На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Оппоненты Парменида

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):




СОДЕРЖАНИЕ
 
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………………….3
ГЛАВА 1. УЧЕНИЕ ПАРМЕНИДА О БЫТИЕ…………………………………………   5
ГЛАВА 2. ОППОНЕНТЫ ПАРМЕНИДА………………………………………………   9
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………………………… 14
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ ……………………………………..17
 
 
 

ВВЕДЕНИЕ
 
Человек рождается, живёт и умирает. Так было всегда, всегда так будет. На протяжении многих веков этот  принцип не меняется. Но, не смотря на весь прогресс, которого человечество достигло за время своего  существования, люди так и не могут понять смысл земного бытия.
Слово «бытие» во всех языках от древних до современных - это отглагольное существительное, образованное от глагола «быть, существовать». На протяжении истории это понятие эволюционировало в порядке, обратном эволюции понятия материи. Его развитие шло от предельно общих и абстрактных представлений ко всем более конкретным и содержательным интерпретациям. Каждая эпоха в истории философии выдвигала свою концепцию способа существования реальности, а от эпохи к эпохе понимание бытия смещалось все больше и больше от характеристики устойчивости к характеристике изменчивости.[1]
Бытие является философской категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека.
Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.
В современной философии проблема бытия по-прежнему остается самой фундаментальной проблемой, как и во всей предшествующей истории философии. Занимаясь бытием, поисками бытия, философия, как и прежде, отстаивает свою специфику перед наукой, религией, искусством, обнаруживает уникальный и своеобразный предмет своих исследований, не сводимых ни к значению, ни к вере, не открывающийся ни в рациональных абстракциях, ни в мистической интуиции.
Поиски бытия – это поиски корней, прикоснувшись к которым человек может почувствовать силу для преодоления бессмысленности окружающего мира, мужество жить, несмотря ни на это бессмысленность, ни на свою конечность, почувствовать себя необходимой частью бытия, не менее существенной и необходимой, чем окружающий мир, «пастухом бытия», которому завещана весть о бытии, в появлении которой и стоит основная задача его жизни. Эти поиски и составляют незримый фундамент того, что человек называет наукой, искусством, религией, стремлением к счастью, любовью, совестью, долгом.[2]
Любое философское рассуждение начинается с понятия о бытии. Вопрос о том, что такое бытие, постоянно присутствует в любом философствовании. Он возник вместе с зарождением философии и будет постоянно сопровождать ее пока существует мыслящее человечество. Это вечный вопрос. И глубина его содержания неисчерпаема.
В истории философии первую концепцию бытия дали древнегреческие философы 6 – 4 веков до нашей эры для бытие было неизменное, единое, неподвижное, тождественное себе. Таковыми были взгляды древнегреческого философа Парменида. Другие философы древности, такие как Гераклит рассматривали бытие как непрерывно становящееся. Взгляды третьих основываются на том, что бытие фиксируется в отношении к небытию и представляет собой лишь ложную, превратную поверхность вещей.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 1. УЧЕНИЕ ПАРМЕНИДА О БЫТИЕ.
 
История философии есть в известном смысле история противостояния материализма и идеализма, или, говоря иначе, того, как разные философы понимают соотношение бытия и сознания.
С точки зрения сторонников материализма, материя, т.е. основа всего бесконечного множества существующих в мире объектов и систем, первична, поэтому справедлив материалистический взгляд на мир. Сознание же, присущее лишь человеку, отражает окружающую реальность.
Бытие – это философская категория, которая обозначает реальность, существующую объективно, т.е. независимо от сознания человека.
  Наряду с материалистическими течениями в философии всегда существовало множество идеалистических течений. Если философ утверждает, что сначала в мире появилась некая идея, мировой разум, всеобщая воля, а от них родилось все многообразие реального мира, то это значит, что мы имеем дело с идеалистической точкой зрения по основному вопросу философии. Иногда спрашивают: а нельзя ли окончательно решить его, т.е. позволяет ли развитие науки признать первичным материю или, наоборот, сознание?[3]
Осознание бытия как некоей проблемы, которая нуждается в разрешении, было впервые осуществлено в философии элейской школы античности (VI—V вв. до н.э.)
Основателем элейской школы принято считать Ксенофана (580-490 до Р. Х.). Крупнейшим мыслителем-элеатом был Парменид (540-середина V века до Р. Х.), которого можно назвать отцом онтологии. [4]
Бытие, по Пармениду, охватывает собой всю реальность, все сущее, более того — единственно сущее. Бытие есть и не может не быть, небытия нет и не может нигде и никак быть. Отрицание небытия с железной логикой приводит к наделению бытия следующими характеристиками:
?       оно вечно — ни из чего не порождается и ничем не может быть уничтожено,
?       оно неизменно и неподвижно — ему не в чем двигаться, оно едино и не может быть делимо на какие бы то ни было части,
?       во всем равно себе — не может быть больше или меньше,
?       оно есть вечное настоящее без начала и конца, без прошлого и будущего.
У Парменида истиной владеет лишь логос (разум), постигающий бытие в его целостности, тогда как чувства, воспринимающие множество вещей-явлений в их постоянной изменчивости, есть источник заблуждений, ибо чувства за сущее принимают то, что реально не существует, но только кажется таким.
Во времена Парменида люди начали терять веру в традиционных богов Олимпа, мифология все чаще стала рассматриваться как вымысел. Тем самым рушились основы и нормы мира, главной реальностью которого были боги и традиция. Мир, Вселенная уже не казались прочными, надежными: все стало шатко и бесформенно, нестабильно; человек потерял жизненную опору.
В глубинах человеческого сознания зародилось отчаяние, сомнение, не видящее выхода из тупиковой ситуации. Необходим был поиск выхода к чему-то прочному и надежному. Людям нужна была вера в новую силу.
Философия в лице Парменида осознала сложившуюся ситуацию, которая обернулась трагедией для человеческого существования (экзистенции), отразила эмоциональный накал и попыталась успокоить смятенную душу людей, поставив на место власти богов власть разума, власть мысли.
Парменид как бы оповестил людей об открытии им новой силы, силы абсолютной мысли, которая удерживает мир от опрокидывания в хаос, обеспечивает миру стабильность и надежность, а, следовательно, человек снова может обрести уверенность в том, что все с необходимостью будет подчинено какому-то порядку.
            Парменид характеризует бытие следующим образом: бытие – это то, что имеется за миром чувственных вещей, и это есть мысль. Оно едино и неизменно, абсолютно, не имеет внутри себя деления на субъект и объект, оно есть вся возможная полнота совершенств, среди которых на первом месте Истина, Добро, Благо, Свет.
Чтобы облегчить понимание того, что такое бытие, людям, не искушенным в искусстве философского мышления, Парменид дает следующее толкование бытия: бытие есть шар, сфера, не имеющая пространственных границ. Сравнивая бытие со сферой, философ использовал сложившееся в античности убеждение в том, что сфера – совершеннейшая и прекраснейшая форма среди других геометрических фигур.
Убеждая, что бытие есть мысль, он имел в виду не субъективную мысль человека, а Логос – космический Разум, через который раскрывается содержание мира непосредственно. Иначе говоря, не человек открывает истину бытия, а, наоборот, истина бытия открывается человеку непосредственно. Истина бытия открывается без помощи рефлексии и логических операций человеческого ума. Человек призывался к смирению перед высшим могуществом необходимости, перед истиной.
Вся гордыня оказывалась в этой ситуации неуместной. Парменидовская интуиция бытия внушала человеку чувство зависимости от Божества, находящегося за пределами повседневности, и одновременно давала ему ощущение защищенности от субъективного произвола и всяких случайностей.
Парменид обнаружил, что логика осмысления категории «бытия» неотвратимо приводит к весьма необычным выводам. Ход его рассуждений можно представить примерно так.
Бытие — это все то, о чем можно сказать: «это есть» или «это существует». А небытие есть? Если признать, что «небытие есть», то мы получим логическую ошибку: то, чего нет (небытие) — есть?! Чтобы ее избежать, надо просто лишить «небытие» статуса существования. Поэтому единственным логически верным вариантом соотношения бытия и небытия может быть только суждение: «бытие есть, небытия нет» (то, что есть — существует; то, чего нет — не существует).
Но если небытия нет, то ничто не может ни возникнуть (из небытия), ни исчезнуть (уйти в небытие). А если ничто не возникает и не исчезает, то, следовательно, ничего не изменяется, т.е. не движется. Бытие неизменно и неподвижно! Аналогичным образом выводятся и другие характеристики бытия: оно едино (не множественно) и неделимо.
А как же быть с тем, что мы реально видим и чувствуем в окружающем нас мире, где все прекрасно движется и делится без проблем? Выходит, что мир совсем не такой, каким мы его воспринимаем? Да нет, вообще-то он именно такой. Но он по сути своей не такой. Сущность мира, его бытие, т.е. то, что позволяет ему существовать, радикально отличны от чувственно воспринимаемого его облика. И это настоящее, подлинное бытие мира открывается только в мышлении. А это значит, что природа его идеальна, оно в чем-то сродни нашему мышлению, составляет его абсолютную основу.[5]
Бытие по Пармениду единственно, ибо если бы было другое бытие, то оно отделялось бы от первого бытия небытием, а небытия нет по определению. Далее, бытие однородно, ибо если бы оно разделялось внутри себя на части, то части были бы отделены одна от другой небытием, а небытия нет по определению. Бытие вечно, несотворимо и неуничтожимо, ибо в то время когда отсутствует бытие, должно быть небытие, но его нет по определению. Наконец, бытие неподвижно, ибо движение - это перемещение бытия в то место, где его еще нет, в небытие, но небытия нет по определению. [6]
Казалось бы, перед нами игра мысли, и, тем не менее, идеи элеатов остро современны и реализуются в сегодняшней научной картине мира. Так, принцип Парменида: ничто не возникает из ничего и не исчезает ни во что - один из краеугольных камней научного мышления. Первый принцип термодинамики утверждает невозможность создания вечного двигателя. Или возьмем множество законов сохранения: энергии, количества вещества, количества движения, импульса, заряда, спина, четности и т. п.
Наконец, любое взаимодействие в природе выражается в науке в виде уравнения, будь то физические, химические или другие реакции. Парменид был прав: к бытию ничего нельзя прибавить и от бытия ничего нельзя убавить. Любое событие в природе - это, строго говоря, не возникновение или уничтожение, а преобразование одного фрагмента реальности в другой, перекомбинация элементов действительности.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ГЛАВА 2. ОППОНЕНТЫ ПАРМЕНИДА
 
Радикальный подход к бытию Парменида вызвал ожесточенную полемику. Его оппоненты апеллировали в основном к эмпирической самоочевидности движения и множественности.
  Парменидовское «бытие» выглядело  довольно необычно. Такая трактовка не могла не вызвать возражений и выдвижения конкурирующих концепций. Но исходный пункт рассуждений уже не оспаривался: подлинное бытие не дано человеку непосредственно; оно скрыто, отлично от повседневной реальности и постижимо только силой абстрактного мышления.
Умаление человека приняли не все философы, а потому парменидовская интуиция бытия была подвергнута критике софистами, Сократом, киниками.
Античные оппоненты Парменида не согласились, прежде всего, с отрицанием небытия. Без него мир неполон, несовершенен, незакончен.
Одно из самых удачных решений поставленных элеатами проблем нашел Демокрит.
Он дает материалистическую трактовку этому понятию, мысля атом как наименьшую, далее не делимую физическую частицу. Таких атомов Демокрит допускает бесчисленное множество, тем самым отвергая утверждение, что бытие - одно. Атомы, по Демокриту, разделены пустотой; пустота - это небытие и, как таковое, непознаваема: отвергая утверждение Парменида о том, что бытие не множественно, Демокрит, однако, согласен с элеатами, что только бытие познаваемо.
Характерно также, что и Демокрит различает мир атомов - как истинный и потому познаваемый лишь разумом - и мир чувственных вещей, представляющих собой лишь внешнюю видимость, сущность которой составляют атомы, их свойства и движения. Атомы нельзя видеть, их можно только мыслить. Здесь, как видим, тоже сохраняется противопоставление "знания" и "мнения". Атомы Демокрита различаются по форме и величине; двигаясь в пустоте, они соединяются ("сцепляются") между собой в силу различия по форме: у Демокрита есть атомы круглые, пирамидальные, кривые, заостренные, даже "с крючками". Так из них образуются тела, доступные нашему восприятию.
Демокрит предложил продуманный вариант механистического объяснения мира: целое у него представляет собой сумму частей, а беспорядочное движение атомов, их случайные столкновения оказываются причиной всего сущего.
В атомизме отвергается положение элеатов о неподвижности бытия, поскольку это положение не дает возможности объяснить движение и изменение, происходящее в чувственном вире. Стремясь найти причину движения, Демокрит "раздробляет" единое бытие Парменида на множество отдельных "бытий» -атомов, которые трактует материалистически. Так родилась одна из самых глубоких и эвристичных материалистических концепций бытия.
Иная трактовка принципов Парменида была предложена Платоном (427-347 годы до н.э.), противопоставившим Демокриту идеалистическое понимание бытия. Подобно элеатам, Платон характеризует бытие как вечное и неизменное, познаваемое лишь разумом и недоступное чувственному восприятию. Но в отличие от элеатов и так же, как у Демокрита, бытие у Платона предстает как множественное. Однако различие между Платоном и Демокритом носит принципиальный характер: если Демокрит понимал бытие как материальный, физический атом, то Платон рассматривает его как идеальное, бестелесное образование - идею, выступая тем самым как родоначальник идеалистической линии в философии.[7]
Все, что имеет части, рассуждает Платон, изменчиво и потому не тождественно себе, а, следовательно   -  в парменидовско-платоновском смысле - не существует ( таковыми являются тело и пространство, в котором все тела существуют ). Существует же только то,
что не имеет частей и, значит, не принадлежит к чувственно-пространственному миру ( существование у Платона - характеристика очень важная и подразумевает вечность, неизменность, бессмертие). Миру сверхчувственных, неизменных и вечных идей,
который Платон называет просто "бытие", противостоит изменчивая и преходящая сфера чувственных вещей (мир "становления"): здесь все только становится, непрерывно возникает и уничтожается, но никогда не "есть". "...Нужно отвратиться всей душой ото всего становящегося: тогда способность человека к познанию сможет выдержать созерцание бытия..." Критикуя тех, кто "признает тела и бытие заодно и то же" Платон утверждает, что истинное бытие - "это некие умопостигаемые и бестелесные идеи".
Идеи Платон называет "сущностями"; греческое слово "сущность" образовано от глагола "быть" ( так же, кстати, как и аналогичные понятия русского языка "существовать", "сущее", "сущность" ). [8]
Таким образом, нематериальные сверхчувственные идеи, согласно Платону, составляют сущность чувственного мира, данного нам в опыте. Вещи, по словам Платона, причастны идеям, и только в силу этой причастности они существуют.
Вот ряд противоположных определений, характеризующих у Платона мир бытия и сферу становления, то есть чувственный мир:
?       бытие - становление,
?       вечное - временное,
?       покоящееся - движущееся,
?       бессмертное - смертное,
?       постигаемое разумом - воспринимаемое чувствами,
?       всегда себе тождественное - всегда иное,
?       неделимое - делимое.
Здесь легко заметить сходство с учением элеатов и пифагорейцев. Но у Платона есть и существенное отличие от элеатов: ведь идей много, а поэтому возникает вопрос, как обеспечить их связь, единство самого мира идей? Не рассыпаются ли они на
множество изолированных сущностей? Чтобы решить этот вопрос, Платон опять-таки обращается к понятию единого, которое он толкует иначе, чем его предшественники - элеаты. Единое, говорит Платон в диалоге "Парменид", само не есть бытие, оно - выше бытия и составляет условие возможности бытия, то есть идей. Единое, по Платону, выше всякого существования и всякой множественности, но без его объединяющей силы невозможны и сами идеи, ибо невозможна даже и множественность: ведь каждое из многих тоже есть нечто одно, а значит, оно тем самым причастно единому. Это единое Платон
отождествляет с высшим благом, к которому все стремится и через это получает свое собственное бытие. Само же высшее благо - по ту сторону всякого бытия и, следовательно, недоступно разуму, и о нем самом нельзя сказать ничего, кроме отрицаний, указывающих только, чем оно не является.
У последователей Платона для обозначения единого закрепился термин "трансцендентное" ("то, что по ту сторону").
Давая идеалистическую трактовку бытия, Платон одновременно осуществил следующий важный шаг в движении философии от метафорического к понятийному мышлению. Чтобы объяснить то или иное явление, надо, по Платону, найти его идею, иначе говоря, его понятие: то постоянное и устойчивое, инвариантное в нем, что не дано чувственному восприятию.
Такое же резкое противопоставление чувственно воспринимаемого сверхчувственной реальности бытия свойственно и концепции Плотина — наиболее крупной фигуры поздней античной философии. Плотин, как мы помним, иерархизировал бытие, объявив его высшей ступенью некое «Единое» (Благо), в котором исчезают все мыслимые различия. При этом оно оказывается не только базовой, но и творческой силой нашего мира, проявляющей свою природу в последовательном сотворении всех «этажей» реальности, в том числе и самых низших — материальных.
Согласно Плотину, структура бытия выступает в следующем виде: оно является иерархией трех субстанций - Единого, Ума и Души. Единому принадлежит высшее место. Понятие Единого - главное в системе Плотина. Единое - это первосущее, оно лишено границ и формы, лишено также и каких-либо определений, стоит над любым существованием и мышлением. Плотин пишет: "Поскольку природа Единого творит все вещи, оно не есть что-либо из них. Следовательно, оно не есть ни качество, ни количество, ни душа, ни дух. Оно не движется и не покоится, не находится в пространстве или времени, оно совершенно однородно, более того существует вне рода и до всякого рода, до движения и покоя. Ибо такие свойства присущи только сущему и делают его многим".
Ум - это вторая субстанция в иерархии Плотина. Он возникает из Единого, когда оно переливается через край и переступает через свою границу. Таким образом, возникает второе бытие, но при этом Единое остается Единым, не лишаясь своей полноты. Ум - тот же платоновский мир идей. Плотин пишет: "Идея есть одновременно и мысль Ума или даже сам Ум, и мыслимая сущность, ибо каждая идея не отлична от Ума, но есть Ум. Ум же в своей целостности есть совокупность всех идей". В Уме, по Плотину, различаются следующие моменты: вещество (но это не материальное вещество, а форма сущности), мыслимое бытие, само мышление.
   Третья субстанция возникает из Ума. Эта субстанция - Душа. "Поскольку он (Ум) совершенен, он должен рождать, ибо такая полнота силы не может оставаться бесплодной.
   Душа согласно Плотину, производит "все живые существа, вдохнув в них жизнь - тех, которых питает земля и море, и тех, что в воздухе, и божественные звезды в небе, и она же произвела Солнце и великое небо, которое она устроила и украсила. Все отдельные души возникают из Души как божественного начала. Душа постоянно остается неделимой и находится во всех частях.
Однако в отличие от Парменида, Плотин указывает, что бытие - не верховное начало, оно происходит от того, что сверхбытийно и о чем, следовательно, нельзя сказать, что оно есть.
Одним из тех философов, которые в противовес Пармениду рассматривали бытие как непрерывно становящееся, был Гераклит (около 544-480 гг. до н.э.). Он сформулировал ряд диалектических принципов бытия и познания.  Гераклит сформулировал ряд диалектических принципов бытия и познания. Диалектика у Гераклита - концепция непрерывного изменения, становления, которое мыслится в пределах материального космоса и в основном является круговоротом вещественных стихий - огня, воздуха, воды и земли. Здесь выступает у философа знаменитый образ реки, в которую нельзя войти дважды, поскольку в каждый момент она все новая.
Становление возможно только в виде непрерывного перехода из одной противоположности в другую, в виде единства уже сформировавшихся противоположностей.
Так, у Гераклита едины жизнь и смерть, день и ночь, добро и зло. Противоположности пребывают в вечной борьбе, так что “раздор есть отец всего, царь всего”. В понимание диалектики входит и момент относительности (относительность красоты божества, человека и обезьяны, человеческих сил и поступков и т. п.), хотя он и не упускал из виду того единого и цельного, в пределах которого происходит борьба противоположностей.
Гераклит считает, что космос не создал никто из богов и никто из людей, но "он всегда был, есть и будет вечно живым огнем".
Итак, первоосновой всего сущего Гераклит считал первоогонь – тонкую и подвижную легкую стихию. Огонь рассматривался Гераклитом не только как сущность, как первоначало, но и как реальный процесс, в результате чего благодаря разгоранию или угасанию огня появляются все вещи и тела.
С защитой идей Парменида выступил его любимый ученик Зенон (490-430 до Р. Х.), которого Аристотель назвал изобретателем диалектики. Если у Гераклита мы видели открытие объективной диалектики, то диалектика Зенона субъективна. Это особый способ рассуждения, стремящийся выявить противоречивость в аргументах оппонентов. Свои опровержения опровержений он построил в форме апорий (апория — безвыходное положение) — своеобразных задач, неразрешимых с позиций формальной логики.  [9]
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
 
В теоретически рефлектированной форме понятие бытия предстает у элеатов. Бытие есть, а небытия нет, говорит Парменид, ибо невозможно ни познать, ни выразить небытие. «Мыслить и быть — одно и то же»,— формула, которой Парменид не придавал того субъективного звучания, которое она получила в новое время. Бытие, согласно Пармениду, едино и вечно, а потому неподвижно и неизменно, в противоположность миру мнения, вещам чувственного мира, множественным, преходящим, подвижным, изменчивым. Бытие как нечто истинное и познаваемое противостоит чувственному миру как видимости, не могущей быть предметом подлинного знания. Итак,
1) бытие есть, а небытия нет;
2) бытие едино, неделимо;
3) бытие постижимо, а небытие — нет.
Эти положения элеатов о бытии были по-разному интерпретированы Демокритом, Платоном и Гераклитом, но их основной смысл при этом не был утрачен.
Переосмыслив тезис элеатов о том, что бытие едино, Демокрит объявляет бытием атомы, а небытием — пустоту. В силе остается при этом важнейшее положение Парменида: бытие есть, оно познаваемо, небытие же — пустота — непостижимо. Принцип единства бытия сохранился у Демокрита по отношению к каждому отдельному атому,— он у Демокрита неделим; однако атомов множество, и это благодаря тому, что небытие — пустота — все-таки есть; тут Демокрит полемизирует с элейцами. В то же время он сохранил Парменидово противопоставление чувственного мира как лишь видимости бытию, с той, однако поправкой, что это истинное бытие — атомы — даны у него не столько логическому мышлению, сколько абстрактному представлению, о чем свидетельствует как вид атомов (вогнутые, выпуклые, якореобразные, шероховатые, угловатые или с крючками), так и объяснение их неделимости— «неразрезаемое», «нерассекаемое», т. е. неразнимаемое в силу его               физической               твердости. [10]
Полемическую по отношению к Демокритовой интерпретацию бытия предложил Платон. Правда, бытие у Платона, как и у Демокрита, предстает как множественное, но эти многие суть умопостигаемые сущности-идеи. Идеи неделимы в силу не физической их нерассекаемости, а их логического единства, т. е. в силу их нематериальности, а потому и отсутствия в них «частей» (верха, низа, правого и левого, передней и задней сторон), каковые присущи только вещественным атомам. С элеатами Платона объединяет убеждение в том, что бытие (идеи) вечны, неизменны и познаваемы лишь умом, в отличие от «становления», мира чувственных изменчивых и преходящих вещей: «Нужно отвратиться всей душой ото всего становящегося: тогда способность человека к познанию сможет выдержать созерцание бытия». В отличие от тех, кто «признает тела и бытие за одно и то же», Платон убежден, что «истинное бытие — это некие умопостигаемые и бестелесные идеи».
Согласно другому античному философу Плотину структура бытия выглядит как порождение. Единого Ума, который порождает Душу, состоящую из божественной и земной Души. Такая диалектика носит мистический характер, она не имеет рационального содержания. И в отличие от Парменида, Плотин  различает бытие и единое: «Бытие,— пишет он,— есть только след Единого.
Как и для Парменида, для Гераклита исходным пунктом выступает "логическое".
В отличие от Парменида, он следовал не логике, а интуиции, угадывая истинную суть вещей. Изменение существующих вещей подчиняется у Гераклита природной необходимости, обусловленной взаимодействием противоположных начал. Бытие характеризуется тем, что оно связывает то, чего уже нет, с тем, чего еще нет, т.е. прошлое с будущим. Следовательно, бытие - это процесс уничтожения старого и возникновения нового, т.е. становление. Гераклит утверждал, что всё изменяется по определенным законам. Для Гераклита – течение вещей, само непрерывное изменение, постоянство же для него есть простой призрак. Интересно отметить, что элеат Парменид представляет покоящееся бытие в образе в себе замкнутого мирового шара, а Гераклит принцип возникновения – под видом подвижного все пожирающего огня».
Парменид объявил предельным основанием мира и космоса мысль как таковую, абсолютную мысль. Впоследствии философы назовут ее «чистой», имея в виду то содержание мысли, которое не связано с эмпирическим, чувственным опытом людей. Парменид как бы оповестил людей об открытии им новой силы, силы Абсолютной мысли, которая удерживает мир от опрокидывания в хаос и небытие, обеспечивает ему стабильность и надежность, дает человеку уверенность в том, что все с необходимостью будет подчиняться порядку, установленному в ином мире. Необходимость Парменид называл Божеством, Правдой, провидением, судьбой, вечным и неуничтожимым, тем, что действительно имеется. «Все по необходимости» означало, что заведенный в мироздании ход вещей не может внезапно, по воле случая, измениться: день всегда придет на смену ночи, солнце внезапно не погаснет, люди не вымрут все вдруг по неизвестной причине, и г. д. Другими словами, Парменид постулировал наличие за вещами предметно-чувственного мира какого-то иного мира, выполняющего роль гаранта стабильности и устойчивости всего, что есть на земле и на небе. А это означало, что у людей нет причины для отчаяния, вызванного крушением устойчивого старого традиционного мира
Античное решение проблемы бытия задало крупные мировоззренческие и ценностные ориентиры последующим эпохам.
Наверное, нет и не будет ни одной проблемы, которую бы философия решила однозначно раз и навсегда. Ветры новых времен по-новому «поворачивают» устоявшиеся представления и, казалось бы, давным-давно исчерпавшие себя проблемы. Вот почему философия не сводится ни к одной из своих разновидностей, сколь бы разработанной и всесторонней она ни была.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
    Алексеев П.В. Философия: учебник для ВУЗов / П.В. Алексеев; А.В. Панин.  -   Изд. 2-е, испр. – Москва : Проспект, 2002. – 235 с.
    Библер B.C. Что такое философия? / B.C. Библер. - Москва : Гардарика, 2005. – 120 с. 
    Бобров В.В. Введение в философию: учебное пособие / В.В. Бобров. – Москва : ИНФРА-М, 2010. – 210 с.
    Большаков А.В. Основы философских знаний / А.В. Большаков; В.С. Грехнев; В.И. Добрынина. - Москва : Знание, 2007. – 123 с.
    Гегель Г.В. Наука логики / Г.В. Гегель. – Москва , 2002. – 110 с.
    Гуревич  П.С. Основы философии: учебное пособие /  П.С. Гуревич. – Москва : Гардарики, 2002. – 438 с.
    Гуссерль Э. В.  Философия как строгая наука /  Э. В. Гуссерль. – Новочеркасск : Знание, 2004. – 190 с.
    Канке В.А. Философия: учебник дня вузов / А.В. Канке. – Москва : Логос, 2001. –   260 с.
    Лешкевич Т.Г. Философия / Т.Г. Лешкевич. - Изд. 2-е, доп.  – Москва : ИНФА-М, 2008. – 312 с.
    Лосев А.Ф. История античной философии / А.Ф. Лосев; Л.В Скворцов. – Москва : Дрофа, 2009. – 214 с.
    Основы философии: учебно-методическое пособие для ВУЗов / под общей редакцией Н.И. Гаврилова. – Красноярск : Манускрипт, 2007. – 160 с.
    Скирбекк Г.  История философии / Г. Скирбекк; Н. Гилье;  под общей ред. С.Б. Крымского. – Москва : ВЛАДОС, 2003. - 800 с.
    Спиркин А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. – Москва : Гардарика, 2003. - 368 с.
    Фейербах Л. Основные положения философии будущего / Л. Фейербах. – Москва : Гардарика, 2005. – 186 с.
    Философия / Под редакцией В.Д. Губина; Т.Ю. Сидориной; В.П. Филатова. –  Москва : Русское слово, 2008. – 432 с.
    Фролов И.Т. История и современность / И.Т. Фролов. -  Москва : Логос, 2003. – 253 с.
    Хайдеггер М. Время и бытие / М. Хайдеггер. -  Москва : Гардарика, 2003. – 203 с.
    Шеллер М. Положение человека в Космосе / М. Шеллер. – Москва : Альфа-М, 2008. – 90 с.
    Шрейлер  Ю. А.  Загадочная притягательность философии / Ю.А. Шрейлер. –   Москва : Альфа-М, 2006 – 107 с. 
    Хайдеггер М. Тождество и различие / М. Хайдеггер. - Москва : АРС-Пресс, 2007. –   59 с.
    Хамитов Н.Г. Философский словарь / Н.Г.Хамитов; С.В. Крылова. – Красноярск : ТРЭНД, 2006. – 234 с.
    Природа и проблема бытия [Электронный ресурс] :  Интернет - библиотека. –   Москва : society.polbu.ru, 2006. - Режим доступа: http://society.polbu.ru/skirbekk_philohistory/ch06_all/. – 10.05.2011
 
 
 
 
 
 
 
 
18
 


[1] Большаков А.В. Основы философских знаний / А.В. Большаков; В.С. Грехнев; В.И. Добрынина. -   Москва : Знание, 2007. – 123 с.
[2] Лосев А.Ф. История античной философии / А.Ф. Лосев; Л.В Скворцов. – Москва : Дрофа, 2009. – 214 с.
 
[3] Хайдеггер М. Время и бытие / М. Хайдеггер. -  Москва : Гардарика, 2003. – 203 с.
[4] Канке В.А. Философия: учебник дня вузов / А.В. Канке. – Москва : Логос, 2001. –   260 с.
 
[5] Лосев А.Ф. История античной философии / А.Ф. Лосев; Л.В Скворцов. – Москва : Дрофа, 2009. – 214 с.
[6] Алексеев П.В. Философия: учебник для ВУЗов / П.В. Алексеев; А.В. Панин.  -    Изд. 2-е, испр. – Москва : Проспект, 2002. – 235 с.
 
[7] Спиркин А.Г. Философия / А.Г. Спиркин. – Москва : Гардарика, 2003. - 368 с.
[8] Лосев А.Ф. История античной философии / А.Ф. Лосев; Л.В Скворцов. – Москва : Дрофа, 2009. – 214 с.
 
[9] Философия  / Под редакцией В.Д. Губина; Т.Ю. Сидориной; В.П. Филатова. –   Москва : Русское слово, 2008. –  432 с.
 
[10] Природа и проблема бытия [Электронный ресурс] :  Интернет - библиотека. –   Москва : society.polbu.ru, 2006. - Режим доступа: http://society.polbu.ru/skirbekk_philohistory/ch06_all/. – 10.05.2011
 


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.