На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Финансовая реформа Петра Первого

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 06.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 16. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):



 
АНОВПО «Международный банковский институт»
 
 
 
 
Реферат
по Истории
на тему: «Финансовая реформа Петра I»
 
 
 
 
 
Исполнитель: студент группы 22ФК-14
                                                  Сенаторов Евгений Вадимович
             Руководитель:
                                                               Кривошеев Максим Владимирович
 
 
 
 
 
Санкт-Петербург
2012
 
Содержание
 
Введение ……..……………………………………………………………………3
Глава 1.  Общий характер преобразовательной деятельности Петра I ….……4
Глава 2.  Финансовая реформа Петра I …………………………………………7
Глава 3. Итоги финансовой реформы Петра I ………………………………...19
Заключение………………………………………………………………………20
Список литературы……………………………………………………………...21
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение
В многовековой истории России немало славных имён. К их числу принадлежит Пётр I, известный фактически каждому человеку не только в нашей стране, но и за рубежом. Именно благодаря ему Россия стала великим государством, заставившим считаться с собой европейские державы.
В отношении его совершений до настоящего времени не утихают ожесточенные споры. Одни считают Петра «творцом Российской Империи», величайшим преобразователем, сумевшим на многие десятилетия сократить отставание Московии от Европы. Другие называют его тираном, нарушившим естественный ход развития православного государства, что привело к трагическому разрыву единства и власти. Ему молились как «боговдохновенному» венценосцу и воспевали анафему как «антихристу».
И всё же Пётр I кардинально изменил жизнь Российского государства и его населения и последствия этого можно увидеть во всей дальнейшей истории нашей страны. Реформы Петра затронули все стороны русского общества, всколыхнули устоявшиеся жизненные уклады различных социальных слоев.
Мне всегда была интересна личность Петра I. Я считаю, что для всех современных государственных деятелей может послужить примером его самоотверженный труд и личное служение идее величия страны. Ведь Пётр оставил после себя огромную Империю, к которой прислушивались и в блестящем Версале и в заносчивой Вене. Поэтому у меня не было сомнений в выборе темы реферата. Тем более я живу в городе, построенном Петром как новая столица зарождавшейся Империи. Здесь каждая улочка, каждый дом дышат воспоминаниями о своем основателе, а многие дома и дворцы построены или заложены при его жизни.
Я решила остановиться на преобразовательной деятельности Петра Великого. Основной целью своих преобразований Пётр считал стремление к достижению «доброго порядка». Большинство проводимых Петром реформ было направлено на построение в России регулярного государства с чёткой системой управления, сильными армией и флотом, процветающими сословиями.
А для более подробного изучения выбрала тему, близкую мне по роду трудовой деятельности  – финансовая реформа Петра I.
Основная цель, которую я поставила при написании реферата, это ознакомление с общим характером реформистской деятельности Петра I и более подробное изучение финансовой политики и экономики в стране в период его правления. Причины, послужившие проведению финансовой реформы в стране, как работала система налогообложения, как осуществлялся порядок надзора за государственными расходами, финансовое устройство страны,  как была проведена денежная реформа. Это те вопросы, на которые я хотела бы получить ответы. И в заключении  подвести итоги финансовой деятельности Петра 1, оценив значение реформы.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 1.   Общий характер преобразовательной деятельности
Петра I
Реформы Петра Великого не результат предварительного, строго обдуманного плана; они обязаны не кабинетной теории, которая обыкновенно заботится согласовывать между собой отдельные части такого плана, - петровские реформы выросли из самой жизни, постепенно, чаще всего из неотложных потребностей данной минуты; не всё в них оказывалось устойчивым, а потому одно изменялось, другое пополнялось, по мере того как жизнь и опыт указывали неполноту или несовершенство принятого решения. Поэтому в преобразованиях Петра есть и недоделанное, и противоречивое.
Иначе и быть не могло. Реформы выросли прежде и более всего из потребностей военных; воевал же Пётр в течение почти всего своего царствования, а потому не имел времени спокойно обсуждать и вводить свои преобразования; многое, особенно в начале, делалось наспех. Северная война тянулась 21 год (1700-1721), а считая подготовительный период (1698-1700), то и все 23; саму войну осложнили крайне тягостные для государства бунты: Астраханский (1705), Башкирский (1707-1709), Булавинский на Дону (1708), измена Мазепы (1708). Едва закончилась война со шведами, предпринят был Персидский поход (1722-1723).
Северная война настолько поглощала внимание Петра, что впервые наиболее напряженные годы ее собственно о реформах, то есть о коренных изменениях существовавших порядков, трудно было и думать, хотя потребность в них ощущалась уже и тогда. В первый период войны предпринята была всего одна реформа: учреждение губерний, переделка заново областного управления (1708) – одна, потому что учреждение Бурмистрской палаты, создавшее новые условия жизни и деятельности городского, промышленно-торгового класса (1699), относится еще к довоенному периоду. Все остальные распоряжения Петра за это время (1698-1709) ограничивались мерами частного характера, каковы, например: указ об орленой (гербовой) бумаге (1699), назначение на вакантный патриарший престол (после смерти патр. Адриана) Стефана Яворского в звании его «блюстителя и администратора», с восстановлением Монастырского приказа (1700) – мера временная; запрещение подавать государю прошения помимо государственных учреждений (1700), указ о составлении нового Уложения, оставшийся мертвой буквой (1700), отмена должности губных старост с заменой их местным дворянством в качестве советников местного воеводы (1702), вызов иностранцев из-за границы (1702) и т.д.
И только после полтавской победы, когда сила врага были надломлены и государству более уже не грозила опасность в той степени, в какой оно испытывало ее с первых же дней войны, преобразовательная деятельность Петра становится более интенсивной и приобретает в последние 8-10 лет его царствования некоторую систематичность и подобие общего плана.
Логический путь, пройденный реформами Петра, поскольку о таковом может идти речь, был следующий:
1) Война требует войска – это породило первую заботу правительства об армии; ее надо создать, одеть и прокормить, пополнять ее постоянную и притом значительную убыль; надо обзавестись артиллерией, военным снаряжением (порохом, бомбами и т.п.), возвести там, где это необходимо, крепости, провести дороги – реформа военная.
2) Содержание войска требует денег; их надо найти, и притом сейчас, не медля; займов делать не у кого, приходится еще самим денежно помогать союзникам; денег можно достать только в самом государстве, у населения, облагая сборами, продавая монополии – реформа финансовая.
3) Чтобы обеспечить армии постоянный прилив свежих сил, гарантировать правительству возможность располагать необходимыми военными кадрами, приходится внести существенные изменения в старой системе несения военной повинности между общественными классами населения на иных началах – реформа сословная.
4) В свою очередь, чтобы обеспечить постоянное и правильное поступление в государственную казну возлагаемых на население податей и налогов, необходимо создать соответственные органы – реформа управления. Отвечая на нужды финансовые, реформа управления должна  в то же время удовлетворить и нуждам специально военным; поэтому преобразования административные стояли в тесной связи с преобразованиями сословными.
5) Допустимо ли, однако, ограничиваться в заботах о пополнении государственной казны одним только взиманием податей и налогов, только черпать из народного капитала, не пополняя, в свою очередь, также и его? Убыль необходимо возместить новыми поступлениями, а они возможны лишь при условии производительной деятельности; в результате – меры экономического и коммерческого характера (земледелие, скотоводство, промышленность, добывающая и обрабатывающая; торговля).
6) Военное дело, управление, экономическое благосостояние страны требовали знания, опытных людей, соответствующей обстановки для их развития – все это вызвало меры просветительного характера.
7) Привлекая все классы населения к общей работе на пользу государства, Петр не мог оставить в стороне духовенства и церкви, что привело к реформе церковной.
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Глава 2. Финансовая реформа Петра I
Основной причиной, послужившей проведению финансовой реформы, была нужда в денежных средствах для строительства флота, обустройства армии, ведения Северной войны 1700-1721 годов. В условиях крупномасштабных государственно-политических и социально-экономических преобразований осуществлялись огромные финансовые затраты. Финансовая система его предшественников уже не удовлетворяла нужды государства на свершение великих дел, в частности, система подворного налогообложения, введенная ещё в 1678 году. Появлялись недоимки, дефицит государственного бюджета, что, в значительной мере, угрожало как внутренней, так и внешней безопасности страны. Первые годы финансовой деятельности Петра I были плохо обдуманы, поэтому его первые свершения в этой сфере хоть и давали результаты, но они были недолговечны. Объяснялось это, прежде всего, стремлением Петра I как можно быстрее получить средства для создания регулярной армии и флота. В последующие годы значительное влияние на деятельность Петра I в финансовой сфере оказали идеи меркантилизма, а также его окружение (например, обер-фискал Алексей Нестеров, советовавший Петру провести подушную реформу).
2.1. Реформа городского обложения
Ещё предшественниками Петра I была проведена финансовая реформа 1679-1681 годов, по которому плательщики-горожане были связаны круговой ответственностью за сбор налогов, а сам их сбор был возложен на выборных из числа горожан. В 1681 году была проведена неудачная попытка привлечь высшее московское купечество к ответственности за полноту казённых платежей во всём государстве. Причиной тому было желание московского правительства поручить сбор городских налогов гостям и людям гостиной и суконной сотен, которые могли бы ответить за недобор своим имуществом.
Указом 1 марта 1698 года Пётр I подтвердил указы своих предшественников на право городов собирать стрелецкие (т.е. деньги, собираемые с городского населения) и оброчные деньги выборными земскими старостами, волостными судьями и целовальниками, состоявшими в земских избах, в обход воевод и приказных людей. Делалось это для того, чтобы воеводы и приказные люди не злоупотребляли своим положением и не занимались дополнительными сборами с городского населения. Однако городское население, согласившееся на введение новых учреждений, вынуждено было платить государству окладные сборы в двойном размере. В дальнейшем, видя нежелание горожан к самоуправлению, вызванное высокими сборами, правительство отменило двойные оклады, но реформа была объявлена обязательной во всех городах.
Тогда же, в 1698 году, Пётр переименовал земских старост в земских бурмистров, а таможенных и кабацких верных голов – в таможенных и кабацких бурмистров. В Москве была учреждена Бурмистрская палата. С 17 ноября 1699 года она была переименована в Ратушу.
Ратуша состояла из выборных от московских купцов и была подчинена Большой казне. Ратуше, в свою очередь, подчинялись земские бурмистры всех городов. Обязанностью земских бурмистров было наблюдение за сборами и оброчными статьями в городах и уездах, они также посылали подчинённых им таможенных и кабацких бурмистров для отчётности в Москву. В ведение Ратуши были переведены все сборы, которые собирались с 1681 года.
Учреждение Ратуши значительно изменило устройство приказного хозяйства. Большая казна потеряла главный источник своего дохода – таможенные и кабацкие сборы, и вся её деятельность с тех пор была сосредоточена на перечеканке иностранной монеты. Старинные четверти – устюжская, костромская, владимирская и галицкая – прекратили своё существование, потому что подведомственные им ранее сборы с городов были переданы Ратуше, которой после упразднения воевод и поручения управления и суда бурмистрам также отошло управление и суд в городе. Другие приказы, например Посольский приказ, лишились собственного дохода, хотя и продолжали существовать: деньги на своё содержание большинство приказов стало получать из Ратуши.
Все эти преобразования, однако, не создали нового источника доходов, а ведь это и было главной причиной проведения реформы в сфере городского обложения. Тем не менее, правительство получило гарантию поступления прямых налогов, причём их взимание не требовало никаких затрат. Постепенно Ратуша, сосредоточившая в своих руках главные сборы, таможенный и кабацкий, оказалась не в состоянии полностью содержать армию и флот, численность которых с каждым годом увеличивалась. Не была полностью решена проблема, связанная с дополнительными сборами с населения. Даже после введения прибыльщиков, которые должны были следить за сборами в городе, отдельные поборы сохранялись.
2.2. Первая реформа приказов
Необходимость постоянного содержания регулярной армии и флота привела к реформированию в сфере приказов. Был учреждён Военный приказ, объединивший прежние Иноземский и Рейтарский приказы; приказ артиллерии, Преображенский приказ, ведавший устройством Преображенского и Семёновского полков;  Адмиралтейский приказ и Военно-морской приказ, ведавший иностранным персоналом русского флота. Это привело к некоторому увеличению государственной казны.
2.3. Денежная реформа
Задачи реформы:
1. Создание гибкой денежной системы с использованием не только серебра, но и других металлов.
2. Установление весовой нормы и пробы для серебряных, золотых и медных монет, обеспечить их изготовление машинным способом.
3. Установление единого денежного обращения на всей территории России.
4. Увеличить доходы казны от чеканки монет для покрытия расходов, связанных с Северной войной (фискальные цели).
Важно, что реформа проводилась постепенно. Делали определенный шаг, выжидали, каковы будут последствия, и только затем переходили к следующему этапу. С 1696 начали чеканить датированные проволочные серебряные копейки, а через несколько лет и разменную медную монету. Это новшество должно было подготовить население к реформе.
Постепенно создавалась и серия серебряных монет: 50, 25, 10, 5 и 3 копейки; в 1704 она получила свое завершение в рубле, равном по весу талеру (28 г.). Таким образом, все основные номиналы новой денежной системы вошли в обращение в 1700-1704 годах. Было покончено со старым счетом, денежные суммы исчислялись в рублях и копейках.
С 1701 г.  начали  чеканить золотые червонные, равные по пробе и весу дукату – золотой международной монете. Выпуск червонных означал создание русской золотой монеты, которой ранее не было в денежном обращении страны.
Петр I отказался от введения общепринятых в Европе надписей на латыни. На всех деньгах в России легенды были на русском языке.
Прибыль от монетной реформы сначала давала огромный доход, но постепенно она снижалась. Эта денежная перечеканка немного облегчила положение финансов в стране, но вскоре появилось множество проблем: цена русской монеты упала почти на половину, а цены всех товаров поднялись вверх в два раза; затем упали в два раза все окладные платежи.
В денежном обращении России в первой четверти XVIII в. серебряная монета явилась основной, она составила – 88,5%, медная монета – 9%, золотая монета – 2% общей суммы чеканки. Всего же за время правления Петра I (1689 – 1724) серебряная чеканка составила около 30,4 млн. рублей или 423 тыс. руб. в среднем в год. Самый большой доход казна получила от передела серебра – 8366 тыс. руб. (при среднегодовом в 322 тыс. рублей).
В истории денежной реформы Петра I можно наметить три этапа.
Первый этап (1698 – 1704) – самый важный. Происходит внедрение в денежное обращение серебряной, медной и золотой монеты, понижение веса серебряной копейки до 1/100 веса талера, основание новых денежных дворов и постепенный переход от ручной чеканки к машинной, разработка новой денежной системы.
Второй этап (1711 – 1717) - отказ от чеканки мелких серебряных монет талерной пробы и понижение ее до 70-й – сокращение содержания серебра в монете и уменьшение ее реальной ценности.
Третий этап (1718 – 1724) - происходят радикальные изменения:
1.      Прекратилась выделка серебряных проволочных копеек.
2.      Монеты крупного достоинства заняли ведущее место, для которых тоже была установлена 70-я проба.
3.      Переход из фискальных соображений к чеканке новой медной монеты, 40-рублевой весовой норме, что привело к резкому обесцениванию денег.
4.      Прекращение выделки медной копейки, замена ее сначала полушкой, а с 1723 г. – пятаком.
5.      Прекратился выпуск червонцев высокой пробы, соответствующей международной валюте – дукату, начался выпуск золотых двухрублевиков 75-й пробы.
2.4. Усиление налогового гнёта
Расходы продолжали расти. Поэтому Пётр прибегнул к обложению налогами всех статей хозяйственной жизни, какие только возможно было обложить. Для этого в 1705 году было учреждено новое ведомство – Ингермандландская канцелярия во главе с А.Д. Меншиковым. В результате появились налоги на частную рыбную ловлю, бани, постоялые дворы, мельницы, пчельники, конские заводы и площадок, где производился торг лошадьми. Продолжали брать пошлину со старообрядцев за право ношения бороды, брали с них двойной налог за приверженность к старым обрядам, обложили особым сбором дубовые колоды, которые шли на поделку гробов, ввели обязательное использование гербовой бумаги. В общем было до 30 разных видов налогов.
 
 
2.5. Монополизация
1705 год был особенно труден для Петра I в финансовом положении: происходило переустройство армии, формировались драгунские и новые пехотные полки, шла полным ходом перестройка балтийского флота. Поэтому введение новых монет и налогов не могли полностью решить финансовых проблем. Тогда Пётр прибегнул к монополизации – взятие в исключительное право государства продажи некоторых товаров сбыта как внутри страны, так и за границу. Указом 1 января 1705 года была монополизирована продажа соли и стали продавать её вдвое дороже той цены, по которой доставляли её в казну подрядчики. Цену на соль установили в среднем 10 копеек за пуд соли. Вместе с солью была монополизирована продажа алкоголя, дёгтя, мела, рыбьего жира, ворванного и квашеного сала, щетины. Была значительно расширена торговля казёнными товарами.
Пётр I также распорядился перевозить за границу часть казённых товаров и там продавать, чтобы на вырученные за границей деньги покупать иностранные товары. В главе всей этой казённой торговли стал с 1705 года Дмитрий Соловьёв. В главнейших торговых городах Европы были учреждены должности особых торговых агентов, продававшие русские казённые товары и исполнявших требования русского правительства по закупке иностранных товаров.
2.6. Финансовое хозяйство и губернии
Для лучшего удовлетворения военных нужд Пётр I передал финансовое хозяйство учреждённым им в 1708 году губернаторам. Эта мера значительно подорвала значение Ратуши как центрального финансового ведомства. В 1710 и 1711 годах Пётр созвал съезды губернаторов, воевод и бурмистров по городам. На этих съездах были выяснены и разработаны основы нового финансового устройства страны по губерниям. В результате нового устройства перестали существовать Ратуша и последние приказы, которые ведали отдельными местностями страны. Основной чертой новой финансовой организации было распределение содержания полков по губерниям. При этом губерния должна была поставлять не только деньги, но и рекрутов. При каждом полку находился комиссар от губернии, содержавший этот полк.
2.7. Составление табелей
В 1710 и 1711 году были составлены табели, то есть росписи всех расходов с указанием, какой расход доходами какой губернии должен покрываться, или какая часть губернского сбора должна идти на покрытие какого расхода. Но на практике мера не могла быть осуществлена, так как табель, определявшая чуть ли не каждому губернскому сбору своё назначение, могла выполняться только тогда, если бы каждая отдельная сумма сразу же, после её сбора посылалась туда, куда была определена для израсходования.
2.8. Проекты выхода из финансового кризиса
Ещё с 1710 года Петру стали поступать различные проекты путей выхода из финансового кризиса. Один из первых таких проектов принадлежал Савве Рагузинскому. Он подчёркивал, что назначение новых налогов с крестьянства приведёт к тому, что земля останется без крестьян. Рагузинский предлагал увеличить казну путём разных финансовых операций: займа внутри страны и за границей или путём введения налогов, которым бы облагалось платёжеспособное население страны, а не разорённые крестьяне. Автор также высказывал мысль о двойном увеличении обложения земли в городах, но эту тяготу, которая пала бы на торгово-промышленное сословие, можно было бы облегчить, дав больше свободы в торговле: оставив соль, вино, табак, поташ, соболей в казённой продаже, всё остальное предлагалось отдать на волю. Пётр воспользовался кое-какими указаниями этого проекта, разрешив торговлю всем и став советовать младшим детям в дворянских семьях заниматься торговлей и промыслами. Это, конечно же, вызвало недовольство купечества.
В других проектах правительству рекомендовалось обратить особое внимание, во-первых, на торговлю казёнными товарами, число которых предлагалось ограничить, во-вторых, на косвенные налоги.
2.9. Введение подушной подати
С 1716 года Пётр снова серьёзно занялся вопросами финансовой политики и экономики. В 1716-1717 годах на политику царя оказывали значительное влияние идеи меркантилизма. Это выразилось прежде всего в создании новых мануфактур и разработке естественных богатств страны – полезных ископаемых.
Наряду с этими проблемами снова был поднят вопрос о более тщательном подсчёте количества налогоплательщиков. Очень волновал вопрос резкого снижения населения страны, которую показала перепись 1710 года. Однако в дальнейшем выяснилось, что основной причиной «демографического кризиса» в стране стало простое стремление налогоплательщиков избежать налогового гнёта. Если крестьяне спасались от налогов побегами, то помещики повсеместно искусственно уменьшали количество плательщиков. Поиски новых источников пополнения государственного бюджета привели к коренной реформе всей налоговой системы – введению единой подушной подати, при которой учитывалось всё мужское население. Мысль о такой реформе была не новой. Ёще царевна Софья желала осуществить реформу податного обложения, заменив подворную подать подушной. При Петре I эту идею отстаивал обер-фискал Алексей Нестеров. Он считал, что налогообложение, основанное на подворной подати само по себе несправедливо: в одних дворах могло жить по 20-30 человек, а в других - 5-10. Для последних налоговый гнёт значителен, так как у них меньше рабочих рук. Поэтому Алексей Нестеров предложил собирать подати, сборы и повинности не со дворов, а с рабочих душ. В дальнейших предложениях предлагалось ввести особую полицию и паспортную систему в деревне, что значительно уменьшило бы побег крестьян.
Все проекты советовали, во-первых, подсчитать всё мужское население страны без различия возраста, во-вторых, подсчитать требуемую казне сумму, кроме кабацких и таможенных сборов, в-третьих, определить количество сборов с каждого человека путём деления суммы доходов на количество душ.
Большое влияние на введение подушной подати в России оказала налоговая системы европейских стран, прежде всего Франции. 26 ноября 1718 года указом Петра I была начата перепись населения. В январе 1720 года Пётр распорядился производить перепись не только крестьянского населения, но и дворовых людей, холопов и церковников.
С января 1722 года было начато распределение полков в губерниях и также ревизия – пересмотр переписи. Для производства ревизии по губерниям были разосланы генералы с прикомандированными к каждому офицерами, которые и должны были произвести пересмотр переписи на месте. Эта работа был закончена только в 1727 году, но уже в 1724 году было выяснено общее число податного населения: его оказалось 5 570 458 против 2 874 685 человек по переписи 1710 года. В 1724 году было назначено брать по 80 копеек с души, но в 1725 году эта цифра была снижена до 74 копеек, а после смерти Петра – до 70 копеек. Эти суммы были определены из потребностей ежегодного содержания армии (4 миллиона рублей) и флота (2,2 миллиона рублей). Сверх того, государственные крестьяне, которые не платили оброка владельцам, были обложены дополнительным сбором в 40 копеек. Посадское население должно было платить государству 1 рубль 20 копеек. Поэтому подушная подать способствовала увеличению доходов государства по сравнению с доходом от прежнего сбора.
Осуществление податной реформы имело не только финансовое, но также и серьёзные социальные последствия, ещё более усилив крепостной гнёт и распространив податную повинность на ранее свободные категории населения («гулящие люди», вольные холопы) и одновременно образовав новый социальный слой внутри крестьянства (государственные крестьяне). Тяжесть подушной подати была и в том, что она никогда не была податью, взимаемой, так сказать, с живой души. Душа была счётной – умершие не исключались из податных списков, новорождённые не включались.
2.10. Финансовое ведомство
Со времени учреждения коллегий во главе финансового ведомства должны были стать Камер-коллегия и Штатс-коллегия. По регламенту Штатс-конторы на неё возлагался надзор за всеми государственными расходами. В этой коллегии должны были составляться штаты государственных расходов по:
- по дворам;
- по кабинетной сумме (по государевым нуждам);
- по штатам коллегий;
- по штатам всех высших и низших судов;
- по гвардии и пехоте;
- по кавалерии;
- по артиллерии;
- по фортификации;
- по генералитету;
- по адмиралтейству;
- по губернскому и провинциальному управлению;
- по церквям, просвещению, благотворительности;
- по общественным постройкам;
- по медицине;
- по дипломатии.
Составив по этим пунктам смету, Штатс-контора вычисляла, сколько придётся расхода по всем отделам на каждую провинцию, и сравнивала эти расходы с доходами провинции. Недостаток сбора в одной провинции Штатс-контора покрывала излишком в другой. Все излишки против сметы из провинций должны были присылаться в Санкт-Петербург, в главную Казённую палату. Сам доход собирался особыми чиновниками – камерирами, находившиеся в ведении Камер-коллегии так же, как и казначеи – рентмейстеры, которым камериры сдавали на хранение собранные деньги в подведомственные им рентереи – казначейства.
Обязанность Камер-коллегии состояла в том, чтобы надзирать и управлять окладными и неокладными деньгами. Камер-коллегия собирала сведения относительно общего состояния государственного хозяйства, пересматривала оклады податей. Камер-коллегия делилась на три конторы. Затем в ведении Камер-коллегии состояла гражданская счётная контора, занимавшаяся всеми делами относительно гражданских штатов. Пошлинная и акцизная конторы также подчинялись Камер-коллегии. Ей были также подведомственны инспектор камер-архива, директор и инспектор над межевщиками, комиссар подрядных дел и провиантмейстер. Камер-коллегия находилась в постоянном и тесном контакте со Штатс-контор-коллегией, откуда она получала штаты расходов, извещения о промедлении в поступлении сборов, о затруднениях в покрытии тех или иных расходов.
К числу финансовых коллегий принадлежала вскоре упразднённая Ревизион-коллегия и часть Мануфактур- и Коммерц-коллегии, которые сносились с Камер-коллегией относительно обложения пошлиной товаров, устройства таможни и т.п.
Во главе низшего финансового управления находился земский комиссар, обязанный взыскивать все подати.
 
 
 
 
 
 
 
Глава 3. Итоги финансовой реформы Петра I
За сорок лет царствования Петра объем средств в распоряжении государства с учетом двукратного падения покупательной способности рубля увеличился как минимум в 3 раза. Это было обусловлено хозяйственным подъемом с 1678 по 1701 гг., позволившим увеличить поступления таможенных и кабацких сборов, и давшим возможность эксплуатации монетной регалии. Однако хозяйственный рост существенно замедлился с началом Северной войны, и последующие два десятилетия прошли в напряженных, разорительных для хозяйств и, в конечном итоге, малоуспешных поисках выхода из финансового кризиса
В последние годы Северной войны была воссоздана централизованная система управления финансами и преобразован местный административный аппарат. В самом конце правления Петра I с введением подушной подати финансы России получили прочное основание. Когда крестьянин перестал быть прикреплен к какой-либо податной единице, "сохе" или "двору", была ликвидирована причина сокращения крестьянином запашки. Посевные площади в освоенных районах стали увеличиваться, а с ними и благосостояние, и численность населения. Таким образом, хозяйственный рост - главная цель финансовой реформы, был достигнут.
Значение денежной реформы было велико. Была создана единая для всей страны монетная система, отвечавшая уровню экономического развития России. В процессе реформы были использованы технические достижения, метрологические нормы и стандарты монетного производства европейских стран, но сохранялись и традиционные черты русской системы.
Указывая отрицательное, можно отметить на форсированную чеканку легковесных медных монет, которые теряли свое функциональное назначение и наряду с серебром превращались в основную монету. Засилье медной монеты тормозило развитие товарного производства, торговли, формирование всероссийского рынка.
Денежная реформа позволила сосредоточить в руках государства крупные средства, что обеспечило финансирование военных расходов и других преобразований. Россия выиграла войну, не прибегая к иностранным займам. Серии новых монет помогли населению усвоить новое летосчисление, гражданский алфавит и цифирь.
Проведение реформы в условиях войны отразилось в усилении фискальных моментов: уменьшение веса монеты, понижение пробы, массовая чеканка медной монеты, что стало причиной обесценивания денег и падения обменного курса. Изъятие проволочной серебряной копейки из обращения и ее перечеканка в рубли и полтины и возрастание значения медной монеты в денежном обращении стало причиной того, что золото и серебро начало сосредотачиваться в руках знати, дворян и богатых людей, а основная масса народа довольствовалась медяками.
Денежная система Петра I, основанная на десятичном принципе, показала свою жизнеспособность. Она просуществовала почти до конца XIX в. и сохранила некоторые основные черты и в наше время.
 
 
 
 
 
 
Заключение
Масштабные преобразования Петра Великого  оставили глубокий след в развитии Российского государства. Вся деятельность Петра в стремлении достигнуть «общего блага» была пронизана идеей служения государству всех его граждан, независимо от богатства, общественного положения, вероисповедания, происхождения.
В ходе своей работы над рефератом, изучив исторические материалы, я отметила для себя, что преобразования, инициатором и главным деятелем которой был первый русский император Пётр I, «прорубивший окно в Европу», вызывали и по сей день вызывают разноречивые оценки. Реформы императора затронули все стороны жизни русского общества, всколыхнули устоявшиеся жизненные уклады различных социальных слоёв.
В области финансовых реформ Петра Великого я сделала следующие выводы:
1. Финансовая политика государства в годы правления Петра I отличалась небывалым налоговым гнётом. Северная война вызвала необычайное напряжение экономических сил страны. Рост государственного бюджета, необходимый для ведения войны, активной внутренней и внешней политики достигался за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов. Правительству требовались большие деньги, и ему приходилось постоянно изощряться в добывании средств на покрытие расходов следующими мерами:
- выпуск низкопробной монеты – мера обоюдоострая и опасная: казённая касса выигрывала, зато сама ценность денег падала. А с их падением поднимались цены на товары, и жизнь становилась дороже;
- налоги разного рода, некоторые из которых были очень высоки;
- монополии на некоторые виды товаров;
- пошлины за гербовую бумагу;
- подушная подать, принесшая государству большую часть дохода.
2. Государственные доходы стр
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.