На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Работа радиожурналиста

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
МИНИСТЕРСТВО  КУЛЬТУРЫ  РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ И ГОСУДАРСТВЕННОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«САНКТ- ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ
УНИВЕРСИТЕТ КИНО И ТЕЛЕВИДЕНИЯ» 

Кафедра кинотележурналистики 
 
 
 

Реферат
По дисциплине: Основы журналистики
Тема: «Работа радиожурналиста» 
 
 
 
 

                                                                            
                       

                                        Выполнила:
                                        Жукова С.С
                                                                                                                                                                          Факультет: ФМК
                                                                                                                                                          5курса, специальность:  PR
                                                                                                                                                               Проверил:____________
                                                        
 
 
 
 
 

           
 

Санкт-Петербург
                                                                          2011 

Введение
1.Начальный  этап
2.Что  входит в досье
3.Работа  радиожурналиста  со звуковым документальным  материалом
4.Репортер  в прямом эфире
      Заключение
      Список  использованной литературы 
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       
       

Введение 

      Целью данной работы является изучение работы радиожурналиста. По моему мнению в  наше время  интересно и актуально  узнать как работают журналисты:  на телевидении , на радио  в печатных изданиях  и.т.д., так как сталкиваемся каждый день с информацией которую подают в СМИ журналисты.
      В работе «Работа радиожурналиста», как и всякая работа, начинается с предварительной подготовки. Но при этом — потому, что радиожурналистика еще и искусство, причем во многом импровизационное, — этот изначальный этап никогда не завершается, вы всегда должны быть готовы что-то изменить, усилить, добавить к уже задуманному. Особенно это касается программ прямого эфира, когда события разворачиваются перед аудиторией в тот самый момент, когда они происходят. И в этом одна из самых привлекательных черт радио, "изюминка", без которой здесь невозможно никакое творчество. Далее мы рассмотрим  подробно, как работают радиожурналисты, какими навыками они должны обладать и как должны себя вести в различных ситуациях в прямом эфире.
      1.Начальный этап
      Важнейшее слагаемое изначального этапа —  выбор темы. В самом общем смысле этот выбор уже предопределен. Прежде всего специализацией редакции, радиоканала  или радиокомпании, в которой вы работаете. Ее основными тематическими направлениями, "форматом" станции.
      «Этот спектр на сегодня весьма широк. Наряду с традиционными (промышленными, публицистическими, молодежными) редакциями государственных и общественных каналов в эфир выходят десятки станций: "Эхо Москвы", радио "Максимум", "Русское радио", "Авторадио" и т. д.У каждой из них — своя основная проблематика, в которой вы должны разбираться достаточно глубоко и основательно.
      Таким образом, выбор редакции, где вы будете работать (если у вас действительно есть выбор), серьезный шаг в определении главной темы журналистского творчества. В русле этой главной темы самое важное — процесс накопления.»1
      Часто спрашивают: почему так быстро выдохся  этот молодой журналист? Он ведь был так талантлив. Ответ прост: ему не хватило знаний, эрудиции. "Культурный слой", на котором он пытался возвести свое здание, оказался слишком тонок... В один прекрасный день он обнаруживает, что ему уже не на что опираться. (Отсюда, кстати, столь заметное в последние годы стремление к "сильнодействующим" средствам в лексике). Он начинает повторять азбучные истины, пережевывать ставшие общеизвестными факты, повторять примелькавшиеся приемы, вызывая у слушателя ощущение пустоты и досады.
      В таких случаях говорят: тема исчерпана. Это неверно — исчерпано знание о теме.
Иными словами, если вы, к примеру, работаете на радиостанции, обращенной к прекрасной половине человечества, или какой-либо другой, сходной с ней по своей  направленности, вы должны прекрасно разбираться во всем, многовековой историей вопроса, его развитием, сегодняшним состоянием как у нас, так и за рубежом.
      Второй  этап освоения темы — специализация в ее общем русле. Это то, что называется "конек" радиожурналиста. Надо заметить, что не найдя свою незаемную тему, вы никогда не сможете стать сколько-нибудь заметной творческой личностью, даже при наличии несомненного таланта.
        «Специализация, суживая круг затрагиваемых вопросов, в то же время позволяет глубже заглянуть в их суть и предусматривает не только знакомство с литературой и подбором информации по избранной тематике, но и организацию и постоянное ведение специального справочника журналиста. (Конечно, это вовсе не означает, что на радио нет профессий, априори требующих широты охвата, своеобразного многотемья. Например, деятельность собственного корреспондента в том или ином регионе или работа ведущего информационно-публицистической программы. Но сама широта охвата является также своеобразной специализацией журналиста, как и обязательное знание тех или иных особенностей региона, его истории, не говоря уже о языке и культуре.)»2
                                                             2.Что входит в досье
Прежде всего  — весь ваш жизненный опыт и  знания, накопленные в период общей  предварительной подготовки; ваше понятие об основных и наиболее актуальных на сегодняшний день сторонах избранной тематики, "подходах" к ней; ваше представление об этических рамках данной проблематики, наконец, знание истории, географии, культуры региона, на который вам приходится работать.
      Конечно, надеяться на то, что вы запомните  всю сумму знаний и фактов, которые  выработало человечество, даже по сугубо ограниченной тематике — не стоит. Важная часть архива — непосредственно  собранные журналистом газетные вырезки, журнальные статьи или выдержки из них, сообщения информационных агентств, брошюры и справочники по избранной специализации.
      Радиожурналист  всегда должен быть в постоянной готовности использовать весь этот материал. Конечно, чтобы подобные наработки были всегда под рукой, необходима строгая система их подбора и хранения. Она сугубо индивидуальна. И второе условие — не забивать как попало ящики письменного стола ворохом бумаг, газетных вырезок, случайных записей и т. д
      «Несколько слов о системе хранения. Обычно предлагается делить собираемые материалы на чисто справочные: адреса, фамилии, (обязательно имена и отчества!), должности людей, цифровые данные, даты и т. д.; проблемные: вырезки из газет и журналов; материалы по избранной тематике как ваши, так и коллег; расшифровки не прошедших в эфир передач и т. д.; наконец, творческие заготовки: неиспользованные заголовки, варианты начала передач, интересные наблюдения, фразы и т. д., словом, те самые "изюминки", без которых ни одна передача не имеет права быть пущена в эфир.»3
      Распределив таким образом поступающие в  личный архив материалы (кстати, могут  быть и другие градации — "в зависимости  от тематики, специализации, вида вещания  и т. д.), вы определяете "места  хранения". Для справочного материала  это могут быть особые карточки, хранящиеся, как в библиотечном каталоге, в специальных ящичках. Удобнее распределить их в алфавитном порядке.
      Что касается творческих заготовок, то здесь  вместе с перечисленными выше способами, может оказаться вполне приемлемым занесение записей в журналистский блокнот, особенно это касается работающих в прямом эфире, когда порой нет времени на длительную подготовку передачи.
      Одно  общее для всех способов хранения замечание. Любая запись, любой архивный документ должен иметь пометку —  где, кем, когда (а лучше, и в какой ситуации) написана данная статья или передача, произнесена запомнившаяся фраза, откуда взята цитата, та или иная статистическая выкладка и т. д.
      И дело не только в культуре журналистского творчества, ответственности перед  собой и коллегами. Просто в случае необходимости вы потратите уйму времени на поиски имени автора, статьи или цитаты.
      «Можно попасть в весьма неприглядную ситуацию, которую испытал на себе некий известный поэт, опубликовавший на радио стихи Бориса Пастернака под своим именем. Плагиат, конечно, обнаружился, конфуз был большой, но причина его крылась всего лишь в неумении вести личный архив. Некогда, лет за тридцать до этого случая, незадачливому автору понравилось одно стихотворение великого поэта, и он записал его. Потом обнаружил случайно листок с чудесными стихами и принял за свои. ("Пикантность" ситуации заключается еще и в том, что поэт этот считался одним из самых яростных гонителей творчества Б. Пастернака).»4
      Все перечисленные способы ведения  архива применимы и при использовании компьютера, который, естественно, значительно облегчает хранение и доступ к информации, позволяет увеличить ее объем.
      Важный  момент организации и ведения  архива — его постоянное обновление, вернее сказать, наращивание новым  актуальным материалом. Отказываться от старого, если нет крайней необходимости, вряд ли стоит, еще неизвестно, где и когда могут понадобиться пожелтевшие строчки, хранящие дыхание времени.
      «Те же принципы применимы и при хранении звукозаписей. Ваш звуковой архив также должен быть отражен в строго оформленном каталоге. Хотя долгое хранение в обычных условиях магнитной пленки, да и кассет (в меньшей степени) — дело рискованное. Пленка сохнет, становится ломкой, теряется качество звука, да и порой сама возможность воспроизведения его на профессиональной аппаратуре.»5
      К сожалению, на радио в рамках отдела фонограмм центрального архива фонодокументов так и не выработана культура хранения фонотек известных мастеров радиожурналистики.
      Правда, сохранить практически навечно самое дорогое и необходимое в вашей звуковой библиотеке могут помочь лазерные диски, которые к тому же позволят освободить место, занимаемое довольно громоздкими звуковыми архивами.
      Предварительная подготовка завершается, когда вы получите конкретное задание в редакции. Вы можете готовиться к нему исподволь, если оно запланировано заранее или журналист является ведущим постоянной программы (цикла). Если же задание связано с необходимостью оперативного освещения события или даже рассказа о нем в тот момент, когда оно будет происходить (это и есть прямой эфир — коренное свойство радио), то время непосредственной подготовки сжимается порой до нескольких часов полета на место события или даже до нескольких минут для участия, скажем, в оперативном интервью в редакции.
      Но  чем острее дефицит времени, тем  большее значение приобретает основательность, глубина и, если так можно выразиться, "боеготовность", которую журналист  приобрел на первых этапах подготовки.
      Последний этап можно назвать так: тема-задание. Здесь вы как бы привязываете все накопленное к конкретно разрабатываемому жизненному материалу. На этой стадии радиожурналист в любом случае — выступает ли он в прямом эфире или собирается делать документальные записи — обязан четко представить себе (а при наличии времени наметить и записать) план действий. В него войдут:
      — точное осознание цели задания. Если она вам не очень понятна, нужно переспросить или уточнить;
      — пути получения как можно более  точных сведений об объекте и обстановке, в которой придется работать;
      — примерный перечень четко сформулированных вопросов, на которые вы собираетесь  получить ответы;
      — определение жанра передачи, пусть  даже предварительное;
      — выработка одного-двух запасных вариантов  на случай срыва того или иного  события.
      Наконец, на этом этапе подготовки радиожурналист обязан самым тщательным образом проверить, в порядке ли технические средства записи. Вы должны быть уверены в своем главном инструменте — магнитофоне. Не сели ли батареи и достаточен ли их комплект? Хватит ли пленки или кассет? Нет ли на них нужных записей, которые могут быть случайно размагничены. В порядке ли микрофоны?
      Если  вы ведете прямой эфир из студии, стоит  проверить до начала программы, проходит ли сигнал от вас к режиссеру, работают ли телефоны связи с аудиторией, в наличии ли комплект пленок, музыкальных записей, отбивок и т. д. Уточните — вызваны ли к началу программы или к обусловленному времени ее участники.Возможно, многое из этого не входит в ваши прямые обязанности, но штат современных радиостанций крайне невелик, так что приходится заниматься и этим.
      «Итак, этап предварительной подготовки — это сложная и кропотливая работа журналиста-профессионала. В ней нет мелочей, так как пренебрежение любой из них может привести к срыву программы. Схематично его можно представить следующим образом:»6 

      
3.Работа  журналиста со  звуковым документальным  материалом
      Все предварительные хлопоты позади и журналист с микрофоном в самой гуще событий. Таким событием может оказаться просто сидящий перед вами человек, с которым предстоит побеседовать.Из многих и многих ситуаций, в которые попадает журналист, непосредственно приступая к сбору материала, мы выбрали именно эту, потому что беседа — важнейший инструмент в творческой палитре работника радио. Причем имеется в виду не сам жанр, а беседа в самом прямом, изначальном смысле — как разговор двух, а может и нескольких людей на определенную тему. Здесь беседа выступает как важнейший жанрообразующий элемент — вы можете использовать ваши записи, если в этом есть необходимость и возможность, для создания радиоочерка, интервью и т. д.
      «В прямом эфире, когда журналистское произведение формируется в самый момент вещания, беседа обычно принимает форму доверительного интервью.
      Создание  ситуации доверительного разговора  есть важнейшая задача радиожурналиста.
      Уже само согласие на встречу с вами героя есть акт доверия. Но этого, конечно же, недостаточно. Ваш собеседник должен поверить в искренность интереса к нему. Притворное любопытство, наигранная заинтересованность только погубит  дело. Опытные журналисты советуют не торопиться задавать собеседнику главные вопросы. Лучше начать разговор издалека: как добрались до места, как устроились, как понравился город...
      Так постепенно ломается ледок естественного  смущения, и вы втягиваетесь в обыкновенную дружескую беседу. Ее развитию способствует и ваша предварительная информация о человеке, она не только усилит взаимное доверие, но и поможет корреспонденту задавать такие вопросы, которые заинтересуют собеседника, быть может, заденут самые потаенные струны души. Тогда и рассчитывать можно на ответы оригинальные, глубокие, раскрывающие самое существо дела, ради которого, собственно, и начинался разговор.»7
      Конечно же, такой подход для ведущего передачу в прямом эфире исключен. Хотя и  здесь достаточно широко практикуется предварительное собеседование, уточнение тематики предстоящего разговора.
      Но  это вовсе не означает заранее  проведенной репетиции по известным  вопросам. По сути дела — это запрещенный  прием как для "живого" эфира, так и для записи. Потому что аудиторию убеждает лишь естественный, откровенный, открытый разговор, пусть порой шероховатая, с паузами для раздумья, но настоящая, живая речь.
      Следует отметить, что при всех различиях  характера вещания, большинство  правил, основанных на специфике радио, являются общими как для заранее подготовленных на пленке передач, так и для программ прямого эфира:
      «Ведя беседу или интервью, журналист обязан помнить, что заданный им вопрос должен быть четко сформулированным и предельно конкретным. Только тогда можно рассчитывать на такой же конкретный ответ. Беседа построена неправильно, если вы позволяете себе задавать несколько вопросов одновременно. Обычно отвечают на один, забыв или опустив остальные.
Порой ведущий  попадает в "капкан" односложных  ответов "да" или "нет". Вырваться из него поможет так называемый "эпатирующий вопрос", который вы готовите заранее и который, что называется, заденет собеседника за живое. Часто неопытные ведущие "исчезают" из контекста беседы на длительное время, это приводит к тому, что слушатель вас просто забывает. Если нецелесообразно прервать собеседника, то напоминание о себе в виде коротких реплик типа "да, конечно" или даже простое покашливание вполне прояснит для аудитории ситуацию.
      — Существует ряд "этических табу", к сожалению, слишком часто нарушаемых. Недопустима в беседе фамильярность по отношению к выступающему, так же как и всегда замечаемая слушателем робость перед знаменитостями и власть имущими.
      — Не следует жаловаться приглашенному  в студию на нехватку времени. Возможно, самая часто повторяемая фраза на радио, да и телевидении: "к сожалению, у нас осталась минута и придется завершить нашу беседу". Между тем, организация эфирного времени — дело самого журналиста.
      — Если вы приглашаете на беседу несколько  человек (что на радио надо делать крайне осторожно), то вы обязаны распределить время выступлений хотя бы примерно поровну, чтобы у слушателя не создалось впечатления, что вы отдаете предпочтение кому-то одному из участников передачи.
      — Взаимоотношения ведущего и собеседника за пределами студии или места, где вы ведете запись, могут оказаться достаточно сложными. Но это ни в коей мере не должно отразиться на общем вашем спокойном и вежливом тоне, только подчеркивающем бестактность оппонента, если, конечно, он ее допустит. И конечно же, вы просто обязаны задать тот самый вопрос, на который рассчитывал ваш собеседник, идя к вам.»8
Прежде всего  журналист должен приложить все  старания, чтобы аппаратура не смущала  собеседника. Это вполне достижимо, главное, чтобы сам журналист  был естественен у микрофона.
      Есть  еще ряд чисто технических "секретов". Лучше не поворачивать микрофон, так  как в речь говорящего впишутся шорох  и щелчки. Держать на одной плоскости  аппарат и микрофон не рекомендуется  — может записаться шум протяжного механизма. Если в вашем магнитофоне нет автоматического регулятора уровня звука, стоит, наверное, попросить собеседника держаться на более или менее определенном расстоянии от микрофона, стараться не отворачиваться в сторону...
      Но  вот, кажется, все в порядке. Запись прошла удачно, интересно, естественно. Вы возвращаетесь в редакцию и обнаруживаете на записанной кассете сплошной гул...
      Как поступить в таком случае, особенно если передача должна идти, что называется с колес, в ближайшие часы? Тут  надо обратиться к своим записям в блокноте, к своей памяти и идти в студию записываться, ведя рассказ уже от своего имени.
      Но  что же произошло с вашей записью? Есть такое неприятное для радиожурналиста  слово — наводка. Она проявляет  себя обычно в помещениях, перенасыщенных электронной аппаратурой, высокочастотной проводкой и т. д.
      В том, что произошло, виноваты прежде всего вы. Необходимо было справиться, нет ли в этом помещении подобного  явления.
      «Очень часто журналист не может устоять перед искушением, впрочем, вполне естественным — записать собеседника в рабочей обстановке. Тут очень важно не переусердствовать. При всей важности и живописности звуковых картин они не должны "зашумливать" речь. Лучше найти спокойное и достаточно тихое место для разговора.
      Ничто не мешает вам записать впрок и  шумы, свойственные данному предприятию, учебному заведению, ферме и т. д. И, кроме того, обязательно записать... тишину. Вернее акустику данного помещения. Она везде разная. И когда уже  на стадии монтажа передачи возникнет потребность задать весьма необходимый, на ваш взгляд, вопрос, вы сделаете это на записанном на месте фоне. В ином случае ваши слова, особенно если их записать в студии, будут звучать ненатурально.
      Сам монтаж есть процесс окончательного оформления материала, стыковки звука и текста. При их соединении возникает нечто новое — то, что именуется радиопередача: интервью, беседа, очерк, студийный репортаж...
        Для того чтобы ваш репортаж  или интервью не оказались  таковыми, простого соединения текста  и звука мало. Обычно неопытный журналист видит свою задачу в написании так называемых связок, весьма однообразно вводя в текст голоса участников передачи: "Иван Иваныч сказал...", Петр Петрович говорил..." и т. д.
      Документальная  запись почти всегда содержит информационный и эмоциональный заряд. Но его еще надо выявить. Нужно максимально повысить коэффициент его полезного действия, найти ему точное место в вашем повествовании. Этому стоит поучиться у старых мастеров.»9 

Готовя свой материал в записи или готовясь к  выступлению в прямом эфире, журналист должен максимально использовать всю палитру выразительных возможностей радио. Сюда входят: живое звучащее слово, обладающее по сравнению, скажем, с письменной речью дополнительной силой воздействия; музыка и акустические картины; личностный характер опосредования информации, как бы заранее предусматривающий духовный контакт со слушателем; возможность конструировать ситуацию задушевной интимной беседы.
      В то же время необходимо учитывать  и некоторые сложности восприятия звучащей по радио речи. Например, невозможность еще раз вернуться к уже сказанному .
      Именно  благодаря специфике звучащего  слова на радио, как ни в каком  другом виде журналистики, изначально важен активный импульс. Выступающий  перед микрофоном просто обязан сразу же, с первой фразы захватить внимание аудитории и постоянно поддерживать его в ходе всего выступления, иначе вас просто "выключат". Особенности восприятия устной речи, ограниченность ее воздействия во времени требуют от языка радиопередач особой организованности, если так можно выразиться, большей быстроты и силы проникновения, большей начальной энергии эмоционального воздействия.
      Это, естественно, вызывает ответную реакцию  слушателя, его эмоциональную активность.
      Хорошая концовка помогает запомнить всю  передачу, хорошее начало — пробуждает к ней интерес. Причем, не надо придумывать какие-то особые "красивые" фразы.  

      «Известный американский исследователь радио и телевидения Э. Барноу предлагал как классический пример удачного начала передачи, предназначенной для холостяков, фразу — "Здравствуй, старый башмак!"
      Радио, как дружественный рассказчик, входит в дом и, устраиваясь поудобнее, начинает с вами беседу.
      "Здравствуй, дружок!" — говорил выдающийся мастер радиоискусства Николай Литвинов, никогда не обращавшийся к слушателю во множественном числе. Этому стоит поучиться.
      Прямое  обращение именно к одному слушателю, а не ко многим, есть совершенно естественное и необходимое условие на радио. К сожалению, нарушаемое в 99% случаев.
      Дело  ведь не только в необходимости привлечения внимания прямым обращением к слушателю, но и в поддержании ситуации диалога, обязательной как для передач в записи, так и для прямого эфира.
      Говоря  о необходимости на радио постоянно  поддерживать интерес к потоку звучащей речи — от первой до последней фразы — надо учитывать то обстоятельство, что примерно в начале третьей минуты у слушателя наступает определенный спад внимания. Поэтому журналист, готовящий материал в записи или ведущий "живую" программу, должен наметить своеобразные "пики" интереса на всем протяжении передачи. Приемы здесь могут быть различные: включение интересной музыкальной запаси или песни, шутка и т. д. Иногда этому может помочь точно и к месту отобранная акустическая картинка. Все дело в том, что звук в гораздо большей степени действует на фантазию человека, чем видовой ряд.»10  

      Говоря  об основных принципах создания звучащего  материала, нельзя не задаться вопросом: так ли уж они категоричны, возможны ли отступления от них. Ответ может  быть один: конечно же — да. Жизнь журналиста гораздо богаче и многогранней любых методических дефиниций. Но прежде чем решиться на это, вы должны в совершенстве овладеть классикой того искусства, которое именуется радио. 

4.Репотрер  в прямом эфире
Характер работы над передачей, идущей в прямом эфире, предусматривает прежде всего такое уникальное свойство специфики радио, как возможность сообщения о событии в тот момент, когда оно происходит. Но это лишь часть технологии.
      «Журналист обязан учитывать, что живая передача, форму какого бы жанра она не принимала, — это еще и особый вид контакта с аудиторией.
      Работа  в прямом эфире, если действительно  используются все его возможности, всегда должна предусматривать некий  паритет между ведущим и аудиторией. Успех у слушателя определяется не только оперативностью и емкостью информации, ее оценкой, признанием правоты журналиста или принятием его точки зрения. Здесь смыкаются или расходятся точки зрения и возникает уже не радиовещание, а радиообщение, когда журналист-ведущий и радиослушатель — равные партнеры.»11
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.