Здесь можно найти учебные материалы, которые помогут вам в написании курсовых работ, дипломов, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Русские в Башкирии

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 9. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Русские

Численность русских в Башкортостане по переписи 1989 г. составляла 1548,3 тыс. человек (39,8% населения республики). В границах бывшего СССР русских насчитывалось 145,1 млн, из них 119,9 млн находилось в Российской Федерации.

Русское население  Башкортостана высоко урбанизировано: в 1989 г. в городах проживало 83% русских, или 1285,3 тыс. Около половины этого числа приходится на столицу – г. Уфу. Второе место по числу русских занимает Стерлитамак (около 129 тыс.), третье – Салават (84 тыс.), четвертое – Белорецк (52 тыс.). Примерно по 40-45 тыс. человек в городах Октябрьском, Кумертау, Ишимбае; близко к этому русское население в Нефтекамске.
Русские живут во всех городах и поселках республики и составляют более половины жителей Уфы, Белебея, Ишимбая, Мелеуза, Салавата, Стерлитамака, Давлеканово, а в городах Белорецке, Благовещенске, Бирске, Кумертау преобладают (от 64 до 72%).
Сельское русское  население – 263 тыс. человек –  распределено по территории Башкортостана  неравномерно. Выделяется 5-6 компактных массивов. Самый большой занимает центральную часть республики – Уфимский, Иглинский, Кармаскалинский, Чишминский, Благовещенский районы, где в общем насчитывается около 100 тыс. человек (без населения г. Уфы). Непосредственно к этому региону примыкает Бирский район, здесь около половины сельчан (более 9 тыс.) – русские. Компактная группа русских, более 30 тыс., живет на северо-востоке республики в Дуванском и Белокатайском районах. Примерно столько же русского населения в трех южных районах – Мелеузовском, Кугарчинском и Куюргазинском. Заметна концентрация русских в среднем течении р.Белой: в Стерлитамакском и Гафурийском районах их более 20 тыс. Более 25 тыс. на юго-западе – в Альшеевском и Давлекановском районах. В горной Башкирии выделяется русским населением Белорецкий район, где, по переписи 1989 г., проживало около 12 тыс. русских (без населения г. Белорецка, пгт Тирляна и Тукана; в них – русских большинство). Русское население также сосредоточено вокруг старых заводских поселков, около больших водных артерий, железных дорог.
Историческая справка
История заселения  русскими Южного Урала и Приуралья насчитывает более четырех столетий. Русские появились в крае во второй половине XVI в., вскоре после присоединения основных земель Башкирии к Русскому государству. На новой территории в XVI-XVII      вв. стали строить города-крепости 
(Уфа,Мензелинск,Бирск) и оборонительные линии. Под защитой городов и вдоль крепостных линий основывались поселения. Первоначально русское население было малочисленным, оно состояло из служилых людей-стрельцов, казаков, дворян и их крепостных. В первую очередь русские заселяли центральную часть Башкирии, осваивая земли вокруг Уфы, затем – северо-западную, 
вдоль Закамской оборонительной линии.
Переселение в города и на оборонительные линии организовывалось и контролировалось правительством. Но уже в то время начались вольные  крестьянские переселения на башкирские земли, чаще 
из северных губерний. С середины XVII в. до 30-40-х годов XVIII в. поток русских переселенцев на Урал и в Зауралье определяется более четко. Возникают крепостные укрепления по р.Исеть, формируется исетское служилое казачество. На рубеже ХУП-ХУШ вв. в крае появляются старообрядцы. Скрываясь от преследований официальной церкви и правительства, они устремляются из центральной России в Прикамье, на Южный Урал и в Зауралье, основывают в глухих местах деревушки и небольшие монастыри-скиты. Приток старообрядцев не иссякал на всем протяжении XVIII в. Немало было и крестьян, бежавших от крепостной зависимости.
Новый этап русского переселенческого движения начался в связи с постройкой Оренбургской укрепленной линии и основанием г.Оренбурга; с 30-х по 50-е годы XVIII в. создавалось Оренбургское казачье войско. Горно-заводское строительство, особенно интенсивное во второй половине XVIII в., явилось еще более сильным фактором для притока населения из среднего Поволжья, центральных и южных районов России.
Первые достоверные  сведения о численности населения в Оренбургской губернии (куда входила Башкирия) относятся к 60-м годам XVIII в. Русских тогда было здесь около 100 тыс. человек. К началу XIX в. их численность увеличилась более чем в 3 раза, составив 325,5 тыс. (46% от всего населения губернии). В Уфимском уезде русские составили более половины населения, в Оренбургском – более 60% (за счет казачества). В Бирском и Стерлитамакском уездах русскими была примерно 1/4 часть жителей, в Белебеевском уезде – чуть более 10%.
XIX век вызвал  массовые переселения на Урал  и в Сибирь со всей России. Особенно активизировалась миграция в 70-80-е годы, после отмены крепостного права; продолжалась она и в 90-е годы. Русских крестьян притягивала возможность иметь плодородную землю.
Постройка Самаро-Оренбургской и Самаро-Златоустовской дорог стимулировала переселение. Много русских в этот период в село на юго-западе Башкирии -в Белебеевском уезде. Первая всеобщая перепись населения России (1897 г.) показала, что в границах Уфимской губернии русские насчитывали 834 тыс. и были вторыми по численности после башкир. В новых границах Оренбургской губернии численность русских составила 1126 тыс. (73,2% от всего населения).
Еще один поток переселенцев был вызван в начале XX в. столыпинскими аграрными реформами (1906-1916 гг.).
После образования  Башкирской автономной республики большая часть земель оренбургского казачества и наиболее крупные горнозаводские центры оказались за ее пределами. Тем не менее по переписи 1926 г. в Башкирии проживало 1 064,7 тыс. русских.За счет естественного прироста, а в большей степени в результате переселения из других областей к концу XX столетия (1989 г.) прибавилось 0,5 млн русских. В значительной мере они влились в городскую среду. По направлению или по собственному почину русские приезжали, чтобы принять участие в промышленном строительстве, освоении целины, развитии науки и культуры. Много русских осталось на Южном Урале после эвакуации в годы Великой Отечественной войны.

Язык
Русский язык вместе с украинским и белорусским составляет восточнославянскую группу славянских языков, входящих в индоевропейскую языковую семью.
Переселение в Башкирию происходило из разных уголков России, и до сих пор в разговорном языке русского населения республики сохраняются диалектные различия. Здесь представлены говоры севернорусской и южнорусской зон, а также варианты переходных среднерусских говоров. Своеобразен язык казачества. Архаичные черты длительное время сохраняла речь старожильческого населения, в том числе заводского, а особенно – речь староверов.
Вместе с тем  образованная часть русских разговаривает на литературном языке. Под влиянием средств массовой информации, телевидения, под воздействием школьного образования в этот процесс втягиваются широкие слои населения.

Хозяйственные занятия крестьян
Русские переселенцы  в Башкирии стремились устроиться на землях, сходных по природно-климатическим условиям с их прежним местом жительства. В лесные районы шли жители Пермской и Вятской губерний. Особенно много крестьян в северные и приуральские лесные районы переселилось из Вятской губернии. Там, где Другие переселенцы разорялись, вятичи, привыкшие к тяжелой работе по расчистке лесных участков под пашню, хорошо знакомые с лесными промыслами, со столярным и плотницким делом, заводили крепкое хозяйство, строили добротные дома. Крестьяне из степных губерний оседали в юго-западных и южных степных и лесостепных уездах: в Белебеевском, Стерлитамакском, в Оренбургском, в западных волостях Уфимского. Они привозили с собой сельскохозяйственные орудия, семена, приспособленные к степным почвам.
Земледелие было основным занятием русских крестьян. Главное внимание уделялось вынашиванию зерновых. Традиционной русской культурой считалась рожь. Во второй половине XIX в., с развитием товарно-денежных отношений, все большим спросом стала пользоваться пшеница. Там, где были свободные степи (эта культура требовала неистощенной почвы) и преобладал! сухой климат, появились обширные пшеничные поля. В Башкирии это были юго-западные и северо-восточные районы. Третье место по площади посева занимал овес (как фуражная культура). Там, где пшеница родила плохо (например, на севере в Бирском уезде, в предгорьях в Уфимском уезде), значительные участки земли занимало просо, сеяли также ячмень. Выращивали горох, гречку. Ни одно хозяйство не обходилось без посевов конопли. Сравнительно новой технической культурой был лен; вместе с тем поля со льном в начале XX в. во многих деревнях (особенно в центральных и северных районах) превышали конопляники в несколько раз.
Распространенной  системой земледелия было трехполье (яровые озимые -пар), оно имело по территории свои особенности, а местами, при большой обеспеченности землей, переходило в перелог, когда «отдыхающие» участки становились пастбищами и возвращались в состояние истинных земель. Одновременно в отдельных хозяйствах внедрялось многополье с травосеянием и внесением удобрений.

Традиционно землю  обрабатывали сошными орудиями. А.С.Бежкович,  изучавший земледелие крестьян Башкирии в начале XX в., встретил в русских деревнях 6 разновидностей кустарных сох. Не все привезенные переселенцами орудия оказались производительными в местных условиях. С 60-70-х годов XIX в. явно преобладающей стала соха-косуля, воспринятая и другими народами края. Особенно удобна она оказалась при распашке чищоб, хотя и была «тяжела на руки пахаря». Целину и залежь поднимали местным плугом ~ сабаном. Были в хозяйствах также заводские плуги и буккера. Пахали на лошадях. Сеяли из лубяного кузова или ведра. В глухих таежных и горных местах пашню часто огораживали от потрав жердевой изгородьюпряслами. Хлеб жали серпами. В богатых хозяйствах были пароконные заводские жнейки. Колосья связывали в снопы и оставляли на поле, уложив в бабки или суслоны. Способ установки по 9 снопов с десятым, покрывающим их сверху, распространенный в средней и северной полосе России, стал преобладающим и был перенят местным населением. Он получил выразительное название маръя-баш (башк.. татарск.) – «голова русской женщины». Подсохшие снопы собирали в копны, а затем свозили в усадьбу на гумно (крытый ток) или оставляли под открытым небом уложенными в скирды. Досушивали колосья в отапливаемом помещении {овине). Молотили постепенно в течение зимы. Традиционным орудием молотьбы был деревянный цеп. Молотили, вставая в круг по 5-6 человек. В хозяйствах, выращивающих зерно на продажу, имелись двух конные молотилки; на них весь хлеб обмолачивали осенью. Многие крестьяне старались приобрести веялки.
Большое внимание в  русских деревнях, особенно в расположенных недалеко от городов и заводских поселков, уделялось выращиванию картофеля, капусты, лука, репы, моркови, огурцов. Огороды удобряли навозом, для огурцов и рассады устраивали парники.
Животноводство  у русских считалось подсобной отраслью. Вместе с тем, как показала Подворная перепись крестьянских хозяйств 1912-1913 гг., во многих русских деревнях, обеспеченных землей в достаточной мере, поголовье стад было внушительным. Ценили коров, держали свиней. В степной и лесостепной местности было много овец, иногда разводили коз. В селе Старый Белокатай Златоустовского уезда на 383 двора было 1137 коров, более 1300 телят и телок, около 3 тыс. овец, около 400 свиней и 32 козы. При этом только 20 дворов не имели коров и в 92 дворах было по одной корове. Почти половина дворов имела 3 коровы и более. В д. Ждановка Аллагуватовской волости Стерлитамакского уезда на 23 двора приходилось 66 дойных коров, 260 овец, 55 свиней; тут же в хуторе Ильинском на 5 дворов – 8 коров и 56 овец. В д.Федоровка (Князево) Уфимского уезда 172 двора давали отару в 2280 голов. Несколько меньше овец (в среднем по 3-6 голов) было в русских деревнях Бирского уезда.
Лошадей использовали в качестве рабочей силы. С их помощью занимались земледелием  и обеспечивали кормами скотный  двор. Лошадь была основным транспортным средством. Налаживая крестьянское хозяйство, старались приобрести коня, еще лучше – пару лошадей. В крепких хозяйствах имелись небольшие табуны. Встречались и «крепкие» деревни. В Старом Белокатае, например, в 134 дворах было по 4 лошади и больше.

Пчеловодством занимались в Приуралье, богатом медоносами (в первую очередь, липой), в лесных северных районах, меньше на юго-западе Башкирии. Навыки разведения пчел имели глубокие корни у переселенцев из северных областей – жителей Пермской и Вятской губерний. В прошлом они знали бортевое пчеловодство. На новых местах, где бортевые угодья принадлежали башкирам, русские заводили пасеки и использовали рамочные ульи. В зоне Приуралья в каждой деревне было по несколько пчеловодов, у некоторых были большие пасечные хозяйства. В 1912-1913 гг. в пос.Маминском Урман-Кудейской волости Уфимского уезда 7 пчеловодов имели 104 улья; в д.Андреевке Федоровской волости у одного пчеловода было 25 ульев. Десятки пчеловодов насчитывались в каждом из крупных русских сел на северо-востоке Башкирии: в д.Карлыханово 53 пчеловода имели более 1 тыс. ульев; в Ногушах на 37 пчеловодов приходилось 546 ульев, примерно такое же соотношение было в Старом Белокатае. Рыночную направленность приобрело пчеловодство на севере Бирского уезда, в частности в Аскинской волости. В самом Аскине из 536 дворов пчел держали в 54 дворах, в селе было 1667 ульев.
Охота и рыбная ловля  являлись подсобными, любительскими занятиями. Приспособления для охоты и рыболовные снасти были такими же, как и у соседних народов. Использовались разной убойной силы железные капканы, самострелы, захлопывающиеся ловушки, силки. В горных деревнях порой попадались медвежатники, имевшие на своем счету немало заколотых зверей. Спортивный характер приобрела ружейная коллективная охота с применением загонов и собак, распространенная у заводчиков и дворян. Из многочисленных способов рыбной ловли (бреднем, сетью, плетеными ловушками – вятелями и мордами) самым искусным был ночной лов налимов и щук с помощью трезубой остроги. Возможно, он был перенят у горных башкир. Так же, как и они, русские рыбаки выезжали на покол рыбы на лодках, освещая воду факелом. Мальчики с малых лет любили удить рыбу; иногда этим увлекались и взрослые мужчины наличники с вазонами и цветами. Но особенно популярны для карнизов, фризов и оконных кокошников были легкие, словно воздушные, пропильные узоры, придающие домам праздничный вид.
Многие старые особняки в Уфе, Белорецке, Стерлитамаке и  других городах республики были построены и украшены русскими мастерами. Деревянная резьба на них умело сочетается с резьбой по металлу на водостоках и навершиях труб, с фигурными кронштейнами под балконами и крышами.
Особенности питания
Питание русских  определялось продуктами, которые производились в домашнем хозяйстве. Основными из них были зерновые культуры (пшеница, рожь, ячмень, просо, гречиха, овес), употреблялись горох и овощи. В летний период подспорьем в питании служили ягоды и грибы.
Незаменимым продуктом  в крестьянской семье был хлеб. В будни пекли ржаной хлеб, в праздники – пшеничный. Ставили тесто в большинстве случаев на хмелевой закваске. Лишь некоторые раскольники-староверы не употребляли хмель и хмельного, в том числе и хлеба на дрожжах .
Повседневной и  наиболее распространенной пищей были щи из серой (квашеной) или белой капусты; картофельная похлебка с крупой или клецками; горошница; пшенная, ячневая, полбенная, гречневая каша с конопляным маслом, салом или залитая жидкими щами, а в холодном виде – молоком; отварной картофель с солеными огурцами, капустой, грибами, луком; пареная репа; разведенно
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.