На бирже курсовых и дипломных проектов можно найти образцы готовых работ или получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ, диссертаций, рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Экономика природользовния

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.06.13. Сдан: 2012. Страниц: 12. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


 
    МИНИСТЕРСТВО  НАУКИ И ОБРАЗОВАНИЯ УКРАИНЫ
    Донецкий  Национальный Технический Университет 
 
 
 
 
 
 
 

                                          Кафедра Природоохранной  Деятельности  
 
 
 
 
 
 
 

    Контрольная работа по предмету:
    Экономика Природопользования 
 
 
 
 
 
 
 

    Выполнил  ст.гр.:МПД – 07з
    Сидорова  Е.И.
    Проверил преподаватель:
    Шафоростова М.Н. 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    Донецк 2012
    Задание.
    Вариант № 11 

    1. Определение экономической эффективности природоохранных мероприятий на природоохранные мероприятия. Выбор экономически оптимального варианта средозащитных мероприятий. Повышение экономической эффективности природоохранных программ. 

    2. Рассчитать показатели приведенных  затрат на 1 грн. Выпускаемой продукции 

         Показатели     Варианты  проэкта
                первый     второй     третий     четвертый
    1     Текущие затраты на 1 грн. Товарной продукции (Си)     0,7750     0,7763     0,7731     0,7975
    2     Удельные  капвложения в производственные фонды в расчете на 1 грн. Товарной продукции (Ки)     1,3041     1,3045     1,4020,     1,3046
    3     Приведенные затраты                        
 
    3. Определить экстернальные издержки 

    Цена, грн.     193     195     197     199     201     203
    Объем, т     11     9     7     5     3     1
    Частичные издержки, грн.     210     205     200     195     190     185
    Социальные  издержк, грн.     243     238     233     228     223     218
 
    Ес = 11
    Ef = 12
    Er = 10 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    1. Определение экономической  эффективности природоохранных  мероприятий на  природоохранные  мероприятия. Выбор экономически оптимального варианта средозащитных мероприятий. Повышение экономической эффективности природоохранных программ.
    Экономическая эффективность означает результативность, т.е. соотношение между результатами и обеспечившими их затратами на природоохранные мероприятия. Оценка экономической эффективности затрат на охрану окружающей среды необходима для наиболее рационального использования ограниченных материальных и финансовых ресурсов. Она служит:
    для оценки уже полученных выгод (или  невыгод);
    выбора  наиболее целесообразного варианта природоохранного проекта;
    определения объема затрат, необходимых для достижения оптимальных эколого-экономических  результатов..
    Экономический эффект, или результат природоохранных  затрат, проявляется в предотвращении экономического ущерба от техногенного воздействия предприятия на окружающую среду и получении дополнительного дохода в результате улучшения производственной деятельности предприятий в условиях более благоприятной экологической обстановки.
    Экологические мероприятия редко приносят быстрый экологический результат, поэтому для определения экономической эффективности экологических затрат целесообразно использование коэффициента дисконтирования для корректного сравнения современных затрат и будущих выгод. В качестве коэффициента дисконтирования для приведения «будущих денег» к сегодняшнему моменту в современных расчетах принимается ставка банковского (ссудного) процента. Ставки дисконта, используемые международными организациями и многими банками, обычно составляют 8—12 %. Дисконтирование позволяет привести будущие результаты и затраты к современной стоимости.
    При разработке долгосрочных природоохранных  проектов и программ по охране окружающей среды, выборе варианта внедрения новой  техники или технологии, направленной на экологизацию производства, может использоваться отечественная методика определения приведенных затрат, или сравнительной экономической эффективности природоохранных издержек. Ее аналогом в рыночной экономике в какой-то степени является подход «затраты—эффективность». В этом случае задача состоит не в определении эффекта (выгоды) от реализации мероприятия для последующего сопоставления с затратами, а в поиске такого варианта развития, который бы обошелся минимальными затратами для достижения поставленной цели. Предпочтение должно отдаваться варианту с наименьшей величиной совокупных текущих затрат и капитальных вложений, приведенных к одинаковой (годовой) размерности с помощью коэффициента дисконтирования.
    Такой подход удобен в том случае, когда определить экономические выгоды/эффекты от реализации природоохранного проекта сложно, однако для общества этот проект очень важен.
    При расчетах сравнительной эффективности  инвестиций в охрану природы корректным является сопоставление вариантов  только с приблизительно равными экономическими результатами. Поскольку у природоохранных мероприятий экономический результат выражается в сокращении или предотвращении социального и экономического ущерба от загрязнения окружающей среды, сравниваемые варианты должны быть тождественны по степени снижения уровня загрязнения природного ресурса, видам и величине предотвращенных потерь.
    В странах с развитыми рыночными  отношениями эффективность инвестиционных проектов оценивается с помощью  следующих показателей:
    чистой приведенной прибыли (частой текущей стоимости) — NPB (от англ. net present benefit);
    рентабельности инвестиций — BCR (от англ. benefit-cost ratio);
    внутренней нормы прибыли (внутренней ставки рентабельности) — IRR (от англ. internet rate of return).
    Эффективность природоохранной деятельности общества следует рассматривать как составную часть эффективности всей экономики. Практика показывает, что высокая экономическая эффективность производства с позиций предприятия не всегда является таковой с позиций общества, если она достигается ценой расточительного использования природных ресурсов и загрязнения природы. К сожалению, действовавший в нашем государстве хозяйственный механизм не создал заинтересованности предприятий в природоохранной деятельности. Как свидетельствует отечественный и зарубежный опыт, современные инвестиции в охрану природы и рациональное природопользование оказываются в несколько раз меньше тех затрат которые несет общество при возмещении нанесенного ущерба (если он вообще может быть восполнен). Капитальные вложения на эти цели, по некоторым оценкам, окупаются в 1,3 раза быстрее, чем в целом по народному хозяйству. И наиболее кардинальным путем решения экологических проблем является использование ресурсосберегающих малоотходных и безотходных технологий.
    В экономически развитых странах внедрение  таких технологий имеет тенденцию  к постоянному росту, поскольку  срок окупаемости затрат на них составляет всего от одного до пяти лет и  они обеспечивают наибольший выход  конечного продукта на единицу сырья. Следовательно, эти расходы не только социально оправданны, но и экономически эффективны. У нас же предприятия экономически недостаточно заинтересованы в их применении. Существующая система планирования и финансирования пока способствует тому, что предприятиям выгоднее строить дорогостоящие очистные сооружения за счет государственных капитальных вложений, а не заботиться об экологически чистых технологиях, требующих значительных собственных средств. Применение же современных технологий создает предпосылки для снижения природоохранных затрат в 3—4 раза, так как установка очистного оборудования обходится дороже.
    Для рационального природопользования необходимы экономические “рычаги”: стимулы и система наказаний, которые заинтересовали бы конкретного  производителя перейти на ресурсосберегающую и малоотходную технологию. Рассмотрим методы оценки экономической эффективности природоохранных мероприятий.
    Экономическая эффективность двух вариантов одного и того же процесса определяется по разности их приведенных затрат 

    Э = З1 – З2 , 

    которые вычисляют по уравнению 

    З = С + ЕК , 

    где С – себестоимость;
    Е – капитальные вложения;
      К – коэффициент эффективности. 

    Для оценки природоохранных мероприятий  двух основных составляющих приведенных  затрат оказывается недостаточно, и необходимо дополнить их величиной ущерба У. В этом случае эффективность мероприятия определяется формулой 

    Э = (З1 + У1) – (З2 + У2). 

    Ущерб содержит три аспекта: социальный, моральный  и экономический. Экономический ущерб –  это практические (или возможные) потери либо отрицательные изменения в окружающей природной среде, вызванные антропогенными причинами и выраженные в денежной форме. В настоящее время утверждена временная типовая методика определения эффективности природоохранных мероприятий и оценка экономического ущерба, причиняемого народному хозяйству загрязнением окружающей среды.
    Различают три вида экономического ущерба:  

    фактический – потери, нанесенные народному  хозяйству в результате загрязнения  окружающей среды; 

    возможный – ущерб народному хозяйству, который мог бы быть нанесен в случае отсутствия природоохранных мероприятий. Он зависит от масштабов производства и производительности общественного труда, изменения структуры загрязняемого района; 

    предотвращаемый – разность между возможным и фактическим ущербами 

    Если  на природоохранные мероприятия  у предприятия ограничены финансовые средства, то можно воспользоваться  возможностью выбора вариантов из набора альтернативных вариантов. Для осуществления  выбора оптимального набора мероприятий  по каждому из мероприятий i (i =1, n) необходимо знать величину предотвращаемого ущерба (снижения платы за загрязнение окружающей среды) Уi и требуемые затраты Зi на осуществление этого мероприятия . Задача состоит в выборе таких мероприятий, которые в совокупности позволили бы максимально снизить величину ущерба окружующей среде (или получить максимальную суммарную величину снижения платы за загрязнение окружающей среды), в рамках ограничения по выделенным финансовым средствам.
    Выбор оптимального набора природоохранных мероприятий базируется на экономико-математической модели с булевыми переменными.
    Проблема  управления природоохранной деятельностью  еще в начале 70-х годов ХХ века приобрела статус одной из самых  приоритетных и острых проблем, стоящих  перед человечеством. Известно, что достаточно сложно одновременно сохранять темпы экономического роста и минимизировать негативные последствия антропогенного воздействия на природу. Создание надежного и эффективного механизма, способного обеспечить сбалансированное решение экономических задач и проблем сохранения окружающей природной среды для удовлетворения жизненных потребностей населения, является основной задачей управления природоохранной деятельностью как в Украине, так и за рубежом. Во многих странах мира проводятся работы по созданию эффективных инструментов управления этой сферой деятельности. Для решения задач по охране окружающей среды были разработаны административные, экономические и рыночные методы управления. Сформированные под воздействием экономических, политических, социальных, исторических и этнокультурных факторов разных стран они включают в себя различные инструменты управления. Однако создать достаточно эффективные механизмы управления природоохранной деятельностью так и не удалось до сих пор. Отмеченные проблемы усложняются еще и тем, что они сопряжены с необходимостью комплексного управления безопасностью социальных и экономических систем
    В последнее время анализ методов  управления природоохранной деятельностью  целесообразно проводить с использованием системного подхода, дающего возможность с помощью исследования взаимодействия производства, населения и окружающей среды определить условия, которые могли бы направить и удержать развитие производства, экономическую стабилизацию в русле учета экологических требований. В то же время следует учитывать настоящее состояние производства, ожидаемую динамику загрязнения не только в сфере производства, но и в сфере потребления при предполагаемом экономическом росте.
    Системный подход к качественному анализу методов управления позволяет провести исследование предмета с позиций закономерности системного целого и взаимодействия составляющих его параметров. Подобный анализ выявляет возможные условия настройки реализации методов управления, что особенно важно при системном подходе. При системном подходе появляются возможности комплексного учета социальных, экологических и экономических факторов.
    Потребности населения растут, причем не всегда пропорционально росту их численности, а более высокими темпами вследствие расширения ассортимента, количественного и качественного роста потребления. Удовлетворить эти непрерывно увеличивающиеся потребности можно за счет развития производства. Развитие производства связано с воздействием на окружающую среду, которое может превосходить установленные для конкретного предприятия нормативы. Появляется потребность в проведении природоохранных мероприятий, которые связаны с определенными затратами и могут повлиять на увеличение себестоимости выпускаемой продукции, объем реализации и как следствие привести к уменьшению прибыли предприятия.
    Загрязнение окружающей среды со стороны предприятий  во многих районах достигло критического уровня относительно возможностей дальнейшего  сохранения устойчивости экологических  систем и здоровья населения. Загрязнение  только атмосферного воздуха сопровождается массовой гибелью лесов, снижением урожайности сельскохозяйственных культур, ставит под угрозу безопасность людей. Общий экономический ущерб глобального масштаба при этом исчисляется каждый год десятками миллиардов долларов.
    Все это ставит перед государством, обществом  и каждым отдельным человеком  объективное требование — учитывать  воздействие производства и потребления  на окружающую среду. Нельзя допускать  превышения порогов устойчивости экологических  систем, чтобы не вызвать необратимых процессов в природе, способных привести к ее критической деградации и гибели всего живого на Земле.
    Разумное, рациональное природопользование, позволяющее  удовлетворять жизненные потребности  людей в сочетании с охраной  и воспроизводством природной среды, —это один из приоритетов человеческой деятельности в ХХI веке.
    Достижение  экологически разумного компромисса  между предприятием, населением и  окружающей средой возможно с помощью  методов управления.
    Следует учитывать, что методы управления природоохранной деятельностью обладают определенной строго ограниченной эффективностью применения, позволяющей решить возникшие проблемы в сфере природоохранной деятельности. Иногда применение метода может быть по крайней мере бесполезным. Принятие решения о целесообразности внедрения того или иного метода должно предваряться исследованием влияния методов управления на управляемые параметры. Кроме того, методы должны реализовывать разнообразные функции, направленные на повышение эффективности управления природоохранной деятельностью. 

    К основным функциям управления природоохранной  деятельностью относятся: стимулирование, перераспределение, регулирование, контроль, аккумулирование и мотивация. Выделяются три группы методов управления, дополняющих или дублирующих друг друга по реализуемым функциям: 

    I группа: установление нормативов, лицензирование, сертификация; 

    II группа: стандартизация, экологический  аудит; 

    III группа: плата за загрязнение  окружающей среды, налоги за  загрязнение окружающей среды,  экологическое страхование. 

    В первую группу вошли административные методы управления. В основном они  выполняют функции регулирования  и контроля, характеризуются низкой эффективностью в достижении целей  охраны окружающей среды и в отношении  затрат на их осуществление. Главным недостатком административных методов управления является то, что они не стимулируют к поиску наиболее эффективных решений.
    Вторая  группа методов управления относится  к системе экологического менеджмента. Стандартизация и экологический  аудит мотивируют предприятия применять принципы экологического менеджмента, что в свою очередь привлекает внимание международных экологических организаций и международной общественности к предприятию, а также дает дополнительные возможности для развития отношений с деловыми партнерами за рубежом; создает кредит доверия в отношениях с инвесторами, органами местной власти и государственного экологического контроля, населением; открывает возможность для укрепления и расширения позиций предприятий на международных товарных и финансовых рынках.
    Деятельность  в области экологического менеджмента  способна привести к существенному  экономическому эффекту за счет экономии и сбережения сырья, материалов, энергетических ресурсов, уменьшения экологических  платежей и штрафных санкций. Экологический менеджмент не заменяет и не исключает деятельность предприятий в области экологического контроля, а развивается в дополнении к ней на инициативной добровольной основе.
    Третья  группа содержит экономические методы управления, реализующие следующие функции: стимулирование, перераспределение и аккумулирование.
    Страхование является одним из методов управления риском в природопользовании. Его  задача состоит в перераспределение  потерь среди большой группы физических и юридических лиц, подвергшихся однотипному риску. Для стимулирования предприятий быстро и эффективно реализовать природоохранные программы у страховых компаний существует реальный механизм повышения и понижения тарифных ставок. Несмотря на то, что тарифные ставки дифференцируются в зависимости от отрасли производства, в которой работает предприятие, пожелавшее заключить договор экологического страхования, они в большей степени выполняют аккумулирующую функцию. Экологическое страхование обеспечивает возможность компенсации части причиняемых загрязнением окружающей среды убытков и создает дополнительные источники финансирования природоохранных мероприятий.
    Налоги  за загрязнение ОС относятся к  мерам прямого регулирования  природоохранной деятельности. Их достаточно сложно применять, в то время как механизм применения природоохранных платежей органично вписывается в функционирующую систему, т.к. создается на базе системы долгосрочных экономических нормативов.
    Система природоохранных платежей строится на основе следующих принципов:
    платежи должны соответствовать экономической оценке ущерба от загрязнения;
    плата предприятия за загрязнение окружающей среды должна возмещать соответствующую  часть причиняемого ущерба окружающей среде в регионе;
    предприятию должно быть выгодно затрачивать  средства на природоохранные мероприятия, поскольку соответствующая сумма будет вычитаться из платы за загрязнение.
    Плата за загрязнение ОС призвана стимулировать  предприятия к проведению природоохранных  мероприятий. Однако, в сложившейся  на сегодняшний момент экономической обстановке невозможно сразу установить уровень платы, соответствующий реальным потребностям природоохранной деятельности, поэтому изначально платежи будут выполнять аккумулирующую и перераспределительную функции. Кроме того, природоохранные платежи не могут выполнять все возложенные на них функции одинаково эффективно.
    Противоречия, возникающие внутри системы природоохранных  платежей, не устраненные при их расчете, устраняются с помощью рыночного принципа управления.
    Реализация  этого принципа на практике позволяет реализовать все функции управления природоохранной деятельностью. Под этим принципом обычно понимается территория предприятия, имеющего несколько точек выбросов.
    Региональный  комитет по экологии, устанавливая объем совокупного предельного выброса (СПВ), контролирует превращение СПВ в лицензии на выбросы и дальнейшую покупку и продажу этих лицензий. Контроль эквивалентности сделок осуществляется с точки зрения изменения нагрузки на окружающую среду.
    Этот  принцип является наиболее привлекательным. С помощью этого метода управления обеспечивается минимизация затрат , т.к. возможность купли-продажи «свободных» лицензий на загрязнение дает шанс выбрать наиболее эффективный способ производства. Появляется заинтересованность предприятий в реализации природоохранных мероприятий, снижении выбросов загрязняющих веществ ниже совокупного предельного выброса, чтобы получить возможность продавать «свободные» лицензии на загрязнение окружающей среды и тем самым улучшить свое финансовое положение.
    Этот  принцип позволяет самим предприятиям распределять интенсивность загрязнения окружающей среды в каждой точке, заботясь только о сохранении итогового выброса на заданном уровне . Региональный комитет по экологии уже не следит за тем, что происходит внутри принятой территории, главное, чтобы в целом был выброс, равный совокупному предельному выбросу. Таким образом, если раньше назначались допустимые выбросы для каждого источника загрязнения, то с применением этого принципа устанавливается общий для региона совокупный предельный выброс, что позволяет некоторым предприятиям расширять свое производство и увеличивать объемы выпускаемой продукции.
    Предприятие организует своего рода биржу лицензий, в результате функционирования которой  в рамках определенного экономического района вырабатывается средняя цена снижения тех или иных видов эмиссии загрязнителей. Предприятия с более высокими издержками снижения загрязнения покупают соответствующие услуги у предприятий с издержками ниже средних. Предприятие, сумевшее сократить суммарный выброс данного загрязняющего вещества ниже установленного норматива, имеет право использовать выявленный лимит для собственной реконструкции или продать лицензии другому предприятию, расположенному в данном регионе.
    Применение  этого принципа позволяет полностью заменить существующую систему платежей, ликвидировать все недостатки, присущие данному методу, и повысить эффективность управления природоохранной деятельностью. Принцип позволяет не только гарантировать стабильность качества окружающей среды и интернализацию экстернальных издержек, но и, реализуя природоохранные мероприятия, обеспечить тенденцию к получению максимальной прибыли. 
 
 
 
 
 
 

    2. Рассчитать показатели приведенных  затрат на 1 грн. Выпускаемой продукции 

         Показатели     Варианты  проекта
                первый     второй     третий     четвертый
    1 Текущие затраты  на 1 грн. Товарной продукции (Си)     0,7750     0,7763     0,7731     0,7975
    2 Удельные капвложения  в производственные фонды в расчете  на 1 грн. Товарной продукции (Ки)     1,3041     1,3045     1,4020,     1,3046
    3 Приведенные затраты     0,9315     0,9328     0,9413     0,9541
 
 
    Приведенные затраты на 1 грн. выпускаемой продукции  определяются как: 

    З = Си + ЕнКи
    где,
      Си - Текущие затраты на 1 грн. товарной продукции.;
      Ки - Удельные капвложения в производственные фонды в расчете на 1 грн. товарной продукции
    Ен - нормативный коэффициент экономической  эффективности капитальных вложений, равный 0,12. 

    З(1-й  вариант) = 0,7750 + 1,3041*0,12 =0,931492 

    З(2-й  вариант) = 0,7763 + 1,3045*0,12 =0,93284 

    З(3-й  вариант) = 0,7731 + 1,4020*0,12 =0,94134 

    З(4-й  вариант) = 0,7975 + 1,3046*0,12 = 0,954052 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

    3. Определить экстернальные издержки 

Цена, грн.     193
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.