На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Институты глобального управления

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
 
 
Самостоятельная работа
На  тему:
 
«Институты глобального  управления(Всемирный банк)»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Выполнила: Рыскулбекова Элиза
БасылбековаНаргиза
ЭУ-12-09
                                                                                                              Проверила: Савитахунова Р.
 
Бишкек 2011
 
 
 
 
 
 
 
Содержание
 
 
Введение
 
    Трудности при изучении глобального управления.
    Глобальное управление для глобальных проблем.
    Формирование глобального общественного мнения.
    Глобальное управление и суверенные государства.
    Новый банк для глобального регулирования?
    Глобальные экономические перспективы
    Управление финансовой глобализацией.
    Правовая база для глобального управления.
    Предложения ООН по глобальному регулированию.
 
 
Заключение
Список литературы
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Введение:
Основные концепции глобального  управления.
Современную стадию в развитии глобальных процессов отличает разрыв между стремительным ходом экономической  глобализации и достаточно слабыми  усилиями государств по созданию согласованной  политической системы ее регулирования. Фактически, одной из важнейших долгосрочных проблем человеческого развития в мире становится необходимость  выработать ее действенный механизм. Принципиально важным в этой связи  является заявление Генерального секретаря  ООН Кофи Аннана, прозвучавшее в  его Годовом докладе за 1999 год: "Задачи, которые ставит глобализация, задачи, которые государства не могут  успешно решать только собственными силами, самым непосредственным и  очевидным образом свидетельствуют  о необходимости укрепления многостороннего  сотрудничества".
Глобализация во все большей  мере начинает включать в себя не только транснациональные финансовые потоки. Глобализация, как справедливо отмечено в Докладе о развитии человеческого  потенциала в РФ за 2000 г., начинает восприниматься как новое качество взаимосвязанности  и взаимозависимости человечества. А поскольку глобализация таким образом начинает пронизывать все больше и больше сфер жизнедеятельности человека, то все более значимым становится вопрос об ее институционализации, о формировании системы глобального регулирования, наделенной соответствующим объемом полномочий и легитимности. Это глобальное регулирование может осуществляться в различных формах. Основными из них являются глобальное сотрудничество, при котором решающую роль в проведении согласованной общемировой политики будут играть существующие суверенные государства, и глобальное управление, при котором наднациональные международные организации были бы автономны от государств в процессе принятия решений.
Очевидно то, что глобальное управление (или, по крайней мере, отдельные  его элементы) может сложиться  как стихийно, путем спорадического взаимодействия прежде всего экономических и финансовых структур, так и осознанно, путем планомерного его формирования, осуществляемого на основе консенсуса всех (или наиболее крупных) глобальных акторов.
К настоящему времени в  мировой политической мысли сформировалось несколько основных концепций по возможной организации глобального  регулирования. Все они предполагают либо создание новых институтов, призванных наиболее адекватно соответствовать  новым глобальным процессам, либо эволюцию и трансформацию функций уже  существующих международных организаций. В качестве примера можно привести типологию этих концепций из доклада  по глобальному регулированию, подготовленного  Советом по внешней и оборонной  политике (СВОП) в 2001 г.:
  1. "Мировое правительство". Наиболее старая футурологическая  идея (исследованная в т.ч. и Кантом), различным аспектам которой посвящено немало работ. Фактически, концепция "мирового правительства" представляет собой увеличенную модель национального государства, руководство которого решает текущие внутриполитические вопросы уже не национальном, а на глобальном уровне.
  2. Трансформация существующей  системы ООН. Здесь есть два  основных пути. Один - постепенное  повышение уровня легитимности  Совета Безопасности ООН и  уровня его эффективности (на  этом делает акцент и Генеральный  секретарь ООН Кофи Аннан). Другой  вариант - более радикальный. В  нем выделяют две составных  части: превращение существующего  Совета Безопасности ООН в своего рода квази-правительство, а Генеральной Ассамблеи ООН - в квази-парламент. Нужно отметить, что такая форма глобального управления находит больше сторонников, чем идея "мирового правительства" в чистом виде. Однако и ее отличает узко-этатистский подход, который сводит все глобальное сообщество к жестким рамкам государства.
3. Политическое управление  глобальным развитием. Согласно  этой концепции ведущие политические  акторы в мире будут "подталкивать" глобализацию в нужное русло и решать возникающие глобальные проблемы узким кругом "игроков". Ими могут быть, при различных раскладах, либо доминирующая в мире супердержава, либо конгломерат великих держав (институционально оформленный в рамках группы G-8 или же иной структуры).
4. Корпоративное глобальное  управление. В этом случае к  коллективным усилиям государств  по решению глобальных проблем  и планированию глобального развития  присоединятся и наиболее значимые  частные акторы (крупнейшие транснациональные корпорации, международные неправительственные организации и др.).Такова предложенная типология подходов к глобальному управлению. В добавление к ней целесообразно добавить еще один вид глобального регулирования - глобальное сотрудничество. В его рамках решения глобальных проблем будут приниматься не путем навязанных отдельными акторами подходов, но путем конструктивного и воплощаемого в жизнь диалога всех заинтересованных сил. Такая форма также предполагает формирование более инклюзивной системы глобального регулирования, свою сопричастность которой смогли бы ощущать как можно больше государств и иных акторов.
    Трудности при изучении глобального управления.
Из ряда проблем, затрудняющих изучение глобального управления, две  стоит выделить особо. Первая - это  расплывчатость грани между международным  сотрудничеством суверенных государств и самостоятельной, уже наднациональной  ролью международных организаций. Трансформация ЕС, тенденции развития ООН подтверждают, что уловить  момент, начиная с которого следует  вести речь о глобальном (или региональном) управлении в чистом виде, очень и очень трудно.Другая проблема - это призрак "теории заговоров", который всегда присутствует при анализе такой темы, как глобальное управление. Соблазн списать все трудности современной жизни на деятельность "мировой закулисы" в самых различных ее формах (будь то масонство, Трехсторонняя комиссия, Сионская община, "новые правые" или сеть спецслужб) является достаточно сильным, а это создает опасность изначально привнести в исследование большую долю идеологизированности.
 
 
    Глобальное управление для глобальных проблем.
Элементы глобального  управления стали главным образом  проявляться применительно к  глобальным проблемам (см. о них соответствующую  главу пособия). Проблема бедности развивающихся  стран и более широкий вопрос - проблема "Север-Юг" и глобальное неравенство "богатого и бедного  мира" - стали одной из самых  важных из них. Решением этой проблемы, начиная с 1970-х гг., занимались бреттон-вудские международные финансовые институты, которые предлагали свои рецепты по оздоровлению экономической и социальной жизни беднейших стран, причем предполагалось, что и развитые страны в своей политике по отношению к "третьему миру" будут придерживаться этих рецептов, выработанных на наднациональном уровне. В частности, Международный валютный фонд (МВФ) и Всемирный банк (ВБ) принимали усилия по реструктуризации и списанию государственных долгов беднейших стран. Всемирный банк в начале 1970- х гг. провозгласил стратегию "перераспределения за счет роста", предусматривавшую переток капиталов от богатых стран к бедным, осуществляемый в глобальном масштабе и под наднациональным (глобальным) регулированием. Однако реальная эффективность этих усилий по глобальному регулированию бедности была не слишком большой, возможно, в силу слишком узкого акцента на исключительно финансовых аспектах данной глобальной проблемы.
На этом фоне принципиально  важным моментом в развитии подходов к глобальному управлению стала  активизация деятельности Программы  развития ООН (ПРООН) на рубеже 1980-1990-х  годов. Программа развития ООН, начиная  с 1990 г. издает специальные всемирные  доклады о человеческом развитии. С 1995 г. публикуются и национальные доклады России о человеческом развитии.Общая идеология ПРООН, предусматривающая отход от зацикленности на чисто экономических показателях и введение более широкой категории для анализа уровня жизни в мире - индекса развития человеческого потенциала, внесла новое измерение и в исследование перспектив глобального управления. Деятельность ПРООН поставила на повестку дня вопрос о необходимости глобального управления "с человеческим лицом", которое было бы принципиально отлично по своим целям от транснациональной сети финансовых институтов и крупнейших корпораций. Такая модель глобального управления должна ориентироваться в первую очередь на более адекватную реализацию человеческих потребностей во всем мире. Эта противопоставленность и полемика между двумя подходами в значительной степени усилилась после масштабного финансового кризиса 1997-98 гг., когда "традиционные" рецепты МВФ по разрешению глобальных социально-экономических проблем были подвергнуты серьезной критике, и встал вопрос об их эффективности.Укрепление международных механизмов контроля за глобальными проблемами в этой связи стало бы тем инструментом, с помощью которого смогло бы развиваться глобальное сотрудничество и осуществляться глобальное регулирование. Как подчеркнуто в Докладе ПРООН о развитии человека за 1998 г., мировое сообщество должно нести ответственность как за финансирование, так и за организационную структуру этих механизмов. Важным аспектом этого вопроса является сбалансированное распределение международной ответственности между странами за решение глобальных проблем. Отдельной темой являются все усиливающиеся призывы к глобальному экологическому управлению.
Следует отметить, что с  очень большой долей условности вышеизложенные подходы к глобальному  управлению могут быть сопоставлены с традиционной для большинства  развитых стран противопоставленностью между либеральной и социально ориентированной политикой. На этом основании можно поставить и достаточно важный футурологический вопрос. Общественно-политическое устройство большинства развитых стран сегодня основано на механизме периодической смены консервативных и социально-ориентированных правительств. Какой курс будет в глобальном управлении?
    Формирование глобального общественного мнения.
Решение глобальных проблем  стало одной из задач для многих международных организаций, таких, как ООН, Международная организация  труда и др. В качестве одной  из форм их работы на этом направлении  является активное формирование мирового общественного мнения по данным вопросам. Это достигается в т.ч. путем регулярной публикации специальных докладов, в которых, во-первых, дается подробный обзор состояния проблемы, а во-вторых, предлагаются концептуальные пути для ее разрешения.
Во-многом именно по причине распространения данных транснациональных концепций по решению глобальных проблем в общественном мнении, в научной среде и в СМИ по всему миру, правительства государств вынуждены волей-неволей принимать во внимание данные разработки, а часто и претворять их в жизнь на национальном уровне. Таким образом, на сегодняшний момент в деятельности международных организаций по решению глобальных проблем следует выделить два аспекта, которые могут рассматриваться как предтечи элементов возможного глобального управления в будущем. Это формирование глобального общественного мнения насчет особо животрепещущих проблем, волнующих все человечество, и продвижение концепций по решению этих проблем на глобальном уровне, в русле которых постепенно начинают следовать и суверенные государства.Механизм "запуска" предложений международных организаций для их реального осуществления в этой связи представляется принципиально важным. Так, было отмечено, что каждый год в Докладе ПРООН о развитии человека выносятся рекомендации в отношении национальной и международной политики. Эти предложения, иногда поддерживавшие предложения других исследователей, а иногда привносившие новые подходы, заслуживали как критику, так и высокую оценку. Но важнее всего то, что они помогали начинать политические обсуждения, которые вели к расширению имевшихся возможностей.
    Глобальное управление и суверенные государства.
Особой проблемой при  изучении глобального управления является анализ общественной и политической реакции в отдельно взятых государствах на его вызовы. Среди возможных  стратегических подходов государств по этому вопросу можно выделить следующие:
- Восприятие данных процессов  как угрозы для национальной  безопасности, подогреваемое постулатами  об "особой роли" государства  в мире, и об опасности "мировой  закулисы" в различных ее формах. Соответственно, в данном случае у государства может возникнуть стремление "отгородиться" от глобальных систем управления.
  - Активное встраивание  государства в данные процессы  и вызываемый этим наступательный интервенционизм, стремление государства занять место среди наиболее значимых акторов глобального управления.
При анализе данного вопроса  следует также подчеркнуть, что  в настоящее время процесс  глобального регулирования отличается географической несбалансированностью. Доминирующее положение при его  осуществлении занимают ведущие  в экономическом и политическом отношении страны (G8). участие же новых индустриальных стран в этом процессе обеспечивается крайне нерегулярно. Большинство же малых и бедных развивающихся стран вообще практически не участвует в глобальном регулировании и, скорее, является лишь его объектом. Вот почему, существующие сейчас институциональные механизмы глобального регулирования (прежде всего, в финансово-экономической сфере) не являются полностью представительными в мировом масштабе. Важнейшие глобальные экономические структуры (G7, ВТО, МВФ, ОЭСР) находятся под влиянием исключительно крупных и богатых стран.Вот почему один из вариантов пути к глобальному управлению - его вырастание из ad hoc альянсов и союзов крупнейших держав, посвященных урегулированию тех или иных глобальных проблем (финансовых, безопасностных и иных). В этом случае реализация глобального управления будет следовать в русле концепции униполярности, которая в ее широком толковании основана на том, что с течением времени все сильнее будет выкристаллизовываться "ядро" наиболее мощных союзных государств, которое будет проецировать свои нормы и принципы поведения на весь мир (это может происходить либо под лозунгом "проекции стабильности", либо "проекции силы"). В этом случае глобальное управление будет более гомогенным, возможно, более эффективным, но при этом вряд ли стабильным в долгосрочной перспективе, поскольку кристаллизация униполярности заложит основы для потенциального конфликта между "полюсом" и периферией. А это противоречие может рано или поздно привести к взрыву всей системы глобального управления и подорвать мировую стабильность.В этой связи, важным сдерживающим элементом на пути реализации глобального управления является страх перед неизвестностью, каким оно будет, страх перед возможной потерей управляемости в глобальном масштабе. Это чувство страха перед "мировым правительством" в ряде стран подогревается ощущением, что глобальное управление будет американо-центристским, и что широко распространенные дискуссии о нем являются не более чем вовлечением более слабых государств в заведомо невыгодную им сделку.
В то же время противоположный  фактор, который может послужить  стимулом для государств к формированию глобального управления, - это тенденция к наднациональности. Идущие последние десятилетия разговоры о необратимости глобального управления мало-помалу, согласно социопсихологическим закономерностям, могут приобрести характер самосбывающегося пророчества. В политической сфере этот эффект самым значительным образом усилился после краха биполяризма и окончания "холодной войны". Вслед за этим как в дискуссиях ученых, так и в программах политиков, начали все чаще обосновываться утверждения о том, что окончание эры биполярного противостояния означает отказ как от Ялтинско-Потсдамского мирового порядка, закрепившего современную систему границ в Европе и сформировавшего ООН, так и от Вестфальской системы мира, основанной на примате суверенных государств. В результате концепция "растворения суверенитета", его эрозии сверху и снизу приобрела довольно большое распространение в мире, а пример Европейского Союза позволил ее сторонникам оперировать практическими аргументами. Впрочем, следует в этой связи отметить, что ряд крупных государств мира (такие, как США, Китай, Индия, Россия) в своей политической практике не собирается следовать концепции "растворения суверенитета", поэтому европейский опыт надо переносить на глобальный уровень с достаточной долей осторожности.
Тем не менее, концепция "растворения  суверенитета" завоевывает все  большую популярность и в политической среде также начинает преподноситься как самосбываемое пророчество, в значительной степени формируя тем самым направленность интеллектуальной мысли и политического действия во многих странах. И как следствие этого, уже почти общепринятое восприятие неизбежности глобализации в сочетании с "растворением суверенитета" может создать в общественном мнении разных стран ощущение назревающих институциональных изменений и правовых подвижек на глобальном уровне, что в свою очередь может послужить стимулом к их практическому осуществлению.
Далее, оценивая взаимодействие государств и глобальных структур, необходимо иметь в виду следующее. Бюджеты (с той или иной долей  расходов, направленных на социальные нужды), прямое налогообложение и  легитимированные силовые структуры - вот несколько из ключевых функций  современного государства, которые  определяют его самодостаточность  и, в конечном счете, силой финансов и оружия обеспечивают его суверенность. В этой связи о глобальном управлении как о реальной форме осуществления  власти можно будет говорить по большому счету только тогда, когда исполнение этих функций будет передано с государственного на наднациональный глобальный уровень. Возможно ли это в среднесрочной перспективе? По существующей логике вещей - вряд ли, особенно, если не экстраполировать опыт ЕС на весь мир в целом. В то же время, выдвинутая в Докладах ПРООН о развитии человека концепция "новой глобальной архитектуры" не исключает такого перераспределения функций между государствами и глобальными институтами (прежде всего, в сфере социальной бюджетной политики). С другой стороны, все активнее звучащие голоса о создании собственных антикризисных сил ООН могут предоставить Организации объединенных наций такие инструменты для легитимированного силового воздействия, которые она может использовать, уже не привлекая национальные контингенты государств. Таким образом, возможные подвижки в передаче части ключевых государственных функций на глобальный уровень в современной политической аналитике не исключаются.Другой путь глобального регулирования, существующий сейчас, - когда на глобальном уровне принимаются правовые и политические документы, которые затем путем их признания государствами (через ратификацию или в качестве политического руководства к действию) имплементируются ими в национальные правовые структуры и правоприменительную практику. Таким образом, глобальные нормы реализуются в мире через совокупность национальных институтов. Вполне очевидно, что такой способ их воплощения в жизнь зависит прежде всего от воли государств, которые свободны в своем выборе: подписывать и ратифицировать им тот или иной документ или нет, голосовать за или против той или иной резолюции и пр.
Еще одной немаловажной проблемой  являются судьбы демократии в условиях глобального управления. С одной  стороны, глобализация и глобальное сплочение приводят к все возрастающему распространению в мире демократических ценностей и институтов. "Третья волна" демократизации стала первостепенной характеристикой современного мира. Но с другой стороны, существует опасность того, что будущий "политический режим" в системе глобального управления может стать скорее авторитарным, чем демократичным. Это может быть вызвано тем, что решения по глобальным вопросам могут приниматься ограниченным кругом акторов и без должной гласности, а также потому, что внутренняя структура многих из этих акторов (транснациональные корпорации (ТНК), неправительственные организации (НПО), аппарат международных организаций) строится отнюдь не на демократических принципах, а на жесткой корпоративной дисциплине.
Следует отметить, что авторитарный характер возможного глобального управления будет в корне противоречить  основополагающим принципам самой  концепции человеческого развития. Ведь как известно, один из ее наиболее известных протагонистов и аналитиков Амартья Сен положил в основу человеческого развития т.н. "возможностный подход", согласно которому процесс развития понимается прежде всего как увеличение реализуемых "возможностей" людей. Тем самым человеческое развитие четко увязывается с наличием свободы. В условиях же авторитарного глобального управления осуществление подобной модели человеческого развития будет невозможно, и притом - в планетарном масштабе.
 
Важной составляющей демократичности  глобального управления является обеспечение  подотчетности его структур публичному контролю. Опасения в том, что глобальные управленческие институты будут  действовать, как хотят, являются достаточно распространенными и служат весьма важным сдерживающим элементом.В то же время, как считают некоторые аналитики, концепция демократии применительно к глобальному регулированию должна претерпеть серьезные трансформации. По их мнению, международные институты отнюдь не нуждаются в традиционной модели внутригосударственной демократии, поскольку в их задачу не входит ни побуждение людей к вооруженной защите своей территории, ни принуждение к сбору налогов. Поэтому международные институты должны получать легитимацию для своей деятельности иным образом: одни - путем строгого следования своим собственным уставным документам (например, ООН), другие - только лишь путем достигаемой эффективности и приемлемости при решении поставленных перед ними задач (например, МВФ).
 
    Новый банк для глобального регулирования?
Анализ международной  реакции на финансовый кризис 1997-98 гг. показал, что важнейшей функцией глобального управления должна будет  стать транснациональная социальная защита.
Как отмечает Доклад ПРООН  о развитии человека за 1999 год, в  сфере глобального регулирования  на данный момент боле весомые успехи достигнуты в разработке норм для  открытых глобальных рынков, чем в  интересах людей и для защиты их прав. В этой связи дилеммой № 1 как для глобального сотрудничества, так и для глобального управления, является выбор между регулированием исключительно ради оптимизации  мировых финансовых и торговых потоков  и регулированием, ориентированным  на решение социальных и человеческих задач в общемировом масштабе. От того, какой выбор здесь будет  сделан мировым сообществом и  мировой политической элитой, во-многом будет зависеть глобальное развитие человечества в XXI веке.На саммите 1992 г. в Рио-де-Жанейро, посвященном устойчивому развитию, в качестве одного из инструментов, призванных обеспечить эффективность международных усилий в этой сфере, предлагалось создать международный экологический банк, который направлял бы свои средства на поддержку проектов по устойчивому развитию. На многих других конференциях, посвященных глобальных проблемам, создание международных банков, чья деятельность была бы социально ориентирована, также всячески приветствовалось.Необходимость их создания вполне очевидна потому, что для проведения эффективной транснациональной социальной защиты в распоряжении международных организаций должны находиться значительные ресурсы. Поэтому аккумулирование финансовых средств с целью их использования на человеческое развитие по логике вещей должно стать еще одной функцией социально ориентированного глобального управления.
Отдельным вопросом является то, в какой степени государства  будут оказывать влияние на деятельность этих финансовых структур. Во многом именно фактор контроля за финансами будет определять уровень глобального регулирования в будущем. В том случае, когда роль государств в этом вопросе будет большой, речь пойдет о глобальном сотрудничестве (и именно так обстоит дело сегодня). Если же международные организации смогут распоряжаться финансовыми средствами самостоятельно, без ощутимого влияния со стороны государств, то именно в этом случае можно будет вести речь о подлинном глобальном управлении, осуществляемом на наднациональной основе.
    Глобальные экономические перспективы предложенные Всемирным Банком: 12 января 2011 года – Мировая экономика переходит от фазы послекризисного оживления к фазе медленного, но достаточно стабильного роста в текущем и следующем годах, причем почти половина мирового экономического роста приходится на развивающиеся страны, указывается в последнем докладе Всемирного банка «Глобальные экономические перспективы на 2011 год». По оценкам Всемирного банка рост мирового ВВП, составивший 3,9 процента в 2010 году, замедлится до 3,3 процента в 2011 году, прежде чем выйдет на уровень 3,6 процента в 2012 году. Ожидается, что рост в развивающихся странах составит 7 процентов в 2010 году, 6 процентов в 2011 году и 6,1 процента в 2012 году. По темпам роста они будут и далее опережать страны с высоким доходом, рост в которых, по прогнозам, составит 2,8 процента в 2010 году, 2,4 процента в 2011 году и 2,7 процента в 2012 году. В большинстве развивающихся стран ВВП вновь вышел на уровни, которые наблюдались бы в отсутствие цикла спада-подъема. Хотя стабильный рост прогнозируется до конца 2012 года, оздоровление экономики в ряде стран с формирующимся рынком в Европе и Азии и некоторых странах с высоким доходом остается непрочным. Если на национальном уровне не будут приняты меры для выправления ситуации, высокие уровни задолженности домашних хозяйств и безработицы и слабость жилищного и банковского секторов, вероятно, станут тормозом для экономического подъема.«С положительной стороны следует отметить быстрый рост внутреннего спроса в развивающихся странах, которому принадлежит ведущая роль в развитии мировой экономики, однако непрекращающиеся проблемы финансового сектора в ряде стран с высоким уровнем дохода по-прежнему представляют опасность для роста и требуют принятия срочных мер политики», — заявил главный экономист и старший вице-президент по развивающимся странам Всемирного банка Джастин Ифу Линь. В 2010 году резко возрос чистый приток международного акционерного и облигационного капитала в развивающиеся страны, увеличившийся на 42 и 30 процентов соответственно, причем основная часть этого прироста  приходится на девять стран. Объемы прямых иностранных инвестиций в развивающиеся страны возросли за 2010 год не столь значительно, на 16 процентов, и вышли на уровень 410 млрд долларов после снижения на 40 процентов в 2009 году. В значительной мере это оживление обусловлено ростом инвестиций между странами Юга, прежде всего инвестиций из стран Азии.«Рост международных потоков капитала способствует подъему экономики в большинстве развивающихся стран», — сказал директор по вопросам перспектив развития Всемирного банка Ханс Тиммер. «Однако значительный приток ресурсов в некоторые крупные страны со средним уровнем дохода чреват определенными рисками и может поставить под угрозу возрождение экономики в среднесрочной перспективе, особенно в случае неожиданного повышения курсов валют или возникновения пузырей цен на активы». В большинстве стран с низким доходом в 2010 году наблюдался рост торговли, а ВВП этих стран увеличился за 2010 год на 5,3 процента. Этому способствовало повышение цен на биржевые товары, и, в меньшей степени, рост денежных переводов и туризма. Согласно прогнозам, перспективы этих стран еще более улучшатся, и их рост составит 6,5 процента как в 2011, так и в 2012 году.Как указывается в докладе, текущие относительно высокие цены на продовольственные товары оказывают неоднозначное воздействие. Во многих странах снижение курса доллара повлекло за собой улучшение внутренних условий, а повышение цен на товары и услуги означает, что реальная цена продовольствия увеличилась меньше, чем выраженная в долларах США цена продовольственных товаров, реализуемых на мировом рынке. «Однако выражаемое двузначными числами увеличение цен на важнейшие продукты питания в последние несколько месяцев ложится дополнительным грузом на домашние хозяйства в странах, уже и без того испытывающих тяжелое бремя бедности и недоедания. Более того, в случае дальнейшего повышения мировых цен на продовольственные товары наряду с ценами на другие важнейшие биржевые товары нельзя будет исключить повторения ситуации 2008 года», — предупредил управляющий по вопросам глобальной макроэкономики в группе по перспективам развития Всемирного банка Эндрю Бернс.
 Краткая информация  по регионам: Регион Восточной Азии и Тихого океана, рост ВВП в котором в 2010 году составил, по оценкам, 9,3 процента, находился во главе процесса оздоровления мировой экономики. Основной движущей силой столь быстрого роста служило увеличение ВВП Китая на 10 процентов (по имеющимся оценкам), а также увеличение его импорта на 35 процентов. Производство в других странах региона также значительно возросло, на 6,8 процента. Мягкая денежно-кредитная политика в странах с высоким уровнем дохода способствовала ускорению притока капитала, причем объемы рынков акционерного капитала Таиланда и Индонезии с января 2010 года выросли более чем на 40 процентов. Притоки капитала привели к удорожанию национальных валют несмотря на принятые компенсационные меры в виде наращивания резервов и других корректировок. Прогнозируется, что по мере снижения темпов подъема мировой экономики рост ВВП будет замедляться, хотя и будет оставаться высоким, на уровне 8 процентов в 2011 и 7,8 процента в 2012 году.Ожидается, что вслед за снижением ВВП на 6,6 процента в 2009 году производство в регионе Европы и Центральной Азии возрастет в 2010 году на 4,7 процента благодаря глубокой реструктуризации, проводимой в нескольких странах. Производство в Болгарии, Кыргызской Республике, Литве и Румынии в 2010 году останется на прежнем уровне или снизится, после чего прогнозируется рост объемов производства на всего лишь 2 процента в 2011 и 3,3 процента в 2012 году. При исключении этих стран из расчета рост в остальной части региона, согласно прогнозам, замедлится до 4,2 процента как в 2011, так и в 2012 году. Процесс оздоровления экономики в регионе остается особенно чувствительным к положению дел в странах Европы с высоким уровнем дохода, устойчивость ситуации с суверенной задолженностью которой вызывает опасения. Регион Латинской Америки и Карибского бассейна вышел из кризиса с небольшими потерями, если сравнивать показатели этого региона с его результатами в прошлом и темпами оздоровления экономики в других регионах. После сокращения на 2,2 процента в 2009 году ВВП увеличился, согласно оценкам, на 5,7 процента в 2010 году, что примерно соответствует средним показателям роста, отмеченным в период быстрого подъема экономики в 2004-2007 годах. Прогнозируется, что в 2011 и 2012 годах рост несколько замедлится, до примерно 4 процентов, в основном по причине ухудшения внешней конъюнктуры в связи с ослаблением роста в странах с развитой экономикой и Китае. Несколько стран региона испытали потенциально дестабилизирующий приток капитала, способствовавший перегреву экономики и быстрому удорожанию наиональных валют.В развивающихся странах Ближнего Востока и Северной Африки незначительное ускорение роста в 2010 году было связано как с улучшением внешнеэкономической конъюнктуры, так и с продолжающимся воздействием осуществленных ранее программ стимулирования. Развивающимся странам-экспортерам нефти благоприятствовало повышение цен на нефть в течение этого года, а оживление экономики в некоторых регионах еврозоны и рост экономики в странах с высоким уровнем дохода, входящих в Совет по сотрудничеству стран Персидского залива, способствовал дальнейшему возрождению экспорта, денежных переводов и туризма. После 3,3-процентного роста в 2010 году регион, как ожидается, достигнет более высоких показателей роста 4,3 и 4,4 процента в 2011 и 2012 годах, соответственно, в связи с продолжающимся увеличением внутреннего спроса, укреплением экспортных рынков и сохранением высокого уровня цен на нефть.В Южно-Азиатском регионе рост ВВП прогнозируется на уровне 7,9 процента в среднем в 2011-2012 бюджетных годах, чему будет способствовать быстрый рост экономики в Индии. Это сопоставимо с оценочными показателями роста на уровне 8,7 процента в 2010 бюджетном году. Региону пошли на пользу решительные меры по стимулированию спроса, улучшение настроений среди инвесторов и потребителей и возобновление притока капитала. Недавние меры по ужесточению политики, вероятно, необходимо будет продолжить, учитывая значительные размеры бюджетных дефицитов в регионе (самые крупные среди всех развивающихся регионов), а также высокие уровни инфляции и ухудшающееся состояние счетов текущих операций. Объемы производства в странах Африки к Югу от Сахары в 2010 году возросли, по оценкам, на 4,7 процента, что было значительно выше увеличения на 1,7 процента в 2009 году. В Южно-Африканской Республике, крупнейшей экономике региона, увеличившейся, по оценкам, на 2,7 процента в 2010 году, экономическому росту препятствовали сокращение частных инвестиций, повышение курса ранда и забастовки трудящихся. Прогнозируется, что рост в ЮАР ускорится до 3,5 процента и 4,1 процента в 2011 и 2012 годах, соответственно, в связи с дальнейшем улучшением экономических условий в мире. В остальной части региона (исключая ЮАР) результаты фактически были более высокими. ВВП в этих странах увеличился, по оценкам, на 5,8 процента в 2010 году и прогнозируется на уровне 6,4 процента в 2011 году и 6,2 процента в 2012 году. Наивысшие показатели роста были отмечены в странах-экспортерах металла и полезных ископаемых, а также экспортерах нефти, которым благоприятствовало повышение цен на биржевые товары. 
    Управление финансовой глобализацией.
К активизации еще одной  формы глобального управления направлены призывы реформировать существующую мировую финансовую систему, особенно открыто прозвучавшие после финансового  кризиса 1997-98 гг. В ряде из них делался  акцент на создании принципиально иной глобальной финансовой системы, призванной сократить существующий риск кризисов и преодолеть хронический экономический  застой в странах с переходной экономикой и в развивающихся  странах. Некоторые эксперты, в частности известный американский экономист Джеффри Сакс на симпозиуме, организованном ПРООН в Нью-Йорке в декабре 1998 г., призвали создать специальную комиссию под эгидой ООН, которая бы выработала свои рекомендации по пересмотру стратегии международного развития, которые позволили бы уменьшить долговое бремя, реформировать международную финансовую систему и переориентировать международную помощь в сторону решения насущных глобальных проблем.
Вообще нужно особо  подчеркнуть, что финансовый кризис 1997-98 гг. стал своего рода катализатором  для активного обсуждения проблемы глобального финансового регулирования. Доклад о развитии человека за 1998 г. особо подчеркнул в этой связи, что  реакция международной общественности на подобные кризисы должна быть более  активной как с точки зрения их предотвращения, так и в плане  международных мер по социальной защите населения государств, ставших  жертвами кризиса. В качестве главной  задачи международных организаций  данный доклад выделил необходимость  минимизации последствий подобных кризисов на человеческое развитие.
После кризиса 1997-98 гг. ряд  экспертов внес конкретные предложения  по созданию новой глобальной финансовой архитектуры. В частности, была выдвинута  идея создания института, предоставляющего гарантии по международным кредитам, и этот институт брал бы на себя функции  международного центрального банка.
В этой связи представляет интерес доклад комиссии Конгресса  США по вопросам международных финансовых институтов (комиссии Мелтцера), представленный в марте 2000 г. По его предложениям, Всемирный банк должен перестать предоставлять кредиты (эта функция полностью отойдет к МВФ) и превратиться в организацию, оказывающую исключительно финансовую помощь и техническое содействие – т.е. стать тем самым социально ориентированным глобальным финансовым институтом, о создании которого так много говорилось. В связи с этим принципиальным изменением функций Всемирного банка комиссия Мелтцера даже предложила переименовать его во Всемирное агентство по развитию (World Development Agency). Параллельно этому предложению ряд других финансовых аналитиков, в частности Дж.Сорос, предлагают разрешить Всемирному банку предоставлять свои средства не только под правительственные гарантии стран-реципиентов, т.е. позволить ему работать напрямую с конкретными компаниями, НПО и пр.
    Правовая база для глобального управления.
Глобальное управление как  таковое не будет возможным без  значительной трансформации всего  международно-правового режима, в  котором в данном случае акцент должен быть сделан не на суверенитете государств, а на их глобальной ответственности и, более того, на их подчиненности институтам глобального управления. Возможно ли предсказать подобную трансформацию международного права в среднесрочный период, для чего, очевидно, потребуется консенсус всех государств? По логике вещей, вряд ли.Весьма важным событием, оказавшим влияние на дискуссии о будущем международного права, стал косовский кризис 1999 года. Операция НАТО в Югославии вызвала к жизни в западных странах ряд достаточно радикальных концепций о переус
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.