На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


Реферат/Курсовая Различие женского и мужского мышлений

Информация:

Тип работы: Реферат/Курсовая. Добавлен: 06.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 22. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Содержание: 

          
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

I. Введение.

 
Способность мыслить одна из духовных способностей человека, которая на протяжении многих столетий была предметом пристального внимания ученых и которая месте с тем до сих пор является труднейшим и загадочным предметом науки.
Даже в самые древние времена люди осознавали то, что женское и мужское мышление существенно различаются, подтверждением этому факту существует такое явление, как раздельное обучение, т.е. школы, обучающие только юношей или девушек. Даже на сегодняшний день во многих городах и странах практикуют такие методики обучения.
Часто мы слышим фразу: «Мужчины с Марса, женщины с Венеры». Действительно ли представители противоположных полов мыслят иначе?
В своей работе я попытаюсь дать ответ на этот вопрос, анализируя работу мозга, сходства и различия мышления мужчины и женщины.
Мне кажется, что эта тема будет актуальна и, кроме того, возможно, если мы мыслим по-разному, это поможет нам лучше понимать друг друга.
Цель моей работы найти различия мужского и женского мышления. Для достижения данной цели я изучила последние материалы по исследованию мышления. В работе использовались различные информационные источники. Так же, я провела исследование среди учеников нашей гимназии.
 

 

II. Основная  часть.

1.Понятие «мышление».

 
В целях рассмотрения данной проблематики, следует, как 
минимум, рассмотреть понятие «мышления», изучить его начала, формы проявления, его существование. 
Мышление— термин, не имеющий однозначного общепризнанного определения. 
С точки зрения психологии: 
Мышление — совокупность умственных процессов, лежащих в основе познания; к мышлению именно относят активную сторону познания: внимание, восприятие, процесс ассоциаций, образование понятий и суждений. В более тесном логическом смысле мышление заключает в себе лишь образование суждений и умозаключений путём анализа и синтеза понятий. 
Мышление — опосредованное и обобщённое отражение действительности, вид умственной деятельности, заключающейся в познании сущности вещей и явлений, закономерных связей и отношений между ними. 
Мышление (психология) (одна из психических функций) — психический процесс отражения и познания существенных связей и отношений предметов и явлений объективного мира. 
Мышление играет поистине огромную роль в познании. Мышление расширяет границы познания, дает возможность выйти за пределы непосредственного опыта ощущений и восприятия. Мышление дает возможность знать и судить о том, что человек непосредственно не наблюдает, не воспринимает. Оно позволяет предвидеть наступление таких явлений, которые в данный момент не существуют (рассчитывать заранее затмения Солнца и Луны, орбиты космических кораблей, предвидеть ход общественно-исторического процесса и т. д.). 
Мышление перерабатывает информацию, которая содержится в ощущениях и восприятии, а результаты мыслительной работы. Проверяются и применяются на практике.  
Познавательная деятельность начинается с ощущений и восприятий. Любое, даже наиболее развитое, мышление всегда сохраняет связь с чувственным познанием, т.е. с ощущениями, восприятиями и представлениями. Весь свой материал мыслительная деятельность получает только из одного источника – из чувственного познания. Через ощущения и восприятия мышление непосредственно связано с внешним миром и является его отражением. Адекватность этого отражения непрерывно проверяется в процессе преобразования природы и общества.
 
 
 
 
 
 

2.Виды мышления.

 
Рассмотрим основные виды мышления.
1) Наглядно-действенное – вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов, реальное преобразование в процессе действий с предметами.
2) Наглядно-образное – вид мышления, характеризующийся опорой на представления и образы; функции образного мышления связаны с представлением ситуаций и изменений в них, которые человек хочет получить в результате своей деятельности, преобразующей ситуацию. Очень важная особенность образного мышления – становление непривычных, невероятных сочетаний предметов и их свойств. В отличие от наглядно-действенного мышления при наглядно-образном мышлении ситуация преобразуется лишь в плане образа.
3) Словесно-логическое – вид мышления, осуществляемый при помощи логических операций с понятиями.
Различают теоретическое и практическое, интуитивное  и аналитическое, реалистическое и  аутистическое, продуктивное и репродуктивное мышление.
Теоретическое и практическое мышление различают  по типу решаемых задач и вытекающих отсюда структурных и динамических особенностей. Теоретическое мышление – это познание законов, правил. Основная задача практического мышления – подготовка физического преобразования действительности:
постановка цели
создание плана, проекта, схемы.
Теоретическое мышление иногда сравнивают с мышлением эмпирическим. Здесь используется следующий критерий: характер обобщений, с которыми имеет дело мышление; в одном случае это научные понятия, а в другом – житейские, ситуационные обобщения.
Проводится  также различие между интуитивным и аналитическим (логическим) мышлением. Обычно используются три признака:
временной (время протекания процесса)
структурный (членение на этапы)
уровень протекания (осознанность или неосознанность).
Аналитическое мышление развернутого времени имеет четко выраженные этапы, в значительной степени представлено в сознании самого мыслящего человека. Интуитивное мышление характеризуется быстротой протекания, отсутствием четко выраженных этапов, является минимально осознанным.
Реалистическое  мышление направлено в основном на внешний мир, регулируется логическими законами, а аутистическое связано с реализацией желаний человека (кто из нас не выдавал желаемое за действительно существующее). Иногда используется термин "эгоцентрическое мышление", оно характеризуется, прежде всего, невозможностью принять точку зрения другого человека.
Важным  является различение продуктивного  и репродуктивного мышления, основанного  на "степени новизны получаемого  в процессе мыслительной деятельности продукта по отношению к занятиям субъекта".
Необходимо  также отличать непроизвольные мыслительные процессы от произвольных: непроизвольные трансформации образов сновидения и целенаправленное решение мыслительных задач.
По С.Л.Рубинштейну, всякий мыслительный процесс является актом, направленным на разрешение определенной задачи, постановка которой включает в себя цель и условия. Мышление начинается с проблемной ситуации, потребности понять. При этом решение задачи является естественным завершением мыслительного процесса, а прекращение его при недостигнутой цели будет воспринято субъектом как срыв или неудача. С динамикой мыслительного процесса связано эмоциональное самочувствие субъекта, напряженное в начале и удовлетворенное в конце.
Начальной фазой мыслительного процесса является осознание проблемной ситуации. Сама постановка проблемы является актом мышления, часто это требует большой мыслительной работы. 2

3. Мотивация мышления.

 
Изучая мышление, как и любой другой психический процесс, психологическая наука учитывает и в тои или иной степени специально исследует, какие именно потребности и мотивы заставили данного человека включиться в познавательную деятельность при каких конкретных обстоятельствах у него возникла потребность в анализе, синтезе и т.д. (противоположность психологии формальная логика абстрагируется не только от взаимоотношений мышления с чувственным познанием, но и от взаимосвязей мыслительной деятельности с потребностями, мотивами, эмоциями). Мыслит, думает не само по себе «чистое» мышление, не сам по себе мыслительный процесс как токовой, а человек, индивид, личность, обладающее определёнными способностями, чувствами и потребностями. Не разрывая связь мыслительной деятельности с потребностями, отчётливо обнаруживает тот важнейший факт, что всякое мышление – это всегда мышление личности во всём богатстве и её взаимоотношение с природой, обществом, с другими людьми.
Исследуемые в психологии мотивы мышления бывают двух видов: 1) специфически познавательное и 2) не специфические. В первом случае побудителями и движущими силами в мыслительной деятельности служат интересы и мотивы, в которых проявляется познавательные потребности 
(любознательность и т.д.). Во втором случае мышление начинается под влиянием более или менее внешних причин, а не в чисто познавательных интересах. Например, школьник может начать готовить уроки, решать задачу, думать над ней не из желания узнать и открыть для себя что-то новое, а лишь потому, что он боится отстать от товарищей, и т.д. Но какой бы не была исходной мотивация мышления, по мере его осуществления начинает действовать и собственно познавательные мотивы. Часто бывает так, что ученик садится учить уроки лишь по принуждению взрослых, но в процессе учебной работы у него возникают и чисто познавательные интересы к тому, что он делает, читает, решает.

Таким образом, человек начинает мыслить под влиянием тех или иных потребностей и в ходе его мыслительной деятельности возникают и развиваются всё более глубокие и сильные познавательные потребности.

4. Процесс мышления.

 
Мыслительный процесс в самой общей форме можно представить в виде цепочки: восприятие информации - ее осознание - познание и оценка воспринятого - принятие решения - выполнение (или невыполнение) решения относительно воспринятого и его контроль - сохранение в памяти воспринятого (с намерением к его воспроизведению).

Эффективность мыслительного процесса при поиске новых идей, если под ней понимать скорость нахождения и качество найденного решения, зависит от того, какая информация и как она воспринимается, каким  образом сохраняется, перерабатывается, обобщается, что выбирается для решения поставленной задачи и т. д. - то есть от того, в каких условиях, как подготовлен и протекает процесс мышления. И, разумеется, прежде всего от того, кто занимается этой работой. Не вызовет, вероятно, спора утверждение, что многое здесь определяется индивидуальными качествами отдельного индивида, его восприятием информации и особенностями мышления.
Под восприятием  информации автор понимает не только процесс отражения в мозге  человека предметов и явлений объективной действительности, но и восприятие целевых установок, задач, которые при этом человек ставит перед собой. К их числу относятся и задачи поиска новых идей. Новым в данном случае будет то, что отличается от старого (существующего) и удовлетворяет те или иные потребности лучшим образом. Чтобы выявить это, необходимо знать, что уже есть, создано до нас. Иначе будет неясно, что именно в каждом конкретном случае служит исходной точкой поиска.
Мыслительная, как и всякая иная, деятельность человека в идеале должна иметь цель, располагать средствами ее осуществления, предполагать необходимые действия, имеющие некоторую последовательность. Это особенно важно для творческой деятельности. На практике так бывает не всегда: наши мысли имеют свойство появляться и разбегаться в разные стороны, далеко не всегда они текут целенаправленно.
Очевидно, что любая идея нового рождается, прежде всего, в голове человека, в результате его мыслительной деятельности, хотя нередко толчком к появлению мысли служит практическая деятельность, прочитанная информация или что-то увиденное или услышанное. Но, в конечном счете, именно работа нашего мозга позволяет сосредоточиться на тех или иных задачах. Именно в этом смысле мы будем далее рассматривать понятие ”мышление”, имея в виду в значительной мере управляемый процесс.
Но одновременно в нашем мозгу могут осуществляться и неосознаваемые в данный момент, а, следовательно, и неуправляемые нами процессы мышления. Речь в данном случае идет не о самом факте существования сознательного и бессознательного в работе нашего мозга, а о том, что эти процессы могут иметь одну и ту же направленность и вызываться теми же причинами, то есть идти параллельно, и, возможно, на нескольких уровнях. Без такого допущения трудно понять во многих случаях неожиданное и неподдающееся логическим объяснениям ”рождение” творческих идей, творческое озарение или то, что называют результатом интуитивного мышления. Понимание механизма творческого мышления как многоуровневого процесса расширяет области и выбор инструментов управления творческими процессами.3

5. Мышление и речь.

 
Язык  - основного орудия, которым человек пользуется для передачи информации, на основной системе кодов, сложившихся в общественной истории и позволяющей отражать сложные связи и отношения действительности и формулировать мысль. Анализ речи передает информацию, на которую опирается человек в процессе мышления.
Под речью  мы понимаем процесс передачи информации, пользующийся средствами языка.
Если  язык есть объективная, сложившаяся  в общественной истории система кодов и является предметом специальной науки — языкознания (лингвистики), то речь является психологическим процессом формулирования и передачи мысли средствами языка, как психологический процесс она является предметом психологии и называется психолингвистикой.
Для мыслительной деятельности человека существенна  её взаимосвязь не только с чувственным  познанием, но и с языком, с речью. В этом проявляется одно из принципиальных различий между человеческой психикой и психикой животных.
Элементарное, примитивное мышление животных всегда остаётся лишь наглядно- действенным; оно не может быть отвлечённым, опосредствованным  познанием.
Оно связано  лишь непосредственно воспринимаемыми  предметами, которые в данный момент находятся перед глазами животного, и не выходят за пределы наглядно-действенного плана.
Только  с появлением речи становится возможным  «отделить» от познаваемого объекта  то или иное его свойства и закрепить, зафиксировать представление или  понятие о нем в специальном  слове. Мысль обретает в слове необходимую материальную оболочку, только в которой она и становится непосредственной действительностью для других людей и для нас самих. Человеческое мышление, в каких бы формах оно ни осуществлялось, невозможно без языка. Всякая мысль возникает и развивается в неразрывной связи с речью. Чем глубже и основательнее продумана та или иная мысль, тем более четко и ясно она выражается в словах, в устной и письменной речи. И наоборот, чем больше совершенствуется, оттачивается словесная формулировка какой-то мысли, тем отчётливее и понятнее становится сама эта мысль.
Специальные наблюдения в ходе психологических  экспериментов показывают, что некоторые  школьники и даже взрослые часто  испытывают трудности в процессе решения задачи, пока не сформулируют свои рассуждения в слух. Когда же решающие начинают специально и всё более чётко формулировать, проговаривать одно за другим основные рассуждения (пусть вначале даже явно ошибочные), то такое думанье вслух обычно облегчает решение задачи. Формулируя свои размышления вслух для других, человек тем самым формулирует их и для себя.
Такое формулирование, закрепление, фиксирование мысли в словах означает чтение мысли, помогает задержать внимание на различных  моментах и частях этой мысли и  способствует более глубокому её пониманию. Благодаря этому и становится возможным развёрнутое, последовательное, систематическое рассуждение, т.е. чёткое и правильное сопоставление всех основных мыслей, возникающих в процессе мышления.
В слове, о формулировании мысли заключены, таким образом, важнейшие необходимые предпосылки дискурсивного, т.е. рассуждающего логически расчленённого и осознанного мышления. Благодаря формулированию и закреплению в слове мысль не исчезает и не угасает, едва успев возникнуть.
Она прочно фиксируется в речевой формулировке, устной или даже письменной.
Поэтому всегда существует возможность в  случае необходимости снова вернуться  к этой мысли, ещё вернуться к  этой мысли, ещё глубже её придумать, проверить и в ходе рассуждения  соотнести с другими мыслями.
Формулирование мыслей и речевой процесс является важнейшим условием их формирования. Большую роль в этом процессе может играть и так называемая внутренняя речь: решая задачу, человек рассуждает не вслух, а про себя, как бы разговаривая только с собой.
Таким образом, человеческое мышление неразрывно связано с языком, с речью.
Мышление  необходимо существует в материальной, словесной оболочке.

6. Индивидуальные различия в мышлении человека.

 
Мыслительная   деятельность всегда индивидуально своеобразная, она характеризуется индивидуально-психологическими различиями, которые влияют на ход мыслительной деятельности: глубиной, широтой, гибкостью, самостоятельностью, скоростью, последовательностью и т.д. их называют качествами ума.
Виды  мышления являются  вместе  с тем типологическими особенностями
умственной  и практической деятельности людей. В основе  каждого  вида  лежит
особое  отношение сигнальных систем. Если у человека  преобладает  конкретно-
действенное или  конкретно-образное  мышление,  это  означает  относительное
преобладание  у него первой сигнальной системы  над другой; если  же  человеку
наиболее   свойственно   словесно-логическое мышление,    это    означает
относительное преобладание у него  второй  сигнальной  системы  над  первой.
Существуют  и другие различия в мыслительной  деятельности  людей.  Если  они
устойчивы, их называют качествами ума.
Понятие ума шире понятия мышления. Ум человека характеризуют не только
особенности его мышления, но и особенности  других  познавательных  процессов
(наблюдательность, творческое воображение, логическая память,
внимательность). Понимая  сложные  связи  между  предметами и явлениями
окружающего мира, умный человек должен хорошо понимать и других людей, быть чутким, отзывчивым, добрым. Качества мышления -  основные  качества  ума. К ним относят гибкость, самостоятельность, глубину, широту,
последовательность  и некоторые другие мышления.
 Гибкость  ума выражается в подвижности  мыслительных  процессов, умении
учитывать меняющиеся  условия  умственных  или  практических  действий  и  в
соответствии  с  этим  менять  способы  решения  задач.  Гибкости   мышления
противостоит  инертность мышления. Человеку инертной мысли более  свойственно воспроизведение усвоенного, чем активные поиски неизвестного. Инертный ум  -это ленивый ум. Гибкость ума - обязательное качество людей творчества.
Самостоятельность ума  выражается  в  способности  ставить  вопросы  и
находить  оригинальные пути их решения.  Самостоятельность  ума  предполагает
его самокритичность, т.е. умение человека видеть сильные  и  слабые  стороны
своей деятельности вообще и умственной в частности.
Другие  качества ума - глубина, широта и последовательность также имеют
важное  значение.  Человек  глубокого  ума  способен  "доходить  до  корня",
вникать в сущность предметов и явлений.  Люди  последовательного  ума  умеют
строго  логически рассуждать, убедительно  доказывать истинность или  ложность
какого-либо вывода, проверять ход рассуждения.
Все эти  качества ума воспитываются в  процессе обучения детей в  школе,
а также  путём настойчивой работы над  собой.4

7. Строение и физиология головного мозга человека.

 
Головной  мозг находится в мозговом отделе черепа, который защищает его от механических повреждений. Снаружи  он покрыт мозговыми оболочками с  многочисленными кровеносными сосудами. Масса головного мозга у взрослого  человека достигает 1100 – 1600 г. Головной мозг можно разделить на три отдела: задний, средний и передний.
К заднему  отделу относятся: продолговатый мозг, мост и мозжечок, а к переднему  — промежуточный мозг и большие  полушария. Все отделы, включая большие  полушария, образуют ствол мозга. Внутри больших полушарий и в стволе мозга имеются полости, заполненные жидкостью. Головной мозг состоит из белого вещества в виде проводников, соединяющих части мозга между собой, и серого вещества, расположенного внутри мозга в виде ядер и покрывающего поверхность полушарий и мозжечка в виде коры.
Функции отделов головного мозга.
Продолговатый мозг является продолжением спинного мозга, содержит ядра, управляющие вегетативными  функциями организма (дыханием, работой  сердца, пищеварением). В его ядрах расположены центры пищеварительных рефлексов (слюноотделения, глотания, отделения желудочного или поджелудочного сока), защитных рефлексов (кашля, рвоты, чихания), центры дыхания и сердечной деятельности, сосудодвигательный центр.
Мост — продолжение продолговатого мозга, через него проходят нервные пучки, связывающие передний и средний мозг с продолговатым и спинным. В его веществе лежат ядра черепно-мозговых нервов (тройничного, лицевого, слухового).
Мозжечок  находится в затылочной части головы позади продолговатого мозга и моста, отвечает за координацию движений, поддержание позы, равновесия тела.
Средний мозг соединяет передний и задний мозг, содержит ядра ориентировочных  рефлексов на зрительные и слуховые раздражители, управляет тонусом мышц.
Промежуточный мозг расположен впереди среднего, получает импульсы от всех рецепторов, участвует в возникновении ощущений. Его части согласуют работу внутренних органов и регулируют вегетативные функции: обмен веществ, температуру тела, кровяное давление, дыхание, гомеостаз. Через него проходят все чувствительные пути к большим полушариям мозга.
Большие полушария — наиболее развитый и крупный отдел головного мозга. Покрыты корой, центральная часть состоит из белого вещества и подкорковых ядер, состоящих из серого вещества — нейронов. Складки коры увеличивают поверхность. Здесь находятся центры речи, памяти, мышления, слуха, зрения, кожно-мышечной чувствительности, вкуса и обоняния, движения. Деятельность каждого органа находится под контролем коры.

8. Различия и физиология женского и мужского головного мозга.

 
Исследователи работы головного мозга установили, что мозг женщины устроен иначе, чем мозг мужчины.
Количество нервных клеток - у мужчин на 4% больше нейронов и мозг на 100 грамм тяжелее. Но, если сравнивать относительно общей массы тела у мужчин и женщин, то этой разницы не существует.
Клеточные соединения - женский мозг имеет больше соединений (дендритов) между нейронами.
Размер Corpus collosum - женщины имеют больший corpus collosum, соответственно у них быстрее и лучше происходит передача информации между левым и правым полушарием. Мужчины больше используют левое полушарие, женщины одинаково используют оба.
Вербальные способности - большее количество женщин задействуют оба полушария для вербального общения.
Preoptic area - задействован в поведении, связанном со спариванием (mating). У мужчин этот район мозга в 2.2 раза больше чем у женщин и имеет в два раза больше клеток.
Suprachiasmatic area - задействован в циркадианском цикле (так называемые "биологические часы") и цикле репродукции. Существуют различия в форме клеток. У мужчин ядра клеток сферические, у женщин - продолговатые. Неизвестно, имеет ли это какое то функциональное значение.
Женщины имеют более развитую лимбическую систему, что выражается в лучшем выражении своих чувств, в умении привязываться и контактировать с окружающими. Также у женщин лучше развито обоняние.
Однако, уровень серотонина на 53% выше у мужчин, поэтому женщины более подвержены депрессиям и совершают попытки самоубийства в три раза чаще.
Мозг мужчины уменьшается с возрастом больше по сравнению с женским в трех зонах, которые задействованы в мышлении, планировании и памяти.
Мужчины также более подвержены к возрастным заболеваниям, как Альцхеймер и потеря памяти. 

Левое полушарие
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.