На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Европейский союз

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.06.13. Сдан: 2011. Страниц: 21. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


   

Оглавление. 

Введение.                                                                                                      3 
1. Международная  экономическая интеграция.                                        4
1.1. Содержание  и формы международной экономической                   
       интеграции.                                                                                             4        
1.2. Предпосылки  интеграции.                                                                     6
1.3. Эффекты интеграции.                                                                             6
2. Главные  интеграционные группировки мира.                                        9                        
2.1. Интеграция  в Латинской Америке.                                                        9 
2.2. Особенности  интеграции в Североамериканском
        регионе.                                                                                                   10
2.3. Экономическая интеграция на постсоветском
       пространстве.                                                                                           12
2.4. Экономическая интеграция в Азиатско-Тихоокеанском
      регионе.                                                                                                      15
3. Европейский  союз.                                                                                      19
3.1. Образование  ЕС.                                                                                       19
3.2. Структура  ЕС.                                                                                            21
3.3. Расширение  ЕС на Восток.                                                                       23
Заключение.                                                                                                       25
Литература.                                                                                                        27                         
                                    
 
 

 
Введение.
    В  современном  мире  все   большее  значение  приобретает   рост  взаимо 
зависимости  экономик  разных  стран, развитие  интеграции  в  регионах,    
стремительный  переход  цивилизованных  стран  от  закрытых националь-
ных  хозяйств  к экономике открытого типа, обращенной  к внешнему
миру  и  международному  экономическому  сотрудничеству. Этот  про-
цесс  связан  с  всесторонним  развитием  и  постоянным  углублением  ме-
ждународного  разделения  труда -  от  простого  обмена  товарами  к устойчивой  международной торговле  товарами  и услугами, к интерна –
циональному  перемещению  капиталов  и  созданию  новых  производств,
к  тесной  производственной  и  научно-технической  кооперации, следстви  ем  чего  является  совместное  ведение  международного  бизнеса  и  управ
ление  им  на  межгосударственном  уровне.
      По мнению экономистов в отдаленном  будущем мировое хозяйство превратится  в единый рынок товаров, услуг,  капиталов, рабочей силы и знаний. Происходящие явления получили название глобализация. Наиболее интенсивно глобализация хозяйственной жизни идет на региональном уровне. Об этом говорит тот факт, что хотя международные экономические отношения в целом в последние десятилетия развиваются достаточно быстро, наиболее динамично они развиваются внутри регионов и между соседними регионами. Таким образом, регионализацию можно рассматривать как движение к глобализации, которое осуществляется пока в ограниченных масштабах, в рамках регионов и частично между соседними регионами. Ведь современная регионализация –это не усиление экономических связей исключительно внутри регионов и группировок за счет их ослабления с другими странами и регионами, а ускоренное развитие региональных связей при достаточно высокой динамике межрегиональных связей.     
                                      
1. Международная экономическая интеграция.
      Регионализация является базой  для международной экономической  интеграции. Международная экономическая  интеграция обрела практическое воплощение в ряде интеграционных объединений мира, которые определяют состояние и перспективы дальнейшего развития мировой экономики в целом и международного бизнеса в частности.
     Отличие международной экономической  интеграции от других хозяйственных  процессов в том, что интеграция –это прежде всего межгосударственное регулирование экономической взаимозависимости, а также формирование регионального хозяйственного комплекса со структурой и пропорциями, обращенными на потребности региона в целом
Это процесс, освобождающий движение товаров, услуг, капиталов и рабочей силы от национальных перегородок, ведущий к созданию единого внутреннего рынка, что обеспечивает рост производительности труда и повышение уровня жизни в странах данного интеграционного объединения.
     Интеграционный процесс по своей  природе объективен. Его главной  целью является установление  при активном содействии со  стороны государств-участников устойчивых  всесторонних торгово-экономических  связей между национальными хозяйствами  двух или более стран с аналогичным социально-экономическим строем. В ходе развития интеграционного процесса происходит взаимопроникновение, а в перспективе и сращивание в той или иной мере национальных процессов воспроизводства, сближение социальных и институциональных структур разных стран.        
1. 1. Содержание  и  формы  международной  экономической
интеграции.
    Понятие  «интеграция»  латинского  происхождения  и  переводится   как
восстановление, восполнение. Оно означает  состояние  связанности  от –
дельных  дифференцированных  частей  и  функций  системы  в  целом.  Это  понятие  означает  также  процесс, ведущий  к  такому  состоянию. Поэтому  международную  интеграцию можно  определить  как  объектив-
ный, осознанный  процесс, направленный  к  сближению, взаимопроникно-
вению  и  сращиванию  национальных  хозяйств  разных  стран  региона.  Этот  процесс  обладает  потенциалом  саморегулирования  и  саморазви-
 тия,  в  основе  которого  лежат   экономические  интересы  хозяйствующих
субъектов, а  также  потребности  стран  в  международном  разделении  труда.
   Самая  простая  и  распространенная  форма  экономической  интеграции 
-зона  свободной  торговли, в  рамках  которой  отменяются  торговые
ограничения  между  странами-участницами, и  прежде  всего  таможенные
 пошлины.  В  отношении  третьих   стран  каждый  участник  имеет   право  проводить  собственную   внешнеторговую  политику, в  том   числе  иметь  собственные   внешнеторговые  тарифы.
      Таможенный  союз - предполагает  наряду  с  функционированием   зо-
ны  свободной  торговли  установление  единого  внешнеторгового  тарифа
в  отношении  третьих  стран.
      Более  сложной  формой  является  общий  рынок, который  призван   обеспечивать  его  участникам  наряду  со  свободной  взаимной  торговлей  и  единым  внешнеторговым  тарифом  свободу  передвижения  капитала  и  
рабочей   силы, а  также  согласование  экономической  политики, в  резуль
тате  чего  возникает  единое  экономическое  и правовое пространство.
     Высшей  формой  экономической  интеграции  является  экономичес -                     
кий  и  валютный  союз, совмещающий  все  указанные  формы  интегра  –
ции  с  проведением  общей  экономической  и  валютно-финансовой  поли
тики. Примером  является  Европейский  союз  (ЕС).
      Возможна  и  еще  более   сложная  форма- политический  союз, в  рам-
ках  которого  интегрирующие  страны  объединяются  в  федерацию  или   
в  конфедерацию, т.е. в  единое  государство, что  и  происходит  сейчас  в  ЕС.                                                                                                                                                                                                                                                                                                     
1.2. Предпосылки  интеграции.
      Развитию  экономической  интеграции  способствует  наличие  целого  ряда  предпосылок.
       Интегрированию  во  многом  способствует  наличие  между  странами  исторически  сложившихся   и  достаточно  прочных  экономических  свя-
зей, а  также  общность  между  ними  и  их  компаниями  экономических  интересов  и  наличие  таких  проблем, решение  которых  совместными  усилиями  может  быть  значительно  эффективнее, чем  порознь
      Другая  важная  предпосылка- географическая  близость  интегрирую-
щих  стран, расположенных  обычно в  одном  регионе  и  имеющих  об –
щую  границу.
      Немаловажную  роль  играет  культурно-историческая  близость, т.е.  принадлежность  к   одной  цивилизации  или,  по  крайней  мере, к  компли-
ментарным  цивилизациям.
      Наиболее  продуктивно  интеграционные  процессы  происходят  между   странами, находящимися  примерно  на  одинаковом  уровне  эконо 
мического  развития. Примером  может  быть  ЕС. Однако  современные  интеграционные  группировки  включают  и  страны  с  разными  уровнями
развития, например, НАФТА (объединяет  США, Канаду, Мексику).
 
1.3. Эффекты  интеграции.
      Экономическая  интеграция  может   иметь  как  положительные   эффек 
ты  для  участвующих  сторон, так  и  отрицательные. К  положительным  моментам  относятся  экономический  рост  стран-участниц, в  том  числе 
за  счет  активизации  их  взаимной  торговли. В  ЕС, например, доля  вза-
 имной   торговли  достигла  примерно  60% объема  их  внешней  торговли, НАФТА- около  55%, МЕРКОСУР- около  20%.
     Кроме  того, экономическое   сближение  стран  в  региональных  рамках
защищает  их  фирмы  в  определенной  степени  от  конкуренции  со  сто-
роны  фирм  третьих  стран. Так, в  ЕС  этому  способствует  совместная  научно-техническая  политика, направленная  на  усиление  конкурентоспо
 собности  европейской  промышленности  в  области  новейших  техноло-
гий  на  мировом  рынке  в  противовес  США  и  Японии.
     Интеграционное  взаимодействие  позволяет  его  участникам  совмест-
 но  решать  наиболее  острые  социальные  проблемы, например  развитие 
 отсталых  регионов, смягчение  положения   на  рынке  труда. Так   в  ЕС  за  счет  средств   Европейского  фонда  регионального   развития  осуществля-
ется  содействие  районам, отставшим  в  своем  развитии  или  пострадав-
шим  от  структурного  кризиса  в  промышленности, действует  Фонд  со-
действия  экономическому  и  социальному  сближению  наименее  разви –
тых  стран  ЕС, а  Европейский  социальный  фонд финансирует переква –
лификацию  рабочей  силы, особенно  в  регионах  с  высоким  уровнем  безработицы.
       Увеличение  размеров  рынка   стимулирует  улучшение  и   развитие  производственной  и   непроизводственной  инфраструктуры  (автомобиль-
ных   и  железных  дорог, информационных  и  финансовых  услуг), способствует  снижению  трансакционных  затрат, связанных  с  проведени
ем  экспортно-импортных  операций, более  быстрому  распространению  передовых  технологий  и  НИОКР.
       Однако  экономическая  интеграция  имеет  и  некоторые  негативные 
   последствия .  Периодически  возникают   противоречия  интересов  стран-участниц  внутри  группировок. Так, решение   о  введении  в  ЕС  единой  денежной  единицы –евро  разделило   входящие  в  Евросоюз  государства  на  сторонников  и  противников  этой  акции (к  последним  относятся  Великобритания, Швеция,  Дания ).
     Функционирование  зон  свободной   торговли, либерализация  импорта   усиливают  конкуренцию  на  внутреннем  рынке, что  создает   угрозу  для  многих  национальных  производителей  товаров. Примером  служит  рынок  легковых  автомобилей  Евросоюза, который  характеризуется  острой  конкуренцией  между  производителями   Германии, Франции, Швеции .
       Увеличение  масштабов  интеграционных  группировок  приводит  к  росту  издержек  их  функционирования, усиливает  противоречия  в  связи  с  распределением  финансовых  ресурсов. В  частности, это  касается  про-
 цесса   формирования  доходов  и   расходов  бюджета  ЕС.
      Интеграция  национальных  хозяйств  происходит  с  разной  степенью  интенсивности  в  разных  регионах. Наиболее  зрелых  форм  экономичес-
кая  интеграция  достигла  в  Западной, Центральной  и  Восточной  Европе 
успешно  развиваются  интеграционные  процессы  в Североамериканском  и Азиатско-Тихоокеанском регионах. В Латинской Америке и особенно  в Африке  слишком разнообразные интересы  не  позволяют странам этих  континентов наладить  эффективное интеграционное  сотрудничество, за  исключением  отдельных субрегионов. Длительный  экономический кризис  90-х гг. и политические  разногласия тормозят  интеграцию  в СНГ.  
                
 
 
 
 
 

2. Главные интеграционные группировки мира.
    Среди многочисленных интеграционных  группировок можно выделить: в Западной Европе – ЕС, в Северной Америке –НАФТА, в Латинской Америке –МЕРКОСУР, в Азиатско-Тихоокеанском регионе –АСЕАН, в Евразии –СНГ.
                        
2.1. Интеграция в Латинской Америке.
    Экономическая  интеграция  латиноамериканских  стран  имеет свою специфику. Для  Латинской  Америки  на  первом  этапе ( 70-е  гг.) было  характерным  создание  многочисленных  экономических  группировок  с  целью  либерализации  взаимной  торговли  и  защиты  внутрирегионально
го рынка  посредством  таможенного  барьера. Всего  в  Латинской  Амери-
ке  около 20  интеграционных  группировок  и  соглашений  о  зонах   сво-
бодной  торговли, однако  большинство  из  них  не  продвинулись  далеко  в  интеграционной  деятельности. Самой  крупной  субрегиональной груп  
пировкой  является  Латиноамериканская  ассоциация  интеграции ( ЛАИ ),
в  которой  все  страны-участницы  были  разделены  на  три  группы : страны  с  относительно  низким  уровнем  развития ( Боливия, Парагвай, Эквадор ), со  средним  уровнем  развития (Венесуэла, Колумбия,  Перу, Уругвай, Чили )  и  более  развитые  страны ( Бразилия,  Аргентина, Мексика ). ЛАИ  строит  свои  отношения  на  принципе  двусторонности  с  предоставлением  торговых  преференций  в  первую  очередь  странам  с  низким  уровнем  развития.
     К  середине 90-х  гг. интеграционные  процессы  усилились. В  результа 
те  заключенного  в  1991 г. Асунсьонского  договора  между   Аргентиной,
Бразилией, Уругваем, Парагваем, вступившего  в  силу  с  1995 г., образовался  новый  крупный  региональный  торгово-экономический  блок ( МЕРКОСУР ), в  котором  около  90% взаимной  торговли  освобо –
ждается  от  любых  тарифных  барьеров  и  устанавливается  единый  тамо
 женный   тариф  в  отношении  третьих   стран. В  дальнейшем  к  нему при 
соединились  в  качестве  ассоциированных  членов  Чили  и  Боливия. Это  наиболее  активно  развивающийся  интеграционный  блок. Здесь сосредо-
точено 49% населения  Латинской  Америки ( 204 млн  человек ), свыше  50%  совокупного  ВВП.
     Достаточно  развитой  интеграционной  группировкой  Латинской  Аме-
рики  являются  КАРИКОМ, или  Карибское  сообщество, обьединяющее 15  небольших  англоязычных  стран  Карибского  бассейна, а  также  другие  Центральноамериканские  интеграционные  обьединения.
     Для  интеграционных  процессов,  происходящих  в  Латинской   Амери-
ке, характерно, что  многие  страны  входят  одновременно  в  разные  обье
динения. Так, входящие  в  МЕРКОСУР  одновременно  являются  членами
ЛАИ.     
 
2.2.  Особенности интеграции в Североамериканском регионе.
    Интеграционный  процесс  в   Северной  Америке  развивается   уже  несколько  десятков  лет, но  политические  институты,  способствующие  формированию  данного   процесса, получили   распространение  относи –
тельно  недавно. Это  обусловлено  тем  обстоятельством, что  главным  инициатором  интеграционного  процесса  в  Северной  Америке  выступа 
ют  США, уровень экономического  развития  которых  исключительно  высок. До  конца 80-х гг. хх  столетия  США  не  испытывали  необходи –
мости  в  заключении  соглашений  с  какими-либо  странами. В  то  же  время  ни  Канада, ни  тем  более  Мексика  не  были  готовы  войти  вместе  с  США  в  состав  участников  одного  и  того  же интеграционного  объе –
динения.
    Тем  не  менее  в 1988 г.  Было  подписано  двустороннее  американо-канадское  соглашение  о  свободной  торговле, которое   предусматривало  либерализацию   в  течение  десятилетнего   периода  взаимной  торговли  товарами  и  услугами, урегулирование  возникающих  между  государства
ми  споров, обеспечение  широкого  доступа  американского  бизнеса  на  канадский  рынок.
    Соглашение  о  создании  зоны  свободной  торговли ( НАФТА )  между  США, Канадой  и   Мексикой, подписанное  в 1994 г., представляет  собой  новый  этап  в  развитии  международных  экономических  отношений  на  североамериканском  континенте. Этот  трехсторонний  договор  имел  своей  целью  формирование  единого  экономического  пространства  посредством  отмены  таможенных  барьеров  между  государствами, обес-
печение  свободного  перемещения через  их границы товаров, услуг, капиталов  и  рабочей  силы.
     В  отличие  от  ЕС, в   НАФТА  не  существует  наднациональных   органов  управления, имеющих   право  принимать  решения, обязательные   
 для   всех  участников  Соглашения ; у   НАФТА  отсутствует  единая  экономическая  и  валютно-финансовая  политика. Кроме  того, по  сравне-
нию  с  ЕС , оказывающего  помощь  своим  менее  развитым  странам-чле-
нам, НАФТА  такой  помощи  не  предусматривает. Это  означает, что  Мексика  вынуждена  самостоятельно  справляться  со  своими  экономи  –
ческими  трудностями.
     Эффективность  действия  Соглашения  можно  будет  выявить   лишь  по  истечении  10 лет, что   обусловлено  в  первую  очередь масштабами  экономики США по  сравнению с Канадой и Мексикой. Хотя  в целом отмечается  рост  экспорта  и импорта в сфере торговли, в первую  очередь между США и Мексикой,  происходит  увеличение  занятости и уровня  доходов  населения  США, наблюдается  рост  производительности  труда. Кроме  того, происходит  перенос  части  бизнеса  с  территории США  в Мексику, при одновременной  миграции населения из Мексики  в США. Все это можно объяснить в определенной мере положительным воз-
действием  образования НАФТА на международное  экономическое  сотру 
дничество  на североамериканском континенте.
    Что касается влияния НАФТА  на экономику Канады, то пока  рано гово –
рить  о его воздействии. Это вызвано  тем, что экономика Канады весьма тесно и  давно привязана к экономике США. Мексика же играет пока незна
чительную роль в экономике Канады.
    Создание столь значительного  торгово-экономического блока не  могло 
  не  сказаться на настроениях   деловых кругов в остальных  странах западно
го полушария. В декабре 1994 г. в Майами на встрече  глав государств и правительств 34 стран (за исключением Кубы) было объявлено  о создании  АЗСТ (Американской зоны свободной торговли). Результатом  переговоров между сторонами  явилась договоренность о подписании Соглашении по АЗСТ  1 января 2005 г. и вступления последнего в силу до 1 января 2006 г. В случае успешного создания Американской зоны свободной торговли будет образовано одно из крупнейших в мире интеграционных объедине –
ний, которое  займет ведущую позицию в международных экономических  отношениях, откроет единое экономическое пространство от Канады до Аргентины для глобального распространения международного бизнеса.    

2.3. Экономическая интеграция на постсоветском
пространстве.
  Жизненную необходимость экономической интеграции для стран –бывших республик СССР можно объяснить рядом причин. Политическая независимость не дала этим странам экономической самостоятельности. После распада СССР молодые государства стали остро ощущать недостаточное развитие производительных сил, усиливающуюся зависимость их экономик от Запада. Объединяя усилия в борьбе против неравноправного разделения труда, бывшие республики СССР добиваются более справедливых экономических отношений. После распада СССР эти новые проблемы было призвано решить Содружество Независимых Государств –СНГ.
     Весьма важным интегрирующим  фактором в рамках СНГ считается  наличие совместно созданной,  единой и целостной инфраструктуры (транспортной, энергетической, коммуникационной  систем). Нарушение единства существовавшей в рамках СССР инфраструктуры исключает возможность ее эффективной эксплуатации. Важное значение продолжают иметь созданные по единым технико- экономическим условиям и государственным стандартам основные фонды, общая система подготовки специалистов и научных кадров во всех сферах экономики. Одним из  главных интегрирующих факторов остается необходимость восстановления и развития более тесного торгово-экономического сотрудничества в рамках СНГ.                    
    Решение о создании СНГ было принято президентами России, Белоруссии и Украины одновременно с Беловежских соглашений о роспуске СССР в конце 1991 г. В дальнейшем к СНГ присоединились все бывшие советские республики, кроме Прибалтийских.
     Высшими органами СНГ являются Совет глав государств (СГГ) и Совет глав правительств (СГП). В полномочия СГГ входит решение любых принципиальных вопросов, связанных с общими интересами  государств-участников. СГП координирует сотрудничество органов исполнительной власти в экономической, социальной и иных сферах общих интересов. СГП проводит четыре заседания в год, СГГ –два. Председательство в СГГ и СГП, как и в других уставных органах Содружества, осуществляется поочередно в порядке букв русского алфавита названий государств-участников на срок не более года, при этом предшествующий и последующий председатели являются сопредседателями действующего председателя. В целях координации деятельности стран Содружества во внешнеполитической сфере учрежден Совет министров иностранных дел.
     Результаты интеграции оказались  противоречивыми. Большинство оценок  результатов деятельности СНГ  –сдержанные, а чаще даже отрицательные. Это частично объясняется завышенными ожиданиями при создании СНГ, которые в дальнейшем не оправдались. Так, хотя с 1992 по 2002 г. в органах СНГ было принято около одной тысячи совместных решений в разных областях сотрудничества, но большая часть из них оказалась невыполненной.   
      В то же время, несмотря на  все трудности и противоречия  Содружество в целом доказало  свою жизнеспособность. Более того, с началом нового  тысячелетия  ситуация стала улучшаться. Экономическая  интеграция в различных формах оказалась нужной большинству постсоветских республик и, по-видимому будет еще более нужной им в будущем.                                             С помощью многосторонних соглашений удалось обеспечить функционирование социальных механизмов и жизненно важных элементов экономического пространства: транспорта, энергетики, выплаты пенсий и пособий, беспрепятственного, а в дальнейшем с умеренными ограничени –
ями, передвижения на территории стран СНГ товаров, услуг, капиталов и рабочей силы.
    В октябре 2000 г. в Астане президентами России, Белоруссии, Казахстана, Киргизии и Таджикистана был подписан Договор об учреждении Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭс). Эта организация может стать заметным фактором ускорения интеграционных процессов в СНГ, поскольку она демонстрирует очевидный прогресс. ЕврАзЭс дополняет экономическую сферу сотрудничеством в гуманитарных областях (науке, образовании, культуре и др.).  Предполагается гармонизировать не только экономическую, но и социальную политику. Соглашение имеет рамочный характер, на его базе должны достигаться договоренности в конкретных областях.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.