На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Мораль и искусство

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 8. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     УО «Витебский Государственный университет им. П.М. Машерова» 
 
 
 
 

     Реферат на тему:
     «Мораль и искусство» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Витебск - 2010 
Введение

     Мораль  и Искусство есть две формы общественного сознания и духовно-практической деятельности человека, тесно связанные и взаимодействующие друг с другом. В основе их лежит единство этического и эстетического в явлениях общественной жизни.

     Подлинное эстетическое переживание и подлинное  художественное творчество возникают  только тогда, когда не имеется никакого противоречия с моралью. Искусство и мораль только поддерживают друг друга.

     В присущей тому или иному виду искусства  форме на арене изображаемой действительности сталкиваются между собой добро и зло, интерес и долг, счастье и назначение человека и др. элементы сферы нравственных представлений. Иными словами, значительную часть содержания искусства составляют моральные проблемы. В искусстве эти проблемы получают выражение в художественной форме, решаются путем раскрытия определенных жизненных ситуаций и конфликтов, столкновения противоположных начал, исход борьбы между которыми далеко не всегда предопределен их нравственными достоинствами. И в этом отношении искусство воспроизводило и осмысляло моральные проблемы человека гораздо богаче, многостороннее и диалектичнее, чем любая абстрактная теория или нравоучение.

 

     Моральность и нравственность.
     Жизнь людей в обществе подчиняется не только правовым, но и нравственным принципам, что изучается этикой – учением о морали. Нравственность — это исторически сложившаяся система неписаных законов, основная ценностная форма общественного сознания, в которой находят отражение общепринятые нормативы и оценки человеческих поступков. Само нравственное начало предписывает нам заботиться об общем благе, так как без этого заботы о личной нравственности становятся эгоистичными, т.е. безнравственными. Заповедь нравственного совершенства дана для того, чтобы мы делали что-нибудь для осуществления нравственных императивов в той среде, в которой мы живем, другими словами, нравственный принцип непременно должен воплощаться в различных видах деятельности.
     Нравственное  сознание включает в себя принципы и нормы нравственности. Таким  образом, нравственность – это и определенная сторона объективных отношений людей, их поступков, и форма сознания. Мы говорим и о нравственном поступке, и о нравственных представлениях, понятиях. Нравственное сознание обладает сложной структурой, элементами которой являются нравственные категории, нравственные чувства и нравственный идеал как представление и понятие о высшем проявлении нравственного, вытекающего из социального идеала совершенного миропорядка.
     Основным  проявлением нравственной жизни  человека является чувство ответственности  перед окружающими и самим  собой. Правила, которыми люди руководствуются  в своих взаимоотношениях, составляют нормы нравственности. Они формируются стихийно и выступают как неписаные законы: им подчиняются все как должному. Это и мера требований общества к людям, и мера воздаяния по заслугам в виде одобрения или осуждения.
     Нравственность  предполагает относительную свободу  воли, что обеспечивает возможность сознательного выбора определенной позиции, принятия решения и ответственности за содеянное. Если бы поведение людей фатальным образом предопределялось сверхъестественными силами, внешними условиями или врожденными инстинктами, как, например, у насекомых, то не имело бы смысла говорить о нравственной оценке поступков. Но нравственности не могло быть и в том случае, если бы человеческие поступки ничем не обусловливались, если бы царила стихия абсолютно свободной воли, т.е. полный произвол. Тогда не могло бы существовать социальных норм, в том числе и нравственных.
     Нравственность  в историческом развитии обладает известной  преемственностью, относительной самостоятельностью: каждое новое поколение не создает  заново всех норм поведения, а заимствует моральные ценности прошлых эпох, видоизменяя, развивая их.
     Всюду, где человек связан с другими  людьми определенными отношениями, возникают взаимные обязанности. Социальные обязанности, налагаемые на каждого  члена общества, принимают форму  нравственного долга. Добродетель есть моральная твердость воли человека в соблюдении им долга. Действительная нравственность есть должное взаимодействие между единичным лицом и его данной средой – природной и социальной. Человека побуждает выполнять свой долг осознание им интересов окружающих и своих обязательств по отношению к ним. Кроме знания моральных принципов важно еще и переживание их. Если человек переживает несчастья людей как свои собственные, тогда он становится способен не только знать, но и переживать свой долг. Иначе говоря, долгом является то, что должно быть исполнено из моральных, а не из правовых соображений.  
 
 

     Моральная природа искусства
     Эстетическое  отношение к действительности, содержащееся во всех видах человеческой деятельности, не могло не стать предметом специального воспроизводства. Таким особым видом человеческой деятельности, в котором эстетическое, воплотившись в художественное, есть и содержание, и способ, и цель, является искусство. Оно никогда не оставляло человека, всегда отвечало его потребностям и его идеалу, всегда помогало ему в отыскивании этого идеала – рождалось с человеком, развивалось рядом с его исторической жизнью.
     Искусство служит средством самовыражения  человека, и, следовательно, предметом  искусства являются как отношения человека и мира, так и сам человек во всех его измерениях – психологическом, социальном, нравственном и бытовом. Искусство говорит с нами на своем особом языке, которому надо научиться, чтобы он стал понятен.
     Требование  свободы художественного творчества от бюрократического контроля и идеологического диктата не имеет ничего общего с ложным тезисом о «внеморальной природе искусства», который поддерживается некоторыми исследователями в западной эстетике: эстетика и этика не могут быть безнаказанно разделены. Искусство, как говорил Гегель, есть эстетически преобразованный «нравственный дух». Демократизация искусства означает не свободу от морали, но свободу от бюрократических препон.
     Таким образом, художественное сознание и его высшая форма –  искусство – являются необходимейшей частью общественного сознания, обеспечивающей его целостность и мобильность, его поисковую направленность в будущее, его нравственно-психологическую устойчивость в настоящем.
     Искусство, создавая общезначимые идеи, образы, вырастающие до всечеловеческих символов, выражает смысл всего исторического развития. Эдип и Антигона, Гамлет и Дон Кихот, Обломов и князь Мышкин, Мастер и Маргарита – это уже не просто художественные образы, это символы культурно-значимых общечеловеческих ценностей. Искусство вбирает в себя все достижения человечества, по-своему трансформируя и изменяя их.
     Итак, синтезирующая миссия искусства  проявляется и на уровне отдельной  личности, скрепляя воедино все ее духовные силы, и на уровне каждого  данного этапа общественного развития, обеспечивая целостное самовыражение народа, и на уровне исторической связи поколений.

     К искусству в целом можно отнести название «человековедение», которое А.М.Горький дал литературе, искусство помогает человеку осознать самого себя и свое место в мире, встающие перед ним проблемы смысла жизни и ее ценностей. В присущей тому или иному виду искусства форме на арене изображаемой действительности сталкиваются между собой добро и зло, интерес и долг, счастье и назначение человека и др. элементы сферы нравственных представлений. Иными словами, значительную часть содержания искусства составляют моральные проблемы. Эти же проблемы делает предметом своего рассмотрения и нормативная этика. В искусстве эти проблемы получают выражение в художественной форме, решаются путем раскрытия определенных жизненных ситуаций и конфликтов, столкновения противоположных начал, исход борьбы между которыми далеко не всегда предопределен их нравственными достоинствами. И в этом отношении искусство воспроизводило и осмысляло моральные проблемы человека гораздо богаче, многостороннее и диалектичнее, чем любая абстрактная теория или нравоучение.

     Это, конечно, не означает, что моральная проблематика исчерпывает содержание искусства или, что оно может заменить теорию морали Соотношение морали и искусства выступает в более сложной форме. Художник, отражая какие-либо стороны действительности, всегда, намеренно или ненамеренно, изображает ее тенденциозно, самим способом ее освещения склоняет читателя, зрителя, слушателя к той или иной ее нравственной оценке. Его эстетическая позиция, таким образом, включает в себя определенную нравственную позицию.
     Морально совершенное выступает в искусстве как эстетически прекрасное. Даже тогда, когда в художественном произведении красивое и нравственное противостоят друг другу, это их противопоставление обычно имеет определенный моральный смысл, используется для доказательства превосходства внутренней, духовной, нравственной красоты человека над чисто внешней, физической красотой (например, в этом смысле характерны образы В.Гюго – Квазимодо и Феб в романе «Собор Парижской богоматери»).
     Нравственное воздействие средствами искусства на убеждения человека осуществляется отнюдь не путем рациональных доводов и логического доказательства очевидных преимуществ добродетели над пороком. Это – эмоционально-эстетическое воздействие, которое предполагает работу воображения, творческую активность воспринимающего субъекта, в том числе и осмысление им - под воздействием художественного произведения - собственного жизненного, нравственного опыта.
     Свою  воспитательную роль искусство выполняет тем успешнее, чем более многосторонне, глубоко и художественно оно отображает законы жизни, тенденции исторического развития, проблемы и противоречия действительности, чувства и мысли, стремления и поиски человека, созидающего новое общество.

     Талантливость и аморальность произведения искусства

     Термин  «морально» можно понимать в двух разных смыслах: в смысле прямом, этимологическом (мораль есть буквально нравы, или одобряемые социумом общепринятости, моральность – послушание им), – и в смысле высшем, подлинном (моральность есть воля к реальному добру).
     Морально  в прямом смысле то, что соответствует  принятым моральным нормам, правилам, заповедям. Мораль в этом смысле и следует соблюдать буквально, а действовать иначе, хотя бы и с лучшими намерениями – значит каким-то образом уклоняться от нее. Здесь сразу можно отметить (для понимания моральной миссии искусства в человечестве это важно), что всякая по-настоящему сложная моральная проблема заводит разные готовые моральные нормы в коллизии друг с другом. Можно не солгать и этим предать, не украсть и этим фактически убить, и т.п. Так что, как только моральность наша поставит себе целью не простое послушание той первой норме, которая окажется перед нами непосредственно, а достижение «плода доброго» – так и вынуждена сама же оказываться «аморальной»; вспомним Христово «не нарушить, а исполнить» – то есть по форме нарушить, чтобы по духу исполнить.
     В высшем же смысле морально то, что гуманно, человечно. Именно уровнем человечности и определяется тот «плод добрый», что подчас ломает моральные правила. Морально – в этом, а не буквальном и не в этимологическом смысле – то в наших действиях, что продиктовано сочувствием ближнему и ответственностью за их реальный добрый результат. Такая установка, с одной стороны, слишком очевидна (лгать, воровать, убивать – это и есть то, что дурно), с другой стороны – эти правила в чистоте никогда не действуют и в каждой настоящей проблеме взаимно аннигилируются. Подлинная мораль ориентирована на дух. А здесь все сложно, неформализуемо, все требует воображения, наблюдательности, умения видеть конкретное не через посредство принятых установок, требует чуткости и отзывчивого сердца и т.д.– в общем само и требует ума и художественного таланта.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.