На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Характер и личность

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.06.13. Сдан: 2011. Страниц: 15. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
      ВВЕДЕНИЕ.
 
      ТИП ХАРАКТЕРА.
 
      ОСНОВЫ И ФОРМИРОВАНИЕ ХАРАКТЕРА.
 
      ХАРАКТЕР  И ЛИЧНОСТЬ.
 
      ВЫВОД.
 
      ЛИТЕРАТУРА.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   1. ВВЕДЕНИЕ.
   Характер  трактуется в психологии далеко не однозначно. Характер и личность практически отождествляются, т. е. эти термины употребляются как синонимы; характер включается в личность и рассматривается как ее подструктура; наоборот, личность понимается как специфическая часть характера; личность и характер рассматриваются как «пересекающиеся» образования. Избежать смешения понятий можно, если придерживаться более узкого их толкования.
   Характер  в узком смысле слова – совокупность устойчивых свойств индивида, в которых выражаются способы его поведения и способы эмоционального реагирования. Характер его свойства, как и свойства темперамента, могут быть отнесены к формально-динамическим особенностям поведения. Однако в первом случае эти свойства, предельно формальны, во втором они несут признаки несколько большей содержательности, оформленности. Для двигательной сферы прилагательными, описывающими темперамент, будут «быстрый», «подвижный», «резкий», «вялый», а качествами характера – «собранный», «организованный», «аккуратный», «расхлябанный». Характеристика эмоциональной сферы в случае темперамента применяют такие слова, как, «живой», «импульсивный», «вспыльчивый», «чувствительный», а в случае характера – «добродушный», «замкнутый», «недоверчивый». Граница, разделяющая темперамент и характер, достаточно условна. Важнее глубже понять различие между характером и личностью (в узком смысле). Говорят о личности «высокой», «выдающейся», «творческой», «серой», «преступной» и т.п. В отношении характера используются такие прилагательные, как «тяжелый», «жестокий», «железный», «мягкий», «золотой». Анализ житейской терминологии показывает, что налицо разные образования. Когда даются оценки характера и личности одного и того же человека, то эти оценки могут не только не совпадать, но и быть противоположными по знаку.
   Истории  известны великие люди с плохим характером. Однако это не помешало им стать выдающимися личностями. Значит, характер и личность далеко не одно и то же. Для оценки творческих личностей недостатки их характера не имеют значения. «Историю интересует только творение и главным образом те его элементы, которые имеют не личный, индивидуальный, а общий, непреходящий характер». Итак, «творение» человека есть по преимуществу выражение его личности. Потомки используют результаты деятельности личности, а не характера. А вот с характером человека сталкиваются не потомки, а окружающие его люди: родные и близкие, друзья, коллеги. Они несут бремя его характера. Для них, в отличие от потомков, характер человека может стать, и часто становится, более значимым, чем его личность.
   Суть  различий между характером и личностью  заключается в том что черты характера отражают то, как действует человек, а черты личности – то, ради чего он действует. При этом очевидно, что способы поведения и направленность личности относительно независимы: применяя одни и те же способы, можно добиваться разных целей и, наоборот, устремляться к одной и той же цели разными способами. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   2. ТИП ХАРАКТЕРА.
   Все авторы типологий подчеркивали, что характер может быть более и менее выражен. На рисунке изображена интенсивность проявлений характеров: зона «нормальных» характеров, выраженных характеров (акцентуаций) и сильных отклонений характеров (психопатии). Первая и вторая зоны относятся к норме, третья – к патологии характера. Акцентуации характера рассматриваются как крайние варианты нормы. Они подразделяются на явные и скрытые акцентуации.
    Степени выраженности характера:
I – «средние» характеры; II – акцентуированные характеры:    а – скрытые акцентуации; б – явные акцентуации; III – психопатии.    Н – норма, П – патология. 

   Различение  между патологическими и нормальными  характерами, включающими акцентуации, очень важно. По одну сторону черты, разделяющей вторую и третью зоны, оказываются индивиды, подлежащие ведению психологии, по другую — малой психиатрии. «Черта» эта размыта, но существуют критерии, которые позволяют ее локализовать на оси интенсивности характеров.
   Три критерия психопатий Ганнушкина – Кербикова: 1) Характер патологический, если он относительно стабилен во времени, т. е. мало меняется в течение жизни. 2) тотальность проявлений характера: при психопатиях одни и те же черты характера обнаруживаются всюду, в любых обстоятельствах. Если человек дома один, а «на людях» другой, то он не психопат. 3) социальная дезадаптация – заключается в том, что у человека постоянно возникают жизненные трудности, причем их испытывает либо он сам, либо окружающие его люди, либо и тот и другие вместе. Вот такой простой житейский и в то же время вполне научный критерий.
   Акцентуации – это крайние варианты нормальных характеров. Отклонения акцентуаций от средней нормы также порождают для их носителей (не в столь сильной степени, как при психопатиях) некоторые проблемы и трудности. Однако не в меньшей, а может быть в большей мере проблема акцентуированных характеров относится к общей психологии. Больше половины подростков, обучающихся в обычных средних школах, имеют акцентуированные характеры.
   В случае акцентуаций характера может  не быть ни одного из перечисленных признаков психопатий, и никогда не присутствуют все три признака сразу. Отсутствие первого признака выражается в том, что акцентуированный характер не проходит «красной нитью» через всю жизнь. Он обостряется в подростковом возрасте, с повзрослением сглаживается. Второй признак также не обязателен: черты акцентуированных характеров проявляются не в любой обстановке, а только в особых условиях. Социальная дезадаптация при акцентуациях либо не наступает вовсе, либо бывает непродолжительной. Поводом для временных разладов с собой и с окружением являются не любые трудные условия (как при психопатиях), а условия, создающие нагрузку на место наименьшего сопротивления (или «слабого звена») характера.
   Выделяет  следующие типы акцентуаций: гипертимный, циклоидный, лабильный, астено-невротический, сензитивный, психастенический, шизоидный, эпилептоидный, истероидный, неустойчивый и конформный.
   Гипертимный тип. Отличается почти всегда хорошим, даже слегка приподнятым настроением, высоким жизненным тонусом, брызжущей энергией, неудержимой активностью. Постоянна стремление к лидерству, притом неформальному. Хорошее чувство нового сочетается с неустойчивостью интересов, а большая общительность – с неразборчивостью в выборе знакомств. Легко осваиваются в незнакомой обстановке. Присущи переоценка своих возможностей и чрезмерно оптимистические планы на будущее. Короткие вспышки раздражения бывают вызваны стремлением окружающих подавить их активность и лидерские тенденции.
   Циклоидный тип. Типичные циклоиды в субдепрессивные фазы склонны к апатии и раздражительности, людское общество тяготит, компании избегаются, вялые домоседы. Плохой аппетит, нередко наблюдается сонливость, все приобретает пессимистическую окраску, неприятности и неудачи переживают крайне тяжело. Фазы обычно непродолжительны и длятся две-три недели. Переутомление и астения затягивают субдепрессивную фазу, появляется отвращение к учебе и к умственной работе вообще. У циклоидов имеются свои "места наименьшего сопротивления". Важнейшим из них, вероятно, является неустойчивость к коренной ломке жизненного стереотипа.
   Лабильные циклоиды во многом приближаются к  лабильному (эмоционально-лабильному или реактивно-лабильному) типу. Фазы здесь гораздо короче. "Плохие" дни отмечены дурным настроением, чем вялостью, упадком сил или неудовлетворительным самочувствием. Нет эмоциональной реактивности, постоянной готовности настроения круто меняться от незначительных причин. Нарушения поведения (делинквентность, побеги из дому, наркотики) мало свойственны циклоидам. К алкоголизации в компаниях склонны в периоды подъема. Суицидальное поведение в виде аффективных (но не демонстративных) попыток или истинных покушений возможно в субдепрессивной фазе.
   Лабильный тип. Главная черта – крайняя изменчивость настроения, поводы перемен бывают ничтожными. Настроению присущи не только частые и резкие перемены, но и глубина. От настроения момента зависят и самочувствие, и аппетит, и сон, и трудоспособность, и желание побыть одному или только вместе с близким человеком или же устремиться в шумное общество, в компанию, на люди. Способны на глубокие чувства, искреннюю привязанность, преданную дружбу, чутки ко знакам внимания, благодарности, похвалам и поощрениям – все это доставляет им искреннюю радость. Порицания, осуждения, выговоры, нотации способны вторгнуть в беспросветное уныние, неприятности, утраты, несчастья переносят чрезвычайно тяжело, обнаруживая склонность к реактивным депрессиям, тяжелым невротическим срывам. Эмансипации выражена умеренно. Самооценка отличается искренностью  хорошо знают свой характер, они – "люди настроения" и что от настроения у них все зависит, предлагают принимать их такими, какие они есть. обнаруживают удивительно хорошую интуицию.
     Астено-невротический тип. Повышенная утомляемость, раздражительность и склонность к ипохондричности. Утомляемость проявляется в умственных занятиях, физические нагрузки переносятся лучше. Раздражительность отличается от гневности эпилептоидов и вспыльчивости гипертимов, сходна с аффективными вспышками лабильного типа. Раздражение, по ничтожному поводу, изливается на окружающих, случайно попавших под горячую руку, и легко сменяется раскаянием и даже слезами, аффект не отличается постепенным накипанием, ни силой, ни продолжительностью. внимательно прислушиваются к своим телесным ощущениям. Делинквентность, побеги из дому, алкоголизация и др. нарушения поведения подросткам астено-невротического типа не свойственны. В мыслях о будущем центральное место занимают заботы о собственном здоровье. Самооценка обычно отражает их ипохондрические установки.
   Сенситивный тип. С детства пугливость и боязливость, боятся темноты, сторонятся животных, страшатся остаться одни, производят впечатление замкнутости, теми, к кому привыкли, они достаточно общительны. Отличаются послушанием, часто слывут "домашним ребенком". Учатся обычно старательно, чрезвычайная впечатлительность и резко выраженное чувство собственной недостаточности. Реакция эмансипации выражена слабо. К родным сохраняется детская привязанность. К опеке относятся терпимо, охотно ей подчиняются, чувство долга, ответственности, высоких моральных и этических требований и к окружающим, и к самому себе. Намерение избавиться от робости и слабоволия толкает мальчиков на занятия спортом. Они разборчивы в выборе приятелей, очень привязчивы в дружбе. Ни к алкоголизации, ни к наркотикам, ни к делинквентному поведению не склонны. Самооценка отличается объективностью. Проблемное отношение к друзьям, к своему окружению, к критике в свой адрес. Слабым звеном является отношение к ним окружающих.
   Психастенический  тип. Требованиями к чувству ответственности представляют один из самых чувствительных ударов, условия "повышенной ответственности способствуют становлению психастении. Нерешительность и склонность к рассуждательству, тревожная мнительность и любовь к самоанализу и, наконец, легкость образования обсессий – навязчивых страхов, опасений, действий, ритуалов, мыслей, представлений. Ни делинквентность, ни побеги из дому, ни алкоголь, ни наркотики, ни даже суицидальное поведение в трудных ситуациях нами не встречались. Их место вытеснили навязчивости, мудрствование и самоанализ. Самооценка завышена.
   Шизоидный тип. Главными чертами являются замкнутость и недостаток интуиции в процессе общения. Трудно устанавливают неформальные эмоциональные контакты, эта неспособность нередко тяжело переживается. Быстрая истощаемость в контакте побуждает к еще большему уходу в себя. Недостаток интуиции проявляется неумением понять чужие переживания, угадать желания других, догадаться о невысказанном вслух. К этому примыкает недостаток сопереживания. Внутренний мир почти всегда закрыт для других и заполнен увлечениями и фантазиями, которые предназначены только для самих себя и служат утешению честолюбия или носят эротический характер. Увлечения отличаются силой, постоянством и нередко необычностью, изысканностью. Богатые эротические фантазии сочетаются с внешней асексуальностью. Алкоголизация и делинквентное поведение встречаются довольно редко.
   Эпилептоидный тип. Склонность к дисфориям, аффективная взрывчатость, напряжение инстинктивной сферы, достигающее аномалии влечений, вязкость, тугоподвижность, тяжеловесность, инертность, откладывающие отпечаток на всей психике, – от моторики и эмоциональности до мышления и личностных ценностей. Злобно-тоскливая окраска настроения, накипающее раздражение, поиск объекта, на котором сорвать зло. Аффективные разряды эпилептоида лишь при первом впечатлении кажутся внезапными. Аффекты очень сильны и продолжительны – эпилептоид долго не может остыть. Вегетативный аккомпанемент аффекта – в гневе лицо наливается кровью, выступает пот и т. д. Реакция эмансипации протекает очень тяжело, перед начальством готовы на угодничество, если ждут поддержки или выгод для себя. В группе хотят установить свои порядки, выгодные для них самих. Отдают дань азартным играм, любят музыку и пение. Самооценка носит однобокий характер. Как правило, они отмечают склонность к мрачному расположению духа, свои соматические особенности – крепкий сон и трудность пробуждений, любовь сытно и вкусно поесть, силу и напряженность сексуального влечения, отсутствие застенчивости и даже свою склонность к ревности. Они подмечают свою осторожность к незнакомому, приверженность к правилам, аккуратности и порядку, нелюбовь пустых мечтаний и предпочтение жить реальной жизнью. В остальном, в особенности во взаимоотношениях с окружающими, они представляют себя значительно более конформными, чем это есть на самом деле.
   Истероидный тип.  Беспредельный эгоцентризм, жажда постоянного внимания к своей особе, восхищения, удивления, почитания, сочувствия. Все остальные качества истероида питаются этой чертой. Лживость и фантазирование целиком направлены на приукрашение своей персоны. Эмоциональность в действительности оборачивается отсутствием глубоких искренних чувств при большой экспрессии эмоций, театральности, склонности к рисовке и позерству. Поведенческие реакции "псевдосуициды", "суицидальном шантаже" "бегство в болезнь", разыгрывание роли наркомана, суицидальные угрозы и, наконец, жалобы. Алкоголизация или употребление наркотиков у истероидных подростков также иногда носит демонстративный характер. Эмансипацияпроявляется: побеги из дому, конфликты с родными и старшими, громогласные требования свободы и самостоятельности и т. п. претензии на лидерство или на исключительное положение в группе, хорошее интуитивное чутьё, всегда "пускает пыль в глаза". Самооценка истероидных подростков далека от объективности. Подчеркиваются те черты характера, которые в данный момент могут произвести впечатление.
   Неустойчивый  тип. Их безволие отчетливо выступает, когда дело касается учебы, труда, исполнения обязанностей и долга, достижения целей, которые ставят перед ними родные, старшие, общество. В поиске развлечений не обнаруживают напористости, а скорее плывут по течению. Еще детьми они начинают курить. Легко идут на мелкие кражи, готовы все дни проводить в уличных компаниях. Когда же они становятся подростками, то прежние развлечения, вроде кино, их уже не удовлетворяют, и они дополняют их более сильными и острыми ощущениями – в ход идут хулиганские поступки, алкоголизация, наркотики. Эмансипация сопряжена с желаниями удовольствия и развлечения. Истинной любви к родителям они не питают. К бедам и заботам семьи относятся с равнодушием и безразличием. Родные– лишь источник средств для наслаждений. Трусость и недостаточная инициативность не позволяют им занять место лидера. Обычно они становятся орудиями в руках и более стеничных членов группы. Работают они только в силу крайней необходимости. Поражает их равнодушие к своему будущему, они не строят планов, не мечтают о какой-либо профессии или о каком-либо положении для себя. Они целиком живут настоящим, желая извлечь из него максимум развлечений и удовольствий. Слабое место неустойчивых – безнадзорность, обстановка попустительства, открывающая просторы для праздности и безделья. Самооценка неустойчивых подростков нередко отличается тем, что они приписывают себе либо гипертимные, либо конформные черты.
   Конформный  тип. Постоянную готовность подчиниться голосу большинства, шаблонность, банальность, склонность к ходячей морали, благонравию. Свойственны недоверие и настороженное отношение к незнакомцам. конформная личность – полностью продукт своей микросреды. Конформность сочетается с поразительной не критичностью, консерваторы по натуре. Они – неинициативны. Одной из самых тяжелых психических травм, для них – это когда привычная группа почему-либо их изгоняет. Лишенные собственной инициативы конформные подростки могут быть втянуты в групповые правонарушения, в алкогольные компании, подбиты на побег из дому или науськаны на расправу с чужаками. Реакция эмансипации ярко проявляется только в случае, если родители, педагоги, старшие отрывают конформного подростка от привычной ему среды сверстников, если они противодействуют его желанию "быть как все", перенять распространенные подростковые моды, увлечения, манеры, намерения. Увлечения конформного подростка целиком определяются его средой и модой времени. Самооценка характера конформных подростков может быть неплохой.
   Смешанные типы. Эти типы составляют почти половину случаев явных акцентуаций. Встречающиеся сочетания не случайны. Они подчиняются определенным закономерностям. Черты одних типов сочетаются друг с другом довольно часто, а других – практически никогда. Существуют два рода сочетаний.
   1. Промежуточные типы обусловлены эндогенными закономерностями, прежде всего генетическими факторами, а также особенностями развития в раннем детстве. К ним относятся лабильно-циклоидный и конформно-гипертимный типы, а также сочетания лабильного типа с астено-невротическим и сенситивным, астено-невротического с сенситивным и психастеническим. Сюда же могут быть отнесены такие как шизоидо-сенситивный, шизоидо-психастенический, шизоидо-эпилептоидный, шизоидо-истероидный, истероидно-эпилептоидный. В силу же эндогенных закономерностей возможна трансформация гипертимного типа в циклоидный.
   2. Амальгамные типы – это тоже смешанные типы, но иного рода. Они формируются как следствие напластования черт одного типа на эндогенное ядро другого в силу неправильного воспитания или иных хронически действующих психогенных факторов. Здесь также возможны далеко не все, а лишь некоторые наслоения одного типа на другой. Здесь же следует отметить, что гипертимно-неустойчивый и гипертимно-истероидный типы представляют собой присоединение неустойчивых или истероидных черт к гипертимной основе. Лабильно-истероидный тип следствие наслоения и истероидности на эмоциональную лабильность, а шизоидо-неустойчивый и эпилептоидо-неустойчивый – неустойчивости на шизоидную или эпилептоидную основу. Последнее сочетание отличается повышенной криминогенной опасностью. При истероидно-неустойчивом типе неустойчивость является лишь формой выражения истероидных черт. Конформно-неустойчивый тип возникает как следствие воспитания конформного подростка в асоциальном окружении. Развитие эпилептоидных черт на основе конформности возможно, когда подросток вырастает в условиях жестких взаимоотношений. Другие сочетания практически не встречаются.
   Место наименьшего сопротивления. Описание этих мест применительно к каждому типу – важный вклад в психологическую теорию характера. Он имеет также неоценимое практическое значение. Слабые места каждого характера надо знать, чтобы избегать неправильных шагов, излишних нагрузок и осложнений в семье и на работе, при воспитании детей, организации собственной жизни и т. п. Ситуации тяжелые для гипертимов те, где строго регламентируется их поведение, где нет свободы для проявления инициативы, где есть монотонный труд или вынужденное бездействие. Во всех этих ситуациях гипертимы дают взрывы или срывы. Например, если у подростка такого типа слишком опекающие родители, которые контролируют каждый его шаг, то очень рано он начинает протестовать, давать острые негативные реакции вплоть до побегов из дома.
   Для лиц с шизоидной акцентуацией труднее всего вступать в эмоциональные контакты с людьми. Поэтому они дезадаптируются там, где нужно неформально общаться (что как раз очень подходит гипертиму). Поэтому им не следует поручать, например, роль организатора нового дела: ведь это потребует от него установления многих связей с людьми, учета их настроений и отношений, тонкой ориентировки в социальной обстановке, гибкости поведения и т. п. Еще представители этого типа не переносят, когда им «лезут в душу», они особенно нуждаются в бережном отношении к их внутреннему миру.
   Для истероидного акцентуанта труднее  всего переносить невнимание к его  особе. Он стремится к похвалам, славе, лидерству, но скоро теряет в результате деловой незрелости позиции и тогда очень страдает. Оставить в покое шизоида или психастеника можно, а иногда даже и нужно; сделать то же с истероидом – значит создать ситуацию психологического дискомфорта и даже стресса.
   Из  приведенных примеров видно, насколько  различны и. иногда даже качественно противоположны «слабые звенья» разных типов характера, как, впрочем, и их сильные стороны. Знание этих слабых и сильных сторон совершенно необходимо для осуществления индивидуального подхода к человеку.  

   3. ОСНОВЫ И ФОРМИРОЫВАНИЕ ХАРАКТЕРА.
   Генетическая  и социальная основы характера. В научной литературе много фактов сходства характеров прослеженное в родословных линиях, связи с телесной конституцией, раннее появление и стабильность свойств аномальных характеров в течение жизни, в исследовании нормальных характеров с применением близнецового метода. Генетические и биологические основы характера часто вызывают критику. Упреки сводятся к двум пунктам: происходит биологизация личности и утверждается генетическая предопределенность свойств личности и ее судьбы.
   1. Биологические или генетические «основы» обсуждаются в отношении характера, а не личности, а если говорить более точно, то в отношении темперамента. Именно темпераменты составляют ту часть психического, которая «...стоит в корреляции со строением тела». В характер входят также «...экзогенные факторы, особенно результаты воспитания и среды, чуждые понятию конституции». Точка зрения Э. Кречмера практически ничем не отличается от понимания темперамента как генотипа и характера как фенотипа, предложенного И. П. Павловым. Биологические свойства организма определяют темперамент, а последний составляет основу характера, то можно рассматривать определённые свойства организма как органическую базу характера, опосредствовануюю условиями жизни, т.е. биологические или генотипические предпосылки характера. Авторы типологий обращают большое внимание на свойства темперамента, отличающих каждый тип. (Примерами могут служить эмоциональная теплота циклоидов и холодность шизоидов, повышенная чувствительность и истощаемость астеников, сила влечений и вязкость аффектов эпилептоидов и др.).
   2. Генетические предпосылки характера не означают утверждение его генетической предопределенности. Согласно положениям современной генетики наследуется лишь норма реакции, т. е. набор различных способов реагирования на средовые влияния. То, как оформятся генетические предпосылки в реальные психологические свойства, зависит от взаимодействий этих предпосылок и условии среды. Поэтому при обсуждении формирования характера нельзя сбрасывать со счетов ни генетический, ни средовой факторы.
   В психиатрической литературе описаны  истинные (ядерные) психопатии, в происхождении  которых решающая роль отводится  неблагоприятной наследственности. В этих случаях установлен тот же тип характера у родителей, сибсов и у родственников. Отмечается также раннее проявление аномалий характера и их относительная неизменность в течение жизни. Психопатии могут возникать даже при самых благоприятных условиях воспитания. К формированию психопатий могут привести исключительно тяжелые социальные условия, при нормальном исходном фоне, биологически вредные средовые воздействия (мозговые травмы, инфекции), особенно пришедшиеся на пренатальный, натальный и ранний постнатальный периоды. Большинство занимают случаи  при которых «семена дурных средовых воздействий упали на подходящую для них эндогенно подготовленную почву» т. е. при генетической предрасположенности ребенок оказывается в условиях неблагоприятного воспитания, что и приводит к заострению определенных черт характера. Анализ проблемы приводит к следующим выводам: детерминанты свойств характера в особенностях генотипического фона, так и средовых воздействий. Степень участия генотипических и средовых факторов в формировании характера может быть различной. Генотипические и средовые влияния на характер могут алгебраически суммироваться: при неблагоприятном сочетании обоих факторов развитие характера может дать сильные степени отклонения вплоть до патологических форм; при благоприятном сочетании даже сильная генотипическая предрасположенность к аномалии может не реализоваться или не привести к патологии.
   Формирование  характера. Каждый тип характера – это не случайный конгломерат свойств, в их сочетаниях проступает определенная закономерность. С помощью специальной математической процедуры (факторного анализа) на большом числе испытуемых устанавливается, какие черты личности в среднем сильно коррелируют между собой (положительно или отрицательно), а какие – слабо. Положительно коррелирующие черты – это те, которые чаще сочетаются в одном человеке. Человек обнаруживает любовь к комфорту, то он будет отличаться хорошим аппетитом, приветливостью, контактностью, жаждой похвалы и одобрения. А тревожности, как правило, у него не будет: любовь к комфорту и тревожность дают высокую отрицательную корреляцию. Факторный анализ позволяет выделять какие «гроздья» черт, сочетаются между собой часто, а какие – редко или вовсе не встречаются в одном индивиде. Чтобы выявить причины, такого сочетания, нужен качественный анализ жизненных ситуаций и механизмов поведения.
1. Исходная чувствительность и истощаемость астеника постепенно приводят к наслоению целого комплекса дополнительных свойств. Из-за быстрой истощаемости и утомляемости астеник действует малоэффективно. Малая успешность его деятельности, на фоне повышенной чувствительности тяжело им переживается. Это приводит к формированию чувства неполноценности, робости, застенчивости, депрессивности и в то же время обостряет самолюбие. В результате процесс развивается дальше. Сочетание низкой оценки себя и болезненного самолюбия порождают напряженность и подозрительность: человеку начинает казаться, что окружающие следят за ним, смеются над ним. Иногда в порядке компенсации он начинает вести себя развязно и заносчиво.
2. Другой пример, касается аутизма шизоида. Аутизм не является в полной мере исходным свойством шизоида; он формируется и усиливается в процессе жизни. Шизоид время от времени пытается войти в эмоциональные контакты с окружающими, поделиться своими переживаниями. Однако ввиду парадоксальности его эмоциональной сферы (одновременно раздражительности и холодности) он не находит понимания. В результате он замыкается и уходит в себя. Отмечаемые «аристократическая сдержанность», «холодность», «чопорность» и «сухость» шизоида являются скорее вторичными свойствами — средствами, которые он «наработал», чтобы отдалиться от окружающих и тем самым защитить себя от эмоциональных травм.
   3. Еще один пример своеобразного «заколдованного круга», в который попадает экстраверт. Ему свойственна повышенная экспрессия в выражении эмоций. Однако она обычно дает обратный эффект: вызывает недоверие окружающих по отношению к передаваемым эмоциям и ослабление эмоциональных контактов. Экстраверт реагирует на такое ослабление еще большей экзальтацией поведения. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

   4. ХАРАКТЕР И ЛИЧНОСТЬ.
   Представления о характере и личности позволяют не только разделить эти «образования» в человеке, но и поставить важный вопрос об их соотношении. С одной стороны, участие характера в формировании личности, с другой стороны, можно говорить об обратном влиянии личности на характер.
   1. Индивидные свойства есть условия, или предпосылки формирования личности, материал типологий характера позволяет содержательно рассмотреть этот тезис. Однако эти целостные картины нуждаются в расчленяющем анализе. Такой анализ авторами до конца не доводится: ими не фиксируется переход в описаниях от собственно характерологических структур к личностным. В результате создается почва для критики, о которой описано выше, – упреков авторов типологий в биологизации личности.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.