На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Классный руководитель, куратор

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.06.13. Сдан: 2011. Страниц: 13. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Волжский  государственный инженерно-педагогический университет 

Кафедра профессиональной педагогики 

Организация и методика воспитательной работы 
 

РЕФЕРАТ 
 

На тему: «Классный  руководитель, куратор» 
 
 
 
 
 
 

                Выполнила: студентка гр. ПВ 08-1
                Нестерова Юлия Сергеевна
                Проверила: преподаватель
                Лапшова Анна Владимировна 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 
                 

Г. Нижний Новгород, 2010 

Содержание
    Введение     стр.3
      Деятельность классного руководителя   стр.5
      Роль классного руководитель в системе
    воспитания  школьника      стр.6
      Основные направления деятельности классного
    руководителя     стр.12
      Основные функции и заботы классного руководителя  стр.13
      Основные заботы классного руководителя   стр.15
    Заключение       стр.17
    Список  используемых источников     стр.18 
     

 

      Введение
     В работе почти каждого учителя есть трудная, но очень важная миссия – быть классным руководителем. Одни учителя считают эту работу дополнительной нагрузкой к своей преподавательской деятельности, другие называют её самой главной. Как бы ни была сложна работа классного руководителя, без сомнения, она нужна детям, поскольку основным структурным звеном в школе является класс. Именно здесь организуется познавательная деятельность, формируются социальные отношения между учащимися. В классах реализуется забота о социальном благополучии детей, решаются проблемы их досуга, осуществляется первичное сплочение коллективов, формируется соответствующая эмоциональная атмосфера.
     Организатором деятельности учащихся в классе и  координатором воспитательных воздействий  является классный руководитель. Именно он непосредственно взаимодействует как с учениками, так и  с их родителями, искренне стремится помочь детям в решении их проблем в школьном коллективе, интересно и с пользой организовать школьную жизнь. Классный руководитель выполняет очень важные и ответственные задачи. Он является организатором воспитательной работы в классе и наставником учащихся, организует и воспитывает ученический коллектив, объединяет воспитательные усилия учителей, родителей и общественности.
     Классное  руководство как проблема собирает в узел всю совокупность самых разных и сложнейших вопросов воспитания школьника. И поэтому её рассмотрение вдвойне интересно: оно позволяет раскрыть широкую картину научного видения  воспитательного процесса и выверить школьные традиции организации воспитания детей, устоявшиеся в течение многих десятилетий, а заодно развернуть идеальную конструкцию логически точного и ясного практического воплощения научно-педагогических идей.
     Целью данного педагогического исследования является наиболее глубокое, подробное и точное рассмотрение деятельности классного руководителя.
     Непосредственно, объектом, изучаемым в данном педагогическом исследовании, будет весь процесс деятельности классного руководителя. Предмет - особенности этой деятельности, ее главные стороны. Основные задачи: проанализировать литературу по данной теме, дать определения основным понятиям. Определить сущность деятельности, главные функции классного руководителя, а также рассказать об основных формах и приемах работы педагога. Представить практические материалы реальной работы классного руководителя.
       Рассматривая подробнейшим образом  все стороны деятельности и  личности классного руководителя, попытаемся вникнуть и осознать  не только всю сложность должности  классного руководителя, но и конечно её необходимость.[3]
 

1. Деятельность классного  руководителя
     Жизнедеятельностью  и воспитанием классной группы в  современной школе руководит  педагог в должности «классного руководителя», но такая должность  была не всегда.
     В дореволюционных средних учебных заведениях функции воспитателей учащихся возлагались на классных наставников (в мужских гимназиях) и классных дам (в женских гимназиях), которые осуществляли надзор за учащимися своих классов, отвечали за их поведение, но не выступали в роли организатора воспитательной работы. Эта работа в школах тех времён почти не проводилась.
     В первые годы существования советской  школы организация и проведение воспитательной работы на уроках и во внеурочное время возлагалась на всех учителей. Должности классного руководителя тогда не было. Жизнь потребовала согласования и объединения воспитательной деятельности учителей, устранения обезлички в организации воспитания учащихся, особенно во внеурочное время. Поэтому во многих школах уже в 20-е годы стали появляться руководители воспитательной работы. Они прикреплялись к учебным группам и назывались групповодами. В 1934 г. после переименования групп в классы групповоды стали называться классными руководителями. Положение о классном руководителе было утверждено Наркомпросом РСФСР 28 июня 1934 г. [3].
 

        2 Роль классного руководитель в системе воспитания школьника
      Фигура  классного руководителя появляется в воспитательном процессе там и  тогда, где и когда возникает  осознанная необходимость позаботится  об индивидуальном развитии ребенка, проследить формирование личности, посодействовать так проявлению личностных особенностей и выявлению индивидуальных способностей.
      Классный  руководитель курирует индивидуальное личностное становление школьника, профессионально прослеживая такое становление, корректируя обстоятельства и активность ребенка в этих обстоятельствах, осуществляя помощь и индивидуальную поддержку ребенку в его взаимодействии с миром.
      А.С.Макаренко, считал что, классный руководитель – истинный педагог в самом полном и исходном значении этого слова. Классный руководитель – центральное лицо воспитательного процесса.
      Все должностные лица школы содействуют  достижению воспитательной цели –  формированию личности, способность  строить жизнь, достойную человека. Доминантной его работы, однако, является индивидуальной формирование каждого ребенка как личности, способной строить свою жизнь. Цель преломляется в призме индивидуальных отношений ребенка. Поступательное движение к цели обеспечивает педагогу в группе, прослеживать личностное становление и развитие каждого отдельного ребенка. [5].
    По  мнению Н.Е. Щурковой, классный руководитель самостоятельно производит выбор принципиальных оснований общения. Он сам отбирает из богатых способов общения то, что считает важным для воспитания детей. Безусловно, в этом вопросе, скорее, решает уровень культуры классного руководителя, чем его согласие или несогласие с педагогическими рекомендациями.
    Первый  жесткий принцип – это обращение  к человеку по имени. Имя – обозначение  присутствия личности в мире, название личности, форма обращения к личности. Имя, в психологической оценке, - самое сладкое слово для носителя имени.
    Можно, чтобы ребята называли друг друга  по имени в его уменьшительно-ласкательной форме. Такой вариант очень плодотворен, ибо владение ласковой формой обращения даёт ребёнку метод укрепления взаимоотношений с близкими и дорогими для него людьми.
    Второй  принцип общения – это доброжелательность. Он вносится в группу, в первую очередь, педагогом. Это он появляется в группе в «платье доброжелательности», а дети зеркально отражают такое отношение: мимика и пластика, интонации и лексика – всё несёт в себе благожелательность и расценивание партнёра как достойного лица. И как только прозвучит агрессия в самой малой мере, педагог немедленно корректирует ситуацию, не допуская агрессии в адрес другого.[5]
    Н.Е. Щуркова, считает, что с первого момента встречи с группой и на протяжении всей истории работы с нею педагог должен упорно внедрять идею взаимной благодарности каждого каждому за совместную работу: правило «спасибо в ответ на спасибо», неуклонно исполняется сначала педагогом, затем детьми тоже.
    Так же, одно из самых сложных для детей, с их предметным восприятием мира, оснований взаимоотношений в группе является принцип неприкосновенности личности. В школьном варианте он звучит обычно, как «нельзя посягать на другого человека». Содержание этого основания довольно широко. Неприкосновенность предметного мира другого человека (нельзя трогать чужие вещи). Неприкосновенность личностного пространства (соблюдай дистанцию во взаимоотношениях). Неприкосновенность внутреннего мира души (не спрашивай о тайнах души, не задавай больных вопросов, не раскрывай мир другого для окружающих без воли другого.). Запрет на любого порядка ущерб личности (не доставляй неприятности, неудобства, боли, горя другому человеку, не ставь его в невыгодное для его репутации положение).
    Уважение  индивидуальности (принятие другого  как данности) со временем становится одним из сильнейших принципов жизни  класса. Подчёркивая индивидуальные особенности, выявляя персональную исключительность каждого ученика класса, классный руководитель тем самым формирует одно из наивысших ценностных отношений – интерес к другому.[6]
    Следующий принцип допускает право каждого (в то числе, и педагога) на ошибку, оплошность, неудачу в деятельности и поведении.
    В число этических основ осталось включить еще одно – безусловная  помощь друг другу и, чисто по-российски, бескорыстная помощь друг другу. В будущем  эти акты бескорыстной помощи помогут  детям понять и принять ценность добра как основания жизни.
    Внедрение обозначенных этико-психологических  основ на период первоначальной работы с детьми не сразу даст прочные  результаты. Следует терпеливо ждать, сохраняя свои позиции и утверждая  внесённые основы взаимоотношений. Они станут развиваться и углубляться, обогащаться. Как бы ни была груба окружающая этическая среда, классный руководитель несмотря ни на что продолжает отстаивать высокие человеческие нормы общения, акцентируя внимание детей на их ценности, неукоснительно корректируя привычные неряшливые формы общения, подаренные детям взрослыми. Чтобы облегчить детям овладение установленными этическими нормами общения, хорошо проводить ролевые и ситуационные игры. [5].
    Из  всего этого можно выделить правила общения для школьников и педагогов:
    приветствовать всех и каждого при появлении;
    при обращении к человеку называть его по имени;
    оказывать помощь любому, кто в ней нуждается;
    быть доброжелательными со всеми;
    уважать каждого человека;
    допускается право каждого на ошибку, оплошность, неудачу в деятельности и поведении;
    нельзя посягать на другого человека.
    Сформулированные  правила должны быть обсуждены с  детьми и если что изменены и дополнены.[5]
    Деятельность  классного руководителя достигает  своей цели и даёт наилучший результат при условии, если она проводится в определённой системе.
    Система работы классного  руководителя – это совокупность взаимно связанных между собой воспитательных мероприятий, вытекающих из целей и задач воспитания. Она предполагает продуманный отбор посильного для учащихся воспитательного материала и умелое  использование наиболее эффективных средств и методов воздействия. Попытаемся рассмотреть основные разделы деятельности классного руководителя, которые в своей совокупности и составляют систему его воспитательной работы.
     Во-первых, изучение учащихся. Классное руководство обычно начинается с изучения класса и отдельно каждого ученика. В результате создаются необходимые условия для правильной, рациональной организации воспитательной работы, для осуществления индивидуального подхода. Изучение учащихся продолжается на продолжении всего срока их обучения.
     Организация и воспитание классного  ученического коллектива – это один из основных, ведущих разделов работы классного руководителя. Объединяя учащихся в дружный и целеустремлённый коллектив, классный руководитель создаёт предпосылки для успешного решения учебно-воспитательных задач.
     Следующим разделом деятельности классного руководителя является повышение качества знаний и укрепление дисциплины. Высокий уровень знаний и сознательная дисциплина – важнейшие показатели правильной организации учебно-воспитательной работы. Классный руководитель проявляет заботу о повышении качества знаний школьников, стремится предупредить отставание отдельных учеников и второгодничество в своём классе.
     Организация и проведение внеурочной и внеклассной  воспитательной работы – ещё один из важнейших разделов деятельности классного руководителя. В школах сложились и успешно применяются разнообразные формы данной организации. Воспитание на уроках, в процессе обучения дополняется внеурочной воспитательной деятельностью. В организации внеурочной работы обычно сочетаются два основных её направления – идейно-воспитательная работа и организация практических дел школьников.
     Очень важным разделом деятельности классного руководителя является координация воспитательной деятельности учителей. Классный руководитель должен координировать и направлять воспитательную работу учителей своего класса. В Уставе школы записано, что в обязанности каждого учителя входит не только вооружение учащихся знаниями, но и формирование мировоззрения, развитие познавательных интересов и способностей. Задача классного руководителя – обеспечить тесное сотрудничество с учителями своего класса, добиться единства требований и педагогических воздействий. Время от времени классный руководитель встречается с учителями своего класса, обсуждает выполнение единых требований, качество знаний и состояние дисциплины. Активное общение учителей и классного руководителя помогает улучшить состояние учебно-воспитательной работы в классе.
     Следующий раздел деятельности классного руководителя – работа с родителями учащихся. Каждый учитель поддерживает контакт с родителями учащихся. Более тесная связь школы с семьёй осуществляется через классных руководителей. Они чаще общаются с родителями, информируют их об учебной работе и поведении детей, намечают пути совместной деятельности по их воспитанию.[1]
     Классный  руководитель по сравнению с другими  учителями выполняет дополнительно  очень важные функции по воспитанию учащихся.  Поэтому к нему предъявляются высокие педагогические требования, выполнение которых создаёт благоприятные условия для повышения качества его воспитательной деятельности. 
     Рассмотрим  некоторые из них, предложенные А.С. Макаренко:
     1. Высокий моральный авторитет
     Сила  воспитательного воздействия классного  руководителя на учащихся  во многом зависит от его морального авторитета. Личность воспитателя, его моральный  облик оказывают решающее влияние  на формирование сознания и на поведение школьников. Это влияние по своему значению ни с чем, ни сравнимо и ничем не заменимо.
     Воспитатель сам должен быть воспитан. Ему самому необходимо обладать высокими моральными качествами, которые он стремится  привить своим питомцам. Это бесспорное положение. Если классный руководитель будет требовать от своих учеников дисциплинированного поведения, а сам  будет нарушать порядок в школе, то его требования не достигнут цели. Если он будет призывать учеников к правдивости, честности, а сам будет проявлять нечестность, то его призыв не будет услышан.
     Моральный облик классного руководителя, его  волевые качества и положительные  качества – важнейшие предпосылки  повышения эффективности  воспитательного  воздействия. Авторитет завоёвывается, формируется в результате  упорного труда, примерного поведения, ответственного отношения к порученному делу.[7]
     2. Педагогическое мастерство
     Успех воспитательной деятельности классного  руководителя во многом зависит от его мастерства. Оно не приходит само собой, а является результатом упорной и повседневной работы воспитателей по повышению педагогической квалификации, по расширению политического и культурного кругозора.
     Педагогическое  мастерство предполагает основательное  знание своего предмета, понимание  закономерностей воспитания и обучения. Даже А.С. Макаренко  говорил: «Ребят увлекает в воспитателе уверенное  и чёткое знание, умение, золотые  руки, немногословие, постоянная готовность к работе».[7]
     Важный  показатель педагогического мастерства – это наличие умений и навыков  проведения воспитательной работы. От каждого учителя требуется умение организовать класс, сплотить его в  дружный коллектив, обеспечить контроль за поведением учащихся и помочь формированию у них нравственных черт личности. А.С.Макаренко считал, что «умение воспитывать – это всё-таки искусство, такое же искусство, как хорошо играть на скрипке или рояле, хорошо писать картины, быть хорошим фрезеровщиком или токарем».
     Важный  показатель педагогического мастерства – это поиск новых путей  подходов к детям, умение воздействовать на них. Эффективность воспитательного  воздействия на учащихся во многом зависит от установления правильного  контакта с классом. Дело это нелёгкое. Сразу найти общий язык и контакт с классом трудно. К тому же для этого  необходимо длительное время. В процессе работы неизбежны  конфликтные ситуации. Мастерство воспитателя состоит в том, чтобы вовремя подсказать учащимся правильную линию поведения, убедить  их, разбудить их мысль, поддержать и поверить в  их силы и возможности. [7]
     3. Широкий культурный кругозор
     Сложные функции и обязанности классного  руководителя требуют от него высокой  культуры, постоянного расширения  культурного кругозора. Без этого он не сможет удовлетворить разнообразные запросы и интересы учащихся.
     Подростки и юноши очень любопытны. Они  часто обращаются с вопросами  по поводу новой книги, нового кинофильма. Их интересует, что происходит в  нашей стране и за рубежом. Если классный руководитель удовлетворяет эти запросы, то его авторитет и влияние повышаются. Если же школьники не находят ответа на интересующий их вопрос, они теряют доверие и уважение к воспитателю.[7] 

 

3. Основные направления деятельности классного руководителя
    Создание для условий для раскрытия потенциальных талантов каждого ребенка, для их максимального развития, для нормальных умственных, духовных и физических совершенствований.
    Отсюда  основными задачами классный руководитель, по мнению, Л.И. Маленковой, может считать следующее:
      Изучение личности воспитуемого, его склонностей, интересов, сфер дарований, особенностей характера с целью оказания ему помощи в саморазвитии, самоопределения и самореализации.
      Осуществление непосредственного наблюдения за индивидуальным развитием каждого обучаемого и необходимая педагогическая корректировка в системе воспитания.
      Создание оптимальных условий для формирования каждой личности, способная свободному и полному раскрытию всех его способностей.
      Создание классного коллектива как воспитательной среды, обеспечивающая социализацию каждого ребенка.
      Организация для всех видов индивидуальной группы и коллективной деятельности вовлекающих учащихся в общественно – ценностные отношения.
      Обеспечение соблюдения прав и свободы учащихся, охраны их жизни, здоровья и безопасности в перерывах образовательного процесса.
      Координация усилий всех взрослых и педагогов, влияющих на становление личности воспитанников.
      Вовлечение учащихся в систему внеурочной и внеклассной деятельности, в систему дополнительного образования в школу и вне нее.[3]
 
 

    4. Основные функции и заботы классного руководителя
     Содержание  деятельности классного руководителя определяется его функциями как  руководителя педагогического процесса в определённой группе учащихся.
     В соответствии с концепцией академика Р.Х. Шакурова в управлении можно выделить три уровня функций.
     К первому относятся педагогические и социально гуманитарные функции, отнесённые Р.Х. Шакуровым к группе целевых. Эти функции направлены на создание условий для социального развития учащихся, ориентированы на помощь ребенку, как в решении его актуальных  личностных проблем, так и в подготовке к самостоятельной жизни. Среди них необходимо выделить две, определяющие основное содержание деятельности классного руководителя:
     - воспитание учащихся
     - социальная защита  ребёнка от неблагоприятных  воздействий окружающей  социальной среды
     Среди социально - психологических функции  необходимо выделить организаторскую функцию. Главное назначение этой функции – поддержка положительной детской инициативы, т.е. акцент, делается не столько на  организацию учащихся классным руководителем, сколько на помощь им в самоорганизации. Классный руководитель организует познавательную, трудовую, разнообразную эстетическую деятельность школьников, а также их свободное общение, являющееся частью досуга.[2]
     Важной  представляется реализация функции  сплочения коллектива, выступающая не как самоцель, а как способ достижения поставленных перед классом целей. Одной из задач классного руководителя является развитие ученического самоуправления.
     Третья  группа функции выражает требования, вытекающие из логики деятельности самого субъекта управления и организации  деятельности учащихся вообще. К ней  относятся следующие функции: диагностическая, целеполагание, планирование, контроля и коррекции.
     Реализация  диагностической функции предполагает выявление классным руководителем исходного уровня и постоянное отслеживание изменений в воспитанности учащихся. Она направлена на исследование и анализ личности и индивидуальности ребёнка, на поиски причин неэффективности результатов и на характеристику целостного педагогического процесса. [2]
     Реализуя  диагностическую функцию, классный руководитель может преследовать двоякую  цель:  во-первых, определять результативность своей деятельности; во-вторых, диагностика из инструмента исследования может превратиться в инструмент формирования личности и развития индивидуальности ребёнка.
     Функцию целеполагания можно рассматривать как совместную с учащимися выработку целей воспитательной деятельности. Доля участия классного руководителя в этом процессе зависит от возраста школьников и уровня сформированности классного коллектива.
    Цели  воспитательного процесса  определяют задачи управления процесса определяют задачи управления процессом развития личности ребёнка. Их можно разделить на общие и частные. Общие конкретизируются в соответствии с основными сферами социальных отношений, в которые включается ребёнок. Практические цели трансформируются в цели организации деятельности учащихся, т.е. в частные. [2]
    Логика  целеполагания отражается в процессе планирования деятельности классного руководителя.
    Планирование – это помощь классного руководителя самому себе и коллективу класса рациональной организации деятельности. Назначение плана – упорядоченье педагогической деятельности , обеспечение выполнения таких требований к педагогическому процессу, как планомерность и систематичность, управляемость и преемственность результатов.
    Основная  цель функции контроля и коррекции в деятельности классного руководителя – это обеспечение постоянного совершенствования воспитательного процесса.
    Реализация  функции контроля предполагает выявление, с одной стороны, положительных  результатов, а с другой – причин недостатков и возникающих в  процессе воспитания проблем. На основе анализа результатов контроля осуществляется коррекция работы классного руководителя как с классом в целом, так и с конкретной группой учащихся или отдельным учеником. Контроль работы классного руководителя – это не столько контроль со стороны администрации школы, сколько самоконтроль.
    Коррекция – это всегда совместная деятельность классного руководителя и коллектива класса в целом, группы или отдельных  учеников. Три выше перечисленные  функции определяют содержание деятельности классного руководителя. [2]      
      5. Основные заботы классного руководителя
      В деятельности классного руководителя, как организатора воспитательного процесса школы, А.С. Макаренко, выделяет пять основных «забот» по организации воспитывающей среды:
      1) создание и развитие ученического коллектива;
      2) организация взаимодействия педагогов,  входящих в малый педагогический  коллектив, работающий с классом; 
      3) взаимодействие с внеклассными  и внешкольными учебно-воспитательными  заведениями и объединениями; 
      4) взаимодействие с родителями учащихся;
      5) создание воспитывающей предметной  среды, которая позволяет педагогический  целесообразно оснастить воспитательный  процесс.
      В общении с людьми растущий человек  приобретает научные и житейские  знания, осваивает навыки и умения в разнообразных видах деятельности, научается понимать окружающих людей и строить нормальные с ними отношения, вырабатывает критерии оценки жизненных явлений, формирует у себя систему ценностных ориентаций с позиций истины, добра и красоты. И, наконец, только в общении с людьми возможна самореализация человека.[3]
      1. «Забота» классного  руководителя - Столь богатые возможности человеческого сообщества для развития личности растущего человека подводят в воспитательном процессе школы необходимо отыскать ту форму сообщества сверстников, которая бы наилучшим образом могла решать задачи воспитательные, т.е. стимулировать развитие личности школьника. Таким содружеством мы считаем ученический коллектив.
      2. «Забота» классного  руководителя – взаимодействие с малым педагогическим коллективом. Необходимость этой «заботы» диктуется задачей выработки единой стратегии и тактики воспитательного процесса, осуществляемого всеми педагогами, работающими с классом; определения стиля и тона отношений с детьми, разработкой той меры содержания воспитательного воздействия, которую вносит каждый учитель в развитие коллектива и отдельных учащихся… Формы такого взаимодействия в современной школе многообразны.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.