На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


курсовая работа Экономическая эффективность сбыта молочной продукции в ЗАО «Кировский молочный комбинат"

Информация:

Тип работы: курсовая работа. Добавлен: 07.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 44. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


          МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РФ 

            ФГОУ  ВПО «ВЯТСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ»  

                      КАФЕДРА ЭКОНОМИКИ 
 
 
 
 
 
 

                      Курсовая работа по предмету
                   «Экономика пищевой  промышленности»
Тема: Экономическая эффективность сбыта молочной продукции в ЗАО «Кировский молочный комбинат» 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

            Выполнила: Петрова Наталья Леонидовна, группа 1/1
                               Руководитель: Жукова Юлия Сергеевна 
 
 
 
 
 
 
 
 

Регистрационный номер:
Дата сдачи  на проверку:
Оценка после  защиты:
                                               
                           Киров 2006 
 

                               Оглавление
    Введение……………………………………………………………3
    Теоретические основы экономической эффективности
   сбыта продукции.……………………………………………………5
    1.1Современное состояние рынка продукции…………………………………………………………12
    1.2Проблемы и пути повышения экономической
    эффективности сбыта продукции……………………………..13
    Организационно-экономическая характеристика предприятия……………………………………………………….16
    2.1Местоположение и специализация предприятия……………………………………………………..19
    2.2Ресурсный потенциал предприятия и эффективность
     его использования………………………………………………21
    2.3Финансовые результаты деятельности предприятия…………………………………………………..29
    3.Экономическая эффективность сбыта продукции……………………………………………………..30
    3.1Динамика объемов производства и сбыта продукции,
    ассортимент………………………………………………………30
    3.2Себестоимость производства продукции………………………………………………………35
    3.3Оценка качества выпускаемой предприятием продукции………………………………………………………38
    3.4Финансовые результаты от реализации продукции………………………………………………………40
    3.5Оценка рынка сбыта продукции……………………………42
    4.Выводы и предложения…………………………………………..45
    5.Список литературы………………………………………………..46 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение
В настоящее  время в условиях рыночных отношений  особое место занимает маркетинг  как система управления производственно-сбытовой деятельностью организаций, нацеленная на эффективное удовлетворение потребительского спроса. Таким образом, применение основных элементов маркетинга сельскохозяйственными товаропроизводителями позволит повысить эффективность принятия управленческих решений и, следовательно, повысить эффективность производства в целом для достижения высоких финансовых результатов от производственной деятельности, что и является целью существования любой организации. В настоящее время только тот, кто имеет возможность получать, и умеет анализировать информацию о состоянии рыночной среды способен эффективно заниматься производством и иными видами деятельности.
Актуальность  темы исследования определяется современным  состоянием рынка сельскохозяйственной продукции, уровнем производственных отношений и т.д.
Реализация сельскохозяйственной продукции во многом определяет процесс  организации производства и в  целом деятельность предприятия. Эффективная  реализация сельскохозяйственной продукции  позволяет обеспечить стабильность производства и обозначить пути развития.
В связи с  вышеперечисленным, целью исследования является теоретическое обоснование  и разработка путей совершенствования  управления сбытом молока в ЗАО «Кировский молочный комбинат». Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
-изучить теоретические  основы экономической эффективности 
сбыта продукции;
-проанализировать  современное состояние рынка  молочной продукции;
-изучить проблемы  и пути повышения экономической
эффективности сбыта продукции;
-изучить организационно-экономическую характеристику предприятия;
-рассмотреть  местоположение и специализацию  предприятия;
-изучить ресурсный  потенциал предприятия и эффективность
его использования;
- проанализировать  финансовые результаты деятельности  предприятия;
-рассмотреть экономическую эффективность сбыта молочной продукции;
-изучить динамику  объемов производства и сбыта продукции,
ассортимент;
-рассмотреть  себестоимость производства продукции;
-провести оценку  качества выпускаемой предприятием продукции;
- рассмотреть финансовые результаты от реализации продукции;
-оценить рынок сбыта продукции.
Объектом исследования курсовой работы является ЗАО «Кировский молочный комбинат». 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

1.Теоретические основы экономической эффективности сбыта продукции.
Экономическое и социальное положение в значительной мере зависит от состояния продовольственного снабжения населения, определяемого  работой агропромышленного комплекса. На долю последнего приходится около 1/3 валового общественного продукта, производственных основных фондов и численности занятых. Здесь обеспечивается основа для производства 95% продуктов питания.
Реализация продукции  является основным и необходимым  звеном общего процесса воспроизводства. Функция этой сферы - завершение процесса производства, доведение продукции до потребителей, удовлетворение их многообразных потребностей.
Термин "маркетинг" происходит от английского “market” (рынок) и означает деятельность в сфере  рынка сбыта. Однако, было бы справедливо  заметить, что как система экономической деятельности маркетинг более широкое понятие.
Маркетинг - комплексная  организация производственно - сбытовой деятельности предприятия для повышения  его эффективности за счет удовлетворения нужд и запросов реальных потенциальных  потребителей товаров и услуг.
По мнению академика  А.Н. Романова среди специалистов нет  общепринятого определения сбыта. Сбыт - это неотъемлемый элемент  процесса маркетинга, являющийся завершающей, наиболее ответственной стадией  обеспечения потребителя необходимым  для него товаром. По мнению Ф. Котнера: "Сбыт - процесс, определяющий передвижение и передачу товаров и услуг от производителя к потребителю, включая транспортировку, хранение и совершение сделок, и направленный на удовлетворение нужд, потребностей посредством обмена".
Под сбытом следует  понимать комплекс процедур продвижения  продукции на рынок (формирование спроса, получение и обработка заказов, комплектация и подготовка продукции  к отправке покупателям, отгрузка продукции  на транспортное средство и транспортировка к месту продажи или назначения) и организацию расчетов за нее (установление условий и осуществление процедур расчетов с покупателями за отгруженную продукцию). Главная цель сбыта - реализация экономического интереса производителя (получение предпринимательской прибыли) на основе удовлетворения платежного спроса потребителей.
Иначе говоря, сбыт - это не только продажа готовой  продукции, но это, и ориентация производства на удовлетворение платежеспособного  спроса на продукцию предприятия, и  организация эффективных каналов распределения и продвижения товаров.
Показательно  в данном отношении определение  сбыта, которое дают французские  экономисты: "Сбыт товара представляет собой цепочку, связывающую предприятие - производитель с потребителем через  промежуточные звенья: сбытовиков, торговых посредников, инициаторов покупки".
Эту функциональную заданность и ограниченность успешно  преодолевает Д. Болт, который считает, что "сбытовую деятельность можно  определить следующим образом: персонифицированный, непосредственный и двусторонний процесс осуществления контактов и убеждений с целью достижения определенных результатов, и прежде всего увеличения продажи продукции на определенном сегменте рынка".
По нашему мнению, под сбытом следует понимать процесс  продвижения готовой продукции на рынок и организацию товарного обмена с целью извлечения предпринимательской прибыли.
Основные функции  сбыта можно объединить в три  группы:
· функции планирования;
· функции организации;
· функции контроля и регулирования.
В свою очередь функции планирования включают: разработку перспективных и оперативных планов продаж; анализ и оценку конъюнктуры рынка; формирование ассортиментного плана производства; выбор каналов реализации и товародвижения; разработку мер по стимулированию сбыта; составлением смет - затрат по сбыту и их оптимизацию и другие.
Среди функций  организаций сбыта необходимо выделить следующие: организацию каналов  товародвижения; организацию проведения рекламных компаний и мероприятий  по стимулированию сбыта; организацию взаимодействия всех подразделений предприятия для достижения целей сбыта и другие.
К совокупности функций сбытового контроля и  регулирования относятся: оценка результатов  сбыта продукции; контроль за выполнением  планов сбыта; оперативное регулирование сбыта на предприятиях с учетом влияния внешних и внутренних неблагоприятных факторов; оценка и стимулирование деятельности сбытового аппарата; статистический, бухгалтерский и оперативный учет управления сбытом и т.д. Хотя сбыт - завершающая стадия хозяйственной деятельности товаропроизводителя, в рыночных условиях планирование сбыта предшествует производственной стадии и состоит в изучении конъюнктуры рынка и возможностей предприятия производить пользующуюся спросом (перспективную) продукцию, а также в составлении планов продаж, на основе которых должны формироваться планы снабжения и производства. Грамотно построенная система организации и контроля сбыта способна обеспечить конкурентоспособность предприятия.
Под сбытовой политикой  организации в наиболее широком смысле следует понимать выбранные ее руководством совокупность сбытовых стратегий маркетинга (стратегии охвата рынка, позиционирования товара и т.д.) и комплекс мероприятий (решений и действий) по формированию ассортимента выпускаемой продукции и ценообразованию, по формированию спроса и стимулированию сбыта (реклама, обслуживание покупателей, коммерческое кредитование, скидки), по заключению договоров продажи (поставки) товаров, товародвижению, транспортировке, по организационным, материально-техническим и прочим аспектам сбыта.
Разработке сбытовой политики должен предшествовать анализ оценки эффективности существующей сбытовой системы как в целом, так и по отдельным ее элементам, соответствия проводимой предприятием сбытовой политики конкретным рыночным условиям. Анализу подвергаются не столько количественные показатели объемов продаж по продукту и по регионам, сколько весь комплекс факторов, оказывающих влияние на размеры сбыта: организация сбытовой сети, эффективность рекламы и других средств стимулирования сбыта, правильность выбора рынка, времени и способов выхода на рынок.
Сбытовую политику предприятия целесообразно ориентировать  на:
· получение  предпринимательской прибыли в  текущем периоде, а также обеспечение  гарантий ее получения в будущем;
· максимальное удовлетворение платежеспособного  спроса потребителей;
· долговременную рыночную устойчивость организации, конкурентоспособность  ее продукции;
· создание положительного имиджа организации на рынке и  признание ее со стороны общественности.
Сбытовая политика, сформулированная на основе целей и  задач сбыта, должна соответствовать  бизнес-концепции организации (что  собой представляет организация, чем  она сильнее конкурентов, каково желаемое ею место на рынке и т.д.), а также принятому курсу действий (ориентирам). Рынок предоставляет конкретному производителю разные возможности для сбыта и одновременно накладывает на его деятельность определенные ограничения. Производитель, заинтересованный в эффективности сбыта своей продукции, должен знать реальное положение вещей на рынке и на этой основе принимать обоснованные решения по реализации товаров. Сбытовая политика строится на основе упорядоченного анализа потребностей и запросов, восприятий и предпочтений, свойственных потребителям продукции организации. Потребности и запросы покупателей постоянно меняются. Эффективная сбытовая политика организации тем самым должна быть направлена на постоянное обновление ассортимента.
Персонал, имеющий  отношение к реализации готовой  продукции, должен быть формально ознакомлен (обязательно наличие отметок об ознакомлении) с информацией в "Положении о сбытовой политике" и обязан придерживаться принятых решений в своей текущей деятельности. Обязанности по осуществлению контроля на предмет соблюдения утвержденного вышеуказанного Положения всеми структурными подразделениями организации целесообразно возложить на руководителя отдела сбыта. Сбытовая политика должна разрабатываться на каждый отчетный год, а любые изменения (дополнения) - оформляться соответствующим приказом. В условиях рыночной конкуренции информация, содержащаяся в Положении, представляет определенный интерес для конкурентов организации и поэтому должна быть отнесена приказом руководителя к сведениям, составляющим коммерческую тайну организации. Следовательно, следует определить и документально закрепить приказом руководителя круг должностных лиц, имеющих право доступа к указанным сведениям для осуществления своих функциональных обязанностей.
В настоящее  время в отечественной и зарубежной практике получили распространение следующие структуры управления маркетингом:
· функциональная ориентация - как наиболее предпочтительный вариант для небольших сельхозпредприятий, формирующих свою маркетинговую  службу; при этом разнообразие производимой предприятием продукции, а также число рынков невелико;
· товарная ориентация управления, которая заключается  в том, что каждой продукции или  группе сходных товаров назначается  маркетолог; при такой ориентации маркетинга работники специализируются и имеют возможность координировать свои усилия для решения общих задач предприятия; она эффективна, когда требования к рекламе, организации сбыта и обслуживания существенно различны для каждого товара;
· региональная ориентация структуры управления - за основу здесь берется специализация не по товарам, а по рынкам; она применяется, когда количество рынков велико, тогда как номенклатура продукции не слишком широка или достаточно однотипна и позволяет более глубоко изучать потребности покупателей, специфичные для каждого региона, долее адекватно организовывать рекламу и стимулирование сбыта, учитывая местные особенности.
Эффективность реализации сельскохозяйственной продукции  существенно зависит от правильной гибкой системы управления товародвижением, позволяющей сохранить качество продукции, реализовать экономический потенциал.
В условиях рыночной экономики важнейшей составной  частью коммерческой деятельности коллективных сельскохозяйственных предприятий, крестьянских (фермерских) хозяйств и других сельскохозяйственных товаропроизводителей должен стать выбор наиболее эффективных каналов реализации продукции. Благодаря этому они получают возможность не только произвести нужные потребителю продукты, но и выгодно их продать, а взамен приобрести необходимые средства производства и материальные ресурсы.
       
Предприятие, определяя  стратегию маркетинга, анализирует  особенности каналов распределения. Канал распределения - совокупность предприятий и отдельных лиц, которые принимают на себя или  помогают передать кому-то другому  право собственности на конкретный товар или услугу на их пути от производителя к потребителю. Члены канала распределения (производитель, посредники) выполняют следующие функции:
а) исследовательская  работа - сбор информации, необходимой  для планирования и облегчения обмена;
б) стимулирование сбыта - создание и распространение  увещевательных коммуникаций о товаре;
в) установление контактов - налаживание и поддержание  связи с потенциальными покупателями;
г) приспособление товара - подгонка его под требования покупателей. Это касается таких видов деятельности, как производство, сортировка, монтаж и упаковка;
д) проведение переговоров - попытки согласования цен и прочих условий для последующего осуществления  акта передачи собственности или  владения;
е) организация  товародвижения - транспортировка и складирование товара;
ж) финансирование - изыскание и использование средств  для покрытия издержек по функционированию канала;
з) принятие риска - принятие на себя ответственности  за функционирование канала.
Заказы на закупку и поставку продукции для государственных нужд формируются и размещаются на предприятии путем заключения государственных контрактов. Государственный контракт - это основной документ, определяющий права и обязанности государственного заказчика и поставщика на обеспечение государственных нужд. Он регулирует экономические, правовые и организационно-технические отношения поставщика с госзаказчиком, выступающим в качестве покупателя, обеспечивает производителям гарантированный сбыт продукции, указанной в контракте, а потребителям - планомерное ее поступление. Предметом договорных отношений являются условия поставки продукции, ее объемы, ассортимент, параметры качества, сроки поставки, экономические нормативы, стимулы и санкции. Изменение и расторжение государственного контракта осуществляется по согласованию сторон и оформляется дополнительным соглашением.
Важной составной  частью контракта является включение  в него действенных экономических  стимулов, побуждающих сельскохозяйственных товаропроизводителей вступить в контракционные отношения с государственным заказчиком. К их числу можно отнести систему цен, обеспечение гарантированного сбыта продукции, ее приемку непосредственно в места производства с последующим централизованным вывозом, содействие в техническом переоснащении перерабатывающих цехов и подсобных производств и т.д.
Рыночные отношения  в агропромышленном производстве дают возможность широко использовать гибкие цены, суть которых заключается в  изменении уровня цены реализации, исходя из конкретных условий года (в неурожайный год они повышаются, в урожайный - снижаются). Опыт применения этих цен уже накоплен при реализации сельскохозяйственной продукции на колхозном рынке или кооперативным организациям по договорным ценам - здесь принцип гибких цен реализуется автоматически, так как механизм ценообразования при данных каналах реализации учитывает соотношение спроса и предложения.
Экономические отношения между сельскохозяйственными  предприятиями по взаимной поставке продукции осуществляются на договорной основе. Договорами предусматриваются объем и сроки поставки, качественные показатели продукции, порядок расчетов, санкции за нарушение договорных обязательств.
За поставляемую продукцию рассчитываются по ценам, определяемым по соглашению сторон. За их основу обычно принимаются нормативные затраты на производство продукции (выращивание молодняка и т.д.) на соответствующей стадии ее производства. Эти цены должны обеспечивать выровненный уровень рентабельности производства продукции на кооперирующихся предприятиях.  
 
 
 
 
 

    1.1 Современное состояние рынка продукции. 

Рынок молочной продукции является одним из важнейших  продовольственных рынков, который  динамично развивается как в  Российской Федерации, так и в  ее регионах. Молоко в России традиционно  считается продуктом первой необходимости. Продукция молочной промышленности востребована практически всем населением страны. Современный рынок продуктов функционального питания на 65% состоит из молочных продуктов. Благодаря популяризации здорового образа жизни и правильного питания, а также росту доходов населения, рынок молочных продуктов ежегодно увеличивается как с точки зрения объемов продаж, так и расширения ассортимента предлагаемой продукции. Оборот российского рынка молочной продукции составляет, по различным оценкам, от 4,5 до 6 млрд. долл. В год. В соответствии с общероссийским классификатором продукции молочная продукция представлена следующими группами товаров: цельномолочная продукция, в пересчете на молоко; масло животное; сыры жирные, включая брынзу. Объем производства цельномолочной продукции, сыров, нежирной молочной продукции за последние четыре года в Российской Федерации имеет положительную динамику роста. Приведенные в статье данные свидетельствуют: объем производства цельномолочной продукции ежегодно увеличивается. Так, за 2000 – 2007 г. темп роста составил 161,9%. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1.2 Проблемы и пути повышения экономической эффективности сбыта продукции.
Проблемами экономической  эффективности связаны: снижением загрузки производственных мощностей и значительной сезонностью в поставках молока; высоким износом основных фондов и отсутствием у большинства предприятий современного технологического оборудования для выпуска конкурентоспособной продукции; падением на российском рынке в 2006 году цен на масло животное, сыры и сухое молоко до уровня 2002 – 2003 гг. с одновременным ростом цен на сырьё, компоненты, упаковку, топливо, эл. Энергию, газ, воду, запасные части и оборудование; увеличением налоговой нагрузки в связи с введением налога на имущество; отсутствием системы гос. Закупок продукции; отсутствием поддержки отрасли со стороны федеральных и региональных властей; отсутствием мер по защите внутреннего рынка от поставок дешёвой продукции из-за пределов РФ и по защите от низкокачественных жировых смесей под видом сливочного масла, ввоз которых составляет в разы больше собственного производства в РФ.
Основным фактором, сдерживающим увеличение выпуска и  поставки молочной продукции на рынок  области и за его пределы, является дефицит мощностей для выпуска высококачественных молочных продуктов. В первую очередь это касается мощностей по выпуску сыров. Все предприятия области, вместе взятые, выпустили сыров меньше, чем отдельные заводы в других регионах, такие, как сырзаводы в пп. Можга и Кез (Республика Удмуртия), сырзавод в с. Ичалки (Республика Мордовия).
Ни на одном  из сыродельных заводов области  нет автоматизированной линии, и  мы отстали в этом вопросе не менее  чем на 10 лет.
Ни один из заводов  не имеет современного оборудования по выпуску молочных консервов, ни один из заводов не имеет мощностей по переработке молочной сыворотки. При этом чиновники различного уровня пытаются учить нас в вопросах продвижения молочной продукции в другие регионы, чтобы мы увеличивали географию сбыта. Обычно это происходит в осенне-зимний период, когда появляется дефицит на определенные виды молочных продуктов.
Одновременно  многие из них предлагают увеличивать  ассортимент продукции.
При этом практически  никто из них не знает, как работают в ведущих странах мира, а там  – минимальный ассортимент, большие объёмы по каждому наименованию, специализация молочных заводов. И отсюда результат – снижение издержек на единицу продукции, высокое качество, отсутствие внутренней конкуренции между производителями и высокая экономическая эффективность.
Повышение экономической  эффективности сбыта:
1. Внесение изменений  в Закон «О налоге на имущество  организаций».
2. Принятие и  финансирование областной программы  по развитию предприятий молочной  промышленности, в том числе строительство  сыродельного комбината в г. Уржуме, увеличение производственных мощностей Кировского молочного комбината и его отделений на 100 – 150 тонн, вывод из кризиса Яранского комбината молочных продуктов с загрузкой его сырьём на полную мощность.
3. Увеличение  лимита по субсидированным кредитам для пополнения оборотных средств и сезонные закупки молока у сельхозпроизводителей, так, в 2006 году лимит по комбинату составил 60 млн. против 100 млн. в 2005 году.
4. Внесение изменений  в документы, устанавливающие  порядок поставок молочной продукции предприятиям бюджетной сферы, чтобы в торгах участвовали только производители, так как сейчас более 80% поставок осуществляют посредники, которые в большинстве случаев не соблюдают условия поставок.
5. Защита внутреннего  рынка области от фальсифицированной продукции.
6. Поддержка  сельскохозяйственных производителей  из бюджета области, которая  не менее чем на 50% должна состоять  из субсидий на продукцию животноводства, так как это самый справедливый, прозрачный и стимулирующий способ  поддержки производителей.
При этом субсидии не должны даваться тем хозяйствам, которые вывозят молоко напрямую за пределы области. Необходимо субсидии давать и небольшим сельхозпредприятиям, так как мы сами их губим, лишая  поддержки, и в то же время говорим  о развитии малого предпринимательства.
7. Отмена ввозных  таможенных пошлин на технологическое  оборудование и запасные части  к нему.
В заключение от имени большинства коллективов  сельскохозяйственных предприятий  хотел бы поблагодарить губернатора  области – Николая Ивановича Шаклеина за решение вопроса по предоставлению субсидий на продукцию, предусмотренных в бюджете области на 2007 год. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2 Организационно-экономическая характеристика предприятия.
ЗАО «Кировский молочный комбинат» это высокотехнологичное предприятие, оснащенное современным оборудованием лучших отечественных и мировых фирм, располагающее значительными производственными мощностями, имеющее многолетний опыт работы и коллектив высококвалифицированных специалистов.
Только из натурального молока вырабатывается комбинатом широкий ассортимент цельномолочной продукции.  
    По итогам 2007 года обществом произведено 114738 тонн цельномолочной продукции, что на 8,6% выше уровня 2006 года, сыров сычужных- 460,6 тонн (рост объема производства составил 9,1%), а также 746,4 тонны масла сливочного и более 1000 тонн сухого молока.  
    Значительная часть прибыли ЗАО "Кировмолкомбинат" направляется на модернизацию оборудования, развитие производства, повышение квалификации специалистов, инновационные проекты и внедрение передового опыта работы.  
    ЗАО "Кировмолкомбинат" остаётся стабильно развивающимся предприятием в непростых условиях российского рынка.  
Учетная политика предприятия соответствует нормативным актам РФ в области бухгалтерского учета и закреплена отдельным приказом по предприятию. В котором выручка определяется по методу отгрузки и по такому же методу определяются финансовые результаты деятельности. С целью равномерного формирования издержек в течении отчетного периода предприятие может создавать резервы : на ремонт основных фондов, на выплату вознаграждений по итогам года и другие аналогичные резервы в соответствии с действующим законодательством.

Проектная мощность по переработке молока 400 тонн в сутки.
- Выпуск товаров за 2008г – 2288 млн. рублей
- Производственная мощность до 400 тонн перерабатываемого молока в сутки
- За 2008г произведено цельномолочной продукции 117071 тонны. В том числе, молока пастеризованного в ассортименте – 45680 тн, сливок – 1516 тн, кисломолочной продукции – 16940 тн, сметаны «Кировская» - 7252 тн, творожных изделий - 3526 тн. Объём производства масла животного за 2008г составило – 698 тн, из них 537 тн. – фасованного масла в кашированной фольге. Участком сухого молока выработано 897 тонн СОМ и СЦМ. На Орловском отделении произведено 433 тонны твердых сыров.
В 2004 году Кировмолкомбинат выступил учредителем 9 агрофирм, которые  ежедневно поставляют на предприятие  для переработки более 50 тонн молока. Комбинат имеет три территориально обособленных подразделения - Зуевское и Орловское отделения, где производится цельномолочная продукция, творожная масса и твердые сыры, а также Нагорский пункт приемки молока. В г. Кирове получила развитие собственная торговая сеть: учреждено ООО «Торговый дом Кировского молочного комбината» и ООО «Вятушка», действуют мелкооптовый и три розничных магазина.
Выработанную  молочную продукцию завод реализует населению г.Киров через розничную и через оптовую торговлю,  а так же по Кировской области, Республика Коми, Архангельская область, Костромская область, Республика Татарстан, Республика Марий Эл, Республика Удмуртия, Чувашская республика, Пермский край, г. Москва и г. Санкт-Петербург, Ямало-Ненецкий АО и другие.
На заводе действуют  участки основного производства: приёмки молока, аппаратно-диетический, участок розлива молока и кисломолочных напитков, сметано-творожный, по производству масла,  сухого молока, производственная лаборатория.К вспомогательным и обслуживающим цехам относятся: котельная, электроцех, компрессорный цех, механическая мастерская, автогараж.
Анализ ассортимента и структуры товарной продукции  подтверждает специализацию завода.
Система менеджмента  качества предприятия соответствует  требованиям ГОСТ Р ИСО 9001 – 2001 применительно  к разработке и производству молока и молочной продукции. В 2004 г. Кировмолкомбинат получил первый Сертификат соответствия, а в 2007 году прошел повторную сертификацию в ФГУ «Кировский ЦСМ», срок действия нового Сертификата (от 05.09.07) три года. На комбинате приняты политика и цели в области качества на 2009 год.
В настоящее  время Кировмолкомбинат выпускает  около 40 наименований молочной продуктов, качество которых подтверждается многочисленными  наградами: «Сто лучших товаров России», «Лидер качества» (2004 год), «Всероссийская марка (III тысячелетие). Знак качества XXI века», «Экологически чистая и безопасная продукция» и т. д. В Кировской области и за ее пределами продукция комбината продвигается под торговой маркой «Вятушка».
Для того, чтобы  охарактеризовать экономическое состояние ЗАО «Кировский молочный комбинат» проведем анализ по ряду показателей, характеризующих основные производственные фонды, трудовые ресурсы, финансовый результат деятельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    2.1Местоположение и специализация предприятия.
ЗАО «Кировский молочный комбинат» расположен в  городе Кирове. Вятский молочный завод был учрежден 29 сентября 1933 года приказом №93 Горьковской краевой конторы «Союзмолоко». Местонахождение предприятия :Россия, 610035, г. Киров, ул. Воровского, 105.
 В первое  время Кировский городской молочный  завод (предприятие изменило свое  название в 1934 году, так как  город Вятку переименовали в  Киров). Основной  целью деятельности ЗАО «Кировский молочный комбинат», также как и целью любого коммерческого предприятия является получение прибыли. В связи с этим предприятие занимается следующими видами финансово-хозяйственной деятельности:
- Заготовка,  переработка, производство и реализация  молочной продукции;
- Реализация  промышленных и продовольственных  товаров через собственную и арендуемую торговую сеть;
- Маркетинг,  коммерческая, посредническая деятельность, в т.ч. внешняя торговля;
- Производство  и реализация товаров народного  потребления;
Основные виды производимой продукции: молоко и сливки, кисломолочные продукты, йогурты, сметана, творог творожные продукты, сухие молочные продукты, масло животное, сыры.
Под специализацией предприятия понимается сосредоточение его деятельности на производстве определенного вида или видов продукции. Цель специализации молочного предприятия – создание условий для увеличения прибыли, объема производства продукции, снижения издержек, повышение производительности труда, улучшения качества продукции.
    Специализацию изучаемого хозяйства  рассмотрим по составу и структуре денежной выручки приведенных в таблице № 1
Таблица № 1.Состав и структура денежной выручки.
        Показатели
               2005 г.            2006 г.               2007 г.
тыс. руб.       % тыс. руб.         % тыс. руб.      %
Денежная  выручка, всего 5182980,1 100 5699226,8 100 6196678,8 100
в том  числе:            
-молоко 1135200,4 21,9 1248599,6 21,9 1586047,3 25,6
-сливки 380320,6 7,3 434250,1 7,6 444251,1 7,2
-кисломолочные  продукты 501665,8 9,7 584170,7 10,2 590328,4 9,5
-йогурты 465652,4 8,9 595230,4 10,4 606120,4 9,8
-сметана 714128,6 13,8 773488,8 13,6 769032,3 12,4
-творог, творожные продукты 461560,9 8,9 506002,5 8,8 552450,5 8,9
-сухие  молочные продукты 447400,2 8,6 453422,7 7,9 495687,2 8
-масло  животное 632200,8 12,2 650521,2 11,4 665240,7 10,7
-сыры 444850,4 8,6 453540,8 7,9 487520,9 7,8
В структуре  денежной выручки наибольший удельный в занимает молоко, причем их удельный вес вырос с 21,9 до 25,6 %. В целом можно отметить, что предприятие специализируется на производстве молочных изделий.
А также при рассмотрении специализации предприятия нужно учитывать показателям размера предприятия приведенных в таблица № 2
Таблица № 2.Показатели размера предприятия
             Показатели 2005 г. 2006 г. 2007 г. 2007 г. в % к  2003г.
Денежная выручка от реализации продукции, тыс. руб. 5182980,1 5699266,8 6196678,8 119,5
Среднесписочная численность работников, чел. 844 844 864 102,4
Среднегодовая стоимость основных средств, тыс. руб. 7939091 8566043 8661713 109,1
За рассматриваемый  период произошло увеличение денежной выручки более чем в 1.4 раза, численность работников выросла на 20 человек или на 2.4 %. При этом произошло увеличение стоимости основных средств на 9.1 %. Отсюда следует что размеры предприятия увеличиваются. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.2Ресурсный потенциал предприятия и эффективность его использования
 
Термин  «ресурс» (от франц. вспомогательное  средство) - означает денежные средства, ценности, запасы, возможности, источники  чего-либо. С экономических позиций  к ресурсам относятся запасы или источники сырья, материалы, денежные средства, труд и т. п., иными словами, совокупность отдельных элементов, прямо или косвенно участвующих в процессе производства. Поэтому важнейшей особенностью категории ресурсы является непосредственная связь с процессом производства.
С экономических позиций к ресурсам относятся запасы или источники  сырья, материалы, денежные средства, труд и т. п., иными словами, совокупность отдельных элементов, прямо или  косвенно участвующих в процессе производства или оказании услуг . Поэтому важнейшей особенностью категории ресурсы является непосредственная связь с процессом производства.  
Для того чтобы тот или иной элемент производства был включен в понятие ресурсы, он должен получить экономическую оценку. Введение такой экономической оценки в практику хозяйствования, в свою очередь, обусловливается рядом условий. Важнейшим из них является наличие достаточной потребности общественного производства в том или ином элементе в сопоставлении с запасами его источников. При наличии больших запасов и минимальной потребности необходимость в экономической оценке материального элемента производства отпадает. Однако она может возникнуть в том случае, если затраты по вовлечению в производство данного элемента достаточно ощутимы с точки зрения результатов деятельности предприятий.  
Непосредственно с экономической оценкой ресурсов связана и проблема правильного установления цен на отдельные их виды.  
Все виды ресурсов, выделяемых в экономике, ограничены и в количественном и в качественном отношении. В этом заключается принцип ограниченности или редкости ресурсов, что является особенностью экономических ресурсов.  
Следует отметить, что элементный состав категории ресурсы довольно подвижен и связан с развитием производительных сил, так как ряд материальных элементов может быть вовлечен в производство только на том или ином уровне их развития. В связи с этим на разных этапах развития производительных сил не только изменяется элементный состав категории ресурсы, но и возрастает или снижается экономическая роль отдельных видов ресурсов.  
Еще одной особенностью категории ресурсы является их воспроизводимость, т.е. здесь подразумевается, что для осуществления непрерывности хозяйственной деятельности взамен потребленных ресурсов необходимо постоянно вовлекать новые ресурсы. В литературе ресурсы, обладающие этими особенностями, принято называть экономическими, которые, в свою очередь, могут подразделяться на следующие группы :
1) природные  — часть всей совокупности  окружающей человека природы  (ее объектов, процессов, условий), доступная для использования обществом в целях удовлетворения материальных и духовных потребностей;  
2) материальные (средства производства) - включают средства труда (определяющую роль играют орудия труда) и предметы труда (материалы подвергающиеся обработке);  
3) трудовые - население в трудоспособном возрасте, которое в ресурсном аспекте обычно оценивают по трем параметрам: социально-  
демографическому, профессионально-квалификационному и культурно-образовательному;  
4) информационные ресурсы (относятся к материальным возобновляемым) - совокупность сведений, хранимых в различных документах, отчетах, массивах данных, получаемых и накапливаемых в процессе практической деятельности людей и используемых в общественном производстве и управлении;  
5) финансовые - совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении государства, предприятия, организации; создаются в процессе распределения и перераспределения совокупного общественного продукта и национального дохода .  
Природные, материальные и трудовые ресурсы присущи любому производству, поэтому они получили название базовых.  
Потенциал (от лат. potentia — сила, мощь) означает совокупность имеющихся средств, возможностей в конкретной области .  
Понятие потенциал в широком смысле означает - средства, запасы, источники, имеющиеся в наличии и могущие быть мобилизованы, приведены в действие, . использованы для достижения определенных целей, осуществления плана, решения какой-либо задачи; возможности отдельного лица, общества, государства в определенной области .  
В общем случае потенциал конкретного предприятия складывается из компонент, характеризующих его ресурсы, положение и динамику движения во внешней социально-экономической среде. При этом решающим моментом для предприятия является степень координации, слаженности и согласованности между этими компонентами, в том числе степень гармоничности отношений между предприятием и внешней средой, в первую очередь, с рынком потребителей .  
Рост объемов деятельности во многом зависит от величины накопленных ресурсов: основного и оборотного капитала, трудовых ресурсов, разведанных природных ископаемых и эффективности их использования. Обществу небезразлично, сколько ресурсов будет затрачено на каждый рубль национального дохода и конечного продукта. Этим обусловливается необходимость систематического учета, контроля и поддержания в оптимальных размерах и пропорциях соотношения темпов роста объемов деятельности с темпами наращивания основного и оборотного капитала, рабочей силы и других ресурсов.  
В этих целях целесообразно в системе оценочных показателей эффективности ресурсов использовать экономическую категорию, через которую можно учитывать величину накопленных ресурсов, степень использования возможностей и величину созданного общественного продукта. Такой категорией может служить ресурсный потенциал.  
При этом, центральным элементом ресурсного потенциала являются трудовые ресурсы. Следует также отметить, что категория ресурсный потенциал неразрывно связана с категорией общественная потребность.  
В работах большинства авторов ресурсный потенциал представлен всеми ресурсами, используемыми в общественном производстве на той или иной стадии развития производительных сил. И это одна из основополагающих особенностей категории ресурсный потенциал. Однако рассматривать ее лишь как конгломерат всех ресурсов вряд ли правильно, поскольку она содержит еще в себе ряд качественных экономических характеристик.  
Общественная потребность  
Ресурсный потенциал  
Материальные ресурсы  
Трудовые ресурсы  
Природные ресурсы  
Ресурсный потенциал, прежде всего, представляет собой не простую сумму, а систему ресурсов, используемых комплексно, т. е. предусматривает обязательную взаимодополняемость отдельных ресурсов в процессе общественного производства. Ограниченность какого-либо одного ресурса может привести к недостаточному использованию других его видов.  
Важной отличительной особенностью категории ресурсного потенциала является также и то, что она предусматривает возможность взаимозаменяемости ресурсов, используемых в общественном производстве. Многофункциональность большинства видов ресурсов создает условия вариации применения различных их видов и элементов для достижения одного и того же заданного конечного результата.  
Характеризуя ресурсный потенциал, следует учитывать, что в его состав входят не только ресурсы, предназначенные к потреблению в рассматриваемом периоде, но и их страховые и другие запасы.

 
 
 
             

При оценке состояния  производственного капитала предприятия нельзя ограничиваться общими показателями, тем более стоимостными. Большое значение имеют структурные изменения в составе основных средств, в соотношении их активной и пассивной части. Соответствующие данные об этом приведены в табл.3.
    Таблица 3 - Состав и структура основных средств
   Виды фондов      2005 г.      2006 г.      2007 г.
тыс. руб.       % тыс. руб.       % тыс. руб.       %
Здания 5049382 65.4 5653245 68.1 5753245 67.1
Сооружения 953668 12.3 1103672 13.3 1109367 12.9
Машины  и оборудование 937155 12.1 644004 7.7 852644 9.9
Транспортные  средства 780121 10.1 910894 10.9 856148 9.9
Всего основных фондов 7720326 100 8311815 100 8571404 100
в том  числе:            
производственные 5339091 69.1 5452126 65.6 5225716 60.9
непроизводственные 2381235 30.8 2859689 34.4 3345688 39.1

Делая вывод  по таблице можно сказать. Что  увеличилась статья здания в 2007году по сравнению с 2005 годом выросли на 1,1. В структуре основных средств наибольший удельный вес занимают здания, а также машины и оборудования, что объясняется производственной спецификой данного предприятия.

Однако оценивать  имущественное состояние предприятия  только стоимостными показателями недостаточно, т.к. инфляция вносит в такую оценку существенные неточности. Одино и тоже транспортное средство сегодня может стоить намного больше, чем годом раньше. Поэтому в табл.4 приведены важные части основных средств хозяйства.

Таблица № 4.Показатели обеспеченности и эффективности использования основных средств
       Показатели     2005 г.    2006 г.     2007 г. 2007 г. в % к  2003г.
Фондовооруженность, тыс.руб. 9406,5 10149,3 10025,1 106,6
Фондоотдача, руб. 0.97 1.04 1.18 21
Фондоемкость, руб. 1.03 0.95 0.84 81.5
Рентабельность ( убыточность) ОПФ, % 29.3 34.1 41.2 11.9

За 3 года фондовооруженность выросла, что связано с увеличением стоимости ОПФ при росте численности работников на 1 человека, фондоотдача выросла. Фондоемкасть как обратный показатель сократилась. Основные средства на предприятии используются эффективно.
 
Обязательный  и важный элемент отрасли, наряду с основными средствами, - это оборотные средства, обеспечивающие непрерывность производства которые приведены в таб. № 5

Таблица № 5.Состав и структура оборотных средств.
  Элементы оборотных        средств         2005 г.          2006 г.           2007 г.
тыс. руб.       % тыс. руб.       % тыс. руб.       %
Производственные  запасы 11888233 66,4 12368865 64,1 13247825 65
Расходы будущих периодов 4531239 25,3 4773332 24,7 4874542 24
Незавершенное производство 635377 3,5 627153 3,2 642573 3,1
Итого оборотные фонды 16419472 91,8 17769350 92 18764940 92
Готовая продукция 97113 0,5 105662 0,5 114738 0,5
Дебиторская задолжность 48805 0,3 53287 0,3 41454 0,2
Денежные  средства 1320914 7,4 1374318 7,1 1471980 7,2
Итого фонды обращения 1466832 8,2 1533267 7,9 1628172 8
Итого оборотные средства 17886304 100 19302617 100 20393112 100

В структуре  оборотных средств наибольший удельный вес занимают оборотные фонды, что  является характерным для предприятия, а удельный вес понизился с 0,3 до 0,2 %.

 Также нужно рассматривать эффективность использования экономических средств Кировском молочном комбинате данные которого приведены в таблице № 6.

Таблица №6.Экономическая эффективность использования оборотных средств
           Показатели     2005 г.    2006 г..      2007 г. 2007 г. в % к  2003г
Коэффициент оборачиваемости 0,28 0,29 0,30 107,1
Продолжительность одного оборота, дни 131 125 121 92,3
Рентабельность (убыточность) оборотных средств, % 8,7 9,6 10,5 +1,8пп

За 3 года коофициент оборачиваемости вырос, что связано с понижением дибиторской задолжности. Продолжительность одного оборота снизилась это гоаорит о том, что оборотные средства используются эффективно.
 
Эффективно использовать все производственные ресурсы невозможно без активизации человеческого фактора. Данные которых приведены в таблице № 7

Таблица № 7 .Состав и структура персонала предприятия
Категории персонала            2005 г.         2006 г.          2007 г.
 чел.        %   чел       %    чел.       %
Среднесписочная численность работников, всего 844     100 844   100 864   102,3
в том  числе:            
- рабочие 618 73,2 618 73,2 632 73,1
- руководители 120 14,2 120 14,2 123 14,2
- специалисты 76 9 76 9 78 9
Непромышленный  персонал 30 3,5 30 3,5 31 3,5

Численность рабочих  за 3 года выросла на 20 человек. В структуре персонала наибольший удельный вес занимают рабочие, что объесняется производственной спецификой предприятия.

Также важно  учитывать не только численность  персонала  но еще и экономическую  эффективность их использования которые приведены в таблице № 8

Таблица № 8.Экономическая эффективность использования персонала
        Показатели       2005 г.     2006 г.    2007 г. 2007 г. в % к  2003г
Выработка на 1 работника по денежной выручке, тыс. руб. 1501 1797 2165 144,2
Выработка на 1 работника по прибыли от реализации, тыс. руб. 204,9 229,7 349,8 170,7

Выработка на 1 работника  возросла на 44,2 %. Персонал используется эффективно но необходимо учитывать  что рост выручки может объесняться  ростом цен. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


2.3Финансовые результаты деятельности предприятия  
 


Финансовый результат  важнейший  показатель деятельности предприятия. Он показывает, как организована работа в хозяйстве, характеризует хозяйственно- финансовую деятельность предприятия. Финансовые результаты деятельности предприятия находят отражение в системе показателей. Большое количество показателей, характеризующих финансовые результаты деятельности предприятия создает методические трудности их системного рассмотрения. Различия в назначении показателей затрудняют выбор каждым участником товарного обмена тех из них, которые в наибольшей степени удовлетворяют его потребности в информации о реальном состоянии данного предприятия. Например, администрацию предприятия интересуют масса полученной прибыли и ее структура, факторы, воздействующие на ее величину. Налоговые инспекции заинтересованы в получении достоверной информации о всех слагаемых балансовой прибыли: прибыли от реализации продукции, прибыли от реализации имущества, внереализационных результатах деятельности предприятия и др. Анализ каждого слагаемого прибыли предприятия имеет не абстрактный, а вполне конкретный характер, потому что позволяет учредителям и акционерам выбрать значимые направления активизации деятельности предприятия. Другим участникам рыночных отношений анализ прибыли позволяет выработать необходимую стратегию поведения, направленную на минимизацию потерь и финансового риска от вложений в данное предприятие.

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия  включает в качестве обязательных элементов исследование:

1.изменений каждого показателя за текущий анализируемый период;

2.структуры соответствующих показателей и их изменений;

3.динамики изменений показателей финансовых результатов за ряд отчетных периодов (хотя бы в самом обобщенном виде).

Для оценки финансового  результата  рассмотрим таблицу № 9.

Таблица № 9.Финансовые результаты деятельности предприятия
        Показатели   2005 г.   2006 г.    2007 г. 2007 г. в % к  2003г
Выручка от реализации продукции, тыс. руб. 5182980,1 5699266,8 6196678,8 119,5
Полная  себестоимость реализованной продукции. тыс. руб. 3615113,9 3839644,5 4039823,5 111,7
Прибыль от реализации продукции, тыс. руб. 1567866,2 1859622,3 2156855,3 137,5
Рентабельность  затрат, % 43,3 48,4 53,4 +10,1 пп
Рентабельность  продаж, % 30,5 32,6 34,8 +4,3 пп

В динамике прослеживается тенденция роста выручки от реализации продукции, причем её увеличение шло  более быстрыми темпами чем рост себестоимости продукции, что повлекло за собой увеличение прибыли от реализации продукции по этой же причине произошло увеличение показателей рентабельности. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 


3.Экономическая эффективность сбыта продукции

3.1Динамика объемов производства и сбыта продукции, ассортимент.

Организация сбыта  проводится, как правило, на основании работы отделов сбыта. В сферу планирования сбыта входят следующие вопросы: Сколько продукции намеревается продать предприятие? Кому, и каким образом? Что следует предпринять для продвижения этой продукции на рынки?

Разбивка показателей  сбыта по группам покупателей позволяет определить наиболее перспективные сегменты рынка и приспособить в целях увеличения сбыта потребительские характеристики продукции к запросам покупателей. Реализацию продукции можно рассмотреть в таблице №1.

Таблица № 1.Реализация продукции в натуральном выражении
    Вид продукции            2005 г.           2006 г.           2007 г.
     т       %       т      %       т      %
Молоко         97113                                                                                                                                                                                                                                                                                                                86,9 105662 87 114738 87,8
Творог  и творожные изделия 2960 2,6 3335 2,7 3530 2,7
Кисломолочная продукция 11589 10,3 12042 9,9 12425 9,5
Итого 111662 100 121390 100 130693 100

Из данной таблицы  видно, что реалицация продукции  увеличилась.

Сегментация позволяет  в максимальной степени удовлетворить потребности покупателей в разнообразной продукции, обеспечивает экономию затрат предприятия на производство и реализацию продукции, повышение конкурентоспособности предприятия, позволяет снизить или уклониться от конкурентной борьбы путем перехода на неосвоенный сегмент рынка.

Потенциал сегмента рынка характеризуется его емкостью, которая показывает, какое количество продукции может быть на нем продано. Выделенный сегмент должен быть достаточно емким, чтобы покрыть издержки, связанные с внедрением и работой на нем, а также иметь перспективы роста объема продаж. Потенциал сегмента определяет величину производственных мощностей таблица №2.

Таблица №2 .Загрузка производственных мощностей. 

                   Показатели
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.