастье). Это те, от которых все несчастья людей, болезни, зло, лихо, те которые натравливают людей друг на друга, те которые не знают меры в еде, питье, разврате,  воровстве, убийствах и пр. пороках людей. А всем этим управляют далуймоны  и авдеуы.
      По верованиям  осетин БОГ сотворил всю Вселенную   своим разумом и словом. Над  царством мертвых  (Ацаг дуйне – в переводе настоящий, реальный мир) он поставил главенствовать Барастура, над далуймонами – Фидбилиза, а над Землею, нашим миром (манга дуйне - обманчивый, мнимый мир, Вселенная)- Человека. И всем этим управляет ОН, Единственный Единственный, Кому нет равных и у Кого нет друга.
     Теперь вернемся  к христианству и мусульманству.  Разве  человек с момента  своего рождения и становления,  не готовит себя к смерти, ожидая  в стране мертвых  Судный  день. Разве не считается мир,  в котором мы живем, греховным?  И разве не из страны мертвых должно  возродиться Царствие небесное?
       Ортодоксальные христиане и мусульмане обвиняют нас в язычестве, но разве у язычников есть такое поклонение Единственному и  Большому БОГУ как у нас. Да и в каком из священных писаний вы найдете такие красочные и объемные, полные любви слова, восхваляющие и посвященные БОГУ?
       Ниже  я привожу  перевод  на русский язык Главы «Хуцау»  (БОГ) из Нартских сказаний, изданных на дигорском диалекте осетинского языка (составители Скодтаев Э. и Кибиров А. – перевод мой).
                                                     
БОГ.
Тот, который ранним утром озаряет небо красною зарёю, а потом с радостью посылает красное солнце гулять по миру!
Тот, который насылает сумерки на небо и зажигает каждый  его кусочек радующимися лунами  и звездами!
Тот, который в полдень накрывает  горячее солнце черными облаками,   солнечный день превращает в пасмурный,  а засуху в проливной дождь!
Тот, который сменяет горячее лето прохладной осенью,  а холодную,  студеную зиму - радостной и теплой весною!
Эта всемогущая, полная и без изъяна Сила- есть БОГ, нет запрета ЕМУ!
Тот, который  заселяет  необжитые и пустынные земли людьми!
Тот, который  увеличивает народы, нации и расы!
Тот, который  примиряет врагов и направляет народы на праведный путь!
Тот, который из ничего  вдыхает жизнь в утробу матери, дает жизнь ребенку, а потом сменяет эту жизнь на другую!
Тот, который  оберегает жизнь человека и который  наставляет его на правильный путь!
Тот, который  делает  всю  Вселенную  красивой, радостной, славной и благостной!
Тот, который  оберегает    одинаковую для всех  людей  Вселенную  - без изъяна, без тягот, полноценную и совестливую.
Эта всемогущая, полная и без изъяна Сила- есть БОГ, нет запрета ЕМУ!
Тот, который  из ничего сотворил  эту необъятную Вселенную,  и который для её прославления  посадил сюда человека, ОН правитель мира, самый главный из всех и всего, самый разумный, всеслышащий, безошибочно выбирающий,   всепомогающий,  всеправильный и всеполный сказанному и сделанному, сотворивший человека, эта всемогущая, полная и без изъяна Сила- есть БОГ, нет запрета ЕМУ!
Тот, который  учит человека и   помогает  ему определять, что такое правое и неправое, добро и зло!
Тот, который  сотворил небо, солнца, звезды и луны, а землю засеял травами, разными  цветами и фруктами!
Тот, который правит Вселенной, наполняет моря и реки водными животными,тот от которого исходит всякое добро и красота, тот  который является  началом и концом Вселенной,  эта всемогущая, полная и без изъяна Сила- есть БОГ, нет запрета ЕМУ!
       И эти слова были сказаны  в 7-5 в.в. до н.э., т.е. тогда, когда человечество ни сном, ни духом еще не ведало, что такое христианство и мусульманство! Не кажется ли вам, что известное выражение из Библии:  «Аз есмь альфа и омега» - это то же самое,  что и в осетинской религии, но у нас это звучит более точно и доходчиво:  «Он начало и конец Вселенной».
      Уже давно  доказано, что осетинский язык  относятся к иранской группе  языков, а сами осетины являются  прямыми потомками скифо-сармато-алан и они привнесли на широкие просторы Азии и Европы арийскую доктрину!
А, как известно, большая часть арийцев были зороастрийцами и поклонялись Ахурамазде (Ормузд) и Ахриман-Манью (Ариман). Ахурамазда и Ариман были близнецами, но их предназначение и функции были диаметрально противоположными, подчеркивая тем самым дуальность мира. Я хочу привести выдержки из  монолог-отступления известного фантаста Дж.Коуля, который он сделал в   книге «Атланты. Воин1».
 
«УСТАМИ ЗОРОАСТРА
                                                                            
        Цивилизованный мир внезапно открыл для себя мудреца и пророка, по  глубине мысли и  силе  убеждения  не  уступающего,  а  порой  и  превосходящего  и ветхозаветного Моисея, и Христа, и Мухаммеда. Стало  ясно  -  и  это  было откровением - что религия древних ариев-иранцев  является  праосновой  для множества прочих религий, в  том  числе  и  мировых,  таких  как  иудаизм, христианство, ислам. И интерес к зороастризму  возрос  еще  более. 
       О историческом Заратустре известно крайне мало.  Пехлевийская [т.е. относящаяся к эпохе Сасанидов]  хронология  относит время жизни Заратустры к 7-6 векам до нашей эры, "за 258 лет до Искандера". (Речь идет о Александре Македонском). Согласно античным источникам  маг и волшебник Зороастр жил позже, вплоть до 5 века до нашей эры,  являясь  современником Дария и даже Ксеркса. Большинство ученых-востоковедов считают,  что  время жизни Заратустры относится скорее к 11-10 векам до нашей эры.
     Тайное и явное Заратустры погребено под пирамидой времени.  Дошли лишь легенды, одна из которых свидетельствует, что родители пророка, как и прочие иранцы, были кочевниками, почему и дали своему сыну имя Заратустра (не созвучно ли это осетинскому «зара (онд) устур»?- старый бык),что означает Староверблюдный.
    Подобно множеству других   диких   народов   древние   арии   имели политеистическую религию со множеством божеств, каждое из которых обладало собственными функциями.  Заратустра,  понимавший,  что  в  условиях  степи сильным может быть  лишь  тот,  кто  поклоняется  единому  началу,  низвел племенных богов до уровня третьестепенных, поставив  над  ними  Бога-царя, "создателя жизни плотской", повелителя всего живого и неживого. Новый  Бог был наречен Ахурамаздой, что означает "Господь Мудрость" (по-моему могут быть  два варианта перевода его имени с осетинского: 1. «Ахур» -учение, «ма» - мой, «зунд» - разум (мудрость), 2. «Ахурма» ( к учению) «зуда» ( голодный, рвущийся). И возникла  вера горячих сердцем номадов, идущая из чрева дикой степи. Варварская, могучая, ненасытная, не признающая компромиссов, не знающая жалости  и  милосердия.
      Но сначала было Время. Все имеет свое начало. Кто создал мир? Откуда взялись  Боги  и  люди? Заратустра  нашел  ответы  на  эти  вопросы,  решив  проблему  не  в  духе мессианских религий, а скорей  в  соответствии  с  гностическими  учениями Запада. Изначально было ничто (читай выше из Главы «Хуцау»- «Тот, который из ничего сотворил  эту необъятную  Вселенную…»). Правда, в зороастризме оно не столь безлико и аморфно. Оно имеет облик и  имя.  Это  Эрван,  бог времени,  адекватный изначальной Вечности. Эрван сотворил мир, точнее протомир, разделив  ничто на добро и зло. Он собирался сотворить лишь  добро,  но  Вечность  склонна ошибаться. Вместе с Ахурамаздой, светлым началом, бездонное чрево Вечности покинул и Ариман, злой дух.
     Пришел  черед  творить  детям Эрвана, и они начали свое  сотворение  мира.  Точнее,  творил  Ахурамазда; Ариман  мешал  ему,  без  особого,  поначалу,  успеха.  Ахурамазда  создал материальный мир, наполнив его  чистыми  растениями,  животными,  а  также людьми и  добрыми  божествами,  среди  которых  следует  упомянуть  Митру,Веретрагну, Аши, Тиштрию. Кроме того он создал шесть Бессмертных святых, образующих вместе с Ахурамаздой "семерку единосущных".  То  был  архаичный мир, счастливый и непритязательный, подобный иудохристианскому  Эдему или Эллинистическому Золотому Веку. Природа была чиста, животные -  доверчивы, люди - наивны. Этот период получил наименование "Творения".
     Но, как и подобает злобному существу, Ариман рано или  поздно  должен был показать свой нрав. И он показал его,  как  только  понял,  что  добро овладевает душой человека. Ну чем не змей-искуситель!  Правда,  действовал бог зла куда менее изощренно, чем его библейский товарищ. Он просто взял и создал в противовес светозарному воинству Ахурамазды свою  черную  рать  - всевозможных дэвов, этих  зороастрийских  чертей,  играющих  на  слабостях человека, а также отвратительных, злобных, грязных животных и растения. То был второй период существования мира, когда он разделился на две половинки -  добро и  зло.  Этот  период  был  назван  "Смешение".   Он   охватывает  сознательную историю человечества. "Смешение" будет длиться три тысячи лет, после чего на  землю придут три  Спасителя,  сыновья  Заратустры.  Они  искоренят  зло   и   воскресят благоверных. Этот обновленный мир будет существовать  в  третьем  периоде, названном Заратустрой "Разделением".
     Если сравнить  концепцию мирового устройства  зороастризма с иудейским, христианским и мусульманским аналогами, то можно обнаружить немало  схожих черт. Прежде всего  бросается в глаза очень четкая,  логическая  схема зороастрийской  концепции.  Несмотря  на   определенную   запутанность   и трудность понимания текстов Авесты в них невозможно  найти  принципиальных противоречий. Иная картина наблюдается в остальных  мессианских  религиях. Даже при беглом ознакомлении с  Талмудом,  Библией  или  Кораном  нетрудно заметить  довольно  серьезные  несоответствия,   наличие   которых   можно объяснить лишь тем, что они явно были заимствованы. Откуда? - Из Авесты.
     В отличие  от прочих религий в зороастризме  выступают два  демиурга  - Ахурамазда и Ариман.  Так  как  Ариман  создает  зло,  чье  предназначенье разрушать, функции  созидающего  творца  принадлежат  Ахурамазде.  Кто  он такой. Господь Мудрость? - Абстрактное божество, подобное Яхве или Аллаху, некое неоформленно-сознательное начало, направляющее мировой порядок. Но в  отличие от  иных  монобожеств  Ахурамазда  не  вмешивается в дела  людей собственноручно.  Он,  равно   как   и   Ариман,   строго   придерживается своеобразному договору - не навязывать людям доброй или злой воли.  Борясь со злом, Ахурамазда поражает его не  собственными  руками,  подобно  Яхве, Христу или Аллаху. Он не повергает в бегство вражеские армии и не посылает огненную кару на согрешившие племена.  Вместо  этого  Ахурамазда  наделяет верующих в него силой, помогающей одолеть зло.  Таким  образом,  он  отдает активное начало в руки людей, а сам лишь наблюдает за их деятельностью.
     Все мировые  религии имеют однозначную традицию: добро - богово, зло - от человека: "Что постигло тебя  из  хорошего,  то  -  от  Аллаха,  а  что постигло  из  дурного,  то  -  от  самого  себя"  (Коран,  4.41).   Иногда первотворцом зла "назначается" некий полубог - не человек, и не Бог, но по сути своей ближе к человеку,  так  как  обладает  страстями.  Это  Дьявол, Сатана, Иблис, Бес, Вельзевул и т.п. Как правило,  это падший  ангел из числа ближайших слуг Бога, осмелившийся  противостоять  своему  Хозяину  и объявленный за  то  злодеем. (В осетинской религии Фидбилиз,Далуймон, Авдеу  являются изначальными врагами Хуцауа (Бога),но они у него в услужении или дружбе не состояли). Человечество  объявлено изначально порочным. В то же время у него отнимается всякая инициатива  на добро, так как оно исходит лишь от Бога.
     Иное дело  Зороастризм, единственная из  мировых религий,  уравнявшая добро и зло. Ариман равен своему доброму  брату  во  зле.  Он  располагает армией,  лично  сотворенной.  И  роль  его  чрезвычайно   велика.   Ариман освобождает  человека  от  первородного  греха. (То же самое у осетин).  Ведь   все   монорелигии утверждают, что люди греховны уже самим  фактом  появления  на  свет.  Тем самым человек  ставится  в  пренеприятное  положение.  Он  вынужден  вечно оправдываться перед Богом, замаливать  несуществующие  грехи.  Бог  хорош, человек плох. Зороастризм поступает намного порядочней.  Согласно  ему  человек  изначально  подобен  чистому  листу  бумаги,  на  котором  Ахурамазда  и  Ариман  выводят  свои письмена. Создается некий паритет добра  и  зла,  привнесенный  свыше.  На человеке нет первородного греха, ему не в чем  оправдываться.  Но  зато  в будущем он не сможет свалить ответственность за всю грязь  своей  души  на Дьявола, посетившего его в материнском лоне. Ведь каким стать - добрым или злым - зависело лишь  от  него.  Он  может  служить  добру  и  прославлять Ахурамазду, или же его злые дела будут  петь  гимн  Ариману.  Божественный близнец отдает человеческую судьбу в руки человека. Бери ее  и  крои,  как подскажет тебе твоя совесть. И в зависимости от итогов жизни твоей и будет тебе награда - либо небесные сады Ахурамазды, либо вечная  мука  в  черной обители Аримана. Человек собственными руками творит линию своей  жизни.  И если ее пергамент исписали  письмена  Аримана,  то  в  этом  вина  данного человека, а не первородного греха, за который  несет  ответственность  все человечество. И невозможно пожаловаться на судьбу, ведь ты сам творец ее.
     Рок  не  довлеет   над человеком. Он хозяин собственной судьбы  и  вправе  распоряжаться  ею  как угодно. Выбор человека не зависит от божественной воли. В этом  величайшая заслуга зороастризма!
    Как связан зороастризм с прочими мессианскими религиями? Что у  них  общего?  Каковы  истоки  этого общего?
     Сопоставляя  Авесту  с  Талмудом,  Библией   и  Кораном  можно  сделать однозначный вывод:  очень  многие  положения  зороастризма,  такие  как  о божественном  суде,  рае  и  аде,  посмертном   воздаянии   и   наказании, воскресении,  приходе   мессии,   последнем   или   страшном   суде   были позаимствованы у зороастризма более  поздними  мессианскими  вероучениями. При  этом  данные  положения  были  подвергнуты   обработке,   значительно обеднившей их содержание.
     Понятие о  божественном суде над человеком  присутствует в  подавляющем большинстве религий. Есть оно и  у  зороастрийцев.  Покинувшая тело душа  идет  по небесному мосту возмездия Чинквате  («жинг – уат» – место огня), а Бог  справедливости  Рашну  выносит свой приговор. Если добрые дела и помыслы умершего превосходят число злых, то мост будет широк и крепок, и прекрасная женщина возьмет  праведника  за руку и введет его в Огороженный сад ("пара-дайз"  - фарна-фаза –поле изобилия).  Если  же  человек  при жизни служил Ариману, то мост станет тоньше лезвия  меча (у осетин-человеческого волоса)  и душа  с воем провалится в бездну царства Аримана, где ее ожидают ужасные муки (точно так же в осетинской религии).  Чем не мусульманский высший суд, где праведника проводят через мост гурии?  И  не христианское чистилище, где вместо моста возмездия ждет бдительный  цербер апостол Петр!
     Рай зороастрийцев по восточному поэтичен. Это не джанна  мусульман - "Но не даровано это никому, кроме тех, которые терпели..."; он не  обещает молочных и винных рек, и ласок  вечно  девственных  гурий.  Но  это  и  не христианский  эдем  с  его  унылым  благочестием.   Пара-дайз   напоминает сладостное  воспоминание  о  Золотом  Веке,  где   земли   обильны,   реки полноводны, кони стремительны,  стрелы  не  знают  промаха,  а  человек  - страданий и боли. Это сказочный сон счастья и изобилия, столь нечастых для
кочевника-ария  при жизни.  Пара-дайз   -   сильных   людей,   охотников, скотоводов, воинов - служителей добра. Право  попасть  сюда  завоевывается мечом и луком, но не смирением. Это рай воинов, Валгалла степных викингов. Правда, кроме пара-дайза есть еще и ад,  где души  поддавшихся  Ариману претерпевают великие муки. Но этому  аду  далеко  от  иудаистского  шеола, мусульманского джаханнама или христианского ада, карающих грешные души  с поистине садистским сладострастием.
     Важнейшей  частью  любой  мессианской   религии  является  положение   о сотере [сотер - спаситель (греч.)]. Зороастризм - не исключение. В Авесте прямо   указывается,   что   наступит   день,   когда   к   людям   придет спаситель-саошьянт (са уошат?- их завещание), сын Заратустры.  В другом  случае  утверждается,  что саошьянтов будет трое.  Этот  день  будет днем  последнего  суда  и души праведников  вновь  обретут  телесную  оболочку,  чтобы   жить   вечно   в "Разделении", этом земном пара-дайзе, а души грешников погибнут  вместе  с Ариманом.
     Человечество  должно  быть  готово  к  приходу   мессии.  Ему  надлежит очиститься, ибо наступление "Разделения" возможно лишь  при  условии,  что души подавляющего большинства людей  преисполнены  добра.  Таким  образом, зороастризм рассматривает проблему воскресения совершенно в ином ракурсе - в день прихода мессии зороастриец ответственен не только перед собой, но и перед прочими  единоверцами.  Ничего  подобного  в  остальных  мессианских религиях нет.
( В  главе «Адам» -народ , осетинской религии, Бог после сотворения сказал человеку: «Трудом своим праведным содержи себя, бойся греха, чтобы ты мог предстать передо мной очищенным, и имей желание (силу) оберегать себе подобных!). 
     Учение о  мессии было наиболее полно  перенято  иудаизмом  и,  позднее, иудохристианством. При этом оно потеряло  свою  логическую  стройность  и приобрело  фанатическое  исступление,   свойственное   иудейским   сектам. Иудаистская традиция донесла сведения о многих самозваных  мессиях,  таких как Христос, Бар-Кохба. Сами того не сознавая, они пытались  играть  роль Саошьянта. Более того, порой они даже привлекали зороастрийского сотера  в свидетели своего мессианского предназначения. Так в  Евангелии  от  Матфея описывается как к младенцу Иисусу пришли три волхва  с  востока  "и  падши поклонились Ему; и, открывши сокровища свои, принесли  ему  дары:  золото, ладан и смирну". (Мат.2.11). Кто они,  эти  загадочные  волшебники?  Ответ однозначен   -   упоминание   о   волхвах   есть   не   что   иное,    как полубессознательное желание  признать  великое  предназначение  иудейского мессии посредством преклонения пред ним трех Саошьянта. Сыновья Заратустры исполнили свое предназначение высших свидетелей и "отошли в страну  свою". (Мат.2.12).
     Проделанный  выше  сравнительный  анализ  позволяет  прийти  к  вполне определенному  выводу.   Иудаизм,   христианство,   ислам   теряют   облик самостоятельно сформировавшихся мессианских религий и предстают пред  нами в виде искаженной компиляции зороастризма.
     Прежде всего  это касается  иудаизма,  который  -  и  это  убедительно доказано - испытал  ощутимое  влияние  зороастризма,  привнесенного  через возвращающихся  на  родину  после  вавилонского  пленения  [после   взятия Иерусалима вавилонским царем Навуходоносором II евреи  были  насильственно переселены в Вавилонию (586 г. до н.э.); вернулись обратно по  разрешению персидского царя Кира II (539 г. до. н.э.)] иудеев. Недаром одно из  самых влиятельных иудаистских течений именовалось фарисейским (фарси - парсы).
     Через веру  Иегову зороастрийские постулаты перешли в христианство, которое с исторической точки зрения является не чем иным, как  иудаистской ересью,  попыткой  реанимировать  и  привнести  в  мир  зашедший  в тупик национальной ограниченности иудаизм.
     Ислам, будущий  могильщик зороастризма, не признаваясь   себе  в  этом, также немало воспринял от учения Заратустры.
      Зороастризм  -  религия  сильных. Зороастризм  расцветал  в  эпоху  величия  государства;  слабые   религии, "сильные" рабской покорностью пред Богом - в эпоху смут и чудотворчества.
     Характерно  отношение зороастрийцев к врагам. Оно безжалостно и в то же время снисходительно-брезгливо. Так взирают на лишенную ядовитых  зубов змею. Арий счастлив, имея врага, полного сил и злобы. Он  обрушивается  на него  всей  своей  яростью,  но  он  никогда  не  тронет  намеренно  врага поверженного. Он может лишь, не заметив, раздавить его.  Но  сравните!  "И предали заклятию все, что в городе, и мужей и жен, и молодых и  старых,  и волов, и овец, и ослов, все истребили мечом"  (Иис.Н.6,20)  Так  поступили иудеи с поверженным Иерихоном. Или еще похлеще - "А народ,  бывший  в нем [аммонитский город Равва], он вывел, и положил их под пилы,  под железные молотилки, под железные топоры, и бросил их в обжигательные печи.  Так  он поступил со всеми городами Аммонитскими". (Цар.12,31). Похлеще Освенцима и Варшавского гетто! Быстро и со вкусом! Мусульмане вторят поклонникам  Яхве - "Убит будь человек, как он неверен!" (Сура 80,16).
     Уверенный в собственной силе зороастриец-арий уверен и в силе  своей религии. Потому он не разрушает чуждых храмов. Он понимает, что обращенный иноверец опаснее явного врага.  В  тот  миг,  когда,  возгордившись,  арий перестанет отдавать себе отчет в этом, наступит крах зороастризма.
     Мир по утверждению  Заратустры составляют четыре  чистые стихии: огонь,вода, земля, воздух. (в Главе «Хуцауи бунатта» (Божьи места) сказано: «Необъятную Вселенную (этот мир) составляют   небо, воздух, земля, вода и огонь. Небо-жилище Бога, земля –Его двор, воздух - Его Дух, вода- Его место прогулки, огонь - Его очиститель и устроитель жизни»). Первейшим объектом поклонения зороастрийцев  является огонь,  олицетворяющий  собой  солнечную  жизненную   силу.   Зороастрийцы возносили молитву перед алтарями с  возжженным  на  них пламенем.  Потому иноверцы прозвали их огнепоклонниками.  Зажечь  и  поддерживать  священный огонь было  сложным ритуалом.  Обычно  для этого использовались  дрова, обязательно сухие и чистые. (Не здесь ли отголоски поклонения осетин надочажной цепи?!)
     Прекрасны  архаичные храмы огнепоклонников  - каменный  алтарь  посреди степи. Первые христиане забивались в катакомбы, их потомки  -  в  каменные гробницы  соборов.  Мусульмане  спрятали  свою  святыню  в  храме   Каабы. Зороастрийцы объявили храмом весь мир. Огонь и степь, солнце и ветер – что может быть прекрасней! (Именно это, наверное, подвигло  осетина-поэта написать: «Весь мир - мой храм»).
     Каноны Авесты  разделили живых существ на чистых и нечистых. В разряд чистых  попали:  собака  -  священное  животное  зороастрийцев,   убийство которого приравнивалось к убийству  человека,  -  лошадь,  корова,  ворон, ястреб,  орел... (отголоски этого находят свое подтверждение у осетин, а именно - обряд посвящения коня покойнику –бахфалдесан, и прощения у Бога грехов за нещадное отношение к животным). К  нечистым  были  отнесены  кошки   и   многие   другие млекопитающие, большая часть птиц,  насекомые,  пресмыкающиеся.  Отношения между человеком и животными также регламентировались множеством табу.
     Подобным  образом   зороастрийцы  попытались  отгородиться  от   всего грязного,  связанного  с  людьми.  Когда  знакомишься   со   всеми   этими многочисленными запретами, то становится понятно,  почему  зороастризм  не получил широкого распространения. Подобные  табу  присутствуют  во  многих других религиях, в том числе иудаизме (например,  запрет  на  употребление свинины), исламе  (например,  запрет  на  общение  с  женщинами  в  период месячных), но такого обилия их, как в  зороастризме,  нет  нигде.  Запреты веры  Заратустры  касаются  абсолютно  всех  сторон  человеческой   жизни. Разжигание огня, приготовление пищи, похороны,  рождение  и  многое-многое
другое - все  регламентировано  зороастризмом.  Часто  табу  бессмысленны, порой жестоки. Так, зороастрийские  каноны  запрещают в течение долгого времени прикасаться к женщине, родившей ребенка, ибо  она  осквернена (наверное поэтому осетины отсылали рожать своих жен домой до достижения 1 года ребенку). 
     Какую  цель  преследовали  зороастрийские  маги,   устанавливая   эти запреты? Было ли это попыткой искусственно отгородиться от  прочего  мира, чуждых народов, общение с которыми грозило чистоте арийского племени,  или это всего лишь атавизм древних обычаев?
(У осетин до недавнего времени существовал запрет  на женитьбу (замужество) на девушке другой веры, другой нации, другого языка, даже внутри осетин).
     Трудно ответить на  данный  вопрос однозначно. Думается, здесь присутствует и то, и  другое.  А  быть  может, суровая духом вера подвергала своих приверженцев суровому испытанию?
     Говоря о  зороастризме, нельзя не упомянуть  о своеобразной элитарности  этой религии. Прочие монорелигии строились по совершенно  иному принципу. Прочие монорелигии строили отношения с иноверием по  совершенно  иному принципу. Иудеи создали замкнутую, чрезвычайно регламентированную  веру  - склонность  к  обилию  строгих  предписаний  иудеи  почерпнули  именно   у зороастризма, - совершенно изолирующую "богоизбранный" народ от остального мира. Иудеи презирали иноземцев, категорически отказываясь посвящать их  в свою веру. Это обстоятельство сделало  евреев  изгоями,  но  позволило  им сохранить относительную чистоту нации и  культуры.  Христианство  и  ислам дают обратный пример. При столь же отрицательном отношении к иноверцам  ни христианин, ни мусульманин не только не отказывались принимать их  в  свою среду через перемену  веры,  но  и  всячески  поощряли  это.  Христианская церковь изначально мыслилась  как  церковь  наднациональная.  Если  первые христианские общины состояли исключительно из иудеев, то очень скоро в них стали преобладать  эллинизированные  жители  римской империи.  При этом, понимая, что богатому незачем поклоняться неизвестному иудейскому  мессии, распятого по приказу прокуратора Понтия Пилата, христианские  проповедники делали ставку на бедных и угнетенных - "Блаженны нищие духом, ибо их  есть Царство Небесное".  (Мат.5,3).  Лишь  позднее,  когда  христианство  стало господствующей религией, в христианство стали обращать насильно. Примерно  ту же картину  можно  наблюдать  в  исламском  обществе.  Мусульмане,  как  и христиане, на первых порах не прибегали к  силе  не  из-за  того,  что  не располагали ей, а понимая, что любое насилие влечет  противодействие.  Они предпочитали использовать экономические рычаги,  освобождая  от  подушного налога лишь уверовавших в Аллаха. В итоге спустя  какие-нибудь  десять  - двадцать лет большая часть покоренного  населения  совершенно  добровольно совершала намаз, старательно отбивая поклоны  в  сторону  Мекки.  Арии  не последовали примеру ни первых, ни вторых,  ни  третьих.  Хотя  им  и  была свойственна национальная замкнутость, они  не препятствовали обращению в зороастризм других народов. Но и  не  насаждали свою веру силой.  Кто  хотел  верить  в  Ахурамазду,  тот  верил  в  него. Остальные поклонялись тем богам, каких считали нужным.
     Отчужденность  зороастризма походит на  своего  рода  брезгливость,  с которой арии относились к иноплеменникам. Человек иной нации  для  ария  - существо, по значимости не превосходящее грязного навозного жука. Подобное высокомерие вряд ли привлекало к зороастризму симпатии иноверцев.
     Можно  ли  говорить  о  том,   что   Заратустра   проповедовал   идею сверхчеловека?
     Нет - в смысле  владычества над божественной  и человеческой сутью. Да - в смысле совершенства.
     Зороастриец должен был быть образцом человека - сильным, свободным от скверны, гармоничным. (в  Главе «Адам» - люди, сказано, что Бог поставил человека хозяином Земли, наделив  его разумом и понятливостью, дал ему права. Человек населил землю, своим умом и смекалкой (мужеством) он приручил животных, начал пользоваться всеми дарами Земли, в том числе и теми, которых ОН сотворил,  и стал их Хозяином… У него под ногами земля, богатая недрами и сокровищами. Его окружают  люди, такие же человеки  как он сам, ради которых он живет и трудится. Знать их, почитать и помнить о них- первейшая обязанность человека. Вдумайтесь - какая сила и мощь заложены в этих словах). Христианство сознательно сделало  ставку  на  слабых душой и телом. Христу важно подчинить себе паству, заставить ее  уверовать в собственные грехи, в свою слабость перед миром, а значит - и в Бога.
     Ахурамазда  ставил человека перед выбором  - добро или  зло.  Пойти   по пути добра может лишь сильный, и потому зороастризм отвергает слабость  во всех  его  проявлениях.  В  зороастризме  нет   места   убогим,   калекам, неумехам-нищим. "Пусть там не  будет ни  горбатых  спереди,  ни  горбатых сзади, ни увечных, ни помешанных, ни с родимыми пятнами, ни  порочных,  ни больных, ни кривых, ни гнилозубых, ни прокаженных, чья плоть выброшена,  и ни с другими пороками, которые служат отметинами Анхра-Манью,  наложенными на  смертных".  (Из  Витевдата,  фрагард  2,29).  Учение   Заратустры   не предназначено для рабов (лучше вечная слава, чем слабое потомство, смерть Нартов). Рабы желанные гости там
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.