На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Романтизм и реализм в романе Шарлотты Бронте Джейн Эйр

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 06.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
    Романтизм и реализм в романе Шарлотты Бронте “Джейн Эйр”. Художественные   приемы   в   реализации   системы   конфликтов……...5
    Новаторский характер романа Шарлотты Бронте  “Джейн Эйр”………….6
    Детство главной героини романа Шарлотты Бронте  “Джейн Эйр”. Зарождение социального конфликта
    Ловудская школа. Углубление социального конфликта романа. Становление личности главной героини
    Рождение и развитие чувства Джейн к Рочестеру. Конфликт любви и брака в романе
    Этический конфликт
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
     СПИСОК  ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ВВЕДЕНИЕ
                          
В  истории  европейской  культуры  не  так  много   талантливых    семей,  чьи  творческие  достижения  вошли  в ее  золотой фонд. Однако даже среди них   три сестры  Бронте - Шарлотта, Эмили и Энн - занимают особое положение, так   как   по   воле     случая      незаурядным    литературным    талантом    оказались    наделены  девушки     из    глубокой     провинции,    в   меньшей   степени,   чем    кто-либо,  обладающие знанием жизни, но  в то же время   сумевшие   поразить своих современников глубинной и силой ее художественного осмысления. 
Трудно представить  себе  судьбу менее благоприятную  для писательской деятельности, чем  жизнь Шарлотты,  протекающая  в   глухом   уголке   Англии, поселке Хауорт,   расположенный   в  гористой  местности  Западного  Йоркшира  - Уэст-Рединге.
Писательское  мастерство  Шарлотты Бронте  развивалось  в годы  острой классовой борьбы в Англии, в годы чартизма, всколыхнувшего самые  широкие слои английского народа. Ее современниками были Диккенс и Теккерий.
  Творчество     всей     «блестящей     плеяды    английских    романистов» (Бронте,  Диккенса, Теккерея, и Элизабет Гаскелл), по  оценки   Карла   Маркса,   достигло  исключительной   социальной  остроты  благодаря  успехам  рабочего движения,   движения   чартизма,   который   нашел  отражение    в   английском реалистическом социальном романе [20, с. 107-108].
 Во всем  творчестве Шарлотты Бронте  просматривается линия,  которая соединяет романтическое искусство начала XIX века с критическим  реализмом  30-40-х  гг. и  с художественными   открытиями   реализма  на  новом  этапе  его  развития   во второй половине XIX ст.
Шарлотта Бронте создала романы, в которых жизнь и развитие личности тесно связаны   с   жизнью  общества; яркие женские характеры и возникающие порой   необычные ситуации роднят ее произведения с романтизмом. Ее герои- выходцы       из    самых     неромантических    слоев    общества:     гувернантки, учительницы,   священники,    мелкие    предприниматели наделены   твердыми   нравственными     принципами,    сильными    страстями, отвагой и смелостью.
Важной       чертой      романов      Шарлотты      является      изображение положительных  героинь,  успешно   сопротивляющихся   гнетущим    условиям буржуазного общества.
Шарлотта  Бронте  любит  романтические  контрасты,  морализирует - во  всяком  случае,  склонна   каждый    эпизод -  важный  или  малозначительный – рассматривать о точки зрения борьбы греха и добродетели.
В     историко-литературном     творчестве     Шарлотта    -    еще       одно доказательство близости романтической  и реалистической эстетики в искусстве  первой  половины  XIX ст. Реалистический    образ     вырастал    у    Бронте    из романтического.    Весьма    своеобразно    идет     вытеснение     романтической тенденции.  И  даже в такой романтической  теме, как любовь, страсть, она если и   не  следовала нормам вполне реалистической эстетики, то, во всяком случае, наметила путь для будущих художников-реалистов.
Известность   писательнице   принес   роман   «Джейн Эйр»   (Jane Eyre).  «Роман «Джейн  Эйр»  -  не    только  правдиво   рассказанная   история   бедной  сироты-труженицы;  это  произведение,  вдохновленной страстным порывом к      свободе и справедливости, порывом, тем   более   мучительным и иступленным, что это - порыв бесконечно одинокой души»- пишет А.А. Елистратова [7, с. 35]. 
24 августа 1847г.  Шарлотта втайне от родных  послала в адрес издателей Смита  и  Элдера рукопись романа,  а  16 октября того  же  года этот  роман был  опубликован,  и,   подобно   Байрону,    Бронте   в    течение   одного   дня  стала знаменитостью.  «Первое издание романа полностью называлось: «Джейн  Эйр. Автобиография».   Роман   вышел    под    мужским     псевдонимом.    Мужской  псевдоним   пока    охранял    Шарлотту  Бронте   от   попыток   отождествления   героини    с    автором.   Лишь немногие   читатели   смогли   угадать ,    что    за  мужским    псевдонимом,     Керрер    Белл,      скрывается       автор-женщина» -пишет М. Тугушева [17, c. 49].      Этот     роман     позволил   автору   «Ярмарки тщеславия»,  У. Ю. Теккерею,      назвать Шарлотту Бронте «английской   Жорж Санд»;  это определение   основывается  на  общности  проблематики   «Джейн Эйр»   и   лучших   романов   мадам  Санд, т.к. наиболее    близки     прототипом  образа  Джейн  Эйр   является  образ Консуэло из одноименного романа   Жорж  Санд.  
Эту      книгу      породила      жизнь      средневикторианской       Англии,  изведанная девушкой,  одаренной страстью  и воображением,  запертой,  как в тюрьме,  в   открытом   всем   ветрам   пасторском    доме   на    болотах     Вест-Райдинга.  Мысли   и чувства,  рожденные   искалеченной   и одинокой жизнью сестер  Бронте,  Шарлота  выразила  в  возвышенной  любви Рочестера к Джейн Эйр [2, c. 304].
 На   русский   язык   роман   был  переведен  в 1849 году и стал наиболее  любимых и широко читаемых  произведений английских писателей.
Роман   написан   эмоционально,  глубина   чувств   сочетается   в   нем  с  контрастностью   описаний  и  остротой    конфликтов.   Новаторский   характер «Джейн Эйр» состоит   в  том,  что  его   героиней   выступает  женщина,  смело отстаивающая  свое   человеческое   достоинство,   право   на   самостоятельную трудовую жизнь и любовь.  Она активна и деятельна. Более того, она не мыслит себя  вне  общества,  стремясь  только,  к тому, чтобы занять в нем  подобающее ей место, которое обеспечило бы ей соблюдение ее человеческих прав.
Роман   Шарлотты   Бронте   “Джейн Эйр”   является  объектом нашего исследования, природа конфликта-предмет нашего исследования.
Целью данного исследования является   выявление   своеобразия конфликта   в   романе   Шарлотты Бронте “Джейн Эйр”. Поставленная цель предусматривает решение следующих задач:
-раскрыть  новаторский   характер  романа    Шарлотты    Бронте   «Джейн Эйр»;
-определить  содержание темы:  движение от  внутреннего  к  внешнему  типов   конфликта;     соединение      социального      (внешнего),       внутреннего (личностного) типов конфликта;
-выявить    конфронтацию    викторианских    устоев   с   образом  главной  героини; 
-проанализировать    художественные   особенности   изображения  этой конфронтации на примере персонажей.
 
 
 
 
 
 
 
 
      Романтизм и реализм в романе Шарлотты Бронте «Джейн Эйр». Художественные   приемы   в   реализации   системы   конфликтов
Роман «Джейн Эйр» типичен  для  английской  литературы  1840-х гг., с присущим ему синтезом черт романтизма и реализма.
На  эту  тему в своей книге размышляет В.В. Ивашева: «Восторженная   почитательница Теккерея, Шарлотта   Бронте  не  уступает  ему   в   сжатости   и   точности   реалистической    характеристики    персонажа.  Вместе   с   тем  реализм   Бронте    отнюдь  не   был   результатом  копирования жизни,  как  у позднейших натуралистов» [14, c. 595].
Правдивость   изображения  в  «Джейн  Эйр»  органично  сочеталась  с вымыслом.  «В споре  с  теоретиком  английского  натурализма Д. Г. Льюисом  Шарлотта Бронте отстаивает  право  писателя на использование воображения  –  «мощной   и   беспокойной   творческой   способности»,   и    это   сближает эстетику Бронте с эстетикой романтизма» [13, c. 596].
«Первый  этап житейского воспитания  Джейн: (ребенка, родившегося в   результате   брака,     неугодного    семье    богатых     родителей    матери), пребывание ее в доме тетки миссис Рид - богатой аристократки,  помешанной на  аристократических   традициях,   но   превыше   всего   любящей    деньги, наконец,   бунт  Джейн  против миссис Рид и последующее изгнание девушки из  дома Ридов,  образ миссис Рид, как и  образы ее любимых дочерей и сына, написаны    с    большим   блеском   реалистического   рисунка»– пишет  В. В. Ивашева [14, c. 264].
Первый   этап   в   жизненных    испытаниях  юной Джейн завершается помещением ее в  пансион для детей бедных священников – Ловуд. Этот этап завершается бунтом Джейн. Она покидает школу получив место  гувернантки в Торнфилде. 
«С  момента  приезда Джейн  в  замок   Рочестера начинается  третий –самый  главный для автора – эпизод романа – торнфилдский» – пишет В. В. Ивашева [14, c. 265].
Торнфилдский  период  открывает  новый период в жизни  Джейн Эйр, и, соответственно,  удивительно  преображает  роман.   С одиннадцатой главы автор переносит нас и героиню в область романтического вымысла. 
Практически   все   образы,   связанные   с    Торнфилдом,    намеренно преувеличенны,  иногда  сатиричны,  а  порой  и романтически преувеличены, но ни как не являются типичным воспроизведением действительности, как   в изображении Броклхерста и миссис Рид.
Все  в    торнфилдском эпизоде «неправдоподобно»: Шарлотта Бронте меняет   и   метод  изображения,  и эмоциональный  ключ повествования. Весь торнфилдский   эпизод,  занимающий  восемнадцать  глав (XI-XXVIII) – а это есть большая половина  романа, - почти целиком   вписывается    в    картину романтического романа, частично даже романа «готического». «Романтика и «готика»,  с одной стороны,   почти   болезненная   эротика –с  другой, были порождены  самой  темой и отношением к ней  Бронте» -пишет В.В. Ивашева [14, с. 262].
Майя   Тугушева   замечает,    что      роль    романтических   традиций   особенно    велика    в    изображении   центрального  эпизода  романа – любви Джейн  и   мистера Рочестера.  «Уже  их первая встреча «обставлена»  вполне  романтически.   Встреча   происходит   на  дороге.  Вечерний    зимний    день  полон     умиротворенности.    Садится    солнце,   восходит    луна,       Джейн    наслаждается     покоем ,  в    ее  памяти    всплывают    рассказы     няньки    о таинственном   коне   Гитраше,    которого    одинокие    путники     видят   на  безлюдных дорогах.  Но   нет,   это   не  конь-призрак, и   едет  на  нем вполне  реальный всадник, который,  едва  миновав Джейн,  падает, - конь оступился на льду» [18, c. 57].    
Романтическое начало проявляется  в приемах композиции  романа – в неожиданных    поворотах     сюжета,    в    недосказанности,   таинственности мотивировок  событий.   В    любовь    Рочестера    и    Джейн    вмешиваются сверхъестественные  силы.   Они   проявляются    тогда,   когда   Джейн,   уже согласившись  принять   доводы  Сент-Джона и выйти за него замуж, слышит за  многие  мили  призывный голос Рочестера: «All the house  was still;  I  saw nothing: but I herd a voice somewhere cry- and it was the voice  of  a  human being – a  Known,  loved,  well-remembered  voice – that of Edward  Fairfax  Rochester;  and it spoke in pain and woe wildly,  erily, urgently», - так эту сцену описывает Шарлотта Бронте [1, c.427].  
«Однако  соединение любящих  сердец  становится возможным только после того,  как  Рочестер  обретает  свободу  от  брачных  уз  и  наказывается физическим   увечьем»   [10, c. 283].     Последнее    обстоятельство   –    дань   морализаторской   традиции   английской    литературы.  «Отсюда   замена  (в   финале)    сущего   желаемым,    а    это    «wishful     thinking    должно    было    толкнуть  Шарлотты  Бронте   на  обращение   к    романтическим   образцам» -пишет В.В. Ивашева [14, с. 262]. 
«Шарлота Бронте не могла  писать историю любви Рочестера  к Джейн, не  изменяя  реалистическому  методу  и  реалистическим  приемамписьма» –замечает В. В. Ивашева [14, c. 262].
«Вместе с тем ни  Джейн, ни Рочестера нельзя назвать героями сугубо романтического плана. Мистер  Рочестер лишь  до  поры кажется загадочным «байроническим героем».   Выясняется, что прошлое его весьма прозрачно  и небезупречно,  что  в  нем  были  и  немыслимый  для  романтического  героя брак   по   расчету,  и  пошлая  связь  с  французской  актрисой.  Он  стыдится  и   своего   настоящего,  тщательно  скрывая  от   всех свою внебрачную дочь, Адель,  и  безумную  жену , а  в  стремлении  обмануть   Джейн, заполучив ее в обход законов,  он выглядит   не   столько  бунтарем  против  общественных  норм, сколько себялюбцем» [10, c. 284].
Джейн   Эйр  –   настоящий бунтарь-одиночка, однако,  сохраняя    это романтическое  начало  в  ее  образе, Шарлотта Бронте иначе  чем  романтики изображает отношение  своей  героини к  миру. Джейн исключительна в силу своих внутренних  качеств,  но она  отнюдь  не противопоставляет себя миру.
Говоря   о   соотношении     реализма    и    романтизма   в    творчестве Шарлотты  Бронте,    нельзя    представлять    развитие    ее   творчества    вне общеевропейского    процесса    соревнования    двух    творческих     методов изображения   жизни – романтического  и  реалистического,   соревнования, в котором,   как   известно,  победу  одержал  реализм   и   его  критическая   по отношению к социальной действительности традиция.
 Характеризуя       это      сложное    сочетание     компонентов       двух  эстетических    категорий   мы    можем    сослаться     на    известные     слова    Г.А. Гуковского:   «Трудно,  трудно   удержать    середину,    трудно   изгнать   воображение    и    любимую прекрасную  мечту,  когда   они   существуют   в  голове нашей, трудно вдруг и совершенно  обратиться к настоящей прозе…» [18, c.82].
Последний   эпизод   романа    –   бегство    Джейн    из    замка    после неудавшегося    венчания   и   «разоблачение»   Рочестера   братом  его  жены, скитания  Джейн   по   дорогам   и   селам   графства   и,  наконец,   встреча   и Риверсами –решен в реалистической манере. 
«Весь   эпизод в доме   Риверсов,  как  и портрет Сент-Джона  –одна из больших удач Бронте –реалиста» – замечает В. В. Ивашева [14, c. 266]. 
Реалистическое  начало  проявляется  в  глубоко   типических  образах антагонистов главной героини,  в   четкости   и  строгости   психологического рисунка  ее   образа,   и   в  подчеркнуто  суховатой  манере  повествования,  а главное –  в   созвучности   ее  образа революционной атмосфере 40-х гг. XIX века,   когда необычайно   актуально   прозвучали   слова героини     романа  Бронте – сельской   учительницы   Джейн Эйр:    «I must not  forget  that  these  coarsely-clad   little   peasants   are   of   flesh   and  blood  as  good  as  the   scions of   gentlest   genealogy;   and  that    the    germs   ofnative excellence, refinement, intelligence,  kind  feeling,  are  as   likely   to exist in their hearts as in those of the best-born. [1, c363]. 
«Роман   Шарлотты   Бронте      «Джейн   Эйр»     обладает      большой познавательной   и    эстетической   силой   как   произведение   критического реализма» – пишет В. В. Ивашева [14, c. 266].
 
 
      Новаторский характер романа Шарлотты Бронте  “Джейн Эйр”
В  романе   Шарлотты    Бронте    «Джейн  Эйр»    сочетаются     черты    автобиографического  и социального психологического романа.
«Джейн Эйр» - роман от  первого лица. Все, что  показывает Шарлотта Бронте,  показано  от  имени   восемнадцатилетней   героини;   настроение    и  чувства Джейн –это настроение и  чувства самой Шарлотты. 
Роман  строится по канону романа воспитания, показывая становление незаурядной    личности.    Исключительность       произведения         является наблюдением за девушкой, что было не свойственно тому времени.
«В образе своей  героини писательница воплотила  свои  представления о современной женщине, способной определить свою жизнь, стать  не только женой но и достойной подругой мужчин. В условиях Викторианской  Англии такая   постановка   проблемы   была   воспринята   как   проявление  крайней смелости  взглядов писательницы. Образ,  подобного  Джейн Эйр не было  ни у  кого  из  ее современников.   Она   являлась  носительницей   нового    типа самосознания» [12, c. 195-196]. 
Первым   автором   описывающим   дух   свободолюбивой и мятежной женщины,  открыто  заявляющей  о  своих   стремлениях   и   чувствах – была Шарлотта Бронте.
Шарлотта   Бронте   в  «Джейн  Эйр»  поднимала   и,   в    соответствии  со своими взглядами  на вещи,  решала  многие  актуальные   вопросы   своего времени:  вопрос  воспитания и образования малоимущих, вопрос положения женщины,   самоопределение  личности,  бьющейся  в тисках враждебного ей мира,  вопрос  об  отношениях  между  людьми   в   обществе,   где    мерилом ценностей выступали деньги. 
«В романе писательница выступает пламенной  защитницей  женского    равноправия,   пока    еще    не    политического,    но    равенства  женщины с  мужчиной    в    семье    и    трудовой     деятельности»  [14, c. 351].  Со    всей    страстностью  эмоциональной  натуры  Бронте рвалась к широким просторам большой и осмысленной жизни.
«В решении  «женского вопроса»,  как  и  в  литературном  творчестве, Шарлотта сближалась со своей любимой писательницей  Жорж Санд, которая пришла  к  выводу, что спасение для женщины –не  только в праве на свободу и   равенство   в   любви,   но  и в упорном самостоятельном труде. Не будучи официальной участницей  борьбы за женскую эмансипацию и даже  отрицая в   письмах    феминистические    тенденции   своего    творчества,   Шарлотта  избегала  многих  отрицательных сторон  феминизма,  но  до  конца осталась    верна прогрессивному и несомненному для  нее   принципу равенства полов» -пишет З. Т. Гражданская [14, c. 356].
Рецензент  консервативной  «Куортерли ревю»  заявил,  что  в «Джейн Эйр» выражены те же самые  взгляды и мысли , которые ниспровергли власть и отрицают законы божеские  и человеческие, за границей, и питают  чартизм и смуту в стране.
Вот    что   об  этом   пишет   В. В.   Ивашева:  «Бронте,   выросшая    и прожившая   почти   всю   жизнь    Западном Рединге, не  могла  не  испытать  влияния    духа   народного   сопротивления.   К   тому    же   самолюбивая    и     чрезвычайно     ранимая     Шарлотта,      как     дочь     плохо    обеспеченного   провинциального пастыря, на   себе   испытала   вопиющие несправедливости современного   общественного   строя.   Шарлотта   была  воспитана  отцом  в  духе   уважения   существующего   порядка   к    английской    церкви.   В ней  боролись две  противоположные силы: воздействия торийских идеалов    отца  –  представлений и идеалов, в которых она  выросла,   и протест против всего того, что отец стремился защитить и сохранить» [14, c. 256]. 
Творчество    Шарлотты    Бронте    овеяно   критикой   существующих порядков:     бунтарством      и     непокорностью     духа.       Перекликаясь    с революционными   романтиками   Байроном   и    Шелли,  Шарлотта передает положительные качества  через образ бунтарки,  не  желающей мириться со своей   судьбой   и   законами   окружающей   ее   буржуазного общества. Все творчество  Шарлотты  Бронте  пропитано протестом направленным   против неравноправия среди социальных слоев буржуазного общества.
 
Шарлотта    Бронте    всем   своим    существом    протестовала  против смирения  неимущих  и  претензий  тех, кто распоряжался страной, пользуясь привилегий титулов,  но  еще  больше  денег.   Все  в  ней  восставало  против ханжества  и  лицемерия  попечителей  школ для бедных детей  церковников. Ей пришлось столкнуться  с  этим  в  раннем   детстве,   и   она   впоследствии изобразила пережитое в своем романе.
Вместе  с  протестом против лицемерия духовенства  пришли и первые сомнения  в   непреложности  того  откровения, которым якобы владеет лишь одна «истинная» церковь.
Неудивительно,   что     роман   «Джейн Эйр»     вызвал     негодование реакционных     кругов.     Этот   роман    был    назван   «антихристианским».   В рецензии, помещенной  в    журнале   «Quarterly  Review»  (1848),    автором которой   была   некая  мисс  Ригби, говорилось: «Джейн Эйр горда,  а потому  и крайне    неблагодарна;    Богу    было     угодно    сделать    ее    одинокой  и беззащитной сиротой,  и тем не менее она никого не  благодарит –ни   друзей,   ни руководителей своей беспомощной юности за одежду и пищу,  за  доброту  и   воспитание.   Автобиография  Джейн  Эйр   – целиком    антихристианское сочинение. Оно проникнуто ропотом  против  комфорта богатых   и  лишений бедняков….» [14, с.357-358].
Таким    образом,   публикация  «Джейн Эйр»  вызвала   бурю   споров  и откликов. Спорили по существу книги. Несмотря  на  огромное  количество рецензий,  большинство журналов  восхищенно  писали  о рождении  нового гения,   нашлись,   однако,   и   такие   как   Истлейк, который наравне с мисс  Ригби,   сурово     осуждали     роман,       объявляли       его     возбуждающим  недовольство  и скрывающим дух бунта и протеста. 
Раздраженная   несправедливостью   выпадов   против   нее, Шарлотта Бронте   писала   Уильямсу,  редактору   издательства  Смита: «Как бы там  ни было, но я намерена писать только так, как писала, и никак иначе…»
Роман  Шарлотты    Бронте     открыл     новую     эру    в    литературе: писательница,   обратившись   к   изображению   душевной  жизни   человека, столкнулась  с необъяснимыми фактами, только не в мире природы, а в душе. 
 
 
      Детство главной героини романа Шарлотты Бронте                                                                      «Джейн Эйр». Зарождение социального конфликта
 
Образ   главной  героини  в  романе  Шарлотты  Бронте  «Джейн  Эйр» представляет  собой полную противоположность буржуазно-викторианскому идеалу «кроткого ангела».
Фрагментарно  в  начале  произведения  появляется семья миссис Рид, чтобы показать,  что  уже  в раннем детстве героиня  не способна поступиться своим человеческим достоинствам.
Над этой темой  рассуждает Майя Тугушева: «Джейн  Эйр - «странный   ребенок»,  вызывающий  инстинктивную  неприязнь   у  миссис  Рид, которой      приходится  воспитывать  ее  вопреки  своему желанию.  Двоюродные  сестры  и  кузен Джейн   жестоки    по отношению  к тихой и застенчивой   девочке, в  которой,  однако, чувствуется недетская сила воли [18, c. 48].
«Джейн  была презрена  родственниками  и  рано испытала всю горечь попреков  куском  хлеба.  Десятилетнюю  сироту   постоянно окружает холод неприязни и отчуждения. Гэдехед-Плейс,  где она  живет  под   опекой   жены  умершего  дяди, мистера Рида,   жестокосердечной  миссис   Рид,   для Джейн чужой  дом, где ее никто не любит. И  все  потому, что она бедна. Все же, как Джейн  ни  мала,  как ни несчастна,  она не совсем беззащитна: ее оружие - ее непокорный дух»-пишет М.Тугушева [18, c. 51].
Маленькая   героиня  обладает  исключительно  сильным характером и проницательностью, по-романтически возвышающими ее над  окружающими.   Джейн   присуща   романтическая   одержимость    в   стремлении  отстаивать  собственное достоинство и личную свободу.
  Еще в детстве   она   открыто   восстает   против   своей     богатой    и лицемерной  воспитательницы   и  ее  жестокого, избалованного  сына.  Джейн не  склонна  к  обману  и  говорит  все, что у нее не сердце.
«Она  еще  может смириться с холодностью  и отчужденностью, хотя и тяжелы  они  для  детской  души,  но  не с прямым насилием и оскорблением. Когда  юный  Джон,  гордость  материнского  сердца, пытается   унизить   ее, потому  что она бедна и зависима,  а затем бьет,  Джейн бунтует,  отвечая ударом на удар.  За  это    мятежницу   постигает   жестокое     наказание:     ее запирают  в холодной парадной спальне – «красной комнате», где со времени смерти дяди никто не спал» -заявляет М. Тугушева [18, c. 50]. 
Описывая   ощущения   одолевающие    юную    Джейн     в    «красной комнате»:   чувство   гнетущего   страха,    одиночества,   отчуждения   и даже предательства,  хотя,  Джейн  еще  не  может  осознать  в десять лет, по какой причине  ее  родная  тетя  не  хочет  или  не  может  принять ее в свою семью, Шарлотта   Бронте    изображает     кульминационный      момент    на  первом жизненном   этапе юной   героини.   Джейн   остается   чужой,   не  понятой и совершенно  не  нужной  в доме   Ридов.   В   стенах «красной комнаты»  дух бунтарства еще сильнее укореняется в сознании юной героини.
Чтобы  Джейн  не  подавала  «дурной  пример»,  миссис   Рид   решает отправить  непокорную  девочку  в благотворительную  школу, для чего в дом принимается  казначей и эконом «Ловудского приюта», преподобный  мистер Броклхерст. Миссис Рид рекомендовала ему Джейн как малолетнюю лгунью, требующую особенно  сурового с ней обращения.   Этого  Джейн    простить   не может.  Крошечная  девочка  бросает в лицо миссис Рид гневные слова:  «I am   not  deceitful: if  I  were,  I  should  say  I  loved you,  but  I  declare  I  do  not   love you: I  dislike  you  the  worst of anybody in the world except John Reed. I am glad   you  are  no  relation  of   mine: I  will  never  call you aunt again as long as I live. I will  never  come  to  see  you when I am grown up; and if  any  one asks me how  I  liked  you,   and   how  you  treated  me, I will say the very thought  of  you makes me sick, and that you treated me with miserable cruelty» [1, c. 31-32].
«Высказав правду, Джейн вдруг почувствовала себя счастливой  -  она освободилась  от  зависимости,  гнета  молчания,  стремления  угодить и этим вызвать  снисхождение. Так  родилось  чувство  самоуважения,  так,  защитив свое   достоинство,   Джейн    почувствовала    себя    свободным    человеком. Интересно отметить,  что  Ш. Бронте не раз и не два заставит Джейн думать и говорить о «рабстве» и «освобождении». Например,  своего мучителя  Джона Рида    она     называет   «надсмотрщиком  над  рабами»     и     сравнивает     с «римскими  императорами».  И  то,  что она прямо высказывает ему все это, - уже  есть  победа  над  рабством  своего  собственного    положения    в   доме миссис Рид –пишет М. Тугушева [18, c. 51-52].
На  смертном  одре  миссис  Рид  признается,  что   ненавидела  Джейн всеми  фибрами  своей   души  именно из-за  бунтарства маленькой Джейн. «I had  more troubles with that child than any one would believe. Such a burden to be  left  on  my  hands-and so such  annoyance as she caused me daily and hourly, with her  incomprehensible  disposition,   and  her  sudden  starts  of   temper   and    her continual,  unnatural   watchings  of  one`s  movements! I declare she talked  to me once  like  something mad, or like a fiend –no child ever spoke or look as she  did» [1, c. 233].
 Дух  протеста   и  стремление   к   независимости  ни  на    минуту   не  покидает  Джейн  Эйр   и  придает  ее образу живое  обаяние,  он   определяет  многочисленные  конфликты, в которые она вступает с  окружающей средой.    Искра, которая зажгла  огонь  протеста  и неповиновения  в  душе  маленькой  героини,   против   миссис    Рид    и    ее  семейства,   было   сильное чувство,  захватившее  и  потрясшее Джейн до глубины ее существа.  Чувство, которое определило «завязку» социального конфликта  в романе и вызвало  движение от внешнего к внутреннему конфликту главной героини.
 
 
4. Ловудская школа. Углубление социального конфликта романа. Становление личности главной героини
В  сценах   «Ловудской   школы»    представлена     большая    глубина обличения  типичных явлений английской действительности. В них создается картины,  характерные  для   Англии   того   времени.  Именно в  Англии 40-х годов XIX века социальные  контрасты проявлялись с особенной остротой,  здесь пропасть   между   богатством и бедностью была особенно   глубока и «зияюща» - как    о   том пишет Энгельс   в   «Положении  рабочего  класса в Англии» (1845), именно здесь буржуазия  прибегает   к   самой    изощренной   социальной софистике,  чтобы  оправдать  вопиющее  неравенство,   возвести  его   в   некий   закон  «божий  и   человеческий»,   якобы     направленный    к благоденствию всего общества, и прежде всего неимущих.
Изображая судьбу героини,  сироты  Джейн, Ш. Бронте  описывает  ее воспитание   в   благотворительном  пансионе  для  детей бедноты, разоблачая  мнимую благотворительность буржуазии и бесчеловечный характер  системы воспитания  детей учебных заведений,  созданных на средства филантропов.
Интересно   проследить,     как     стихийное       возмущение      против лицемерного   буржуазного   мира   заставляет   Шарлотту,  верующую   дочь священника, восставать против мертвящей морали английской церкви.
Наиболее    отталкивающий  образ в  романе –священник  Броклхерст, попечитель приюта и, в  сущности,  истязатель  девочек –сирот  в  Ловудской  школе.    Через    данный    образа,    Шарлотта,     раскрывает    лицемерие    и ханжество английского викторианского буржуа.
Деспот   и   ханжа    Броклхерст      воспитывает    учениц     школы    в  самом    суровом   духе.   Он   не   только  держит  их впроголодь, но всячески ограничивает их духовные запросы, разрешая читать только Библию.
Система  воспитания  в «Ловудской школе»   основана  на подавлении воли  воспитанниц,  жестокие  наказания  имеют  своей  целью сделать  детей безропотными и покоренными. Их приучают к смирению. 
Однако    Броклхерсту     не     удается    смирить    Джейн,      которую    он обвиняет  в  «общении с нечистым». «My dear children, you must be on your guard  against  her;  you  must  shun her example: if necessary, avoid her company, exclude  her  from  your  sports, and  shut  her  out  from your converse. My tongue falters  while  I  tell it, this  child, the native of a Christian land, worse than many a little  heathen  who  says   its prayers to Brahma and kneels before Juggernaut –this girl is –a liаr!» -с пафосом заявляет священник [1, с. 64].
«Джейн   тяжело   живется   в   Ловуде,  но   там   живет новая  Джейн, именно    здесь,    она    стала    из    угнетенной     и     страдающей     стороны   свидетельницей       незаслуженных       страданий       другого,        настоящей    «сильной»     личностью;   окончательно    сложилась ее    философия   жизни   человека     независимого,   гордого   и   непокорного» -    пишет М.Тугушева 
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.