Здесь можно найти образцы любых учебных материалов, т.е. получить помощь в написании уникальных курсовых работ, дипломов, лабораторных работ, контрольных работ и рефератов. Так же вы мажете самостоятельно повысить уникальность своей работы для прохождения проверки на плагиат всего за несколько минут.

ЛИЧНЫЙ КАБИНЕТ 

 

Здравствуйте гость!

 

Логин:

Пароль:

 

Запомнить

 

 

Забыли пароль? Регистрация

Повышение уникальности

Предлагаем нашим посетителям воспользоваться бесплатным программным обеспечением «StudentHelp», которое позволит вам всего за несколько минут, выполнить повышение уникальности любого файла в формате MS Word. После такого повышения уникальности, ваша работа легко пройдете проверку в системах антиплагиат вуз, antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru. Программа «StudentHelp» работает по уникальной технологии и при повышении уникальности не вставляет в текст скрытых символов, и даже если препод скопирует текст в блокнот – не увидит ни каких отличий от текста в Word файле.

Результат поиска


Наименование:


реферат Государственная собственность, её достоинства и недостатки

Информация:

Тип работы: реферат. Добавлен: 07.06.13. Сдан: 2011. Страниц: 19. Уникальность по antiplagiat.ru: < 30%

Описание (план):


     Федеральное агентство по образованию
     Государственное образовательное учреждение высшего  профессионального образования
     «ЧИТИНСКИЙ  ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
     (ЧитГУ)
     Юридический институт 
 
 

     Реферат
     По  дисциплине: «Экономика»
     На  тему: Государственная собственность, её достоинства и недостатки 
 
 
 
 

                                                                                                            Выполнил: ст. гр. Юр-10-1                   Мкртичян Ю.А                   
                  Проверил: Капитонова Н.В  
                   
                   
                   
                   
                   

Чита 2010
     Содержание
   Введение………………………………………………………….......3
    Государственная собственность: понятие, виды, уровни……………....4
    Сущность государственной собственности……………………………...5

     3.Госсобственность в переходный период………………………………...12

     4.Роль и значение государственной собственности в России…………...16
     5.Тенденции и перспективы развития государственной собственности...19
    Заключение……………………………………………………………..…..26 Список использованных источников………………………………......27 
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     
     

Введение
     Актуальность  темы обусловлена тем, что одним  из главных условий перехода к  рыночной экономике является многообразие форм собственности, поэтому немаловажную роль приобретает рассмотрение вопросов связанных с правом собственности  и его значением. Цель работы дать общую характеристику Государственной формы  собственности, раскрыть её содержание и значение.
     Особенно  важны отношения государства  и собственности, так как именно они составляют приоритетное направление  реализации экономических функций  государства, определяют экономические  функции государства, определяют развитие общества и государственности.
     Надо  отметить большую разработанность  гражданского правового института  собственности, а также проблемы Государственной охраны собственности, Вместе с тем в юридической  литературе неизменно  подчеркивается, что отношения собственности  по своему характеру разнородны, регулируются различными отраслями законодательства: конституционного, административного, гражданского, трудового, земельного, уголовного и так далее. Это диктует необходимость общетеоретических обобщений и выделения общих закономерностей, присущих развитию данного института в различных общества, в частности в условиях рыночных отношений. Особенно это значимо применительно к становлению современной российской государственности, где только еще формируется многовариантная модель собственности, складывается рыночная экономика.
     Установление  такого рода закономерностей позволяет  правильно определить направленность проводимых ныне реформ в социально-экономической  сфере, предотвратить негативные последствия  отдельных преобразований, переосмыслить  накопленный человечеством опыт применительно к специфике российского  общества.
     Государственная собственность: понятие, виды, уровни 

       Во-первых, государственная собственность, форма собственности, при которой имущество, в том числе средства и продукты производства, принадлежат государству полностью или на основе долевой либо совместной собственности. Государству могут принадлежать акции в акционерных обществах различных форм собственности; кроме того, государство может иметь в собственности любое имущество, необходимое для осуществления его функций. В Российской Федерации в соответствии с Законом о собственности 1990 государственная собственность выступает в виде федеральной собственности и собственности республик, входящих в Российскую Федерацию, автономных округов, автономной области, краев и областей.
     Государственная собственность как экономическая  категория означает принадлежность имущества народу в лице избранных  им представительных органов государственной  власти. С этой точки зрения право  государственной собственности  в объективном смысле представляет собой совокупность правовых норм, закрепляющих и охраняющих принадлежность материальных благ народу (населению  соответствующей территории) в лице избранного им представительного органа государственной власти, а также  устанавливающих порядок приобретения, использования и отчуждения государственного имущества.
     Особенностью  института государственной собственности  является то, что как совокупность указанных правовых норм, институт права государственной собственности  охватывает нормы конституционного, гражданского права, и нормы других правовых отраслей, также регулирующих рассматриваемые отношения: государственного, административного, финансового, земельного и пр., т. е. представляет собой комплексный  правовой институт.
Сущность  государственной  собственности
     Там, где есть экономическая деятельность, там всегда присутствует проблема собственности. Отношения собственности пронизывают  всю систему экономических отношений  и сопровождают человека с момента  его рождения до ухода в иной мир. Везде и всюду мы постоянно  наталкиваемся на один общий коренной вопрос: кому принадлежит экономическая  власть, кто присваивает материальные условия существования людей, является хозяином земли, фабрики, духовного  богатства? Суды перегружены разбором отношений между супругами по разделу имущества, сосед судится  с соседом из-за клочка земли, отец с сыном и брат с братом по поводу наследства. Социальная сущность этих отношений и есть выражение присущих данному обществу экономических  отношений собственности. Сегодня  все мы готовы судиться с государством, которое присвоило и растранжирило  наши трудовые сбережения, не выплачивает  нам заработанные деньги, пенсии. В  этом плане цивилизация не далеко ушла от мира животных, где каждый защищает среду своего обитания, претендует на тот или иной "кусок" или  территорию.
     Рассмотрение  системы отношений собственности  позволяет ответить на вопрос, в  чьих интересах осуществляется экономическая  деятельность. Если приоритет отдается индивидуальному интересу, то можно  говорить о системе отношений  индивидуального частного отношения. Если присвоение осуществляется в интересах  какого-либо коллектива, то речь идет о  коллективной собственности. Присвоение может вестись определенной социальной группой людей. Здесь на лицо уже  классовый интерес.
     Характерной чертой марксистской трактовки собственности  и было подчеркивание экономического содержания над ее юридической формой.
     Западные  экономисты и юристы чаще видят в  собственности отношения человека к вещи. В Римском праве собственность  рассматривалась как право владения, пользования и распоряжения имуществом без проведения разграничения собственности на предметы личного потребления и на средства производства. И это естественно, экономическая деятельность в широком понимании этого процесса сформировалась значительно позже.
     Собственность как экономическая категория  есть отношение между людьми по поводу материальной основы хозяйственной  деятельности, т.е. средств производства. В этом плане собственность тесно  связана с экономической властью, с управлением производством, с  повседневными отношениями между  людьми. Поскольку конечной целью  всякой хозяйственной деятельности является достижение определенного  эффекта при производстве и реализации товаров и услуг, распорядителем этого эффекта и его владельцем является собственник материальных факторов производства, т.е. земли и  капитала. Поэтому отношения собственности  составляют основу социально-экономических  отношений между людьми, определяют характер этих отношений, поведение  людей.
     Экономические отношения собственности не только характеризуют социальную сторону  экономической жизни, но и определяют формы ее организации. Мы говорим, что  основу рыночной экономики составляет частная собственность. Но рыночная экономика возникает лишь при  условии, когда участники экономической  жизни общества признают друг в друге  обособленных равноправных собственников. Это равенство реализуется через  обмен, где каждый участник и собственник  экономического блага взаимодействуют  с другими на эквивалентно-возмездной основе и личной независимости.
     Наличие той или иной экономической формы  присвоения не является случайным, а  обусловливается уровнем развития материальной базы производства. В  современных условиях бесконтрольное использование могучих средств  труда (атомные электростанции, танкерный  флот и т.д.) на уровне индивида или  коллектива ставит под угрозу существование  человека и всего живого на земле. Поэтому стало объективно необходимым создание механизмов, обеспечивающих сочетание частных интересов личности или коллектива с интересами общества как целого. Создание такого рода механизмов означает становление общественных форм присвоения национального богатства.
     Экономические отношения собственности в современном  обществе реализуются в правовых формах ими определяются отношения  субъекта собственности к объекту  собственности, правовые нормы включают в себя права собственника, его  имущественную ответственность  и защищают его права, - право владеть, пользоваться и распоряжаться имуществом, в чем бы оно не заключалось. Законы не создают отношений собственности (они объективны), а всего лишь закрепляют отношения, которые фактически сложились в обществе.
     Владение - это фактическое обладание имуществом.
     Пользование - означает процесс извлечения полезных свойств из имущества.
     Распоряжение - это действия, связанные с отчуждением  имущества от его владельца (продажа, дарение, обмен, наследование, аренда, залог и т.д.).
     В переходный период к рыночной экономике  в России широкое распространение  получила практика передачи права управлять  своей собственностью другому субъекту, после чего в рамках заключенного договора траста он не имеет формального  права вмешиваться в действия своего доверенного лица (различные  инвестиционные фонды, доверительные  общества и т.д.).
     Изменения в отношениях собственности стали  основным стержнем экономических реформ в Российской Федерации. В теоретическом  плане трансформация собственности  потребовала решения проблемы: до какого уровня должна снизиться доля государственной собственности, какими темпами и способами пойдет это снижение, как и к кому должна переходить государственная собственность.
     Итак, в России взят курс на переход к  системе, сочетающей частную (индивидуальную и групповую), государственную и  смешанную формы собственности  на средства производства. Это вполне логично сопрягается с курсом на переход к рынку. Раз рынок  предполагает свободу производственной и коммерческой деятельности, конкуренцию  между производителями, значит должно быть преодолено господство какой-то одной  формы собственности. Оно должно быть заменено взаимно дополняющими друг друга различными формами собственности, каждая из которых оказалась бы наиболее приспособленной к конкретной сфере  экономики, к каждому специфическому виду экономической деятельности.
     Какова  же сущность государственной собственности?
     Совсем  недавно, когда экономика страны носила административно-командный  характер, понятие сущности государственной  собственности было иное, нежели чем  сейчас.
     Так, в теории марксизма ликвидация частной  собственности на средства производства рассматривается в качестве главного содержания социалистической революции. В соответствии с этой теорией  в России вслед за завоеванием  власти в октябре 1917 года была ликвидирована  частная собственность в промышленности, на транспорте, в строительстве, в  торговле. Коллективизация в деревне  заменила индивидуальную собственность  крестьян кооперативно-колхозной (фактически полугосударственной). В результате утвердилось полное господство социалистической, или общественной (т.е. государственной  и полугосударственной), собственности.
     В дальнейшем в СССР продолжался процесс  наращивания общественных средств  производства за счет накоплений. В  результате социальная структура собственности  на средства производства к началу 90-х гг. приняла следующий вид: государственная 88,6, колхозная 8,7, кооперативов по производству товаров и услуг (включая жилищно-строительные) 1,5, собственность граждан - 1,2%. Эти цифры по существу выражают высокий государственный монополизм на средства производства.
     Установление  господства государственной собственности, отождествлявшейся с общенародным достоянием, имело свои достоинства. Оно обеспечивало единое централизованное управление экономикой, огромную концентрацию ресурсов и их использование для  решения крупнейших хозяйственных  задач.
     На  развитии государственной собственности  базировался процесс расширенного воспроизводства. Централизация собственности  являлась основой относительного равенства  в распределении материальных и  духовных благ между членами общества.
     Вместе  с тем опыт СССР и других социалистических стран показал, что глобализация государственной собственности  имеет и крупные минусы, которые  со временем становятся нетерпимыми.
     Государственные предприятия экономически не были заинтересованы в использовании новых достижений науки и техники. Эти достижения отторгались, так как существовавшая монополия государственной собственности  делала более выгодным выпуск традиционной продукции по устоявшейся технологии. Отсутствие конкуренции лишило предприятия  экономических стимулов к повышению  качества продукции и снижению издержек производства. Внутренние источники  развития были заменены внешними побудительными мотивами, основанными на силе административной власти.
     В результате эффективность народного  хозяйства, основанного на государственной  собственности, оказалась невысокой, по многим показателям она уступает эффективности рыночной экономики. Замедлялись темпы роста производительности труда, из года в год снижалась фондоотдача, росла материалоемкость продукции.
     Аналогичные недостатки проявились и в колхозной  собственности.
     Административные  органы безраздельно командовали колхозами, определяли направление их производства, формировали органы их управления. Колхозная демократия носила формальный характер. Колхоз был лишен права  распоряжаться своей продукцией, поскольку основная ее часть поступала  государству по установленным им ценам.
     Отсутствие  подлинно хозяйского отношения к  производству так или иначе препятствует его нормальному функционированию. Конечно, директор и службы управления предприятий стремятся к тому, чтобы они работали эффективно. Но, как часто и не без основания  утверждают, хозяин всегда заинтересован  в процветании фирмы, а управляющий - в сохранении своей должности.
     Однако  можно выделить и положительные  моменты в преобладании государственной  собственности. Так, концентрация значительной части фонда накопления в руках  государства позволила планомерно перестраивать экономику, создавая новые отрасли, крупнейшие предприятия, в короткие сроки произвести техническое  перевооружение народного хозяйства.
     Государственная собственность всегда выступает  одним из факторов ускорения развития экономики. Безусловно, нельзя отрицать и значительное влияние данной формы  собственности для общего развития экономики страны. Без надлежащей государственной помощи в снабжении  предприятий современными средствами производства, без организации производства таких средств производства развитие частной инициативы и предприимчивости невозможно.
     Так какова же должна быть сущность государственной  собственности, страны в которой  стремятся построить рыночную экономику?
     На  мой взгляд, для определения сущности государственной собственности  достаточно определить функции вмешательства  государства, а также его монопольные  отрасли ведения: войны и национальная оборона, рост народонаселения и  урбанизация, проблемы окружающей среды  и социальная защита населения и  др.
     При определении сущности государственной  собственности необходимо учитывать  «потребности» государства в  лице его полномочных органов  для осуществления вышеназванных  функций. Так, например, для обороны  внешних и внутренних границ государства  необходима соответствующая материальная база (например, ВПК), которая и будет  основой для обороны.
     Таким образом, сущность государственной  собственности должна определяться исходя из вышеназванных обстоятельств, а остальная часть собственности  должна принять иные формы: индивидуальная, коллективная.
     В экономике западных стран велико значение государственной собственности. В нее входят обычно некоторые  крупные промышленные предприятия, банки, а также предприятия тех  отраслей, которые обслуживают производство и социально-бытовую сферу —  грузовой транспорт, энергетика, связь  и т.д. Создание государственных  предприятий обусловлено отчасти  желанием ускорить научно-технический  прогресс. Вместе с тем государство  иногда берет на себя перевооружение слабых звеньев экономики.
     Такое же значение государственной собственности  сейчас принимает и Россия.  
 
 

Госсобственность  в переходный период

 
 
     Особенность отношений между субъектами и  объектами собственности на федеральном  уровне объясняются следующими обстоятельствами:
    результаты процесса управления федеральной собственностью влияют на судьбы многих людей, определяя уровень их жизни, социальную защищенность, состояние здоровья, интеллектуальное развитие, безопасность и многие другие общепризнанные человеческие ценности;
    федеральная собственность охватывает огромное число объектов, расположенных на всей территории страны и за ее пределами;
    объекты федеральной собственности отличаются большим организационным и правовым многообразием, охватывают широкий спектр отраслей национального хозяйства и предназначены для использования в самых разнообразных направлениях;
    реализация права государства на объекты собственности достигается через функционирование системы управления государственной собственностью, представляющей собой трехуровневую иерархическую структуру.
     Государственная собственность, вероятно, сохранит свою значимость и функцию опорного звена всей хозяйственной цепи. Процесс приватизации, ведущий к расширению индивидуальной и групповой форм собственности, не означает, что государственная собственность будет полностью свернута. Есть такие отрасли народного хозяйства, которые нецелесообразно дробить на элементы.
     Это относится прежде всего к крупным, наиболее важным комплексам, работающим в интересах всего государства. Очевидно, что в России энергетика, транспорт, производство оборонной продукции и некоторые другие отрасли должны оставаться в сфере государственной собственности. Сюда должны быть отнесены материальные ресурсы науки, особенно фундаментальной.
     В рекомендациях различных авторов, доля государственной собственности должна составлять 50-30% основных производственных фондов.
     Еще долгое время государственному сектору  будут принадлежать значительные позиции  в народном хозяйстве России,  и этот сектор требует адекватной ему системы управления. По-видимому, все госпредприятия могут быть разделены на две категории: одна - под прямым управлением государства, вторая - на полном коммерческом расчете.
     Мировая практика показывает, что государственная собственность может быть эффективной, так как имеет определенные преимущества по сравнению с другими формами собственности, обусловленные ее функциями: способностью осуществлять макрорегулирование, формировать стратегию экономического развития общества в целом, оптимизировать структуру национальной экономики по критерию достижения наивысшей эффективности, ориентированной в конечном счете на человека.
     Преобладание  же государственной формы собственности  в экономике страны (в России 90% основных производственных фондов находилось до недавнего времени в госсобственности) ведет к возникновению государственной монополии, которая пагубна для развития экономики, для потребителя, населения и чрезвычайно выгодна производителю. Государственное предприятие выступает в качестве монополиста. В результате такого положения мы имеем «вымывание дешевого ассортимента», «навязывание потребителю выгодного для производителя ассортимента», занижение качества товара, нарушение сроков и объемов поставок, отказ от заключения договоров поставок, сокращение производства, возникновение дефицита продукции, неудовлетворенный массовый спрос.
     Таким образом, речь может идти не об устранении государственной собственности, а об отмене ее монопольного положения. Резко сократившись (в России более чем в 2 раза), государственная собственность в общенациональной, республиканской и муниципальной формах будет играть существенную роль в экономике
     Важная  проблема в развитии государственной  собственности - преодоление монополизма, характерного для административно-командной системы. К концу 1990 г. в машиностроении бывшего СССР доля монополизированного производства достигла 72%. С превращением бывших республик в независимые государства монополизм еще более усугубился, так как многие предприятия-дублеры оказались по разные стороны новых государственных границ.
     Понятно, что демонополизация производства, основанного на государственной собственности, - это долгий и сложный процесс. Отчасти преодоление монополизма может осуществляться путем разукрупнения предприятий, механического раздела их на части. Для строительства же новых предприятий-дублеров потребовалось бы слишком много средств, которыми наша страна в настоящее время не располагает.
     Можно предположить, что преодоление монополизма  пойдет за счет диверсификации производства на действующих предприятиях, которым под силу использовать свободные мощности (или расширять действующие) для выпуска дефицитных товаров.
     В преодолении монополизма может  играть положительную роль использование опыта стран Запада. Во многих из них действуют антимонопольные законы. В частности, в США в 1890 г. был принят закон Шермана ("хартия экономической свободы"), в 1914г. - закон Клейтона, запрещавший горизонтальное слияние фирм, если оно могло уничтожить конкуренцию. Закон Целлера-Кефовера (1950 г.) распространил это запрещение на вертикальные слияния. За нарушение антимонопольных законов предусмотрена уголовная ответственность (штраф до 100 тыс. долл. с должностного лица и тюремное заключение до 3 лет). Суд может заставить компенсировать убытки в тройном размере для фирмы, пострадавшей от монополизма.
     В ряде стран Запада действуют административные запреты на высокую степень монополизма. В США при монополизации одной фирмой 90% рынка предусмотрен принудительный раздел этой фирмы, при 60% и выше монополист ставится под контроль государства. В ФРГ один предприниматель может владеть не более чем 30% рынка выпускаемой продукции, 2-3 фирмы - не более чем 50%, 4-5 - не более 70%. Верхняя планка для одной фирмы в Великобритании установлена на уровне 20% рынка, в Норвегии и Индии-25%.
     Тем не менее, одной из главных теоретических  и практических проблем явилось  разгосударствление, определение и  использование наиболее рациональных путей, моделей приватизации.  
 

     Государственная собственность в  нашей стране существует на 3-х уровнях:
     1. На уровне всей федерации —  федеральная собственность. 
     2. На уровне субъектов федерации  (их 89). Каждый из них имеет свою  региональную собственность. 
     3. Муниципальная собственность (собственность  на уровне отдельного города, округа, села и т.д., кроме Санкт-Петербурга  и Москвы, которые выступают как  субъекты федерации).  
 
 
 
 
 

Роль  и значение государственной  собственности в  России 

     Собственность - это отношения между людьми, выражающие определенную форму присвоения материальных благ, и в особенности  форму присвоения средств производства. Они порождают целую гамму  отношений между ее участниками, а также между ними и обществом  в лице государства. Социальная сущность этих отношений и есть выражение  присущих данному обществу экономических  отношений собственности. Для более  полного представления о собственности  следует определить то место, которое принадлежит ей в системе общественных отношений.
     Во-первых, собственность - это основа, фундамент  всей системы общественных отношений. От характера утвердившихся форм собственности зависят и формы распределения, обмена, потребления. Так, в рыночной экономике преобладает частная собственность.
     Во-вторых, от собственности зависит положение  определенных групп, классов, слоев  в обществе, возможности их доступа  к использованию всех факторов производства.
     В-третьих, собственность есть результат исторического  развития. Ее формы меняются с изменением способов производства. Причем, главной  движущей силой этого изменения  является развитие производительных сил. Производство, олицетворяемое ветряной мельницей, писал Ф.Энгельс, дает общество с сюзереном во главе, паровая  машина выдвигает на первый план промышленную буржуазию.
     В-четвертых, хотя в пределах каждой экономической  системы существует какая-то основная специфическая для нее форма собственности, это не исключает существования и других ее форм, как старых, перешедших из прежней экономической системы, так и новых, своеобразных ростков перехода к новой системе. Переплетение и взаимодействие всех форм собственности оказывает положительное воздействие на весь ход развития общества.
и т.д.................


Перейти к полному тексту работы


Скачать работу с онлайн повышением уникальности до 90% по antiplagiat.ru, etxt.ru или advego.ru


Смотреть полный текст работы бесплатно


Смотреть похожие работы


* Примечание. Уникальность работы указана на дату публикации, текущее значение может отличаться от указанного.