На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Иудейское право

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 06.06.13. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
    СОДЕРЖАНИЕ 
     

Введение…………………………………………………………………………...3 

    Понятие и  общая характеристика иудейского права…………………….4
    Письменные источники иудейского права…………………………….....6
    Традиции и обычаи как источники иудейского права………………….16
 
Заключение……………………………………………………………………….23
Список  использованной литературы……………………………………….......25 

 

     Введение 

    Иудейское право - одно из первых форм права вообще, без представления о нем невозможно составить полноценную картину современной правовой ситуации. В нашей стране изучение иудейского права долгое время считалось занятием идеологически чуждым, предосудительным, вредным и ненужным в силу пресловутого "еврейского вопроса". В последнее время отечественные исследователи также обращаются к этому вопросу. М.Н. Марченко отмечает, что "необходимость и важность глубокого и разностороннего изучения иудейского права обусловливаются не только причинами философского или религиозно-этического порядка... Наряду с этим они предопределятся причинами сугубо прикладного, прагматического плана"1. Включение иудейского права в комплекс "обязательных тем изучения" является насущной необходимостью сегодняшнего дня. По мнению А.Х. Саидова, "древнейшее право еврейского народа заняло исключительное место в мировой правовой истории. Записанные в священных книгах Библии общие законы и конкретные правила, сложившиеся в разные периоды догосударственной и государственной истории Израиля, через каноны христианства позднее распространились практически по всему миру и переосмыслены во всех правовых системах европейского корня"2.
    Таким образом, данная работа посвящена рассмотрению истории развития и современного состояния иудейского права.
 

    Понятие и общая характеристика иудейского права
 
    Иудейского  право обладает рядом характерных  черт, рассмотрение которых позволяет понять некоторые особенности правосознания и правопонимания во всех правовых системах цивилизаций аврамистского типа. Следует отметить, иудейское право - прежде всего, право религиозное, или, точнее сказать, раввинское. Раввин - это не священник в христианском смысле слова. Это прежде всего учитель, наставник жизни, глава еврейской общины. Парадоксально, но факт - в иврите нет такого слова, как "религия". Наиболее близким по смыслу является слово "даат" ("познание"), которое, вообще говоря, относится к области законов или обычаев3.
     Однако  иудейское право - это не только первоначальное право, но и реально действующее  право, которое легло в основание  других правовых систем.
     Первоначально иудейское право было устным правом, содержавшим в себе, по словам исследователей, целый ряд «иррациональных» установок и форм, связанных с поисками истины, таких, в частности, как испытание подозреваемых в совершении непристойных поступков огнем и водой, обращение в процессе рассмотрения судебных дел в поисках доказательств вины подозреваемого к «небесному голосу», и др.
    Иудейское (раввинское) право, или Галаха, сопряжено с понятием "ходить, идти". Оно наставляет на пути, которым должно следовать, сообразуясь советам Иофора, определяющим задачи Моисея: "А им сообщай законы и указания и указывай путь, по которому им идти и дела, которые им делать"4. В этом состоит первая из целеустановок логики правосознания, которая состоит в "сплочении людей в признании главенства тех или иных принципов, идей и убеждений"5.
    Иудейское право (Галаха) не замыкается на исключительно религиозных и ритуальных вопросах, а охватывает все аспекты жизни иудеев и все отрасли права. Это свидетельствует о такой концепции веры, которая декларирует включенность иудеев в различные аспекты функционирования социума, существования как личности, члена группы или общества в целом.
     По  мере своего развития иудейское право  постепенно приобретало письменный характер и освобождалось от свойственных ему прежде «иррациональных особенностей». Согласно заключению специалистов в области иудейского права уже примерно к 100 г. «иррациональная» техника добывания судебных доказательств была заменена «рациональным способом правового мышления» и соответствующими ему методами добывания судебных доказательств. В результате такой эволюции иудейского права священные писания, отражавшие в себе многовековую человеческую мудрость, стали цениться в этом праве гораздо выше, нежели различные «небесные пророчества». В системе источников иудейского права они приобрели доминирующий характер и постепенно вышли на первый план.
     Высокая значимость письменных источников иудейского права – священных писаний, как  свидетельствует история, проявлялась  самыми различными путями и постоянно  сохранялась во все последующие  времена. Даже в самые трагические периоды истории жизни еврейского народа, когда, как констатирует Иларион Киевский, под натиском «разбивших до основания и пленивших» Иерусалим римлян «иудейство с тех пор пало», их «закон как вечерняя заря угас», и сами иудеи были «рассеяны по странам, чтобы зло не пребывало вместе», – даже в это время высокая значимость этих источников, с учетом сложившихся обстоятельств, никогда не колебалась.
 

      2. Письменные источники  иудейского права 

     Библия (в переводе с греч. biblia, букв. – книги) представляет собой «сборник разновременных и разнохарактерных религиозных сочинений VIII в. до н.э. – II в. н.э.», включая мифы о сотворении мира, исторические повествования, записи различных, отражающих в себе разнообразные социальные, политические и этические воззрения, норм.
     В известном словаре Вебстера поясняется, что под Библией следует разуметь: а) священную книгу христианства, состоящую из в равной мере признаваемых христианами Ветхого Завета и  Нового Завета; б) священную книгу  иудаизма, состоящую только из признаваемого иудеями Ветхого Завета; и в) «любое собрание священных писаний и книг, неразрывно связанных с постулатами той или иной религии». Например, вполне допустимо, по мнению издателей этого словаря, называть Коран «мусульманской Библией».
     Наиболее  полное представление о Библии как о священном писании и одновременно – как об источнике религиозного права содержится в «Толковой Библии». Со словом «Библия», говорится в этом произведении, у нас «соединяется представление об одной большой Книге, заключающей в себе все Священное Писание как Ветхого, так и Нового Завета». Однако в сущности это не одна книга, а «целый, строго определенный Церковью, сборник священных книг, написанных в разное время, в разных местах и с различными целями, и принадлежащих или богодухновенным (книги канонические), или только богопросвещенным мужам (книги неканонические)».
     По  своей структуре Библия распадается  на две основные составные части: Ветхий Завет, в состав которого вошли  священные Книги, «которые были написаны до пришествия Христа и лишь пророчески Его предызображали» и Новый Завет, состоящий из Книг, которые «возникли уже после пришествия в мир Спасителя». Ветхий и Новый Завет складывается из Книг, которые делятся на главы, а последние в свою очередь – на стихи.
     В силу того, что иудейская религия признает в качестве священных книг только книги Ветхого Завета, последний зачастую называют «еврейской Библией». В христианской богословской литературе все ветхозаветные книги в зависимости от их характера и содержания подразделяются на три основные группы: книги «законоположительно-исторические», книги «пророческие» и книги «поэтическо-назидательные». О сути и содержании каждой из этих групп в значительной мере свидетельствует их название. Разумеется, в плане рассмотрения иудейского права под углом зрения его форм, или источников права особый интерес представляет первая группа священных книг – книги «законоположительно-исторические».
     В иудейской религиозной литературе книги Ветхого Завета, так же как  и в христианских богословских исследованиях, делятся на три части, хотя критерии такого подразделения и название этих групп книг разное. Так, в первую группу входят книги Моисея, центральное место в которых отводится законам и правилам жизнедеятельности иудеев. Эту группу священных книг чаще всего называют Пятикнижием Моисея или же Торой.6
     В иудейской правовой системе Пятикнижие Моисея (Тора) выступает традиционно  в качестве самостоятельного источника  права.
      Пятикнижие Моисеевосодержит 613 заповедей.  Считается, что все они изложены  Богом и записаны Моисеем. Первичное значение слова "Тора" - "учения". Уроки, полученные на Синае, возникли на определенной исторической почве и позднее подвергались переистолкованию (Второзаконие, 12), расширению (Второзаконие, 20) и кристаллизации (Второзаконие, 6) перед лицом новых обстоятельств. Они состоят из перечня фундаментальных запретов, которыми ограничены те широкие пределы, внутри которых должна протекать жизнь, а также - управляемое количество более конкретных предписаний, которые оставляют тем не менее сравнительно незарегулированными немалые области жизни.
     По  свидетельству экспертов в области  иудейского права до II в. до н.э. Пятикнижие Моисея (Тора) рассматривалось как одна книга. Позднее, «вероятно, по техническим причинам» (содержание книги не умещалось на одном свитке) книгу Моисея разделили на пять книг (свитков) с общим названием Пятикнижия. Каждая из них отличалась не только своим названием, но и содержанием. Так, книга под названием «Бытие» повествует о сотворении мира из хаоса, рождении человечества и «сынов Израилеевых». И хотя, как отмечают авторы, рассказ в «Бытии» начинается с момента сотворения мира и человека как такового, в конечном счете, он сводится лишь «к истории одного народа – израильтян, начиная с его мифического прошлого». Причем речь идет не только о бытии как таковом, но и о правилах (законах) проживания и общения иудеев друг с другом, складывающихся обычаях, традициях и прочих регуляторах их повседневной жизни.
     Сказанное подтверждается как названием, так  и содержанием всех остальных  книг Пятикнижия. А именно – Книгой Исход, повествующей об исходе иудеев из Египта; Книгой Левит, рассказывающей о выделении из иудейского общества и признании привилегированного колена Левитов, в обязанности которого входило отправление ветхозаветного культа – жертвоприношения, религиозно-обрядовые очищения, религиозные праздники, теократические подати и т.п.; Книгой Числа, повествующей «об исчислении» иудейского народа, левитов, первенцев, станов передвижения и указывающей при этом на некоторые «богодарованные» иудеям через пророка Моисея законы; и, наконец, Книгой Второзакония, являющейся фактически повторением изложенных в прежних священных книгах законов.
     Второзаконие, отмечают профессиональные толкователи  Библии, «не есть кодификация каких-либо новых в отношении к изложенным в Книгах Исход, Левит, Числа законам постановлений». Оно представляет собой «нравственно-назидательное воспроизведение, в большинстве случаев, тех же законов, что записаны в означенных книгах». В юридической литературе Второзаконие зачастую рассматривается как самостоятельный источник иудейского права.
     Особое  внимание во Второзаконии уделяется  таким регуляторам религиозной  и обычной повседневной жизни  иудеев, как заповеди, которые по своему характеру и содержанию подразделяются на два вида: заповеди устанавливающие обязанности человека перед богом и заповеди, регулирующие отношения людей друг с другом.
     К числу первых относятся такие  заповеди, которые: а) запрещают поклонение перед другими богами, кроме своего Бога. «Я Господь, Бог твой, который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, – говорится в связи с этим в главе пятой Второзакония, – да не будет у тебя других богов пред лицом Моим»; б) требуют от иудеев не творить себе кумиров и не создавать других изображений. «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу и что в водах, ниже земли», – назидается во Второзаконии; в) запрещают произносить имя Бога своего напрасно, «ибо не оставит Господь (Бог твой) без наказания того, кто употребляет имя его напрасно»; и г) обязывают святить день субботний. «Наблюдай день субботний, чтобы свято хранить его, – устанавливается во Второзаконии и тут же поясняется – шесть дней работай и делай всякие дела твои», а «день седьмой – субботу Господу, Богу твоему».
     Ко  второй группе заповедей относятся  заповеди, гласящие-1) «Почитай отца твоего и матерь твою, как повелел тебе Господь, Бог твой, чтобы продлились дни твои, и чтобы хорошо тебе было на той земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе»; 2) не убивай; 3) не прелюбодействуй; 4) не кради; 5) «не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего»; 6) «не желай жены ближнего твоего и не желай дома ближнего твоего, ни поля его, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, (ни всякого скота его), ни всего того, что есть у ближнего твоего».
     Не  менее важное значение во Второзаконии, наряду с заповедями, авторами Библии и ее толкователями придается  многочисленным и весьма разнообразным  постановлениям и законам. «Вот заповеди, постановления и законы, – отмечается в связи с этим во Второзаконии, – которым повелел Господь, Бог ваш, научить вас, чтобы вы поступали так в той земле, в которую вы идете, чтобы овладеть ею».
     С помощью «законов и постановлений» в иудейском обществе регулировались практически все сферы повседневной жизни и деятельности людей. Причем речь шла не только о нормах материального права – регуляторах общественных отношений, выражаясь современным языком, но и о нормах процессуального права.7
     С помощью последних устанавливался, например, порядок организации и деятельности иудейских судов, а также порядок, в случае возникновения тяжбы, ее судебного рассмотрения. «Если будет тяжба между людьми, – говорится в главе 25 Второзакония, – то пусть приведут их в суд и рассудят их, правого пусть оправдают, а виновного осудят».
     Своего  рода процессуальные нормы закрепляли порядок сбора и представления  в суде свидетельских показаний  и иных необходимых для принятия судебного решения материалов и  доказательств. В частности, устанавливалось, что «если кто убьет человека, то убийцу должно убить по словам свидетелей; но одного свидетеля недостаточно, чтобы осудить на смерть».
     Подобного рода процессуальные нормы закрепляли также порядок ответственности  и порядок исполнения различных  наказаний. Например, отдельно в законе предусматривалось, что «если виновный достоин будет побоев, то судья прикажет положить его и бить при себе, смотря по вине его, по счету». В законе особо подчеркивалось, что «отцы не должны быть наказываемы смертью за детей, а дети не должны быть наказываемы смертью за отцов; каждый должен быть наказываем смертью за свое преступление».
     Законы  и постановления, содержащиеся в  Пятикнижии, включая естественно  и те из них, которые составляют содержание Второзакония, в исследовательской  литературе нередко называются «Законами завета» или «Законами Моисея». Последнее должно означать, что автором этих законов, по преданию исходивших от иудейского Бога Яхве, фактически является пророк Моисей.
     Так традиционно считалось вплоть до XI в., пока известный еврейский философ Ибн Эзра (1092–1167) не высказал мысль о том, что на основании его исследований не все книги Ветхого Завета были написаны Моисеем. Подобные сомнения в более поздний период выражали Т. Гоббс, считавший Моисея автором лишь некоторых глав Второзакония; Б. Спиноза, называвший авторство Моисея «необоснованным и абсурдным»; и некоторые другие мыслители.
    Однако, как бы там ни было, Законы Моисея в системе иудейского права всегда существовали и существуют и вместе с другими источниками или  видами права формируют его религиозный характер и содержание.
    Одним из важнейших источников иудейского права является Талмуд, устный закон, который включает в себя: во-первых, интерпретацию Письменного закона, которая может быть; во-вторых, предписания, известные по традиции, но не имеющие письменного подтверждения; в-третьих, логические выводы, т.е. положения, "идущие от самого себя", которые не требуют какого-либо письменного подтверждения.
    В различных научных изданиях и словарях Талмуд определяется неодинаково. В одних из них обращается внимание на то, что это – собрание догматических по своему характеру религиозных, правовых и этических положений и текстов иудаизма, которые сложились в период с IV в. до н.э. и вплоть до V в. н.э. В других изданиях Талмуд рассматривается как «толкования и дополнения раввинов жидовских к Ветхому Завету». В третьих же работах он представляется как «собрание священных писаний, формирующих иудейское гражданское и религиозное право и подразделяющихся на две группы под названием Мишны (сами тексты) и Гемары (толкование этих текстов)».
    Мишна в сжатом и одновременно ясном  изложении формулирует иудейское  право без упоминаний разногласий  и дискуссий, сопровождавших историю  ее создания.
      Мишна состоит из шести разделов, разделенных на 63 трактата. Наиболее "юридический характер" носит четвертый раздел (Ущерб), толкующий вопросы торгового права, судебной процедуры, смертной казни, клятв и идолопоклонства. Этот раздел содержит также знаменитый трактат об этике - Авот (Изречения отцов), представляющий собой сборник максим законоучителей устной традиции.
    Необходимость регламентации столь разных сфер жизни была обусловлена особенностями  жизни древних евреев. Исследователь  иудаизма Марвин Уилсон отмечает: "В  отличие от высших классов в Древней  Греции, евреи никогда не считали физический труд заслуживающим презрения. Наоборот, самоотверженный труд рук человеческих мог восславить Создателя. В противоположность прочим религиям, искавшим, чтобы избегнуть страданий этого материального мира в пользу райских наслаждений духовного мира, иудаизм упорно сосредоточивался на сущем мире плоти и крови. Поэтому законами иудаизма охвачены такие стороны обыденной жизни, как питание, отношения полов и обработка земли. Заповеди эти отражают потребность в освящении целостности сущего опыта человека"8.
    Талмуд (буквально - "обучение" (иврит)) является комментарием Мишны. После признания Мишны высшим авторитетом она стала главным объектом преподавания в учебных заведениях. Несколько поколений комментаторов последовательно разъясняли смысл Мишны, пытаясь установить ее источники, с целью добиться максимальной согласованности текста, что было необходимо для выявления противоречий и формулировки общих принципов, применимых к новым реалиям. Талмуд сохраняет следы этих поисков и дебатов и содержит комментарии последующих поколений исследователей относительно толкований, сделанных их предшественниками. Таким образом, проявляется третья целеустановка: "способность правового существа в своих занятиях и привязанностях, уклонениях и обязанностях избегать противоречий с общественными ценностями и ставшими общепризнанными принципами жизни, а также избегать разногласий с другими людьми"9.
     Общим для всех представлений о Талмуде  как источнике иудейского права  является то, что он, будучи собранием  древних священных писаний, относящихся к периоду с IV в. до н.э. по V в. н.э., содержит в себе не только тексты этих писаний, но и тексты их раввинских толкований. В системе норм и догматов иудейского права последним, по мнению исследователей, придается, как правило, гораздо большее значение, чем первым. Кроме того, нередко под сомнение ставится положение об одинаковой юридической и религиозно-духовной силе отдельных норм и догматов, содержащихся в Библии (Ветхом Завете) и Талмуде. В последнем постоянно проводится мысль, отмечают авторы, «о превосходстве творений раввинов над творением, вдохновленным Богом». При этом в качестве доказательства приводятся такие подтверждающие правоту авторов положения-догмы, как: «Слова Талмуда более сладки, нежели слова Завета», «Грехи против Талмуда более тяжки, нежели против Библии», «Не должно иметь общения с тем, кто имеет в руках Библию, а не Талмуд» или «Сын мой, относись с большим вниманием к словам раввинов, чем к словам Завета».
     С древних времен и вплоть до наших  дней было осуществлено множество изданий Талмуда. В его первой части (Мишне) было собрано огромное количество иудейских заповедей и сосредоточено множество «иудейских традиций, имеющих отношение к праву». Однако неизменным остается, что в структуре и содержании Талмуда как в количественном отношении, так и в качественном, в смысле – своего фактического приоритета в системе регулятивных средств и эффективности воздействия на общественные отношения превалирующими были и остаются раввинские толкования (Гемара).
     По  замечанию исследователей, раввинские толкования буквально наводнили  по мере развития иудейского нрава  Талмуд. Известно, пишет по этому  поводу Д. Рид, что «все, что где бы то ни было, могло произойти или случиться в жизни еврея, регулировалось законами Талмуда: браки, разводы, имущественные сделки, коммерческие операции, вся жизнь, вплоть до мельчайших деталей одежды и туалета». И поскольку в повседневной жизни постоянно происходят непредвиденные события, «вопрос о том, что законно и что незаконно» в каждом случае приводит к бесконечным дискуссиям, «результатом которых были наводняющие Талмуд объемистые протоколы раввинских решений», – соответствующих толкований текстов заповедей.
     Наряду  с многочисленными и многотомными решениями раввинских судов данные, отчасти систематизированные толкования следует рассматривать в качестве важных источников иудейского религиозного права.
     Высокую значимость этих источников израильские  авторы объясняют тем, что хотя изначально, согласно замыслу творцов иудейского права оно «должно было охватывать и решать все возникающие в жизни иудейского общества проблемы», тем не менее, практика показала, что это невозможно было сделать раз и навсегда. В силу этого по мере изменения жизненных обстоятельств время от времени возникала необходимость вмешательства в процесс реализации этого права с целью его соответствующей корректировки как со стороны выполняющих академические функции религиозных кругов, так и со стороны применяющих это право раввинов. Раввинское толкование стало объективной необходимостью и жизненной потребностью боговерных иудеев.
     Нередко оно заменяет сам текст иудейских  богословных положений. Ибо даже тогда, когда раввинское толкование явно расходится с изначальным содержанием  «библейских повествований и священных традиций», оно, тем не менее, сохраняет силу и влияние на поведение иудеев. При этом для объяснения и оправдания такого рода расхождений широко используется разработанная самими раввинами так называемая теория (идея) чрезвычайной власти, согласно которой в чрезвычайных условиях допускаете весьма широкое толкование сложившихся канонов, а сама раввинская власть осуществляется помимо обычных религиозных норм. Раввинское толкование в таких случаях, именуемых чрезвычайными, получает несомненное преимущество как перед подвергшимися толкованию библейскими текстами, так и перед соответствующими религиозными кормами.
    Завершение  составления Талмуда стало в  определенном смысле поворотным пунктом  в развитии раввинского права. Целый  ряд правил придал иудейскому праву большой авторитет, позволил прекратить дискуссии, предметом которых оно являлась.
    Развитие  иудейского права на этом, однако, не остановилось. Оно всегда может быть продолжено, если этого потребуют  обстоятельства. Изучение его источников и забота об определении его норм продолжают составлять сердцевину раввинской науки. Задачей иудейских мыслителей всегда была необходимость развивать и комментировать содержание Галахи. Сталкиваясь со сложной правовой проблемой, ученые, общины или частные лица всегда имели возможность обратиться за разъяснением к авторитетному галахисту, письменные ответы которого назывались респонсами. Для галахистов сборники респонсов представляли собой основной источник юридических знаний о правовом порядке. Это позволило написать историю Галахи, высветив отношение юристов каждого поколения к новой ситуации, с которой им приходилось сталкиватьсядействие старых - в силу принципа неустареваемости Галахи и незыблемости первых авторитетов документа. Тем не менее они не всегда полностью принимались всем иудейским миром: из-за их недостаточного соответствия правилам и нормам, принятым в той или иной общине, либо потому, что не все евреи соглашались с галахическими установками, либо из-за открытого несогласия части верующих с принципами, заложенными в основу редакции Кодекса. Издание сводов законов порождало, естественно, волну критики, дополнений и комментариев.  

3. Традиции и обычаи как источники иудейского права 

      Обычай - действующее правило, одобряемое  всей общиной и в некоторых теоретически спорных случаях имеющее силу закона. Многообразие местных или региональных обычаев в иудейском мире объясняется расхождениями во взглядах, существующих у законоучителей. Этому способствовала как географическая рассеянность еврейских общин, проживающих в странах, чья социальная, политическая и духовная жизнь чрезвычайно отличалась друг от друга, так и относительная открытость еврейских общин для проникновения культурных традиций окружающей среды. Местные обычаи уже в эпоху Возрождения были объектом специальной кодификации и включены в общие галахические кодексы.10
     Они сложились в течение многих столетий существования иудейского права  и продолжают оказывать на него, а вместе с ним и на израильское  светское право, значительное влияние  и в настоящее время. Это традиции и обычаи, касающиеся религиозных праздников, бытовых и семейных отношений, публичной сферы жизни религиозного и светского сообществ, ритуальных жертвоприношений.
     Свое  влияние на жизнь иудейского общества и государства они оказывают как непосредственно, выступая в качестве регулятора общественных отношений, так и опосредованно, оказывая воздействие на них через соответствующие нормы светского права.
     Последнее проявляется не только в традиционной для иудейского религиозного права сфере приложения – сфере регулятивного воздействия семейного права, но и в сферах общественных отношений, опосредуемых нормами других отраслей права.
     В качестве одного из примеров можно  сослаться на несомненное воздействие  иудейских традиций и обычаев  на институт права собственности на землю в современном Израиле. Согласно Закону о земле (1969) право собственности на землю в этом государстве ограничивается не только такими свойственными законодательству других стран принципами, как непричинение вреда или недопущение разрушения имущества, принадлежащего другим собственникам (Разд. 14 Закона о земле), но и таким, весьма своеобразным принципом, как «принцип благопристойности», или «приличия» (principles of decency) в процессе реализации данного права.
     Данный  принцип, с одной стороны; ограничивает право собственности на землю, а с другой – выделяет его и подчеркивает особый характер. Анализируя его, можно с полной уверенностью сказать, что в процессе разработки и принятия законодательства о земле в значительной мере сказалось влияние старых иудейских традиций и обычаев, радикально ограничивавших и даже запрещавших куплю-продажу земли, а также право частной собственности на землю.
     «Землю  не должно продавать навсегда –  назидательно говорит Бог иудеям, – ибо Моя земля», а вы являетесь «пришельцами и поселенцами у Меня». По всей земле «владения вашего дозволяйте выкуп земли». При этом устанавливаются в отношении каждого иудея следующие правила: а) если «брат твой обеднеет и продаст от владения своего, то придет близкий его родственник и выкупит проданное братом его»; б) если же «некому за него выкупить, то сам он будет иметь достаток и найдет сколько нужно на выкуп»; в) в этом случае «пусть он расчислит годы продажи своей и возвратит остальное тому, кому он продал, и вступит во владение свое»; и г) если же «не найдет рука его, сколько нужно возвратить ему, то проданное им останется в руках покупщика до юбилейного года, а в юбилейный год отойдет оно, и он опять вступит во владение свое».
     Древние иудейские традиции и обычаи, как это видно из библейских заповедей, не позволяли произвольно распоряжаться землей, как с обычной недвижимостью и товаром. Основная причина этого состояла в том, что по иудейскому преданию и древнему теократическому принципу единым и постоянным собственником земли является только сам Бог. Что же касается имеющих прямое отношение к нему «богоизбранных» иудеев, то они – лишь временные собственники земли – «пришельцы и поселенцы» и уже в силу этого право свободного распоряжения землей им не предоставлялось.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.