На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Ценности современной молодежи

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 20. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


Содержание
 
- Введение
- Молодежь в ценностном измерении
- Молодежь как особая социально-демографическая группа
- Базовые ценности современной молодежи
- Постмодернизация ценностных ориентаций современной молодежи
- Заключение
 
- Список использованной литературы
 

Введение
 
Современные изменения социального  порядка в постсоветских обществах  привели к серьезным трансформациям в жизнедеятельности социальных институтов, общественных структур. В сложившейся ситуации важен не только аспект содержательных изменений, происходящих в социуме, но и сам факт ломки старых устоев. Такие процессы не могут происходить безболезненно, не затрагивая сущностные, глубинные элементы человеческой природы и социального устройства. Значительная смена "правил игры", попытки поиска себя в изменяющемся, приближенному к хаотичному миру - задача, решить которую не всем по силам. Естественно, что многим не удается это даже в стабильных обществах.
В условиях социально-экономических  и политических изменений, происходящих в обществе, особенно трудно приходится молодежи с ее еще не устоявшимся  мировоззрением, подвижной системой ценностей. Бездуховность и ее результат - потребительское - эгоистическое отношение к жизни порождают у многих молодых апатию, безразличие к себе и другим, что грозит потерей нравственного и духовного здоровья нации.
Внимание к молодежи, ее социальным проблемам должно быть резко  усилено. Определение средств, форм и методов работы с молодежью  находится в прямой зависимости  от знания экономических, возрастных, психологических и социальных особенностей данной группы населения, ее социального  статуса, проблем и основных тенденций  развития молодежной субкультуры в  современных условиях.
Процесс социализации как  передачи молодому поколению норм и  традиций, выработанных предшествующими  поколениями, нарушился, т.к. кардинально  изменилась идеология. Старшему поколению  сложно адаптироваться в нынешних условиях, сохраняя прежнюю систему ценностей; молодому поколению еще сложнее  в этом плане, т.к. у него своей  системы ценностей еще нет, а  если и есть, то условная… и вообще ценности как таковые для молодежи относительны.
Ценностные ориентации - одно из важнейших образований в  структуре сознания и самосознания человека, так как именно они отражают его характеристики как личности.
 
Ценность, по определению  современного ученого М.С. Кагана, необходимо рассматривать как феномен, возникающий  в "объектно-субъектном отношении". Ценность - это "значение объекта  для субъекта", а оценка - "эмоционально-интеллектуальное выявление этого значения субъектом". Субъектом в данном случае может выступать отдельный индивид, личность, небольшая контактная группа (семья, коллектив), большая неконтактная социокультурная группа (нация, профессиональная группа, поколение) и, наконец, человечество в целом. При этом конкретный человек всегда выступает носителем всей "пирамиды" ценностей, которая выражает интересы и идеалы этой "пирамидальной" структуры субъекта.
Как пишет А. М. Коршунов, "в обществе любые события так или иначе значимы, любое явление выполняет ту или иную роль. Но только некоторые из них -- положительно значимые - составляют ценность" . В связи с этим он дает такое определение ценности. "Ценность -- это не всякая значимость, а лишь та, которая играет положительную роль в развитии общества: она, в конечном счете, связана с социальным прогрессом”.
Однако "иметь значение" и "быть ценностью", вовсе не одно и то же. Думается, что первое, прежде всего, связано с такими феноменами, как оценочные представления. Как  полагает В. С. Бакиров, оценочные представления  дифференцируют практически все  условия и обстоятельства жизни  человека по степени их значимости для удовлетворения его потребностей и интересов, однако только некоторые  из них (условий и обстоятельств) превращаются в ценность, "т.е. в  предметы стремления и влечения, в  цели и мотивы соответствующего поведения".
Условия динамично меняющегося общества делают сферу исследования «Ценностной проблематики» актуальной, особенно в отношении молодежи.
Объект реферата – жизненные ценности современных россиян.
Цели - выявить специфику ценностей и ценностных ориентаций современных молодежи.
Задачи:
1. провести анализ молодежи как особой социально-демографической группы;
2. определить базовые ценности молодежи;
3. обозначить постмодернизационные тенденции в трансформации ценностей молодежи.
 


Молодежь как  особая социально-демографическая  группа
 
Термин "молодежь" является многоаспектным в своем толковании. Это и подростки, уже считающие себя вышедшими из этого возраста, а посему не признающие ни внешних регуляторов, ни, тем более, внутренних запретов; и уже обремененные семейными заботами молодые родители.
Согласно определению  толкового словаря, молодежь - это  социально-демографическая группа, выделяемая на основе совокупности возрастных характеристик, особенностей социального  положения и обусловленных теми и другими социально-психологическими свойствами, которые определяются общественным строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества. Демографический  стандарт Украины рассматривает  молодёжь как группу людей от 14 до 35 лет.
Находясь на переходной стадии от мира детства к миру взрослых, молодое поколение переживает важнейший  этап в своей жизни - семейной и  несемейной социализации.
Социализация - это процесс  интеграции индивида в общество, в  различные типы социальных групп  и социальных структур, в различные  действия социальных норм посредством  усвоения им элементов культуры, социальных норм и ценностей, на основе которых  формируются социально значимые черты личности.
Социализация охватывает все процессы приобщения к культуре, коммуникации и научения, с помощью которых человек приобретает социальную природу и способность участвовать в социальной жизни. Социализация охватывает процесс и результаты взаимодействия индивида со всей совокупностью социальных влияний.
Социализация по своей  сути является процессом взаимо- и самореализации личности в ходе ее активно-трудовой деятельности. Здесь важно также указать, что социализация личности - не просто однонаправленный процесс обучения индивида социальным ролям, но и процесс взаимовлияния. Возможность такого влияния заложена в наличии определенной свободы для активности личности, реализующей в огромном многообразии вариантов интеракции личности в ходе социализации. Разнообразно и сочетание основных сил, влияющих на этот процесс. Это и физические, и психические, и социальные особенности человека. Под влиянием разнообразия и многогранности каждого индивида в конкретных вариантах взаимодействия формируются уникальные личности с индивидуальными особенностями реализации моделей социализации.
Социологические, экономические  и культурные характеристики молодёжи претерпели значительные изменения  в результате демографических изменений  и изменений в социальной окружающей среде, индивидуальном и коллективном поведении, отношениях внутри семьи  и условий на рынке труда.
Общественные проблемы, по сути, во многом ведут свое начало от молодежи и в этом смысле являются молодежными. Это означает, что исследования молодежи вне общества в целом абстрактны, неполны. На этом основании строится широко распространенная ошибка, что никаких особых проблем молодежи не существует, есть проблемы общества, и их надо решать. Если решить проблемы общества - решатся и проблемы молодежи.
В книге "Социология молодёжи" под редакцией В.Т. Лисовского молодежные проблемы подразделяются на две группы. К первой относятся специфические молодежные социальные проблемы: определение сущности молодежи как общественной группы, ее роли и места в воспроизводстве общества; установление критериев ее возрастных границ; изучение запросов, потребностей, интересов и способов деятельности молодого поколения; исследование специфики процесса социализации молодых людей, их социально-профессиональной ориентации и адаптации в коллективе, анализ социальных аспектов деятельности неформальных объединений и движений молодежи. Другую важную область социологического анализа составляют такие проблемы, которые являются общесоциологическими и в то же время либо преимущественно касаются молодежи (проблемы образования, семьи, брака), либо находят специфическое проявление в молодежной среде (особенности воспитания молодежи, эффективность его различных форм, средств и методов, развитие социальной и политической активности молодежи и т. д.).
Важной функцией молодежи является трансформация из прошлого в будущее культурного и исторического наследия всего человечества в условиях естественного развития социальной системы. Таким образом, молодежь - движущая сила процесса развития общества, требующая участия всех элементов социальной системы в его формировании и направлении процесса развития по пути прогресса.
Молодежь необходимо рассматривать  как самостоятельную систему  внутри общей социальной системы, определяя  внутренние и внешние взаимосвязи  элементов этих систем в зависимости  от конкретных функций. Оптимальное  взаимодействие всех элементов социальных систем общества в целом неизбежно  служит целям положительного развития человечества и прогресса.
На пороге XXІ в. человечество столкнулось с тем, что мир  стал очень сложным, сложность очень  быстро нарастает. Сбывается прогноз  О. Тоффлера, высказанный еще в начале 1970-х годов: "Выпустив на свободу силы новизны, мы толкаем людей в объятия непривычного, непредусмотренного. Тем самым поднимаем проблемы адаптации на новый и опасный уровень, так как недолговечность и новизна образовывают взрывную смесь. Жить в ускоренном темпе означает подвергать испытанию на себе действие беспрерывных изменений. Неконтролируемое ускорение изменений в науке, технике и социальной жизни подрывает силы индивида, необходимые для принятия умных, компетентных решений, которые касаются его собственной судьбы". Сказываются границы человеческих возможностей. Поэтому проблемы устойчивого развития невозможно рассматривать никак иначе, как только исходя из всех процессов, которые происходят с человеком, поколением, конкретным обществом и всем человечеством. На острие этих проблем - молодежь - особая часть общества.
В целом, молодежь - это социальный феномен, выступающий всегда как  большая специфическая возрастная подгруппа. Ключом к познанию природы  молодежи есть диалектика целого и  частного. Молодежь - зеркало, в котором  отображается та социальная действительность, в условиях которой она живет. С молодежью может произойти  только то, что уже произошло с  обществом; молодежь такая, какое общество, которое вырастило ее.
Молодежь - часть разных классов  и социальных слоев, наций, она их продукт и средство их воспроизведения, которое предполагает социологический  подход, то есть рассмотрение молодежи, как части общества и, значит, изучение их во взаимосвязи, взаимозависимости, взаимодействии; исследование молодежи в статике (состояние в данный, конкретный исторический момент), в  динамике (развитие во времени, в ходе истории, в сравнении с предыдущими  молодыми поколениями). При этом изучаются, во-первых, психическое, физическое и социальное развитие молодежи, во-вторых, ее положение (статус) и роль в обществе с точки зрения экономических, политических, социальных и духовных условий ее обучения, работы, быта, отдыха, досуг, социального продвижения и т.п., а также стимулов для ее саморазвития.
Молодежь - явление конкретно-историческое, то есть продукт истории и определенной культуры и в то же время их движущая сила и фактор изменений. Современная  жизнь требует кардинального  изменения векового самосознания общества как следствия кардинальных изменений  в экономике и производстве под  влиянием научно-технической революции, изменения стиля и характера  во всех сферах общественной жизни. Необходимо новое понимание молодежи как  группы, находящейся на определенной стадии возрастного духовного и  социального развития. Молодость - не служебно-подготовительная фаза возрастного  развития, как считалось столетиями, а главный источник сегодняшних  изменений. Правильное понимание сути молодежи, грамотная молодежная политика - это условие прорыва общества в будущее. Где молодежь и грамотная работа с ней - там успех. Наоборот, "взрослость" сегодня нередко более убыточна, нежели молодость, поскольку отягощена догмами вчерашнего дня, устаревшим опытом, потерей к восприимчивости нового" .
Молодежь - своего рода социальный аккумулятор тех трансформаций, которые всегда постепенно (день за днем, год за годом) и потому незаметно  для общего взгляда происходят в  глубинах общественной жизни, ускальзывая от внимания большинства. Молодежь - ускоритель внедрения в практику новых идей, инициатив, новых форм жизни, так как по природе она неприятель консерватизма и застоя. Ценность молодости в современном мире увеличивается и в связи с расширением сроков образования, профессиональной подготовки, необходимой в условиях научно-технической революции. В молодости человек легко приобретает основные знания, умения и навыки.
Молодежь - эта наиболее здоровая физически часть населения, это  жизненная сила общества, сгусток  энергии, концентрации интеллектуальных и физических сил, которые требуют  выхода. За счет этих сил жизни общество может быть сильнее. Нельзя не отдавать себе отчета и в том, что принципиально  новые типы машин и оборудования, новейшие технологии, системы управления, которые составляют основные факторы  интенсификации экономики, могут быть созданы только людьми нового, нетрадиционного  типа мышления.
Процесс жизнедеятельности  молодёжи происходит во всех основных сферах жизнедеятельности личности, реализуясь посредством обучения и  воспитания, усвоения и преобразования опыта старших поколений.
 Молодость - это путь  в будущее, который выбирает  сам человек. Выбор будущего, его  планирование - характерная черта  молодого возраста; он не был  бы таким притягательным, если  бы человек заранее знал, что  с ним будет завтра, через месяц,  через год.
 
Таким образом молодежь - это особая социально-демографическая группа, которая является чутким индикатором происходящих изменений и определяет в целом потенциал развития общества. От того, насколько изучен мир ценностей современной молодежи, ее установки, жизненные планы, во многом зависит эффективность мероприятий, которые разрабатываются в области образования, в сфере работы и занятости. Не поняв общества, в котором живет молодежь, не понять самой молодежи и ее специфических проблем. Не поняв молодежи данного общества, не понять всех его, в частности общих, разногласий и проблем, а тем более, не раскрыть будущего этого общества.
 
Базовые ценности современной молодежи
 
На всех исторических этапах существования человечества важную роль в его развитии играла молодежь. На глазах современного поколения молодежи происходят колоссальные перемены, затрагивающие  все сферы жизнедеятельности  общества, влияющие на весь уклад жизни  современного человека. Она осуществляет свою жизнедеятельность на основе базовых  ценностей и ценностных ориентаций.
Под базовыми ценностями понимаются основные жизненные смыслы, которыми индивиды, включенные в различные  формы социальной активности, руководствуются  в своей повседневной жизни, смыслы, которые в значительной степени  определяют отношение индивидов  к окружающей их действительности и  детерминируют основные модели социального  поведения.
Психологическое состояние  человека в стабильном обществе в  основном зависит от того, насколько  его поведение соответствует  социальным требованиям.
Нестабильное общество характеризуется  тем, что разрушается ценностно-нормативная  система как всеобщая основа социальной интеграции. Такое состояние общества называется аномией.
Сегодня со всех сторон доносятся  упреки молодежи в аморальности, в  отказе от традиционных для россиян  ценностей, в меркантилизме и  т.п. Насколько справедливы эти  упреки? Как показывает проведенное  российскими социологами исследование, они справедливы.
Прежде всего, следует  отметить, что у подавляющего большинства  молодежи (70%) есть главная цель жизни. Нет её только у 9,0% молодых людей (21,0% над этим не задумывались.На поставленный в открытой форме вопрос, в чем заключается эта главная цель, мечта жизни, были получены ответы:
 Распределение главных жизненных целей российской молодежи
 
Жизненные цели
% ответивших
 
иметь хорошую семью
11,3
 
получить хорошее образование
13,9
 
устроиться на хорошую  работу
12,0
 
иметь свою квартиру
6,3
 
заработать много денег
3,4
 
обеспечить будущее детям
6,9
 
открыть свой бизнес
2,0
 
жить в достатке
9,6
 
приобрести дорогие вещи
21,3
 
     

Как видно, для современной  российской молодежи свойственны и  духовно-нравственные, и сугубо прагматичные, материальные жизненные цели.
А также по результатам  исследования видно, какие ценностные суждения являются более значимыми: "свобода -- то, без чего жизнь человека теряет смысл" (70,5%), "человек должен иметь те доходы, которые заработал  честным путем" (67,6%), "мое материальное положение в настоящем и будущем  зависит, прежде всего, от меня" (64,9%), "выделяться среди других и быть яркой индивидуальностью лучше, чем жить как все" (60,7%), "только на интересную работу стоит потратить значительную часть жизни" (59%), "я лучше не достигну материального благополучия и не сделаю карьеру, но никогда не перешагну через свою совесть и моральные нормы" (56,2%).
Менее значимыми для российской молодежи являются следующие суждения: "материальных успехов люди должны добиваться сами, а те, кто этого  не хочет, пусть живут бедно -- это  справедливо" (53,9%) "в жизни лучше  не рисковать, а постепенно, но зато надежно строить свою карьеру" (53,6%), "для достижения успеха в  жизни надо рисковать, это дает шанс" (49,4%), "надо проявлять гуманность, те, кто материально преуспел должны помогать и заботиться о тех, кто не преуспел" (46,1%), "современный мир жесток, чтобы выжить и преуспеть, необходимо драться за свое место в нем, а то и переступить через некоторые нормы морали" (43,8%) [42].
Для молодого поколения наименее значимыми ценностными суждениями являются следующие: "от меня мало что  зависит -- важно, какая экономическая ситуация будет в стране" (35,1%), "надо стремиться иметь любые доходы, независимо от того, как они получены" (32,4%), "главное в жизни -- материальное благополучие, а свобода второстепенна" (29,5%) [42].
Следует подчеркнуть, что  российская молодежь ориентирована  в большей степени на интересную работу, чем на заработок, предпочитают свободу материальному благополучию. Не случайно число молодых россиян, называвших своей мечтой цели, связанные  с материальным потреблением (иметь  свою квартиру, заработать много денег, жить в достатке, съездить в путешествие  и т.п.), меньше тех, кто был ориентирован на цели "непотребительского" плана (иметь хорошую семью, воспитать  хороших детей, получить хорошее  образование и т.п.).
Однако убеждение молодых  россиян в том, что бедность -- справедливый удел тех, кто не обеспечил свое материальное благополучие, отнюдь не является проявлением их жестокости или эгоизма. Здесь мы имеем дело с явлением более глубокого порядка -- сломом коллективистско-патерналистского типа сознания, берущего свое начало ещё в русской общине, которая заботилась о своих беднейших членах. На смену ему в современную молодежную среду входит модель индивидуалистического утилитарного сознания западного типа. Краеугольная основа этого типа сознания -- человек, "сам себя делающий", а, следовательно, сам несущий ответственность за последствия всех своих действий.
Также хотелось обратить внимание на ценностные ориентации первокурсников Харьковского гуманитарного университета "Народной украинской академии". Для определения ценностных предпочтений респондентам была предложена дополненная  шкала терминальных ценностей М. Рокича.
Среди выбранных студентами 1 -го курса в качестве наиболее значимых ценностей: на 1-м месте -- "любовь (духовная и физическая близость с  любимым человеком)" (этот ответ  выбрали 58% респондентов), на 2-м -- "здоровье (физическое и психическое)" (57%), на 3-м -- "материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений)" (54%), на 4-м -- "наличие хороших и  верных друзей" (51%), на 5 -м -- "служебный  и профессиональный рост, карьера" (42%) [22, c.7].
Достаточно значимыми  являются также:
- "активная деятельная  жизнь (полнота и эмоциональная  насыщенность жизни)" (33%);
- "интересная работа" (32%);
- "уверенность в себе (свобода от внутренних противоречий, сомнений) (32%);
- "счастливая семейная  жизнь" (28%).
Заметим, что такая ценность как "познание (возможность расширения своего кругозора общей культуры, получения образования, интеллектуальное развитие) (19%), "творчество (возможность  творческой деятельности)" (4%) и "развитие (работа над собой, физическое и духовное совершенствование)"(13%) - являются менее значимыми по сравнению со "служебным и профессиональным ростом, карьерой" (42%) и "интересной работой" (33%), что свидетельствует о преобладании прагматической ориентации в ряду тех ценностей, которые непосредственно связаны с образовательным процессом [22, c.8].
Наименее значимыми для  студентов - первокурсников оказались  следующие ценности:
- "свобода как независимость  в поступках и действиях" (11%);
- "развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение,  отсутствие обязанностей)" (11%);
- "счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование  других людей, всего человечества  в целом)" (5%);
- "самостоятельность как  независимость суждений и оценок" (5%)
- "красота природы и  искусства (переживание прекрасного  в природе и искусстве" (4%);
- "творчество (возможность  творческой деятельности" (4%);
- "равенство - равные  возможности для всех" (1%) [22].
Распределение ценностей  в определенной иерархии можно интерпретировать как неоднородное. Однако заметна некоторая тенденция доминирования ценностей личностного характера над социально ориентированными, ценностей материальных над духовными.
Респонденты достаточно активно  откликнулись на открытый вопрос, касающийся их политических ориентаций ("Программные  положения каких политических партий и движений Украины заслуживают  наибольшего доверия?").
О своих предпочтениях  сообщили 137 человек из 219 (большинство  из указавших какую-либо партию -- дети специалистов и служащих с высшим образованием).
На первом месте, по частоте  упоминания, оказалась партия зеленых (ее указали 78 человек), 17 человек указали  Народный РУХ, 16 "голосов" получила СДПУ, 8 человек отметили социалистическую партию, 7 человек -- НДП. Кроме того, отдельными студентами были упомянуты: Громада, Аграрная партия Украины, ком. партия Украины, ЛПУ, ЛДПУ, УНА УНСО и др.
Полученные результаты свидетельствуют  об информированности студентов  о политических партиях в Украине, а также о различиях в политических ориентациях.
Для определения ценностных предпочтений респондентам была предложена дополненная шкала терминальных ценностей М. Рокича.
Среди выбранных студентами 1-го курса в качестве наиболее значимых
ценностей: на 1-м месте - любовь (духовная и физическая близость с  любимым человеком)" (этот ответ  выбрали 54,4%, респондентов), на 2-м - "здоровье (физическое и психическое) (53%), на 3-м - "наличие хороших и верных друзей" (47,4%) на ‚4-м -- интересная работа (45,2%), на 5 - м - "активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни)" (44,8%); Достаточно значимыми являются также:
- "материальная обеспеченность" (41,3%);
- "служебный и профессиональный  рост, карьера" (42%);
- "уверенность в себе" (23,5%);
- "самореализация" (23,%);
- "счастливая семейная  жизнь" (22,6%).
Заметим, что такие ценности как "познание" (возможность расширения своего кругозора, общей культуры, получения  образования, интеллектуальное развитие) (9,1%), "развитие" (работа над собой, физическое и духовное совершенствование)" (11,3%) и "самостоятельность как  независимость суждений и оценок" (7,4%) - являются менее значимыми по сравнению с "интересной работой" (45,2%), и "материальной обеспеченностью" (41,3%), что свидетельствует о преобладании прагматической ориентации в ряду тех  ценностей, которые непосредственно  связаны с образовательным процессом [23, c.70].

Наименее значимыми для студентов - первокурсников оказались, следующие  ценности:

- "познание" (9,1%);

- "развлечения (приятно; необременительное  времяпрепровождение, отсутствие  обязанностей)" (7,4%);

- "самостоятельность как независимость  суждений и оценок" (7,4%);

- "красота природы и искусства  (пережив вине прекрасного в  природе и искусстве" (6,5%);

- "счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование  других людей, всего человечества  в целом)" (З,5%);

- "равенство - равные возможности  для всех" (3,5%) [23, c.70].

Распределение ценностей в определенной иерархии можно интерпретировать как  неоднородное. Однако заметная некоторая тенденция доминирования ценностей личностного характера над социально ориентированными, ценностей материальных над духовными.

Таким образом, ценностные ориентации студентов в основ сосредоточены  вокруг таких ценностей как: любовь, здоровье, материально обеспеченная жизнь, наличие хороших и верных друзей, служебный и профессиональный рост, карьера, активная деятельная жизнь.

Следует провести параллель между  ценностными ориентациями студентов  НУА 1998 г. и 2000 г. На первом месте как  в 1998, так и в 2000 годах преобладает  любовь (58%; 54,4%); на втором месте - здоровье (57%; 53%); на третьем месте в 1998 году преобладает материально обеспеченная жизнь (54%),а в 2000 г. - наличие верных и хороших друзей (47,4%); на четвертом месте в 1998 г. - наличие верных и хороших друзей (51%), а в 2000 г. - интересная работа (45,2%); на пятом месте в 1998г. - служебный и профессиональный рост, карьера (42%), а в 2000г. - активная деятельная жизнь (44,8%) [23]. Изменение ценностных ориентаций студентов связано, на мой взгляд, с изменением общества в целом и трансформацией ценностей подрастающей молодежи.

Таким образом, базовые ценности современной  молодежи в трансформирующем обществе отражают изменения, происходящие в  них на протяжении последних 20 лет. Следует подчеркнуть, что молодежь ориентирована в большей степени  на интересную работу, чем на заработок, предпочитают свободу материальному  благополучию. Не случайно число молодых  людей, называвших своей мечтой цели, связанные с материальным потреблением (иметь свою квартиру, заработать много  денег, жить в достатке, съездить в  путешествие и т.п.), меньше тех, кто  был ориентирован на цели "непотребительского" плана (иметь хорошую семью, воспитать  хороших детей, получить хорошее  образование и т.п.).

Постмодернизация ценностных ориентаций современной молодежи

Особое внимание к модернизации и к постмодернизации ценностного дискурса обусловлено тем, что именно ценности актуализируют субъектность личности (или социальной группы). Р. Инглехарт и многие другие социологи, сравнивая традиционные, модернистские и постмодернистские ценностные системы, прежде всего, подчеркивают различия их отношение к социальной мобильности. Если традиционные ценности с их акцентом на традиции, наследственный статус, обязательство перед общиной, "осуждают" социальные перемещения, то ценности модерна, представляя новые мироощущения, базирующиеся на все более светских социальных нормах и фокусирующиеся на достижении (служебный рост, профессиональная и общественная карьера, достижение материального благополучия), индивидуализме, инновациях, провоцирует человека на социальную мобильность, делают его субъектом общественных отношений.

В 70-х годах ХХ ст. Р. Инглехарта провел крупное эмпирическое исследование ценностных представлений западноевропейского населения. В этом исследовании он применил типологию "материалистических - постматериалистических" ценностей, которая основывалась на известной иерархии потребностей А. Маслоу. Под "материалистическими ценностями" подразумевались ориентации респондентов на материальное благосостояние, экономический рост, борьбу против преступности и т.п. Под "постматериалистическими" - ориентации на престиж, самореализацию, взаимопонимание и т.п. На основе эмпирических результатов Инглехарт пришел к выводу, что в ценностном сознании западноевропейского населения имеются две иерархии ценностных представлений - "материалистические" и "постматериалистические". При этом первые ценности больше характерны для старших поколений, а вторые - для молодого поколения.

Сдвиг к постмодернизации ценностей, наметившийся на рубеже веков как глобальной, так и в региональной перспективе, символизирует, по Р. Инглехарту, переход от материалистический к посматериалистическим ценностям - самовыражение, самореализация, качеству жизни. Последние в сочетании с такой ценностью, как толерантность, терпимость, в том числе к неопределенности, с потребностями в общении, в признании, в интеллектуальном и эстетическом удовлетворении, в свободе самовыражения, в политическом участии составляют, как подчеркивает Р. Инглехарт, ядро процесса постмодернизации.

Интериоризация этих ценностей и потребностей личностью предопределяет ее большую готовность к принятию социокультурных изменений, к отказу от привычных моделей и созданию новых и, главное, актуализирует жизненную стратегию самореализации, которую, в свою очередь, выступает условием и одновременно показателем субъективности современного человека. Именно по этому, исходя из социокультурного критерия типологизации ценностей, как важнейшую ценность, свидетельствующую о постмодернизации ценностного сознания.


и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.