На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


контрольная работа Принцип законности

Информация:

Тип работы: контрольная работа. Добавлен: 06.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
     Содержание
    ВВЕДЕНИЕ 2
Законность 5
Содержание законности 5
Требования законности 7
Основные принципы законности 10
Законность и законодательство 13
Гарантии законности 15
    Заключение 22
Список литературы 25

     ВВЕДЕНИЕ

     Законность  — фундаментальная категория  всей юридической науки и практики, а ее уровень и состояние служат главными критериями оценки правовой жизни общества, его граждан.
     Право представляет собой фактор социальной жизни. Но его реальность определяется не только тем, что оно находит  выражение в формальных нормативно-правовых актах — законах, указах, постановлениях, кодексах и иных систематизированных  сборниках. Право реально прежде всего потому, что .властная воля, выраженная в законах, воплощается в поведении  людей — граждан, исполняющих  закон, лиц, вступающих в отношения  путе заключения договоров, судей и  иных должностных лиц, закон применяющих. Право по своей природе таково, что не может существовать вне  воплощения в правовых отношениях.
     Даже  самый совершенный закон жив  только тогда, когда он выполняется, воздействует на общественные отношения, на сознание и поведение людей. Вот  эта-то сторона права, связанная  с жизнью закона, его действенностью, и характеризуется понятием «законность».
     Законность, однако, не тождественна реализации права, ее содержание не тождественно претворению  правовых норм в жизнь. Эта сторона  правового регулирования охватывается такими юридическими категориями, как  «реализация права», «применение  права», «правомерное поведение», «правоотношение», «эффективность права». Все они сопряжены  непосредственно с действием  права, но описывают его лишь с  какой-то одной стороны. «Правомерное поведение» определяет действия субъектов, соответствующие нормам права, «правоотношение» указывает на правовую связь его  участников, «эффективность права» —  на результативность правового воздействия  и т. д. Законность же — комплексная  категория, охватывающая все стороны  жизни права, его действенность, урегулированность общественной жизни  в целом. Категория «законность» фиксирует общественно необходимые  зависимости как внутри права, рассматриваемого с его нормативной стороны, так  и между ним и практическим воздействием властной воли на поведение  людей, и отражает отношение к  ним общества.
     Законность  выражает общий принцип отношения  общества к праву в целом. Поэтому  ее содержание рассматривают в трех аспектах:
     а) в плане «правового» характера  общественной жизни;
     б) с позиций требования всеобщего  уважения к закону и обязательного  его исполнения всеми субъектами;
     в) под углом зрения требования безусловной  защиты и реального обеспечения  прав, интересов граждан и охраны правопорядка в целом от любого произвола. Следовательно, содержание законности связано как с поведением субъектов, реализующих право, так и с  деятельностью государственных  органов, обеспечивающих его формирование, реализацию и защиту.
     В недалеком прошлом отечественная  наука анализировала законность преимущественно во втором аспекте, толковала ее как требование неукоснительйого соблюдения норм права всеми его  субъектами. Это по своей сути правильное понимание, однако оно однобоко отражает содержание и сущность данного явления. В этом случае требование законности распространяется лишь на граждан и  их организации, органы, непосредственно  реализующие свои права и обязанности. Деятельность же органов, обеспечивающих правовое регулирование (правотворческих  и правоприменительных), находится  вне ее содержания.
     Указанное понимание односторонне ориентировало  и юридическую практику. Обеспечение  законности сводилось главным образом  к работе контрольно-надзорных и  правоохранительных органов — выявлению  нарушителей правовых предписаний  и их последующему наказанию. Результатом  этого и стал обвинительный уклон  в их деятельности. Даже суд рассматривался как правоохранительный орган, а  не орган правосудия, гарантирующий  защиту прав и свобод граждан и  их объединений.
     Такое понятие законности, удовлетворяющее  потребности тоталитарного режима, совершенно не обеспечивает нормального  функционирования общества в условиях демократии и тем более не способствует формированию и укреплению правового  государства и общества.
     Подобная  трактовка законности есть результат  отождествления права и закона, когда любой нормативный акт, исходящий от государства (даже антигуманный, реакционный), является «правом» и соответственно требует неукоснительной реализации. Однако эти акты не обеспечивают целей правового регулирования, законности. Напротив, они порождают социальную напряженность, ограничивают свободу граждан, их естественные права, допускают беззаконие и произвол в деятельности должностных лиц. Кроме того, нетрудно заметить, что при данном понимании законности акцент делается лишь на исполнении норм права, а вопрос о содержании этих норм, которые, как известно, во многом носят волевой характер, обходится стороной.
     Рассматриваемая с самых широких позиций, законность есть комплексное политико-правовое явление, отражающее правовой характер организации общественно-политической жизни, органическую связь права  и власти, права и государства. Не случайно ранее теория правового  государства носила иное название —  «господства права».
     Законность

Содержание  законности

     Анализ  законности в широком смысле слова  позволяет различить в ее содержании следующие самостоятельные моменты  диалектики правового, юридического и  государственно-политического.
     Законность  неотторжима от общеобязательности права. Именно этот момент получил наибольшее отражение в науке, в большинстве определений законности. В таком случае законность характеризует право, взятое под углом зрения его осуществления. Главное здесь — требование неукоснительного претворения в жизнь законов и базирующихся на них нормативных актов. Иными словами, законность в подобном понимании требует соответствия поведения субъектов общественных отношений предписаниям правовых норм, т. е. обеспечения реального правомерного поведения всех их участников. Данная сторона законности вытекает из самого факта существования права как системы общеобязательных правил. С этих позиций о законности можно говорить как об условии жизни государственно-организованного общества.
     Другая  грань исследуемого явления отождествляется  с идеей законности, под которой понимается формирующаяся в общественном правосознании идея о целесообразности и необходимости такого реального положения, когда не останется места для произвола, будут фактически достигнуты всеобщность права, действительная реализация прав и свобод. Не случайно законность трактуется как принцип права, который концентрированно выражает основные особенности последнего, его свойства, рассматриваемые в действии, в процессе реализации. В результате и право анализируется как сила, обеспечивающая организованность общественных отношений. Будучи общеправовым принципом, законность проникает в плоть правовой материи, определяет ее формирование, функционирование, развитие и, в частности, такой признак права, как верховенство закона и поднормативность правоприменительных актов.
     Понимаемая  как метод государственного руководства обществом, законность предполагает, что свои функции государство осуществляет исключительно правовыми средствами — путем принятия нормативных актов и обеспечения их неукоснительной реализации. А поскольку правовое регулирование распространяется на различные сферы общественной жизни, необходима достаточная полнота ее регламентации. При этом государство не только формально закрепляет правовые нормы, но и обеспечивает (политическими, организационными, правовыми средствами) их реализацию и защиту прав.
     В таком государстве недопустим произвол в деятельности должностных лиц, исключаются принятие субъективных, волюнтаристских решений, решение  политических вопросов силовыми методами. Особое место в деятельности государства  отводится законодательным и  судебным органам.
     В то же время законность есть принцип деятельности государства. Государство, все его органы, организации и учреждения сами связаны правовыми нормами, действуют в их рамках и во имя их реализации. Законность, рассматриваемая с этой стороны, служит принципом не всякого, а лишь демократического государства. Иначе говоря, законность есть антипод произвола и беззакония и прежде всего беззакония самой государственной власти, произвола, творимого органами государства и его должностными лицами. Наиболее ярко данный принцип проявляется в правовом государстве, обусловливая его сущность. Такое государство можно определить и как государство строжайшей законности.
     Вместе  с тем требование реализации права, неукоснительного претворения правовых предписаний в жизнь не формальное требование, не самоцель, а условие  нормального функционирования общества и государства, обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Благодаря  законности в обществе внедряются идеи справедливости, гуманизма, личной и  общественной свободы. Поэтому в  широком социально-политическом смысле законность можно считать режимом общественно-политической жизни. Это режим, при котором деятельность всех субъектов основывается на законе, а идеи права, гуманизма, справедливости, свободы и ответственности господствуют над личными, групповыми, классовыми интересами. Режим законности — такая морально-политическая атмосфера, при которой в общественной жизни господствуют идеи права, гуманизма, справедливости, когда точное и неуклонное соблюдение законов, реальность и незыблемость прав граждан являются основой жизни общества, его граждан.
     Еще Аристотель считал законность признаком  наилучшей государственной формы — политии. Гегель также противопоставлял подлинно демократическое государство, где господствуют закон и свобода личности, деспотии-состоянию беззакония, в котором особенная воля как таковая, будь то воля монарха или народа (охлократия), имеет силу закона или, вернее, заменяет собой закон».
     Следовательно, законность — это такой политико-правовой режим, такие условия жизни, такая  правовая атмосфера, которые ограждают  личность от произвола власти, массу  людей — от анархии, общество в  целом — от насилия, хаоса, беспорядка.
    

Требования  законности

    Как режим общественно-политической жизни законность не есть определенный, устоявшийся порядок отношений. В таком понимании она была бы тождественна правопорядку. Законность выступает как необходимость, которая  выражается в системе определенных объективных требований, предъявляемых  всем субъектам, участникам общественной жизни, урегулированной правом. Одна часть данных требований обращена к  гражданам, организациям, другая —  к различным ветвям государственной  власти (законодательной, исполнительной, судебной). Рассмотрим названные требования подробнее.
     Воплощение  идеи господства права  в жизни общества, государства Речь идет о том, что в режиме законности именно праву отводится основная роль в регулировании общественных отношений. Именно оно, а не личные, идеологические, политические и другие подобные им мотивы должны лежать в основе социального регулирования.
     Верховенство  закона. Закон — акт высших органов государственной власти, непосредственно выражающий волю народа, интересы гражданского общества. Поэтому законность связывается с господством прежде всего законов. Всякое издание норм права, противоречащих закону, есть ее нарушение, как и точное выполнение требований нормативного акта, противоречащего закону.
     Наивысшую юридическую силу имеет конституция  — основной закон государства. А  потому в содержании законности как  важнейший компонент выделяется конституционная законность. Только тогда они будут в полной мере выражать волю народа, интересы общества, основные идеи и принципы права, обеспечивать режим подлинной законности.
     Равенство всех перед законом. Перед законом все должны быть равны. У всех должна быть равная обязанность соблюдать правовые предписания, в равных условиях все должны обладать равными правами и не иметь преимуществ, все права должны быть одинаково защищенными. Этот принцип проповедовал еще Цицерон, утверждая, что «под действие закона должны подпадать все». Иначе говоря, в жизнь необходимо претворять заключенную в праве идею справедливости, гарантии личности от злоупотреблений со стороны других субъектов, в том числе представителей власти.
     Неукоснительное соблюдение (исполнение) правовых актов всеми  субъектами права. Данное требование диктует необходимость реализации государственно-властных предписаний (обязанностей и запретов), их безусловную обязательность для всех субъектов права.
     Обеспечение неукоснительной  реализации прав и  свобод. Это требование обращено не к управомоченному субъекту (который может реализовать или не реализовать право по своему усмотрению), а к компетентным органам государства. Мало предоставить гражданам права. Важно создать условия, обеспечивающие их осуществление, систему организационных, юридических мер, гарантирующих их защиту. Конституция РФ предоставила гражданам весьма широкий круг прав и свобод. Однако многие из них до сих пор не обеспечены достаточно эффективным механизмом реализации, другие не подкреплены экономически. Результатом здесь может стать ущербность конституционной законности.
     Надлежащее  правильное и эффективное  применение права. Названное правило адресовано государственным органам, в чью компетенцию входит обязанность обеспечить реализацию правовых норм. Вспомним, что применение права — деятельность компетентных государст венных органов по обеспечению реализации норм права. Дело не только в том, что эти органы должны действовать строго в рамках закона. Законность нуждается в эффективной правоприменительной деятельности, что предполагает недопущение волокиты, бюрократизма, безразличия к интересам людей, своевременную реакцию на любые заявления граждан об ущемлении их прав и свобод, издание эффективных правоприменительных актов.
     Последовательная  борьба с правонарушениями. Законность требует, чтобы любые отступления от предписаний закона своевременно вскрывались, последствия правонарушений устранялись, а виновные в их совершении привлекались к ответственности.
     Недопустимость  произвола в деятельности должностных лиц. Законность есть антипод произвола — деятельности, основанной не на нормах права, а на субъективистских, произвольных решениях. Должностные лица, принимая властное решение, должны руководствоваться не сиюминутными личными или групповыми интересами, а конкретными правовыми предписаниями, и учитывать при этом интересы общества, государства, правовые принципы и требования морали. Это правило обращено не только к правоприменительным, но и к правотворческим органам, которые должны исключить пробелы и противоречия в праве, создающие условия для произвола, субъективизма, волюнтаризма.
     С учетом сказанного можно дать следующее  определение законности.
     Законность  — это общественно-политический режим, состоящий  в господстве права  и закона в общественной жизни, неукоснительном  осуществлении предписаний  правовых норм всеми  участниками общественных отношений, последовательной борьбе с правонарушениями и произволом в  деятельности должностных  лиц, в обеспечении  порядка и организованности в обществе.
    

Основные  принципы законности

   Подлинная, реальная (а не формальная) законность должна строиться на определенных принципах, основополагающих началах, обеспечивающих ее демократический, гуманный характер. Каковы же эти принципы?
     Единство  законности. При всем многообразии действующих законов и нормативных актов, при всех местных -особенностях законность дрлжна быть одна для всей страны. Понимание и применение законов должны быть одинаковы на всей ее территории. Недопустимы попытки создания в каждой республике, области, районе (а тем более на конкретном предприятии) своей законности, отличной от общегосударственной. К сожалению, в нашей стране этот принцип не всегда четко проводится в жизнь, отдельные регионы принимают нормативные акты, противоречащие федеральным законам и даже Конституции РФ. Подобное положение нарушает единство законности, снижает эффективность правового регулирования, вносит дезорганизацию в общественные отношения.
     Единство  законности, однако, не означает шаблона  в применении правовых актов, ущемления  самостоятельности и инициативы мест. Речь идет лишь о том, чтобы, проявляя инициативу, они не допускали отступлений  от общих прав, чтобы учет своеобразия  местных условий не был направлен  на обход закона.
     Всеобщность законности. Данный принцип характеризует действие законности по кругу лиц. Законность не может быть избирательной, ее требования обращены ко всем субъектам без исключения. Правовые предписания должны выполнять отдельные граждане и их объединения, должностные лица, государственные органы, политические партии. В обществе не должно быть какой-либо организации или отдельного лица, выведенных из-под влияния законности, на которых бы ее требования не распространялись.
     В литературе было высказано мнение, что субъектами законности могут  быть только властные органы, а не отдельные  граждане, так как последние якобы  своими действиями не нарушают этого  режима. Действительно, неправомерная  деятельность государственных органов, должностных лиц, наделенных властными  полномочиями, подрывает саму основу законности, их последствия весьма опасны для общества и личности. Не случайно большинство требований законности обращено к государству, его органам. Однако если правонарушения граждан принимают массовый характер, если налицо рост преступности, режим законности безусловно нарушается. Поэтому нет оснований исключать граждан из числа субъектов законности, хотя, конечно, их роль в ее обеспечении не сравнима с такой же ролью государственных органов.
     Целесообразность  законности. Критерием оценки роли законности должно быть то, как она способствует достижению целей государства и общества, насколько она обеспечивает решение задач социального прогресса, защиты прав и свобод граждан. Целесообразность законности вытекает прежде всего из ценности самого права как выразителя свободы, ответственности, справедливости, как средства обеспечения порядка, организованности и дисциплины. Именно в праве, в законе выражается высшая социальная целесообразность.
     Изложенное  позволяет говорить о презумпции целесообразности изданного нормативного акта. Эта презумпция в свою очередь  диктует необходимость неуклонной, точной реализации правовых предписаний  независимо от субъективного отношения  субъектов реализации права к  его нормам. Только политико-правовой режим законности, основанный на целесообразности, может оградить общество от случайностей, волюнтаризма и субъективизма отдельных  лиц.
     В силу формальной определенности закон  не может изменяться одновременно с  изменяющейся жизнью и поэтому нередко  отстает от ее требований, устаревает. Законы могут быть неэффективными, несовершенными с технической стороны. Нередки случаи, когда подобные законы нарушаются именно по соображениям их устарелости, несовершенства, т. е. нецелесообразности. С точки зрения принципов законности, любые отступления от требований закона, чем бы они ни мотивировались, терпимы быть не могут. Законность, точное следование предписаниям закона всегда целесообразны. Конечно, в отдельно взятом случае соблюдение устаревших либо неэффективных правовых предписаний  может вызвать негативные результаты, однако повсеместное отступление от требований такого закона повлечет за собой неопределенность, нестабильность правового регулирования, нанесет  ущерб обществу и правопорядку.
     Иначе говоря, с точки зрения целей правового  регулирования в любой ситуации целесообразно следовать предписаниям закона, а отступление от них всегда нецелесообразно. Законность всегда целесообразна, и целесообразность выступает как принцип, основа законности.
     Несколько иначе целесообразность проявляется  в процессе правоприменения, где  учет пользы, эффективности, последствий  принимаемого решения не только допустим, но и необходим. Однако и здесь  целесообразность должна достигаться  в рамках законности.
     Основанное  на принципе законности, право само предоставляет возможность учитывать  фактор целесообразности в ходе правопрИменительной  деятельности. Нормы права нередко  предполагают индивидуальное регулирование, когда неизбежен учет субъектами особенностей отдельного случая —  выбор целесообразного решения. Не случайно правовые нормы носят  преимущественно относительно определенный характер. Например, нормы Уголовного кодекса не имеют абсолютно определенных санкций.
     Отдельные авторы, рассматривая принципы законности, в качестве таковых называют «связь законности с культурностью», «единство  законности и справедливости» и  т.д. Не отрицая подобного единства, подчеркнем, что связи законности с иными явлениями не могут  выступать в качестве принципов. Кроме того, все они охватываются содержанием принципа целесообразности.
     Здесь же важно отметить, что благодаря  своим принципам законность выступает  как наиболее эффективный, гуманный, справедливый режим общественно-политической жизни, а всякое отступление от этих принципов, их недооценка приводят к  нарушениям законности, принижению ее социальной ценности, эффективности  правового регулирования в целом. Нужно различать законность как  систему формальных требований и  реальную законность. На практике требования законности в той или иной степени  нарушаются, часто наблюдаются отступления  от правовых предписаний. Следовательно, реальная законность имеет количественные показатели, которые определяют ее уровень в конкретном обществе.
    

Законность  и законодательство

 
     Важное  теоретическое и практическое значение имеет проблема соотношения законности и законодательства. Между этими  явлениями существует неразрывная  органическая связь, ибо законность как явление сопряжена с реализацией  существующих законов и иных нормативных  актов, образующих систему законодательства. Однако близость указанных явлений  не означает их тождества. Подобное отождествление ущербно в первую очередь с  практической стороны. Оно объясняется  общеобязательным характером правовых предписаний, которые в силу этого  в основной своей массе реализуются (хотя не исключается и возможность  их нарушения). Отсюда делается вывод, что сам факт наличия нормативных  актов влечет за собой законность.
     Отождествление  законодательства и законности порождает  иллюзию достаточно легкого решения  задачи осуществления и укрепления последней. Создается впечатление, что достаточно издать хороший закон, и будут решены проблемы борьбы с  правонарушениями, укрепления прав и  свобод граждан, ликвидированы многие негативные явления в общественной жизни. Однако политическая практика не дает оснований для подобного  оптимистичного вывода. История знает  немало государств, где имелось большое  количество правовых актов, законов, а  законности не было.
     Отождествление  законодательства и законности не оправданно и с научной стороны, ибо не позволяет в полной мере отразить содержание такого сложного явления, как  законность. Связь законности и законодательства сложна и противоречива.
     Поскольку законность заключается в требовании осуществления действующих законов, они служат условием ее существования. Законодательство, таким образом,—  основа, нормативная база законности. «Первым условием законности является закон сам»,— писал П. И. Стучка.
     Будучи  основой законности, законодательство во многом определяет ее характер. В  частности, детально разработанная  система римского права, его кодификация  предопределили и высокий уровень  законности в сфере имущественных  отношений в Риме. Однако указанная  роль законодательства предполагает и  специфические требования к нему.
     Прежде  всего, законодательство только тогда  может быть базой законности, когда оно является подлинно «правовым», когда в нем находят отражение правовые идеи добра, гуманизма, справедливости, закреплены права человека. Еще раз повторим, что «закон, карающий за образ мыслей, не есть закон, изданный государством для его граждан», а «законы против тенденции, законы, не дающие объективных норм, являются террористическими законами» Подобные акты не только не обеспечивают законность, но и порождают явления, противоположные ей,— бесправие, произвол, беспредел власти.
     Основой подлинной законности может быть только эффективное законодательство, отвечающее потребностям общественного  развития. Так, в области имущественных  отношений в Российской Федерации  последовательное осуществление законности затруднялось тем, что нормы и  институты гражданского законодательства устарели и не удовлетворяли условиям рыночных отношений. Принятие нового Гражданского кодекса, соответствующего этим условиям, должно не только повысить эффективность  гражданско-правового регулирования, но и поднять уровень законности в этой сфере.
     Для обеспечения необходимого уровня законности законодательство должно не только отвечать объективным потребностям, но и быть технически совершенным. При его  формировании нужно использовать современный  юридический инструментарий, оно  должно иметь четкую структурную  организацию, основываться на современных  прогрессивных принципах. Неточные формулировки, пробелы и тем более  противоречия в законодательстве неизбежно  влекут за собой нарушение правовых предписаний, ущемление законности. Необходимым условием последней  является проведение в законодательстве такого важного принципа, как верховенство закона и Конституции, ибо процесс  разрушения законности чаще всего начинается с грубых нарушений положений  Конституции, с принятия антиконституционных  законов, подзаконных актов, противоречащих закону. Вместе с тем надо учитывать, что законность предполагает реализацию не только правовых предписаний, но и  обеспечение, хотя и законодательно не закрепленных, «общепризнанных прав и свобод человека и гражданина» (ст. 55 Конституции РФ).
     Как бы ни была совершенна система законодательства, сама по себе она не может обеспечить законность. Мало разработать хороший  закон, мало его издать. Он живет, действует только тогда, когда исполняется. А для этого необходимо создать эффективный механизм его реализации и охраны, обеспечить соответствующий уровень политической и правовой культуры граждан и должностных лиц, реализующих право. Самое же главное — законность должна быть обеспечена надлежащей системой гарантий.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.