Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Петровское барокко

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.06.13. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Федеральное агентство по образованию
Государственное образовательное учреждение
Высшего профессионального образования 

Санкт-петербургский  государственный
 архитектурно-строительный  университет 
 
 
 
 
 

Кафедра технологии проектирования зданий 
 

Реферат
 ПЕТРОВСКОЕ  БАРОККО 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Выполнил:
                                          Студент Хрусталев А.В.
                                          Группа 2-ПЗ-1
                                          Принял: Пунтус В.А. 
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Санкт-Петербург
2011 
 

     Содержание 

Введение……………………………………………………………………… 3
1.Отличительные черты архитектуры петровского времени……………..  6
2.Отличительные черты «Петровского барокко»………………………….. 9
3.Д.Трезини - "первый архитектор Петербурга", создатель стиля
"петровского  барокко"……………………………………………………….11
4.Достижения "петровского барокко"……………………………………….14
5.Роль «петровского барокко» и Петра I в русской архитектуре………….19
Заключение     ………………………………………………………………...23
Список  использованной литературы………………………………………...25 

 

      Введение 

     Итальянское barocco (причудливый) — художественный стиль, преобладающий с конца XVI до середины XVIII вв. в искусстве Европы. Этот стиль зародился в Италии и распространился в других странах после эпохи Ренессанса. Основные черты барокко — парадность, торжественность, пышность, динамичность, жизнеутверждающий характер. Искусству барокко свойственны смелые контрасты масштабов, света и тени, цвета, совмещение реальности и фантазии. Особенно необходимо отметить в стиле барокко слияние различных искусств в едином ансамбле, большую степень взаимопроникновения архитектуры, скульптуры, живописи и декоративного искусства. Это стремление к синтезу искусств — основополагающая черта барокко.
     Стиль барокко был призван прославлять и пропагандировать могущество власти, знати и церкви, но вместе с тем он выразил прогрессивные идеи о сложности мироздания, безграничности и многообразии мира, его изменчивости. Человек в искусстве барокко воспринимается как часть мира, как сложная личность, переживающая драматические конфликты.
     Особенность барокко — не соблюдение ренессансной гармонии ради более эмоционального контакта со зрителем. Архитектура  барокко отличается пространственным размахом, текучестью криволинейных  форм, слиянием объемов в динамическую массу, богатым скульптурным декором, связью с окружающим пространством. На рубеже XVII и XVIII вв. в России закончилось  Средневековье и началось Новое  время. Если в западноевропейских странах  этот исторический переход растягивался на целые столетия, то в России он произошёл стремительно — в течение  жизни одного поколения.
     Русскому  искусству XVIII в. всего за несколько десятилетий суждено было превратиться из религиозного в светское, освоить новые жанры (например, портрет, натюрморт и пейзаж) и открыть совершенно новые для себя темы (в частности, мифологическую и историческую). Поэтому стили в искусстве, которые в Европе последовательно сменяли друг друга на протяжении веков, существовали в России XVIII столетия одновременно или же с разрывом всего в несколько лет.1
     Реформы, проведенные Петром I (1689—1725 гг.), затронули  не только политику, экономику, но также  искусство. Целью молодого царя было поставить русское искусство в один ряд с европейским, просветить отечественную публику и окружить свой двор архитекторами, скульпторами и живописцами. В то время крупных русских мастеров почти не было. Пётр I приглашал иностранных художников в Россию и одновременно посылал самых талантливых молодых людей обучаться «художествам» за границу, в основном в Голландию и Италию. Во второй четверти XVIII в. «петровские пенсионеры» (ученики, содержавшиеся за счёт государственных средств — пенсиона) стали возвращаться в Россию, привозя с собой новый художественный опыт и приобретённое мастерство.
     XVIII столетие в истории русского  искусства было периодом ученичества.  Но если в первой половине XVIII в. учителями русских художников были иностранные мастера, то во второй они могли учиться уже у своих соотечественников и работать с иностранцами на равных.
     По  прошествии всего ста лет Россия предстала в обновлённом виде — с новой столицей, в которой  была открыта Академия художеств  со множеством художественных собраний, которые не уступали старейшим европейским коллекциям размахом и роскошью. Самобытность архитектуры русского барокко проявилась в органичном сочетании четкой фундаментальности и простоты плановых решений с живописностью силуэтов и фасадов, щедростью и фантазией декоративных форм, их многоцветием, традиционно развивающими присущие искусству России мажорность и нарядность. В середине 18 века возрождается исконно русское пятиглавие при постройке храмов, причем оно обогащается новыми самостоятельными решениями, повсеместно сменяя тип храма начала столетия, увенчанного куполами во флорентийском духе.
     Стремление  архитектурными средствами выразить господство человека над природой и стихией, неиссякаемость его творческих возможностей – находит убедительное выражение  в контрастном сочетании геометризма окружающих дворцы регулярных садов и парков с огромной протяженностью пластичных фасадов и пышных анфилад парадных помещений. В интерьерах – обилие проемов, зеркал, орнамента, сплошь покрывающие стены, живописные плафоны.2
     Все это создает иллюзию безграничности пространства.
     История искусства не знает более крутого  поворота от средневековья к Новому времени, чем в России начала 18 столетия. Вплоть до начала царствования Петра I могло казаться, что позднесредневековая  художественная система на Руси прочно властвует, а чужеземные «фряжские  затеи» растворяются в ней, как ручьи  в море. И вдруг это море ушло под землю и на обнажившемся дне  стали со сказочной быстротой  произрастать совершенно новые побеги, так же как на берегах Невы «из  тьмы лесов, из топи блат» встала новая  русская столица, вскоре ставшая  одним из красивейших городов  мира».
 

      Отличительные черты  архитектуры петровского  времени 

     Петровское  время – петровские реформы —  явилось переломным для всей русской  жизни, обозначило переход от средневековья  к новому времени. При этом ориентация на Западную Европу стала определяющей и даже принудительной. Под влиянием Запада, а также по велению времени  искусство постепенно все более  принимало светский характер, освобождаясь от уз религии.
     Основы  нового искусства закладывались  в Москве. Церковь в Дубровицах, церковь Архангела Гавриила (Меньшикова башня), Сухарева башня, Лефортовский дворец были своеобразными предтечами нового, петербургского стиля. Этот уникальный художественный стиль, сложившийся в особых исторических, географических и климатических условиях, был отражением личных вкусов Петра.3
     Город, заложенный в дельте реки Невы самим  императором и названный им Петербургом  в честь своего небесного покровителя, святого апостола Петра, должен был  воплотить мечту о новом идеальном  городе. Петр замыслил его как вариант  любимой им Голландии, как портовый город - крепость. Но, по словам русского художника и историка искусства  А. Н. Бенуа, только намерение было сделать  из Петербурга что-то голландское, а  вышло свое, особенное… Петербургский  стиль – это особенное ощущение пространства и исторического времени. Внешний облик Петербурга – это, прежде всего сочетание низкого  северного неба, свинцово-серой шири Невы и взмывающих ввысь вертикалей позолоченных шпилей. Нева, «ее дрожащее теченье», является главным «проспектом» города, ее главной «площадью». Этот «пафос шири»- преобладание горизонтальной линии над вертикальной – определяется своеобразием ландшафта – водными пространствами Большой Невы, Малой Невы, Большой Невки, Малой Невки, Фонтанки, Мойки, Екатерининского канала, Крюкова канала и т. д. Соединение воды и суши дает идеальные горизонтальные линии. Над горизонталями воды и набережных возвышается полоса приставленных друг к другу домов почти одного уровня в силу сложившегося требования строить не выше Зимнего.4
     Эта зубчатая, как бы дрожащая линия  домов на фоне неба создает впечатление  призрачности, эфемерности городской  застройки, которое усиливается  игрой света и красочной гаммой лимонно-белых зданий, мрамора и  гранита. Сплошная застройка улиц типична  для Петербурга, при этом улицы, в  силу отсутствия подъемов и спусков, становятся как бы интерьером города. Сады и площади «встраивали» в  плотные линии домов, что служит еще одним выражением горизонтального  города.
     Характерные элементы городского пейзажа – шпили  Петропавловской крепости, Адмиралтейства и Михайловского замка. Уникальность петербургского стиля определилась и тем, что город поднялся по воле одного человека, сразу и на пустом месте. Москва, живописно раскинувшаяся  «на семи холмах», росла стихийно вокруг своего исторического цента  в течение многих веков. Петербург  же был воздвигнут за какую-то четверть столетия и почти сразу же в  камне.5
     Пожалуй, несколько непривычна для русского города растянутость вдоль реки, которую  получило левобережное поселение. Впрочем, и это встречалось на берегах  крупных судоходных рек. На первом этапе  строительства Петербурга новое, пожалуй, — лишь та целеустремленная энергия, с которой ресурсы всей страны направлены на создание нового города.
     Даже  при Иване Грозном и Борисе Годунове градостроительная деятельность не имела подобного размаха и  организованности. Знамением Бремени стало изменение ценностей, отраженное в городских структурах. Центральную позицию в левобережной части города занял не храм или дворец, а утилитарная постройка, Адмиралтейская верфь. Подобные здания вместе с жильем стали «жанром» архитектуры, ведущим в процессах стилеобразования. Н. Ф. Гуляницкий отметил, что панорама обеих частей Петербурга за первые полтора десятилетия его существования сохраняла вполне традиционный характер. Шпили Адмиралтейства и Петропавловского собора были вехами, выделявшими центры главных частей города, второстепенные узлы отмечались меньшими вертикалями, которыми дополнялась система ориентации. Тяготение к планообразующему центру подчиняло себе уличную сеть, живописную, вопреки попыткам размечать их «линии» и подчинять им застройку.
     Все изменилось, когда постепенно вызревавшая  у Петра I мысль — перенести  в Петербург столицу — превратилась в 1714г. в твердое решение. Для столицы  стихийно сложившаяся двухчастность была неприемлема. Создание импозантного центра, которому подчинен весь город, стало вопросом престижа российского государства, а к этому Петр относился с обостренной чувствительностью. Начался поиск объединяющей идеи.
     Встал, несомненно, и вопрос о том образе, который должно нести новое. Размышления  Петра об этом отражали мифологический канон, которому подчинялось самоосмысление эпохи, — миф о полном и совершенном перерождении страны, о том, что распалась связь времен, старое стало противостоять новому и молодому, прошлое — будущему. Насильственно бритые бороды утверждали ориентацию на молодость. Новым стал с конца XVII столетия сам отсчет времени — 20 декабря 1699г. вышел «Указ о введении нового летосчисления» и праздновании новолетия 1 января. Новое на Руси исстари связывала с необычным, «иным», иностранным. Петр поэтому переодел высшие сословия в венгерское, потом немецкое платье. Но что должно было обозначить новизну и энергичную молодость северной столицы?6
     Петр I не должен был опираться на сведения, полученные из третьих рук. Первым среди  русских государей он выезжал  за пределы своей страны, видел  многие города Европы. Самыми яркими воспоминаниями остались деловитый Амстердам с  его ровными рядами кирпичных  домов над спокойной водой  каналов и символ абсолютного  единовластия — Версаль, с бесконечными прямыми перспективами его «огорода», ставшего символом вселенной, подчиненной  воле абсолютного монарха. 

     Отличительные черты «Петровского барокко» 

     Стиль архитектуры Петербурга первой четверти XVIII века получил название «петровское  барокко». Термин нужно понимать как  очень условный. В Петровскую эпоху  существовали зачатки всех стилей –  и барокко, и рококо, и классицизма. Город как бы примерял на себя разные одежды. Иностранные мастера, помимо стилевого разнообразия, принесли разнообразие национальных манер, школ, различие в  качестве исполнения. Решающими для  формирования стиля были личные вкусы  Петра, а также особенности ландшафта  нового города.
     К концу жизни Петра в архитектуре  наблюдается тяготение к более  нарядным, праздничным формам французского барокко. Точнее было бы сказать, что  в архитектуре Петербурга шло  слияние европейских стилистических приемов: рационального северного  барокко – через Трезини (симметрия и уравновешенность композиции, сдержанность декора), и изящного, придворно-аристократического – через Леблона (изысканность, приверженность к высоким, «мансардным» кровлям) – с традициями древнерусскими, сказавшимися, например, в многоцветной окраске зданий.
     Смена вкусов заметна на примере творчества первого архитектора Петербурга Д. Трезини, создателя стиля «Петровское барокко»: от строгих и лаконичных форм первых домов он подходит к почти барочным формам колокольни Петропавловского собора, Петровских ворот крепости.
     Отличительные черты «Петровского барокко»:
    «Петербургский манир» архитектуры был рационален, прост, ясен, спокоен и в тоже время проникнут праздничным настроением.
    Строгая симметрия планов и объемных построений, уравновешенность. Приведение к симметрии требует выделения центра композиции. По оси здания располагается главный вход, над ним самый крупный, нарядный зал.
     Особо представительные в градостроительном  отношении здания (Адмиралтейство, Кунсткамера, госпиталь) акцентируются  башней. Центральная часть объема иногда подчеркивается ризалитом, обогащается  пластически - портиками, скульптурой, сложными формами окон, нарядными  наличниками.
    Вертикальные членения стен плоскими лопатками и пилястрами, обработка углов рустом.
    Плоскостная трактовка пластического убора зданий. Это обусловлено кирпичной конструкцией стены, ее рельеф исполняют в ходе кладки и избегают сильных выносов пилястр, карнизов.
    Многоцветная архитектура. Оштукатуренные кирпичные стены требовали покраски. Предпочитали активные красные, зеленые, синие тона на интенсивном фоне стены четко выделяются белые архитектурные детали, пилястры и лопатки.
    Оконные проёмы прямоугольной или арочной формы имели обрамление: плоский наличник с характерными расширениями по углам – «ушами».
    Сдержанное, по сравнению с европейским барокко, использование декоративных элементов.
    Мансардная крыша с переломом. Такие очертания крыши диктовались тяжелой черепичной кровлей.7
 
     Д. Трезини - "первый архитектор Петербурга", создатель стиля "петровского барокко" 

     Трезини Доменико Андреа (Трезини Андрей Якимович) (ок. 1670–1734), архитектор, один из основоположников петровского барокко.
     Родился в швейцарском городке Астано (близ Лугано, в италоязычном кантоне Тичино) ок. 1670г. в небогатой дворянской семье. Учился в Венеции. В поисках заработка приехал в Копенгаген. Заказов при датском королевском дворе не получил, но здешний русский посол А. Измайлов пригласил его в Россию – «служить в городовом и палатном строении» (1703).
     В том же году приехал к месту  строительства новой российской столицы через Архангельск. Первым его крупным сооружением был  форт Кроншлот (будущий Кронштадт), успешно выдержавший атаку шведской эскадры (впрочем, кронштадтские укрепления этого времени не сохранились и известны лишь по гравюрам). В 1704 обновлял поврежденные фортификации Нарвы. Наконец, в 1706 приступил к главному своему труду – строительству Петропавловской крепости, которую из земляной предстояло сделать каменной. К 1718 крепость как таковая – с массивными приземистыми стенами, бастионами и Петровскими воротами (украшенными рельефными атрибутами воинской доблести и аллегорической композицией Низвержение Симона-волхва апостолом Петром работы скульптора К. Оснера) – была в значительной своей части уже построена. В 1712–1733 над ней вознесся Петропавловский собор – трехнефная базилика со стройной колокольней, увенчанной грандиозным золоченым шпилем (в целом вся высота колокольни со шпилем 112 м, на 32 м больше «Ивана Великого» в Московском Кремле). Этот собор стал самым масштабным из тех стилистически рубежных памятников петровского времени, что как бы развернули православное церковное строительство лицом к Западу, преобразив в нем не только внешнее декоративное убранство (как это было в «московском» или «нарышкинском» барокко), но всю архитектонику, размеченную здесь декоративно-скупым, но мощным ритмом пилястр и волют.
     Трезини был первый иностранный зодчий, приехавший работать в Петербург (он прибыл сюда уже в 1706 г. из Копенгагена; где работал при дворе короля Фридриха IV). Умелый профессионал, не отличавшийся дерзкой фантазией, но обладавший безошибочным вкусом, подчиненным трезвой рассудительности, он оказался хорошим исполнителем архитектурных идей, которые обуревали Петра I (в 1709 г. писал Трезини Петру о своей работе в Петропавловской крепости: «… я со всяким радением рад трудиться против чертежа вашего…"). Вкусы и идеальные представления заказчика соединялись в композиции собора с тем, что шло от профессионального опыта архитектора, выступавшего исполнителем его «художественной воли».
     Петербургское здание, однако, отнюдь не было повторением  московского прообраза. Его общие  очертания более динамичны, решительны и жестки, что подчеркивает и квадратное сечение башни, заменившее восьмигранник. Декор его скорее графичен, чем объемен. Уже ясно ощутим трезвый рационализм, утверждавшийся в архитектуре Петербурга петровского времени. Главным отступлением от традиции стал «латинский» интерьер собора, подчиненный продольной оси, с тремя нефами, перекрытыми сводами одинаковой высоты (заметим, однако, что такая его структура позволила наиболее простым и эффектным приемом связать горизонтальный объем и колокольню в динамичной композиции). Место традиционных округлых апсид заняла прямоугольная пристройка, фасад которой, обращенный к главным воротам крепости, своим высоким барочным фронтоном как бы откликается на их архитектурную тему триумфальной арки. Соединение национальной традиции с иноземным, воспринимавшимся как новация, столь определенно намеченное в этом важнейшем монументальном здании молодой столицы, стало ключевым для характера архитектуры петровского Петербурга.
     «Канцелярия городских дел», созданная для  надзора над сооружением Петропавловской  крепости, вскоре стала архитектурным  штабом всей новой столицы (Трезини же был правой рукой главы Канцелярии У. А. Сенявина). Здания и целые комплексы по проектам швейцарского мастера возводились в ключевых точках Петербурга. Из них сохранились: Летний дворец Петра в Летнем саду (1710–1714), Благовещенская церковь с Духовским корпусом в Александро-Невской лавре (1717–1722), здание 12 коллегий на стрелке Васильевского острова (ныне университет; 1722–1734), последнее выделяется своей особой протяженностью (фронтальная ширина 383 м). Внеся в зодчество совершенно новые для России параметры высоты и длины, Трезини в то же время тонко дифференцировал стилистику, исходя из назначения здания. Если его церковные образы, более «южные» по духу, подчеркнуто величавы и масштабны, то образы светские (Летний дворец и 12 коллегий), напротив, подчинены, прежде всего, принципу практического удобства и компактности, характерного для северного, голландского барокко. Постоянно работая по личным указаниям Петра, зодчий внес также решающий вклад в регулярную планировку города на Неве в целом (в первую очередь на Васильевском острове) и составил «образцовые» (типовые) проекты жилых домов для размещения разных слоев населения («именитых», «зажиточных» и «подлых»).
     Дом Трезини функционировал как домашняя школа: из числа его помощников — «гезелей» вышел целый ряд видных зодчих, в том числе архитекторы Петро Антонио Трезини (сын Доменико; р.1710 – год смерти неизвестен), строивший в Александро-Невской лавре, и М. Г. Земцов.
     Основные  работы:
    Крепостные ворота в Нарве (1705);
    Петровские ворота Петропавловской крепости в Санкт-Петербурге (1717—1718);
    Петропавловский собор в Санкт-Петербурге (1712-1733);
    Колокольня Петропавловского собора в Санкт-Петербурге (1712-1733);
    собор св. Петра и Павла;
    дворцы Петра I — Летний (1710-1714) и Зимний (не сохранился);
    здание 12 коллегий (1722-1733, университет);
    госпиталь на Выборгской стороне (перестроен);
    собственный дом на Университетской наб.;
    проект застройки Васильевского острова;
    проекты «образцовых» домов.
     Умер  Трезини в Петербурге 19 февраля (2 марта) 1734.8 

     Достижения "петровского барокко" 

     Основные  памятники «петровского барокко», сохранившиеся  до наших дней в Санкт-Петербурге:
    Летний дворец Петра I (Кутузовская наб. Летний сад) (1710 – 1716). Д.Трезини, А.Шлютер, И.-Ф.Браунштейн, Г.-И.Маттарнови, Н.Микетти, Н.Пино
    Дворец Меньшикова (Васильевский остров Университетская наб.,15) (1710 – 1727). Д.И. Фонтана, И.Г. Шедель, И.Ф. Браунштейн, Г.И. Маттарнови
    Собор св. Петра и Павла (Заячий остров)(1712 – 1733). Д. Трезини.
    Кикины палаты (Ставропольская ул., 9)(1714 – 1720)
    Петровские ворота Петропавловской крепости (Заячий остров) (1717 – 1718). Д. Трезини, Н. Пино
    Церковь Благовещения Пресвятой Богородицы Свято-Троицкого Александро-Невского монастыря (наб. реки Монастырки,1) (1717 – 1725). Д. Трезини
    Здание Кунсткамеры (Университетская наб., 3)(1718 – 1734). Г.И. Маттарнови, Н.Ф. Гербель, Г.К. Киавери, М.Г. Земцов
    Здание Двенадцати коллегий (Университетская наб.,7) (1722 – 1742). Д. Трезини, Л.Т. Швертфегер9
     Летний  дворец Петра I — название сохранившейся до наших дней в первозданном виде резиденции Петра I. Находится в Летнем саду (Санкт-Петербург).
     Летний  дворец был построен в стиле барокко по проекту Доменико Трезини в 17101714 годах. Это одно из старейших зданий города. Двухэтажный дворец достаточно скромен и состоит всего из 14 комнат.
     Фасад дворца украшен 29-ю барельефами, на которых в аллегорической форме  изображены события Северной войны. Барельефы выполнены немецким архитектором и скульптором Андреасом Шлютером.
     Отделка помещений была создана художниками  А. Захаровым, И. Заварзиным, Ф. Матвеевым.
     Первым зданием на набережной Васильевского острова, которое своими масштабами и архитектурной обработкой значительно отличалось от "образцовых" домов, был каменный дворец Меньшикова (1710-1716 гг.) Этот дворец, с выступающей средней частью, украшенной аттиком со скульптурами, не имел замкнутого характера московского Лефортовского дворца. Его главный фсасад, обращенный на юг, к Неве, включался в общий ансамбль застраиваемой набережной. Противоположный фасад дворца с небольшим прямоугольным двором выходил в регулярный сад. Фасады дома были поэтажно обработаны пилястрами ионического и коринфского ордеров; ризалиты главного фасада имели сложное по форме завершение. Просторный вестибюль, широкая лестница во второй этаж, подчеркнуто осевая композиция фасада, колоннада портика и богато разработанный спуск к реке придавали зданию новый в русской архитектуре облик парадного городского дворца. Дворец строили архитекторы М. Фонтана и Г. Шедель.
     Кикины палаты — памятник архитектуры петровского барокко, находящийся в Санкт-Петербурге по адресу Ставропольская улица, дом 9.
     Это единственный сохранившийся до нашего времени дом адмирала-советника  и одного из сподвижников Петра I Александра Кикина. Он был построен в 1711720 годах неизвестным архитектором Смольного (возможно, Андреасом Шлютером). В 1718 году Кикин был казнён за организацию побега из России царевича Алексея Петровича, а его дом взят в казну. В 1719—1727 годах здесь находилась коллекция петровской Кунсткамера и личная библиотека Петра I. В 1720-х годах Кикины палаты были перестроены неизвестным архитектором. С 1733 года здесь разместились канцелярия, лазарет и церковь лейб-гвардейского Конного полка. В 1829 году здание было перестроено по проекту архитектора Александра Штауберта, а декор в стиле барокко уничтожен. Во время Ленинградской блокады Кикины палаты сильно пострадали, но в 1952—1956 годах были восстановлены в первоначальном виде архитектором Ириной Бенуа. В настоящее время в здании размещается музыкальный лицей.10
     Каменные  Петровские ворота с деревянным резным убранством были построены в 1708 году (в 1716—1717 годах перестроены) по проекту Доменико Трезини. Арку венчает мощный аттик с полукруглым лучковым фронтоном, украшенный деревянным резным панно «Низвержение Симона-волхва апостолом Петром» скульптора Конрада Оснера (перенесено с ворот 1708 года). Это панно символизирует победы России в Северной войне (Симон отождествляется со шведским королём Карлом XII, апостол Пётр — c Петром I). Ширина деревянного барельефа составляет 4.9 м, высота — 3.35 м.
     На  фронтоне аттика выполнен горельеф бога Саваофа, держащего в руке сферу — символ вселенской власти. В нишах справа и слева расположены аллегорические фигуры Осторожности и Стойкости.
     В августе 1720 года над аркой установлен российский двуглавый орёл, выполненный  в свинце мастером Франсуа Вассу (до этого ворота украшал лепной алебастровый герб, раскрашенный «под дуб»). Помимо перечисленного скульптурное убранство Петровских ворот включало ещё семь несохранившихся статуй, среди которых центральное место занимала фигура апостола Петра с ключами.
     В 1941 году Петровские ворота были повреждены артиллерийским обстрелом. В 1951 году архитекторами А.А. Кедринским, А.Л. Ротачом была произведена реставрация.
     В апреле-мае 2008 года в крепости проводились  ремонтные работы, коснувшиеся и Иоанновского равелина.
     Двухэтажная церковь в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, построенная в 1717–1722 гг. по проекту Д. Трезини, расположена в северо-восточном углу монастыря. Это первая каменная церковь лавры. В 1724 г. из владимирского Боголюбского Рождественского монастыря в Благовещенскую церковь были перенесены мощи святой князя Александра Невского. Верхний храм Благовещенской церкви был освящен 30 августа 1724 г. во имя святой благоверного князя Александра Невского. Нижний храм, освященный 25 марта 1725 г. архиепископом Феодосием в честь Благовещения Пресвятой Богородицы, служил усыпальницей для особо царствующего дома (императора Петра III Феодоровича, Анны Леопольдовны, царицы Параскевы Феодоровны, царевича Петра Петровича, дочерей Александра I великих княжон Марии и Елисаветы) и государственных деятелей (А.М. Голицына, А.А. Безбородко, И.И. Панина, А.В. Суворова, И.И. Бецкого). Решением Леноблисполкома от 15 февр. 1933 г. храм был закрыт, в 1948 г. передан Музею городской скульптуры. С 1988 г. в Благовещенской церкви ведется комплексная реставрация.
     Здание  Кунсткамеры, строившееся с 1718 по 1734 год, принадлежит к числу немногих хорошо сохранившихся памятников архитектуры первой четверти 18 века. Первоначальный проект здания был разработан архитектором Г. Матарнови, а осуществляли строительство архитекторы Н. Гербель, Г. Киавери и М. Земцов.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.