На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Иновационное развите предприятия

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.06.13. Сдан: 2011. Страниц: 32. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 

        СОДЕРЖАНИЕ 

       Стр.
ВВЕДЕНИЕ 3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИЙ

6

      Основные понятия главы
6
      Виды инноваций
9
      Инновационные процессы и их классификация
10
      Правовое регулирование инновационной деятельности в России
14

ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ

17

2.1     Понятие инновационных стратегий 17
2.2     Особенности инновационных стратегий 18
2.3     Специфика российских инновационных стратегий 19
2.4 Государственная  поддержка инновационной деятельности  в Российской Федерации 24
ГЛАВА 3. РЕЗУЛЬТАТЫ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ В УСЛОВИХ РЫНКА 29
3.1     Характеристика результатов инновационной деятельности 29
3.2     Оценка эффективности инноваций 32
ГЛАВА 4. ОПЫТ ЭФФЕКТИВНОЙ ИННОВАЦИОННОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ИНЖИНИРИНГОВОЙ КОМПАНИИ В ХИМИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ 36
ЗАКЛЮЧЕНИЕ 41
СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ 44
 
 
 
 
 
       ВВЕДЕНИЕ
       В основе качественных сдвигов, происходящих в современной экономике, лежит  инновационная составляющая развития производства. Функционирование инновационных  предприятий в условиях рынка  требует совершенствования их финансово-экономической  работы. Необходимость инновационного развития производства предъявляет  новые требования к содержанию, организации, формам и методам финансовой деятельности. Она диктует необходимость активного  применения экономических методов  управления и стимулирующего воздействия  финансов на ускорение создания и  внедрения инновационной продукции  путем рационального использования  финансовых ресурсов.
       Результаты  инновационной деятельности, как  и сам процесс их достижения, носят в известной мере неопределенный характер. Степень неопределенности зависит от вида исследований, и вероятность их совпадения с достигнутыми результатами возрастает по мере перехода от теоретических исследований к поисковым и прикладным, а от них - к опытно-конструкторским разработкам и внедрению.
       Инновационная деятельность представляет собой особый, самостоятельный вид деятельности, который порождает относительно самостоятельный, специфический круг финансово-экономических отношений, закономерности которых необходимо учитывать при совершенствовании  системы финансирования, регулирования  и стимулирования создания инновационной  продукции.
       Необходимость совершенствования механизма финансирования, регулирования и стимулирования инновационной деятельности и развития финансовых отношений в научно-технической  сфере должна быть основана на повышении  эффективности научно-технических  разработок, а также на сокращении срока отдачи денежных средств, направленных в инновационную деятельность. Производство исследований и разработок должно осуществляться в соответствии со спросом на них  в обществе, а процесс расходования финансовых ресурсов на инновационную  деятельность ориентирован на самоокупаемость  инновационных и производственных затрат.
       Анализ  существующей на сегодняшний день системы  финансирования, стимулирования и регулирования  инновационной деятельности предприятий  показывает, что не до конца отработан  механизм всесторонней поддержки в  сфере инновационного предпринимательства. К основным его недостаткам относятся:
    неполная проработка проблем и изучение противоречий в сфере инновационной политики государства;
    слабая изученность принципиально новых форм финансовых отношений, возникающих в сфере научно-технической деятельности;
    недостаточно отработанная научно-методическая база формирования и использования доходов инновационных предприятий;
    недооценка товарных свойств научной продукции и слабая изученность ее рынка;
    несистемная научная проработка вопросов использования элементов коммерческой деятельности в сфере инновационной деятельности предприятий;
    не в полной мере исследованные проблемы формирования финансовых ресурсов инновационных предприятий.
       Исследование  состояния инновационной деятельности в России позволило выявить ряд  тенденций. Во-первых, низка инновационная  активность организаций и предприятий, что обусловлено отсутствием  целенаправленного финансового  механизма стимулирования и поддержки  инновационных процессов на всех уровнях. Во-вторых, недостаточно разработана  методическая основа исследования инновационных  процессов, а структурная перестройка  российской экономики сместила акценты  и приоритеты разработки и внедрения  нововведений, что предопределяет применение соответствующих методов воздействия, направленных на их создание. В-третьих, общая ограниченность ресурсной  базы требует инновационного развития производства, которое, в свою очередь, должно основываться на применении инновационных  технологий. В-четвертых, отсутствует  целенаправленное государственное  воздействие на инновационные процессы. Выходом из такой ситуации является совершенствование методологической основы финансирования, стимулирования и регулирования инновационной  деятельности предприятий.
       Актуальность  проблемы также определяется приоритетной задачей перехода на инновационный  тип развития в условиях существенной ограниченности финансовых ресурсов, выделяемых на эти цели (дефицитностью  бюджетного финансирования, развитием  инфляционных процессов). Это влечет за собой изменение состава заказчиков и инвесторов, профиля выполняемых  научных исследований и разработок. Отсюда вытекает объективная необходимость  поиска и формирования нового финансового  механизма, направленного на стимулирование усиления взаимосвязей между инновационной  и коммерческой деятельностью.
       Таким образом, цель данной работы - дать представление об инновационной деятельности предприятий и применения ее на практике. А основные задачи - понять сущность инноваций, выявить виды инноваций, а также рассмотреть влияние инновационной деятельности на развитие предприятия.
       Объектом  работы является предприятие, как хозяйствующий субъект, а предметом-инновационная деятельность.
       При изучении инновационной деятельности предприятия использовались сравнительный  анализ и метод сбора данных.

       ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ИННОВАЦИЙ

      Основные  понятия главы
 
       Инновация означает нововведение как результат  практического или научно-технического освоения новшества. В современной  концепции инноватики принято различать нововведения-продукты, нововведения-процессы производственно-технологические, модификации продуктов и услуг. Практическим освоением новшеств в нововведениях является реализация коммерческой идеи по удовлетворению спроса на конкретные виды продукции, технологий, услуг как товаров. Наличие спроса свидетельствует об их конкурентоспособности, то есть общественном признании, что является важным результатом инновационной деятельности. При этом помимо влияния комбинаций факторов производства, необходимо в современных условиях учитывать новый фактор, определяемый тем, что наука стала теоретической основой материального производства.
       Непосредственно нововведения-продукты считаются первичными. Само по себе появление неординарных нововведений-продуктов означает фазу зарождения нового технологического уклада. Однако его медленное развитие на начальном отрезке времени объясняется  монопольным положением отдельных  фирм и компаний (активная монополия) под защитой патентов и действия коммерческой тайны. В фазе доминирования  нового технологического уклада наблюдается  распространение нововведений-процессов, когда происходит переливание капиталов  в новый уклад общественного  производства. Модификация выпускаемой  продукции вызывается конъюнктурными изменениями на рынке товаров [4, c. 68-69].
       Новация. При обновлении ассортимента продукции, средств производства и услуг используются научно-технические, технологические, организационно-экономические и управленческие новации (новшества). Под новшеством следует понимать новое явление, открытие, новое теоретическое знание, новый метод, изобретение, коммерциализацию нововведений, включая маркетинг.
       Истоки  совершающихся открытий и накопления потенциала теоретических знаний находятся  в окружающем материальном мире. Открытия и новые теоретические знания являются результатом проведения фундаментальных  научных исследований, которые подразделяются на фундаментальные теоретические  исследования (ФТИ) и поисковые НИР.
       Изобретение. Изобретением считается новое, обладающее существенными отличиями техническое решение задачи, которое дает положительный эффект, улучшает качество продукции, облегчает условия труда и обеспечивает его безопасность.
       Жизненный цикл продукции. Жизненный цикл продукции состоит из четырех фаз. На первой фазе проводятся исследования и разработки по созданию нововведения-продукта. Заканчивается фаза передачей отработанной технической документации в производство. На второй фазе осуществляется технологическое освоение масштабного производства новой продукции. При этом объемы производства должны выйти на уровень, обеспечивающий безубыточность работы. Особенностью третьей фазы является стабилизация объемов производимой продукции. На четвертой фазе происходит постепенное снижение объемов производства [4, C. 68].
       Жизненный цикл технологии. Жизненный цикл технологии производства также складывается из четырех фаз. Первая связана с зарождением нововведений-процессов в недрах предыдущего технологического уклада. Интенсивно проводятся НИР технологического профиля по нововведениям-продуктам. На второй фазе преследуются цели освоения нововведений-процессов. На третьей фазе новая технология производства распространяется и тиражируется с многократным повторением на других объектах. Четвертая фаза включает освоение нововведений-процессов в стабильных, постоянно функционирующих элементах объектов.
       Жизненный цикл товара. Начало жизненного цикла товара, который имеет четыре фазы, приходится на выпуск и поступление на рынок первых промышленных серий продукции. Заполнение товаром свободной рыночной ниши означает наступление первой фазы его жизненного цикла, которую принято называть внедрением. Последующие три фазы, связанные с ростом, замедлением роста и спадом объемов продаж товара, определяются маркетингом, который учитывает рыночную конъюнктуру, зависимость спроса от цены и качества товара. Такого рода информация дает возможность принимать решения о расширении или сокращении выпуска продукции, ее модификации, что неизбежно отражается на длительности той или иной фазы жизненного цикла товара.
       Технологический уклад характеризуется единым техническим уровнем составляющих его производств, связанных вертикальными и горизонтальными потоками качественно однородных ресурсов, опирающихся на общие ресурсы квалифицированной рабочей силы и общий научно-технический потенциал.
       В современной теории инноватики чередование деловых циклов принято связывать со сменой технологических укладов в общественном производстве. Понятие «уклад» означает обустройство, установившийся порядок организации чего-либо.
       Жизненный цикл технологического уклада имеет  три фазы развития и определяется периодом в 100 лет. Первая фаза приходится на его зарождение и становление  в экономике предшествующего  технологического уклада. Вторая фаза связана со структурной перестройкой экономики на базе новой технологии производства и соответствует периоду  доминирования нового технологического уклада примерно в течение 50 лет. Третья фаза приходится на отмирание устаревающего  технологического уклада. При этом период доминирования нового технологического уклада характеризуется наиболее крупным  всплеском в его развитии.
       Равновесное распространение нововведений-процессов  в деловых циклах научно-технической, производственной и организационно-экономической  деятельности, включая сферу оказания услуг, принято называть диффузией  инноваций. 

       
      Виды инноваций
 
       Для успешного управления инновационной  деятельностью необходимо тщательное изучение инноваций. Прежде всего, необходимо отличать инновации от несущественных видоизменений в продуктах и технологических процессах (например, эстетические изменения – цвета, формы и т. п.); незначительных технических или внешних изменений в продуктах, оставляющих неизменными конструктивное исполнение и не оказывающих достаточно заметного влияния на параметры, свойства, стоимость изделия, а также входящих в него материалов и компонентов; от расширения номенклатуры продукции за счет освоения производства не выпускавшихся прежде на данном предприятии, но уже известных на рынке продуктов, с целью удовлетворения текущего спроса и увеличения доходов предприятия. Новизна инноваций оценивается по технологическим параметрам, а также с рыночных позиций. С учетом этого строится классификация инноваций.
       В зависимости от технологических параметров  инновации подразделяются на[5, c. 237-238]:
    продуктовые инновации, они включают применение новых материалов, новых полуфабрикатов и комплектующих; получение принципиально новых продуктов.
    процессные инновации означают новые методы организации производства (новые технологии). Процессные инновации могут быть связаны с созданием новых организационных структур в составе предприятия (фирмы).
       По  типу   новизны   для   рынка инновации делятся на [5, C. 238]:
    новые для отрасли в мире;
    новые для отрасли в стране;
    новые для данного предприятия (группы предприятий).
       По  месту в системе (на предприятии, в фирме) можно выделить [5, c. 238-239]:
    инновации на входе предприятия (изменения в выборе и использовании сырья, материалов, машин и оборудования, информации и др.);
    инновации на выходе предприятия (изделия, услуги, технологии, информация и др.);
    инновации системной структуры предприятия (управленческой, производственной, технологической).
       В зависимости от глубины  вносимых изменений выделяют инновации:
    радикальные (базовые);
    улучшающие;
    модификационные (частные).
       В Научно-исследовательском институте  системных исследований (РНИИСИ) разработана расширенная классификация инноваций с учетом сфер деятельности предприятия [5, c. 239-240]. По этому признаку выделяются инновации:
    технологические;
    производственные;
    экономические;
    торговые;
    социальные;
    в области управления.
 
       
      Инновационные процессы и их классификация
 
       Инновационный процесс, обобщающий результаты инновационной деятельности, наиболее полно раскрывается этапами его организации, которые установлены в соответствии с основными стадиями эволюции научного знания в цикле работ «исследования – разработки – производство». Последовательно сменяющиеся этапы инновационного процесса предусматривают как зарождение и обоснование идеи нового метода удовлетворения общественных потребностей, так и создание, распространение, использование на практике конкретного продукта, технологии, услуги.
       Непосредственно инновационный процесс начинается с этапа проведения поисковых  НИР. Все поисковые НИР проводятся как в академических учреждениях, так и в крупных научно-технических  организациях промышленности персоналом высокой научной квалификации. Основными  источниками финансирования поисковых  НИР являются средства государственного бюджета, выделяемые на безвозвратной  основе. Это обусловлено тем, что  законченное решение научно-технической  проблемы по результатам поисковых  НИР характеризуется достижением  важных качественных показателей.
       На  втором этапе инновационного процесса выполняются прикладные НИР. Для потенциальных инвесторов финансирование прикладных НИР связано с наличием экономического риска, что обусловлено высокой вероятностью получения отрицательных результатов. Поэтому инвестиции на эти цели принято называть рискоинвестициями. Проведением прикладных НИР занимаются научно-технические организации промышленности и кафедры вузов по различным направлениям тематики исследований и разработок.
       На  третьем этапе инновационного процесса выполняются ОКР. Из анализа тенденций  в распределении затрат по укрупненным  стадиям ОКР можно сделать  вывод об экономической целесообразности их финансирования не на весь цикл работ  по этапу, раздельно по наиболее существенным результатам.
       На  четвертом этапе осуществляется процесс коммерциализации нововведения-продукта от запуска в производство, до выхода на рынок в качестве товара. При  запуске в производство требуются  крупные инвестиции в реконструкцию  производственных мощностей, затраты  на подготовку персонала, рекламную  деятельность и т. д. На этом этапе инновационного процесса реакция рынка на новый товар еще неизвестна и инвестиции продолжают носить рисковый характер.
       Фактическая результативность научно-технической  деятельности конкретной организации  определяется по формуле [11, C. 112]:
       

       r — коэффициент фактической результативности научно-технической деятельности организации;
          — суммарные затраты по законченным работам, принятым (рекомендованным) для освоения в серийном производстве;
       Н1  — затраты по переходящим (незавершенным) работам на начало анализируемого периода времени;
       Н2   затраты по переходящим (незавершенным) работам на конец анализируемого периода времени;
       N — число лет анализируемого  периода времени;
       Qi — рискоинвестиции за i-и год.
       В случае, когда Н2=0, снижается не только уровень результативности научно-технической деятельности конкретной организации, но и складывается ситуация, при которой разработка образцов новой продукции может существенно замедлиться. Замедление произойдет из-за отсутствия задела переходящих (незавершенных) работ на новый период времени, когда эта организация будет вынуждена проводить исследования и разработки практически с нуля.
       Следовательно, для обеспечения достигнутого уровня результативности научно-технической  деятельности организаций промышленности необходимо, чтобы величина Н2 была не ниже, чем Н1 Увеличение шансов инвесторов на более эффективное использование рискоинвестиций в создание конкурентоспособной продукции обнаружится в случаях, когда Н21.
       Инновационная деятельность включает в себя не только инновационный процесс эволюционного  преобразования научного знания в новые  виды продуктов, технологий и услуг, но и маркетинговые исследования рынков сбыта товаров, их потребительских свойств, конкурентной среды, а также комплекс технологических, управленческих и организационно-экономических мероприятий, которые в своей совокупности приводят к инновациям, новому подходу к информационным, консалтинговым, социальным и другим видам услуг.
       Инновационная деятельность носит альтернативный характер. Она может осуществляться не только на любом из этапов инновационного процесса, но и вне его в процессе приобретения патентов, лицензий, раскрытия  ноу-хау, полезных идей. Кроме того, в сферу инновационной деятельности включается модификация продуктов, пользующихся спросом на товарном рынке, путем доработки конструкций  и применения новых технологических  процессов с целью улучшения  эксплуатационных параметров, снижения себестоимости изготовления, получения  дополнительной прибыли.
       Инновационная деятельность в сфере технологической  подготовки производства направлена на обновление оборудования, приборов и  оснастки, освоение новых способов повышения качества продукции, организации  и планирования производственных процессов. Механическая обработка предметов  труда последовательно на основе инновационной деятельности уступает место непрерывным физико-химическим процессам [15, C. 320].
       Технологические направления инновационной деятельности обеспечивают повышение эксплуатационных показателей новых изделий, снижают  затраты труда и материалов. При  этом каждая из технологических НИР на порядок ниже по затратам в сравнении со стоимостью ОКР и обеспечивает успех коммерциализации производимой и реализуемой продукции.
      Правовое регулирование инновационной деятельности в России
 
       Переходный  характер институционализации инновационной  деятельности в Российской Федерации  обусловливает отсутствие базового законодательного акта, регулирующего  инновационную деятельность обособленно, в отличие от научной и научно-технической  сферы, а также деятельности по созданию объектов и реализации прав интеллектуальной собственности. Именно поэтому широко распространенной является позиция, согласно которой правовой базой инновационных  процессов в Российской Федерации  является законодательство об интеллектуальной собственности.
       Общая законодательная база правового  регулирования инновационной деятельности включает [19]:
    Конституцию Российской Федерации;
    Гражданский кодекс РФ;
    Уголовный кодекс РФ (в части уголовной ответственности за нарушение прав интеллектуальной собственности);
    Федеральный закон от 23 августа 1996 г. № 127-ФЗ «О науке и государственной научно-технической политике»;
    Федеральный закон от 4 июля 1996 г. № 85-ФЗ «Об участии в международном информационном обмене»;
    Федеральный закон от 27 декабря 2002 г. № 184-ФЗ «О техническом регулировании»;
    Патентный закон от 23 сентября № 3517-1 (в ред. от 7 февраля 2003 г.)' Этот и нижеследующие в перечне законы действуют до вступления и силу 1 января 2008 г. IV части Гражданского кодекса Российской Федерации.;
    Закон РФ от 2 3 сентября № 35 20-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. от 24 декабря 2002 г.);
    - Закон РФ от 23 сентября 2002 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных»;
    Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 «О правовой охране топологий интегральных микросхем» (в ред. от 9 июля 2002 г.);
    Закон РФ от 6 августа 1993 г. № 5605-1 «О селекционных достижениях».
       Но  даже наличие этой законодательной  базы не снижает обоснованности вывода о том, что «важнейшая сфера реализации стратегически-инновационной функции государства остается практически вне специального государственного регулирования, что является тормозом инноваций, особенно базисных». Разрозненность общих законодательных актов и их неполнота обусловливают недостаточную комплексность специальных актов.
       Специальная законодательная база об инновациях включает следующие виды актов:
    документы декларативного характера (указы, концепции, законы, постановления, соглашения и др.);
    постановления и распоряжения, определяющие функции органов исполнительной власти и аппарата в части инновационной деятельности;
    программные документы, а также документы, определяющие облик и порядок формирования инфраструктуры поддержки, виды прямой поддержки инноваций, льготы и иные механизмы поддержки. Документы этой группы по своему содержанию охватывают такие аспекты, как программы развития и поддержки инноваций, формирование инфраструктуры поддержки инновационной деятельности;
    инструкции о порядке предоставления статистической отчетности и другие документы частного характера.
       Межгосударственное  правовое регулирование инноваций  в сфере предпринимательства  на пространстве бывшего СССР стало  формироваться после того, как  Российская Федерация в 1993-1995 гг. заключила  международные двусторонние соглашения о сотрудничестве в области охраны промышленной собственности с рядом  стран СНГ, выступила инициатором  создания Евразийской патентной  системы и ратифицировала Евразийскую  патентную конвенцию. К международным источникам правового регулирования инновационной деятельности, действие которых распространится на Российскую Федерации в связи с ее вступлением во Всемирную торговую организацию, относится Соглашение о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (Agreement on Trade-related Aspects of Intellectual Property Rights, ТРИПС), заключенное в г. Марракеш 15 апреля 1994 г. ТРИПС является первым многосторонним договором, регулирующим охрану и использование объектов интеллектуальной собственности с позиций интересов международной торговли [19].
       Общество  всегда нуждалось и нуждается  в регулировании экономических и социальных процессов, а также в воспроизводстве условий, обеспечивающих его материальную и духовную жизнь. Достигнув инновационной стадии своего развития, оно требует особого внимания к процессам регулирования инновационных экономических отношений.
       Инновация является элементом системы производственных отношений, который призван конституировать управление в инновационной экономике. В современных экономических системах отношения между людьми во многом определяются величиной инновационного потенциала, которым они обладают.

       ГЛАВА 2. ИННОВАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ

 
       2.1 Понятие инновационных стратегий 

       Инновационная стратегия – одно из средств достижения целей организации (корпорации, фирмы), отличающееся от других средств своей  новизной, прежде всего для данной организации и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей.
       Стратегии вообще и инновационные в частности  направлены на развитие и использование  потенциала организации и рассматриваются  как реакция на изменение внешней  среды. Поэтому многообразие инновационных  стратегий обусловливается составом компонентов внутренней среды предприятия. Инновационными стратегиями могут  быть: инновационная деятельность организации, направленная на получение новых  продуктов, технологий и услуг, применение новых методов в НИОКР, производстве, маркетинге и управлении; переход  к новым организационным структурам; применение новых видов ресурсов и новых подходов к использованию  традиционных ресурсов. Таким образом, относительно внутренней среды инновационные  стратегии подразделяются на несколько  крупных групп: продуктовые (портфельные, предпринимательские или бизнес-стратегии, направленные на создание и реализацию новых изделий, технологий и услуг); функциональные (научно-технические, производственные, маркетинговые, сервисные); ресурсные (финансовые, трудовые, информационные и материально-технические); организационно-управленческие (технологии, структуры, методы, системы управления). Это специальные инновационные стратегии [12, c. 203-205].
       Теория  и практика стратегического и  проектного управления выработала ряд  универсальных стратегий, получивших широкую известность. Такие стратегии  обычно называют базовыми или эталонными. Они направлены на развитие конкурентных преимуществ фирмы, в силу чего их называют также стратегиями развития или стратегиями роста фирмы.
       Базовые стратегии развития чаще всего делятся  на следующие группы:  
    стратегии интенсивного развития;
    стратегии интеграционного развития;
    стратегии диверсификации;
    стратегии сокращения.
       В каждой из этих групп имеются непосредственно  инновационные стратегии. Другие стратегии  имеют тот или иной инновационный  аспект. Базовые стратегии отражают общепринятые направления развития конкурентных преимуществ фирмы. Их используют в качестве типовых каталогов  при подборе альтернативных стратегий. 

       
      Особенности инновационных стратегий
 
       Инновационные стратегии создают особо сложные  условия для проектного, фирменного и корпоративного управления. К таким  условиям относятся [2, C. 115]:
    повышение уровня неопределенности результатов. К довольно сложному стратегическому управлению добавляются сложности, связанные с резким повышением уровня неопределенности результатов по срокам, затратам, качеству и эффективности, что заставляет развивать такую специфическую функцию, как управление инновационными рисками;
    повышение инвестиционных рисков проектов. Инвестиционные риски повышаются за счет новизны решаемых задач, т.е. добавления инновационной составляющей. К сложностям проектного управления добавляются трудности, вызываемые структурой портфеля инновационных проектов, в котором преобладают среднесрочные и особенно долгосрочные проекты. Требуется более сложная работа по привлечению инвестиций, так как приходится искать более рисковых инвесторов. Также требуется более гибкая согласованность инновационных и инвестиционных процессов. Другими словами, перед управляющей системой данной организации появляется качественно новый объект управления – инновационно-инвестиционный проект;
    усиление потока изменений в организации в связи с инновационной реструктуризацией. Реализация любой инновационной стратегией связана с неизбежностью перестройки предприятия или, как говорят, его реструктуризации, поскольку изменение состояния хотя бы одного элемента ведет к изменению состояния всех других элементов. Эти потоки стратегических изменений следует сочетать со стабильными текущими производственными процессами. Потоки инновационных стратегических изменений необходимо проводить также с учетом различных жизненных циклов изделий, технологий, спроса товаров, организации. Возникают задачи управления потоками инновационных стратегических изменений, т.е. применения принципов логистики;
    усиление противоречий в руководстве организации. Выбор и реализация инновационных стратегий неизбежно вызывает противоречие интересов и подходов к управлению у различных групп руководства и отдельных руководителей организации. Требуется обеспечить сочетание интересов и согласование решений стратегического, научно-технического, финансового и производственного менеджмента, а также маркетинговых решений.
 
       
      Специфика российских инновационных стратегий
 
       Силовая стратегия массового и стандартного производства
       Отечественные виоленты – это конечные производители сложной системной, наукоемкой продукции, имеющие масштабные и стабильные рынки сбыта. Самые важные недостатки наших виолентов в соревновании с западными фирмами – узкий производственный фокус и чрезмерное количество однопрофильных предприятий.
       Выпускающие современные универсальные  истребители-бомбардировщики  типа «Миг» и «Су» компании «МАПО» и  АВПК «Сухой» - наиболее яркие представители  отечественных виолентов. Их продукция на равных конкурирует на мировом  рынке с аналогичными изделиями американских и европейских  фирм.
       То же можно сказать о российских производителях вертолетов «Ми» и «Ка». На рынках космической техники и услуг выделяются крупные отечественные виоленты первого звена – РКК «Энергия», НПО им. Лавочкина ГКНПЦ им. М.В. Хруничева, научно-промышленный потенциал, которых естественным образом выдвигает их в число ведущих мировых компаний в производстве ракетоносителей, околоземных спутников и космических станций.
       Организациям  – виолентам присущи две зоны конкуренции: производство традиционной продукции и инновационная стратегия – производство новой продукции (Таблица №3). Виоленты должны ориентироваться на рынки массового спроса, на которые поставляется стандартизированная продукция. Большое значение для обеспечения конкурентных преимуществ имеет снижение  издержек за счет эффекта масштаба и посредством формирования спросовых  предпочтений потребителей благодаря рекламным кампаниям. Наконец, фирме-виоленту нужно иметь прочную репутацию в финансово-банковских кругах, позволяющую вести агрессивную инвестиционную политику (непрерывные вложения в НИОКР, покупка компаний-конкурентов и субподрядчиков и т.д.).
 
 
 
Таблица 1
       Типология конкурентных стратегий оборонных  компаний-виолентов
Зона  конкуренции
Конкурентные  стратегии Основной  эффект   в конкурентной  борьбе
Способ  конкуренции Метод реализации  способа конкуренции
Производство  традиционной продукции Экономия на издержках Горизонтальная  интеграция Реализация  положительного эффекта масштаба
Инновационный подход: разработка 
новой продукции
Дифференциация  продукции и технологий Вертикальная  интеграция и диверсификация Реализация  синерги-ческого эффекта в результате объеди-нения технологических потенциалов разных фирм
 
       Стратегия диверсификации продукции и рыночных сегментов (ниш)
       Зона  сосредочения компаний-патиентов в оборонном комплексе России – это многочисленные предприятия, производящие готовые узлы и комплектующие для военных систем или вспомогательные управляющие устройства в области информатики, связи, навигации и т.д.
       Производственная  специфика данных отраслей предопределяет широкие возможности нишевой специализации производителей. Из трех факторов дифференциации продукта (качество, сервис, реклама) российские патиенты преуспевают только в первом. Именно обладание уникальными технологическими новинками при умелой коммерциализации позволяет оборонным компаниям занимать заметные конкурентные позиции на мировом рынке.
       Стратегия мелких фирм
       Коммутантная стратегия изначально неадекватна научно-производственному и маркетинговому потенциалу оборонных компаний, ибо они предназначены для работы на общенациональный и глобальный рынки. Им сложно приспособиться к локальным потребностям мелкого рынка. Готовность к быстрой смене деятельности у оборонных компаний не самая высокая, поскольку они отягощены крупными производственными фондами, солидными базовыми технологиями, весьма специализированной рабочей силой и т.д. Однако масштабные конверсионные преобразования на многих предприятиях оборонного комплекса и трансформация рынков под влиянием современного НТП открывают перед бывшими оборонщиками перспективы выживания именно на пути удовлетворения локального спроса. Например, рынок телефонной связи «проволочный» превращается в глобальный телекоммукационный. При этом определенные сегменты данного глобального рынка, например, рынок местной радиосвязи, могут с успехом осваиваться конверсионными предприятиями.
       Своеобразная  форма коммутантной рыночной стратегии возникает тогда, когда оборонные предприятия адаптируют импортные технологии к конкретным местным или отраслевым потребностям. Здесь локальный рынок является региональным или отраслевым сегментом глобального рынка высокотехнологической продукции и услуг [9, C. 32].
       Федеральный научный центр  ГосНИИАС в прежние годы, будучи элитным оборонным научно-исследовательским учреждением, разрабатывал системы авиационных вооружений, имея 100%-ный государственный оборонный заказ. В начале 90-х годов, он одним из первых начал конверсионную кампанию, которая завершилась относительно успешно (по крайней мере, в сравнении со многими другими научными организациями авиапромышленности). Теперь госзаказ составляет 20-25% полученных доходов, приблизительно столько же дают субподрядные работы по зарубежным контрактам и примерно 50% - различные конверсионные и диверсификационные проекты.
       Стратегический  ориентир в процессе конверсии руководство  Центра видит в  создании собственных  рыночных сегментов, а не в конкуренции  на уже поделенных рынках. Например, вступая  на рынок бортовой электроники, компания осознавала  его  сверхконкурентный характер, особенно в условиях глобализации российской экономики. Поэтому фирма выбрала себе узкую незанятую нишу: интеграция авионики американской компании Collins на отечественные пассажирские лайнеры «Ту-204» и «Ил-96».
       Таким образом, ГосНИИАС за относительно короткий срок (5-7 лет) испытал резкий поворот своей конкурентной стратегии. Из компании-виолента, действующей в области авиационных вооружений, он превратился в диверсифицированного коммутанта, играющего на глобальном рынке связующую роль. Предоставляя свои наукоемкие и уникальные в некотором роде технологические услуги, фирма соединяет усилия западных и отечественных виолентов авиационного рынка.
       Комбинация  стратегий
       Российским  инновационным организациям приходится проявлять большую активность на рынке, используя весь набор стратегий. По своей основной тематике они в  основном патиенты, так как занимают узкоспециализированную нишу и не в состоянии массово тиражировать свои новые продукты в силу ограниченного спроса. По своим многочисленным уникальным разработкам они эксплеренты, так как в состоянии довести свои новинки лишь до стадии опытного и мелкосерийного изготовления. В силу того, что для выживания приходится заниматься удовлетворением локальных региональных или муниципальных потребностей, а также оказанием различного рода услуг, оборонные организации осуществляют стратегию коммутантов [9, C. 23].
 
       Известное НПО «Машиностроение» - государственное  унитарное предприятие, расположенное в  подмосковном городе Реутово, гордится тем, что не стало разбрасываться на сомнительные конверсионные затеи и сохранило передовые позиции в космической индустрии.
       Во  главу угла своей  стратегии фирма  ставит производство уникальной наукоемкой продукции ее традиционного  профиля. Проект космической  станции «Алмаз-1Бис», чрезвычайно наукоемкой системы, продолжает разрабатываться  благодаря перераспределению  доходов от других видов деятельности – гражданских  разработок, осуществляемых в результате конверсии  коренных военных  разработок, осуществляемых в результате конверсии  коренных военных  технологий (например, на устройство для  очистки воды имеется  огромный спрос, в  том числе и  в зарубежных странах).
       Фирма в состоянии продуцировать  новейшие технологические  разработки, может  организовать их опытное  изготовление, но и  запустить их в  серийное производство не в состоянии. Это  совершенно естественная стратегия поведения  для компании-патиента, чей узкоспециализированный профиль заключается в производстве уникальных космических спутников.
       Само  НПО «Машиностроение» не в состоянии  стать виолентом, но оно вынуждено использовать комбинацию патиентных (на космическом рынке), эксплерентных (на рынке очистных устройств и других разработок) и коммутантных (в строительстве) стратегий.
 
       
      Государственная поддержка инновационной деятельности в РФ.
 
       Государственная инновационная политика – это  составная часть социально-экономической  политики, которая выражает отношение  государства к инновационной  деятельности, определяет цели, направления, формы деятельности органов государственной  власти РФ в области науки, техники  и реализации достижений науки и  техники.
       Основными целями государственной политики в области инноваций РФ являются:
    создание экономических, правовых и организационных условий для инновационной деятельности;
    повышение эффективности производства и конкурентоспособности продукции отечественных производителей на основе создания и распространения базисных и улучшающих инноваций;
    и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.